Владимир викторович васильев. Владимир Васильев и его фильм"Большой балет Васильев солист балета личная жизнь

Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в городе Москва. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике. В семь лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, занимавшаяся с детьми, сразу обратила внимание на талант маленького Володи и пригласила его заниматься. Так, уже спустя год, Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

После школы в 1958 году окончил Московскую академию хореографии. Далее молодого человека приняли в балетную труппу Большого театра. Уже в годы учебы поражал виртуозной техникой исполнения и несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На сцене «Большого» дебютировал в балете «Каменный цветок» Юрия Григоровича в 1959 году.

Вскоре Васильев, завоевав любовь и признание зрителей и критики, стал одним из ведущих солистов балетной труппы данного театра более чем на тридцать лет. Артист станцевал главные партии современного и классического репертуара в балетах: «Золушка», «Страницы жизни», «Дон Кихот», «Паганини», «Жизель», «Ромео и Джульетта».

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Танцор стал первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите», в балете Родиона Щедрина «Конек-Горбунок», в «Спартаке» Арама Хачатуряна, в «Лесной песне» Германа Жуковского, в «Петрушке» Игоря Стравинского. Также Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом у таких постановщиков, как Ролана Пети, Мориса Бежара, Леонида Мясина.

Васильев создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Кроме Екатерины Максимовой, постоянной партнерши и жены Васильева, которую всегда называл своей Музой, с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Алисия Алонсо, Жозефина Мендес, Лилиан Кози, Карла Фраччи.

Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев уже тогда ощутил потребность в более полной реализации своего творческого потенциала: тягу к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» в 1971 году. В качестве хореографа, Владимир Викторович также поставил: «Эти чарующие звуки...», «Макбет», «Фрагменты одной биографии», «Анюта», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро». Постановки Васильева восторженно принимала публика, особенно те, где сам, с Екатериной Максимовой исполняли центральные партии.

В 1982 году Васильев окончил хореографический факультет Российского Института Театрального Искусства и с этого же года начал там преподавать, являлся заведующим кафедрой хореографии, а в 1989 году получил ученое звание профессора.

С 1995 года на протяжении пяти лет Васильев являлся художественным руководителем-директором Большого театра. Также активно сотрудничал со многими театрами страны и мира, возглавлял и участвовал в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, давал мастер-классы, готовил новые спектакли и роли. Возглавляя Фонд Галины Улановой, Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается».

На апрель 2019 года балеты в его постановке идут не только на сцене Большого театра, но и во многих других театрах России и мира. Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства. Мастер снимался как драматический актер в художественных фильмах, в оригинальных теле-балетах, где выступал не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Владимир Васильев является Народным и Заслуженным артистом России, лауреатом различных российских и международных премий, награжден орденами и медалями. Также почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства. Творчеству танцора посвящены фильмы и книги. Свободное время в основном посвящает живописи. Основная тема полотен: пейзажи, в которых старается передать красоту русской природы. Еще пишет стихи, и даже выпустил сборник «Цепочка дней».

Награды и Признание Владимира Васильева

Заслуженный артист России (1964)
Народный артист России (1969)
Народный артист СССР (1973)
Ленинская премия (1970) - за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Спартак» А. И. Хачатуряна
Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Сергея в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) - за участие в создании фильма-балета «Анюта» (1981)
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991, в области музыкального искусства) - за концертные программы последних лет
Премия Ленинского комсомола (1968) - за высокое мастерство и создание образа народного героя в балетных спектаклях ГАБТ
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000) - за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008) - за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность
Орден Ленина (1976)
Орден Дружбы народов (1981)
Орден Трудового Красного Знамени (1986)
Орден «За заслуги» (1999, Франция)
Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия)
Рыцарь Международного орден Святого Константина Великого (Союз Святого Константина, 1998)
Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (РПЦ, 1999)
Медаль Академии искусств Аргентины (1983)
Почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция)
Медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия)
Медаль имени П. Пикассо (2000)
Первая премия и золотая медаль на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959)
Гран При и золотая медаль на 1-м на Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964)
Премия имени В. Нижинского - «Лучший танцовщик мира» (1964, Парижская академия танца) (1964)
Специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария)
Премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е. С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца)
Премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия)
Приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1982, за телебалет «Анюта»)
Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983, за телебалет «Анюта»)
Премия Академии Симба (1984, Италия)
Приз «Интервидения» и приз за лучшее исполнение мужской роли на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985, за телебалет «Дом у дороги»)
Приз за лучший спектакль сезона - балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986)
Приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986)
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия)
Премии имени Дж. Тани - «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е. С. Максимовой, 1989, Италия)
Премия ЮНЕСКО (1990)
Премия имени С. П. Дягилева (1990)
Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991 (совместно с Е. С. Максимовой), 2001 - «За честь и достоинство»)
Премия города Террачина (1997, Италия)
Премии «За высочайшие достижения в области хореографии» (США, 2003, Италия 2005)
Премия «За жизнь в танце» (Италия, 2001)
Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда балета» (2005)
Российская премия Л. Э. Нобеля (2007, Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
Премия Свободы за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных связей (Нью-Йорк, 2010)
Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2010)
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина»

Творчество Владимира Васильева

Балетные партии

Большой Театр

1958 - «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина - цыганский танец
1958 - «Демон» А. Рубинштейна - танец «лезгинка»
1958 - хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан
1958 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Солист
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Данила
1959 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова - Принц
1959 - «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова - Солист - первый исполнитель
1960 - хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского - Нарцисс - первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»)
1960 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Бенволио
1960 - «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона - Батыр
1960 - «Конек-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского - Иванушка - первый исполнитель
1961 - «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури - Лукаш - первый исполнитель
1961 - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского - Андрей
1962 - «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского - Паганини
1962 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона - Раб - первый исполнитель
1962 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Базиль
1963 - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера - Солист - был в числе первых исполнителей этого балета
1963 - «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани - Фрондосо
1963 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Голубая птица
1964 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского - Альберт
1964 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина - Петрушка
1964 - «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского - Меджнун - первый исполнитель
1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича - Щелкунчик-принц - первый исполнитель
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича - Спартак - первый исполнитель
1971 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке - Икар
1973 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Ромео
1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича - Принц Дезире - первый исполнитель
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Иван Грозный
1976 - «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича - Сергей - первый исполнитель
1976 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) - Икар - первый исполнитель
1979 - большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара - Ромео - первый исполнитель в СССР
1980 - «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке - Макбет - первый исполнитель
1986 - «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке - Петр Леонтьевич - первый исполнитель
1988 - концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова - Солист
«Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича - Борис
На сценах других театров (первый исполнитель)
1977 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара - Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель)
1987 - «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети - профессор Унрат (Марсельский балет, Франция)
1988 - «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина - Зорба («Арена ди Верона», Италия)
1988 - «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина - Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия)
1988 - «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина - Пульчинелла (Театр Сан-Карло)
1989 - «Нижинский», режиссер Б. Менегатти - Нижинский (Театр Сан-Карло)
1994 - «Золушка» С. Прокофьева - хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлевский балет)
2000 - «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссер Б. Менегатти - Маэстро (Римская опера)
2009 - «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссер Б. Менегатти - Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Гастроли

Будучи на гастролях, выступал после 1988 года в качестве приглашенного солиста в крупнейших театрах мира: Ла Скала (Италия), Арена ди Верона (Италия), театр Сан-Карло (Неаполь, Италия), Римская опера, театр Колон (Аргентина), Американский балетный театр, театр «Кремлевский балет» (Москва), принимал участие в гастролях Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне - Мариинский театр) в Париже, и др.

Постановки

1969 - «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»
1971 - «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 - вторая редакция)
1977 - «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент)
1978 - «Эти чарующие звуки…», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр)
1980 - «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 - Новосибирский театр оперы и балета; 1984 - Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 - Будапештская опера, Венгрия; 1990 - театр «Кремлевский балет»)
1981 - «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссер М. Захаров (Ленком)
1981 - вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж)
1981 - «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр)
1981 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр)
1983 - хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 - Большой театр)
1986 - «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 - Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 - Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 - Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 - Красноярский театр оперы и балета; 2011 - Самарский театр оперы и балета)
1988 - «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр)
1988 - «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 - Большой театр)
1989 - «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссер Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды)
1990 - «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 - Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 - Латвийская национальная опера, Рига; 2002 - Муниципальный театр Рио-де-Жанейро)
1991 - «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 - «Кремлевский балет»; 1995 - Литовская национальная опера; 2001 - «Токио-балет», Япония; 2007 - Национальный театр, Белград)
1993 - «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссер Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 - Арена ди Верона; 2006 - театр «Ла Скала»)
1994 - «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлевский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 - Челябинский театр оперы и балета; 2006 - Воронежский театр оперы и балета)
1994 - «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 - Большой театр)
1994 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлевский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии)
1994 - «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
1995 - «О, Моцарт! Моцарт…», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва)
1995 - «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссер Б. Покровский, Большой театр)
1996 - «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр)
1996 - «Травиата» Дж. Верди (Большой театр)
1997 - хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр)
1999 - «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 - Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории)
2009 - «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена)
2015 - «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)
Кроме этого, поставил свыше 20 хореографических номеров и композиций на разных сценах мира («Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы» на музыку одноименного сочинения С. С. Прокофьева (1992), «Синкопы»), а также хореографические композиции в многочисленных художественных кинофильмах.

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей

1970 - «Спартак» - Спартак (спектакль ГАБТа СССР, композитор А. И. Хачатурян, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижер А. Жюрайтис)
1974 - «Ромео и Джульетта» - Ромео (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Л. М. Лавровский, дирижер А. Жюрайтис)
1978 - «Щелкунчик» - Щелкунчик-принц (спектакль ГАБТа СССР, композитор П. И. Чайковский, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижер А. Копылов)
1978 - «Каменный цветок» - Данила (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижер А. Копылов)
1994 - «Золушка» - мачеха Золушки (спектакль Театра балета Государственного Кремлевского Дворца, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик В. В. Васильев, дирижер М. Плетнев)

Художественные кинофильмы, фильмы-балеты

1961 - «СССР с открытым сердцем» (фильм-концерт), режиссеры В. Катанян, Л. Кристи) - солист
1962 - «Сказка о Коньке-горбунке» (режиссеры А. Радунский и З. Тулубьева) - Иванушка
1969 - «Москва в нотах» (музыкальный фильм)
1969 - «Похищение» (музыкальный фильм) - артист Васильев
1970 - «Трапеция» (режиссеры Ф. Слидовкер, В. Смирнов-Голованов) - Арлекин
1975 - «Спартак» - Спартак
1980 - «Большой балет» (фильм-концерт)
1980 - «Жиголо и Жиголетта» (хореограф и сорежиссер А. Белинского) (короткометражный) - Сид Котмен
1981 - «50 лет театру кукол Сергея Образцова» (фильм-спектакль)
1982 - «Анюта» (хореограф и сорежиссер А. Белинского) - Петр Леонтьевич
1983 - «Травиата» (режиссер Ф. Дзеффирелли) - матадор
1984 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов, хореография В. Васильева - солист
1985 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, хореография В. Васильева - солист
1985 - «Дом у дороги» на музыку В. Гаврилина по поэме А. Твардовского (хореограф, сорежиссер А. Белинского и исполнитель главной роли Андрея)
1986 - «Фуэте» (хореограф и сорежиссер Б. В. Ермолаева) - Андрей Новиков / Мастер
1988 - «Гран па в белую ночь» (музыкальный фильм)
1992 - «Евангелие для лукавого» (фильм-оратория) - центральные роли
Документальное кино
1973 - «Дуэт» - фильм, посвященный творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
1981 - «Мир Улановой» (документальный) (режиссер)
1989 - «Катя и Володя» (режиссер Д. Делуш, производство Франции) - фильм, посвященный творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
1990 - «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…» - фильм, посвященный творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
2000 - «Отражения» - фильм о творчестве В. Васильева - 2000 г., 52 мин., режиссер Н. Тихонов
2005 - «Владимир Васильев. Большой балет» - фильм, 2005 г., 4 серии по 26 мин., режиссер Н. Тихонов

Участие в фильмах

1970 - Парад аттракционов (документальный)
1985 - Анна Павлова (документальный) - комментарии к фильму
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1999 - Катя (документальный)
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2006 - Арам Хачатурян (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2007 - Марис Лиепа (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2007 - Нериюс (Литва, документальный)
2009 - Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2009 - Синее море…белый пароход…Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь… (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)
2011 - Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Живопись

Пишет картины. Десять персональных выставок его живописных работ прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах.

Биография

Владимир Викторович Васильев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1973).
Супруга - Екатерина Сергеевна Максимова, выдающаяся балерина, педагог, народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России (ушла из жизни в апреле 2009 года). В 1958 году окончил МАХУ по классу М. М. Габовича, 26 августа 1958 года стал солистом балетной группы Большого театра, где проработал больше 30 лет.

Ранние годы

Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец - Васильев Виктор Иванович (1912-1963), работал шофером на фабрике технического войлока. Мать - Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г.р.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии.
В 1947 году юный Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра - это были русский и украинский танцы.

В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

Большой театр

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и даже не думал танцевать классику. И первоначально в театре у него действительно были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» - первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана». Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста.

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите» (постановка А.А.Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К.Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А.И.Радунского, 1960), Раба в «Спартак е» А.И.Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в «Лесной песне» Г.Л.Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в «Класс-концерте» (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка» (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964), исполнителем Батыра в «Шурале» Ф.З. Яруллина. В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ - и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.

Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича также связаны с именем Владимира Васильева, который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского «Щелкунчик » и «Спящая красавица»; знаменитый Спартак в одноименном балете А.И. Хачатуряна (1968; за эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в «Ангаре» А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако постепенно между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов были вынуждены расстаться с Большим театром.

Международное признание

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом - в «Гранд-опера», «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардене», Римской опере, театре «Колон», и т. д. Феномен Владимира Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза.

В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы «Травиата » (Испанский танец - постановка и исполнение). В 1987 году Васильев выступает в роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год ознаменован первым исполнением главной партии Зорбы в постановке Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первым исполнением главных партий одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в возобновлении Лорки Мясина в театре «Сан-Карло» (Неаполь).

В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его «богом танца», итальянцы носили на руках, в Аргентине после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии» он просто стал национальным героем и почетным гражданином Буэнос-Айреса, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т. д.

Кроме Екатерины Максимовой - постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он всегда называл своей Музой, - с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Талант балетмейстера

Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает потребность в более полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 - 1-я редакция; 1976 - 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева - необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет: «Эти чарующие звуки...» (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), «Я хочу танцевать» («Ностальгия») на фортепьянную музыку русских композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал «Россия», 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: «Макбет» (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); «Анюта » (по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» на музыку В.А. Гаврилина; театр «Сан-Карло», ГАБТ, 1986), «Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990, Литовская опера, 1993, Латвийская Опера, 1999), «Золушка» (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), «Балда» (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает свое видение классических балетов: «Дон Кихот» (Американский балетный театр, 1991, Кремлевский балет, 1994, Литовская Опера, 1995), «Лебединое озеро» (ГАБТ, 1996), «Жизель» (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997), Паганини (Театро Сан-Карло, 1988, ГАБТ, 1995, Театро Архентино, 2002).

В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы» и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он чувствует в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии - Икар и Эола, Макбет, Солистка в «Чарующих звуках», Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои «Ностальгии» и «Фрагментов одной биографии». В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Работа в кино, в опере и в драматическом театре

Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства - он снимается как драматический актер в художественных фильмах «Жиголо и жиголетта» (Сид, 1980), «Фуэте» (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах «Анюта » (Петр Леонтьевич, 1982) и «Дом у дороги » (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Васильев ставит оперы: опера-балет «Тахир и Зухра» на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием «О, Моцарт! Моцарт...» на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр «Новая опера», Москва, 1995), «Травиата » Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх «Аида» Дж. Верди (Римская опера, 1993, Арена ди Верона, 2002) и «Хованщина» М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).

Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969) и рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» в театре Ленком (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), «Художник читает Библию» (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).

Педагогическая деятельность. Снова Большой

Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 год Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем-директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др. Масштабные зарубежные гастроли театра заставили мир заговорить о возрождении Большого театра. В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности «в связи с ее упразднением».

Последнее десятилетие

Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» о П.И. Чайковском (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев, а в 2001 году - премьеры постановок Васильева «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 - постановка балета «Ромео и Джульетта» в Муниципальном театре Рио-де Жанейро.
Возглавляя Фонд Галины Улановой Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается» (Новая Опера, 2003, Большой театр, 2004 и 2005).

Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: «Дуэт » (1973), «Катя и Володя » (СССР-Франция, 1989), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), «Отражения » (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999), Pedro Simon «Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev. Giselle» (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина «Владимир Васильев» (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой «Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности» (М.: Театралис, 2000), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

Почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Личная жизнь

Свободное время Васильев в основном посвящает живописи - своему самому серьезному и давнему увлечению (состоялось шесть персональных выставок его работ). Особенно любимые им художники - Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Фонвизин, Зверев, Маслов. Основная тема полотен Васильева - пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка Костромской области, где он всегда проводит отпуск.

В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает - мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели - Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты - Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы - Моцарт, Бах, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев.

У Васильева появилось новое увлечение - он стал писать стихи, а в 2000 году вышел его первый поэтический сборник «Цепочка дней».
В 1995 г. Владимиру Васильеву было предоставлено литовское гражданство.
Живет и работает в Москве.

Фильмография

2011 Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)
2009 Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 Синее море...белый пароход ... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2005 Владимир Васильев. Большой балет (документальный)
2005 Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2000 Отражения (документальный)
2000 Майя / Maïa (документальный)
1993 Comme les oiseaux
1990 Катя и Володя (документальный)
1988

Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец – Васильев Виктор Иванович (1912–1963), работал шофером на фабрике технического войлока. Мать – Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г. рожд.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии. Супруга – Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России.

В 1947 году юный Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра – это были русский и украинский танцы.

В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Профессиональный взгляд Михаила Марковича точно отметил характерную особенность танца ученика: «... Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой». Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и даже не думал танцевать классику. И первоначально в театре у него действительно были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» – первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана». Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста.

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил

18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите» (постановка А.А.Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К.Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А.И.Радунского, 1960), Раба в «Спартаке» А.И.Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в «Лесной песне» Г.Л.Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в «Класс-концерте» (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка» (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964), исполнителем Батыра в «Шурале» Ф.З. Яруллина. В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ – и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота. Об этом неоднократно говорили и критики, и его коллеги по искусству. Легендарному М. Лиепа, народному артисту СССР, премьеру Большого театра, принадлежит такое высказывание: «Васильев – это гениальное исключение из правил! Он обладает феноменальным талантом в технике и в актерском мастерстве, и во владении танцевальной фразой, и в музыкальности, и в умении перевоплощаться и т. д.». А вот что сказал Ф.В. Лопухов, патриарх русского балета: «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем... Он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас». Великий русский балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский выделял Васильева изо всех когда-либо виденных им танцовщиков, называя его «настоящим гением танца». Еще в 1960 году Голейзовский создал специально для него концертные номера «Нарцисс» и «Фантазия» (для Васильева и Е.С. Максимовой) и в 1964 году – партию Меджнуна в балете С.А. Баласаняна «Лейли и Меджнун».

Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича также связаны с именем Владимира Васильева, который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица»; знаменитый Спартак в одноименном балете А.И. Хачатуряна (1968; за эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в «Ангаре» А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако постепенно между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов были вынуждены расстаться с Большим театром.

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом – в «Гранд-опера», «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардене», Римской опере, театре «Колон», и т. д. Феномен Владимира Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза. В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы «Травиата» (Испанский танец – постановка и исполнение). В 1987 году Васильев выступает в роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год ознаменован первым исполнением главной партии Зорбы в постановке Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первым исполнением главных партий одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в возобновлении Лорки Мясина в театре «Сан-Карло» (Неаполь). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики – французы назвали его «богом танца», итальянцы носили на руках, в Аргентине после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии» он просто стал национальным героем и почетным гражданином Буэнос-Айреса, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т. д.

Кроме Екатерины Максимовой – постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он всегда называл своей Музой, – с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор – например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Федор Васильевич Лопухов писал: «... Говоря слово “бог” применительно к Васильеву... я имею в виду чудо в искусстве, совершенство». Васильев по праву считается преобразователем мужского танца, новатором, с которым связаны его высшие достижения. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает потребность в более полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 – 1-я редакция; 1976 – 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева – необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет: «Эти чарующие звуки...» (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), «Я хочу танцевать» («Ностальгия») на фортепьянную музыку русских композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал «Россия», 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: «Макбет» (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); «Анюта» (по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» на музыку В.А. Гаврилина; театр «Сан-Карло», ГАБТ, 1986), «Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990, Литовская опера, 1993, Латвийская Опера, 1999), «Золушка» (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), «Балда» (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает свое видение классических балетов: «Дон Кихот» (Американский балетный театр, 1991, Кремлевский балет, 1994, Литовская Опера, 1995), «Лебединое озеро» (ГАБТ, 1996), «Жизель» (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997), Паганини (Театро Сан-Карло, 1988, ГАБТ, 1995, Театро Архентино, 2002).

В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы» и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он чувствует в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии – Икар и Эола, Макбет, Солистка в «Чарующих звуках», Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои «Ностальгии» и «Фрагментов одной биографии». В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства – он снимается как драматический актер в художественных фильмах «Жиголо и жиголетта» (Сид, 1980), «Фуэте» (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах «Анюта» (Петр Леонтьевич, 1982) и «Дом у дороги» (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев ставит оперы: опера-балет «Тахир и Зухра» на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием «О, Моцарт! Моцарт...» на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр «Новая опера», Москва, 1995), «Травиата» Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх «Аида» Дж. Верди (Римская опера, 1993, Арена ди Верона, 2002) и «Хованщина» М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).

Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969) и рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» в театре Ленком (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), «Художник читает Библию» (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).

Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 год Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем–директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная Видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале «Культура»; создана пресс-служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность (в т.ч. появление периодического издания глянцевого журнала «Большой театр»); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. строительство его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии; проведено множество благотворительных акций, а также вечеров и гала концертов, режиссером которых во многих случаях выступает сам Васильев (концерт, посвященный 850-летию Москвы в Кремле, уникальный Новогодний бал в Большом-2000), и многое другое. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др. Масштабные зарубежные гастроли театра заставили мир заговорить о возрождении Большого театра. Газеты писали: «Триумфальное возвращение Большого» (Daily Gerald), «Снова великий Большой» (Financial Times).

В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности «в связи с ее упразднением».

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» о П.И. Чайковском (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев, а в 2001 году – премьеры постановок Васильева «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 – постановка балета «Ромео и Джульетта» в Муниципальном театре Рио-де Жанейро.

Возглавляя Фонд Галины Улановой Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается» (Новая Опера, 2003, Большой театр, 2004 и 2005).

Васильев снимался в экранизациях балетов: «Сказка о Коньке-Горбунке» (Иванушка, 1961), «Подпоручик Киже» (Павел I, 1969), «Спартак» (1976); «Я хочу танцевать» и «Фрагменты одной биографии» (1985); оригинальных телебалетах: «Трапеция» (Арлекин, 1970), «Анюта» (Петр Леонтьевич, 1982), «Дом у дороги» (Андрей, 1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: «Путь в Большой балет» (1960), «СССР с открытым сердцем» (1961); «Москва в нотах» (1969), «Хореографические новеллы» (1973), «Классические дуэты» (1976), «Страницы современной хореографии» (1982), «Гран па в белую ночь» (1987), «Слава Большого балета» (1995) и др.

Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: «Дуэт» (1973), «Катя и Володя» (СССР–Франция, 1989), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), «Отражения» (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999), Pedro Simon «Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev. Giselle» (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина «Владимир Васильев» (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой «Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности» (М.: Театралис, 2000), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

В.В. Васильев – народный артист России, народный артист СССР, народный артист РСФСР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии «Хрустальная Турандот» в 1991 году (совместно с Е.С. Максимовой) и в 2001 году – «За честь и достоинство».

В.В. Васильев награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999), французским орденом «За заслуги» (1999), бразильский орден Рио Бранко (2004).

В.В. Васильев завоевал первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964), приз «Интервидения» (за телебалет «Анюта») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (1982), Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет «Анюта») на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983), приз Интервидения и приз за лучшее исполнение мужской роли (телебалет «Дом у дороги») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985), приз за лучший спектакль сезона – балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986), приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986).

В.В. Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Среди них: премия имени В. Нижинского – «Лучший танцовщик мира» (1964, Парижская академия танца), специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария), премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е.С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия), медаль Академии искусств Аргентины (1983), премия Академии Симба (1984, Италия); премия «Вместе за мир» (1989, Италия), премии имени Дж. Тани – «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е.С. Максимовой, 1989, Италия), премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990, 2000), премия города Террачина (1997, Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция), медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премии «За высочайшие достижения в области хореографии» (США, 2003, Италия 2005), премия «За жизнь в танце” (Италия, 2001).

В.В. Васильев – почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Свободное время Васильев в основном посвящает живописи – своему самому серьезному и давнему увлечению (состоялось шесть персональных выставок его работ). Особенно любимые им художники – Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Фонвизин, Зверев, Маслов. Основная тема полотен Васильева – пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка Костромской области, где он всегда проводит отпуск. В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает – мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели – Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты – Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы – Моцарт, Бах, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев. У Васильева появилось новое увлечение – он стал писать стихи, а в 2000 году вышел его первый поэтический сборник «Цепочка дней».

Живет и работает в Москве.

зависть
alfrv 2008-10-21 03:12:05

Вы патологически завистливы и горделивы!!! Вечность Вас не останавливает..


мнение
Карасева Наталья 2010-01-25 19:51:43

Я восхищаюсь этим замечательным человеком...Изумительным, сильным и очень русским. Я не могу забыть Спартака в его исполнении, это было в 1975 или раньше, но я не могу забить его. И потом, где бы я не встречалась его на экране, очень важные, простые и понятные вещи он говорит. Таких людей надо беречь и ценить...


Признательность
yaguran 2010-03-24 11:13:10

Я,Васильев Александр Георгиевич,1946 года рождения.Горный инженер-геолог.Ныне машинист водянного котла(кочегар) и вся моя семья, супруга Любовь Леонтьевна,взрослые мои дети, Ирина и Наталья,очень уважаем Вас и Вашу супругу(очень сожалеем о ней)во-первых, как очень честных и порядочных людей,которых очень и очень мало на нашей Родине. Вы не бросили Нас в трудное время, не уехали за кардон, ради личного благополучия, как многие "растраповичи", не поганили нашу Родину и свой народ.Вам досталось,как и всему русскому ограбленному народу, тяжёлое время. Ведь,Вы жили и работали для нас рабочих,крестьян,инженеров,врачей, учителей, отдавая свой талант,здоровье и труд,практически бескорыстно,честно и с любовью.ВЫ всегда с нами, а мы с ВАМИ.Мы гордимся ВАМИ.Если Вам,Владимир,понадобится наша помощь и поддержка,то мой адрес 662159 г.Ачинск Красноярский край,ЮВР дом 9 кв.85 Васильеву А.Г.тел.89130373846.Как бы Вас не перепутать с моим братом, тоже Владимиром.Спасибо ВАМ!Таких как ВЫ очень мало и очень сожалеем, что многим,ушедшим в мир иной,не сказали добрых слов поддержки признательности,и что мы у них за спиной,плечом к плечу, и в горе, и в радости.Ваши Васильевы.

Сегодня 76-летие отмечает Влади́мир Ви́кторович Васи́льев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер,художник и актёр, педагог.

Родился Владимир Викторович 18 апреля 1940 года в семье работников войлочной фабрики. Когда началась война, ему едва исполнился годик. Война разъединила семью: отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер – родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время.

Этой семье невероятно повезло - в 1945 году с фронта вернулся отец, и они снова были все вместе. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора. Один из друзей пригласил маленького Владимира с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником. В 1949 году Васильев поступил в хореографическое училище Большого театра , а через год добиться первенства среди однокурсников.


В 1958 году Васильев был принят в труппу Большого театра , где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом. Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой , встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее Васильева помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.


После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика – зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».


Золушка


Дон Кихот


Жизель - Ирина Колпакова, Альберт - Владимир Васильев


Джульетта - Екатерина Сергеевна Максимова, Ромео - Владимир Викторович Васильев


Васильеву еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.


Спарктак


Лукаш "Лесная песня"


Красивая и трогательная история была и в личной жизни Васильева. Еще в годы обучения он познакомился с Екатериной Максимовой , которая отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева.


Летом 1961 года они поженились, а медовый месяц провели в самом романтичном городе на планете – Париже. Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться таким отдыхом. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь.


Со временем к Васильеву пришла и мировая известность. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.


Фильм-опера "Травиата", режиссёр Ф. Дзефирелли, 1982.


Говорят, что талантливый человек талантлив во всём, и это полностью про Васильева. Ему мало было танцевать на сцене самому – он стал великим балетмейстером! Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Свое мироощущение мастер так же воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.



Лебединое озеро


Вся страна с восторгом наблюдала церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году ! Особенно трогательным моментом для меня стал Первый бал Наташи Ростовой. Владимир Викторович принимал участие в этой постановке! Предлагаю вспомнить эти чудесные мгновения. Танцуют Светлана Захарова и Владимир Васильев!


Свое 75-летие в прошлом году легендарный танцовщик и хореограф отметил в Большом театре, где был показан спектакль по Мессе си минор Баха под названием Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») , который Васильев поставил в Татарском академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Это и опера, и балет, и 3D-инсталляция. Философская притча о судьбе человечества и каждого человека в отдельности. Месса о любви и радостях, о потерях, обидах и горечи.


Васильев на финальной репетиции спектакля


Поздравление от Илзе Лиепа, сопредседатель Стратегического совета Союза женских сил

Писать подобные посты невероятная радость, охватывает чувство гордости за свою страну, так богатую на талантливых людей!

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

Вышло в свет второе (расширенное и дополненное) издание уникальной книги «Владимир Васильев. Энциклопедия творческой личности». Первое издание увидело свет в 2000 году — к юбилею Васильева, который стал первым и единственным среди живущих, кому была посвящена персональная энциклопедия. – огромный труд о жизни и творчестве великого артиста балета, балетмейстера, режиссёра, сценографа, художника, поэта: 326 страниц энциклопедии содержат более 900 статей. Автор книги Елена Фетисова, психолог по образованию (она также автор научных публикаций о психологии личности и творчества) и фотохудожник по призванию (что было отмечено вручением ей приза «Душа танца» в 2015 году), в течение более 40 лет фотографировала Васильева на спектаклях, репетициях, концертах, съёмках фильмов, творческих вечерах и т.д. Ею собран, систематизирован и оформлен в статьи огромный объём информации о всех партиях Владимира Васильева в балетах, всех спектаклях с его участием и спектаклях, им поставленных с полным описанием сценических историй; всех его ролях в телебалетах, художественных фильмах; о фильмах, в которых Васильев снимался и которые ставил; о спектаклях и гала-концертах, которые он режиссировал; о международных конкурсах балета, где он являлся председателем жюри; о его наградах, призах, премиях, почетных званиях; фотоальбомах, книгах, выставках, ему посвящённых; персональных выставках Васильева-художника, изданиях его поэзии и многом-многом другом. Среди персон, представленных в энциклопедии: артисты – первые исполнители постановок Васильева; его партнёры и партнёрши в спектаклях и фильмах; балетмейстеры, которые ставили специально на него; композиторы, дирижёры, художники, хормейстеры, концертмейстеры – участники творческих проектов Васильева, режиссёры и операторы, снимавшие фильмы о Васильеве или совместно с ним; учителя Васильева в МХУ и педагоги в Большом театре, его ученики в ГИТИСе; исследователи балета и фотографы, особенно интересовавшиеся творчеством Васильева и т.д.

Богатый иллюстративный материал (более 450 фотографий, из которых почти половина снята автором книги) включает редкие снимки из личного архива Владимира Васильева, музея Большого театра, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Благотворительного фонда «Новое Рождение искусства», частных коллекций, работы известных отечественных и зарубежных фотомастеров, многие из которых публикуются впервые. Статьи расположены в алфавитном порядке, и каждая из букв открывается фотографией той постановки Васильева, которая начинается с этой буквы: А – «Анюта», И – «Икар», М – «Макбет» и т.д. Кроме сцен из спектаклей статьи о постановках иллюстрированы афишами, программами спектаклей, фотографиями с репетиций.

В энциклопедию включено Приложение – «О творчестве и не только» – содержащее информацию о выступлениях Васильева (в т.ч. шуточных) на различных празднествах, поздравления от коллег и друзей на его юбилеях, оригинальные подарки и посвящения Владимиру Васильеву, а также дружеские шаржи, эпиграммы, мозаика географических названий, связанных с его пребыванием и мн. другое. Статьи Приложения также иллюстрированы редкими фотографиями, в большинстве своем неизвестными широкой публике.

В книге представлены работы Васильева-художника и сценографа, его поэтические произведения, а также впервые публикуются небольшие фрагменты воспоминаний Владимира Васильева, эксклюзивно предоставленные им для настоящего издания.

Приобрести книгу можно:
В магазине Большого театра.
Адрес: Москва, ул. Театральная площадь, 1. 9-ый подъезд главного здания.

В книжном магазине Москва
Адрес:ул. Тверская 8 стр.1
Так же у них имеется интернет-магазин www.moscowbooks.ru

В магазине Мариинского театра
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Театральная площадь,1

На сайте издательства http://www.bookmusic.ru/



Вверх