Что такое талант и гениальность в психологии? Талантливый человек

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.

Что такое талант?

Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая , заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.

Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.

Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.

Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.

Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.

Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!

Не один воистину великий человек был непризнанным в своем отечестве и времени. Зачастую — это окружение не хочет, не способно воспринимать нечто новое, отличное от привычного, противится новому веянию или даже агрессивно защищается от него. Некоторые таланты шли настолько вразрез с общественно признанной деятельностью, что и сам носитель не мог себе объяснить, что владеет им, и пытался бороться и искоренять влечения к таланту. Однако ни внешняя, ни внутренняя борьба с истинной талантливостью не приносит желаемых результатов, сила таланта лишь растет от борьбы. Многие выдающиеся, острые талантливые произведения, обычно художественные, были созданы как раз под влиянием этого конфликта, словно на изломе, в них прослеживается душевное колебание и даже страдание создателя. Но, как и в случае со своим творцом, позже они завладели умами и сердцами своих зрителей, а часто даже положили начало новому, революционному направлению, став впоследствии классикой.

Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.

Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.

Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни , наблюдению за своей психической жизнью и противоположен . Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Как найти свой талант?

Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.

Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.

У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с , без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.

Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.

Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.

Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.

Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.

Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.

Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.

Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.

Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.

Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.

Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.

Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.

Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.

Талантливость как качество личности – склонность проявлять природную одарённость и выдающиеся способности в какой-либо сфере жизнедеятельности.

Учитель музыки говорит ученику: — Предупреждаю, если ты не будешь вести себя правильно, я скажу родителям, что у тебя талант.

Талант – это божественная энергия, стартовый капитал личности. Талант – это ответственность перед миром. Изначально слово «талант» обозначало золотые монеты. В библии описывается притча, как хозяин подарил трём своим рабам по одной монете — «таланту». Один закопал ее в землю, второй разменял, а третий приумножил. Отсюда появились выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Но затем это слово стали использовать в другом смысле – как божественный дар творить нечто новое, врожденное в человеке. М. Веллер пишет: «Талант – это перпендикуляр. Это заплыв против течения. Это презрение к толпе и неистребимое стремление выделиться из нее так, чтобы она удивлялась и уважала. Нонконформизм, в общем, и способность делать что-то такое, чего большинство не может, или не хочет, или даже не понимает».

Один из главнейших уроков жизни – найти своё предназначение, найти ту сферу жизнедеятельности, где «изюминка» таланта проявится в полную силу. Кому-то предназначено быть талантливым артистом, кому-то талантливой матерью, а кому-то талантливым ветеринаром. Если они пойдут по другой дороге жизни, будет конфликтное существование, будет недовольство собой и работой, будет зависть к более успешным коллегам. С работой должна быть взаимная любовь, иначе каждый день превратится в тягостную муку. Талантливый человек, занятый своим любимым делом, идёт на работу с радостью, а возвращается с удовольствием. Словом, не нужно поддаваться уговорам играть на скрипке, когда у тебя получается стучать в барабан. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 3.35: «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».

Мудрые слова. Ученые провели любопытное исследование, состоявшее в выяснении когда у людей наиболее часто происходят инфаркты и какова их основная причина. Выяснилось, что в девять утра в понедельник. Выжившим после инфаркта задавали вопрос, в чем, как они считают, основная причина их сердечного недуга. И вот что всплыло. Все они ненавидели свою работу и шли на нее, как на каторгу. Люди ежедневно со звонком будильника испытывали стресс, насиловали себя и, превозмогая свою нежелание, шли на нелюбимую работу. Вот поэтому следовать по чужому пути опасно. Надо искать своё предназначение.

Есть такая притча. Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти пять правил, никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть. Первое: ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Богу держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком. Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил или сможешь «вырасти» из них. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: везде, где бы ты ни шел, ты должен оставить свой след.

«На свете немало людей, — писал испанский писатель Карлос Руис Сафон, — кто обладает способностями и желанием, и многие не добиваются ничего. Это только предпосылки к тому чтобы совершить что-то в жизни. Врожденный дар сродни силе атлета. Можно появиться на свет, обладая большими или меньшими способностями, однако человек не становится атлетом только лишь по той причине, что родился высоким, сильным или быстрым. Выдающимся спортсмена или художника делает упорный труд, совершенствование в своем ремесле и технические приемы. Природный ум - не более чем стратегический запас».

Всегда печально смотреть на нереализованный, «зарытый в землю» талант. Беда, коль пироги начнет печи сапожник. Занимаясь не своим делом, человек проходит мимо своего счастья, не открывает своё истинное Я. Чувство вины за не найденное или сознательно не принятое предназначение будет всю жизнь грызть его душу и отравлять существование. Как капитал переливается из одной отрасли хозяйства в более прибыльную отрасль, так и человек, поддавшись меркантильным соображениям, иногда начинает дрейфовать по жизни, сознательно забывая про свой талант. Итог: экзамен жизни не сдан, предназначение проигнорировано, личность потеряна, счастья однозначно не будет. Помните у Ричарда Баха: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» В некоторых странах существуют традиции, как определить талант ребенка. Например, в Индии перед младенцем раскладывают различные предметы — книги, деньги, оружие. К чему он поползет и начнет играть, то и будет сферой его деятельности в будущем.

Талантливость — неразлучница с трудолюбием и целеустремлённостью. Лень и малодушие — ржавчина для таланта, только в атмосфере постоянного, напряжённого и упорного труда, он превращается в реальную созидательную силу, только в приобретении навыков и опыта он раскрывает весь свой потенциал. Талант без трудолюбия подобен фейерверку — ослепительное мгновение и темнота. Если талантливость идёт по пути своего предназначения к своей цели, труд для нее превращается в осознанную необходимость, в работу души, в удовольствие. Поэтому, по большому счёту, наличие лености – свидетельство того, что человек занят не своим делом и, под влиянием чужих мнений и оценок, нерадиво относится к своему занятию. Например, окружающие в один голос твердят: «Ты талантливый врач», а ему опостылели пациенты и почему-то, в каждую свободную минуту он следит за биржевыми новостями и в тайне мечтает стать брокером.

Кто-то придумал утверждение: «Талантливый человек талантлив во всём». Далеко не во всём. Если нет предназначения, интереса, навыков и опыта – ничего не получится. Есть замечательное высказывание Франсуа де Ларошфуко: «Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен».

Талантливость ленива только там, где не её место, в своей любимой сфере о лени не может быть и речи, куда всё девается – глаза сияют, от работы за уши не оттащишь, трудоспособность сумасшедшая, человек даже не чувствует усталости. Как определить, твоё это занятие или навязанное обстоятельствами? Очень просто, это можно ощутить даже на физическом уровне. Если, оставив дело, начинаешь себя хуже чувствовать – это верный признак отклонения от призвания.

Талантливость – означает уйти от шаблонов и стереотипов, действовать принципиально по-новому, наиболее лучшим способом реализуя свои способности при любых обстоятельствах жизни. И. Е. Репину врачи запретят работать с красками, но и простым окурком он умудряется делать талантливые вещи. У Ф. М. Достоевского каждый приступ эпилепсии снижал его умственные способности, и он не помнил действующих лиц своих произведений. Несмотря на это, мастер с любовью создавал новые свои детища.

Талантливость – искренняя. В мире людских оценок для неё важно только одно – искренне или фальшиво, подлинно или поддельно. Сторонясь снобизма, талантливость вовсе не заботится о «хорошем» или «дурном» вкусе своих творений. Вкус для неё, как сказал Ролан Быков – «это когда мне вкусно». Талантливость чурается подражательства и копирования. Как говорил Дюрер ученикам, «остерегайтесь мысли создать что-либо более совершенное, чем произведение, созданное Богом». Не соревнуясь с Богом, талантливость испытывает интерес и любовь к тому, что видит. Это позволяет ей увидеть и оценить реальную красоту мира.

Есть замечательный афоризм поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Талантливость – заповедная область, её нужно оберегать. Талантливым людям в жизни приходится тяжелее всего. Они всегда служат объектом нападок, зависти и злобы, они не защищены, открыты для всех и для всего. Бездарность трясёт от непохожести и непредсказуемости других. Талантливость проходит мимо жизненного успеха из-за слабой мотивации преуспеть, растолкать других, пробраться к кормушке жизни. Она увлечена своим делом и не оглядывается по сторонам, где жадные и беспринципные бездарности проявляют бешеную инициативу, захватывая «тёплые» места и ключевые посты. Пока талантливость самозабвенно в одиночку думает над решением какой-либо задачи, концентрируя всё своё внимание и потенциал разума над ее скорейшим разрешением, бездарности катастрофически быстро размножаются, создавая при этом какие-то группы, союзы, общества, партии. Талантливость пашет за десятерых, а одна бездарность способна уничтожить десятки талантов. А. П. Чехов точно подметил: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».

Петр Ковалев 2013 год

Значение слова «Талант» интуитивно понятен каждому человеку. Мы привыкли подразумевать под ним какие – то яркие, выдающиеся способности, умение творить. Между тем, немногие знают о том, что каждый из нас по своей природе в чем – то талантлив. Вовсе не обязательно быть гением в области физики или математики, либо обладать выраженным художественным даром. Безусловно, каждый писатель, художник и музыкант имеет талант. Однако в то же время никто и ничто не мешают обычному человеку начать заниматься самообразованием и развивать те способности, которые у него имеются с рождения.

Дело только в том, чтобы помочь себе принять решение. Это , к которой приходишь только после переживания некоторых неудач. Когда происходит становление личности, появляется ярко выраженная потребность в , в том, чтобы проявить свою уникальность. Ведь не хочется во всем быть похожим на окружающих, возникает найти свои отличительные и вырастить их до масштабных размеров. Существует распространенное мнение, что талантливый человек талантлив во всем. Это значит, что он старается максимально приблизиться к пониманию собственной сущности и предназначения, пробует свои силы в разных занятиях.

Талант в жизни человека занимает особое место. Многие люди понимают важность поиска своего предназначения, а для этого им крайне необходимо знать, какие способности у них имеются. К сожалению, далеко не всегда взрослый человек располагает достоверной информацией о собственных способностях. Дело в том, что большинство талантов не развивается, а губится на корню еще в детстве. В результате человек так и не раскрывает заложенный в нем потенциал, не становится известным и знаменитым. Чтобы развить талант, нужно иметь веру в себя, предпринимать конкретные шаги, а это связано с умением преодолевать себя, быть настойчивым.

Кроме всего прочего, талант всегда подразумевает принятие на себя ответственности. Многие люди, впоследствии добившиеся большого успеха, отмечали, что окружающие часто их не понимали, даже смеялись и не верили в перспективу становления выдающихся способностей. Как бы ни относилось общество к вам и вашим занятиям, нужно быть и активным, чтобы суметь достичь большого успеха.

В чем заключается талант?

Многие люди ошибочно понимают под талантом нечто удивительное и выдающееся. Они полагают, что талант должен обязательно бросаться в глаза, быть настолько ярким, что его невозможно не заметить окружающим. На самом деле любые способности не проявляются вдруг сами по себе, их нужно развивать, прикладывая при этом значительные усилия и время. Крайне неразумно ожидать, что маленький ребенок самостоятельно научится рисовать или играть на музыкальном инструменте.

В чем заключается талант? Как он проявляется в повседневной жизни? Прежде всего, способности выражаются в стремлении человека заниматься определенным видом деятельности. То есть, у ребенка или взрослого появляется большое желание что – то делать, в чем – то проявлять себя. Если вы уже состоявшаяся личность и при этом в сознательном возрасте обнаружили в себе желание начать новое дело, не пугайтесь. Постарайтесь довериться своему внутреннему чувству – оно подскажет, как лучше поступить. Иногда люди и в зрелом возрасте открывают в себе таланты.

Как найти свой талант?

Не менее важным вопросом для человека является такой: как найти свой талант? В самом деле, не всегда бывает достаточно просто понять, к чему вас притягивает. Склонность души лучше всего проявляется в раннем детстве, однако в силу разных обстоятельств этот момент часто бывает упущен. На что лучше всего обратить внимание?

Область вашей мечты

Вспомните, чем вам нравится заниматься больше всего на свете? Может быть, какое – то занятие вдохновляет вас до такой степени, что вы готовы потом свернуть горы? Такое состояние называют энтузиазмом, сильным воодушевлением. Тот, кто его испытывал хотя бы раз, знает, что возникающие чувства очень сильны, жизненная энергия буквально зашкаливает и переливается через край. Если почувствуете в себе подобные движения души, знайте: вы на верном пути. Главное, это, пожалуй, не останавливаться на достигнутом, а продолжать двигаться вперед.

Талант – упрямая вещь. Иногда он упорно не желает раскрываться. Стремитесь вложить в область вашей мечты максимум энергии и усилий. При правильном подходе все это, в конце концов, принесет ожидаемые плоды. Возможно, результат будет заметен не сразу, но он все равно проявит себя на определенном этапе, стоит его просто терпеливо дождаться. Талант можно спрятать в себе, не показывать никому и не открывать перед самим собой, но это ложный путь.

Поиск своей ниши

На такие искания могут уйти годы, но это того стоит. Не жалейте времени на самопознание, поверьте, все окупится, когда вы поймете, в чем заключается ваше личное предназначение. Гораздо проще жить, будучи таким «как все» и стараясь не выделяться. Но это на самом деле тупиковый путь, не ведущий ни к какому развитию!

Поиск своей ниши помогает понять, в чем заключается талант и как следует его развивать. Каждый человек в чем – то чувствует себя более одаренным, преуспевающим. Если направить всю свою энергию на развитие таланта, то успех не заставит себя долго ждать. Если мечтаете об исполнении заветной мечты, действуйте! Талант сделается вашим союзником, будет вести вас вперед, к новым горизонтам и свершениям.

Развитие индивидуальности

Нас с детства учат соответствовать конкретным требованиям общества, вписывать себя в определенные рамки поведения. Проявления индивидуальности зачастую подавляются в самом нежном возрасте, не позволяя в конечном итоге, вырасти индивидуальности. И вот в жизнь выходить личность, которая научается жить по законам социума и совершенно не заботится о собственной реализации. Такой человек едва ли станет когда — либо задумываться о наличии у себя таланта, не говоря уже о том, чтобы попытаться его каким – то образом реализовать. Так и не проявляется талант, теряется связь личности со своей внутренней сущностью.

Движение к мечте следует начинать с развития индивидуальности. Талант по – настоящему проявит себя только тогда, когда вы в полной мере осознаете принадлежащую вам ответственность. Если не заниматься становлением таланта, не следует ожидать никаких серьезных результатов.

Работа с самооценкой

Почему это важно? Талант сможет лучше проявиться у человека, который в достаточной степени уважает и ценит собственную личность. необходимо повышать в случае, когда личность слишком зажата для того, чтобы позиционировать себя в обществе в том или ином качестве. Таких людей, чаще всего, не замечают в коллективе, никто и не догадывается о наличии у них таланта, поскольку они сами предпочитают не выделяться. Адекватная и своевременная работа с самооценкой позволит эффективно преодолеть имеющиеся комплексы и зажимы. Это, в свою очередь, приблизит к пониманию своей сути и развитию таланта.

Таким образом, следует понимать, что одного таланта явно недостаточно для достижения успеха. Нужно постоянно работать над собой. Преодоление трудностей закаляет, помогает высвободиться дополнительным силам, которые как раз и понадобятся для развития .

/ / / Кого можно назвать талантливым человеком?

Талант – это то, что дано человеку с рождения. Мы много раз слышали о талантливом писателе, актере или мыслителе. А что значит быть талантливым? Для меня талантливый человек – это тот, кто может словом или своим произведением убедить человека в чем-то, поменять мировоззрение, заставить задуматься. Творцы для меня – абсолютно талантливые люди. А могут ли быть ремесленники талантливыми? Возможно. Если им что-то легко дается, они могут с первого раза воплотить в жизнь задумку творца. Но если подумать, разве это талант? Дар свыше – придумать нечто новое, стать новатором. Есть ли в литературе образы талантливых людей?

«Моцарт и Сальери» - известная трагедия Пушкина, где противопоставляются талантливый Моцарт и ему завидующий Сальери. Сальери не может ничего придумать: он выбрал ремесло вместо искусства. Этот герой считает, что позорно быть ремесленником, ведь каждый может этому научиться. Даже слепой музыкант способен сыграть пьесы талантливого Моцарта, а труд простого ремесленника, получается, бесполезен. Сальери завидует Моцарту, его таланту, который незаслуженно был послан этому гению музыки. Пушкин показывает читателям, что искать природу таланта бессмысленно, ведь он дается Богом. Сальери поздно понимает, что невозможно стать талантливым, если убрать со своего пути настоящего гения. Дар нельзя получить через злодеяния.

В романе «Мастер и Маргарита» истинный талант есть . Булгаков и именует этого персонажа таким образом, чтобы не было сомнений в его даре. Роман, написанный Мастером, должен был стать бессмертным литературным произведением, но критики его осудили.

Во-первых, роман Мастера был написан не по заказу, а во-вторых, противоречил советской пропаганде. Люди, которые не имели таланта и даже не видели его в других писателях, просто завидовали одаренному Мастеру.

Истинный талант – это не рифмоплетство и не красивое складывание слов в предложения. Талант – это произведения, где есть скрытый смысл и мораль. К сожалению, критики в этом романе не привыкли этого видеть. Настоящими литераторами представляются здесь писатели, чьей главной задачей ставится посещение ресторана при МАССОЛИТе.

Талантливые люди похожи на Мастера и Моцарта. Они творят всей душой, не могут писать свои произведения по приказу и чьей-либо указке. Творчество и настоящее искусство – это не конвейер, а глубокая внутренняя работа над собой и над словом. Писать и сочинять ради денег – это унижение для талантливого человека, ведь гению важно признание и внимание. Считается, что «талантливый человек талантлив во всем». Я согласна с этим утверждением, потому что гении имеют такое чувственное восприятие мира, что могут творить прекрасное в любых сферах искусства.

В жизни бывает всякое. Часто работа не по душе, район проживания не тот или семья не относится к человеку так, как ему хотелось бы. Закрадывается мысль, что это явно не самое полное раскрытие нашего потенциала. Так сказать, жизнь на «тройку» свойственна многим людям в наше время. Чем это вызвано и как это изменить, расскажет эксперт Bright. О том, кто такой талантливый человек ниже.

Эксперт

Антарам Егиазарян

коуч, тренер, лецензиат Международного Прикладного Образования.
Консультант в области карьеры и образования

Не зарывайте то, что дано вам природой.

Cегодня отводила свою девятилетнюю родственницу в поликлинику. По дороге она мне что-то оживлённо рассказывала, а я прилежно делала вид, что слушаю, в голове же крутились потенциальные формулировки и предложения, которые в будущем должны были стать частью этой статьи. Чтобы поддержать беседу, я спросила у девочки, что, по её мнению, означает слово «талант»?
К моему удивлению, она вдруг стала страшно серьёзной и заявила, что талант – это особый дар, которым наделены все люди без исключения. Кто-то талантливо рисует, кто-то вышивает, кто-то поёт, а кто-то помогает другим. «А если никаких видимых признаков таланта не наблюдается? – спрашиваю я. – Ни голоса, ни слуха, ни художественного вкуса, вообще никаких отличительных особенностей?» «Нет, такого не бывает, талант обычно проявляется сам по себе ещё в детстве, но он может прятаться, и тогда родители должны ребенку помочь отыскать его. Если они этого не сделали, то талант спит, пока человек сам его не разбудит, ну или пока он не станет добрым. Это тоже талант. Но людей без талантов не бывает». Вот так, понимаете? Людей без талантов не бывает. Мнение ребенка девяти лет, которое поразило меня. Многие уверены, что люди делятся на тех, кому дано и кому не дано, искренне веря в афоризм «талантливый человек – талантлив во всём», а если не во всём - то и не талантливый вовсе. Они не допускают мысли, что талант – обязательная составляющая любого человека, как нос, сердце или кожа, а не привилегия избранных везунчиков. Новое понимание проблемы ставит ряд вопросов: что же тогда на самом деле есть талант? Правда ли, что люди изначально уже рождаются талантливыми, но просто не все реализуют свой потенциал? И если талантами обладают все без исключения, то как найти в себе свой талант, как его развить?

О таланте как таковом

Итак, начнём с начала, «талант» — это… У древних греков талант – это высшая единица веса и монеты, измеряемая в золоте. Происхождение современного определение «таланта» уходит корнями в Новый Завет, в притчу о трёх рабах и трех монетах - «талантах», одна из которых была закопана, другая разменяна, а третья – приумножена. Оттуда и пошло крылатое выражение «зарыть талант в землю», но имеют в виду под этим не монету, а Божественное дарование. Словарь Брокгауза даёт следующее определение: талант - это высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области. Талантливый человек, соответственно, тот, кто обладает этими выдающимися способностями. А кто именно? В какой области? На ум сразу приходят имена знаменитых актеров, певцов и писателей, само собой. Но выделить кого-то одного попросту не удается. Трудно представить, например, современный Голливуд без таких актеров как Том Хэнкс, Анджелина Джоли, Брэд Питт, Эдвард Нортон, Кевин Спейси и без многих других. Кто из них талантливей? Каждый по-своему. Суть Вы улавливаете? Талант — это показатель одарённости, но не избранности, это то, что может отличать не только одного, а многих людей даже в пределах одной профессиональной области. А как насчет тех, кто не является представителями бомонда? Легко применять слово «талантливый» к тому, чьё имя на слуху, а лицо, извините за пошлость, на виду. Но ведь в обычной жизни мы тоже часто слышим и употребляем сами этот эпитет относительно вроде бы заурядных людей самых заурядных профессий. Чего далеко ходить за примером? Пока я пила свой кофе и размышляла о статье, за барной стойкой началось представление: бармен подкидывал бутылки, вытворял что-то невероятное с шейкером, поджигал, замораживал, заставлял коктейли извергать клубы белого плотного пара. И вроде бы, ничего тут такого. Многие бармены это умеют, есть мастера, которые в два счета заткнут его за пояс. Однако все посетители искренне и долго аплодировали пареньку, а женщина за соседним столиком восхищалась дольше остальных и в итоге резюмировала: «Талантливый мальчик». А ведь и правда, талантливый парень, и трюки тут, в общем-то, ни при чём. Его талант заключался в нём самом, а не в отработанных и выточенных навыках. Прежде всего, в обаянии и умении очаровывать, что он и продемонстрировал. Искренняя улыбка, адресованная всем и каждому в отдельности, приятельский, но сдержанный тон и сверхвнимательность. Даже во время трюков он умудрялся наливать кофе, не забывая положить маленькую зефирку на блюдце возле чашки и пожелать приятного вечера каждому новому гостю. Разве это не талант? Он самый. Это наблюдение натолкнуло меня на вполне логичный вывод. Можно разделить талантливых людей на две большие группы, которые, впрочем, отнюдь не исключают друг друга. Есть люди, которые своим упорством, совершенствованием навыков, трудолюбием развивают изначально заложенные в них задатки. И тогда получаются талантливые юристы, незаменимые экономисты, выдающиеся химики и физики-ядерщики, поражающие воображение дизайнеры, оскароносные актеры, певцы-грэммивцы и писатели-пулитцеровцы. А есть вторая категория, на мой взгляд, не менее значимая. В наше неоднозначное время особым талантом является умением оставаться порядочным, отзывчивым, справедливым, верным и добрым человеком, сталкиваясь при этом ежедневно с безнравственностью и дикостью. Даже быть приветливым и доброжелательным – уже какой-то отдельный талант. Воспитание в себе этих качеств требует не меньших усилий и труда, чем профессиональные навыки. Хорошо это или плохо, но быть сегодня настоящим сочувствующим человеком – это большой и редкий талант. Однако повторюсь, что одно не исключает другого. Талантливый юрист вполне может быть отзывчивым благодетелем, как и талантливый физик-ядерщик – верным другом. Так что же получается? Значит, талант – это не только врожденная одарённость, это то, что зависит целиком и полностью от нашего желания и упорства. Будь то беспрецедентная доброта к людям или писательское мастерство.

Талантливые детки

Но поговорим вот ещё о чём. Вы заметили, что последнее время на каналах всё больше появляется передач про талантливых детей? Гораздо больше, чем про взрослых. И это неспроста. Ученые уже давно доказали, что практически все дети потенциально обладают незаурядными способностями и имеют склонность к какому-либо виду деятельности, иногда к нескольким. Задача родителей – распознать и помочь развить эти способности. Ярко выраженными они становятся в возрасте 10-13 лет, однако есть детки, которые проявляют себя уже в очень раннем возрасте. Так, лично меня поразил малыш на одном из подобных шоу. В свои три года он уже имел второй разряд по шахматам! А другой мальчик нашёл свое призвание в изучении космоса. Он ориентировался среди звезд и планет так легко, будто изучал их много лет. Или девочка, ещё толком не научившись говорить, уже с легкостью называла столицы всех стран мира. О чём это говорит?
О том, что дети, действительно, проявляют себя довольно рано, и родителям нужно не упустить момент, чтобы помочь ребенку развить в себе эту жилку. Конечно, во многом, именно подобные передачи способствовали всплеску талантливых детей в стране, но это, наверное, даже плюс, так как вдохновленные чужим примером родители стали внимательней смотреть на своих собственных чад, прислушиваться к ним. Но, как было сказано, не все родители могут увидеть, и не каждый ребенок знает, чего хочет. Но это отнюдь не повод считать себя бездарным. Нужно пробовать, испытывать себя. Мы, взрослые, очень боимся казаться смешными, боимся быть осуждёнными, и поэтому не рискуем заглядывать в себя, искать там ту самую ниточку. Мы всегда думаем, что уже поздно. Но поздно – на том свете. Это я к чему. Нельзя бросать попытки найти себя, сколько бы Вам ни было лет, нельзя бояться открыть себя миру с новой стороны. Важно помнить, что человек изначально уже талантлив, нужно просто позволить таланту проявить себя, а затем не лениться работать на него в поте лица.

Итоги

Если резюмировать весь вышеизложенный поток мыслей, то получится примерно следующее.
1) Во всех людях заложен потенциал, уже изначально каждый из нас носит в себе зерно таланта.
2) Талант – это не только доведённые до совершенства навыки, просто быть человеком – тоже большой талант, как и быть дружелюбным или отзывчивым. Вы переживаете, что время идёт, а талант всё не проявляется? Критически взгляните на себя. Если окажется, что Вы добрый и отзывчивый человек, если Вы – душа компании, если к Вам идут за советом, и даже если Вы одеваетесь стильно и со вкусом без советов Эвелины Хромченко, то, поздравляю, Вы уже талантливый человек. Просто не в общепринятом смысле.
3) Научитесь «видеть» своих детей, в них живут великие ученые, астрономы, географы, спортсмены и балерины. И от взрослых во многом зависит, как быстро ребенок сможет проявить себя и начать расти и развиваться, совершенствуя свой талант.
4) Взрослые – это большие трусишки, которые боятся сделать лишний шаг или, не дай Бог, ошибиться. Но делать шаги нужно, прежде всего, внутрь себя. Там живет талантливый ребенок, который ждёт своего часа.
5) Лень губительна, как и страх. Поэтому, как бы ни было трудно, не отказывайтесь от своего дара, тот, кто умеет ждать, – всегда побеждает. Станет легче. И не ленитесь.
У Заболоцкого есть замечательное стихотворение «Не позволяй душе лениться…», мне оно помогает, возможно, поможет и Вам. Есть у таланта и наивысшая точка – это гениальность. Ей страдали такие великие люди как Джексон, Чаплин, Толстой, Менделеев и другие. Вы знаете, помимо самой гениальности, объединяет их и другая общая черта: они все мертвы. Не зря говорят, что гениальными становятся посмертно. Поэтому живите здесь и сейчас, ничего не бойтесь, прислушивайтесь к себе, заглядывайте вглубь, не зарывайте то, что дано Вам природой, и помните: «Людей без талантов не бывает».

Не зарывайте то, что дано Вам природой!



Вверх