Премьеры. "Культовая персона". Владимир Викторович Васильев Васильев балетный

Владимир Васильев стал в отечественном балете поистине человеком-эпохой. Между тем, начало жизни будущего танцовщика, казалось бы, не предвещало балетной карьеры.

Будущий знаменитый танцовщик появился на свет в 1940 году в Москве. Родители его не были связаны с искусством вообще и с балетом в частности: отец был шофёром, мать – начальником сбыта. Семья была счастливой, несмотря на идеологические различия (отец был убежденным атеистом, а мать – православной христианкой). Раннее детство Владимира пришлось на тяжёлые годы войны – отец мальчика был на фронте, мать в три смены работала на заводе.

В детстве у Владимира было много друзей, и один из них пригласил его в хореографический кружок в Доме пионеров, где занимался сам. Преподаватель Е. Р. Россе разглядела его талант, и семилетний Владимир начал обучаться искусству танца. В кружке он довольно быстро стал лучшим учеником – настолько, что другие ребята разучивали движения на его примере. В 1948 году детский хореографический ансамбль выступал на сцене Большого театра, Владимир участвовал в исполнении украинского и русского танцев – и именно тогда он в полной мере осознал своё желание связать жизнь с балетом.

В 1949 году Владимир Васильев поступил в Московское хореографическое училище, где тоже становится одним из лучших. Уже в студенческие годы проявляются те качества, которые впоследствии будут отличительными чертами танцовщика: экспрессия, лёгкость прыжка, сила и мужественность танца, актёрские данные. Обучается он у Михаила Габовича, который характеризовал своего ученика следующим образом: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом». Ещё более определённо высказалась о нём Т. Ткаченко после его выступления в балете «Франческа да Римини», где юноша убедительно раскрыл глубоко трагичный образ старого мужа героини: «Мы присутствуем при рождении гения!»

В 1958 году, завершив учебу, Владимир Васильев становится артистом Большого театра. Он выступает в характерных образах в оперных хореографических сценах – цыганский танец в «Русалке» А. Даргомыжского, лезгинка в «Демоне» Н. Рубинштейна. Исполнение им роли Пана в «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте» Ш. Гуно привлекло к нему внимание , и с нею он исполнил свою первую классическую партию в Большом театре – солист в балете « ».

Поистине триумфальным оказалось выступление Владимира Васильева в балете « » в 1959 году в постановке . Балетмейстер доверил ему главную роль – Данилы. Этот успех открыл для молодого танцовщика путь к различным центральным партиям: Принц в « », Батыр в «Шурале», Фрондосо в « », заглавные роли в балетах «Паганини» и « » и другие.

Для некоторых партий Владимир Васильев стал первым исполнителем: солист в «Танцевальной сюите» А. Варламова на музыку , Лукаш в балете О. Тарасовой и А. Лапаури музыку М. Скорульского «Лесная песнь», Иванушка в « » Р. Щедрина в постановке А. Радунского. Танцовщик участвовал в первом исполнении двух хореографических редакций балета А. Хачатуряна « »: в постановке он исполнил роль раба, а в постановке – заглавную партию. Принимал он участие в первом исполнении и других балетов в постановке : главная роль в « », принц Дезире в «Спящей красавице», в одноимённом балете на музыку , Сергей в «Ангаре» на музыку А. Эшпая. Он был первым танцовщиком, исполнившим в СССР роль Ромео в балете М. Бежара на музыку Г. Берлиоза « ». Ценил танцовщика и другой балетмейстер – К. Голейзовский, создавший для него миниатюру «Нарцисс» и партию Меджнуна в балете «Лейли и Меджнун» на музыку С. Баласаняна.

Выдающийся отечественный танцовщик назвал В. Васильева «гениальным исключением из правил», имея в виду его исключительную способность к перевоплощению. Он был одинаково убедителен в образе лиричного Щелкунчика-принца, героического Спартака, страстного Базиля в « ». Балетмейстер Ф. Лопухов, сопоставляя балетные образы с оперными голосами, говорил, что В. Васильев – это «и тенор, и баритон, и бас». Выступления В. Васильева за рубежом были так же успешны, как на родине: его называли «богом танца» во Франции, он удостоился звания почетного гражданина американского города Тусона и Буэнос-Айреса. Его талант оценил такой известный итальянский режиссер, как Франко Дзефирелли – в его фильме-опере « » В. Васильев поставил и исполнил испанский танец.

Ещё в студенческие годы возникло чувство между Владимиром Васильевым и балериной . В 1961 году они стали супругами, и стала для танцовщика не только женой, но и постоянной партнёршей, которую он называл своей музой.» на музыку В. Гаврилина по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», «Макбет» на музыку К. Молчанова. Он ставил и бессюжетные балеты, главными «действующими лицами» в которых становились музыка и раскрывающий её танец: «Эти чарующие звуки» на музыку А. Корелли, Ж. Ф. Рамо и В. А. Моцарта, «Ностальгия» на фортепианную музыку русских композитов, «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов. В 2015 году В. Васильев создал уникальную постановку на музыку Мессы си минор «Даруй нам мир», в которой сочетаются элементы оратории, балета и драматического действа.

Балет – главная, но не единственная область творчества Владимира Васильева: он занимается живописью и пишет стихи.

Музыкальные Сезоны

С 1948 г. Владимир Васильев занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в том же году впервые выступил на сцене Большого театра.

В 1949 г. после окончания второго класса общеобразовательной школы, по совету своего педагога он сдал экзамены в Московское академическое хореографическое училище, которое окончил в 1958 г. и сразу же был принят в балетную труппу Большого театра.

Первоначально в театре у него были характерные роли: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон" и др. Первой большой сольной партией стала партия Пана в хореографической сцене "Вальпургиева ночь".

На молодого танцовщика обратила внимание Галина Уланова, которая предложила ему быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Уланова оказала огромное влияние на профессиональное и духовное формирование Владимира Васильева, на долгие годы, став его другом, педагогом и репетитором.

Балетмейстер Юрий Григорович, который тогда только пришел в театр, поверил в талант 18-летнего выпускника училища и доверил ему центральную партию в своей постановке балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок".

В 1958-1988 гг. Владимир Васильев был ведущим солистом Большого театра. Постоянной его партнершей была его жена - балерина Екатерина Максимова, которую он всегда называл своей Музой.

Среди лучших ролей Владимира Васильева принято считать партии Принца ("Золушка"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Ивана Грозного ("Иван Грозный") - все балеты Сергея Прокофьева, Базиля ("Дон Кихот" Минкуса), Альберта ("Жизель"Адана), Дезире ("Спящая красавица" Чайковского).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него.

Он был первым исполнителем партий : Иванушка ("Конек-Горбунок" Родиона Щедрина), Кайс-Меджнун ("Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна), Щелкунчик ("Щелкунчик" Петра Чайковского), Спартак ("Спартак" Арама Хачатуряна), Сергей ("Ангара" Андрея Эшпая).

Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев обращается к хореографии.

С 1971 г. он ставит балетные спектакли в Советском Союзе и за рубежом.

Его балетмейстерским дебютом стал балет "Икар" Сергея Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов. Позже он поставил балеты "Эти чарующие звуки" (1978), "Макбет" (1980), оригинальные телебалеты "Анюта" (1982) и "Дом у дороги" (1984) Валерия Гаврилина. За эти работы он был награжден многими призами. За телебалет "Анюта" - призом "Интервидения" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (1982), Большим призом по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983), призом за лучший спектакль сезона в театре "Сан Карло" (Неаполь, 1986), призом за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале в Таганроге (1986).

За телебалет "Дом у дороги" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (Прага, 1985), Васильев был удостоен приза "Интервидения" и приза за лучшее исполнение мужской роли.
На телевидении Владимир Васильев поставил также телефильм "Евангелие от лукавого". В Аргентине поставил балет "Фрагменты одной биографии", в США - "Дон Кихота".

Он ставит также оперы: в ташкентском Театре имени А. Навои Васильев поставил оперу-балет "Тахир и Зухра" на музыку Джалилова (1977), в московском театре "Новая опера" - реквием "О, Моцарт! Моцарт... " на музыку. Моцарта, Сальери, Римского Корсакова (1995), на сцене Большого театра "Травиату" Верди (1996) и хореографические сценки в опере Мусоргского "Хованщина", а также в операх "Аида" Верди на сцене Римской оперы (1993) и Арена ди Верона (2002).

Творческие интересы Васильева простирались и в другие области искусства - он снимался как драматический актер в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта", "Фуэте", в фильме-оратории "Евангелие для лукавого", выступая не только, как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Васильев снимался в экранизациях балетов "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Подпоручик Киже" (1969), "Спартак" (1976), "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); оригинальных телебалетах: "Трапеция" (1970), "Анюта" (1982), "Дом у дороги" (1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: "Путь в Большой балет" (1960), "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969), "Хореографические новеллы" (1973), "Классические дуэты" (1976), "Страницы современной хореографии" (1982), "Гран па в белую ночь" (1987), "Слава Большого балета" (1995) и др.

Интересными экспериментами были его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969) и рок оперы "Юнона" и "Авось" в театре Ленком (1981) и др.

Владимир Васильев занимается также педагогической деятельностью. В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начал там преподавать.

С 1985 по 1995 г. Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 г. ему присвоено ученое звание профессора.

За время своей творческой карьеры Васильев много выступал за рубежом - в "Гранд-опера", "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Ковент-Гардене", Римской опере, театре "Колон", и т. д. Некоторое время Владимир Васильев работал артистическим директором балета Римской оперы.

В 1977 г. французский хореограф Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета Игоря Стравинского "Петрушка". В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы "Травиата" (Испанский танец - постановка и исполнение).

В 1987 г. Васильев исполнил роль профессора Унрата в постановке Ролана Пети "Голубой ангел" на музыку Констана ("Марсельский балет"). В 1988 г. он исполнил главную партию Зорбы в постановке Лорки Мясина "Грек Зорба" на музыку Микиса Теодоракиса ("Арена ди Верона"). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль "Нижинский" с Владимиром Васильевым в главной роли (театр "Сан-Карло").

В 1988 г. в результате конфликта, возникшего между Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем из-за серьезных различий в творческих позициях, Владимир Васильев и Екатерина Максимова покинули Большой театр.

Владимир Васильев работал балетмейстером труппы Кремлевского Дворца съездов "Балет Кремля", где поставил несколько спектаклей, в том числе "Золушку".

С марта 1995 г. по сентябрь 2000 г. Владимир Васильев был художественным руководителем-директором Государственного академического Большого театра России.

При нем в театре была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале "Культура"; создана пресс служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность (в т.ч. появление периодического издания глянцевого журнала "Большой театр"); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. строительство его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии и много другое.

В сентябре 2000 г. Васильев был освобожден от занимаемой должности "в связи с ее упразднением".

После ухода с поста руководителя Большого театра в декабре 2000 г. Васильев выступил в Римской опере в премьере специально подготовленного для него спектакля "Долгое путешествие в Рождественскую ночь" в качестве танцовщика и драматического актера. В 2001 г. состоялись премьеры постановок Васильева "Дон Кихот" в труппе "Токио-балет" (Япония) и "Золушка" в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 г. - балета "Ромео и Джульетта" в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. Он возглавляет Фонд Галины Улановой, ставит и проводит ежегодные гала-концерты "Галине Улановой посвящается".

Владимир Васильев - почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Деятельность Владимира Васильева отмечена многими государственными и профессиональными наградами. Он - народный артист России, народный артист СССР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии "Хрустальная Турандот" в 1991 г. (совместно с Екатериной Максимовой) и в 2001 г. - "За честь и достоинство".

Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2008) степени, Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999).

Владимир Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Он обладатель первой премии и золотой медали VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и Золотой медали I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964); премии имени В. Нижинского - "Лучший танцовщик мира" (1964, Парижская академия танца), премии конкурса Вацлава Нижинского (1964, Париж), премии имени Мариуса Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Екатериной Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премии Римского муниципалитета "Европа 1972" (Италия).

Удостоен медали Академии искусств Аргентины (1983), премии Академии Симба (1984, Италия), премии "Вместе за мир" (1989, Италия), премии имени Дж. Тани - "Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" (совместно с Екатериной Максимовой, 1989, Италия), премии ЮНЕСКО и медали имени П. Пикассо (1990, 2000), премии города Террачина (1997, Италия).

Владимир Васильев награжден почетной медалью Фонда Карины Ари (1998, Швеция), французским орденом "За заслуги" (1999), медалью "За заслуги" принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премией "За высочайшие достижения в области хореографии" (США, 2003, Италия 2005), премией "За жизнь в танце" (Италия, 2001), бразильским орденом Рио Бранко (2004).

В конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира Владимир Васильев был признан "Танцовщиком XX века".

Творчеству Васильева и Максимовой посвящены телефильмы "Дуэт" (1973), "И осталось, как всегда, недосказанное что то..." (1990), французский видеофильм "Катя и Володя" (1989), "Отражения" (2000).

В честь Васильева в 1993 г. в Москве прошел Фестиваль балета.

В 1995 г. Владимиру Васильеву было предоставлено литовское гражданство.

Супруга - Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, Народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России (скончалась в апреле 2009 г.).

Свободное время Владимир Васильев в основном посвящает живописи (состоялось шесть персональных выставок его работ). Основная тема полотен Васильева - пейзажи. В 2000 г. вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Владимир Викторович Васильев

Владимир Викторович Васильев. Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. Народный артист СССР (1973).

Отец - Виктор Иванович Васильев, шофер.

Мать - Татьяна Яковлевна Васильева, работала в отделе сбыта на войлочной фабрике.

В хореографии оказался совершенно случайно. Тогда он ходил во второй класс школы. Как-то гулял во дворе и его друг позвал во Дворец пионеров заниматься танцами. Как вспоминал Васильев, на первое занятие он пришел босиком. Прежде всего, мальчика поразила учительница: "Мы же были дети дворов, после войны, а здесь явилось такое волшебное создание. У нее была потрясающая прическа, ее сопровождал аромат духов, и мне показалось, что вышла какая-то богиня. И она нас начала учить вальсу. Знаете - первый танец, а для меня это действительно оказалось просто".

Он оказался настолько способным учеником, что после того, как закончилось его первое занятие, учительница попросила Владимира остаться, чтобы... показать другой группе, как правильно нужно танцевать вальс! "Я был просто потрясен: первое занятие - и мне сразу предложили такое! Потом еще было много чего, она вызвала мою маму, рассказала, что у меня талант...".

Так с 1947 года он начал заниматься танцами, это, как оказалось, определило всю его дальнейшую судьбу.

Позже поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), которое окончил в 1958 году, класс знаменитого педагога М.М. Габовича.

В 1958-1988 годах - ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы в балете «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. А год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете «Конёк-горбунок».

За годы своей блестящей карьеры он станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Среди наиболее значимых работ - Базиль в балете «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса, Петрушка в одноимённом балете И.Ф. Стравинского, Щелкунчик в балете П.И. Чайковского, Спартак в балете А.И. Хачатуряна, Ромео в «Ромео и Джульетта» Прокофьева, принц Дезире в «Спящей красавице» П.И. Чайковского и многие другие.

Владимир Васильев в балете "Спартак"

Выступал также в балетах зарубежных постановщиков - Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.

Сам он, отвечая на вопрос о своих лучших работах на балетной сцене, говорил: "Могу назвать лишь две самые, которые я сильно не любил: одна - это голубая птица в "Спящей красавице", а вторая - юноша в балете "Шопениана". Я их просто ненавидел - в них не было какого-то развития: ну что, ну голубая птичка, ну порхает и порхает. Эти две роли меня просто абсолютно не цепляли".

При этом большого мастера, строгого к себе, неизменно одолевало чувство неудовлетворенности: "За всю жизнь я станцевал много спектаклей, даже не скажу, сколько именно, но ни один меня никогда не удовлетворял, по крайней мере - мое выступление. Знаете, никогда не оставалось такого чувства: "Боже, я сделал это просто здорово!". Всегда было - то в первом акте что-то не так, то во втором. В другом спектакле вроде и все получилось, а вот какого-то слияния с музыкой не было. Не знаю, наверное, художник всегда должен оставаться неудовлетворенным. Вообще, я себя никогда не считал гениальным".

С 1961 года снимался в кино, дебютировав в роли Иванушки в фильме-балете «Сказка о Коньке-Горбунке» режиссеров Зои Тулубьевой и Александра Радунского по одноименной сказке П. Ершова.

Позже снялся в лентах «Похищение» (артист Васильев), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Жиголо и Жиголетта» (Сид Котмен).

Владимир Васильев в фильме "Жиголо и Жиголетта"

В качестве режиссера снял фильм-спектакль «Анюта», в котором также сыграл роль Петра Леонтьевича, а позже - музыкальную драму «Фуэте», в которой исполнил главных персонажей - Андрея Ярославовича Новикова и Мастера.

Владимир Васильев в фильме "Анюта"

Владимир Васильев в фильме "Фуэте"

С 1971 года начал работать как хореограф, поставил множество балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты.

В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1982-1995 годах преподавал тамже хореографию. В 1985-1995 годах - заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года - профессор).

В 1989 году случился грандиозный скандал в Большом театре. Тогда ведущие артисты театра, среди которых были Владимир Васильев и Екатерина Максимова, написали открытое письмо в газету «Правда». Они утверждали, что русский балет деградирует и обвиняли в диктате художественного руководителя труппы Юрия Григоровича.

Скандал закончился увольнением Васильева и Максимовой. Они работали за рубежом: парижская Гранд-Опера, Миланская Ла-Скала, Метрополитен Опера, Римская опера. Позже вернулись на родину.

"Балет занимает всю мою жизнь, и все мое творчество было посвящено только ему" , - говорил Владимир Васильев.

В 1995-2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.

С 1989 года - действительный член Международной академии творчества, с 1990-го - Академии российского искусства. Также с 1990 года - секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

С 1992 года - член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

С 1995 года - почетный профессор МГУ.

С 1998 года - президент Фонда Г.С. Улановой.

В 1990-1995 годах - председатель жюри, а с 1996-го - художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь). В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им.

В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).

В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.

С 2004 года - председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» в Берлине.

В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Раду Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

В 2015 году в честь 75-летнего юбилея танцора состоялась премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem» на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Пишет стихи и картины. "Это иммунитет для меня - воплощать себя в стихах, живописи", - пояснял Васильев.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Больше, чем любовь

Рост Владимира Васильева: 185 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Васильева:

Жена - (1939-2009), балерина, народная артистка СССР, его постоянный сценический партнёр.

Екатерина была внучкой расстрелянного в 1937-м учёного-философа. Познакомились они в Москве в конце сороковых годов. Владимиру тогда было девять лет, а Екатерине - десять. Они оба страстно увлеклись балетом. Екатерина долго не обращала на него особого внимания, лишь в последнем классе балетного училища Владимир понял, что не может без нее и признался Максимовой в любви. Она ответила взаимностью.

Они стали одной из самых красивых пар мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, королева Великобритании называла их "гениями балета". Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты - до смерти Максимовой.

Жили в посёлке Снегири под Москвой, куда перебрались в начале 1970-х.

Очень хотели иметь детей, но не получилось.

Фильмография Владимира Васильева:

1961 - Сказка о Коньке-Горбунке - Иванушка
1961 - СССР с открытым сердцем (документальный)
1969 - Похищение - артист Васильев
1969 - Москва в нотах
1970 - Трапеция (фильм-спектакль)
1970 - Парад аттракционов (документальный)
1973 - Дуэт (документальный)
1974 - Ромео и Джульетта - Ромео
1975 - Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) - Спартак
1978 - Щелкунчик (фильм-спектакль) - Щелкунчик, принц
1980 - Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) - Сид Котмен
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 - Дом у дороги (фильм-спектакль) - Андрей
1982 - Анюта (фильм-спектакль) - Петр Леонтьевич, отец Анюты
1985 - Анна Павлова (документальный)
1986 - Фуэте - Андрей Ярославович Новиков / Мастер
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1988 - Гран па в белую ночь
1990 - Катя и Володя (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2006 - 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Арам Хачатурян (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2007 - Нериюс (Nerijus) (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)
2011 - Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Режиссерские работы Владимира Васильева:

1981 - Мир Улановой (документальный)
1982 - Анюта (фильм-спектакль)
1986 - Фуэте

Балетные партии Владимира Васильева:

Большой театр:

1958 - «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина - цыганский танец;
1958 - «Демон» А. Рубинштейна - танец «лезгинка»;
1958 - хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан;
1958 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Солист;
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Данила;
1959 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова - Принц;
1959 - «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова - Солист - первый исполнитель;
1960 - хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского - Нарцисс - первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»);
1960 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Бенволио;
1960 - «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона - Батыр;
1960 - «Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского - Иванушка - первый исполнитель;
1961 - «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури - Лукаш - первый исполнитель;
1961 - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского - Андрей;
1962 - «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского - Паганини;
1962 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона - Раб - первый исполнитель;
1962 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Базиль;
1963 - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера - Солист - был в числе первых исполнителей этого балета;
1963 - «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани - Фрондосо;
1963 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Голубая птица;
1964 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского - Альберт;
1964 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина - Петрушка;
1964 - «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского - Меджнун - первый исполнитель;
1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича - Щелкунчик-принц - первый исполнитель;
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича - Спартак - первый исполнитель;
1971 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке - Икар;
1973 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Ромео;
1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича - Принц Дезире - первый исполнитель;
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Иван Грозный;
1976 - «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича - Сергей - первый исполнитель;
1976 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) - Икар - первый исполнитель;
1979 - большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара - Ромео - первый исполнитель в СССР;
1980 - «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке - Макбет - первый исполнитель;
1986 - «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке - Пётр Леонтьевич - первый исполнитель;
1988 - концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова - Солист;
«Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича - Борис

Другие театры:

1977 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара - Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель);
1987 - «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети - профессор Унрат (Марсельский балет, Франция);
1988 - «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина - Зорба («Арена ди Верона», Италия);
1988 - «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина - Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия);
1988 - «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина - Пульчинелла (Театр Сан-Карло);
1989 - «Нижинский», режиссёр Б. Менегатти - Нижинский (Театр Сан-Карло);
1994 - «Золушка» С. Прокофьева - хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлёвский балет);
2000 - «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти - Маэстро (Римская опера);
2009 - «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти - Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Постановки Владимира Васильева:

1969 - «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»;
1971 - «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 - вторая редакция);
1977 - «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент);
1978 - «Эти чарующие звуки...», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр);
1980 - «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 - Новосибирский театр оперы и балета; 1984 - Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 - Будапештская опера, Венгрия; 1990 - театр «Кремлёвский балет»);
1981 - «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссёр М. Захаров (Ленком);
1981 - вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж);
1981 - «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1981 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1983 - хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 - Большой театр);
1986 - «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 - Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 - Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 - Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 - Красноярский театр оперы и балета; 2011 - Самарский театр оперы и балета);
1988 - «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр);
1988 - «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 - Большой театр);
1989 - «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды);
1990 - «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 - Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 - Латвийская национальная опера, Рига; 2002 - Муниципальный театр Рио-де-Жанейро);
1991 - «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 - «Кремлёвский балет»; 1995 - Литовская национальная опера; 2001 - «Токио-балет», Япония; 2007 - Национальный театр, Белград);
1993 - «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссёр Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 - Арена ди Верона; 2006 - театр «Ла Скала»);
1994 - «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 - Челябинский театр оперы и балета; 2006 - Воронежский театр оперы и балета);
1994 - «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 - Большой театр);
1994 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии);
1994 - «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);
1995 - «О, Моцарт! Моцарт...», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва);
1995 - «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссёр Б. Покровский, Большой театр);
1996 - «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр);
1996 - «Травиата» Дж. Верди (Большой театр);
1997 - хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр);
1999 - «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 - Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории);
2009 - «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена);
2015 - «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)

Библиография Владимира Васильева:

2001 - «Цепочка дней» (сборник стихов)


Владимир Васильев - выдающийся танцор, поражавший артистичностью и техничностью исполнения не одно поколение зрителей. Кроме того, Владимир Викторович является членом Российской академии искусств и Международной творческой академии. Однако мало кто знает, что творческое наследие балетного гения не ограничивается танцами.

Детство и юность

Владимир Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике.

В семь лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, занимавшаяся с детьми, сразу обратила внимание на талант маленького Володи и пригласила мальчика заниматься. Так, уже спустя год, Владимир Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

Балет

Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища (сейчас это академия). Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального технического исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок как настоящий артист.


Владимир Васильев в юности

В 1958-м Васильев, окончив обучение, начал служить в Большом театре, став официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» танцор исполнял цыганский танец, в «Демоне» - лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой . После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.


Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир Васильев показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком. Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству. Вслед за этим Владимир Викторович исполнил главные партии в «Золушке» (здесь танцору досталась партия принца), «Дон Кихоте» (Базиль), «Жизели» (партия Альберта) и «Ромео и Джульетте» (здесь Владимир Викторович перевоплотился в юного Ромео).


Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-й по 1988-й танцор числился ведущим балетным солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, по совместительству жена Владимира Васильева, стала постоянной партнершей талантливого балеруна.

Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Так, танцор стал первым, кто исполнил Иванушку в «Коньке-Горбунке», Сергея в «Ангаре», Спартака в «Спартаке» . В 1977-м выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» специально для Владимира Викторовича.


Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижском Гранд-опера, итальянском театре Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опере, лондонском Ковент-гардене.

В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал творческий спор с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.


Владимир Васильев проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 1971-м танцор впервые поставил собственный танцевальный спектакль. Это был балет «Икар», представленный в стенах Кремлевского дворца съездов. Несколько лет спустя появится постановка «Эти чарующие звуки», в 1980-м Васильев представит «Макбет», а в 1984-м - «Дом у дороги».

Зарубежным странам также посчастливится познакомиться с Васильевым-постановщиком. На аргентинской сцене Владимир Викторович представил на суд зрителей балет «Фрагменты одной биографии», а Соединенные Штаты восхищались талантливой интерпретацией «Дон Кихота».


В 1990-х годах Васильев работал над постановками «Тахир и Зухра», «О, Моцарт! Моцарт...», «Травиата», «Хованщина», «Аида», «Золушка». После некоторого перерыва, в 2010-м, Васильев представил балет «Красный мак» в Красноярске. 2011-й отмечен постановкой балета «Балда» для детей.

В 2014-м Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой». Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году Васильев представил на суд зрителей проект по произведениям . Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.

В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem” на музыку . Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Театр и кино

Таланты Владимира Васильева оказались востребованы также в театре и кино. Драматическая сцена увидела сказку «Принцесса и дровосек» и рок-оперу «Юнона и Авось» - для этих спектаклей Владимир Викторович стал хореографом, а фото танцоров в образах Кончиты и Николая Резанова хранились, пожалуй, в коллекции каждого поклонника искусства.

Попробовал Васильев силы и в актерском мастерстве, появившись в фильмах «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте», а также телевизионных версиях балетов «Спартак», «Гран па в белую ночь», «Сказка о Коньке-Горбунке» и других. Здесь Владимир Викторович также не только танцевал сам, но и взял на себя постановку партий для других артистов.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Васильева - пример крепкой любви, которая длилась целую жизнь. Избранницей талантливого танцора стала , также не мыслившая жизни без танца. Екатерина Сергеевна стала для Васильева возлюбленной, другом и бессменной партнершей на сцене. Детей у творческой пары не было.


В 2009 году Максимова скончалась. Владимир Викторович, по собственному признанию, лишился части души и до сих пор скорбит о супруге. Танцор и балетмейстер по-прежнему посвящает постановки, спектакли и выставки Екатерине Сергеевне.

Владимир Васильев сейчас

Сейчас Владимир Васильев продолжает творческую деятельность. Танцор уже не выходит на сцену из-за преклонного возраста, однако с юношеским энтузиазмом берется за новые постановки, обучая талантливую смену. В свободное время танцор любит путешествовать, открывая новые страны и культуры. Поклонникам же остается надеяться на скорое появление новых постановок великого танцора.


Помимо балета, Владимир Викторович интересуется живописью. Танцор неплохо рисует и даже устраивает собственные выставки. На счету Васильева уже не меньше 400 картин. Не чужд Васильеву и мир поэзии: в 2001-м танцор подарил миру сборник стихов под названием «Цепочка дней».

Партии

  • 1958 - «Демон»
  • 1958 - «Шопениана»
  • 1959 - «Каменный цветок»
  • 1959 - «Золушка»
  • 1960 - «Нарцисс»
  • 1961 - «Лесная песня»
  • 1962 - «Паганини»
  • 1964 - «Петрушка»
  • 1966 - «Щелкунчик»
  • 1968 - «Спартак»
  • 1971 - «Икар»
  • 1973 - «Ромео и Джульетта»
  • 1976 - «Ангара»
  • 1987 - «Голубой ангел»
  • 1988 - «Пульчинелла»

Владимир Васильев - педагог, хореограф, балетмейстер, народный артист СССР, обладатель премии Нижинского как "лучший танцовщик мира".

Уйдя со сцены, как положено балетному артисту, в возрасте около 40 лет, Владимир Васильев продолжал танцевать, и был востребован на лучших сценах мира. И не только как танцовщик, но и как замечательный балетмейстер. С годами его многогранная личность раскрылась с других, самых неожиданных сторон.



"Какие бы работы художник ни делал, он все пропускает через себя ", - так Владимир Васильев говорит о творениях всех творческих людей разных профессий. Его постановка си-минорной мессы Баха на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля - это грандиозное действо, в котором участвуют балетная и оперная труппы, стала осуществлением давней заветной мечты Васильева.

"Этапной" ролью Владимира Васильева , оказавшей наибольшее влияние на зрителя, на поколение, на балетное искусство в целом, стал Спартак. В исполнении Васильева он не был глыбой, легендой, Спартак был человек ранимый, сомневающийся. Рассказывая о своем опыте работы в качестве балетмейстера и хореографа.



"Мне хочется что-нибудь сделать только тогда, когда я вижу музыку: ее реальное пластическое воплощение, ее выражение в свете, в цвете, в отношениях людей. После того, как я услышал первый вальс, я сразу понял: это попадание абсолютно в десятку! Гаврилин и Чехов слились для меня в едином аккорде", - так Владимир Викторович вспоминает работу над балетом "Анюта", завоевавшем немало призов на международных кинофестивалях.

С Ленинградским телевидением и с режиссером Александром Белинским - человеком, придумавшим жанр телевизионного балета, - связана огромная часть творческой биографии Васильева . Здесь же, в салоне исторической фотографии им. Карла Буллы состоялась первая выставка Васильева-живописца, и всякий раз, когда он приходит сюда, возникаю т воспоминания о людях, с которыми он встречался и которые ему дороги. Один из них - Савелий Ямщиков. Благодаря ему Васильев полюбил живопись, и она уже давно занимает особое место в его жизни.



"Надо любить свое дело, и тогда место, в котором ты будешь прилагать свои усилия, совершенно не имеет значения" .

Владимира Васильева можно назвать "человеком мира". Он вспоминает первые поездки в Америку, в Японию, поездку во Францию, ставшую настоящим свадебным путешествием его и Екатерины Максимовой. Так совпало, что на второй день после свадьбы они поехали в Париж представлять советско-французский фильм "СССР с открытым сердцем", в котором сыграли главные роли.


На вопрос, в какой стране он мог бы жить, если не в России, Васильев всегда отвечает - в Италии, в Риме. Первая встреча Владимира Викторовича с Италией состоялась в 1968, тогда известную балетную пару пригласил на постановку "Жизели" на сцене Римской оперы известный балетмейстер Жарко Пребил. Васильев до сих пор помнит забавный случай, как перед премьерой к нему в грим-уборную зашел председатель местного общества клакеров и попытался "договориться", за что был выгнан из гримерки. И без сговора Максимову и Васильева ждал феноменальный успех . Римская опера - начало их любви к Италии.



"Меня пугает однообразие. Я не могу постоянно играть одни и те же роли, постоянно заниматься только одним делом" , - так объясняет Владимир Васильев тягу к разным видам занятий: к живописи, к поэзии. В последние годы Владимир Викторович активно занимается общественной деятельностью, и есть особая должность, которой он дорожит - должность президента Фонда имени Галины Улановой. С большой любовью Васильев говорит о легендарной балерине. Для него она - пример тех великих людей, у которых внутренняя наполненность значительно выше внешнего выражения. Владимир Викторович вспоминает о Большом театре, который был его домом на протяжении более пятидесяти лет, об увольнении… А на вынужденный уход из театра после пятилетней службы в качестве директора и художественного руководителя он ответил стихотворением:

Я думал, на мою любовь

Ответить ненависть не сможет,

И совесть недруга загложет,

И не испортит он мне кровь.

Да, так я думал... А на деле

Любовь и ненависть слились,

И с упоеньем принялись

Терзать и душу мне и тело.

Пресс-служба телеканала "Россия К"



Вверх