«Нравственно-философские проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни». Сочинение. Трагичен ли образ Гуськова? В.Г. Распутин "Живи и помни" Распутин живи и помни проблемы егэ

Кто же виноват в падении Гуськова? Иными словами, каковы соотношения объективных обстоятельств и человеческой воли, какова мера ответственности человека за свою «судьбу»? Этот вопрос никогда не снимался в русской классической литературе, и чаша весов склонялась в сторону обстоятельств жизни. Решая нравственно-философские проблемы, большую скидку на общество делал Толстой, о значении воли человека много говорил Лермонтов, она стала одним из главных пунктов преткновения в творчестве Достоевского, но именно Горький провозгласил значение ответственности человека в новую историческую эпоху, когда задачей стало не только «объяснить мир», но и «изменить его». Традиционному «рок и воля» в повести уделено немало места. Это и понятно: война, как исключительное обстоятельство, поставила всех людей, ив том числе и Гуськова, перед тем «выбором», который должен был сделать каждый. Сам Гуськов хотел бы переложить вину на «рок», перед которым бессильна «воля».

Не случайно поэтому через всю повесть красной нитью проходит слово «судьба», за которую так цепляется Гуськов. Он не готов. Не хочет нести ответственности за свои поступки, за свое преступление всеми силами пытается прикрыться «судьбою», «роком». «Это все война, все она, - снова принялся он оправдываться и заклинать». «Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги для него не существовало, освобождало Андрея от лишних раздумий». Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки - это один из тех «штрихов к портрету», которые раскрывают червоточину в душе Гуськова и обусловливают его преступление (дезертирство). Критики (в частности, А. Карелин) обращали внимание на поведение Андрея на фронте, когда, «поддаваясь страху, не видя для себя удачи, Гуськов осторожно примеривался к тому, чтобы его ранило, - конечно, не сильно, не тяжело, не повредив нужного, - лишь бы выгадать время».

Можно найти в повести Распутина те штрихи. Которые снимают вопрос о «судьбе», но которые весьма глубоко вскрывают причины преступления, по- горьковски социально исторически определяя характер: все разъедающий индивидуализм сопровождал, оказывается, Гуськова всю жизнь. Речь идет о «переступании» через нравственные преграды, что ведет к осуществлению формулы крайнего индивидуализма «все позволено» и к разрушению личности «переступившего». В изображении психологии последствий «переступания», когда «переступивший» «себя убил», Распутин, как и Горький, мог опереться на художественный опыт Достоевского.

Показывая же логику разрушения личности человека. Предавшего интересы и идеалы народа, - как процесс необратимый (без нравственного воскресения, характерного для героя Достоевского), - Распутин идет по пути, проложенному Горьким. Распутин - в этом его новаторство - пишет о человеке, противопоставившем себя одновременно интересам и идеалам всего государства, всего общества, народа. Итак, мы подошли к самому сильному проявлению разрушения личности «переступившего» нравственные (общественные) и « природные» законы - к разрушению им самой природы, ее главного стимула - продолжения жизни на земле. Прежде всего, это убийство теленка на глазах матери-коровы. Удивительно это: «корова закричала», - когда убийца Гуськов занес топор над ее ребенком.Падение Гуськова и невозможность для него нравственного «воскресения» становятся очевидными именно после этой, высоко художественной, потрясающей, сюжетной ситуации - убийства теленка. Крайнее проявление индивидуализма Гуськова, свидетельствующее о разрушении личности, выражается, как и у горьковского Каразина, в неудержимом желании осуществить формулу «все позволено» и поставить себя вне человеческого общества, «по ту сторону добра и зла». «Срывы психики», как результат поселившегося «беса вседозволенности», фиксируются художником Распутиным в целом ряде других эпизодов «переступания»: Гуськов воровал рыбу из сетей рыбаков (не из-за нужды, а желания «досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто»), однажды «его вдруг охватило безудержное лютое желание поджечь мельницу» и он еле справился с этим. Финал повести невозможно постичь без судьбы Настены, которая тоже «переступила», но совсем иначе.

Сходная ситуация в «Преступлении и наказании». Совершенно не случайно то обстоятельство, что Раскольников говорит Соне: оба «переступили», оба виноваты. У Настены есть основания считать себя виноватой: она, действительно, на какое-то время противопоставила себя людям. Встреча с Гуськовым и обретение любви, которой лишены были в тяжелые годы другие женщины, ее односельчане, поставило ее в особое положение, в чем она ощутила себя избранницей судьбы. «Переступив», она тоже почувствовала - каким-то краешком своего чувства и сознания - прелесть «вседозволенности», поставившей ее в положение превосходства над людьми. Таким образом, трагедия налицо: стимул, конечная цель «переступания» через нравственные перегородки - высокое чувство любви, средства же достижения цели, как и у Раскольникова в романе Достоевского, пришли в трагическое противоречие с целью. С одной стороны, «тяжко, смутно», «знобило», с другой стороны, «просторно, оглядно», «заманчиво» - борения в душе Настены превратятся постепенно в невыносимые страдания и всеобщее чувство своей вины, своего «преступления» и убежденность в необходимости и неизбежности суда над собой и «наказания».

Наступил день окончания войны. Но - примечательно, если Андрей Гуськов в это время, разойдясь с историей, звереет и утрачивает связь не только с людьми, но и природой, не раз оскорбляя ее (убийство теленка и др.), - Настена еще острее чувствует природу. Это последнее не случайно: чувство природы не только органично поэтической, «народной» душе Настены, но также тесно гармонирует с чувством одиночества и вины перед людьми. Идя к своей гибели, Настена, вместе с тем, нравственно «очищается». Правда истории и нравственные законы побеждают не только в жизни народа, но и в душе яркой, незаурядной представительницы народного характера. Финал повести удивительно органично заканчивает развитие характеров и выражает идею произведения. Идея повести возводится Распутиным в степень больших философских обобщений после того, как мысль о человеке - в его отношении и к самому себе, и к народу, и природе, и самой истории - прошла испытания не только в «судьбах» и поступках героев повести, но и прошла через их, такой разный, внутренний мир.

Случайно сведенные вместе «судьбою» (силой обстоятельств) на «преступление», они закономерно расходятся по разным путям. Жизнь Настены в канун смерти отличается большим духовным напряжением и осознанием. Жизнь Андрея в конце повести - как отработанный штамп самосохранения. «Заслышав шум на реке, Гуськов вскочил, в минуту собрался, привычно приводя зимовку в нежилой, запущенный вид, заготовлен был у него отступной выход… Там, в пещере, его не отыщет ни одна собака».

Но это - еще не финал. Повесть заканчивается авторским сообщением, из которого видно, что о Гуськове не говорят, не «поминают» - для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит об утопившейся Настене как о живой (нигде не подменяя имени словом «покойница»): «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену». Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Настены «связь времен» (традиционная для фольклора концовка - о памяти героя в веках), заканчивается повесть В. Распутина «Живи и помни», представляющая собою по жанру синтез социально-философской и социально-психологической повести, - оригинальная повесть, исследующая лучшие традиции русской литературы, в том числе традиции Достоевского и Горького.

Богатейший материал для осмысления нравственных вопросов дает современная литература. Сегодня наш разговор — о повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Повесть «Живи и помни», написанная в 1974 году, выделяется из ряда других произведений писателя. Читатели были потрясены яркостью, силой, остротой переживания ее героев. Но объясняли смысл повести по-разному.

При всем драматизме судьбы Андрея Гуськова не он занимает главное внимание автора, а Настёна. Ее образ масштабнее, он потрясает наше воображение. Если Настёна эмоционально выделена в повести, следовательно, именно с этим образом автор связывает какие-то глубинные проблемы.

— Возникает вопрос: что же такого чрезвычайно важного совершила Настёна, что писатель ради осмысления этого выдвигает именно ее на первый план повести, отодвигая на второй человека столь страшной судьбы, как у Андрея Гуськова? — Настёна спасает своего мужа, оказавшегося в беде. — Она подчеркивает его физически и морально, помогает ему выжить. — Не кажется ли вам, что такой ответ нуждается в уточнении? Очень важно предельно обнажить изображенную ситуацию, чтобы четко представить весь ее драматизм. Дело в том, что Андрей — не просто добропорядочный семьянин, муж Настёны, который нуждается в поддержке. Он — человек, совершивший преступление. И вот здесь Распутин ставит Настёну, а вслед за ней и читателей, перед сложнейшим вопросом: всякий ли человек имеет право на сочувствие? Или, как обозначено в названии темы нашего урока: всегда ли оправдана «милость К падшим»? Давайте вначале попытаемся поразмышлять на материале общежитейском, исходя из собственного опыта.

При этом нужно иметь в виду, что мы имеем возможность руководствоваться в оценке того или иного поступка не только юридическими законами (как положено на судебном заседании). Мы должны учитывать и законы нравственные. Для этого чрезвычайно важно понять внутренние мотивы действий Настёны, осознать логику ее душевных порывов. Что движет героиней Распутина. Быль может, это забота о собственном благополучии, то есть мотивы эгоистического свойства?

— Мысли главной героини опровергают подобное предположение: «Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого. будь он трижды нечистый, просто не отмахнешься, а он свой, родной. Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтобы держаться им вместе, чтобы ни случилось, какая бы беда ни стряслась. «Как его вызволить из этой беды. как жить, чтобы не ошибаясь, не запутавшись помочь? Чтобы с ним теперь ни случилось, она в ответе» ; «Виноват — кто говорит, что не виноват! — но где теперь взять ту силу, чтобы вернуть его на место, с которого он прыгнул не туда, куда полагалось прыгать. Мысли Настёны свидетельствуют о том, что, спасая Андрея. она озабочена не корыстными интересами. В ее поступке есть глубокий смысл.

— Представьте: идет жестокая, страшная война, как говорится, не на жизнь, а на смерть. В мире льются потоки крови. Отдельная человеческая жизнь обесценена. И в этих условиях где-то в российской глубинке. в далеком уголке Сибири. поднимается слабая беззащитная женщина для того. чтобы вопреки всеобщему ожесточению уберечь от гибели, не физической, а нравственной, всего лишь одного человека. Это задача неимоверной сложности. И отнюдь не только личная. Это задача общенародная. Настёна хорошо осознает свою ответственность перед людьми: «Судьбой ли, повыше чем, но Настёне казалось. что она замечена. выделена из людей». В повести неоднократно подчеркивается связь Настёны с родным для нее, «людским» миром. Какой выход из сложившейся ситуации она видит?

— «Столько годов была при вязана Настёна к деревне. к дому, к работе, знала свое место, берегла себя, потому что и ею тоже что-то крепилось. стягивалось в одно целое. И вдруг разом веревки ослабли — не снялись совсем, но ослабли». Самое важное здесь — это осознание героиней, что и « … ею тоже что-то крепилось, стягивалось в одно целое». значит, Настёна — часть этого целого, которое можно назвать народной жизнью. И нарушить ее она боится.

— Для Настёны жизнь без людей невозможна. Поэтому она так остро переживает «рвущиеся связи С миром людей», ведь она находится в положении между односельчанами и Андреем. Смысл всех ее действий — это попытка вернуть Андрея к людям. Подтверждение этому в тексте повести: «Моя мать давно еще говорила: нет такой вины, которую нельзя простить. Не люди, они что ли? Кончится война — посмотрим. Или можно будет выйти покаяться, или еще что» .

— Ради спасения Андрея Настёна готова на любые лишения: «Андрей … Может не будем так, выйдем? Я бы пошла с тобой куда угодно, на какую хошь каторгу — куда тебя, туда и я … » А как мы узнаем об отношении самого втора к Настене? Автор не дает прямых оценок, но через народное мнение выражает и свое отношение к Настёне и ее поступку. Это проявляется в финале повести: «А Настёну на четвертый день прибило к берегу недалеко от Карды. Сообщили в Атамановку, но Михеич лежал при смерти, и за Настёной отправили Мишку-батрака. Он и доставил Настёну обратно в лодке, а доставив, по-хозяйски вознамерился похоронить ее на кладбище утопленников. Бабы не дали. И предали Настёну земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди.

После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настёну». В этом «жалко было Настёну- понимание ее поступка и сострадания. За этим отношением стоит мнение Распутина. Сам он признавался: «Я И смерть Настёны склонен принимать не как победу зла в этом случае, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись»; а он сквозь слезы и мучения: «Не могу»». Судьбой своей героини Распутин показал, что самопожертвование требует полной самоотдачи, самоотверженности. Писатель убежден в том, что способность к самопожертвованию — самое емкое, наиболее высокое в своей ценности человеческое качество. Поступок человека, сознательно жертвующего своей жизнью во имя спасения другого человека, есть проявление высшей справедливости и всегда заслуживает нравственного оправдания. Таков смысл центрального мотива повести «Живи и помни».

Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное преображение отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью. На мой взгляд, нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком.

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен. Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими» героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков. Это особенно мне нравится в творчестве Распутина. Читая повесть, я сам вместе с его героями то и дело решал, как бы поступил в данной ситуации.

Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня - место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. «Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились… Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Вид крови как бы определил его дальнейшие действия и слова. «Скажешь кому - убью. Мне терять нечего», - говорит он жене.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить - значит, живет в совершенно ином измерении, чем люди.

Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, - чем?» Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка - перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», - будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Но этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух огней.

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения - само

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения - самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей «заразе», передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя - это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. «Зараза» безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.

Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина «Живи и помни», - это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить нравственных ценностей.

План-конспект урока литературы в 12 классе УКП.

Тема урока: «Нравственно-философские проблемы в повести В.Г. Распутина «Живи и помни».

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Цели урока:

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

    РАЗВИВАЮЩАЯ

Вызвать у учащихся размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

    ОБУЧАЮЩАЯ

Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом, выделять главное.

ХОД УРОКА:

Этапы урока (реализация педаго-гических целей).

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап:

оргмомент

1 мин.

Подготовить учащихся к восприятию учебного материала.

Готовятся к восприятию учебного материала.

2 этап:

слово учителя

2 мин.

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве В.Г. Распутина, обращаясь к еще одной повести, опубликованной в 1974г. Повесть «Живи и помни» занимает особое место в творчестве писателя. Говорить об этом было не принято.

3 этап:

выступление

подготовленно-го учащегося

2 мин.

Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

Кратко пересказывает сюжет повести.

4 этап:

анализ текста. Андрей Гуськов.

10 мин.

1. Вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

2.Что почувствовал, когда дошел?

3. Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?

4. Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

5. Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.

6. Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

7. Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

8. В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

9. Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

«Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.

Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.

Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.

Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.

Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

«Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.

Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.-

А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

«Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.

5 этап: работа по таблице. Расчеловечивание героя.

5 мин.

Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

6 этап: анализ текста. Настена.

10 мин.

Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена. Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены. Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены? Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его? Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить? Какие чувства она испытывает к Андрею? А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

Как изменилась Настена?

Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

Почему Настена решилась на самоубийство?

Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.

Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.

Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода. – Настену прощают, и его бы простили.

Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены.

7 этап:

обобщение по схеме:

кого из героев вы считаете более нравственным?

5 мин.

Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

8 этап: рефлексия

3 мин.

Скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?

Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

9 этап: домашнее задание.

2 мин.

письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).

В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы». Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.

История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения - нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза - противопоставление двух человеческих начал - Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр - Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы ее идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.

В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвященной стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».

С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия - живи, но помни о содеянном тобой.

Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.

Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

Тема

В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье - он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены - его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье - это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.

Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчеркивает основную мысль своего произведения - нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Композиция

Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • эпилог - знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка - уход Андрея на фронт;
  • развитие событий - тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация - самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Главные герои

Жанр

«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть, и принадлежит классической русской прозе. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 166.



Вверх