Жанр и литературное направление. Сборник идеальных эссе по обществознанию
литературные направления и течения
XVII -Х1Х ВЕКА
Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориентирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобщему образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).
Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира признается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .
Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).
Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утверждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способность исследовать действительность. Важнейшим предметом художественного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конфликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в динамике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-индивидуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).
Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)
XX ВЕК
Модернизм - литературное направление первой половины XX века, противопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жесткой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.
Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяющее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и доводит до крайности его стремление к художественному обновлению.
Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.
Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и самое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Главным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).
Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию реальности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утверждение культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии характерны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).
Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).
Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подавлении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоциональностью высказываний автора и персонажей, обильным использованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экспрессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.
Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе левин, Вен. Ерофеев и др.).
Литературные направления (теоретический материал)
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.
Основные черты литературных направлений :
· объединяют писателей определенной исторической эпохи;
· представляют особый тип героя;
· выражают определенное мировоззрение;
· выбирают характерные темы и сюжеты;
· используют характерные художественные приемы;
· работают в определенных жанрах;
· выделяются стилем художественной речи;
· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.
Классицизм
Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.
Отличительные черты:
· значительность тем и сюжетов;
· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;
· надуманные образы, схематические характеры;
· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;
· использование языка, мало понятного простому народу;
· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
· общенациональная, гражданская направленность;
· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);
· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).
Представители классицизма
Западноевропейская литература:
· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;
· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;
· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;
· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;
· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;
· Ж. Лафонтен – «Басни».
Русская литература
· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;
· Г. Державин – ода «Фелица»;
· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;
· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;
· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».
Сентиментализм
Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.
Отличительные черты:
· раскрытие человеческой психологии;
· высшей ценностью провозглашается чувство;
· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;
· идеализация действительности, субъективное изображение мира;
· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;
· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.
Представители сентиментализма
· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;
· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;
· – роман « страдания молодого Вертера».
Русская литература
· В. Жуковский – ранние стихи;
· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;
· И. Богданович – поэма «Душенька»;
· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).
Романтизм
Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.
Отличительные черты:
· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;
· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;
· стремление к идеалу, совершенству;
· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;
· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);
· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
Представители романтизма
Западноевропейская литература
· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;
· – драма «Эгмонт»;
· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;
· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;
· П. Мериме – новелла «Кармен»;
· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;
· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».
Русская литература
Художественный метод - это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения; то есть метод - категория, относящаяся как к содержанию, так и к художественной форме. Определить своеобразие того или другого метода можно, только рассмотрев общие исторические тенденции развития искусства. В различные периоды развития литературы мы можем наблюдать, что разные писатели или поэты руководствуются одними и теми же принципами осмысления и изображения действительности. Другими словами, метод универсален и напрямую не связан с конкретными историческими условиями: мы говорим о реалистическом методе и в связи с комедией А.С. Грибоедова, и в связи с творчеством Ф.М. Достоевского, и в связи с прозой М.А. Шолохова. А черты романтического метода обнаруживаются как в поэзии В.А. Жуковского, так и в рассказах А.С. Грина. Однако в истории литературы есть периоды, когда тот или иной метод становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре. И в этом случае мы уже говорим о литературном направлении . Направления в самых разнообразных формах и соотношениях могут проявляться в любом методе. Например, и Л.Н. Толстой, и М. Горький - реалисты. Но, только определив, к какому направлению принадлежит творчество того или другого писателя, мы сможем понять различия и особенности их художественных систем.
Литературное течение - проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осознают эту близость и выражают ее в так называемых «литературных манифестах», объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определенное название.
Классицизм (от лат. classicus - образец) - направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном (не зависящем от времени и национальности) характере эстетического идеала. Отсюда главной задачей искусства становится максимально возможное приближение к этому идеалу, наиболее полное выражение получившему в античности. Поэтому принцип «работы по образцу» является одним из основополагающих в эстетике классицизма.
Эстетика классицизма нормативна; «неорганизованному и своевольному» вдохновению противопоставлялась дисциплина, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил. Например, правило «трех единств» в драме: единство действия, единство времени и единство места. Или правило «чистоты жанра»: принадлежность произведения к «высокому» (трагедия, ода и др.) или «низкому» (комедия, басня и др.) жанру определяла и его проблематику, и типы героев, и даже развитие сюжета и стиль. Противопоставление долга чувству, рационального - эмоциональному, требование всегда жертвовать личными желаниями ради общественного блага во многом объясняется огромной воспитательной ролью, которую классицисты отводили искусству.
Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).
Русский классицизм возник во 2-й четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (например, представление о внесословной ценности человека), характерной для продолжателей реформ Петра I. Для русского классицизма уже в самом его начале была характерна сатирическая, обличительная направленность. Для русских классицистов литературное произведение не самоцель: оно - только путь к совершенствованию человеческой натуры. Кроме того, именно русский классицизм большее внимание уделял национальным особенностям и народному творчеству, не ориентируясь исключительно на зарубежные образцы.
Большое место в литературе русского классицизма занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В. Ломоносова (высокий гражданский пафос, научная и философская тематика, патриотическая направленность), в поэзии Г.Р. Державина, в баснях И.А. Крылова и в комедиях Д.И. Фонвизина.
Сентиментализм (от santimentas - чувство) - литературное течение в Западной Европе и России конца XVIII - начала XIX века, характеризующееся возведением чувства в основную эстетическую категорию. Сентиментализм стал своеобразной реакцией на рассудочность классицизма. Культ чувства вел к более полному раскрытию внутреннего мира человека, к индивидуализации образов героев. Он породил и новое отношение к природе: пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он оказался созвучным личным переживаниям автора или героев. Эмоциональное видение мира потребовало и иных поэтических жанров (элегии, пасторали, послания), и иной лексики - образного, окрашенного чувством слова. В этой связи автор-повествователь начинает играть большую роль в произведении, свободно выражая свое «чувствительное» отношение к героям и их поступкам, как бы приглашая читателя разделить эти эмоции (как правило, главная из них - «растроганность», то есть жалость, сострадание).
Эстетическая программа русского сентиментализма наиболее полно отражена в сочинениях Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Связь русского сентиментализма с просветительскими идеями можно заметить в творчестве А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).
Романтизм - творческий метод и художественное направление в русской и европейской (а также американской) литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Главным предметом изображения в романтизме становится человек, личность. Романтический герой - это прежде всего сильная, неординарная натура, это человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать (иногда и преобразовывать) окружающий мир. Романтический герой в силу своей исключительности и необыкновенности несовместим с обществом: он одинок и чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью. Из этого конфликта рождается своеобразное романтическое двоемирие: противостояние возвышенного мира мечты и тусклой, «бескрылой» действительности. В «точке пересечения» этих пространств и находится романтический герой. Такой исключительный характер может действовать только в исключительных обстоятельствах, поэтому события романтических произведений разворачиваются в экзотической, необычной обстановке: в неведомых читателям странах, в далеких исторических эпохах, в иных мирах...
В отличие от классицизма романтизм обращается к народно-поэтической старине не только с этнографическими, но и с эстетическими целями, находя источник вдохновения в национальном фольклоре. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторический и национальный колорит, исторические детали, фон эпохи, но все это становится только своеобразной декорацией для воссоздания внутреннего мира человека, его переживаний, стремлений. Чтобы точнее передать переживания неординарной личности, писатели-романтики изображали их на фоне природы, которая своеобразно «преломляла» и отражала особенности характера героя. Особенно привлекательной для романтиков была бурная стихия - море, метель, гроза. У героя с природой сложные отношения: с одной стороны, природная стихия родственна его страстному характеру, с другой стороны - романтический герой борется со стихией, не желая признавать никаких ограничений собственной свободы. Страстное стремление к свободе как к самоцели становится одним из главных для романтического героя и нередко приводит его к трагической гибели.
Родоначальником русского романтизма традиционно считают В.А. Жуковского; наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю. Лермонтова, в творчестве А.А. Фета и А.К. Толстого; в определенный период своего творчества дань романтизму отдали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.
Реализм (от realis - вещественный) - творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков. Словом «реализм» часто называют разные понятия (критический реализм, социалистический реализм; есть даже термин «магический реализм»). Попробуем выделить основные признаки русского реализма XIX-XX веков.
Реализм строится на принципах художественного историзма, т.е. он признает существование объективных причин, социальных и исторических закономерностей, которые влияют на личность героя и помогают объяснить его характер и поступки. Это значит, что у героя может быть разная мотивация поступков и переживаний. Закономерность действий и причинно-следственная связь личности и обстоятельств - вот один из принципов реалистического психологизма. Вместо исключительной, неординарной романтической личности реалисты ставят в центр повествования типический характер - героя, в чертах которого (при всей индивидуальной неповторимости его характера) отражены некие общие признаки или определенного поколения, или определенной социальной группы. Авторы-реалисты избегают однозначной оценки героев, не делят их на положительных и отрицательных, как это часто бывает в классицистических произведениях. Характеры героев даются в развитии, под влиянием объективных обстоятельств происходит эволюция взглядов героев (например, путь исканий Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Вместо необычных исключительных обстоятельств, так любимых романтиками, реализм выбирает местом развития событий художественного произведения обыденные, повседневные условия жизни. Реалистические произведения стремятся наиболее полно изобразить причины конфликтов, несовершенство человека и общества, динамику их развития.
Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. П. Чехов.
Реализм и романтизм - два разных способа видения действительности, они базируются на разных концепциях мира и человека. Но это не взаимоисключающие друг друга методы: многие достижения реализма стали возможными только благодаря творческому освоению и переосмыслению романтических принципов изображения личности и Вселенной. В русской литературе многие произведения соединяют в себе и тот, и другой способ изображения, например поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» или роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Модернизм (от франц. moderne - новейший, современный) - общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века. Эпоха появления модернизма была кризисной, переломной, ознаменованной событиями Первой мировой войны, подъемом революционных настроений в разных странах Европы, В условиях крушения одного миропорядка и зарождения другого, в период усиления идейной борьбы особую значимость приобретали философия и литература. Этот историко-литературный период (в частности, поэзия, созданная между 1890 и 1917 годами) получил в истории русской литературы название Серебряного века.
Русский модернизм, несмотря на разнообразие эстетических программ, был объединен общей задачей: поиск новых художественных средств изображения новой действительности. Наиболее последовательно и определенно это стремление было реализовано в четырех литературных течениях: символизме, футуризме, акмеизме и имажинизме.
Символизм - литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение B.C. Соловьева о «Душе мира». Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Именно искусство, по их мнению, способно зафиксировать высшую реальность, являющуюся художнику в момент вдохновения. Поэтому творчество в понимании символистов - созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу. Ценность поэтической речи - в недосказанности, сокрытии смысла сказанного. Как видно из самого названия направления, основная роль в нем отводится символу - главному средству, способному передать увиденный, «уловленный» тайный смысл происходящего. Символ и становится центральной эстетической категорией нового литературного течения.
Среди символистов традиционно принято различать «старших» символистов и «младших». Среди «старших» символистов наиболее известны К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. Эти поэты заявили о себе и о новом литературном направлении в 90-е годы XIX века. «Младшие» символисты Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок пришли в литературу в начале 1900-х годов. «Старшие» символисты отрицали окружающую действительность, противопоставляли реальности мечту и творчество (часто для определения такой эмоциональной и мировоззренческой позиции используют слово «декаданс»). «Младшие» считали, что в реальной действительности «старый мир», изживший себя, погибнет, а грядущий «новый мир» будет построен на основе высокой духовности и культуры.
Акмеизм (от греч. akme - цветущая сила, высшая степень чего-либо) - литературное течение в поэзии русского модернизма, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд» на жизнь. Недаром другие названия акмеизма - кларизм (от лат. clarus - ясный) и «адамизм» по имени библейского праотца всех людей Адама, давшего имена всему окружающему. Сторонники акмеизма пытались реформировать эстетику и поэтику русского символизма, они отказались от чрезмерной метафоричности, усложненности, одностороннего увлечения символикой и призывали «вернуться» к точному значению слова, «к земле». Реальной признавалась только материальная природа. Но «земное» мировосприятие у акмеистов носило исключительно эстетический характер. Поэтам-акмеистам свойственно обращение к единичному предмету быта или явлению природы, поэтизация единичных «вещей», отказ от социально-политической тематики. «Тоска по мировой культуре» - так определил акмеизм О.Э. Мандельштам.
Представителями акмеизма были Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др., которые объединились в кружок «Цех поэтов» и группировались вокруг журнала «Аполлон».
Футуризм (от лат. futurum - будущее) - литературное течение авангардистского характера. В первом манифесте русских футуристов (нередко они называли себя «будетлянами») прозвучал призыв разорвать с традиционной культурой, пересмотреть значимость классического художественного наследия: «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Футуристы объявили себя противниками существующего буржуазного общества, стремились осознать и предвосхитить в своем искусстве грядущий мировой переворот. Футуристы выступали за разрушение устоявшихся литературных жанров, намеренно обращались к «сниженной, площадной» лексике, призывали создавать новый язык, не ограничивающий словотворчество. Футуристическое искусство на первый план выдвигало совершенствование и обновление формы произведения, а содержание либо отходило на второй план, либо признавалось незначимым.
Русский футуризм стал самобытным художественным движением и был связан с четырьмя основными группами: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк и др.), «Центрифуга» (Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (Р. Ивнев, В.Г. Шершеневич и др.).
Имажинизм (от англ. или франц. image - образ) - литературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции. Самые «левые» имажинисты провозглашали главной задачей поэзии «поедание образом смысла», шли по пути самоценности образа, плетения цепи метафор. «Стихотворение - ... волна образов», - писал один из теоретиков имажинизма. На практике многие имажинисты тяготели к органическому образу, слитному по настроению и мысли с целостным восприятием стихотворения. Представителями русского имажинизма были А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич. Наиболее талантливым поэтом, теоретически и практически далеко выходившим за рамки манифестов имажинизма, был С.А. Есенин.
Какой творческий метод, основанный на принципах художественного историзма, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Ответ: реализм.
Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2-й четверти XVIII века, к которому традиционно относят творчество М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина.
Ответ: классицизм.
Какой из названных поэтических жанров является жанром сентименталистской поэзии?
2) баллада
3) элегия
4) басня
Ответ: 3.
Родоначальником какого литературного направления в русской литературе называют В.А. Жуковского?
Ответ: романтизм.
Какое литературное направление, признающее существование объективных социально-исторических закономерностей, является ведущим в творчестве Л.Н. Толстого?
Ответ: реализм.
Укажите название литературного направления, возникшего в русской литературе в 30~40-е годы XIX века и стремившегося объективно изобразить причины несовершенства социально-политических отношений; направления, к которому принадлежит творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Ответ: реализм/критический реализм.
В манифесте какого литературного течения в начале XX века утверждалось: «Только мы - лицо нашего Времени» и предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности» ?
1) символизма
2) акмеизма
3) футуризма
4) имажинизма
На раннем этапе своего творчества А.А. Ахматова выступала как одна из представительниц литературного направления
1) акмеизма 2) символизма 3) футуризма 4) реализма
Серебряным веком в русской литературе называют период развития литературы, в частности поэзии
1) после 1917г.
2) с 1905 по 1917 г.
3) конца XIX века
4) между 1890 и 1917 гг.
Начиная поэтическую деятельность, В.В. Маяковский выступал как один из активных представителей
1) акмеизма
2) символизма
3) футуризма
4) реализма
На одном из этапов творческого пути С.А. Есенин примкнул к группе поэтов 1) акмеистов
2) символистов
3) футуристов
4) имажинистов
В русской поэзии К.Д. Бальмонт выступал как один из представителей
1) акмеизма
2) символизма
В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.
Реализм в начале 20 века
Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.
Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.
Символизм в начале 20 века
Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.
Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.
Акмеизм в начале 20 века
Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.
Футуризм в начале 20 века
Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).
Вывод
Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.
Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.
При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).
Выделяются четыре основных литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ .
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ
1. КЛАССИЦИЗМ
Основное литературное направление в России XVIII века.
Главные черты
- Подражание образцам античной культуры.
- Строгие правила построения художественных произведений.Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
- Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
- Жесткие границы между родами и жанрами.
- Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).
Основные жанры в поэзии
Ода, сатира, историческая поэма .
Главные правила построения драматических произведений
- Правило "трех единств": места, времени, действия.
- Деление на положительных и отрицательных персонажей.
- Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию).
- Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д.
- Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока.
- Пять действий.
- Говорящие фамилии.
- Длинные нравоучительные монологи.
Главные представители
Европа - писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Расин, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция).
Россия - поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии "Бригадир", 1769 и «Недоросль», 1782).
Традиции классицизма в литературе ХІХ века
Крылов . Жанровые традиции классицизма в баснях.
Грибоедов . Черты классицизма в комедии "Горе от ума".
Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века.
Главные черты
- Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
- В центре изображения - человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности.
- Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
- Отрицание всех правил классицизма.
- Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.
Основные жанры
Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.
Основные жанры в русской поэзии
Элегия, послание, песня, баллада, поэма.
Главные представители
Европа - Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).
Россия - Жуковский.
Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков
Грибоедов . Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума".
Пушкин . Романтический период творчества (1813--1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский".
Лермонтов . Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про... купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта".
Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.
Главные черты
- Создание типических (закономерных) характеров.
- Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке.
- Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).
В России становление реализма начинается в 1820-х годах:
Крылов . Басни.
Грибоедов . Комедия «Горе от ума» (1822 -1824).
Пушкин . Михайловский (1824-1826) и поздний (1826--1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика.
Лермонтов . Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика.
Гоголь . "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), комедия "Ревизор" (1835), поэма "Мертвые души" (1-й том: 1835-1842).
Тютчев, Фет . Черты реализма в лирике.
В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия "натуральная школа" или "гоголевское направление". Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме - русского критического реализма.
Программные произведения писателей критического реализма
Проза
Гончаров . Роман "Обломов" (1848-1858).
Тургенев . Повесть "Ася" (1858), роман "Отцы и дети" (1861).
Достоевский . Роман "Преступление и наказание" (1866).
Лев Толстой . Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869).
Салтыков-Щедрин . "История одного города" (1869--1870), "Сказки" (1869-1886).
Лесков . Повесть "Очарованный странник" (1879), рассказ "Левша" (1881).
Драматургия
Островский . Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870).
Поэзия
Некрасов . Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877).
Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ - начале ХХ века:
Чехов . Рассказы "Смерть чиновника" (1883), "Хамелеон" (1884), "Студент" (1894), "Дом с мезонином" (1896), "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Душечка" (все 1898), "Дама с собачкой" (1899), комедия "Вишневый сад" (1904).
Горький . Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902).
Бунин . Рассказы "Антоновекие яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915).
Куприн . Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910).
После Октябрьской революции появляется термин "социалистический реализм". Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма:
Шолохов . Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956).
Булгаков . Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926).
Замятин . Роман-антиутопия "Мы" (1929).
Платонов . Повесть "Котлован" (1930).
Твардовский . Стихотворения, поэма "Василий Теркин" (1941-1945).
Пастернак . Поздняя лирика, роман "Доктор Живаго" (1945--1955).
Солженицын . Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матренин двор" (1959).
Шаламов . Цикл "Колымские рассказы" (1954--1973).
Астафьев . Повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989).
Трифонов . Повесть "Старик" (1978).
Шукшин . Рассказы.
Распутин . Повесть "Прощание с Матерой" (1976).
5. МОДЕРНИЗМ
Модернизм - литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).
ИМАЖИНИЗМ (imago - образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Создатель течения - Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.
ПОСТМОДЕРНИЗМ - разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом "Метрополь", 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр.