XIX век – «золотой век» русской культуры. Золотой век русской культуры I

Соответствуют ли эти данные определению XIX века как «золотого века» в истории русской культуры? Сформулируйте проблемный вопрос (авторский вариант – с. 368).

Вопрос: Почему именно XIX век получил название «золотого века» русской культуры?

Ответ: Он получил такое название благодаря наследию, которое он оставил. Россия сделала огромный скачок вперёд, произведения искусства именно этого времени считаются русской классикой.

Изучите текст и объясните, какие достижения русских учёных в разных областях вы считаете наиболее важными для страны и мира? Почему?

Система неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевского. Он смог опровергнуть догмы, которые считались незыблемыми со времён Древней Греции, совершил революцию в своей науке. На его работах основаны изыскания ХХ века о космическом пространстве, где законы линейной геометрии не действуют.

Работы об освещении с помощью электрической дуги Василия Владимировича Петрова. Жизнь полностью изменилась, когда человеку больше не надо было подстраиваться под заход и восход солнца, стал другим сам её ритм. Сегодня города с самой динамичной экономикой отличает именно то, что деловая активность там не прекращается круглые сутки. А ведь всё это возможно только благодаря электрическому освещению.

Применение Николаем Ивановичем Пироговым анастезии сразу позволило сделать гигантский скачок в медицине. Появилась возможность проделывать ранее немыслимые операции, потому что пациент больше не испытывал боли. Сегодня хирургия способна творить чудеса, например, заменять органы на донорские, но всё это было не возможно без анастезии.

Для страны была важна «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Она не только рассказала дворянству о прошлом их страны, но и пробудила интерес к истории как к таковой, «открыло» её по выражению А.С. Пушкина. Но научная ценность этого труда не столь велика. По признанию более поздних историков, того же П.Н. Милюкова (который был так же лидером партии кадетов в начале ХХ века), гораздо большее влияние на развитие этой науки оказали вышедшие несколько раньше сочинения Августа Шлёцера. Карамзин не критически относился к источникам, в то время как Шлёцер уже пытался выделить в летописях напластования разных веков.

До XIX века русская наука серьёзна отставала от европейской. Но в ходе «золотого века» она встала вровень с мировой. Многие её достижения были передовыми не только для самой России, но также для всего мира. Та же геометрия Лобачевского до сих пор широко используется по всему миру. Работы русского учёного положили начало целому направлению мировой науки. Тот век не зря назвали «золотым».

Изучите текст и сформулируйте, какие нравственные идеи, идеалы, ценности определили расцвет русской литературы первой половины XIX века?

В начале XIX века в русской литературе появился герой, которые служит не государству, а своим идеалам, тому, что он считает правильным. Другой образ – это активная борьба за свои идеалы в целом против обстоятельств. То есть герои русской литературы эпохи романтизма так или иначе ищут истину. Обычно эти поиски трагичны, как и положено во время романтизма, когда по всей Европе воспевалось противостояние гения и толпы. Поиск правды не прекратился и в эпоху реализма, только её стал искать в основном автор через поступки своих героев.

Сделайте вывод о правомерности названия «золотой век».

В этот период творили такие великие поэты и писатели как Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие, которые сегодня считаются классиками. Правомерна фраза «Пушкин – наше всё». Кроме того, они реформировали русский литературный язык, сделали его менее тяжеловесным. Произведения того времени читаются легко, как современные, в то время как творения предыдущего века воспринимать откровенно трудно именно из-за языка. Деятели XIX века создали тот русский язык, которым мы пользуемся сегодня. Тот век не зря назвали «золотым».

С помощью фактов докажите, что в русском искусстве отчётливо зазвучали идеи патриотизма, народности.

Глинка пишет такое патриотическое произведение как «Жизнь за царя», одно название которого всё объясняет. Создаётся помпезная архитектура, призванная прославить Россию. Соборы Исаакиевский и Христа Спасителя одними своими размерами говорят о величии построившей их страны. В литературе также было не мало патриотических произведений, самый известный пример которых – ода Пушкина «Клеветникам России».

Почему, на ваш взгляд, русское искусство обратилось к этим темам?

Победа в ходе Отечественной войны 1812 года, а потом успех заграничного похода, русские войска в Париже и спасение Европы вызвали подъём патриотизма, которого хватило надолго. Именно тогда были созданы величайшие произведения. Позже патриотизм поддерживался идеологией официальной народности, но на культуре это сказалось пагубно.

Сделайте вывод о правомерности названия «золотой век».

Живопись, музыка и архитектура России в этот период также выходят на мировой уровень. Не даром картина «Последний день Помпеи» выиграла конкурс в Италии. Русская живопись того времени до сих пор высоко котируется по всему миру. Тогда создаются произведения, составляющие значительную часть культурного наследия нашей страны. Тот век не зря назвали «золотым».

Подискутируйте о лучших достижениях русской культуры с позиций сторонников романтизма и реализма.

С позиции реализма романтизм показывает идеал, недостижимый и зачастую трагический. За поисками этого идеала удаётся забыть о пороках общества.

С другой стороны, с точки зрения романтизма только идеал и достоин внимания. Искусство, где вскрываются пороки общества некрасиво, поскольку некрасиво то, что оно показывает.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки России

ФГБОУ ВПО Тульский государственный университет

Кафедра городского строительства и архитектуры

Курсовая работа

Дисциплина "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ"

на тему:

« Золотой» век русской культуры »

Выполнил: студент гр. 321312

Швецова Д.А.

Проверил: доцент каф. ГСиА

Филатова О.И.

С одержание

Введение

Архитектура и скульптура

Русская живопись

Театр и музыка

Литература

Философия

Заключение

Список литературы

Введение

В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.

Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

Архитектура и скульптура

В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма -- ампира, обретает особую торжественность. В отличие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарного характера: театров, министерств, казарм. Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.

Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитектуре творили А.Н. Воронихин и А.А.Захаров.

К началу 30-х гг. классицизм как ведущий стиль русской архитектуры совершенно исчерпал себя: подъем национального чувства, гражданский пафос служения отчизне, бывшие духовной основой классицизма первой четверти столетия, после поражения декабристов практически утратили свое значение. Именно в этом заключалась основная причина кризиса в архитектуре во второй трети XIX в. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративных деталей. Примером тому могут служить здания, вошедшие в ансамбль Исаакиевской площади в Петербурге, и главное из них -- Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана.

В 30-х гг. в связи с упадком классицизма на смену ампиру пришли различные эклектические формы, в том числе получил распространение русско-византийский (или псевдорусский) стиль. Одним из ведущих архитекторов этого стиля был К.А. Тон -- автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

А также 19 вв. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Постройки в стиле классицизма отличаются ясность, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтом). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, а стены - желтыми.

Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Ее динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, переходит в меньший куб с легкой колоннадой, и затем стремительно взлетает золоченая игла с корабликом. Торжественно - мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д. Захаров. Творческое содружество архитекторов привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская крепость - стрелка Васильевского острова - Дворцовая набережная. Объем здания Биржи сравнительно невелик, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющий ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С.С. Пименовым, И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточий общественной жизни города. Во второй половине 19 в. здесь проводились митинги и демонстрации. В собор перенесли прах М.И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И. Орловским.

В 40-50-е годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победа над ними. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен - явный контраст с расположенным невдалеке памятником Петру 1.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт и художник К.П. Брюллов. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православленной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. И все же автора проекта и заказчиков нельзя было упрекнуть в определенной гигантомании, которая свидетельствовала о вступлении классицизма в период кризиса.

По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) - памятник Александру 1 и одновременно - монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И. Орловским. Ему же принадлежит памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Триумфальной мотивы Александровской колонны были подхвачены в скульптурном убранстве знаменитой арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К.И. Росси, как бы вторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта.

По проекту Карла Ивановича Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне - Русский музей). В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития.

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностранными архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. Бережное ее сохранение для детей и внуков - святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж (архитектор О.И. Бове, инженер А.А. Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И. Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому - произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.

В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля - дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого). Строил его архитектор А.Г. Григорьев.

Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов: ученик Воронихина М.П. Коринфский, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своем родном городе.

В Сибири в начале 19 в. все еще возводились здания в стиле барокко. Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников - «Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми и впоследствии ставший генерал-губернаторской резиденцией. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848) был возведен Никольский казачий собор. В нем хранилось знамя Ермака.

В то время в Петербурге развернулось строительство доходных (многоквартирных) домов. В них требовалось несколько подъездов, но по канонам классицизма можно было сделать только один главный вход - в центре здания. В нижних этажах доходных домов стали разрешаться магазины, но их широкие витрины никак не сочетались с нормами классицизма. И он ушел, сметенный критиков современников и настоятельными требованиями жизни.

Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе «умного выбора». Считалось, что здание должно быть построено в том стиле, который более отвечает его назначению. В конечном же итоге все определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готике. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Бывало, купец-заказчик требовал у архитектора: «Дожевское-то окно ты мне, братец, поставь неотменно, потому чем я хуже какого-нибудь ихнего голоштанного дожа?.» - и появился доходный дом с венецианскими окнами (свидетельство Ф.М. Достоевского). Наступил период эклектики (смешение стилей).

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа - все это создавало впечатляющий образ музея - хранилища шедевров мирового искусства.

Для одного из сыновей Николая 1 в 1853-1861 гг. в Петербурге был возведен дворец, названный Николаевским. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865) использовал мотивы итальянского Ренессанса. Особенно сильное впечатление производит внутренний вид этого дворца. Стремительный разбег маршей парадной лестницы подчеркнут темной решеткой перил на светлом фоне. Изящные колонны легко несут опирающиеся на них своды. Архитектура кажется наполненной внутренним движением, а пространство лестницы словно раздвигается в глубину и вверх. Из более ранних произведений Штакеншнейдера наиболее известны Мариинский дворец и дворец князей Белосельских-Белозерских. Многочисленные его сооружения под Петербургом, особенно вокруг Петергофа. А еще раньше он был помощником О. Монферрана при возведении Иссакиевского собора, затем построил усадьбу А.Х. Бенкендорфу в его имении под Ревелем. Довольный своим архитектором, Бенкендорф и представил его Николаю 1. Вскоре Штакеншнейдер, сумевший угадать вкус своих высокопоставленных заказчиков, сделал блистательную карьеру и внес вклад в архитектуру северной столицы России и её окрестностей.

Константин Андреевич Тон (17994-1881) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, с которыми Тон не смог расстаться. В действительности же дело было пока еще в недостаточно глубоком освоении древнерусского архитектурного наследия.

Под руководством Тона был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство Храма, задуманного в память избавления России от наполеоновского нашествия, растянулось на долгие годы.. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Существенные преобразования затронули лишь центр старой столицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П.А. Вяземский:

«…здесь чудо - барские палаты

С гербом, где венчан знатный род.

Вблизи на курьих ножках хаты

И с огурцами огород».

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я.Н. Попов, В.П. Стасов и др. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье - создателю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю.

Русская живопись

С первых лет XIX в. в художественных вкусах российского общества заметны очевидные изменения в связи с отказом от художественных канонов классицизма. В русской живописи растет интерес к человеческой личности, жизни простых людей. Как и в литературе, в живописи мир романтических чувств соединился с реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве повлекло за собой серьезные перемены в академической живописи. В 30--50-х гг. идейные основы академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи. В этих условиях еще сохранялся приоритет исторического жанра, в то время как бытовой жанр в качестве самостоятельного еще не получил признания. Утверждение романтических идей предопределило тогда быстрое развитие портретного жанра в живописи Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более высоких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия.

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест», - вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. Его работы так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

Карл Петрович Брюллов, его шедевр поразил весь мир - картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. Брюллов обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой - и у него рождались новые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнувшими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское детство», многочисленные парадные и интимные портреты.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

В первой половине 19 в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

По мере развития русской реалистической живописи у художников все чаще пробуждался интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопросам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Талантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков.

К началу 80-х гг. радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности. В этой обстановке живопись получила возможность освободиться от диктата публицистики. В русском искусстве совершенно особое значение приобрел пейзаж. На художественных выставках 80-х гг. выставлялись преимущественно пейзажи. Замечательными мастерами, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушевность русской природы, стали A. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И. Шишкин («Рожь»), И. Левитан («Над вечным покоем»), К. Саврасов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.

Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики. Важнейшую роль в русском искусстве живописи того времени сыграли художники-передвижники, выступившие против официального академического классицизма с его устаревшими канонами.

Театр и музыка

Впервой половине 19 в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднядась на невиданную еще высоту. В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с достижениями других искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало психологию национального характера. Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).

В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова. В 30-40-е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863), Павел Степанович Мочалов (1800-1848).

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию. После спектакля он смущенно сказал: «Всем досталось, а мне более всех!» В Александринском театре реалистические образы Хлестакова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А.А. Мартынов.

В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). В творчестве Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) русское Музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения (общие нормы гармонии, богатый и яркий западный оркестр), поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. Некоторые места в опере «Жизнь за царя» (например, знаменитый хор «Славься») поражают своим прозрением в самую глубину народного творчества.

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере - «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П. Мериме, композиторы Г. Берлиоз и Ф. Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки. Его перу принадлежит и ряд замечательных романсов (пожалуй, наиболее известный из них написан на стихи А.С. Пушкина - «Я помню чудное мгновенье»), этюды, хоры и струнные квартеты.

Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретила холодный прием у столичной публики. «Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признает во мне вдохновения, - писал огорченный композитор. - Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звуки прямо выражали слово. Хочу правды».

Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творческое содружество единомышленников, состоял из пяти русских композиторов -- М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.

Балет

золотой век русский культура

Особое место в культурной жизни России занимало балетное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказкий пленник» А.С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав классические мотивы и традиции европейского искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.А. Лихутина и др.

С “Русскими сезонами” связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала ХХ в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем “содружества танца, музыки и живописи” к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд “Умирающий лебедь” на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Литература

В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, поскольку была единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты -- И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.

Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины 19 века закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизму представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А.И. Герцена, - это или мартиролог, или реестр каторги». А.И. Полежаев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказкой войны.

Наука

В Х1Х в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. 0б этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский.

Философия

Конец ХIХ в. является русским философским Ренессансом, “золотым веком” русской философии. Существенно отметить, что философская мысль золотого века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, “... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире - эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот”.

Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк.

Родившись в результате ошибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская литература, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Затем, в ответ на новое, нигилистическое веяние времени, опираясь на духовную крепость “святой русской литературы” (Т. Манн), восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа “золотого века” классики. Оказывается, что не русская словесность “золотого века” является главной наследницей классической литературы - для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она на следует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”.

Заключение

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.

Список литературы

1. Александров В.Н. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. История русской культуры. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 2.

3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

5. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М, 1997.

6. Мир русской культуры. М., 2004.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития культуры России в первое десятилетие XX века, которое вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Тенденции развития науки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, балета, театра, кинематографа.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Общая характеристика социальной и культурной сферы России в начале XX века, изменения образа жизни средних слоев и рабочих, обновление внешнего облика города. Особенности русской культуры и искусства "Серебряного века": балет, живопись, театр, музыка.

    презентация , добавлен 15.05.2011

    XIX столетие для России как время невиданного взлета и расцвета. Богатство литературы, изобразительного искусства и музыки. Восстание декабристов и его воздействие на дальнейшую эволюцию русской культуры. Культурный универсализм и рационализм.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Место литературы XIX века в системе духовной культуры. Зарождение романтизма. Проблема крестьянских движений. Творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского. Развитие театра в России. Достижения академического классицизма. Русская архитектура начала XIX века.

    реферат , добавлен 09.04.2012

    Прогресс русской культуры, сопровождавшийся развитием просвещения, науки, литературы и искусства, в первой половине XIX века. Яркие представители культуры в данный период в сфере архитектуры, живописи, театра и музыки, а также русской журналистики.

    презентация , добавлен 03.12.2012

    Влияние Великой Октябрьской революции на состояние российской культуры. В поисках нового общественного идеала: наука, живопись, культура, литература, скульптура, архитектура, театр, кинематограф. Социокультурный феномен серебряного века русской культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2008

    Второй том "Очерков по истории русской культуры" П.Н. Милюкова посвящен развитию "духовной" стороны русской культуры. Анализ очерка по исследованию истории религии освещает положение и роль русской церкви в жизни общества начиная с конца ХV века.

    лекция , добавлен 31.07.2008

    Основные тенденции развития русской культуры XIII-XX вв. Характеристика темы борьбы за независимость, которая стала центральной, как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы ХVI в. Особенности изобразительного искусства.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Образование и просвещение, наука, литература, театр и музыка, архитектура, скульптура, живопись. Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху в социально-политической, но и духовной, культурной жизни России.

Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.

1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

2. Развитие образования, литературы и науки

В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г. было создано шесть учебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учебных заведений. По Уставу 1804 г., университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли методическое руководство школами в учебном округе. В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г. основаны университеты в Вильно, Казани, Харькове. Университеты пользовались значительными правами самоуправления.

В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян – лицеи (в Ярославле, Одессе, Царском Селе), открывались высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Институт путей сообщения).

Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г. в России было 66 типографий. Количество периодических изданий к середине века выросло с 64 наименований до 200.

Опираясь на достижения европейской науки, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали:

1) Академия наук;

2) университеты;

3) научные общества.

Выдающихся успехов достигли математики:

1) Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии);

2) П. В. Чебышев;

3) астроном В. Я. Струве;

4) химик Н. Н. Зинин.

Уровню развития мировой науки соответствовали открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и электрометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова(металлургия). Новые идеи в медицине и физиологии выдвинул Н. И. Пирогов. Среди историков этого периода выделяется профессор Московского университета Т. Н. Грановский.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головкиным (1776–1831) обследовали Курильские острова. Ф. П. Литке (1797–1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки, основал Русское географическое общество. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778–1852). Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского (1813–1876).

В 1819 г. в университетах начались гонения, в них были учреждены богословские кафедры. Жесткий «чугунный» устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений определил, что в приходских училищах должны обучаться дети «людей низших состояний», в уездных училищах – дети купцов, ремесленников и других орожан, в гимназиях – дети дворян и чиновников. В 1835 г. университеты были лишены статуса научных центров, а также внутренней автономии. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические высшие учебные заведения:

1) Московское ремесленное училище;

2) Архитектурное училище;

3) Медико-хирургическая академия в Петербурге;

4) Лазаревский институт восточных языков в Москве;

5) Духовные, военные училища и академии.

Общественная мысль в России начала XIX в. развивалась в традициях Просвещения. Распространялись идеи:

1) Монтескье;

3) Вольтера;

Однако лишь небольшая часть общества считала необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Основная масса дворянства и чиновничество были настроены консервативно.

1-я половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширялась русская научная терминология – при университетах были открыты словесные отделения. «Освободил язык от чуждого ига» Н. М. Карамзин. Последователи Карамзина создали объединение «Арзамас» (1815–1818 гг.).

3. Литература и общественная мысль

В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:

1) классицизм;

3) предромантизм;

4) романтизм;

5) реализм.

В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Значение литературы в России 1-й половины века было огромным. В научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, светских салонах обсуждались актуальные политические проблемы.

Важным этапом в развитии национального самосознания стала Отечественная война 1812 г. В то же время после войны в обществе усилились религиозные настроения. Опасаясь влияния европейского революционного движения, правительство усилило политический контроль внутри страны.

В 1814–1815 гг. в армии возникли первые тайные организации, задачей которых было изменение существующего строя. В 1816 г. по инициативе братьев Муравьевых, С. П. Трубецкого, братьев Муравьевых-Апостолов и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения. В Союзе насчитывалось около 200 членов. На состоявшемся в январе 1821 г. съезде мнения о программе действий Союза разделились. Руководство объявило о роспуске Союза благоденствия. Но сразу после этого одновременно возникли конспиративные Северное и Южное общества.

В 1824 г. Южное общество приняло программный документ («Русская правда» П. И. Пестеля). Северное общество приняло «Конституцию» Никиты Муравьева. В 1824 г. на переговорах было решено собрать в начале 1826 г. съезд для объединения двух обществ. Но в ноябре 1825 г. в Таганроге скоропостижно скончался Александр I, и после выяснения вопроса о престолонаследии присяга новому императору Николаю Павловичу была назначена на 14 декабря 1825 г. Руководители Северного общества К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев решили действовать.

Николаю I стало известно о заговоре. Из 579 человек, привлеченных к следствию, 289 были признаны виновными. К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский 13 июля 1826 г. были повешены.

Наступивший после разгрома декабристов период А. И. Герцен назвал «временем наружного рабства». Цензурный устав 1826 г. запрещал все, что «ослабляет почтение» к властям.

В 30-е гг. XIX в. получает развитие:

1) жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);

2) исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь).

Начало XIX в. – время становления русской журналистики. Значительно возросло число газет и журналов, увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания печатались не более чем в 1 500 экземплярах. Среди русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным.

Во 2-й половине 20-х – начале 30-х гг. XIX в. в России формировались многочисленные тайные кружки. Их члены обсуждали политические и философские проблемы, пытались осмыслить события 14 декабря 1825 г., читали запрещенную литературу. В Московском университете были созданы кружки: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича и др. Большинство из них было разогнано полицией.

Постоянно усиливавшаяся цензура в первую очередь была обращена против периодических изданий, игравших большую роль в идейной борьбе. В 1836 г. журнал «Телескоп» опубликовал одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева (1794–1856), яркого и самобытного мыслителя.

Ставший министром народного просвещения С. С. Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности. Теория «официальной народности» С. С. Уварова стала базисом идеологии николаевской эпохи.

В 1830-40-е гг. формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России. Их представители называли себя:

1) славянофилы;

2) западники;

3) революционеры.

Все более заметную роль в общественной жизни стал играть театр. Центрами театральной жизни бьши Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александрийский в Петербурге (с 1832 г.). Театры существовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Бьши поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Такие композиторы, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов, писали песни и романсы на стихи русских поэтов.

Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804–1857), автора романсов, симфонических произведений, классических опер «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Новатором в музыке был А. С. Даргомыжский (1813–1869), создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».

Хотя в театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры, некоторые русские помещики становились театральными предпринимателями. Их театры превращались в общедоступные. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).

Яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой отличается и другая опера Глинки – «Руслан и Людмила», принятая публикой холодно. Пушкинский сюжет лег и в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретила холодный прием у публики, привыкшей к музыке итальянских композиторов.

5. Живопись

Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Первенство оставалось за историческим жанром.

Известным художником-портретистом этого времени был О. А. Кипренский (1782–1836). Его живопись привлекает теплыми золотистыми тонами в духе голландского художника Рембрандта. Около 1808–1809 гг. Кипренский написал «Портрет мальчика А. А. Челищева». Художник словно предсказал незаурядную судьбу своего героя: в 15 лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и дошел до Парижа. Большой глубиной обладают женские образы Кипренского.

В. А. Тропинин (1776–1857) родился в семье крепостных графа Моркова. Сильный характер и любовь к искусству помогли ему отстоять свое право заниматься любимым делом. В 1823 г. граф под давлением общественности дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова» (1821 г.), «Старик нищий» и «Кружевница» (обе в 1823 г.). Получив свободу, художник поселился в Москве. В период с 20-х по 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно популярен и написал много работ. Среди них портрет Пушкина (1827 г.) – очень простой и «домашний», «Автопортрет с палитрой на фоне Кремля» (1846 г.) и др.

Знаменитый художник С. Ф. Щедрин (1791–1830) одним из первых открыл необычный цветовой эффект лунной дорожки, ставший очень популярным в русской живописи середины и 2-й половины XIX в. Его творчество предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов. К. П. Брюллов (1799–1852) сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями.

Первая крупная работа 18-летнего Александра Иванова (1806–1858) на сюжет из «Илиады» Гомера – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г.) – показала, что он в совершенстве усвоил академическую манеру живописи. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» (1834–1836 гг.) классическая постановка поз и жестов героев сочетается с христианской просветленностью их лиц, ощущением чуда. За эту картину Иванов получил звание академика. Более 20 лет автор работал над картиной «Явление Христа народу».

6. Архитектура и скульптура

В архитектуре XIX в. господствовал классицизм. Здания, построенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным ритмом, правильностью пропорций; они четко выдерживают такие законы архитектурной композиции, как:

1) симметрия;

2) подчеркивание центра;

3) общая гармония частей и целого.

Значительные отличия имелись в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в середине XVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова (1761–1811).

Принципиальное значение имело строительство в начале XIX в. здания Биржи на трелке Васильевского острова. Новое здание объединило остальные ансамбли в этой части города. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид единого ансамбля со времени постройки в 1810–1811 гг. Казанского собора. Он был построен по образцу собора св. Петра в Риме зодчим А. Н. Воронихиным (1759–1814). В 1806 г. А. Н. Воронихин получил заказ на перестройку зданий Горного кадетского корпуса (с 1833 г. – Горный институт). Сохранив существующие строения, Воронихин объединил их общим фасадом – строгим, лишенным декоративных деталей. Здание украшает серия скульптурных работ на античные сюжеты, символизирующих назначение этого учреждения. Их выполнили скульпторы В. И. Демут-Малиновский (1779–1846) и С. Пименов (1784–1833).

Сорок лет, с 1818 по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в 1-й половине XIX в. Проект был разработан французским архитектором О. Монферраном (1786–1858).

Триумфальные мотивы Александровской колонны были воплощены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К. И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта.

Завершающие работы по формированию петербургских ансамблей связаны с творчеством К. И. Росси (1775–1849). По его проекту были построены здания.

1. Сената и Синода.

2. Александрийского театра.

3. Михайловского дворца (ныне – Русский музей).

Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал прилегающие к ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что, казалось, Росси был близок к осуществлению своей мечты – сделать целый город произведением искусства. Однако зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации.

Проявления московского классицизма были характерны для отдельных зданий. Даже пожар 1812 г. не устранил разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

В 1813 г. была организована Комиссия по восстановлению Москвы, которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том же году в Москву из народного ополчения возвратился О. И. Бове (1784–1834), получивший должность архитектора.

В первые десятилетия XIX в. Москва приобрела новый облик. И в этом наряду с Осипом Бове не последнюю роль сыграл Доменико Жилярди (1785–1845). Первой большой работой архитектора стало восстановление Московского университета после пожара 1812 г. Жилярди сохранил композицию здания, построенного М. Ф. Казаковым, но изменил фасад.

В это же время продолжал свою деятельность архитектор Стасов. Самыми известными его постройками стали два петербургских храма – Преображенский и Троицкий соборы. Для Преображенского собора (1827–1829 гг.) зодчий выбрал простую и выразительную форму куба. Проектируя Троицкий собор (1828–1835 гг.), мастер не мог отойти от форм старых церквей XVIII в. В результате он возвел крестообразное здание, завершив каждый из выступов креста 6-колонным портиком и увенчав небольшим куполом на гладком барабане. Стасов занял особое место в русской архитектуре 1-й половины XIX столетия, показав, что яркое архитектурное решение не зависит от назначения здания.

В 1839–1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.

К. А. Тон (1794–1881) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил 5-главые церкви с узкими закругленными окнами, использовал русский и византийский декор. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, от которых Тон не смог отказаться. Работы Тона понравились Николаю I. В 1838–1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.

Активно развивалась и скульптура. На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение И. П. Мартоса (1754–1835). Следуя традициям классицизма, ваятель облачил своих героев в античные одежды.

В 40-50-е гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта (1805–1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге также принадлежит Клодту.

Какой период русской культуры называют Золотым веком? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.

Архитектура Золотого века

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.

Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры 19 века:

  • Казанский собор (А. Н. Воронихин);
  • Адмиралтейство (А. Д. Захаров);
  • Александринский театр (К. И. Росси);
  • московский Большой театр (О. И. Бове).

Рис. 1. Казанский собор в Петербурге.

В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой кремлевский дворец;
  • здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Музыка Золотого века

Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • П. И. Чайковский;
  • А. Н. Скрябин.

Живопись Золотого века

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

  • “Медный змий” Ф. А. Бруни;
  • “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.

На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).

Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:

  • “Охотники на привале” В. Г. Петрова;
  • “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;
  • “Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

  • М. П. и О. О. Садовские;
  • Г. Н. Федотова;
  • М. Н. Ермолова.

Литература Золотого века

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.

Парадоксальным образом начало Золотого века в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры 19 века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:

  • Л. Н. Толстой;
  • Ф. М. Достоевский:
  • А. П. Чехов;
  • И. С. Тургенев.

Что мы узнали?

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 273.

Общие замечания

«Золотым веком» русской культуры называют культуру $XIX$ века. Столько гениев, сколько творило в этот период, не было ни до, ни после. Причем общественно-политические условия этого периода были очень тяжелыми – это была самая мрачная эпоха николаевской реакции, а этом проявилась высокая адаптивность русской культуры.

Замечание 1

После высокого расцвета, считают ученые, в истории наступают глобальные изменения. В России «Золотой век» закончился стачками, волнениями народа, отречением царя от престола и революцией.

На культуру России, на формирование русского менталитета огромное влияние оказали такие исторические события, как:

  • война с Наполеоном,
  • реформы Александра II,
  • отмена крепостного права,
  • английские и французские революции,
  • продвижение марксизма.

Культурная ситуация в России XIX века

В первую очередь, следует отметить подъем российского просвещения , а также увлечение дворянской интеллигенция идеями французской революции о свободе, братстве и равенстве. Безусловно, сказался и рост городов, промышленности, и, как следствие, образование новых капиталистических предприятий.

Формирование русской классической культуры начинается лишь на рубеже $XVIII$ и $XIX$ веков, и первые русские классики – Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин – заложили две тенденции в культуре России:

  1. нацеленность на сохранение национального своеобразия;
  2. тенденция на размывание национальной специфики.

Эти два направления обусловили разделение русской интеллигенции на западников и славянофилов.

В основу славянофильства была положена «русская идея» (Н. Бердяев, Вл. Соловьев), которая для характеристики менталитета русского народа $XIX$ века имела особое значение. Понимание исторического особого пути России между Востоком и Западом стало основным для славянофильства. Но эта же идея по отношению в политике была консервативной, так как не давала человеку свободы.

В основу западничества легла идея радикально-модернистская, в основе которой лежала мысль о том, что Россия органически включена в европейскую цивилизацию. Эту идею поддерживали П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

Эта бинарность пронизывала все аспекты культуры и была ведущей в русской культуре $XIX$ века.

Особенности культуры России XIX века

Литература выполняла особую функцию, выступая в качестве универсальной формы общественного самосознания. Это выражалось в том, что представители русского просвещенного общества свои жизненные позиции ориентировали на высокие образы литературы.

Замечание 2

С именем А.С. Пушкина связано начало золотого века в литературе, который был основоположником русского реализма.

Произведения русских великих писателей, таких, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, И.А. Гончаров И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов входит в сокровищницу мировой литературы.

В музыке М.И. Глинка заложил основы русской классической музыки, а во второй половине XIX века достижения в музыкальной культуре связаны с коллективом русских композиторов, которую называли «Могучей кучкой». Она связана с именами А.П. Бородина, М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Эти композиторы в своем творчестве развили традиции классической музыки М. Глинки и раздвинули границы жанров и обогатили новыми формами симфонической, оперной, инструментальной музыки.

Начало расцвета русской живописи этого периода связано с именем К.П. Брюллова и его картиной «Последний день Помпеи», которая является примером академической школы. Реализм в живописи связан с именами художников-передвижников И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, А.М. Васнецовым, И.И. Левитаном В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным, К.Е. Маковским, А.И. Куинджи, К.А. Савицким. Они организовывали передвижные выставки для просвещения народа.

Русские ученые в этот период сделали многие научные открытия, которые стали мировым достоянием.

Замечание 3

Эти достижения связаны с именами естествоиспытателей А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева; математику прославили Н.И. Лобачевский и П.Л. Чебышев, а П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин были великими изобретателями.



Вверх