Древняя греция колыбель европейской цивилизации. Тема: Греция – «колыбель европейской цивилизации». презентация к уроку по мхк (9 класс) на тему. Где и как отдыхать в Греции

Греция: колыбель европейской цивилизации

Колыбель европейской цивилизации, страна с многовековой историей и великим наследием: все эти слова о Греции. Эта страна уникальна и интересна для туристов по многим аспектам. Недаром наши предки говорили, что в Греции есть всё. Кажется, что боги величественного Олимпа нарочно создали заповедный уголок, где каждый сможет найти то, чего хочет он.

Пятая часть Греции лежит на островах, числом около тысячи. Омывается тремя морями: Эгейским, Средиземным и Ионическим. Древние географы говорили, что море тянется к Греции тысячами рук. Здесь самая изрезанная береговая линия в мире, разместившая в себе невероятное множество портов и пляжей.

Большая часть Греции покрыта горами. Самые известные из них – это Олимп (2917м) в массиве Пинд, Фалакрон (2229 м), Килини (2376 м) на полуострове Пелопоннес

Летом в Греции воздух прогревается до 28 С, в июле-августе иногда до 40 С. Зима – дождливая и довольно прохладная, но ниже ноля температура опускается только в северных горах.

Греция входит в число стран Шенгенского соглашения, поэтому получить визу туристам из России довольно просто. Кроме того, цены на вполне демократичны.

Государственная валюта в Греции – евро. Помните, что банки и обменные пункты здесь закрыты в выходные и праздники.

Начать своё путешествие по Греции, конечно же, стоит начать с Афин: столицы и культурного центра страны. Туристов привлекает, в первую очередь, Афинский Акрополь, символизирующий Древнюю Грецию, храм Афины Парфенос, находящийся тут же, храм Эрехтейон, на месте которого разгорелся спор между Посейдоном и Афиной за право властвовать над городом, храм Ники Аптерос, где находилась статуя богини с отрезанными крыльями, чтобы удача не покинула Афин. Не выходя из города, можно увидеть массу интересного, почувствовать себя в окружении оживших мифов древности.

Не задерживайтесь в городе, ведь Вас ждут не менее увлекательный пригород Афин, где произошла марафонская битва, полуостров Пелопоннес и город Олимпия, родина Олимпийских Игр, плодородная Македония и святая гора Афон и многое, многое другое.

Греция невероятно исторически и культурно богатая страна. Нет смысла рассказывать о видах отдыха, предлагаемого здесь: местная природа и климат позволяют найти времяпрепровождение абсолютно всем. В мире нет ни одного человека, который бы, посетив Грецию, остался недоволен. Так почему бы и Вам не присоединится к этим счастливцам?

Если XIV - XVI вв. принято называть эпохой Возрождения - временем второго рождения забытого античного наследия, то какой период в истории человечества следует назвать эпохой Рождения - временем появления самой античной культуры? Кто были они - те, кого русский поэт Валерий Брюсов назвал красивым именем «учители учителей»?

Общепринятого ответа на эти вопросы нет, ибо истоки человеческой культуры теряются во глубине веков. И тем не менее в качестве такового века Рождения античной культуры мы рискнем назвать VI в. до н. э.

Именно в это время потаенное знание, дремавшее в тайниках дневнеегипетских храмов и древневавилонских зиккуратов, будто достигает своей критической массы и выплескивается наружу. Словно по мановению волшебства в разных концах планеты великие озарения коснулись лучших умов человечества. Пифагор в Древней Греции, Будда в Древней Индии, Конфуций в Древнем Китае - все они в VI в. до н. э. стали Учителями, повели за собой других, провозгласили учения, которые просуществовали тысячелетия и во многом определили будущую историю цивилизации.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении в истории Древней Греции и Древнего Китая обнаруживается поразительно много общего: письменные памятники на обоих языках появляются во 2-м тысячелетии до н. э.; оба языка, хотя и изменившиеся, продолжают существовать и поныне, и как современные греки считают своим языком язык Гомера, так и современные китайцы родным языком называют язык Конфуция; оба народа исключительно рано и ослепительно ярко озарили мир своей философией и поэзией, и оба они оказали беспрецедентное воздействие на соседние народы как на Дальнем Западе, так и на Дальнем Востоке. Все это вновь и вновь приводит к мысли: а не было ли у этих народов одного общего Учителя? Не унесла ли в пучины моря легендарная Атлантида, о которой мы читаем в диалогах Платона, имя истинного Учителя Учителей?

Не стоит рассматривать эту мысль только как поэтическую гиперболу, свойственную научно-художественной книге. Крупнейший современный авторитет в истории науки голландский математик Бартел ван дер Варден в одной из своих последних работ высказывает и аргументирует гипотезу о том, что в древности существовала высокоразвитая традиция математических изысканий, ставшая впоследствии фундаментом для египетской, вавилонской, китайской, греческой и индийской математики. Эту традицию ван дер Варден возводит к индоевропейским племенам, создателям мегалитических памятников 3 - начала 2-го тысячелетия на территории Британии, которые в период расселения и распространили математические знания в самые отдаленные районы Евразии.

Однако эти вопросы уводят нас слишком далеко от времени предстоящего повествования, которое и само отстоит от дня сегодняшнего ни много ни мало на 2500 лет. И если говорить о «старушке Европе», то здесь несомненно, что именно Древней Греции уготовано было стать колыбелью европейской цивилизации.


Само географическое положение Греции, омытой морем и рассыпанной в море, определило ей эту великую миссию (рис. 1). Море издревле играет огромную роль в истории человечества: оно не только дает пропитание, но и дарует общение людям. Море не только благотворно действует на ум одного человека, но и поддерживает сознание общности у группы людей - народа и нации - и тем самым содействует развитию национальной культуры. Море объединяет людей и зовет их в дорогу. Не случайно одно из древнегреческих названий моря означало дорогу. И не от древнегреческого ли «понта» (πόντος - море) проистекает русское слово «путь»?

Рис. 1. Античный мир в VI в. до н. э.

Все географические названия, упоминаемые в книге, отражены на карте.

Но особое море - Средиземное. Оно омывает сразу три континента. Его лазурные воды ласкают и согревают все живое. И уж вовсе уникальна его восточная часть - Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией. Во всем Эгейском море нет точки, удаленной от суши - будь то материк или ближайший остров - более чем на 60 км, как и во всей Греции нет места, отстоящего от моря более чем на 90 км.

Россыпи островов, больших и малых, покрывают Эгейское море. Не успеешь отплыть от одного из них, как на горизонте появляется второй, затем - третий. Круг Киклады - вершины некогда ушедшего под воду горного хребта - и небрежно разбросанные Спорады создавали идеальные условия для древнего мореплавателя, для которого упускать берег из виду было безумием. Эти острова стали опорами незримого моста, связавшего Азию с Европой (рис. 2).

Рис. 2. Самоина - самосский военный корабль времен Пифагора.

Эгейское море для древних греков - это не просто место ловли кефали или сардин, но это и путь к иным народам и иной культуре, это дорога к невиданным произведениям искусства и сказочным восточным богатствам, это окно в неведомый мир знаний, хранимый скупыми на слова восточными мудрецами. Море - это путешествие в волшебную страну чудес, дорогу в которую указывают звезды.

Начиная с VIII в. до н. э. у каждого большого города-государства Эллады появляются за морем свои колонии. Эти отростки сильного эллинского древа появляются всюду: в Южной Италии и по берегам Южной Галлии, в Иберии и Северной Африке, в дельте Нила и на далеком Понте Эвксинском (Черном море), где только один Милет основал около сотни поселений.

Но - и в этом источник греческого гения - открывая в плаваниях новые земли, вступая в прямые контакты с великими восточными цивилизациями, греки умели найти в себе способности усваивать их уроки, а не отмахиваться от них. Греки не только впитывали мудрость великих учителей, но и творчески преломляли ее, а главное - сказочно обогащали.

«Что бы эллины ни перенимали от варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства». Эти слова Платона из его посмертного диалога «Эпиминос», хотя и принадлежат эллину, очень точно передают суть интеллектуальных отношений между Востоком и Элладой. Вот почему именно восточные греки, и прежде всего ионийцы и эолийцы, заложили основы философии (Фалес из Милета), математики (Пифагор с острова Самос), лирической поэзии (поэтесса Сапфо с острова Лесбос). Так зарождалась новая оригинальная культура, так по незримому островному мосту перетекала в Европу древняя восточная мудрость.

Но и материковая Греция, изрезанная горными хребтами и глубокими долинами, походила скорее на группу островов, на каждом из которых протекала своя жизнь. Горные кряжи, будто стены крепостей, защищали жителей долин от смертоносных вихрей завоеваний, беспрепятственно проносящихся над беззащитными равнинами. Сама природа способствовала возникновению в Греции сотен обособленных городов-государств (по-гречески полисов: πόλις - город), цепко державшихся за свою политическую и хозяйственную независимость.

По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока и уж тем более по сегодняшним меркам размеры этих государств были смехотворно малы. Например, по подсчетам профессора С. Я. Лурье, население беотийского государства Хорсий в III в. до н. э. составляло 64 человека. Впрочем, и сами Афины в лучшие времена имели не более двух-трех сотен тысяч жителей.

По крутой тропинке (греки не любили обходных путей и прокладывали тропы напрямик, высекая ступени в скалах) можно было подняться на ближайшую вершину и окинуть взором все свое государство, лежащее внизу в долине. По другую сторону хребта, в другой долине, было уже другое государство. Столь близкое соседство разных государств неизбежно приводило к бесконечным конфликтам. Увы, это была неизлечимая язва греческого народа, которая оказалась для него смертельной.

Небольшие размеры греческих полисов стимулировали к участию в общественной жизни практически все население. Свободные члены общества были гражданами, а не бесправными подданными, как на Востоке. В пору расцвета в Афинах некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки, город практически не знал слоя чиновников, а высшим законодательным органом было собрание граждан полиса. Так, в Греции задолго до нашей эры возникла невиданная форма политического управления - народовластие, или по-гречески демократия (δημο-κρατία - от δημος, народ и κρατέω - управлять), форма, которая и сегодня через два тысячелетия является манящим идеалом для многих народов мира.

Возможность общения сразу всех жителей государства породила дух состязательности, который пропитал все слои общественной жизни Эллады. Каждый праздник, посвященный любому из богов, а богов в Древней Греции было великое множество, непременно заканчивался соревнованиями атлетов, состязаниями певцов, танцоров, музыкантов, поэтов, конкурсами трагиков, комедиантов, ремесленников, конкурсами красоты - и женскими, и мужскими. На время всенародных Олимпийских или Пифийских игр воюющие стороны складывали оружие, толпы людей устремлялись по дорогам Греции к месту состязаний, жизнь в городах замирала. Награда победителю была, как правило, невелика - лавровый венок или корзина винных ягод, но всегда эта награда была очень почетна. В исключительных случаях победителю ставили памятник или избирали на ответственные государственные должности. Так, величайший драматург Эллады Софокл (ок. 496 - 406 до н. э.) после своей «Антигоны» был избран военачальником и, надо сказать, с честью провел ряд военных операций.

Раскрепощенный ум, чувство свободы и собственного достоинства породили взрывоподобный всплеск интеллектуальных сил Греции. Неугомонная мысль забурлила в узких, а порой и грязных улочках греческих полисов. Не в помпезных державах Древнего Востока с их чудовищно громадными пирамидами, храмами, статуями, фантастическим богатством, а в бедности, но в свободе взрастала беспримерная по силе интеллекта и духа культура. Торжество человеческого разума стало главным богатством и невиданным завоеванием греческого народа.

Влилась в века Эллада, как вино,-

В дворцовой фреске, в мраморном кумире,

В живом стихе, в обточенном сапфире,

Явя, что было, есть и суждено.

(В. Брюсов)

Именно греки первыми из древних народов стали искать тайны мироздания не в религиозных канонах, а в самом мироздании, окружающем человека. И именно греки первыми ощутили щемящую радость постижения истины.

Трижды счастливы души, которым дано

Подняться до истин подобных и звездное небо измерить.

В этих двух строках древнеримского поэта Овидия (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) заключен еще один кладезь, которым владели древние греки (и которым они щедро одарили древних римлян), - это тонкое чувство прекрасного. С молоком матери впитывали греки краски щедрой Эллады: синеву неба, лазурь моря, золото морского песка, зелень вздыбленных хребтов, блеск неприступных скал и вновь синеву неба. «Гармоническая природа этой страны, чуждая всякой чудовищной громадности, всяких чудовищных крайностей, - писал В. Г. Белинский, - не могла не иметь влияния на чувство соразмерности и соответственности, словом, гармонии, которое было как бы врожденно грекам».

Никакой другой народ не был так богато и счастливо одарен природой. Склонные к веселью и наслаждениям, с радостью предаваясь пению, танцам и гимнастическим упражнениям, греки в то же время имели пытливый ум и живое стремление к знаниям, проницательный и трезвый взгляд на природу, лишенный схоластических умствований египетских и вавилонских мудрецов. Чувством прекрасного и чувством гармонии пронизана вся греческая культура. Художники боготворили красоту человеческого тела, поэты воспевали радость жизни, но и ученые, все изучая и все испытуя согласно законам разума, мыслили не только логическими категориями, но и живыми образами. Величайший философ Платон (428 или 427 - 348 или 347 до н. э.) писал нежные лирические стихи:

Яблоко это тебе я кидаю. Поймай, если любишь,

И отведать мне дай сладость твоей красоты...

Вообще наука и искусство шли в Древней Греции рука об руку, а математика и музыка назывались родными сестрами.

Таковы были древние греки, подобно смеющемуся солнечному лучу явившиеся на небосклоне истории. Такова была великая греческая культура, которую Гегель сравнил с быстро облетающей розой.

Таков Эллады край чудесный,

Уже умершей, но прелестной.

(Дж. Г. Байрон)

И все же не следует забывать о двух тысячелетиях, отделяющих нас от Древней Эллады. Мы восхищаемся мудростью древних эллинов, предугадавших многие пути развития и многие принципиальные проблемы современного научного знания, но мы и снисходительно улыбаемся, видя их конкретные результаты - слишком далеко вперед ушло современное естествознание. Идея симметрии, положенная древними греками в основу строения атома,- эта в чистом виде идея XX в. - поражает нас своей прозорливостью, однако ее воплощение - сами атомы, мыслимые Платоном в виде правильных многогранников, - кажется сегодня безнадежно наивным. Нас пленяют беломраморные шедевры Эллады, ее восхитительные статуи и безупречные храмы, и мы не думаем о том, что во время жертвоприношений по их отполированным ступеням текли потоки крови, а безмятежная лазурь безоблачного неба была пропитана запахом крови и горящего жира.

Вообще ослепительный свет греческого интеллектуального и художественного гения никак не проникал в сумрачные подвалы их нравов и суеверий, бывших не только забавными, но порой и чудовищно жестокими. Чтобы весна вновь вернулась на землю, в Афинах ежегодно устраивалось пышное бракосочетание самой знатной афинянки, жены первого сановника города, с деревянной статуей бога плодородия Диониса, хранившейся весь год взаперти специально для этого случая; для избавления города от несчастий существовал ритуал изгнания «козлов отпущения», каковыми часто оказывались несчастные жители города: их жестоко избивали прутьями из морского лука, затем сжигали и пепел развеивали над морем; прославленный полководец Фемистокл накануне Саламинской битвы принес в жертву богу Дионису-Пожирателю трех знатных персидских юношей, трех красавцев - племянников персидского царя, одетых по этому случаю в роскошные, шитые золотом одежды; мудрый Демокрит, основоположник материализма и создатель учения об атомах, призывал девушек во время регул трижды обегать засеянное поле, дабы оно одарило крестьянина обильными всходами. И т. д., и т. д., и т. д.

С тех пор мир неузнаваемо переменился. Но сила и слава античной культуры продолжает сиять в веках. По двум столбовым дорогам философии - дорогам Платона и Демокрита - идут современные философы: мудрость Пифагора, энциклопедичность Евклида, искрометность идей Архимеда продолжают восхищать и питать современных математиков, совершенство линий Парфенона и божественная красота Афродиты Милосской два с половиной тысячелетия вдохновляют художников (рис. 3).

Рис. 3. Ника Самофракийская - олицетворение победы, ставшая и символом иного взлета Древней Эллады. Мрамор. Конец IV в. до н. э. Париж. Лувр.

И все-таки как и почему именно в Греции, будто Афродита из пены морской, родилась поразительно современная культура? Два тысячелетия лучшие умы человечества пытаются постичь этот непостижимый феномен «греческого чуда». Вот почему нам остается лишь вернуться к началу пролога и с гордостью констатировать: Греция - это слава человеческой культуры, Греция - колыбель европейской цивилизации.

История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природ­ные ландшафты. Многое превращается безжалостным време­нем в прах. Единственное, что времени не подвластно, - это великое искусство.

И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивили­зация, искусство и литература.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ. Сами греки называли свою страну Элладой, себя - эллинами. У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность. «Античный» в переводе с латинского означает: древний, старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы про­сто не задумываемся над тем, как многое из созданного древ­ними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция - это колыбель европейской куль­туры.

В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, букваль­но на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт обществен­но-политической лексики. Понятия и термины: экономика, по­литика, философия, эстетика, логика, диалектика и множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектура дворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктив­ные решения - колонны, капители, арки, своды, барельефы, леп­ные украшения, исполненные симметрии и гармонии, - плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.

Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астро­номии, философии и филологии, педагогики и эстетики, исто­рии и красноречия. Концептуальные выводы Платона и Аристо­теля о сущности и законах искусства сохраняют и сегодня свою неотторжимую ценность. Ежегодно миллионы туристов приез­жают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенон и Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса. Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь, воз­вышающийся над Афинами.

ГРЕЦИЯ - РОДИНА ДЕМОКРАТИИ. Одной из главнейших за­слуг древних эллинов было то, что они подарили человечеству великую идею демократии. Афины в пору своего расцвета явили пример такой системы управления, которая соответствует воле большинства свободного населения. Слово «демократия» озна­чает власть народа. Демократия предполагала участие всех сво­бодных граждан в государственных делах, в управлении, обсуж­дении и принятии законов. В основе греческой демократии лежали коренные принципы: выборность власти, ответствен­ность власти и сменяемость власти.

Человечество познало разные формы и типы правления: мо­нархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результа­ты господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирова­ния и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утвер­ждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего луч­ше ее человечество до сих пор не придумало.

Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.

1. Мировое значение литературы Древней Греции

Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, ро­ман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза за­родились и формировались у древних греков и римлян. На протя­жении длительного исторического развития эти жанры претер­певали изменения и обогащались.

Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных образах, в художественных творениях античнос­ти. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повоз­ках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактив­ных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама челове­ческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от не­дугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и из­меняет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эго­изм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечат­лены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов - Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и Сапфо.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, тре­петно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклон­ного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позо­ра; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и от­платившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отли­чаются гармоничной завершенностью и пластичностью, про­зрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, вопло­тились в бесчисленных литературных, живописных, скульптур­ных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, та­кие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал . Античность и Восток. Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до по­явления первых греческих государств, процветали мощные мо­нархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахей­ских (феческих) племен на Крит (XV в. до н.э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Си­рией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифиче­ская письменность. Троянская война, запечатленная в гомеров­ской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII-XII вв. до н.э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» - было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке на­бирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т.е. V в. до н.э., произошло крупнейшее столкновение с персидской дер­жавой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десяти­летий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в миро­ощущении древних эллинов. Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проник­ли в Сирию, Палестину, Египет. Культурные связи Греции и Востока - многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных мо­нархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии - великая поэма «Ригведа»; в Китае - книга древнейших песен «Шицзин». Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, про­водили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В доку­ментах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и да­найцы. Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н.э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет. В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное расте­ние, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который ис­пользовался в качестве писчего материала. В Берлинском му­зее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I-II вв. н.э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие. В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических доку­ментов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил от­рывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, кото­рый, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у мест­ных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы - коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали пись­менностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет ве­личия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на про­исхождение двух шедевров мировой литературы. Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказании об аргонавтах, посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые от­ношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказ­ские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позд­нее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков. Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и труды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это - одноиз первых мемуарных произведений в европейской литерату­ре. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.

Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, мар­шруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Ита­лии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о дру­гих рассказывал с чужих слов. В его главном труде «Исто­рия» - описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, со­кровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд - своеобразная энциклопе­дия знаний о прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.

Античное наследие в Европе

РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В 146 г. д. н.э. Греция перестала су­ществовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи. Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богат­ству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и гре­ческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художествен­ного опыта древних эллинов - наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.

С падением Римской империи (476 г. н.э.) и наступлением средневековья значение античного, прежде всего греческого, на­следия заметно снижается. Господствующая католическая цер­ковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жиз­ни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию, который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Следующий этап - эпоха Возрожде­ния, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессив­ный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Роди­ной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гумани­стические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схо­ластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художест­венного внимания был поставлен индивид, его природа, сво­бодная и естественная во всех ее проявлениях.

Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий ин­терес к античности. В это время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты нахо­дили в античности живой и свободный идеал прекрасного. В основе его - верность природе. В творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида гуманисты приобщались к масштабным, рельефным че­ловеческим характерам. Титаны Возрождения Данте и Петрарка, Шекспир и Рабле черпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.

КЛАССИЦИЗМ. Следующей эпохой, отмеченной живым вни­манием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в XVII-XVIII вв. Самоназвание этого литера­турного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».

Наиболее полно эти положения были обобщены и сформу­лированы французским писателем Никола Буало в его знамени­том, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674). Его положения воплощались в художествен­ной практике великих мастеров. В своем трактате Буало возда­вал хвалу древним:

Древнюю Грецию неспроста называют колыбелью европейской цивилизации. Эта относительно небольшая страна оказала огромное влияние на развитие самых разнообразных сфер человеческой жизни. Например, мифы Древней Греции не потеряли своей актуальности и сегодня. Как и в те времена, они достаточно четко отражают внутренний мир человека, взаимоотношения людей между собой и с силами природы.

Что означает «Эллада»

Другое название, которым называли греки свою родину - Эллада. Что такое «Эллада», каким значением наделялось это слово? Дело в том, что именно так свою родину называли эллины. Греками же эллинов назвали древние римляне. В переводе с их языка «грек» означало «каркающий». По всей видимости, это произошло из-за того, что древним римлянам не нравилось звучание языка эллинов. В переводе с древнегреческого слово «Эллада» означает «Утренняя заря».

Колыбель европейских духовных ценностей

Многие дисциплины, такие как медицина, политика, искусство и литература, зародились именно на территории Древней Греции. Ученые сходятся во мнении, что человеческая цивилизация не могла бы достичь современного развития без тех знаний, которыми располагала Древняя Эллада. Именно на ее территории были сформированы первые философские понятия, которыми оперирует вся нынешняя наука. Здесь были заложены и духовные ценности европейской цивилизации. Спортсмены Древней Греции были первыми олимпийскими чемпионами. Первые представления об окружающем мире - как материальном, так и нематериальном - были предложены древнегреческим философом Аристотелем.

Древняя Греция - родина науки и искусства

Если взять любую отрасль науки или искусства, то она так или иначе будет уходить своими корнями в знания, добытые во времена Древней Греции. Большой вклад в развитие исторического знания был сделан ученым Геродотом. Его труды были посвящены исследованию греко-персидских войн. Также огромен вклад в развитие математики ученых Пифагора и Архимеда. изобрели огромное количество приспособлений, которыми пользовались в первую очередь в военных походах.

Интерес для современных ученых представляет также уклад жизни греков, родиной которых была Эллада. Что такое жить во времена рассвета цивилизации, очень ярко описано в произведении под названием «Илиада». Этот памятник литературы, который дошел до наших дней, описывает исторические события тех времен и обыденную жизнь эллинов. Самое ценное в труде «Илиада» - это реальность описываемых в нем событий.

Современный прогресс и Эллада. Что такое «колыбель европейской цивилизации»?

Ранний период развития древнегреческой цивилизации официально называется Темным веком. Он приходится на 1050-750 годы до н. э. Это время, когда уже разрушилась микенская культура - одна из самых величественных цивилизаций, которой уже была известна письменностью. Однако определение «Темный век» скорее относится к недостатку сведений об этой эпохе, нежели к конкретным событиям. Несмотря на то что письменность тогда уже была утрачена, именно в это время начинают проявляться политические и эстетические свойства, которыми обладала Древняя Эллада. В этот период начала железного века уже появляются прообразы современных городов. На территории Греции вожди начинают управлять небольшими сообществами. Наступает новая эпоха в обработке и росписи керамики.

Началом неуклонного развития древнегреческой культуры считаются эпосы Гомера, которые относятся к 776 году до н. э. Они были записаны при помощи алфавита, который позаимствовала у финикийцев Эллада. Значение слова, переводящегося как «утренняя заря», в данном случае оправдано: начало развития полностью совпадает с зарождением европейской культуры.

Наибольший расцвет Эллада переживает в эпоху, которую принято называть классической. Она относится к 480-323 годам до н. э. Именно в это время жили такие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Софокл, Аристофан. Все более сложными становятся скульптурные произведения. Они начинают отражать положение человеческого тела не в статике, а в динамике. Греки того времени любили заниматься гимнастикой, пользовались косметическими средствами, делали прически.

Литературная Эллада.

Отдельного рассмотрения заслуживает зарождение жанров трагедии и комедии, которое также приходится на классическую эпоху в истории Древней Греции. Трагедия достигает пика своего развития в 5 веке до н. э. Самые известные трагедии этой эпохи представлены Эсхила и Еврипида. Жанр возник из церемоний почитания Диониса, в процессе которых разыгрывались сцены из жизни бога. Сначала в трагедии выступал всего лишь один актер. Таким образом, и родиной современного кино также является Эллада. Это (что известно каждому историку) является еще одним доказательством того факта, что истоки европейской культуры следует искать на территории Древней Греции.

Эсхил ввел в театр второго актера, таким образом, став создателем диалога и драматического действия. У Софокла же количество актеров уже достигло трех. Трагедии раскрывали конфликт человека и неумолимой судьбы. Сталкиваясь с безличной силой, которая царила в природе и в обществе, главный герой узнавал волю богов и подчинялся ей. Эллины считали, что главная цель трагедии - это катарсис, или очищение, которое происходит у зрителя при сопереживании ее героям.

Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»?

Античная цивилизация, получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007. С. 144..

Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки и римляне дали человечеству:

1) образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики;

2) великолепную литературу, художественность и образность мышления;

3) в искусстве - образец для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира;

4) разнообразное прикладное искусство;

5) науку (дали начала многим отраслям знаний и научной терминологии);

6) образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;

7) демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;

8) образцы общения, образования и воспитания;

9) оригинальное военное искусство, создали идеалы героизма и патриотизма;

11) физическую культуру, спорт, утвердили ценность здоровья, культ здорового тела;

12) Сформировали теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.

Таким образом, мы можем сказать, что античность считается «колыбелью европейской культуры» потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Ретроспективный взгляд на европейскую культуру убеждает в том, что исходным пунктом является большей частью Древняя Греция.

Список использованной литературы

1. Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. М. 1995.

2. Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007.

3. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. М. 2000.



Вверх