Духовный памятник. Памятники материальной и духовной культуры. Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур

Когда народ Израильский пересек Иордан для того, чтобы войти в обетованную землю, Бог дал Иисусу Навину следующее повеление: "Возьмите себе из народа 12 человек... ночевать в эту ночь" (Иисус Нав. 4:2-3). Эти камни должны были стать для народа Израильского символом или знамением (знаком). Далее Иисус Навин пояснил: "Когда спросят вас в последующее время... памятником навек" (Иисус Нав. 4:6-7).

Эти камни должны были напомнить о тех великих делах, которые Бог сотворил со Своим народом. Есть много других случаев, когда люди строили жертвенники или собирали вместе камни в память о важных встречах с Богом.

Выберем ОДНОГО из нижеперечисленных героев.

Сделай отметку слева от его имени. Прочитай о встрече выбранного тобою героя с Богом. Потом ответь на нижеперечисленные вопросы:

􀁔 НОЙ - Быт. 6-8

􀁔 МОИСЕЙ - Исх. 17:8-16 или 24:1-11

􀁔 АВРАМ - Быт. 12:1-8 или 13:1-18

􀁔 ИИСУС НАВИН - Иисус Нав. 3:5-4:9

􀁔 ИСААК - Быт. 26:17-25

􀁔 ГЕДЕОН - Суд. 6:11-24

􀁔 ИАКОВ - Быт. 28:10-22 и 35:1-7

􀁔 САМУИЛ - 1 Царств. 7:1-13

1. Коротко опиши встречу этого человека с Богом. Что делал Бог?

2. Почему, по твоему мнению, герой воздвиг жертвенник или собрал камни для памятника?

3. Какое в этом случае особое имя дано Богу или жертвеннику (памятнику)?

Люди Ветхого Завета часто воздвигали жертвенники или складывали камни в знак памяти о своей встрече с Богом. Такие места, как Вефиль ("дом Бога"), стали памятниками великих дел Богасреди Своего народа. Моисей назвал жертвенник "Господь – знамя мое", а Самуил назвал камень "Авен-Езер", сказав "До сего места помог нам Господь" (1 Царств. 7:12). Эти камни становились материальными знаками великих духовных встреч с Богом. Они должны были помочь людям рассказывать своим детям о том, что сотворил Бог для Своего народа.

ВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ БОГА

Бог последовательно действует для достижения Своих святых целей. Все, что делалось в прошлом, делалось с учетом целей Царства Небесного. Все, что делается в настоящем, связано с прошлым и делается с учетом тех же целей Небесного царства.

Каждое действие Бога строится на Его прошлых действиях и с целью на будущее.

Бог, обратившись к Аврааму, начал создавать для Себя народ (Быт. 12). Исаак видел Божью точку зрения, когда Бог обратился к нему и напомнил о взаимоотношениях, которые Он имел с Авраамом, его отцом (Быт. 26:24). Иакову Бог представился как Бог Авраама и Исаака (Быт. 28:1-30). Когда Бог пришел к Моисею, Он показал ему Свой взгляд на то, как Он действовал на протяжении истории. Он представился Моисею как Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6-10). Для каждого нового шага выполнения Своего божественного плана Бог призывал человека. Чтобы этот человек мог видеть глазами Бога то, что Он делает, Бог часто во время первого общения напоминал ему о Своих действиях в прошлом.

Во Второзаконии Моисей вспоминает все, что Бог совершил с Израилем. Бог готовил народ к переселению в обетованную землю.

Он хотел, чтобы народ, прежде чем сделать следующий шаг, видел то, что уже произошло в прошлом. В 29 гл. Второзакония Моисей кратко пересказывает историю народа. В этот момент, когда осуществлялось обновление завета, Моисей хотел напомнить народу о том, что они должны быть верными Богу. Шла подготовка народа к смене лидера (Иисус Навин на место Моисея) и к входу в обетованную землю. Народу нужно было увидеть этот новый шаг глазами Бога. Людям нужно было увидеть, что этот шаг

соответствует всему тому, что Бог уже сделал.

На схеме, приведенной на 3 странице обложки, цели и намерения Бога изображены стрелкой в верхней части рисунка.

Посмотри, какую точку зрения Бог показал Моисею, когда обратился к нему у горящего куста в 3 главе книги Исход. В этом упражнении:

Напиши ПРОШЛОЕ там, где Бог говорит о том, что делал с народом в прошлом.

Напиши НАСТОЯЩЕЕ перед теми пунктами, где Бог говорит о Своей деятельности в момент Его

Обращения к Моисею.

Напиши БУДУЩЕЕ там, где Бог говорит о том, что намерен делать в будущем.

1. "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова" (стих 6).

2. "Я увидел страдания народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его" (стих 7).

3. "Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян" (стихи 7-8).

4. "Итак, пойди. Я пошлю тебя к Фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (стих 10).

5. "Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда

ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение на этой горе" (стих 12).

6. "Я выведу вас от угнетения Египетского... в землю, где течет молокои мед" (стих 17).

7. "И дам народу сему милость в глазах Египтян, и когда пойдете, пойдете не с пустыми руками... и оберете Египтян (стихи 21-22).

Теперь видишь, как Бог поступил с Моисеем? Он помог Моисею увидеть свое призвание с Его точки зрения.

Бог работал с Авраамом, Исааком, Иаковом и даже с отцом Моисея, чтобы создать для Себя новый народ.

Бог обещал Аврааму, что выведет народ из рабства и даст им обетованную землю.

Бог наблюдал за ними в Египте.

Теперь Он готов ответить на их вопли.

Бог избрал Моисея для того, чтобы привлечь его для исполнения Своих Божественных намерений в отношении Израиля. Моисея Он желал использовать для того, чтобы освободить Израильтян от рабства в Египте и в то же время обобрать Египет.

Если Моисей будет послушен, Бог приведет его на это же место для поклонения. Это поклонение должно стать для Моисея знамением того, что Бог послал его.

Пункты 1 - 2 и 6 - прошлое . Пункты 3 и 4 - настоящее . Пункты 5 и 7 - будущее .

Бог хочет привлечь тебя к выполнению Своих целей. Бог действует во всем мире (Иоан. 5:17). Он трудится в твоей жизни со дня твоего рождения. По Своему замыслу Он действовал даже до твоего рождения. Бог сказал через пророка Иеремию: "Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, я познал тебя... поставил те-

бя" (Иер. 1:5). Когда Бог подготавливал для тебя новую ступень или новое направление твоей жизни, они связаны с тем, что до сих пор Он делал в твоей жизни. У Него нет внезапных отклонений от маршрута или бессмысленных "объездов". Он всегда видит перед собою Свои Божественные цели, когда определенным образом формирует твой характер.

ДУХОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Я убедился, насколько полезно устанавливать в жизни "духовные памятники". После каждой моей встречи с Богом, когда Он призывал меня или менял направление моей жизни, я мысленно строил на этом месте духовный памятник. Духовные памятники напоминали мне о времени перемен, принятия решений, изменения направления движения, когда я ясно сознавал, что Бог вел меня. По прошествии времени я мог оглянуться на эти памятники, чтобы снова увидеть, как Бог неизменно направлял мою жизнь в соответствии с Его божественными планами.

Я обращаюсь к этим духовным памятникам, когда мне необходимо принять решение о выборе верного направления, указанного Богом. Перед тем, как предпринять следующий шаг, я размышляю о том, насколько он логически связан со всей деятельностью Бога в моей жизни. Это помогает мне видеть мое прошлое и будущее глазами Бога. После этого я рассматриваю все возможные варианты действий. Рассматриваю, чтобы определить, какой из них является продолжением того, что Бог уже сотворил в моей жизни. Очень часто такой вариант действий находится. Если ни один из вариантов не показался мне связанным с тем, что в настоящее время Бог уже творит вокруг меня, я продолжаю молиться и ждать руководства Бога. Когда обстоятельства не согласуются с тем, что Бог говорит через Библию и молитву, я делаю вывод, что еще не настало определенное Богом время. Тогда я жду, когда Бог укажет Свое время.

Дай свое определение "духовным памятникам". Используя предыдущий абзац, опиши своими словами, каким образом духовные памятники могут оказать помощь при определении Божьих направлений в момент принятия решений.

Видишь ли ты пользу в "духовных памятниках"? В чем их польза для тебя?

Однажды мне предложили поехать в Дирекцию Местных Миссий, чтобы работать в области молитвы и духовного пробуждения. Я никогда не делал ничего подобного. Только один Бог мог открыть мне, является ли это дело частью Его божественных намерений или нет. Тогда я обратился к своим духовным памятникам, чтобы принять решение, взглянув на него Божьими глазами.

Родом я из Англии, где некоторые члены моей семьи заканчивали Колледж Сперджена в то время, когда Сперджен проповедовал в Англии. Сам я вырос в Канаде, в городке, где не было евангельских верующих. Мой отец служил вольнонаемным пастором, помогая в деле организации миссии в том городе. Еще в

подростковом возрасте я начал ощущать растущее беспокойство о городках по всей Канаде, в которых не было евангельских церквей. В 1958 году, когда я еще учился в семинарии, Бог вселил в меня уверенность, что Он любит мой народ, и что Он готов провести великое духовное пробуждение по всей стране. Когда я

принял зов Бога отправиться пастором в Саскатун, Бог, чтобы подтвердить мое призвание, использовал план духовного пробуждения. Ты об этом прочитаешь в 11 разделе; духовное пробуждение, которое началось в этом месте, потом распространилось п всей Канаде в начале семидесятых.

В 1988 году мне позвонил Боб Гамблин из Дирекции Местных Миссий. Он сказал: "Генри, мы долго молились о том, чтобы Бог послал человека, который бы возглавил молитвенное служение о духовном пробуждении. Более двух лет мы искали человека на эту должность. Не хотел бы ты приехать, чтобы возглавить Южную Баптистскую конвенцию в деле духовного пробуждения?"

Когда я стал анализировать, каким образом Бог действует в моей жизни (я стал оглядываться на свои духовные памятники), я заметил, что духовное пробуждение является важным элементом, сопровождающим мое служение. Я ответил Бобу: "Ты мог бы просить меня о чем угодно, но я никогда бы не стал даже молиться о деле, для которого я должен покинуть Канаду, за исключением одного - духовное пробуждение. Я чувствую, что духовное пробуждение, подобно глубокому потоку, влечет меня всю жизнь, начиная с подросткового возраста, и особенно сильно с 1958 года". После долгих молитв, подтвержденных Словом и мнением других верующих, я принял должность в Дирекции Местных Миссий. Бог не изменил направление моей жизни, Он лишь направил меня к тому, что Он делал на всем ее протяжении.

Найди духовные знаки в своей жизни. Определи свои духовные памятники. Они могут быть связаны с твоим происхождением, это может быть время твоего покаяния, время принятия важных решений, касающихся твоего будущего и т.д. Вспомни, когда в твоей жизни происходили изменения, принимались решения или направления и ты ясно чувствовал, что Бог ведет тебя. Возьми отдельный лист бумаги или записную книжку и начни составлять список. Начни сегодня, но не думай, что ты должен в один день дать исчерпывающий ответ. Дополняй этот список, когда ты молишься и размышляешь о действиях Бога в твоей жизни. На этой неделе у тебя будет возможность рассказать о некоторых твоих духовных памятниках в своей группе.

Проанализируй сегодняшний урок. Попроси Бога открыть тебе одну или несколько истин, которые ты должен понять, изучить и применить на практике. Затем ответь на следующие вопросы:

Какая истина (или место Писания) из прочитанного сегодня была для тебя самой важной?

Перефразируй истину или место Писания в ответную молитву к Богу.

Каким образом ты должен отреагировать на то, что ты сегодня изучил?

ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ УРОКА

Часто во время принятия решения сложность состоит не в том,чтобы выбирать между хорошим и плохим, а в том, чтобы выбрать между хорошим и наилучшим.

Два слова из лексикона христианина никогда не должны стоять рядом: Нет, Господи.

Бог при достижении Своих святых целей всегда действует последовательно.

Когда Бог ведет меня к новому шагу или указывает мне новое направление Своей деятельности, они всегда связаны с тем, что Он до сих пор делал в моей жизни.

Духовные памятники означают время перемен, принятия решений, изменений, когда я точно уверен, что Бог ведет меня.

Невероятные факты

На протяжении всей истории цивилизации возводили религиозные памятники в честь своих богов. К сожалению, далеко не все святые творения прошлого дожили до наших дней. От многих остались только руины, другие были разрушены во время многочисленных войн.

Ани, который иногда называют "городом 1001 церкви", является ярким примером и того, и другого. Город, который сейчас находится в пределах границ Турции, был когда-то процветающей метрополией. Христиане собирались в шумном городе для того, чтобы посетить его многочисленные церкви, памятники, монастыри и гробницы. Ани процветал на протяжении нескольких веков, но с течением времени, войны постепенно начали уничтожать его. Землетрясение, которое произошло в 1319 году, опустошило город, и, несмотря на то, что все же небольшое количество населения осталось там, город теперь очень пустынный и медленно рушится.

Но многим религиозным памятникам повезло больше, поэтому в ниже представленном списке мы рассмотрим некоторые из наиболее захватывающих произведений искусства, которые сохранились до наших дней.

10. Костехранилище в Седлеце


Костехранилище в Седлеце (Чехия) построено под кладбищем цистерианского монастыря. Когда аббат вернулся с баночкой земли со Святой Земли в 1278 году, кладбище стало популярным местом для захоронений. Позже, когда по Европе прошла Черная Смерть, многие люди совершили паломничество в Седлец, надеясь, в конечном счете, быть похороненными на этом святом месте. К примеру, только в 1318 году около 30000 человек были похоронены в Костнице Седлеца.

В результате стало накапливаться огромное количество тел, причем даже после расширения кладбища оно быстро заполнялось до отказа. В 1400-х годах в центре кладбища была построена церковь, а под ней расположился склеп. Затем, в 1500-х годах один монах начал извлекать кости и перевозить их к склепу. В 1870-х годах Франтишек Ринт (Frantisek Rint), местный резчик по дереву, собрал все кости особым образом (получилось собрать кости около 40000 человек!), и сегодня каждый желающий может посмотреть на них. Используя массивные люстры и великолепные гербы, украшающие могущественные стены, Ринт создал красоту смерти уникальным и незабываемым образом.

9. Пантеон


Маркус Агриппа создал Пантеон для того, чтобы он служил храмом для всех богов и богинь, которым поклонялись в Древнем Риме. Сегодня это одно из наиболее хорошо сохранившихся зданий из всех, построенных во времена расцвета Римской империи, хотя с тех пор оно и было освещено как христианская церковь. Эта религиозная трансформация и помогла спасти Пантеон от разрушения в Средние века, однако, его структура претерпела некоторые изменения в переходный период. Сейчас все стены и все ниши украшают картины, фрески, скульптуры и статуи.

Тем не менее, архитектура по-прежнему выглядит знакомой: Пантеон послужил прототипом создания многих известных зданий, таких как Базилик Святого Петра в Риме, пантеоны в Лондоне и Париже, Капитолий Соединенных Штатов, Мемориал Джефферсона и других.

8. Храм – комплекс Карнак


Пожалуй, неудивительно, что самый впечатляющий религиозный памятник в мире можно найти в Египте. Карнакский храм – комплекс в Фивах является крупнейшим из когда-либо построенных человеком. Храмы, святыни, часовни и дворцы посвящены различным богам и богиням, но самым ярким цветком комплекса является храм Амона. Также в комплексе вы найдете множество обелисков, резных рельефов и столбцов, священное озеро и каменных сфинксов.

Карнакский комплекс, безусловно, не был построен сразу, большая его часть появилась со временем, потом была разрушена, снова восстановлена и перестроена. Невозможно точно восстановить его первоначальный внешний вид, но, даже осматривая руины, становится понятно, что место было невероятно красивым.

7. Храм Карни Мата


На северо-западе Индии есть особый индуистский храм, почитатели которого могут быть застигнуты врасплох именно теми животными, которые там почитаются. А все потому, что поклоняются там крысам, в общей сложности их там проживает около 20000. Причем люди не только исследуют храм вдоль и поперек, путешествуя по нему, они на самом деле взаимодействуют с крысами самым удивительным образом.

Вы посчитаетесь счастливчиком, если крыса пробежится вам по ногам, однако, самой большой удачей будет тот момент, когда вы увидите знаменитых белых крыс, в целом храме их живет только около пяти особей, поэтому это большая редкость.

Построенный в начале 1900-х годов, храм посвящен Карни Мата, которая, по мнению ее последователей, была воплощением богини Дурги. Легенда несколько отличается в зависимости от местности, где вы ее услышите, однако, в самом простом виде она говорит о том, что Карни Мата заключила сделку с богом смерти Ямой, который пообещал ей, что члены ее клана после смерти реинкарнируют в виде крыс и будут ее охранять в храме до тех пор, пока клан не возродится. А крысы там навечно будут защищены. Заходить в храм в обуви строго запрещается!

6. Храмовая Гора


Нет никаких сомнений в том, что Ближний Восток является координационным центром всех религиозных памятников, а в Иерусалиме больше святых мощей, чем где бы то ни было. Чего только стоит Храмовая Гора: практикующие и ислам, и иудаизм почитают данное место по многим причинам.

Для евреев Храмовая гора – это место, где произошел ряд принципиально важных событий, которые сделали его святыней. Например, евреи верят, что именно в этом месте Бог собирал землю, которую он использовал, когда создавал Адама, именно на этом месте Адам, Каин, Авель, Ной и Авраам делали жертвоприношения Богу, а также это именно то место, где отдыхал царь Соломон.

Мусульмане почитают Авраама, Давида и Соломона как пророков, но это не главная причина их интереса к этому религиозному памятнику. Они полагают, что Мухаммед именно при подъеме из ущелья горы и сформировал образ рая. Храмовая гора является также местом, где расположена мечеть Аль-Акса: одна из старейших и красивейших в мусульманском мире, причем она считается третьим по важности священным местом для молитв.

5. Храм Ягуара


Храм Ягуара часто упоминается как храм №1 или пирамида №1 и является одним из многих впечатляющих храмов майя, расположенных на вершине высокой пирамиды в джунглях Центральной Америки. Расположенный в древнем городе Тикаль (ныне территория Гватемалы), он был построен в качестве гробницы для одного из самых успешных правителей города.

На самом деле в Тикале очень много руин религиозных памятников, поэтому ведущие ученые предполагают, что духовные ритуалы и благочестивые обряды играли фундаментальную роль в древней цивилизации майя. Храмы, святыни, церемониальные платформы и могилы разбросаны по всему поселению Тикаль, помимо Храма Ягуара, там вы найдете Храм Маски и Храм Двуглавого Змея.

4. Ангкор-Ват


На сооружение древнего храма, известного сегодня как Ангкор-Ват, ушло около 30 лет упорного труда, причем судя по развалинам, сохранившимся на сегодняшний день, это время не было потрачено впустую. Это самый большой из храмов метрополии Ангкор (современная Камбоджа), который славится своей архитектурой и прекрасными художественными произведениями искусства.

Подробные сцены из Рамаяна и Махабхарата (священные индуистские тексты) украшают огромные, вырезанные из камня стены храма. Сам храм и большинство фресок были созданы в 12 веке, во время правления короля Сурьявармана II, хотя и в 16 веке было добавлено несколько скульптурных работ более низкого качества. Стены украшают некоторые легендарные исторические сражения, такие как битва Курукшетра и битва Ланки.

3. Великая мечеть Дженне


Первая и настоящая Великая мечеть Дженне в Мали начала "функционировать" в 13 веке, однако, большая часть всей структуры была снесена в 1830-е годы, осталась лишь ее незначительная часть. То, что мы видим сегодня, было достроено в 1906-1907 годах.

Пожалуй, самый интересный факт о мечети – это то, что это самое большое здание в мире, построенное из сырцового кирпича. Может показаться немного странным, что мечеть до сих пор стоит, поскольку свирепые наводнения в сезон дождей, а также колебания температуры и влажности уже давно бы сделали свое дело, если бы не ежегодные заботы о его содержании.

2. Собор Святого Павла


Собор Святого Павла является важной частью Лондона, а также местом постоянного пребывания епископа. Церковь существовала в нескольких воплощениях с момента своего основания в седьмом веке. С тех пор многие важные мероприятия проводились в этом месте, в том числе 80-й день рождения королевы Елизаветы, брак принца Чарльза с леди Дианой, похороны Уинстона Черчилля и т.д.

Однако, во время Второй мировой войны собор «бездействовал». Его несколько раз поражали бомбы, но, к счастью, повреждения были незначительными. Во время одного воздушного военного налета Черчилль выступал защитником памятника: когда бомбы посыпались на город, он сосредоточил большинство ресурсов пожаротушения вокруг собора. Он подчеркнул тогда, что этот религиозный памятник слишком важен для того, чтобы потерять его в пламени, и если он будет потерян, то с ним уйдет и боевой дух страны. Граждане, среди которых было много известных интеллектуалов, художников, историков, вызвались помочь и защищали собор, организуя регулярные дежурства возле него, поэтому, как только возникала угроза пожара, ее сразу же ликвидировали.

1. Монастыри Метеоры


Монастыри Метеоры – это "коллекция" православных греческих монастырей, которые выглядят как птичье гнездо, расположенное на вершине гигантского песчаника. Около тысячи лет назад аскетические отшельники поднялись на вершину этого песчаника и стали первыми людьми, поселившиеся в них. Фактически монастыри были созданы в период между 14-16 веками, причем в случае угрозы монахи были в состоянии с легкостью защитить свои жилища, поскольку единственным способом добраться до них была длинная лестница из веревки. Если монахи видели опасность, они быстро собирали свои лестницы.

Из 24 существовавших монастырей, шесть продолжают функционировать и по сей день. Кроме того, инфраструктурные достижения, в том числе каменные лестницы и мосты, помогли этим местам стать популярным туристическим направлением. Однако, если вы решите отправиться туда, знайте, что там строгий дресс-код: плечи должны быть закрыты, мужчины допускаются только в длинных широких брюках, а женщины в длинных юбках.

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические : стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор , изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Памятники материальной и духовной культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические : стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние- неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику-глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла-бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники- древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа- поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры -творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы , возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа-узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера- резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество- фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи магнитофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа

Краснозёрский район Новосибирская область

Региональный тур Всероссийского конкурса

среди активистов школьного музейного движения

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

«Духовные памятники села Полойка

Краснозёрского района Новосибирской области»

Номинация «История в одном экспонате»

Работу выполнила:
Учащаяся МКОУ Полойской СОШ
Мишенина Дарья (8 класс)

Руководитель:
Чернобровенко Н.П.
руководитель школьного
историко-краеведческого музея

с. Полойка
2018 г.


1.Введение.
1.1.Актуальность исследования……………………………………………....3
1.2.Новизна исследования…………………………………………………….3
1.3.Цель исследования…………………………………………........................4
1.4.Задачи исследования……………………………………………………....4
1.5.Объект исследования……………………………………………………...4
1.6.Методы исследования……………………………………………………..4
1.7.Практическая значимость…………………………………………………4
1.8.Результаты исследования…………………………………………………4
1.9.Место и сроки проведения исследования………………………………..4
2. Основная часть.

2.1.Традиция установления надгробных памятников……………………...5

2.2.Надгробные плиты на Руси………………………………………………5

2.3.Надгробная плита 1907 года……………………………………………. 5

2.4.Посещение районной церкви и беседа с батюшкой Алексием Лебедевым……………………………………………………………...5-6

2.5.Связь надгробной плиты с Троицкой церковью………………………..6

2.6.Строительство Троицкой церкви в селе Полойка……………………...6

2.7.Убранство Троицкой церкви…………………………………………….7

2.8.Жизнь священника и его семьи………………………………………..7-8

2.9.Годы службы священника Д.И. Василевского…………………………8

2.10.Разрушение Троицкой церкви……………………………………….8-9

3.Заключение………………………………………………………………….9-10

4.Список используемой литературы…………………………………………..11

5.Приложение.

Введение

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения.

(Л. Мечников)

В наше время историю определённого предмета можно изучить в историко-краеведческих музеях. После посещения таких мест надолго остаётся масса впечатлений. Одним таким местом и стал для меня Полойский историко-краеведческий музей. Побывав в разных залах музея, наибольший интерес вызвал загадочный, ранее не исследуемый экспонат - Надгробная плита 1907 г. Заинтересовавшись, мне сразу же захотелось узнать её историю и провести исследовательскую работу по данной теме.

Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрождается интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся часовни. Одно из качеств человеческого сознания - способность к забыванию. Если не будет существовать нечто, напоминающее нам о неком событии, со временем наше представление о нём практически полностью сотрется. Именно поэтому очень важны вещи, которые не позволяют нам бесследно потерять образ того или иного явления. Сохранившиеся документы дают нам возможность не только реконструировать прошлое, но и четко представлять его. Они являются носителями социально значимой информации. И наша задача заключается в сохранении и передаче будущим поколениям всей правды о людях и событиях. Мы уверены, нам есть, что вспоминать и кем гордиться!

Новизна исследования заключается в том, что история Надгробной плиты и установления их связи с историей села никогда не исследовалась.

Цель моего исследования: объяснить значение и происхождение Надгробной плиты и установить её связь с историей села.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

    овладеть навыками исследовательской работы;

    изучение теоретического материала по теме работы;

    сбор и анализ имеющихся исторических источников;

    оформить исследовательскую работу;

    презентовать исследовательскую работу на региональный тур Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения.

Объектом исследования данной работы является Надгробная плита 1907 г.

Методы исследования – изучение, накопление, осмысление и анализ материалов СМИ, воспоминаний старожилов, интервью, исследование и анализ документов, проверка, уточнение и обработка информации, оформление исследовательской работы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что выявленные материалы можно будет использовать при проведении классных часов в школе, на уроках истории, написании творческих работ.

Планировалось получить следующие результаты:

    Создание текстового документа по выявленной теме;

    Принять участие в Муниципальном, а затем в Региональном конкурсе среди активистов школьного музейного движения.

Место проведения исследования – МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа Краснозерского района Новосибирской области.
Хронологические рамки исследования – ноябрь – декабрь 2018 год

Основная часть.

Изучив книжный материал по заявленной теме и воспользовавшись источниками СМИ, я выяснила, что традиция устанавливать на могилах усопших надгробные памятники зародилась очень давно.
Люди всегда свято верили, что если делать подношения к захороненным старейшинам рода, духи предков будут благосклонны к ним, и племя будет процветать, из века в век, поэтому надгробные памятники можно считать ещё и свидетельством непрерывного движения поколений. Многие думают, что первые монументы, гробницы и надгробия появились в эпоху раннего Возрождения. Однако традиция установления этих сооружений корнями глубоко уходит в каменный век, когда древние люди, столкнувшись с проблемами погребения умерших соплеменников, искали способы для сохранности тел от посягательств хищников.
На Руси надгробные плиты появились впервые на могилах царей, дворянства, знати – в храмах, соборах и усыпальницах. Если захоронение производилось внутри храма, то обычно устанавливали как надгробные плиты, так и каменные гробницы. (Приложение №1)
Но откуда же появилась такая плита в Полойке?
Ведь нашли её в центре села, недалеко от того места, где была церковь.
По воспоминаниям старожилов (Илющенко А.М, Голубятник М.Л., Окорокова С.Ф., Криушичевой Н.Ф. и других) и экстрасенса (Крумкачёвой Светланы), мне удалось узнать, что в парке был погост, где хоронили служителей церкви.
(Приложение №2)

В словаре С.И.Ожегова понятию «церковь» даётся такое толкование: «Церковь – объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью, религиозная община» «Храм – здание для богослужения, церковь». (Приложение №3)

Пообщавшись с батюшкой районного посёлка Краснозёрское Алексием Лебедевым, я получила ответы на многие вопросы. (Приложение №4) Я узнала, что в 30-е годы XX века Советская власть была против церкви и смогла убедить в этом большую часть общества. Повсеместно закрывались храмы, монастыри, церкви. Некоторые передавались местным властям, и им находилось применение, некоторые просто разрушались, а в некоторых располагались сельские клубы. Священнослужители подвергались гонениям. К концу 30-х годов большинство из оставшихся в живых священнослужителей находилось в тюрьмах и ссылке, что случилось и с нашим священником И.Д. Василевским. На вопрос о надгробной плите батюшка Алексий Лебедев ответил, что такие плиты действительно встречаются и по сей день на очень-очень старых кладбищах. Они могли ставиться не только служителям церкви, но и тем, кто посещал церковь, т.е. простому христианину, который ходил на службу в Троицкую церковь. Но так как такая плита только одна в селе и найдена недалеко, от места, где находилась церковь, то я всё-таки думаю, что она была поставлена либо служительнице церкви, либо Рабе Божьей Дарье Ивановой, которая ходила на службу и семья которой в то время могла купить такую плиту, так как в Полойке жили зажиточные старожилы, крестьяне Ивановы. (Приложение №5) Об этом же пишет в своей книге “История села” Н.М.Карнаухов. (Приложение №6) Их было много, и у них были большие запасы хлеба. В голодные годы они организовывали столовую, где кормили бесплатно один раз в день всех жителей села. Только нужно было приходить со своей чашкой и ложкой.
А связана надгробная плита, конечно же, с Троицкой церковью.
Из документов «Полойка - селение при озере Полойском» (Деревенском)
я узнала, что в центре села в 1899 году было начато строительство церкви, а в книге Н.М.Карнаухова «История села», сказано, что за 3 года она была построена.
(Приложение№7)
Строили её плотники Майковы: Мартиян, Семён и Василий, а также Воронин Макар Яковлевич (1874-1939 годы жизни) и другие.
Строилась на средства подаяния церкви и населения, что шло с большим трудом.
По воспоминаниям старожилов, церковь в селе была богатая, неописуемой красоты. Построена из толстых брёвен на фундаменте, с золочёными крестами, куполом и с колокольней. Полный набор больших колоколов издавал божественную музыку, волнуя сердце русского человека.
Колокола могли звонить при пожаре, при покойнике в деревне, во время больших праздников, при каком-то важном событии, издавая особые звуки, которые уже были понятны людям. В церкви, как и сейчас, крестили новорождённых, венчали молодые пары, отпевали умерших, вели службы.
В ожидании духовных лиц, дорогу от Славгорода до Полойки мели даже вениками, отсюда и название – «Архиерейская дорога». Архиерей - духовное лицо. Правда, это название уже не помнят даже старожилы.
Священником Троицкой церкви был Василевский Иван Дмитриевич 1875 года рождения, уроженец Тамбовской губернии.

Батюшка был умным и воспитанным человеком.
У него была семья, которая так же отличалась своей воспитанностью. Держали своё подсобное хозяйство, сеяли зерно, занимались пчеловодством, работали вместе с рабочими.
Старожилы вспоминают, что семья жила в деревянном доме, который находился на улице Садовой (когда-то была усадьба семьи Хмарских), здесь же на этой улице был посажен Поповский сад, в котором росла малина, чёрная и красная смородина, вишня, слива, абрикосы, виноград, крупные яблоки и т.д.
Дом, в котором он жил с семьёй не сохранился, но до сих пор существуют остатки сада, местные старожилы называют это место «Поповский сад», а молодое поколение села этого названия уже не знают.
(Приложение №8) Вот поэтому, одну из улиц в селе называют Садовая по сей день. (Приложение №9)
Местные жители - старожилы тепло отзываются о батюшке, его семье.
Из источников СМИ выяснила, что семья священника более чем любая другая, должна представлять собой домашнюю церковь. Для созидания ее необходима напряженная духовная жизнь родителей, особенно отца. Эту жизнь дети чувствуют и приобщаются к ней в меру своего возраста. Необходимо находить время для внутрисемейного общения и совместных молитв и бесед с членами семьи, как находится оно для общения с прихожанами.

Невозможно представить священника, который не выражал бы свои радости и печали в молитвах, прося у Бога помощи в печалях и вознося благодарение за радость.

Эти молитвенные прошения и благодарения должны быть общим делом семьи, в которой отец-иерей предстоятельствует в доме, как на общественном богослужении он предстоятельствует в храме. Кому как не священнику проводить со своими детьми систематические беседы с разбором богослужения, Евангелия и отдельных глав Ветхого Завета.
Я думаю, что именно таким человеком и был Иван Дмитриевич, иначе бы так тепло не вспоминали о нем жители нашего села и других ближайших сёл, которые посещали нашу церковь.
Когда все религиозно-церковные интересы отца остаются за порогом дома, где-то там, в храме, тогда трудно ожидать возрастания в детях живой веры; церковное служение отца в их сознании превращается в обычную работу, источник заработка, а околоцерковные сплетни и пустые церковно-бытовые разговоры не назидают душу.
В гражданскую войну священник часто спасал полойцев от колчаковцев, которые приходили грабить село. Он вместе с богатыми селянами нагружал им обоз продуктов, и те покидали село.
Служил Иван Дмитриевич до 1931 года, потом его раскулачили и сослали, о его судьбе долгое время ничего не было известно. И только из книги «Сибирская Провинция в ХХ веке» С.А. Папкова Новосибирск 2011г., мы узнали, что Василевский Иван Дмитриевич был дважды арестован, а в 1937 году в городе Барнауле расстрелян. Реабилитирован в 1991 году. (Приложение №10)
В 1931 г. церковь была разграблена, иконы изрублены и сожжены. Под страхом смерти некоторые отчаянно верующие иконы спасали. Колокола, говорят, утопили в озере, в каком не известно, но где-то в стороне посёлка Волчанка Доволенского района Новосибирской области.

Конфликты в отношениях между церковью и местной партячейкой были уже в 1928 году, когда было решено отобрать у верующих церковь и превратить её в клуб.

Для достижения цели использовались разные карательные меры, и, не добившись желаемого результата, решили поджечь церковь, но возникший пожар жители вовремя потушили.

В 1932-1933 годах здание было чуть изменено и в бывшей церкви открыли клуб, потом в этом здании была столовая, гостиница, швейный цех, а в 2000 году её разобрали совсем.
К сожалению, фотографий самой церкви не сохранилось, но фотография переделанного здания есть. Сейчас на этом месте частный магазин “Перекрёсток”. (Приложение №11)

В селе Мохнатый Лог, расположенном в Краснозерском районе Новосибирской области, сохранилась однопрестольная деревянная церковь Святой Троицы, построенная в 1906 году.
Я считаю, что вот также, наверное, выглядела и наша Троицкая церковь. (Приложение №12)

Заключение

Без прошлого нет будущего. Изучив некоторые источники, пообщавшись со старожилами, с батюшкой Алексием Лебедевым, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Мы должны уважительно относиться к вере своих предков, к историческим памятникам.

Невозможно представить современный русский город или село без храма, церкви, монастыря, часовни. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда все самое лучшее, на что они способны.

В результате моей исследовательской работы я достигла поставленной цели, соприкоснулась с «живой» историей, ощутила значимость своей работы, получила опыт исследовательской деятельности.
И полностью убедилась в том, что надгробная плита напрямую связана с Троицкой церковью. Лично я считаю, что если бы была своя церковь в селе, чтобы можно было исполнить все потребы души русского православного человека - исповедоваться в грехах, причаститься, покреститься, отпеть усопших, поставить свечу, а, может быть, и задуматься о правильности выбранного пути, то, наверное, было бы меньше убийств, изнасилований, наркоманов, пьяниц и т.д.
Хотелось бы, чтобы в нашем селе Полойка, которое много-много лет было одним из передовых в районе, в котором было много хороших добрых дел, была своя церковь. П
омнят православные христиане: «Кому Церковь - не мать, тому Бог – не Отец».

Список использованной литературы

    Карнаухов Н.М., Крутей Л.В. «История села Полойки» Копи-центр «Байт-сервис» р.п. Краснозёрское 2005 г.

    Материалы Интернета.

    Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» Издательство «Азъ» 1992 г.

    Папков С.А. «Сибирская провинция в XX веке. Краснозёрский район в контексте российской истории/ С.А. Папков; отв.ред. д-р истор. наук В.А. Исупов; Сибирский университет потребительской кооперации, Институт истории СО РАН. – 2-е изд. – Новосибирск, 2011. – 296 с. (стр.61 и стр.212).



Вверх