Васнецов виктор михайлович богатырский скок. Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок. Описание картины Васнецова Богатырский скок

Описание картины Васнецова «Богатырский скок»

15 мая в 1848 году на свет появился очень известный на сегодня художник Виктор Михайлович Васнецов.
Увлекаться живописью он стал еще в юности.
Брал уроки рисования.
Сегодня же его перу принадлежит множество известных картин, а им не перестают восхищаться.
Его сказочный стили и персонажи, которых он рисовал, просто привораживают.
Одной из таких захватывающих картин есть его работа «Богатырский скок».

На картине представлен богатырь во всей своей красе на могучем коне.
Держится он очень уверенно и грозно.
Одет в боевые доспехи.
Поэтому можно судить, что он готовится к бою.
На правой руке надет щит и держит богатырь в ней кол с железным наконечником.
В левой руке находится к нут для управления лошадью.
Спереди за поясом находится меч.
Богатырь полностью экипирован и готов к бою.
Даже его лошадь в полной готовности.
Всем своим гордовитым видом она показывает насколько прислуживает своему хозяину.
Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, совершенный ею по наказу своего хозяина, доказывает ее преданность.
Небо на заднем фоне хотя и светлое, но слегка затянуто тучами.
Земля и деревья темного цвета.
Вся природа преобразилась перед наступлением боя.
Но благодаря нашему богатырю и его непобедимому виду нам незачем беспокоится.

Мне кажется, что картина полностью соответствует своему названию.
И конь со своим грандиозным прыжком, и богатырь с непобедимым видом очень гармонично вписываются в одно целое - богатырский скок.
Я думаю, каждый увидит на картине то, что и хотел передать Виктор Михайлович Васнецов.
Непоколебимость русского духа и его любовь к природе.
Его сказочные персонажи на картинах всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Одна из самых классных картин! Мне очень нравится. Тут столько силы, движения… богатырства!

Тут очень красивая русская природа. Закат (или рассвет) такой, что небо красивого цвета. Белое облако на самом верху, дальше – голубой цвет, ниже – розовый. А в самом низу – горы красивые. Перед ними – лес сосновый. Темный, понятно. И ближе к нам зеленая трава. В общем, очень красиво.

Фон подходит для сказки! И даже не важно, что тут нет березок. Русское не только в березках… Тут и так богатырь русский. С березками было бы совсем по-русски. Слишком.

И вот сам богатырь – сила и мощь. Он верхом на коне. Конь-то как раз и дает скок. Он весь в воздухе – летит. Может быть, это волшебный скок. Приземлится он в тридевятом царстве… И спасёт любую царевну от любого дракона!

Конь тоже крупный, мощный. От темного окраса (не блондин). Только одна лапа у него светлая. Может, для красоты. Ещё для красоты у него сбруя. И такой длинный хвост, грива пышная. Всё развевается на ветру. Тут даже перевернутая корона золотая на груди у коня. Седло красное, то есть красивое.

Я б хотел тоже прокатиться на таком коне! Только сам. И я б не испугался. Опыт у меня есть. Мы с папой катались на конях пару раз. А ещё я сам ездил в парке, только шагом. Хочется уже развиваться.

Ну, родных я б тоже покатал, можно даже попросить прицеп. Думаю, конь не будет против. Он такой сильный!

Так, ещё богатырь тут. Он парадно одет, едет в гости, наверное. Или на службу! У него модные сапоги и синие штаны. Ещё у него кольчуга, даже доспех (верхняя часть). Она состоит из больших пластин. Похоже на щит, который тоже есть. Это всё точно тяжелое! Но богатырь, наверное, привык всё это таскать, так как рабочая форма, как в школе. И защищает от стрел всяких. А ещё у него в руке кнут. Надеюсь, что он его не использовал! Ещё у богатыря железная шапочка. (Не от инопланетян!) Это каска! Тоже хорошо защищает от падений с высоты коня. А на верхушке у него маленький красный флаг. Как на кремле раньше. И в другой рук – копьё. Очень хорошо собран богатырь!

От пояса у него какая-то ткань красная. По ветру летит.

И самое главное – взгляд такой суровый. Весь он такой серьёзный! Настоящий воин, вот!

А конь ещё, может, волшебный – умеет говорить! Вот бы он рассказал об их подвигах! Войны обычно не многословны, а вот кони (в мультфильмах) очень болтливы.

Отличная картина! Интересно её рассматривать… Сразу хочется придумывать истории, сказки читать.

2 вариант

Васнецов известен своими великолепными картинами на тему былинных сказаний и исторических сюжетов, связанных с эпохой Древней Руси. Характерной в этом смысле является картина художника под названием Богатырский скок, которая изображает великолепного богатыря на холме.

Трудно сказать к какому именно историческому периоду относится данное изображение, точнее, какой исторический период хотел передать автор. Вероятнее всего, речь идет просто об образе, просто о каком-то так называемом архетипе, который хотел предать автор. Васнецов пытался воплотить нечто наподобие коренного образа, на который мог бы опереться житель страны и продолжатель истории этой страны.

Богатырь с копьём и мощной нагайкой-хлыстом конь изображается в прыжке, он весь чёрный, как смоль и только одно копытце у него беленькое, что, вероятнее всего, указывает на какую-то его особенную породу или своеобразный знак счастья и благополучия. По всей видимости этот конь имеет благородное происхождение. Как говорится, богатырский конь, под стать наезднику.

Богатырь тоже изображен в красивом обличии, в мощных доспехах и кольчуге, со щитом, в сине-фиолетовых шароварах, насыщенной зелёной кофте, прочных и красивых сапогах. Добрый молодец гордо и сосредоточенно смотрит вдаль. Его взгляд напряжен и полон решительности, также как и вся его поза источает силу и выдержку. Он является защитником родной земли.

Помимо этого, на мой взгляд, он выглядит как бы исполнителем небесного закона или чем-то наподобие проводника воли Неба на земле. Этот контраст, мне кажется, легко уловимым по колористике верхней и нижней части картины. Снизу мы видим чёрного коня, темный лес, в общем, довольно мрачное настроение. В то время как наверху весьма чистое, хотя и закатное небо. Оно ясно и красиво, богатырь, в свою очередь, по цветам больше соотносим с верхней частью картины. Его доспехи светлы, сам он тоже ясен и светел. В то же время ему приходится быть на земле, он действует здесь, а не на небе. Поэтому ему нужно быть суровым и строгим.

На мой взгляд, художнику великолепно удалось передать ощущение и настроение силы и мощи. Таким всадником остаётся только любоваться, он действительно красив, а образ его является во многом архетипичным для русской земли.

`

Методическая разработка урока по развитию речи.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Я хотел показать, в чем сущность моего народа…

В. Васнецов.

Цели:

Научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;

Пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;

Развивать и тренировать наблюдательность, художественно-эстетический вкус;

Приобщать учащихся к историческому прошлому родины.

Оборудование урока :

Интерактивная доска;

Репродукции картины В.М.Васнецова «Богатырский скок» (1914г) «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1898).

Ход урока :

    Организационные моменты. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает:

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их конем землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

(отрывок из былины)

Сегодня мы знакомимся с картиной В.М.Васнецова «Богатырский скок» 1914г.

    Рассказ о творчестве художника.

«Я всегда только и жил Русью»,- говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг). Он прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок».

(Репродукции картин демонстрируются на интерактивной доске)

Они навеяны русскими народными сказками, былинами. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном народе, о славной национальной старине и ее бессмертных героях.

В своем творчестве Васнецов стремился раскрыть эстетические национальные идеалы как идеалы народа, найти и установить связь между прошлым и настоящим родной страны.

В детстве и ранней юности художника окружал деревенский быт, почти не тронутый городским влиянием. Много значили для будущего художника старинные сказания, песни, предания, передававшиеся из уст в уста.

После окончания вятской духовной семинарии он поступил в Академию художеств, где курса не окончил, а получил только две серебряные медали за рисунок в натурном классе и за этюд. В.Васнецов на личные средства уезжает в Париж, где вскоре его произведения появляются на передвижных выставках. В большинстве случаев они были написаны на темы из русских сказок и былин. Картины были проникнуты русским народным духом и глубоким, искренним настроением.

    Беседа по картине . (с использованием интерактивной доски)

На картине изображен Илья Муромец.

Учитель: Как вы его узнали?

Учащиеся: Мы знаем картину Васнецова «Богатыри», на которой изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. (Демонстрация картины).

Учитель: В. Васнецов особо подчеркнул в своих любимых героях спокойную величавость, рожденную сознанием возложенного на себя священного долга. Картина создает «не только впечатление силы… но ещё впечатление благости, великодушия и добродушия – ими полон всего более сам Илья Муромец».(В. В. Стасов)

Учитель: Что мы знаем об этом богатыре?

Материал подготовлен учащимися как индивидуальное домашнее задание.

1-ый рассказчик:

Знаменитого богатыря Илью Муромца народное предание отождествляло с преподобным Илией Муромцем, Печерским, знания о котором В.М.Васнецов получил еще в духовной семинарии.

Родился Илия Муромец около 1143г. в селе Карачарово, что под Муромом Владимирской области, в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросинии, дочери Якова.

С детства до тридцати трех лет Илья был парализован, а потом получил исцеление от трех вещих старцев, которые предсказали, что «смерть ему в бою не писана».

Взяв родительское благословление,

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град-

Помолиться чудотворцам киевским

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую»,

Илья много лет состоял в дружине Киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве».

2-ой рассказчик:

Не знавший поражений, Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Все сказания свидетельствуют о степенном характере Ильи Муромца, который никогда не превозносил себя, оставаясь простым крестьянским сыном: « Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал людей не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять»

Учитель: К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643г. Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден Преподобного Илии Муромца, которым награждаются военнослужащие, отличившиеся служением Отечеству, в том числе и в горячих точках.

    Описание картины. Обучение по образцу.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака - все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов - пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

    Словарно- стилистическая работа.

Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Бармица - элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица

Наручи - часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти. Простейшие наручи изготавливались по шинному типу и представляли собой металлические пластины, закреплённые на кожаной основе. Однако они уступали цельнометаллическим наручам, появившимся, вероятно, в Западной Азии. Наиболее совершенными являются наручи трубчатого типа. Такой наруч состоит из двух сильно изогнутых пластин - верхней (локотник ) и нижней (черевец ). Эти пластины могли соединяться шарнирно, а закрываться с помощью ремешков и пряжек.

Кистень - гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю - било ), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью - кистенищем .

Копье - колющее, метательное или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя.

Ретивый – быстрый, стремительный.

Вороной – черный, цвет вороньего крыла.

Сбруя - конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми

    Сравнительный анализ двух картин В.М.Васнецова.

Демонстрация картины «Витязь на распутье».

Учитель: Известно, что картина «Богатырский скок» была одной из последних работ художника. Давайте обратимся к первой работе В.Васнецова « Витязь на распутье» с тем, чтобы сравнить настроение богатырей картины.

Что мы видим на первой работе художника В.Васнецова?

Ответы учащихся :

Художник передал атмосферу былинных сказаний;

Жуть навевает дикая, бескрайняя степь, черные птицы, замшелые валуны, черепа человеческие и лошадиные;

Учитель: Опишите снаряжение витязя:

Ответы учащихся :

Воин в боевых доспехах: пластинчатая кольчуга закрывает тело всадника;

Шлем с бармицей

Густая бармица укрывает плечи

Наручи до локтей.

Витязь хорошо вооружен:

Колчан со стрелами

Тяжелый кистень для близкого боя

Копье для дальнего боя

Тяжелый миндалевидный щит много раз спасал своего хозяина

Конь под стать всаднику - сильный, выносливый, привыкший к бою. Скорее всего, это любимый конь витязя. Об этом говорит богатая сбруя коня.

Учитель: Какой миг запечатлел художник?

Ответы учащихся :

Всадник приостановился у камня только на несколько минут, чтобы прочесть надпись. Он продолжит свой путь вперед.

Учитель: Что говорит об этом?

Ответы учащихся :

Светлое небо, отблески света на снаряжении витязя и гриве коня.

Учитель: Художник создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, он выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.

Вот слова самого художника о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости: «Я хотел показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов. Мы- поэты, а без поэзии, без мечты нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди-витязи на распутье -никогда не бояться того, что сулит нам будущее».

Учитель: Что символизируют картины В. Васнецова?

Картины Васнецова рисуют национальные образы, полные глубоких человеческих чувств и переживаний. Они символизируют величие, храбрость, красоту и силу русского народа в лице Ильи Муромца.

Читает ученик:

Мощь духа русского раскрыл
Художник в этом полотне,
Богатыря изобразил
Верхом на вороном коне.

Конь оторвался от земли,
Поджаты ноги для прыжка.
Темнеет лес внизу вдали,
Клубятся рядом облака.

Вниз голова наклонена
У богатырского коня,
Фигура же напряжена.
Седок, поводья оброня,

Доверившись коню, назад
Глядит внимательно, готов
(Об этом говорит нам взгляд)
Он наповал сразить врагов.

Внизу родимая земля
Леса, пологие холмы,
Луга, широкие поля.
Он защитит их – знаем мы!

    Составление плана сочинения по одной из картин.

Запись на доске плана сочинения:

    Русские богатыри.

    Описание картины:

а) образ героя картины.

б) описание всадника и коня

Описание одежды

Описание сбруи

3. Композиция картины

Цветовая гамма

4. Чему учит картина.

    Домашнее задание

Написание черновика сочинения

Используемая литература:

    О.П.Баландина « Обучение сочинению по картине» 5-9 классы Издательство «Учитель», Волгоград 2012г., стр. 7-15.

    Ольга Глаголева «Святые воины русского православия» ЭКСМО, Москва, 2009г., стр. 148-155.

    Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» ,издательство «Белый город», Москва, 2006г., стр. 260-261,267

    Е.П.Борзова, А.В.Никонов «История мировой культуры в художественных памятниках» стр. 200-201.

    Интернет-ресурсы.

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г), поможет учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве художника, расширить представление учащихся 5-6 классов об историческом эпосе России, запечатленной в полотнах В. М. Васнецова, обогатить знания учащихся материалами православной культуры страны, ввести в пласт устной и письменной речи учащихся устаревшую лексику, воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому нашей страны.

Виктор Васнецов - талантливый художник, который написал огромное количество замечательных картин. Его по праву называют сказочным живописцем, так как большая часть его сюжетов - это иллюстрации к сказкам и былинам. Несмотря на то, что васнецовским полотнам уже много лет, но они по- прежнему удивляют и восхищают людей, а творчество самого художника радует и создает прекрасное ощущение и настроение.

В новую сказку можно окунуться, если взглянуть и потом внимательно рассмотреть одну из картин Виктора Михайловича с таким выразительным названием, как «Богатырский скок». Герой этой картины кажется не только каким-то воодушевленным, но живым и реальным человеком. Известно, что это прекрасное живописное полотно было создано в 1914 году, а все, конечно же, понимают, что это было за время.

Из курса истории можно вспомнить, что это было началом войны, которая начиналась медленно, но длилась долго. И, соответственно, никто не мог знать, чем же окончиться эта война. Но зато было понятно, что для того, чтобы победить, необходимо объединить весь народ России, ведь он обладает огромнейшей силой духа и воли, что позволит выстоять и победить.

Вот чтобы усилить в людях патриотизм, Виктор Васнецов и решил посвятить этой теме одну из своих картин. А для этого сюжета он выбрал и славного и героического защитника земли русской - богатыря. Видно, что могущественный и сильный богатырь, который уверенно сидит на коне, уже готов вступить в бой, чтобы защитить свою родную землю от неприятеля. У него есть все необходимое, чтобы быть защитником: лук, меч и стрелы. На одну из рук он приготовил щит, он необходим богатырю для того, чтобы защищать себя от врага. Но в этой же руке у него есть еще и кол, к которому заранее приделан наконечник из железа. Он нужен богатырю, чтобы нападать самому и уничтожать врага.

Левая рука богатыря тоже занята. Кнут помогает защитнику земли русской подстегивать коня, чтобы он быстрее мчался и смог опередить неприятеля. Вытянутые ноги коня показывают, что богатырь не стоит на месте, а лошадь несет его навстречу врагу, и вот скоро, наверное, начнется бой. Каждое движение лошади позволяет рассмотреть и доспехи защитника. Каждая деталь на них прорисована четко и подробно. А как только на них попадают прямые и яркие солнечные лучи, то они начинают сверкать и переливаться. Но крепкий всадник, несмотря на быструю езду, продолжает вглядываться вдаль, чтобы обнаружить быстрее неприятеля его наступление и уже во всеоружии встретить его. Пронзительный и живой взгляд героя картины словно смотрит далеко вперед.

Прекрасно на полотне Виктора Васнецова вырисована и лошадь, которая ничего не боится. Она быстро мчится, и ее красивая и длинная грива развивается на ветру. Ее окрас черный, поэтому она переливается, когда на ее шерсть попадает солнечный свет. Вид у богатырского коня ухоженный и свежий. Видно, что он окружен заботой и любовью своего хозяина.

Ноги у лошади не только быстрые, но и крепкие, так как в любом бою она должна помогать своему наезднику. А вид у всадника серьезный и суровый, и это создается при помощи густой темной бороды и усов, которые богатырь никогда не сбривал. Сразу видно, что и лошадь и всадник неразличимы, словно верные и добрые товарищи. Поэтому в любом сражении они помогают друг другу и выручают, и это помогает им побеждать.

Показывая мощь и силу своего героя, художник изобразил и остальной фон своей картины намного меньше. Так, на заднем плане живописного полотна виден темный и густой лес, который кажется совсем маленьким по сравнению с основной фигурой картины. И холм, и даже лес начинает окутываться какой-то странной и мутной дымкой. Светлое и ясное небо начинает постепенно затягиваться темные и страшными тучами, словно сама природа предвещает что-то нехорошее и опасное.

Кажется, что природа ждет неприятеля так же, как богатырь и его прекрасный конь. Она в грустном и печальном ожидании замерла. Вся природа меняется перед наступлением боя, но художник своей картиной старается поселить в людях веру в победу, так как такие сильные и мужественные богатыри всегда будут охранять прекрасную русскую землю.

И в этот предрассветный час былинный герой сможет отстоять право быть победителями. Никому еще не удавалось захватить русскую землю! Как только бой будет окончен, то выглянет солнышко и мгла рассеется. И снова будет ясный день, чистый и счастливый. И это позволит снова жить счастливо всем людям на родной земле художника. Картина великолепно отражает ее название.

Богатырь, мужественный и героический, и его смелый и отважный конь соединились в едином скачке. И этот богатырский скок великолепен. И хочется верить, что этот сказочный герой вот-вот оживет и чудо свершится. А людям, особенно в военное время, всегда хочется верить в чудеса и сказку.

Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о былинном герое по картине; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование : выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатырский скок».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)

— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.

(Дети отвечают, пользуясь своими записями.)

— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

— Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию.

(Дети составляют рассказ об Илье Муромце.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.

— Послушайте о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение обучающихся.)

Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского Духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ. Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

Вот что почувствовал я, рассматривая картину В.М. Васнецова «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?

Домашнее задание



Вверх