Значимые личностные качества любимых сказочных героев. Волшебные сказки Что такое сказочные герои в сказке

Сказка играет в жизни человека значительную роль. Это то, что он слышит одним из первых после рождения; она же сопровождает его на следующих этапах взросления. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Их глубокий философский смысл дает возможность по другому взглянуть на обычные вещи; понять принципы добра и зла; научиться верить в чудо и не забывать о собственной роли.

Нравственные ценности передаются через характерных персонажей, каждый из которых имеет свой народный прототип.

Заяц

Зайчик-побегайчик, зайчишка серенький, косой - как только не называют зверька в русских народных сказках. Его наделяют трусливым, но в то же время дружелюбным характером. Сказочный заяц обладает хитростью, ловкостью и изворотливостью. Яркий пример - сказка «Лиса и заяц», где маленький зверек из трусливого животного превращается в смекалистого героя, сумевшего обмануть даже злого волка и помочь своим друзьям.

В природе зайцы действительно обладают осторожными повадками, которые помогают им избегать зубов хищников. Эту особенность животного знали и наши предки.

Лиса

Хитрая, изворотливая, умная, коварная, злопамятная...Какими чертами только не наделяют лису в сказках. Она обманывает зверей, ищет всюду выгоду, не боится людей. Лиса дружит с сильными, но только для своей выгоды.

В образе животного воплощена хитрость. Народным прототипом можно считать нечестного, вороватого, но в то же время умного человека. Лису боятся, презирают и одновременно уважают. Об этом свидетельствует обращение к ней в сказках как Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка.

Волк

Волк в русских сказках воплощает злость. Он охотится на более слабых животных; не всегда поступает хитро. Недальновидностью волка пользуются другие персонажи. В сказке «Лисичка сестричка и серый волк» грозного хищника обманула рыжая плутовка, а в «Трех поросятах»

его смогли обвести вокруг пальца безобидные свинки.

Наши предки ассоциировали волка также со смертью. Ведь в природе этот хищник считается своеобразным санитаром леса, который охотиться на слабых и больных животных. А человеческим прототипом волка может считаться тот, кто слишком злой, жадный и мстительный.

Медведь

Сказочный медведь - это хозяин леса. Он сильный, грубый, неповоротливый и не совсем умный. Считается, что в образе медведя простой народ хотел показать помещиков. Поэтому в сказках это животное часто обманывают более слабые животные, с которым ассоциируются обычные люди.

В то же время, в сказках можно встретить и другой образ медведя: доброго, спокойного, честного и свободолюбивого. Достаточно вспомнить, как помог мишка заблудившейся девочке Маше в одноименном произведении.

Мужик (крестьянин)

Образ мужика в сказках имеет разное значение. В одних произведениях он выступает как олицетворение трудового народа: несколько простоват, все время работает, не мирится с несправедливостью богатых хозяев. С другой стороны, в мужике нашли воплощение такие черты, как мудрость и хитрость. Он трудолюбив, небогат, но намного хитрее и изворотливее помещиков и генералов.

Баба-Яга

Избушка на курьих ножках, черный кот, ступа и метла - главные атрибуты любой сказочной Бабы-Яги. Эта старушка одновременно и злая (чего только стоят ее угрозы), и добрая (помогает в трудных ситуациях). Она мудрая, волевая, целеустремленная. Может быть советчицей, а может и нести угрозу.

Образ Бабы-Яги в русских сказках - один из самых неоднозначных и спорных. Она олицетворяет матриархальные черты. У наших предков Баба-Яга была тесно связана с родом.

Кощей-Бессмертный

В сказках его образ можно увидеть в трех ипостасях: колдуна с особой силой, царя подземного мира и старика, который может быть мужем Змеихи или другом Бабы Яги. Обладает необычными способностями: превращает героев в животных и птиц. Победить его можно только благодаря определенным ритуалам (при помощи волшебного коня, палицы, сжигания). Несмотря на свое имя, он совсем не бессмертный, ведь его погибель находиться на кончике иглы (или, как вариант, в яйце), которые надежно спрятаны.

Народный прототип Кощея - властный, злой, хитрый и подлый человек, наделенный магическими свойствами.

Иван-дурак

Вопреки неоднозначному имени, Иван вовсе не является олицетворением глупости, даже если его и называют в произведении дураком. В сказках он является младшим из сыновей, который часто ничем не занимается, ленится, но многого достигает в жизни, благодаря хитрости и удачи. Это положительный герой, воплощающий черты того, чтобы людям хотелось иметь. Некая мечта, где без особых усилий, по воле случая, все удается: и богатым стать, и принцессу в жены взять. Наши предки в образе Ивана-Дурака хотели показать удачливого человека.

Иван-Царевич

В отличие от Ивана-Дурака, которому все достается просто и без усилий, Иван Царевич для достижения своей цели должен преодолеть много преград, показав свою силу, ум и умения. Царевичем он становится не только по факту рождения, о котором даже не догадывается, а по заслугам. Как и Иван-Дурак, он чаще всего является младшим из братьев, только царских кровей.

Кикимора

Кикимора в сказках может выступать в образе некрасивого существа неопределенного возраста (это и девушка, и старушка и даже мужчина). Является олицетворением нечистой силы. Она старается укрыться от людей, но живет вблизи жилых домов или на болоте. Ее задание - пакостить и пугать.

Мифологическое значение кикиморы у наших предков - человек, который ушел из жизни неправедным путем. Поэтому его душа не находит покоя.

Водяной

Водяной является хозяином воды. Это полустарик-полурыба. Живет возле мельниц, в омуте и полынье. Пугает людей и затаскивает их на дно; ломает мельницы и топит скот. Но водяного можно обмануть, победить хитростью.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №651

Проект

«Психологический анализ социальных ролей сказочных персонажей»

Выполнили: Баталова Людмила, 10 класс

Липаткина Людмила, 10 класс

Руководители: педагоги-психологи

Баева И.П.;

Нестерова О.С.

Москва 2014

Психологический анализ социальных ролей в сказках

Постановка проблемы:

Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок. Сказка, как и игра, является неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка, и она не только интересная, но и простая для детского понимания и восприятия, а также содержит определенный багаж норм и морали, который собирался по каплям годами и передавался из поколения в поколение. Сказка написана в понятной для ребенка форме. Главные герои сталкиваются с проблемами, подобными тем, что переживают реальные люди. На образах сказочных героев ребенку легче объяснить отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса или сильный, как медведь. В сказках изображаются определенные модели поведения, и в вымышленном мире ребенок получает своеобразный «первый» жизненных опыт. Следует отметить, что особенность сказки заключается в том, что она непременно завершается победой добра над злом, возвеличиванием «положительных» героев и высмеиванием «негативных». Влияние сказок на развитие личности ребенка подробно изучал американский психолог и психотерапевт Э.Берн, который доказал, что сказки, знакомые с детства, оказывают огромное влияние на выбор жизненной стратегии. Таким образом, ребенок, отождествляя себя с «хорошими», «успешными» персонажами, пытается подражать их поведению. В связи с этим нам стало интересно, какой сказочный герой, по мнению наших одноклассников, оказался бы самым успешным и приспособленным к жизни в современном мире, а, соответственно, является ориентиром для современных школьников.

Цель исследования:

Составление психологического портрета персонажа, являющегося ориентиром для подражания у современных школьников.

Задачи исследования:

    Составить перечень персонажей сказок и мультфильмов с краткими характеристиками явно выраженных личностных черт (см. приложение 1).

    Провести опрос среди учащихся 8-10 классов с помощью анкеты (см. приложение 2).

    Обработать полученные результаты, составить портрет.

Этапы исследования:

    Теоретический этап. Изучение особенностей личностных черт у персонажей сказок и мультфильмов, чтение, просмотр и обсуждение соответствующих сказок и мультфильмов.

    Исследовательский этап. Проведение опроса среди учащихся 8 – 10 классов.

    Заключительный этап. Выявление личностных характеристик, имеющих особую популярность у школьников.

Гипотеза исследования:

В современном мире актуальны следующие личностные характеристики:

Активная жизненная позиция;

Самостоятельность;

Ответственность.

Методы решения.

Перечень сказочных персонажей и персонажей мультипликационных фильмов с краткими характеристиками, составленный на основе сайтов:

Выводы.

При анализе результатов исследования наблюдалось, что небольшой процент и мальчиков и девочек выбирали героев противоположенного пола для описания собственного характера. Это соответствует современной действительности, где часто происходит смещение социальных ролей. Например, девушки водят машину, занимают высокие должности на работе, а мужчины могут заниматься домашним хозяйством. Если обратить внимание на графики №1 и № 2 (см. приложение 3) мы видим, что и у мальчиков и у девочек самый успешный герой – Дядя Федор, который отличается ответственностью и самостоятельностью. Но у девочек он абсолютный лидер, а у мальчиков, помимо Дяди Федора, также популярны Емеля и Карлсон, для которых личностными особенностями является веселый нрав, лень и надежда на случай. Из графиков №3 и №4 (см. приложение 4) мы видим, что мальчики ассоциируют себя с Дядей Федором, Карлсоном и Емелей, то есть, считают, что обладают такими качествами как ответственность, веселость и удачливость, что полностью соответствует портрету успешного персонажа в современном мире, ими же созданным. Это говорит о приспособленности к современной жизни и некотором нежелании ставить перед собой задачи для дальнейшего самосовершенствования – все и так хорошо! С девочками ситуация обстоит несколько иначе: они ассоциируют себя со следующими героинями – Мальвина, Золушка, Снежная Королева. То есть, считают, что являются воспитанными, исполнительными и спокойными. Следует отметить, что современный мир диктует иной портрет успешной девушки: деятельная, самостоятельная, собранная. Поэтому, в отличие от мальчиков, у девочек нет полного совпадения в образе успешной героини и себя. Из графиков № 5 и № 6 (см. приложение 5) мы видим, что при выполнении совместной деятельности мальчики хотели бы взаимодействовать не с самостоятельными (на примере Дядя Федора) и деятельными (Лиса Алиса) девочками – портрет успешной героини, а исполнительными (Золушка) и воспитанными (Мальвина), что соответствует реальным представлениям девочек о себе. Это можно объяснить тем, что собственный успех при выполнении совместной деятельности очень важен для мальчиков, и если такую деятельность будут выполнять два самостоятельных и деятельных человека, то в ней будет присутствовать дух соревнования, нередко переходящий в конфликт. При выполнении совместной деятельности девочки ценят в мальчиках ответственность (на примере Дяди Федора) и чувство юмора (на примере Карлсона). Важно отметить, что существует отличие в образах: мальчики успешному герою и себе добавляют удачливость (Емеля), а девочки хотели бы видеть их не удачливыми, а исполнительными (Золушка). По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что во все времена будут пользоваться популярностью такие качества, как ответственность, исполнительность, веселый нрав, ну, и конечно, чтобы он верил в удачу и чудеса, как в сказке, которую рассказывали нам наши родители!

Приложение 1

Характеристики сказочных и мультипликационных героев

Емеля:

Ленивый (к серьезным делам не приучен, приходится подолгу упрашивать выполнить любую, даже несложную работу), удачливый (поймал волшебную щуку, которая исполняла его желания), добрый (любит детей, зверушек жалеет – отпустил щуку), нет стремления к расширению своего образования.

Дядя Федор:

Самостоятельный, ответственный, серьезный (в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил). Любит родителей, но от них не зависит («Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать»), Трудолюбивый, дисциплинированный.

Карлсон:

Обаятельный, коммуникабельный (умеет находить общий язык с другими людьми), симпатичный, «самый лучший в мире выдумщик», считает себя специалистом во всех областях деятельности, хитрый (пользуется доверчивостью Малыша), имеет завышенную самооценку («Ведь я умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил»), но обидчивый (не уверен в себе).

Принц:

Статный, красивый, воспитанный, образованный, ответственный (держит слово). Имеет высокие требования к жизни, не способен действовать самостоятельно, инфантилен (имеет детские суждения).

Золушка:

Добрая, любит природу, готова прийти на помощь нуждающимся, трудолюбивая, скромная, терпеливая, мечтательная, удачливая.

Снежная Королева:

Уверена в себе, решительна, спокойна, владеет своим поведением и эмоциями, но холодна, эмоционально отстранена от окружающих, ее боятся.

Лиса Алиса:

Имеет активную жизненную позицию (деятель), основанную на личном опыте, умна, хитра, изворотлива, манипулятор, умеет максимально использовать свои возможности, не воспитана, обманывает ради достижения собственных целей.

Мальвина:

Имеет хорошее воспитание и постоянно воспитывает окружающих не всегда с их желанием (строга в выполнении всех требований по отношению к себе и к окружающим), не терпима к отличному от собственного образу жизни, но при этом добрая, заботливая.

Приложение 2

Анкета

Ф.И.________________________________________________класс____________________

    Как Вы думаете, кто из представленных персонажей лучше адаптируется к условиям современного мира? Опираясь на психологический портрет, выберите одного из героев.

    Выберите одного героя, на которого Вы больше всего похожи по характеру, учитывая психологические особенности персонажей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С кем из представленных героев противоположенного пола Вы хотели бы выполнять совместную деятельность (учиться, работать, дружить и т.д.)? Выберите и запишите его.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

График № 1. Успешный герой по мнению мальчиков.

График № 2. Успешный герой по мнению девочек.

Приложение 4

График № 3. С каким героем ассоциируют себя мальчики.

График № 4. С каким героем ассоциируют себя девочки.

Приложение 5

График № 5.С каким героем мальчики хотели бы выполнять совместную деятельность.

График № 6. С каким героем девочки хотели бы выполнять совместную деятельность.

Народная сказка - это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

Иван-дурак

Главный герой русских сказок - искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

Кстати, слово "дурак" в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

Богатырь

Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет "не по дням, а по часам". Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

Чудо-невеста

Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. "Бабой" в древности называли мать, старшую женщину в роду. "Яга" может быть связано с древнерусскими словами "ягать" ("громко кричать, ругаться") или "ягая" ("больная, злая").

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд "перепекания". На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского "кощей", что переводится как "невольник". Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского "костить" (ругать, вредить) или "кость". Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище "Горыныч" связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом "гореть".

Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч - собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

Силы природы

В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке "Буренушка" душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Жар-птица

Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.

Русские народные сказки – это значительный элемент национальной истории, через призму которого можно рассмотреть не только народ, как целостное образование, но и его отдельные стороны. Веру в добро и зло, справедливость, семейные устои, религиозные воззрения, осознание собственного места в окружающем мире. Русская народная сказка всегда несет в себе обучающий компонент, скрывая его под оболочкой легкого, незатейливого повествования.

Герои русских народных сказок – это собирательные образы наиболее типичных народных черт. Широта русской души, воспетый пословицами авось или дурак, богатеющий думками – все находит отражение в фольклорных повествованиях. Какую бы сказку мы ни взяли, кругом сокрыт глубинный смысл. Нередко, под личиной неуклюжего косолапого медведя, доверчивого зайца или хитрой лисицы можно увидеть пороки человеческого характера, гораздо отчетливее, чем это было бы заметно во «взрослых» повествованиях.

Ведь не даром же говорят – сказка ложь, да в ней намек…

Герои животные в русских народных сказках тесно связаны с представлениями о мире древних славян. Близкое соседство с естественной средой, обширными лесами и долинами полноводных рек, поселило в сказках типичных представителей окружающего ландшафта – лисиц, медведей, волков, зайцев. Крупный и мелкий рогатый скот, также нередко выступает в роли сказочных персонажей. Особенно в тех случаях, когда подчеркивается культ домашнего очага, благоденствия, семейности (например, в сказке Крошечка-Хаврошечка ). Почитается и домашняя птица (Курочка Ряба ), и мелкие грызуны (Мышка Норушка ).

Важно помнить, что умение не просто слушать, а слышать и понимать то, что сокрыто в русских народных сказках , также ценно, как и, к примеру, понимание иностранного языка. Сами по себе слова-символы не имеют значения. Гораздо важнее, какую глубину они в себе хранят. И, раз уж сохранились, пережили смутные и сытые времена сказочные предания, значит они и в самом деле кладезь народных знаний.

Список героев русских народных сказок

1. Баба ЯГА

Злая баба в мифологии славянских народов. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.

В различных сказках образ Бабы Яги носит различную эмоциональную окраску. Иногда она противостоит главному герою; в некоторых случаях поддерживает, наставляет его; реже — сама выступает против зла.

Баба Яга — очень древний мифологический образ. Он позволяет иначе взглянуть на быт и философию наших предков.

Сказки про Бабу Ягу:

2.Василиса Прекрасная

Собирательный идеализированный образ женского начала в сказках. Сочетает ум – житейскую мудрость и красоту. Считается дочерью Морского Царя , и достается главному герою в награду за победу над злом. Другие наименования: Елена Премудрая, Василиса Премудрая, Марья Искусница, Марья Моревна. Часто меняет образы, перевоплощаясь в животных.

Василиса — очень древний славянский образ, идеализирующий женское начало. Внимательно прочитывая сказочные сюжеты, можно узнать много нового о древних общественных институтах, взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.

Сказки про Василису Прекрасную (Премудрую):

3. Водяной

Повелитель водной стихии в представлении славянских народов. Причем, в противовес Морскому Царю , владычествует над стоячими, затхлыми водами: омутами, болотами, полыньями. Обычно изображается в виде старика с рыбьими чертами, длинной косматой бородой, облаченного в тину.

Предания о Водяном очень разнообразны. Он могуществен и, несмотря на свой скверный нрав, благоволит пчеловодам. Не трогает он и рыбаков, готовых разделить с ним свой улов. А вот некрещеных или тех, кто забыл осенить себя крестным знамением перед купанием ни за что не жалеет.

Сказка про водяного:

4. Жар-Птица

Огненная птица; обычно – объект поиска главного героя сказки . Ее нельзя взять голыми руками. Пение Жар-Птицы исцеляет больных, возвращает молодость, отгоняет печали. Способна давать своему обладателю несметные богатства.

5. Змей Горыныч

Мифический дракон в славянской мифологии. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых . В сказках выступает как отрицательный персонаж, неотъемлемое звено равновесия сил добра и зла.

6. Иван-дурак

Комичный персонаж в русских народных сказках. Это собирательный образ беднейшего крестьянского сословия — неграмотного, бесхитростного и до безобразия простого в житейских делах. Именно за эти качества Ивану-дураку и воздается по заслугам. В этом образе немаловажную роль играет и поздний христианский культурный слой.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)

7. Иван-царевич

Герой русских народных сказок. В большинстве сюжетов – положительный персонаж. Наименование «царевич» указывает скорее на царственность намерений и поступков, нежели на реальный титул. Обычно по сюжету выполняет непростое задание за которое получает вознаграждение.

8. Колобок

Главный герой одноименной русской народной сказки; скатанный шарик из теста, символ довольства и сытости русского народа . Для его приготовления используется ограниченное количество ингредиентов, но несмотря на это, Колобок получается румяным и аппетитным. В этом сокрыта главная мораль сказки . Правда в итоге, за свою самонадеянность, Колобка настигает расплата.

Но, все равно, подчеркивается – Хлеб всему голова.

9. Кот Баюн

Наделенное волшебной силой мифическое существо. Как правило, отрицательный герой . Обладает огромными размерами и способностью говорить человеческим голосом. «Баюн» означает говорун. Своими рассказами – сказками, кот может насмерть заболтать собеседника. Однако для того, кто сумеет приручить его или получить в качестве трофея, кот подарит вечное здоровье, молодость и силу.

10. Кощей (Кащей) Бессмертный

Тощий, сморщенный старик . Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой. Например, дуб, под ним пещера, там сундук, в сундуке — шкатулка, в шкатулке — яйцо, в яйце – игла . В мифологии славян охраняет проход в Царство Мертвых. Вступает в союз со Змеем Горынычем.
По сюжету сказки, нередко похищает невесту главного героя.

11. Курочка Ряба

Волшебная курица из одноименной сказки. Несет золотые яйца . Олицетворяет особую роль домашних животных в крестьянском хозяйстве. Рассудительна и мудра. Показывает, что не всегда золото может быть важнее обыкновенного яйца , которое используется в пищу.

12. Леший

Хозяин леса, бесплотное или телесное существо . Способен менять облик. Перевоплощается в животных, деревья, карликов, великанов и даже принимает вид знакомых людей. Леший нейтрален . И в зависимости от своего отношения к герою, становится то добрым, то злым персонажем. Умеет эмитировать все звуки леса. Нередко приближение Лешего угадывают в шелесте листвы в безветренную погоду.

13. Лихо

Живое воплощение нелегкой человеческой доли , судьбы. Обычно предстает в образе одноглазого безобразного чудовища со слюнявой зубастой пастью. Прообразом Лиха в славянской мифологии являются греческие мифы об одноглазом Циклопе.

14. Мороз

Морозко, Дед Мороз. Это седобородый старец в длинной меховой шубе с посохом в руках. Является покровителем холода . Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Обычно справедлив. Одаривает подарками тех, кто ему нравится. Помогает в трудных ситуациях и наказывает тех, кто этого заслуживает. Ездит на больших санях, запряженных тройкой лошадей.

(В западной традиции – Санта Клаус, ездит на санях с оленями ).

15. Морской Царь

Повелитель всех земных вод. Обладает несметными богатствами , оставшимися после затонувших в разные исторические эпохи кораблей. Живет Царь в огромном дворце в самой глубине моря. Его окружают морские девы , которые способны увлекать за собой моряков и просто случайно гуляющих по берегу мужчин. Царю подвластны шторма. Он по своей воле топит корабли.

16. Снегурочка

Внучка Деда Мороза. В славянской мифологии упоминается, как девочка, сделанная из снега . В зимний период Снегурочка веселится и ведет себя, как самый обыкновенный ребенок. А как только пригреет солнышко – тает, превращаясь в облачко до следующей Зимы.

Зима лето пугает, да всё равно тает.

17. Солдат

Герой русских сказок, лишенный всякой сверхъестественной силы. Является олицетворением простого русского народа . Как правило, после окончания службы, попадает в трудные ситуации, из которых ему помогают выбраться магические существа и предметы .

Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.

18. Царевна-Несмеяна

Царская дочка , которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства .

Смех - не грех, коль приятен для всех.

19. Царевна-Лягушка

Обычно, под обликом Царевны-Лягушки скрывается Василиса Премудрая . Она вынуждена находиться в теле земноводного до той поры, пока ее не освободит главный герой. Обладает магическими способностями и житейской мудростью.

20. Чудо-Юдо

Необыкновенный сказочный персонаж, обитатель морей и океанов . Не несет ярко выраженной эмоциональной окраски (не добро и не зло ). Обычно воспринимается, как чудесная рыбина.

Бахметов Егор

Исследовательская работа ученика 2 класса Бахметова Егора "Значимые личностные качества любимых сказочных героев, которое он провел в своем классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка - это ценный материал

для работы со сценариями жизни.

Введение

В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их.

Поэтому, начиная со школьного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в школе является СКАЗКА . И того, чтобы узнать, какие человеческие качества ценятся нашими одноклассниками, мы решили провести небольшое исследование на тему «Значимые личностные качества любимых сказочных героев».

Гипотеза: Предполагаем, что у современных детей популярность сказок не снизилась и для них ценны личностные качества любимых сказочных героев.

Объект исследования: сказочные герои.

Предмет исследования: личностные качества любимых сказочных героев.

Цель исследования: выявление личностных качеств, при которых сказочные герои являются эффективным средством формирования нравственных представлений детей школьного возраста.

Исходя из цели исследования, мы определили

Задачи:

1. Изучить сущность использования сказки как средства нравственного воспитания.

2. Провести диагностику нравственных представлений детей нашего класса.

3. Обработать и проанализировать материалы исследования.

4. Сделать выводы из нашего исследования.

Методы исследования:

· Изучение и анализ литературы.

· Анкетирование одноклассников, с целью выявления любимых сказок и сказочных героев.

· Беседы с одноклассниками по сказкам.

· Мини - сочинения одноклассников, посвященные сказочным героям.

· Рисунки любимых героев.

1.СКАЗКА – ценный материал

1.1 Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в независимости. В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в силе. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости.

Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, образных выражений, диалогов, песенок, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести. Сказка развивает эстетическое чувство.

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Мы встречаем их в программе, дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие. Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные взаимоотношения людей, что отметил М.А. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».

Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Народные делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

А) Сказки о животных.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то похожи на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке.

Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Б) Волшебные сказки.

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям нравится волшебная сказка. Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра. В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

В) Бытовые сказки.

В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение при формировании нравственных представлений школьников, поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию школьников, так как они передают народную мудрость.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

М.А.Горький рассказывает, как под влиянием русских народных сказок, воплотивших в себе народную мудрость в его детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.

«Сердце замирает у ребенка, - писал В.А. Сухомлинский, - когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину».

1.2 Поиск различных толкований сказок - занятие очень интересное.

Родители, читающие сказки своим детям, обсуждающие с ними прочитанное, часто сталкиваются с одним вопросом. Правильно ли сами родители понимают и истолковывают сказки? Ведь в сказке может быть какой-нибудь потайной смысл, о значении которого они даже не догадываются.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку.

Поиски разнообразных толкований сказок яв ляется очень интересным занятием. Благодаря тому, что вы поймете скрытый смысл той или иной сказки, вы сможете легче подобрать сказки для ребенка вашего возраста. Каждая сказка должна соответствовать возрасту ребенка, эмоциональному состоянию и интересам. Но не стоит рассказывать ему все секреты о толковании сказок. Лучше подождать, пока ваш ребенок подрастет и начнет понимать все оттенки смысла.

2. Изучение личностных качеств любимых сказочных героев.

2.1 Исследовательская работа проводилась на базе 2 «В» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» с 15 января по 31 января 2013 года.

Респонденты 2 «В» класса (14 мальчиков и 10 девочек) опрашивались о любимых ими сказках. Предметом исследования выступали идеалы младших школьников, выявляемые посредством анализа данных о предпочитаемых в данном возрасте сказках, любимых героях и качествах героев. Мы полагаем, что сказочный герой может стать примером для подражания, идеалом ребенка, так как если ребенок предпочитает определенного персонажа, значит, он обладает определенными качествами, чертами, которые нравятся ребенку, и, возможно, в которых он хотел бы быть на него похожим.

Значимые личностные качества сказочных героев приведены в таблице № 1 (см. приложение), из которой следует, что самым значимым качеством для учащихся 2 класса является «ВЕСЕЛЫЙ». Это качество выбрали 7 респондентов, из которых 4 мальчика и 3 девочки. На втором месте «СМЕЛОСТЬ» 6 респондентов, 3 мальчика и 3 девочки. «ДОБРЫЙ» и «КРАСИВЫЙ» выбрали 5 респондентов, в основном девочки. «ХОРОШИЙ ДРУГ» и «УМНЫЙ» по 4 выбора каждый, 2 мальчика и 2 девочки. Мальчики сделали по три выбора в пользу «НАХОДЧИВЫЙ», «ХРАБРЫЙ», «ОТВАЖНЫЙ». Такое качество как «ФАНТАЗЕР» выбрали 2 мальчика и 1 девочка.

«ЛОВКИЙ», «ДОВЕРЧИВЫЙ» и «ХИТРЫЙ» по 2 выбора, в основном мальчики.

По одному выбору набрали такие качества как «МИЛЫЙ», «ТРУДОЛЮБИВЫЙ», «ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ», «ЧЕСТНЫЙ», «РЕШИТЕЛЬНЫЙ» и «ОЗОРНОЙ».

Хотелось бы отметить, что личностные качества имеют разное значение для мальчиков и девочек. Девочки больше ценят доброту и красоту. Мальчики же выбирают храбрость, смелость, находчивость, чувство юмора, отвагу и ценят хорошего друга.

Результаты таблицы наглядно демонстрирует график (см. приложение), на котором отмечено количество выборов того или иного личностного качества отдельно для девочек и мальчиков.

2.2 Наглядный материал, а именно рисунки любимых героев, мы исследовали с точки зрения предпочтительности выбора. На основе этого мы составили таблицу 2 (см. приложение), в которой наглядно видно, какого сказочного героя предпочитают мальчики и девочки. Анализируя, можно сделать вывод, мальчики предпочитают Колобка и Кота в сапогах, девочки же любят Золушку и Снежную королеву.

Образ, представленный в рисунках отображает личностные качества любимых сказочных героев. Мальчики изображают Колобка и Кота в сапогах смелым и решительным, девочки же Золушку и Снежную королеву красивыми и милыми.

Заключение

Проведенный анализ ответов респондентов на вопросы о любимой сказке и сказочном герое позволяет сделать вывод о том, что у современного поколения детей популярность сказок не снизилась.

Такие сказки как «Золушка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Снежная королева» любимы детьми, а значит, ценности и образцы поведения героев, которые они несут в себе, идеалы, на формирование которых они влияют, сохраняются.

В ответах респондентов на вопрос о качествах любимых героев обнаружены большие половые различия. Современные девочки младшего школьного возраста чаще всего указывали следующие качества: добрая, милая, красивая. При этом такие качества как смелость, ум, находчивость, отвага наиболее значимы для мальчиков.

Также в ответах респондентов на дополнительные вопросы о том, почему «хотели бы быть похожими» и «почему нравится данный герой», содержались очень разные по характеру качества. Для более детального анализа ответов мы разделили их на две группы качеств: внутренние качества (личностные) и внешние характеристики (физические, поведенческие). Содержательный анализ списков таких качеств выявляет ценностные ориентации детей. Эти данные представлены в таблице №3.

Надеемся, что результаты этого и подобных исследований дадут возможность

родителям, педагогам и воспитателям взглянуть на идеалы современных младших

школьников с точки зрения того, что для них является ценным и значимым, ориентиром в отношениях с окружающей жизнью и примером для подражания.

Литература

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие /

В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008.

5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.:

Издательство «Институт практической психологии», 1997.

6. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей

у детей дошкольного возраста / А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. –2010. – № 6 [Электронный ресурс]

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя / Л.С Выготский. [Электронный ресурс] – М.: Просвещение, 1991.

8. Дикман, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. /

Х. Дикман; Пер. с англ. Г.Л. Дроздецкой; Под ред. В.В. Зеленского; Предисл. Б.Беттельхейм. [Электронный ресурс] – СПб.: Академический Проект, 2000.

Приложение

Таблица № 1

Личностные качества любимых сказочных героев.

(количественный выбор)

Личностные качества

Мальчики

Девочки

Всего выборов

храбрый

находчивый

веселый

отважный

хороший друг

смелый

ловкий

добрый

доверчивый

хитрый

красивый

милый

умный

трудолюбивый

дружелюбный

фантазер

предприимчивый

честный

решительный

озорной

Таблица №2

Выбор сказочных героев,

Представленных в наглядном материале.

№ П/П

ФИ респондента

Сказочный герой

Акст Денис

Колобок

Андрес Вальтер

Зайчик

Бахметов Егор

Кот в сапогах

Бойко Руслан

Винни Пух

Бойко Юля

Колобок

Вахненко Никита

Кот в сапогах

Вильгельм Наташа

Колобок

Гайдук Илья

Колобок

Глушко Юля

Дюймовочка

Захарова Катя

Золушка

Евсейченко Данил

Колобок

Консевич Варвара

Бель

Кохно Вероника

Снежная королева

Крапивин Андрей

Барон Мюнхгаузен

Кущ Максим

Колобок

Митрофанова Вика

Буратино

Петров Дима

Золотая рыбка

Потапов Данил

Буратино

Тимкив Даша

Винни Пух и Пятачок

Тыртышная Валерия

Колобок

Хоменко Евгений

Чебурашка

Шефер Даша

Кот в сапогах

Шмидт Витя

Мудрый старик

Яковлев Андрей

Буратино

Таблица № 3

Внутренние качества и внешние характеристики,

выделенные респондентами у любимых героев.

График

Выборы значимых личностных качеств сказочных героев

респондентами 2 «В» класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Мини-сочинения учащихся 2 «В» класса

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Этого сказочного героя зовут Винни Пух. Он дружит с Пятачком. Он любит мед и дружит с Кроликом. Винни Пух смелый, ловкий, хороший.

Бойко Руслан

Мне нравится Золотая рыбка, потому что она исполнила желания старика, она красивая и носит золотую корону.

Петров Дима

Мой любимый сказочный герой – Колобок. С раннего детства я полюбила эту сказку. Колобок веселый, добрый и доверчивый. Когда дедушка набрал муки в амбаре, а бабушка испекла Колобок и положила его остывать на подоконник, он не захотел лежать, а спрыгнул и покатился. Вот тут-то и начались его приключения. Он встречал зверей и пел им свою веселую песенку про себя и как ушел из дома. Но ему не повезло, он встретил хитрую Лису, которая его обманула и съела. Мне жалко Колобка.

Вильгельм Наташа

Мне нравится Снежная королева, потому что она красивая. А еще мне ее жалко, у нее холодное сердце и она одинокая. Ее богатства изо льда не доставляют ей радости. Она сердится на людей из-за того, что они счастливые.

Кохно Вероника

Колобок храбрый и находчивый, веселый, добрый и отважный. Мне он нравится.

Акст Денис

Я люблю Колобка, потому что он всегда улыбается и всегда всему рад. Хитрый он, хотя Лису обмануть не смог.

Гайдук Илья

Мне нравится Бель, потому что она очень красивая, самоуверенная, умная, помогает другим, очень красиво танцует.

Консевич Варвара

Мне очень нравятся герои сказки «Колобок». Колобок предприимчивый, сам идет добывать счастье себе и родителям. С честью выходит из сложных ситуаций. Никого по дороге не обижает, чужого не берет. Он честный, верит в свои силы, но ему не повезло. Лиса коварно и подло обманула доверие Колобка. Сказка поучительная и полезная.

Тыртышная Валерия

Мне нравится Пятачок, потому что он хороший друг, смелый, мужественный, фантазер, отзывчивый, розовый и маленький.

Тимкив Даша

Мне нравится Кот в сапогах, потому что он озорной, веселый, решительный и отзывчивый.

Шефер Даша

Я люблю Золушку за то, что она милая, красивая. Никогда ни кому не отказывает в помощи. А еще она веселая и трудолюбивая. Очень хорошая девушка. Умная и она принцесса.

Захарова Катя

Я люблю Дюймовочку за то, что она добрая, помогла Ласточке. И она красивая.

Глушко Юля

Колобок дружелюбный, помогает своим друзьям и хорошо поет свою песенку.

Евсейченко Данил

Мне нравится Чебурашка, потому что он добрый, хороший, всегда прейдет на помощь, т.е. настоящий и верный друг.

Хоменко Евгений

Мне нравится Кот в сапогах, потому что он храбрый и никогда не сдается. Всегда выкручивается из переделок.

Бахметов Егор

Этого героя зовут Колобок. Это моя любимая сказка. Он веселый, мудрый, смелый, красивый и добрый. Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел, а от Лисы не смог.

Бойко Юля

Я люблю сказку про Буратино. Он веселый, смелый, добрый. У него много хороших друзей. Они играют в кукольном театре, и у них много приключений.

Митрофанова Вика

Кот в сапогах – поразительно смышленый, ловкий.

Вахненко Никита

Буратино веселый, жизнерадостный, добрый, смелый.

Потапов Данил

Мудрый старик – всем помогает и много знает.

Шмидт Витя


Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………………………………………3

  1. Сказка – ценный материал.
  1. О чем говорит сказка...............................………………………………………….4-6

1.2 Толкование сказок……………………………………………………………………………..6-7

  1. Изучение личностных качеств любимых сказочных героев

2.1 Анализ сочинений……………………..…………………………………………………………7

2.2 Анализ рисунков……………………………………………………………………………….7-8

Заключение……………………………………………………….………………………………………….8

Литература…………………………………………………………………..………………………………..9

Приложение…………………………………………………………………………………………………10

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



Вверх