Основоположник русской педагогической психологии. Михаил иванович глинка – классик русской музыки Основоположником русской

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент

Дата:

Время:

Место :

Участники (класс): 3 класс

Целевой компонент урока

Тема урока:

Цель: создать условия для ознакомления учеников 3 «б» класса с творчеством композитора Михаила Ивановича Глинки и его оперой «Руслан и Людмила»

Задачи:

Воспитательные:

    Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 3 «б» класса через знакомство с Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки;

    Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки .

Образовательные:

    Формирование знаний о жизни и творчестве основоположника русской классической музыки М.И.Глинки;

    Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к Рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;

    Разучить песню «Ты соловушка умолкни», повторить песню «Колокольчик мой хрустальный», совершенствовать вокально - хоровые навыки (навык хорового пения, чёткой дикции).

Развивающие:

    Развитие ассоциативного мышления школьников;

    Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты :

Ученик научится:

    проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Михаила Ивановича Глинки;

    проявлять личностное отношение при восприятии музыки Михаила Ивановича Глинки;

    проявлять интерес к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

    получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

Ученик научится:

    овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Коммуникативные УУД :

Ученик научится:

    сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

    продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

    слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

    определять и формулировать тему и цель урока;

    определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Михаила Ивановича Глинки;

    в процессе рефлексии проводить самооценку.

Тип урока : урокприобретения новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, групповые;

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Классическая начальная школа». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Рабочая тетрадь: В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.

Оборудование и оформление:

Учебник:

Рабочая тетрадь: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Классическая начальная школа»).

Музыкальный материал: М. И. Глинка РондаФарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская : слушание Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка;

Музыкально-исполнительская: песня «Ты соловушка умолкни », «Колокольчик мой хрустальный»;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

    Анализ УМК «Классическая начальная школа»;

    Анализ программы по музыке «Классическая начальная школа»;

    Определение цели и задач урока;

    Определение структуры урока;

    Подбор методической литературы и музыкального материала;

    Оформление доски;

    Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Классическая начальная школа»;

    Подготовка презентации;

    Подготовка музыкальных произведений;

    Подготовка материала для творчества;

    Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

    Организация начала урока: 3 мин

    1. Приветствие: 1 мин

      Проверка готовности: 1 мин.

      Мотивация к учебной деятельности: 1 мин.

    Актуализация знаний: 2 мин.

    Открытие новых знаний: 28 мин.

    Слушание: 11 мин.

    Беседа по слушанию: 8 мин.

    Музыкально-исполнительская : 2 мин.

    Творческое задание :5 мин.

    Рефлексия: 3 мин.

    Итог урока: 1 мин.

    Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1.Приветствие:

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Татьяна Валерьевна. Нам с вами предстоит очень интересная работа. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора и основоположника русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинка.

2.Проверка готовности:

У: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3.Мотивация к учебной деятельности:

У: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

II. Актуализация знаний:

У: О чём вы говорили на прошлом уроке;

Д: Об опере «Руслан и Людмила»

У: На основе какого литературного произведения написана эта опера?

Д: На основе поэмы «Руслан и Людмила»

У: Ребята, кто помнит сюжет этой поэмы?

Д: Я!

У: Прекрасно! Перескажи, пожалуйста!

Д: Государь Владимир устраивает пир в честь свадьбы его дочери – Людмилы. Все радуются свадьбе, кроме трех витязей, которые хотели бы быть на месте жениха Руслана. Праздник заканчивается. Государь дает новобрачным благословение и их отводят в покои, в которых позже похищают Людмилу.

Отец, узнав о пропаже дочери, отправляет витязей на её поиски и обещает ее руку и сердце, и полцарства в подарок. Рогдай, Фарлаф, Ратмир и Руслан отправляются на поиски Людмилы. Витязи прибывают к распутью, и каждый решает поехать в свою сторону.

Руслан поехал отдельно, перед собой он замечает пещеру, в которой он находит старика. Старик сообщает, что Людмила похищена Черномором. И перед спасением ему предстоит пройти не мало трудностей, необходимо найти, где обитает Черномор и убить его.

Рогдай решает избавится от главного противника, но путает его с Фарлафом, вскоре поняв, что он ошибается уходит на поиски Руслана. На пути встречает дряхлую старуху, которая указывает ему путь к его врагу. А старая женщина помогает подняться Фарлафу, убеждает его, что Людмила не станет его женой и отправляет домой. Фарлаф ее слушает.

Тем временем Руслан бьется с Рогдаем не на жизнь, а на смерть. Руслан побеждает, а противник находит свою смерть в реке.Руслан, продолжая свой путь, бесстрашно сокрушает встретившуюся ему фантастическую голову великана и овладевает чудесным мечом,который поразит Черномора.

Затем Руслан находит Черномора и вступает с ним в бой и волшебным мечом отсекает ему бороду, в которой таилась вся его сила.

Однако радость Руслана преждевременна, он не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном и решил отвести ее в Киев.

По пути в Киев Фарлаф нападает на Руслана, убивает его и забирает спящую Людмилу. По призыву Ратмира появляется Фин и исцеляет Руслана, рассказывает ему, все, что произошло и дает кольцо, которое пробудит Людмилу. Руслан отправляется на поиски Людмилы. Въехав в Киев, он идет в терем, где подле Людмилы были князь и Фарлаф. Увидя Руслана, Фарлаф падает на колени, а Руслан стремится к Людмиле и, коснувшись кольцом ее лица, пробуждает ее. Счастливые князь, Людмила и Руслан прощают Фарлафа, признавшегося во всем, а лишенного волшебной силы Черномора принимают во дворец.

У: Молодцы! Ребята, а кто автор этой поэмы?

Д: А. С. Пушкин

У: Верно! Что вам еще запомнилось из прошлого урока?

Д: Мы слушали увертюру к опере «Руслан и Людмила»

У: Что такое опера?

Д: Опера - вокально-театральный жанр музыки.

У: Верно! А почему его называют вокально-театральным?

Д: Потому что, оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным.

У: Какие вы молодцы! Ребята, а что такое увертюра? Кто-нибудь знает?

Д: Увертюра - это небольшое оркестровое вступление, создающее общее настроение всей оперы.

У: Хорошо! Вспомните, кто является автором увертюры, которую вы слушали на прошлом уроке? Вспомнить поможет вам портрет, который представлен на доске!

Д: Это М. И. Глинка

У: Верно!

III. Открытие новых знаний.

У: Что вы знаете о М. И. Глинке?

Д: Он автор основоположник русской классической музыки.

У: Замечательно! А что еще вы знаете об этом композиторе?

Д: У него замечательная музыка.

У: А с какими произведениями М.И.Глинки вы знакомы?

Д: «Камаринская» симфоническая сюита, опера «Руслан и Людмила», романс «Жаворонок».

У: Молодцы! Итак, ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с жизнью и творчеством этого великого композитора. Тема нашего сегодняшнего урока: «Михаил Иванович Глинка. Основоположник русской классической музыки».

    Вступительное слово учителя

У: М. И. Глинка является первым композитором поднявшим русскую музыку на мировой уровень. Р одился он 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Детство Глинки прошло в деревне, поэтому ему зачастую приходилось слышать народные песни.

Воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после ее смерти.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки.

Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке.

    Работа с учебником

У: Ребята, отройте учебник на странице 72. Сейчас мы с вами познакомимся с героем оперы «Руслан и Людмила», с Фарлафом. И послушаем в его исполнении рондо. Кто знает, что такое Рондо?

Д:

У: Рондо с французского переводится – круг (круг потому что основная тема трусливого Фарлафа повторяется несколько раз). Ребята, сейчас мы с вами прослушаем Рондо Фарлафа, после чего вы мне скажете какой у этого героя характер?

    Слушание Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка

Беседа после прослушивания:

У: Какие чувства возникли у вас при прослушивании?

Д: величие, возвышенность, восторг, радость, живость.

У: Какой же характер имеет Фарлаф?

Д: Трусливый и хвастливый!

У: Какие слова вам помогли понять, что он хвастливый ?

Д: О радость! Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг !

У: Верно! Каким тембром голоса обладает Фарлаф?

Д: Басом

У: Ребята, что из себя представляет бас?

Д: Бас – это самый низкий мужской голос.

У: Молодцы! Вы очень хорошо меня слушали и правильно ответили на мои вопросы.

    Исполнительство – разучивание песни: «Ты соловушка умолкни»

У: Ребята, а теперь мы с Вами должны разучить новую песню «Ты соловушка умолкни», послушайте её и скажите о чём поётся в песне? (слушание песни)

У: Итак, о чем поется в этой песне?

Д:

У: Как вы думаете это народная песня или ее написал автор?

Д: Народная; Написал автор

У: Эту песню написал М. И. Глинка. Так как его детство прошло в деревне он часто слышал народные песни, именно поэтому ему удалось написать прекрасную песню данного жанра.

У: Ребята, посмотрите внимательно в текст песни, может быть вам встретились незнакомые слова?

Д : Что значит «звонкие трели»?

У:....................

Д: Что значит «не дает услады»?

У: Это значит не дает спокойствия…Итак, всем все понятно?

Д: Да!

У: Приступаем к разучиванию песни. Я буду говорить вам слова по строчкам, а вы повторять за мной.

Ты, соловушка, умолкни,

Песен петь не надо,

Ты не шли мне звонких трелей

На заре из сада.

Твоих песен сладкозвучных

Я не в силах слушать:

Сердце сразу замирает,

Тяжесть давит душу.

Ты лети к счастливым людям,

Тем, что веселятся, –

Они песнею твоею

Будут забавляться.

Мне же песня давит душу,

Не дает услады...

Ты, соловушка родимый,

Мне не пой, не надо!

У: Молодцы! А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова. (исполнение песни)

У: Отлично!

    Исполнительство – повторение песни: «Колокольчик мой Хрустальный»

У: Ребята, а сейчас вы будете выходить к доске по три человека и петь песню «Колокольчик мой хрустальный» на оценку, но перед мы ее повторим. (исполнение песни со словами)

В тумане утреннем седом

Скрыт от людей волшебный дом,

В нем колокольчиков содом:

Динь-дон, динь-дон,

Динь-дон, динь-дон. Динь-дон!

Туда нелегок переход,

Но там мечта моя живет.

И неспроста меня зовет

Волшебный этот звон.

Припев:

Колокольчик мой хрустальный,

То веселый, то печальный,

Динь-дон, динь-дон -

Слышу твой волшебный зов:

Динь-дон, динь-дон!

Пускай на сердце тяжело,

И над Добром смеется Зло,

В том доме ты найдешь тепло -

Поверь, поверь,

Поверь, поверь. Поверь!

И пусть вокруг седой туман

Колдует, словно злой шаман,

Но колокольчик-талисман

Открыть поможет дверь!

Мне говорят со всех сторон:

Волшебный дом - лишь только сон,

И потому хрустальный звон

Забудь, забудь,

Забудь, забудь. Забудь!

Но без мечты нельзя прожить!

Сумей ее в душе хранить,

Тогда любви святая нить

К Добру укажет путь!

У: Хорошо! А сейчас по три человека выходим к доске и поем по одному столбцу.

У: Вы все молодцы!

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили на уроке?

Д: О Михаиле Ивановиче Глинке

У: Кем являлся М. И. Глинка?

Д: Основоположником русской классической музыки

У: Как называлась тема нашего урока?

Д: «Михаил Иванович Глинка. Основоположник русской классической музыки»

У: Какое произведение мы сегодня с вами слушали?

Д: Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

У: Ребята, как вы поняли, что такое Рондо?

Д: Рондо – это главная тема, которая повторяется, а между ней есть эпизоды.

У: Верно! А какую песню мы сегодня с вами разучили?

Д: «Ты соловушка умолкни»

У: Кто является автором этой песни?

Д: М. И. Глинка

У: Молодцы!

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

V. Домашнее задание:

У: Вашим домашним заданием будет нарисовать то, каким вы представляете Фарлафа.

У: Ребята спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

1. УМК «Классическая начальная школа»: учебник, рабочая тетрадь: В.В.Алеев и Т.Н.Кичак.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Приложение:

1. План-конспект урока музыки;

2. М. И. Глинка РондаФарлафа из оперы«Руслан и Людмила», формат mp3;

3. М. И. Глинка «Ты соловушка умолкни», формат mp3;

4. «Колокольчик мой хрустальный», формат mp 3;

Кто является основоположником русской классической музыки Вы узнаете в этой статьи.

Кто является основоположником классической музыки?

– это русский композитор, который является основоположником классической русской музыкальной школы.

Интересно, что родился первый русский классик за границей. Здесь и становилось его музыкальное образование – он обучался игре на фортепиано, инструментовке, вокалу и композиции в странах Германии и Италии.

Также за границей у Михаила Глинки сложилось музыкальное представление о национальной музыке. Он составил несколько музыкальные тем, а они позже вошли в оперу под названием «Жизнь за Царя».

В русском варианте «Жизнь за Царя» имеет другое название — «Иван Сусанин». Опера была поставлена 27 ноября 1836 года и вписана навсегда в историю культуры России. Произведение Глинки подвело итог в развитии музыкального театра, и открыла новые горизонты и вершины искусства музыки в России. С этой даты постановки начинается отсчет славы русской оперы.

Русская симфоническая классическая музыка как абсолютно самостоятельное явление тоже начинается с Михаила Глинки. Его также считают и отцом русского классического романса.

Глинка в своей опере гармонично соединил общечеловеческое и европейское начало. Получив прекрасное образование за границей, он удачно комбинирует глубокие русские страницы с величавыми картинами Польши в опере «Жизнь за Царя», великолепными экзотическими восточными номерами в «Руслан и Людмила», и яркими испанскими увертюрами для симфонического оркестра. Его музыкальные работы прекрасно отражают колорит тех мест, где любил бывать Глинка Италии, Польши, Испании, Кавказа и Финляндии.

Краткая биография

Ушинский Константин Дмитриевич появился на свет в 1824 году в Туле. Вырос в дворянской семье. Когда скончалась его мама, тогда ему исполнилось одиннадцать лет, и трепетные воспоминания о жизни с ней он пронес сквозь всю свою жизнь. Позднее он передал женщинам и матерям ответственную и почётную должность воспитания детей.

Константин учился в Тульской гимназии. С юных лет он выделялся среди сверстников ясным разумом и крепкой волей, устойчивой верой в свои собственные силы и упорством справляться с препятствиями.

В 1840 году он поступил в Московский университет. В процессе учебы он прекрасно себя зарекомендовал, его считали отличным другом многие студенты. К тому же он стал давать частные уроки.

Окончив университет в 1844 году с отличием, его пригласили в качестве профессора в Демидовский лицей в городе Ярославль. Там он приобрел большую популярность среди студентов и преподавателей. Ушинский был учтив с каждым, легко и просто доносил сложную информацию. Через шесть лет он решает уйти с профессорской должности из лицея по личным соображениям.

С 1852 года Константин Дмитриевич начал посвящать свое время изучению иностранных языков и заниматься литературой.

В 1855 году ему предложили быть преподавателем предмета «Словесность и законоведение» Гатчинского института. Проработав там несколько месяцев, он становится инспектором в этом заведении. Как-то Ушинский обнаружил 2 огромных шкафа, в которых находилось полное собрание всех изданий педагогической литературы. Эта коллекция поменяла принципы Ушинского, связанные с воспитанием и обучением.

В 1859 году Константин Дмитриевич получает должность инспектора в Смольном институте. В те времена образование считали бесполезным для женщин, однако, он поддерживал противоположную позицию, понимая значительную роль женщин для семьи и общества. Его лекции получили огромное признание, все студенты, их родители и родственники, чиновники и учителя приходили на лекции, чтобы услышать новый взгляд профессора.

Замечание 1

С того времени К. Д. Ушинский стал популярным во всех городах России, его воспринимали как одаренного педагога – новатора. Тогда ему даже предложили письменно выразить свое представление о воспитании и развитии наследника престола.

Именно тогда появилась на свет его книжка «Детский мир». Она быстро стала применяться во многих учебных заведениях, популярность ее выросла, и в тот же год книга была выпущена трижды.

Несмотря на то, что известность Ушинского росла, в то же время недоброжелатели начали сочинять доносы с ложными обвинениями. Константин Дмитриевич писал ответы на эти доносы несколько суток, он очень переживал из-за этих оскорблений и очень серьезно заболел.

Вскоре состоялась поездка в Гейдельберг, он познакомился со знаменитым доктором Пироговым. Он восстанавливает свое здоровье и крепнет духом, продолжая свою научную работу. В ту пору он не занимает никаких официальных должностей.

В 1870 году он стал чувствовать себя не очень хорошо и решил отправиться в Крым, для восстановления пошатнувшегося здоровья. Там, в школе, он случайно встретил применение на практике своего учебника, который назывался «Родное слово».

Во время последних лет жизни Ушинский перенес очень трудные времена – смерть своего сына и сложная болезнь, подкосившая его здоровье. В конце 1870 года он умирает.

Вклад в систему образования

Влияние К. Д. Ушинского распространяется далеко за рамки педагогики и школьной программы.

В ту эпоху в Российских школах зачастую присутствовали бессердечие и зубрёжка, поэтому школьные годы были для большинства детей очень нелёгким периодом. Собственно, благодаря идеям Ушинского русская школа переменилась – в ней стало появляться человечное отношение ко всем ученикам, а также уважение к каждому ребёнку.

Заслуги

  • В наше время ежегодно проходят литературные чтения, посвященные имени Ушинского;
  • В 1946 году учредили медаль К. Д. Ушинского, для отличившихся учителей и педагогов;
  • Издано полное собрание сочинений Ушинского в 11 томах;
  • В городе Ярославль названа улица в честь его имени;
  • Также в Ярославле педагогический университет назван его именем.

Замечание 2

Константин Дмитриевич Ушинский считается народным педагогом, подобно тому как, Ломоносова называют народным ученым, Суворова – народным полководцем, Пушкина – народным поэтом, а Глинку – народным композитором.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА – КЛАССИК РУССКОЙ МУЗЫКИ

Пьянова Яна

класс 6 специализации «Теория музыки», МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Заиграева Валентина Афанасьевна

научный руководитель, преподаватель теоретических дисциплин МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Введение

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень, показал русскую жизнь во всех её проявлениях. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души – в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости, и эпиграфом к ней можно было бы поставить знаменитые пушкинские строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Глинка серьезно относился к профессиональной стороне. Цельность, стройность формы; ясность, точность музыкального языка; продуманность малейших деталей, равновесие чувства и разума. Глинка – самый классический, строгий и честный, среди всех композиторов XIX века.

В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам – опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим сочинениям. Его музыкальный язык, впитав в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.

Стиль Михаила Ивановича Глинки

1. Мелодика характеризуется ярко-выраженной распевностью. Она обладает особой плавностью, сцепленностью, берущая своё начало в русских народных песнях

3. Ярким признаком национального стиля служит у композитора техника интервального и мелодического развития, связанная с принципом вариантности

4. Своеобразный подход Глинки к музыкальной форме в крупных размерах: в методах симфонического развития он впервые мастерски осуществил, характерную для русской классической школы, синтез сонатности и вариационности, пронизывая сонатную форму вариационным развитием.

Основоположник русской классической школы

Русская музыкальная классика родилась именно в произведениях Глинки: операх, романсах, симфонических произведениях. Эпоха Глинки в русской музыке приходиться на дворянский период освободительного движения в России. Свою историческую роль зачинателя нового классического периода русской музыки Глинка выполнил, прежде всего, как художник, впитывающий передовые идеи декабристской эпохи. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» – слова Глинки об идеи народности в его творчестве.

Широкое распространение русской музыки на мировом уровне началось именно с творчества Глинки: заграничные поездки, знакомства с музыкантами других стран.

В 1844 году в Париже с успехом прошли концерты Глинки. С патриотической гордостью Глинка писал о них: «Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России».

Рисунок 1. М.И. Глинка

Творчество Глинки обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. Однако его творчество не принадлежало ни к классицизму, не к романтизму, а лишь заимствовало некие черты. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре её поняли и оценили по достоинству. Основу авторского стиля Глинки составляют:

· С одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм;

· С другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза.

Путем настойчивых исканий Глинка пришел к созданию национального стиля и языка классической музыки, явившихся фундаментом её будущего развития.

Творческие принципы Глинки

· впервые представляет народ многогранно, не только с комической стороны, как в XVIII веке (народ в «Иван Сусанин»)

· объединение общего и частного начал в образной сфере (воплащает общую идею в конкретных образах)

· обращение к истокам народного творчества (былина «Руслан и Людмила»)

· использование цитат («Камаринская», «Иван Сусанин», «Вниз по матушке, по Волге…»)

· сочинение в народном стиле («Разгуляемся»)

· ладовая основа русских народных песен (хор гребцов из «Ивана Сусанин»)

· плагальность

· использование обрядовых сцен (свадебные сцены из опер)

· аккапельная подача музыки («Родина моя»)

· вариантный метод развития мелодики (от русской народной песни)

Основным творческим принципом Глинки было дать возможность последующим поколениям русских композиторов равняться на его творчество, обогатившее национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.

Словами П.И. Чайковского о «Камаринской» М.И. Глинки можно выразить значение творчества композитора в целом: «Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде»

Типы симфонизма Глинки

Симфонические произведения Глинки немногочисленны. Почти все они в жанре одночастных увертюр или фантазий. Историческая роль этих произведений очень значительна. В «Камаринской», «Вальс-фантазии» и испанских увертюрах – оригинальны новые принципы симфонического развития, которые и послужили основой для развития симфонизма. По художественному значению они могут стоять с монументальными симфониями последователей Глинки в одном ряду.

Симфоническое творчество Глинки составляет сравнительно небольшую по объему, но исключительно ценную и важную по значению часть его наследия. Наибольший интерес его симфонических произведений представляют «Камаринская», испанские увертюры и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии «Князь Холмский»

Музыка Глинки обозначила следущие пути русского симфонизма:

· Национально-жанровый

· Лирико-эпический

· Драматический

· Лирико-психологический

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию». Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающий внутренний мир.

Рисунок 2. «Вальс-фантазия»

Драматический симфонизм в зарубежной музыке традиционно связан с именем Л. Бетховена, а в русской музыке наиболее яркое развитие он получает в творчестве П.И. Чайковского.

Оркестровое письмо Глинки

Высокими достоинствами отличается оркестровка Глинки, основанная на тщательно разработанных и глубоко продуманных принципах.

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детских лет любил оркестр, предпочитая оркестровую музыку всякой другой. Оркестровое письмо Глинки, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатсвом красок. Мастер оркестрового колорита – он сделал ценнейший вклад в мировую симфоническую музыку. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке. Например, в увертюре к опере «Руслан и Людмила» и в его симфонических пьесах. Так, «Вальс-фантазия» для оркестра – первый классический образец русского симфонического вальса; «Испанские увертюры» – «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» – положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыки. В скерцо для оркестра «Камаринская» синтезированы богатство русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Специфика письма Глинки – глубокая оригинальность. Он расширил возможности медной группы, особые колористические нюансы создаются путем применения дополнительных инструментов (арфы, фортепиано, колокольчика) и богатейшей группы ударных.

Рисунок 3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Романсы в творчестве Глинки

На протяжении всего своего творческого пути Глинка обращался к романсам. Это был в своём роде дневник, в котором композитор описывал личные переживания, томления разлуки, ревность, грусть, разочарование и восторг.

Глинка оставил после себя свыше 70-ти романсов, в которых он описывал не только любовные переживания, но и портреты различных лиц, пейзажи, сцены жизни и картины далеких времен. В романсах присутствовали не только интимные лирические чувства, но и те, которые являются общезначимыми и понятными для всех.

Романсы Глинки разделены на ранний и зрелый период творчества, охватывающие вообщем 32 года, от первого романса до последнего.

Романсы Глинки не всегда мелодичны, иногда они содержат речетативные и изобразительные интонации. Фортепианная партия в зрелых романсах – рисует фон действия, дает характеристику основных образов. В вокальных партиях Глинка полностью открывает возможности голоса и полное овладение им.

Романс – как музыка сердца и исполняться он должен изнутри, в полной гармонии с собой и окружающим миром.

Богатства жанров глинковских романсов не может не поражать: эллегия, серенада, также в форме бытовых танцов – вальса, мазурки и польки.

По форме Романсы также различны: и простая куплетная, и трехчастная, и рондо, и сложная, так называемая сквозная форма.

Глинка писал романсф на стихи более 20-ти поэтов, сохраняя единство своего стиля. Более всего обществу запомнились романсы Глинки на стихи А. С. Пушкина. Так точно передать глубину мысли, светлое настроение и ясность – не удавалось еще никому и не удасться еще долгие годы!

Заключение

Михаил Иванович Глинка сыграл особую роль в истории русской культуры:

· в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;

· русская музыка была замечена и оценена не только в России, но и за её пределами

· именно Глинка придал общезначимое содержание идее русского национального самовыражения.

Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми тайнами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в её сокровенные уголки и поведать о них миру.

Неисчерпаемость глинкинских традиций тем сильнее, чем больше отдаляет нас время от благородной личности великого русского художника, от его творческого подвига, его исканий. Еще ждут своих новых прочтений гениальные оперы Глинки; еще ждет оперная сцена новых, прекрасных певцов глинкинской школы; еще предстоит большое будущее в развитии заложенной им камерной вокальной традиции – источника высокого и чистого артистизма. Давно ушедшее в область классики, искусство Глинки всегда современно. Оно живет для нас, как источник вечного обновления. Гармонично слились в нем, правда и красота, трезвая мудрость и смелость творческих дерзаний. И если суждено было Глинке открыть «новый период в истории музыки», то этот период и ныне далек от своего завершения.

Список литературы:

  1. Глинка М.И. К 100-летию со дня смерти / под ред. Е.М. Гордеевой. – М., 1958.
  2. Глинка М.И. Исследования и материалы / под ред. А.В. Оссовского. – Л.-М., 1950.
  3. Глинка М.И. Сборник материалов и статей / под ред. Т.Н. Ливановой. – М.-Л., 1950.
  4. Левашёва О. М.И. Глинка / О. Левашёва. – М., 1987, 1988.
  5. Ливанова Т. М.И. Глинка / Т. Ливанова, В. Протопопов. – М., 1988.
  6. Памяти Глинки. Исследования и материалы. – М., 1958.
  7. Серов А.Н. Статьи о Глинке / А.Н. Серов // Избранные статьи: в 2 т. / А.Н. Серов. – М.-Л., 1950 – 1957.
  8. Стасов В. М.И. Глинка / В. Стасов // Избр. соч.: в 3 т. / В. Стасов. – М., 1952. – Т. 1. – М., 1952.

Это не вполне точно — первые русские картины на темы истории появились задолго до Лосенко. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. В 1761—1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого.

Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. А замечательная мозаика Ломоносова, не понятая и не оцененная современниками, была в буквальном смысле слова похищена у истории русского искусства. В течение почти полутора столетий она оставалась никому не известной и не оказала поэтому никакого влияния на развитие исторической живописи в России.



Роль основоположника, таким образом, действительно должна быть признана за Лосенко. С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи.

У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко — «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773).

Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком.

Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Лосенко не дал воинам, в сущности, никакой характеристики: перед нами выступают бородатые академические натурщики с типично русскими лицами, облаченные в античные доспехи. Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора.

Идею картины воплощают только главные персонажи. Влияние классического театра сказывается в решении основных образов не менее явственно, чем в композиции. Лосенко не стремится дать своим героям углубленную психологическую характеристику; носителями экспрессии являются только поза и жест. Гектор, как декламирующий актер, в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои.

Но, при всей своей искусственности и нарочитости, образ Гектора обладает подлинной силой художественного выражения. Он убедителен, потому что в своей условности он последователен и целен. Трагическим пафосом отмечены не только поза и жест героя, но и весь его облик, благородный и мужественный, в котором воплощен классический идеал мужской красоты. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг.

Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». И если в образной структуре картины, в ее содержании и характеристике действующих лиц художник далеко отошел от своего первоисточника, то в отдельных частностях, во внешних и бытовых деталях он стоит еще дальше от гомеровских описаний.

Характерно, что в картине Лосенко Гектор, как европейский монарх, окружен оруженосцами и пажами, о которых нет и речи в поэме. Историзм картины условен и фантастичен. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Но формы архитектуры, характер одежд и вооружения в картине Лосенко воспроизводят даже не древнегреческие, а случайные, большей частью позднеримские образцы и изобилуют самыми неожиданными анахронизмами. Вполне очевидно, что вопрос об археологической достоверности изображения вовсе не занимал художника.

Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Решающую роль играла принципиальная установка, исключающая подлинный историзм. Живописцы XVIII века не искали исторической правды, потому что их целью было не воссоздание прошлого, а лишь воплощение той или иной отвлеченной идеи. История становилась как бы средством иносказания.

Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750—1770-х годов.
Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой»

Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII—первой трети XIX века. Непосредственное влияние творческой системы Лосенко продолжало сказываться до тех пор, пока, уже в тридцатых и сороковых годах XIX века, Карл Брюллов и Александр Иванов не вывели историческую живопись на новые пути.



Вверх