Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Доклад: Нации и межнациональные отношения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Открытый урок на тему:

«Нации и межнациональные отношения»

Провела учитель

истории и обществознания

Крылова Л.В.

Мичуринск - 2016

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Эпиграф к уроку: « Если я чем - то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

(Антуан де Сент – Экзюпери)

Цель : продолжить работу по формированию знаний учащих­ся о нациях, межнациональных отношениях в обществе,

Формирование умения использовать полученные знания на практике,

Воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям

другой национальности.

Учащиеся должны знать, что:

1) в структуре общества важное место занимают общности,
объединяющие людей по национальному признаку;

    исторический путь каждого народа объясняет возникновение
    национальных традиций и обычаев;

    обострение межнациональных отношений бывает из-за тер­риторий, социально-экономических условий и т. д.;

    каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен
    чувствовать себя равноправным гражданином;

    разжигание национальной розни запрещено законом.

Учащиеся должны понимать, что такое: этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.

Учащиеся должны уметь:

    объяснять смысл основных понятий;

    называть различные причины национальных конфликтов;

    определять значение национальных традиций;

    находить пути предотвращения национальных конфликтов.

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Проверка домашнего задания.

I . Тест.

1) Социальная группа - это:

а) любая совокупность людей, имеющая какой- либо социально значимый признак (пол, возраст, профессия, власть и др.);

б) группа, представляющая собой определенный социальный
стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оценивае­мый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведе­ние или будущее.

2) Что из перечисленного попадает под определение социаль­ной группы?

а) класс; б) социальный слой, в) семья; г) всё перечисленное выше.

3) К какому понятию относится следующее определение: «по­ложение личности, занимаемое в обществе в соответствии с воз­растом, полом, происхождением, семейным положением?

а) «престиж», б) «социальный статус»; в) «авторитет».

4) Что является признаками предписанного статуса?

а) Национальность, квалификация;

б) социальное происхождение, национальность;

в) образование, квалификация.

5) Как называется поведение, которое ожидают от человек данного социального статуса?

а) достигаемый статус; б) престиж; в) социальная роль.

6) Пианистка К. получила на конкурсе молодых исполнителей почётную грамоту. Это пример:

а) социального статуса,

б) социальной роли,

в) социальной санкции.

7) Продолжите предложение.

Статус ученика школы предполагает…

II . Изучение нового материала.

    Этнические общности.

    Причины межнациональных конфликтов.

    Пути разрешения межнациональных конфликтов.

4. Межнациональные отношения в современном обществе.

Слово учителя.

Помимо классов, сословий и других групп, социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности людей.

В курсах истории мы рассматривали такие исторически сложившиеся формы общности людей.

Какая историческая общность объединяла людей в первобытном обществе?

На основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый язык, возникает территориальная и культурная общность и образуется….

Какая же историческая общность объединяет людей на этом этапе? (Народность)

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных племён и народностей в результате их соединения, «перемешивания».

Нация - историческая общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального характера.

Эти исторические общности в науке принято называть этническим.

Этнические общности

/ \ \

племя народность нация.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200.

Какой вывод можно сделать из приведённых данных?

(Большинство народов проживает в многонациональных государствах).

Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А.С. Пушкин.

Но, к сожалению, в современном мире мы видим множество межнациональных конфликтов. В этом понятии слово «конфликт» нам уже знакомо. Давайте вспомним, что оно означает.

(«Конфликт» - столкновение, межнациональный – между представителями разных национальностей).

Межнациональный конфликт – споры, столкновения, возникшие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.

В чём причина конфликтов на национальной почве?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам познакомиться с материалом учебника

Причины межнациональных конфликтов.

(появляются после того, как учащиеся называют данную причину)

1. Территориальные споры .

Из истории мы знаем, что в разные её периоды происходило передвижение

каких- то народов, завоевание, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Менялись и неоднократно границы. В настоящий момент, когда возникает территориальный спор, доказать что- либо очень трудно, а попытка силой решить этот вопрос ведёт к немыслимым бедствиям.

2. Неравенство социально- экономических условий.

Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - всё это становиться источником недовольства, порождает конфликтную ситуацию.

3. Ущемление прав по национальному и религиозному признаку.

Если в государстве вводятся ограничения на использование языка того народа, который является меньшинством, если преследуется национальная религия, то отношения в обществе становятся напряжёнными.

4. Национальные предрассудки, низкая культура.

Некоторые люди верят, что есть «плохие» и «хорошие» национальности. Их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности.

Насколько сильны национальные предрассудки среди подростков нашей школы мы решили выяснить, проведя анкетирование по теме межнациональных отношений в 8-9 классах.

Анкета.

1.Имеет ли для вас значение, к какой национальности вы принадлежите?

2. Влияет ли цвет кожи и национальность на интеллектуальные и моральные

качества человека?

3. Есть ли у тебя друзья других национальностей?

4. Готов ли ты помочь в беде человеку другой национальности?

5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришёл твой друг,

национальность которого отличается от твоей?

6. Надо ли обсуждать тему межнациональных отношений.

Анализ анкетирования показал, что:

1.Большая часть опрошеных гордится своей национальностью.

2. Для основной части учащихся интеллектуальные и моральные качества человека не зависят от национальности.

3. Чуть больше половины учащихся имеют друзей среди представителей другой национальности.

4. Подавляющее большинство ребят готовы помочь в беде человеку другой национальности.

5. 80% родителей относятся положительно к дружбе их ребёнка с человеком иной национальности.

6. 75% учащихся считают, что в межнациональных отношениях не всё так хорошо, как хотелось.

Вы, ребята, должны понимать, что в современном мире многонациональны не только государства, но и города, сёла. Коллективы с многонациональным составом в наши дни стали нормой не только на земле, но и в космическом пространстве.

Исторически наше государство складывалось как сообщество разных народов, культур и религий.

Ещё писатель Алексей Степанович Хомяков во второй половине 19 века отмечал:

«Русский смотрит на все народы, замежёванные в бесконечных равнинах Северного царства, как на братьев своих. Лихой казак Кавказа берёт жену из аула чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке, и Россия называет своею славою и радостью негра Ганнибала».

А в 20 веке поэт и драматург Юлий Кирсанович Ким (его отец- кореец, а дед по материнской линии- из Калужской области) писал(читает ученик):

…Отчасти я вполне чистопороден,

Всесвятский, из калужских христиан,

Но по отцу - чучмек я, инородец,

И должен убираться в свой Пхеньян.

Куда же мне, по- вашему закону?

Мой край теперь отчасти только мой.

Пойти на Волгу, побродить по Пскову

Имею право лишь одной ногой?

Во мне кошмар национальной розни.

С утра я слышу брань своих кровей:

Одна кричит, что я кацап безмозглый,

Другая - почему- то, что еврей.

…А мой язык, любимый и привычный,

Его питал полвека этот край.

Так русский он иль русскоязычный?

Какая общая мысль объединяет высказывание Хомякова и стихотворение Кима? Какую особенность межнациональных отношений в нашей стране они раскрывают? (Межнациональные браки)

От смешанных браков рождаются дети, которые соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков, которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов. Любые претензии на «чистокровность» есть обман, путь в тупик, причём тупик кровавый, о чём говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Как же предотвратить национальные конфликты?

При решении межнациональных конфликтов необходимо со­блюдение гуманистических принципов политики в области нацио­нальных отношений:

Отказ от насилия и принуждения,

Мирное урегулирование спорных проблем;

Поиск согласия;

Равенство наций и народов;

Признания прав и свобод человека важнейшей ценностью.

Эти гуманистические принципы нашли отражение в Конституции Российской Федерации

Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в Конституции России?

Ребята, вам было дано задание: в Конституции РФ в главе 2 и 3 найти статьи, которые регулируют национальные отношения.

Какие это статьи? (ст.19,26,29,68,69). Прокомментируйте их.

Статья 19 .

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

    Каждый вправе определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлеж­ности.

    Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и твор­чества.

Статья 29

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 68.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право
на сохранение родного языка, создание условий для его изуче­ния и развития.

Статья 69.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочис­ленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Наше государство многое делает для того, чтобы каждый человек, к какой бы нации он не относился, чувствовал себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, имел возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Но многое зависит и от каждого отдельного человека, от нас с вами. Необходимо проявлять уважение, терпение к людям другой национальности, их верованиям, обычаям, сочувствие к беженцам, мигрантам, большинство из них не от хорошей жизни покинули родные места. Нам нужно учиться жить в согласии в этом многообразном мире.

В заключении мне хотелось бы напомнить вам слова Антуан де Сент- Экзюпери: « Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Его слова - не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. В наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжали наши традиции, но и восхищались нашим умением прощать, творить добро и быть терпимым друг к другу.

Домашнее задание: § 25, сформулировать правила взаимоотношений между людьми разных национальностей.

Подведение итогов урока.

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Признаки нации:

  • общности территории;
  • общность языка;
  • общность экономической жизни;
  • общие черты психического склада;
  • национальное самосознание.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Россия - многонациональное государство. Нерусское население составляет около 18% и включает, по оценкам авторов программы микропереписи 1994 г, представителей более 170 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 1,5 - 2 раза больше этнических общностей. По своему национально-государственному устройству Российская Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Российской Федерации 32 имеют статус национально-территориальных, для которых "коренными" являются более 40 этносов. Около 7% населения, включающего около 130 этносов и этнических групп, не имеют национально-территориальных образований в России.

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами. Межнациональные отношения - материя особо тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм возникает как реакция этноса на деструктивный действия внешней среды. Как политический принцип национализм формировался в процессах образования государств, распада империй. На современном этапе национализм многих этнических общностей — своего рода ответная реакция на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.

Причины межнациональных конфликтов:

  1. территориальные споры;
  2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;
  3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;
  4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
  5. стремление народов к созданию собственной государственности.

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

  1. отказ от насилия и принуждения;
  2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
  3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
  4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

  1. территориальными спорами;
  2. исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
  3. политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
  4. попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
  5. стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

  1. отказа от насилия и принуждения;
  2. поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
  3. признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
  4. готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопросы и задания к документу

Из Конституции Российской Федерации.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?

Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ». Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное - сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей. Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.

В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение. Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах - этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться. Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» - этнический.

Вопрос 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Толерантность - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей и организаций, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются, не одобряются и даже могут являться вредоносными для всех.

Толерантность в межнациональных отношениях - это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.

Вопрос 3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм. В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.

Вопрос 4. В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Мультикультурализм - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопрос 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)

Вопрос 6. В чём опасность национализма?

Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида - истребления целых групп населения по национальному признаку.

Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.

Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.

Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.

Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

На данном уроке мы рассмотрим понятия «нация», «этнос» и «межнациональные отношения». Мы поговорим о межнациональных конфликтах, которые существуют в разных странах мира, о том, как непросто людям самоидентифицироваться в этом мире. Для нас эта тема очень важна, так как Россия - многонациональное государство, которое стремится не допустить ущемления ни одного этноса в своём составе.

Тема: Социальная сфера

Урок: Нации и межнациональные отношения

Из курса географии вы наверняка усвоили термин «этнос», который является синонимом понятию «народ». Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Если вы рассматривали этническую карту Земли, то могли составить для себя определённое представление о распределении этносов. При этом этническая карта весьма условна: смотря на карту, вы понимаете, что на определённой территории живут русские, на другой - американцы и т. д. Но ведь мир далеко не так однозначен. Даже наше государство является многонациональным, то есть в нём проживают не только русские, но и другие этносы. В целом, понятие «этнос», как и вся группа понятий, относящих человека к той или иной культурной общности, довольно неоднозначно. Вопросы эти действительно сложны, в них просто ошибиться, а последствия ошибки в идентификации человека могут быть крайне серьёзными, в том числе, для всего социума, в целом.

Задумывались ли вы над вопросом, почему народ мы называем немцами, а живут они в Германии? Это далеко не тривиальный вопрос, ответ на него не так уж прост. Существует такая считалочка: «Немец-перец-колбаса, купил лошадь без хвоста», которая известна ещё с XVII века, но жива до сих пор. На первый взгляд непонятно, откуда взялись эти слова. Дело в том, что немцами на Руси называли вообще всех иностранцев. Когда впервые, ещё при царе Михаиле Фёдоровиче Романове, в Россию начали приезжать иностранцы, они селились слободками. Среди них были представители разных народов: голландцы, шотландцы, французы, но большинство составляли германцы. Россияне эти слободки называли немецкими по причине того, что там жили люди «немые», не умеющие объясняться на русском языке. Слово «немой» в нашем языке до сих пор имеет несколько значений. С одной стороны, немой - это человек, который не может разговаривать, а с другой, не мой - это человек, не принадлежащий к моему обществу, чужой.

В действительности же этот народ, безусловно, называется германским, и говорить нужно о германском языке, а не о немецком. Но так устроены люди: мы любим проводить чёткую грань между нашим и не нашим. Поэтому, соответственно, если мы не понимаем культуру другого человека, принадлежащего к другому народу, он становится для нас немым. Древние латиняне называли все окружающие их народы варварами;они считали, что варвар - это человек, который не говорит на латинском языке, а лишь бормочет что-то, соответственно, его традиции не стоит изучать, его культура примитивна.

Но современный мир даёт нам совершенно иные образцы поведения. Мы не можем относиться к другим людям, как к варварам или как к немым. Все люди на Земле равны и близки друг другу, потому что мы живём сообща, а, значит, чужих в нашем мире быть не может.

Опасность таится в том, что наша самоидентификация, наше самоопределение, ответ на вопрос: «Кто я?» - это довольно сложный процесс. Не все люди вполне уверены в том, к какой национальности и этносу они относятся. С одной стороны, можно сказать, что человек - русский, так как это записано по его же просьбе у него в паспорте, но кто же он в действительности - это совсем другой вопрос. В действительности он человек, который себя кем-то ощущает. Каждый человек принадлежит к той или иной культуре, считает какой-то язык родным для себя. Исходя из этой очень сложной палитры, которая имеет много составляющих, и складывается народ.

В данной связи возникает проблема. В современном обществе мы живём крайне перемешанно, а не узкими локальными группами. В древности это было вполне возможно, люди жили очагово, то есть существовали племена людей, близких по всем характеристикам, которые мы оговорили: близость языка, культурная близость, физиологическая близость. Эти люди действительно являлись некой народной общностью и жили сплочённо, все, кто жил вне зоны их обитания, были соседствующими народами. Племя - это совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. На тот момент людям легко удавалось сохранять культурную самобытность, такая чёткая самоидентификация шла только на пользу, так как формировала преданность своему племени или общине. Всё-таки человек - существо биосоциальное, без общества мы немыслимы. Но вот современный мир стал очень запутанным, он весь локален, мы уже не можем сказать, «где заканчивается наше племя и начинается соседнее». И в современном мире нам нужно всем научиться жить сообща, хоть учиться всегда действительно очень сложно.

Кто-то из вас, возможно, читал произведение Киплинга «Маугли», во всяком случае, вы точно знаете, о чём идёт речь в этом произведении. А речь идёт о мальчике, который был воспитан стаей волков. Между прочим, в истории человечества были случаи, когда в некие сообщества животных попадали ещё совсем маленькие дети, и животные воспитывали этого ребёнка, как своего. Возникает вопрос: а кто по национальности дети-маугли? Поскольку Маугли родился в семье людей, которые принадлежали к некоторой культурной и национальной общности, по идее, он тоже должен быть представителем какого-то народа. В силу определённых жизненных обстоятельств он оказался среди волков, но он же остался человеком. В конце книги Маугли возвращается к людям, но кто же он? Внешне Маугли похож на представителя народов Индии, но по натуре это волчонок, потому что всё-таки нас всех определяет окружение.

Если вы родились в семье русских, но всю жизнь жили в США или Канаде и восприняли американскую культуру как свою собственную, то вряд ли вас можно считать русским. Вы жарите индейку на День Благодарения и пускаете фейерверки на День Независимости США, вы стали настоящим американцем. Вы не станете русским благодаря русской фамилии, ведь привычки у вас, как у типичного американца.

То же самое произойдёт с человеком, который в силу каких-то обстоятельств на длительный период оказался в России. По паспорту он может быть португальцем, индусом, финном, кем угодно, но если этот человек вырос в этой культурной среде, то, скорее всего, он станет тем, кем хочет его видеть его окружение. Поэтому когда мы говорим о межнациональных отношениях, мы должны, прежде всего, говорить о межкультурных отношениях. Чем больше мы знаем о культуре соседствующего народа, тем проще нам общаться. Люди становятся тем, кто они есть, воспринимая достижения среды, в которой они живут. А если эти люди ещё и делают добро, то совсем неважно, какой они национальности.

Когда человечество жило очагами, то есть в моноэтническом мире, особых проблем с самоидентификацией не возникало. Да, люди коммуницировали, но понимали, что в чужом сообществе другой устав и другие порядки. Но сейчас все наши «племена» объединились, появились межнациональные отношения. Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Нужно научиться понимать людей, которые живут рядом с нами, и в то же время нужно требовать, чтобы люди, которые живут рядом с нами, научились понимать нас. Только так общество станет крепким и сплочённым, будет лишено проблем межнационального взаимодействия, которые сейчас в мире не так уж и редки.

Когда мы говорим о том, что в России межнациональные проблемы имеют серьёзный характер, это не значит, что РФ - единственная страна в мире, которая столкнулась с отсутствием взаимопонимания между этносами на своей территории. Такие проблемы есть практически везде, в каждой стране мира. Даже если мы посмотрим на вполне благополучную с точки зрения межэтнического диалога Европу, то обнаружим, что довольно много стран имеют межэтнические проблемы. Эти проблемы, как правило, вписываются в понятие «сепаратизм». Сепаратизм - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Например, Франция очень долгие годы борется с корсиканским сепаратизмом: на острове Корсика достаточно давно действует террористическая организация, которая борется за независимость этого острова от Франции. Аналогичные проявления сепаратизма наблюдаются в Испании, где народ басков борется за собственную независимость опять-таки при помощи террористических актов. Снято очень много фильмов и написано много книг о борьбе Великобритании с ИРА - Ирландской республиканской армией, что также является ярчайшим примером межнационального конфликта. Если мы посмотрим на Северную Америку, то выяснится, что в Канаде есть франкоязычная часть, а есть англоязычная часть, и именно провинция Квебек (франкоязычная) упорно борется за создание собственного государства.

Аналогичные проблемы есть и на Востоке. Если мы рассмотрим Ближний Восток, то увидим практически неразрешимый узел противоречий, связанный с арабо-израильским противоборством. По сути своей это практически один народ (семито-хамитская группа), их языки очень схожи, но те противоречия, которые сложились между народами исторически, до сих пор не удаётся разрешить. Почти мононациональное государство - Китай - также страдает от межэтнических конфликтов, ведь в действительности Китай состоит из огромного количества народов и народностей. Правительство Китая пытается удержать эту огромную массу людей в своих руках, но в пределах Китая выделяется Уйгурский автономный округ, жители которого очень отличаются от китайцев особенностями культуры и языка и желают отделиться. Как правило, Японию приводят в качестве примера абсолютно моноэтнического государства и, вместе с тем, там есть очень небольшая группа коренного населения Японских островов. В действительности нынешние японцы - народ пришлый, а изначально на этих островах жила народность, которая называлась айны. Эти айны были вытеснены, сейчас они живут на очень небольшой группе малых Японских островов. Айны составляют 1 % населения Японии, но всё же пытаются добиться для себя каких-то национальных прав.

Хорошо, если эта борьба носит исключительно мирный характер, но ведь можно привести много примеров войн на основе межнациональных конфликтов. Вот почему проблема межнационального диалога особенно остра для нашего государства. Россия - многонациональна, в Конституции нашей страны записано, что российский народ многонационален. Представьте себе ситуацию, если правительство начнёт «играть» на этом национальном поле, говоря, что какой-то народ здесь исключительный, а другие - второстепенные, мало нужные, ущербные. Тогда наше государство попросту перестанет существовать. Представьте, что люди, которые называют себя националистами , то есть говорят, что борются за чистоту своего народа, начнут отстаивать исключительность какого-либо народа в рамках всей России или же определённой территории России. Именно с этого момента, с этого возгласа и прекратится история нашего государства. Если мы говорим, что Россия только для русских, это означает, что мы теряем статус Российской Федерации, состоящей из огромного количества субъектов. Сказать, что какой-то из субъектов нашей федерации предназначен только для жизни титульного народа, означает потерять статус Великой державы. Спекуляции вопросами межнациональных отношений всегда заканчиваются катастрофой. Любые попытки вбить клин между представителями разных народов - это игра с огнём, которая приведёт к катастрофе.

Мы живём в очень богатой и счастливой стране. Для того чтобы эта страна продолжала оставаться такой, мы должны быть внимательны и к себе, и к окружающим. Только таким образом мы сможем приумножить то богатство, которое нам досталось от наших предков.

А на следующем, завершающем занятии, мы поговорим о том, что представляет собой отклоняющееся поведение.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

1. Единый портал Обществознание ().

2. Научно-просветительский журнал «Скепсис» ().

Домашнее задание

1. Объясните, почему вопрос самоидентификации для человека настолько сложен в современном мире.

2. Что такое сепаратизм? Приведите несколько примеров очагов сепаратизма в мире.

3. * Напишите сочинение на тему: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов).



Вверх