Классицизм в архитектуре. Что такое классицизм. Признаки классицизма в мировом и русском искусстве

от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

Другим влиятельным стилем XVII в. стал классицизм (от латинского «classicus» – «образцовый»). Он ориентировался на подражание античным образцам, что вовсе не означало их простого повторения. Становление классицизма как целостной стилевой системы было связано с утверждением абсолютизма во Франции. Монархам импонировала идея величавого порядка, внушительного единства, строгой соподчиненности. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели стабилизирующее, объединяющее начало. Подобные стремления были присущи и сознанию буржуазии, разделявшей идеал рационально организованного государства. Привлекательной стороной классицизма была его нравственная и гражданская направленность.

Сторонники классицизма считали, что искусство должно было отображать не столько реальную, сколько облагороженную, идеальную жизнь, построенную на принципах разумности, способствующую совершенствованию человека и общества. В связи с этим, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Эстетика классицизма сформировала строгую иерархию жанров. Они делились на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина, пейзаж, натюрморт и т.д.). Каждый жанр имел строгие границы, и смешение их признавалось недопустимым.

Архитектура . В противоположность вычурному барокко для архитектуры классицизма была характерна четкая геометрия форм, логичность и регулярность планировки, сочетание гладкой стены с ордером, портиками, колоннадами, статуями, рельефами и сдержанным декором. Всем своим внешним видом здание должно было демонстрировать четкость, порядок и представительность. Неотъемлемой чертой всех архитектурных композиций стала симметрия. Образцом для подражания стало сдержанное и величественное искусство древних греков и римлян, поэтому основой архитектурного языка классицизма был ордер, близкий по пропорциям и формам к античному. Пространственное решение зданий отличалось четкими планами, ясной логикой фасада, в котором архитектурный декор служил лишь «аккомпанементом», не скрывающим общей структуры здания. Уже в постройках одного из основоположников французского классицизма архитектора Франсуа Мансара (1598 – 1666 гг.) пластическое богатство барочного декора фасадов сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции (дворец Мезон Лаффит ).

Строгая упорядоченность была внесена даже в природу. Французский садовый мастер и ландшафтный архитектор Андре Ленотр (1613–1700 гг.) стал создателем системы регулярного, так называемого «французского » парка.

Интерьеры зданий отличали мягкость цветов, умеренное использование пластических и скульптурных деталей, широкое использование живописных и перспективных эффектов.

В качестве ведущего стиля классицизм был принят в абсолютистских монархиях Европы. Большой успех имел он и в Англии, где с конца XVII в. стал ведущим стилем официальных построек. Самой заметной из них явился лондонский собор св. Павла – самый большой протестантский храм в мире. Идеи крупнейшего английского архитектора и ученого Кристофера Рена (1632–1723), воплощенные в этом храме, оказали значительное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

Во Франции в период правления Людовика XIV (1643–1715 гг.) на основе классицизма началось формирование так называемого «Большого стиля ». Строгий и рациональный классицизм не мог в полной мере отразить торжество и величие абсолютной монархии. Поэтому французские мастера обратились к формам итальянского барокко, из которого классицизм позаимствовал часть декоративных элементов. Результатом этого стало создание двух грандиозных ансамблей – королевского дворца Лувра и загородной королевской резиденции Версаля . В их строительстве активное участие принимал один из ведущих мастеров французского классицизма Луи Лево (ок.1612–1670 г.). Другой знаменитый создатель Версаля – архитектор и градостроитель Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708 г.) был также автором великолепного собора Дома инвалидов в Париже. «Большой стиль» обеспечил постепенное распространение идей классицизма в большинстве европейских стран и заложил основы интернациональной европейской придворной культуры.

Живопись . Как и в других видах искусства, в живописи художники должны были ориентироваться на совершенные образцы эпохи античности и Высокого Возрождения. Сюжеты полотен заимствовались в основном из мифологии и древней истории, а герои изображались людьми сильных характеров и поступков. Одной из основных была тема долга, тема утверждения высших этических принципов. Согласно эстетике классицизма, разум являлся основным критерием прекрасного, поэтому в противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности. Основой живописного классицистического произведения стали мера и порядок. Живописные работы должны были отличаться общей гармонией, а фигуры - строгостью и классической законченностью. Основными элементами моделировки формы стали линия и светотень. Цвету же отводилась подчиненная роль, он использовался для выявления пластики фигур и предметов, для разделения пространственных планов картины.

Логическое развертывание сюжета, соразмерность частей целого, внешняя упорядоченность, гармония, уравновешенность композиции – всё это стало характерными чертами стиля знаменитого французского художника Никола Пуссена (1594–1665 гг.). Пуссен часто обращался к сюжетам античной истории («Смерть Германика »), мифологии («Царство Флоры »), ставя их на службу современной ему эпохи. Воспевая примеры высокой морали и гражданской доблести, он стремился воспитать совершенную личность. Глубокое философское значение христианских догматов художник раскрыл в цикле «Семь таинств ».

Яркое отражение принципы классицизма нашли в пейзаже. Художники стремились изобразить не реальную, а «улучшенную» природу, созданную художественным вымыслом творца. «Идеальный пейзаж», воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества, нашел свое отражение в картинах Клода Лоррена (1600–1682 гг.). Его идиллические пейзажи с бесконечной далью («Святилище в Дельфах ») оказали огромное влияние на развитие европейской, и, прежде всего английской, пейзажной живописи.

Театр и литература. Наиболее четко законы классицизма проявились в драматургии. В XVII в. сформировались главные правила построения классицистической трагедии: единство действия, места и времени; простота сюжета, в котором разум, долг преобладали над стихийными человеческими чувствами и страстями. Основная интрига не должна была путать зрителя и лишать картину цельности. Большое внимание уделялось внутреннему миру героя, воплощающего в себе противоречие человеческой личности.

Видным представителем классицизма был французский драматург Пьер Корнель (16061684 гг.). Тема государства как воплощения разума и общенациональных интересов, звучала во многих его трагедиях («Гораций », «Цинна »). Трагический конфликт страсти и долга лежал в основе трагикомедии «Сид ».

Проблемы взаимоотношения личности и государства стали основой сюжета многих трагедий Жана Расина (16391699 гг.). Его «Федра » стала вершиной драматургии не только самого писателя, но и всего французского классицизма.

Менее отчетливо требования классицизма проявлялись в комедиях. В XVII веке французская драматургия породила величайшего комедиографа, создателя жанра социально-бытовой комедии Жана Батиста Мольера (1622–1673 гг.). В своем творчестве он высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, лицемерие церковников, развращающую силу денег («Тартюф », «Дон Жуан », «Мещанин во дворянстве »). Именно благодаря Мольеру в 1680 г. в Париже появился знаменитый театр «Комеди Франсез».

В театре XVII в. сложилась классицистическая школа трагедийной игры (Флоридор, Скарамуш, М.Бежар, Мольер ). Для неё были характерны особая манера поведения актеров на сцене, размеренное чтение стихов, целая система интонаций и жестов.

В литературе классицизма существенную роль играет проза. Прозаические сочинения, написанные в классическом стиле, как правило, отражали политические, философско-религиозные и этические воззрения их авторов, носили ярко выраженный воспитательный, нравоучительный характер. В прозаической литературе преобладали произведения в форме писем, моралистических или философских опытов, афоризмов, проповедей, надгробных слов, мемуаров.

Музыка. Во Франции принципы классицизма оказали влияние на формирование французского оперного стиля. Так, в операх выдающегося французского композитора и дирижера Жана-Батиста Люлли (1632–1687 гг.) воплотились такие характерные классицистические черты как пафос и героика, главенство принципа «музыкальной симметрии», преобладание мифологических сюжетов («Персей », «Фаэтон »).

Происходило проникновение классицизма и в инструментальную музыку. В Италии зародилась традиция классической скрипичной техники, сохранившаяся в основном до наших дней. Ее основоположником был Арканджело Корелли (1653–1713 гг.). Он стал и одним из творцов скрипичной сонаты и жанра concerto grosso («большого концерта»), послужившего основой развития симфонической музыки.

Зародившись в абсолютистской Франции, классицизм получил широкое признание практически во всех европейских странах, став заметной вехой в их художественном развитии.

Европы 17-19 вв. Этот период явил миру много талантливых авторов, которые внесли значительный вклад в развитие искусства: литературу, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру. Впервые тенденции классицизма появились во Франции, когда возобновился к античным временам и идеалам того времени.

Черты классицизма

Основные черты этого направления берут свое начало в античности. Мышление авторов было художественно направленным и имело тенденцию к ясному, целостному выражению, а также простоте изобразительных средств, уравновешенности и логичности высказываний. Поэтому, можно сказать, что мышление человека эпохи классицизма -рационально-идеализированное.

Если говорить о том, что классицизм родственен античности, то важно отметить, что их сходство заключалось в форме, которая, впрочем, могла и не отвечать тем стандартам, которые были приняты в Классицистическое искусство отличает от других в первую очередь уважение давних ценностей и способность их отобразить даже тогда, когда они неактуальны.

Характерная черта классицизма - онтологическое понимание красоты. Здесь она вне времени, и поэтому вечна, и также большое внимание уделено законам гармонии.

Психологически классицизм объясняется тем, что в сложные исторические периоды, являющиеся переходными и несущими массу нового, человек стремится обратиться к тому, что неизменно: например, к прошлому. В этом он находит опору: древние греки являются примером рационализма в мышлении, они дали человечеству завершенные представления о пространстве и времени, и многих других явлениях в жизни, причем сделали это в простой и доступной форме. Сложные и витиеватые мысли и такое же их оформление не означают ясности и конкретности, которые требовались человечеству в резко изменяющемся мире. Поэтому античность сыграла немаловажную роль в формировании классицизма.

Идеи классицизма романтичны, поэтому многие придерживаются мнения, что они неразделимы. И все же в них есть значительные отличия: романтизм более оторван от реальности в своих идеалах и способах их отображения, чем классицизм.

Что такое классицизм? Это попытался объяснить В. Татаркевич с помощью нескольких принципов, которые, в свою очередь, были изначально изложены теоретиком Л. Б. Альберти:

  1. Красота - объективное свойство реальных предметов.
  2. Красота - это порядок, правильная композиция, которая оценивается разумом.
  3. Поскольку искусство пользуется наукой, то значит, оно должно обладать рациональной дисциплиной.
  4. Образ, созданный в направлении классицизма, может быть реальным, но изображенным согласно образцу античности.

Что такое классицизм в живописи

Основная черта этого направления в художественном творчестве проявляется в отношении художника к произведению: его чувства, выражаемые с помощью живописи, подчинены и логике.

Среди ярких представителей можно выделить работы Н. Пруссена, который писал картины с мифологической тематикой. Особое внимание в них привлекает точная геометрическая композиция и продуманное сочетание цветов. Также и К. Лоррен: хоть тематика его картин и отличается от работ Н. Пруссена (пейзажи окрестностей города), но рационализм в исполнении также выдержан: он гармонизировал их с помощью света заходящего солнца.

Что такое классицизм в скульптуре и архитектуре

Поскольку в классицизме в качестве образца выступали античные работы, то при скульптурировании авторы сталкивались с противоречием: в Древней Греции модели изображались нагими, но теперь это было аморальным. Деятели искусства вышли из положения хитрым путем: они изображали реальных людей в образе античных богов. Во время правления Наполеона скульпторы начали мастерить модели, на которых надеты тоги.

Классицизм в России зародился гораздо позже, но, тем не менее, это не помешало появиться в этой стране талантливым авторам, которые творили сообразно его идеям: Борис Орловский, Федот Шубин, Иван Мартос, Михаил Козловский.

В архитектуре также стремились к воссозданию форм, присущих античности. Простота, строгость, монументальность и логическая ясность - основные черты.

Что такое классицизм в литературе

Основное достижение классицизма в том, что были поделены на иерархические группы: среди них отличали высокие (эпопея, трагедия, ода) и низкие (басня, комедия и сатира).

В литературе выдвигалось строгое требование к соблюдению жанровых признаков в произведении.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 05.03.2015 10:28 Просмотров: 10086

«Класс!» – говорим мы о том, что вызывает у нас восхищение или соответствует нашей положительной оценке предмету или явлению.
В переводе с латинского языка слово classicus и означает «образцовый».

Классици́змом назвали художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв.

А что в качестве образца? Классицизм выработал каноны, по которым должно строиться любое художественное произведение. Канон – это определённая норма, совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в определённую эпоху.
Классицизм – строгое направление в искусстве, его интересовало только существенное, вечное, типичное, случайные признаки или проявления классицизму не были интересны.
В этом смысле классицизм выполнял воспитательные функции искусства.

Здания Сената и Синода в Петербурге. Архитектор К. Росси
Плохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве? Когда можно только вот так и никак иначе? Не спешите с отрицательным выводом! Каноны давали возможность упорядочить творчество определённого вида искусства, дать направление, показать образцы и отметать всё незначительное и не глубокое.
Но каноны не могут быть вечным неизменным руководством творчества – в какой-то момент они изживают себя. Вот так и произошло в начале XX в. в изобразительном искусстве и в музыке: нормы, укоренившиеся в течение нескольких веков, изжили себя и были разорваны.
Однако мы уже забежали вперёд. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Скажем лишь, что как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII в. Особенностью французского классицизма было то, что он утверждал личность человека как высшую ценность бытия. Во многом классицизм опирался на античное искусство, видя в нём идеальный эстетический образец.

Иерархия жанров классицизма

В классицизме установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие и низкие. Каждый жанр имеет определённые признаки, смешивать которые недопустимо.
Рассмотрим иерархию жанров на примерах различных видов искусства.

Литература

Крупнейшим теоретиком классицизма считают Никола Буало, но основателем – Франсуа Малерба, который провёл реформу французского языка и стиха и разработал поэтические каноны. Н. Буало выразил свои взгляды на теорию классицизма в стихотворном трактате «Поэтическое искусство».

Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Париж, Лувр
В драматургии должны были соблюдаться три единства : единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Ведущими представителями классицизма в драматургии стали французские трагики Корнель и Расин. Основной идеей их творчества был конфликт между общественным долгом и личными страстями.
Целью творчества классицизма становится изменение мира в лучшую сторону.

В России

В России появление и развитие классицизма связано прежде всего с именем М.В. Ломоносова.

М. В. Ломоносов на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Скульпторы М.О. Микешин, И.Н. Шредер, архитектор В.А. Гартман
Им была проведена реформа русского стиха и разработана теория «трех штилей».

«Теория трёх штилей» М.В. Ломоносова

Учение о трёх сти́лях, т.е. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Оно использовалось в древнеримской, средневековой и новоевропейской литературе.
Но Ломоносов использовал учение о трех стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «стиля» по Ломоносову:
1. Высокий – торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии.
2. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.
3. Низкий – комедии, письма, песни, басни.
Классицизм в России развивался под влиянием Просвещения: идей равенства и справедливости. Поэтому в русском классицизме обычно предполагалась обязательная авторская оценка исторической действительности. Это мы находим в комедиях Д.И. Фонвизина, сатирах А.Д. Кантемира, баснях А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, одах М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.
В конце XVIII в. усилилась тенденция видеть в искусстве главную силу воспитания человека. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм , в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Этому призыву последовал русский писатель Н.М. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу»!
Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма .

Живопись

Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Это был высший образец. Существовала также опора и на традиции высокого Возрождения, которое также видело образец в античности. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества, но отражало конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума, что свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Сюжет должен развиваться логически, композиция сюжета – ясная и уравновешенная, объем – чёткий, роль цвета – подчинённая с помощью светотени, использование локальных цветов. Так писал, например, Н. Пуссен.

Никола Пуссе́н (1594-1665)

Н. Пуссен «Автопортрет» (1649)
Французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Практически все его картины созданы на историко-мифологические сюжеты. Его композиции всегда чёткие, ритмичные.

Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)
На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Рядом с двуглавым каменным изваянием римского бога Януса сидит младенец, пускающий мыльные пузыри – символ быстротекущей человеческой жизни. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. У его ног сидит младенец, который держит песочные часы, напоминающие о быстром движении времени.
По небу мчится колесница бога солнца Аполлона, сопровождаемая богинями времен года. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы.

В. Боровиковский «Портрет Г.Р. Державина» (1795)

В. Боровиковский «Портрет Г.Р. Державина», Государственная Третьяковская галерея
Художник запечатлел на портрете человека, которого хорошо знал и мнением которого дорожил. Это традиционный для классицизма парадный портрет. Державин – сенатор, член Российской академии, государственный человек, об этом говорят его мундир и награды.
Но в то же время это и прославленный поэт, увлеченный творчеством, просветительскими идеалами и общественной жизнью. На это указывают письменный стол, заваленный рукописями; роскошный чернильный прибор; полки с книгами на заднем плане.
Образ Г. Р. Державина узнаваем. Но внутренний мир его не показан. Идеи Руссо, которые уже активно обсуждались в обществе, ещё не проявились в творчестве В. Боровиковского, это произойдёт позже.
В XIX в. живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Его творчество пришлось на тот период, когда классические по форме произведения наполнялись духом романтизма, это сочетание назвали академизмом . В середине XIX в. начало бунтовать тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России – передвижниками .

Скульптура

Скульптура эпохи классицизма также считала образцом античность. Этому способствовали в том числе и археологические раскопки древних городов, в результате которых стали известны многие скульптуры эллинизма.
Наивысшего воплощения классицизм достиг в работах Антонио Кановы.

Анто́нио Кано́ва (1757-1822)

А. Канова «Автопортрет» (1792)
Итальянский скульптор, представитель классицизма в европейской скульптуре. Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.

А. Канова «Три грации». Санкт-Петербург, Эрмитаж
Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Скульптор воплотил свои представления о красоте в образах граций – античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет сплетение рук и шарф, спадающий с руки одной из граций. Композиция Кановы компактна и уравновешена.
В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса.
Федо́т Ива́нович Шу́бин (1740-1805) работал в основном с мрамором, иногда обращался к бронзе. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов: бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.

Ф. Шубин. Бюст Павла I
Шубин известен и как декоратор, он создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца, 42 скульптуры для Мраморного дворца и др. Был также мастером-косторезом холмогорской резной кости.
В эпоху классицизма получили распространение публичные памятники, в которых идеализировались воинская доблесть и мудрость государственных деятелей. Но в античной традиции было принято изображать моделей нагими, современные же классицизму нормы морали этого не допускали. Вот поэтому деятелей стали изображать в виде обнажённых античных богов: например, Суворов – в виде Марса. Позже их стали изображать в античных тогах.

Памятник Кутузову в Санкт-Петербурге перед Казанским собором. Скульптор Б.И. Орловский, архитектор К.А. Тон
Поздний, ампирный классицизм представлен датским скульптором Бертелем Торвальдсеном.

Б. Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве

Архитектура

Архитектура классицизма также была ориентирована на формы античного зодчества как эталоны гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Ордер – тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Лондонский особняк Остерли-парк. Архитектор Роберт Адам
В России представителями классицизма в архитектуре были В.И. Баже́нов, Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Карл Барталомео-Ро́сси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Музыка

Понятие классицизма в музыке ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, которых называют венскими классиками. Именно они определили направление дальнейшего развития европейской музыки.

Томас Харди «Портрет Йозефа Гайдна» (1792)

Барбара Крафт «Посмертный портрет Вольфганга Амадея Моцарта» (1819)

Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)
Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. От неё требовались: сбалансированность частей произведения, тщательная отделка деталей, разработка основных канонов музыкальной формы. В этот период окончательно сформировалась сонатная форма, определился классический состав частей сонаты и симфонии.
Конечно, путь музыки к классицизму был не прост и не однозначен. Был первый этап классицизма – эпоха Возрождения XVII в. Некоторые музыковеды даже рассматривают период барокко как частное проявление классицизма. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И.С. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Но высшие достижения классицизма в музыке связаны всё-таки с творчеством представителей венской классической школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. вана Бетховена.

Примечание

Следует различать понятия «музыка классицизма » и «классическая музыка» . Понятие «классическая музыка» гораздо шире. Оно включает не только музыку периода эпохи классицизма, но и вообще музыку прошлого, выдержавшую испытание временем и признанную образцовой.

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков. В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца, чем и похож на . В качестве такого примера послужила культура античного мира. Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.

История возникновения

Как направление, классицизм охватил все виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру.

Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным , который отрицал все правила и являл собою бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

В своём развитии классицизм прошёл 3 этапа:

  1. Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х);
  2. Строгий классицизм (1780-е – 1790-е);
  3. Поздний классицизм , получивший название (первые 30 лет XIX века).

На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.

Черты стиля

Для классицизма характерны чёткие геометрические формы, высококачественные материалы, благородная отделка и сдержанность. Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.

Общие особенности стиля:

  • гладкие стены с мягкими цветочными мотивами;
  • элементы античности: дворцы и колонны;
  • лепнина;
  • изысканный паркет;
  • тканевые обои на стенах;
  • изящная, грациозная мебель.

Особенностью русского классицистического стиля стали спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время многообразное декоративное оформление, выверенные пропорции, достойный вид, гармоничность и вкус.

Экстерьер

Внешние признаки классицистической архитектуры ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  • Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  • Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  • Линии: строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
  • Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
  • Крыша: сложной, замысловатой формы.
  • Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
  • Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
  • Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
  • Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
  • Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.

Интерьер

В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.

Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.

Центральное место в декорировании интерьера занимают натуральные материалы, главным образом, ценные породы дерева, мрамор, камень, шёлк.

  • Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
  • Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
  • Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
  • Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
  • Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.

В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Мебель

Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.

Архитектура

Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.

Классицизм – полная противоположность с его вычурностью и декоративными излишествами.

Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.

Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.

Скульптура

В эпоху классицизма получили широкое распространение публичные памятники, олицетворяющие воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Среди частных лиц стало популярным заказывать скульпторам надгробные памятники для увековечивания их имён. В целом скульптурам эпохи присущи спокойствие, сдержанность жестов, бесстрастность выражений, чистота линий.

Мода

Интерес к античности в одежде стал проявляться в 80-е годы XVIII века. Особенно это проявилось в женском костюме. В Европе возник новый идеал красоты, прославляющий естественные формы и прекрасные женские линии . Вошли в моду тончайшие гладкие ткани светлых тонов, особенно белого.

Женские платья лишились каркасов, прокладок и нижних юбок и получили форму длинных, задрапированных складками туник, разрезанных по бокам и перехваченных поясом под грудью. Надевались они на трико телесного цвета. В качестве обуви служили сандалии с лентами. Причёски копировались с античности. В моде ещё остаётся пудра, которой покрывались лицо, руки, декольте.

Среди аксессуаров использовались то тюрбаны из кисеи, украшенные перьями, то турецкие шарфы или кашмирские шали.

С начала XIX века парадные платья стали шить со шлейфами и глубоким декольте. А в повседневных платьях вырез прикрывался кружевной косынкой. Постепенно меняется причёска, и пудра уходит из употребления. В моду входят коротко стриженные волосы, закрученные в локоны, повязанные золотой лентой или украшенные венцом из цветов.

Мужская мода складывалась под влиянием англичан. Становятся популярными английский суконный фрак, редингот (верхняя одежда, напоминающая сюртук), жабо и манжеты. Именно в эпоху классицизма в моду входят мужские галстуки.

Искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с (XIX в.).

Классицизм в музыке ассоциируется с такими великими именами, как Моцарт, Бетховен и Гайдн, определивших дальнейшее развитие музыкального искусства.

Литература

Литература эпохи классицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения. Проведена реформы языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий представитель литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Личности

Среди ярчайших классицистов можно выделить также такие имена, как:

  • Жак-Анж Габриэль, Пиранези, Жак-Жермен Суффло, Баженов, Карл Росси, Андрей Воронихин, (архитектура);
  • Антонио Канова, Торвальдсен, Федот Шубин, Борис Орловский, Михаил Козловский (скульптура);
  • Никола Пуссен, Лебрен, Энгр (живопись);
  • Вольтер, Сэмюэл Джонсон, Державин, Сумароков, Хемницер (литература).

Видео-обзор классицизма

Заключение

Идеи эпохи классицизма с успехом используются в современном дизайне. В нём сохраняется благородство и изящность, красота и величие. Основные черты – это настенная роспись, драпировка, лепнина, мебель из натурального дерева. Украшений немного, но все они роскошны: зеркала, картины, массивные люстры. В целом стиль и сейчас характеризует хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека.

Позже еще появляется , который знаменовал приход новой эпохи – это . стало совмещение нескольких современных стилей, в которые входят не только классический, но еще барокко (в живописи), античная культура, и эпоха Возрождения.



Вверх