Краткая биография эмиля золя. Французский писатель Золя Эмиль. Произведения, которые не забыты спустя много лет
Эмиль Золя известен широкой публике, прежде всего, как писатель. Но он пробовал себя и в качестве публициста, и даже как политик. Его произведения написаны в реалистичном жанре, такая тенденция была очень характерна для девятнадцатого века.
Он был одним из основателей и апологетов натурализма в области литературы. Литературная жизнь во Франции тех времен буквально кипела, и Эмиль Золя всегда был в гуще событий, и не только относящихся к писательскому делу. В круг его общения входили такие видные литераторы того времени, как Гюстав Флобер, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур – один из братьев-писателей Гонкур. Между прочим, и сейчас во Франции есть Гонкуровская премия по литературе, которая выделяет лучших писателей. Не будем долго говорить о самом Золя.
Представим Вашему вниманию небольшую подборку лучших его произведений.
1) «Дамское счастье»
Это роман 1883 года, вышедший в качестве продолжения романа «Накиль». Основным героем этого произведения является Октав Муре, который оказался в Париже, будучи выходцем из французской глубинки. Он недолго разбирался в правилах жизни и понял, как можно выбиться «из грязи в князи». Когда его жена погибла, все ее наследство досталось Муре. Жизненным девизом этого человека был принцип Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Он всячески пытается показать свои деловые качества окружающим и в итоге разоряет тех, кто стоял у него на пути. Он откроет свой магазин, назвав его так, как называется сам роман. Это тип человека, который живет за счет окружающих.
2) «Нана»
Это произведение вышло в печати в 1880 году. Это размышления о морали и о том, на каком она оказалась уровне в ту пору во Франции. Нана – это образ куртизанки для развлечения власть имущих. Девушка становится популярной в этих кругах, хотя сама, казалось бы, не обладала никакими данными для подобного успеха.
3) «Западня»
Это роман, посвященный рабочему классу. Он был издан в 1877 году. Эмиль Золя проиллюстрировал жизнь простых людей, поставленных на грань существования, показав их быт и нравы. Главными героями романа являются кровельщик и прачка. Их работа оплачивается так низко, что их существование слишком напоминает рабское. Эмиль Золя показывает, как нищета порождает преступление и ведет к моральному падению человека.
4) «Чрево Парижа»
Этот роман был переведен в России и напечатан многими изданиями. Не только он, но и благодаря ему, Золя стал известен в Российской империи. А во Франции был он издан в 1873 году. Золя показал в этом произведении судьбу отдельно взятого маленького человека, который может буквально потеряться в просторах большого города. Центральный рынок французской столицы олицетворяет название романа. Это и есть парижское чрево, где все покупается и продается, а мораль так мало значит. Имя этого человека – Флоран. Он блуждает среди напыщенных и сытых людей рынка, не в состоянии понять их, как и они его. Это приводит к Флорана к конфликту с людьми такого типа. Герой романа хочет что-то изменить в жизни, но он выступает против любых методов насилия человека над человеком. Флоран становится во главе революционно настроенных людей, но его гуманистические принципы не позволяют продвинуть эти идеи дальше в народ. В итоге, он погибает, а общество, против которого он выступал, остается.
5) «Жерминаль»
Этот роман вышел в литературный мир в 1885 году. Героями этого произведения выступают простые землекопы.
Все представленные романы являются составной частью цикла из двадцати томов, которые Эмиль Золя озаглавил странным названием: «Ругон-Маккары». В практике литературного натурализма эта серия считается вершиной творчества Золя. Автор весьма детализировано дает описание жизни маленьких населенных пунктов – городов и сел. В своих романах он коснулся очень болезненной темы для всего французского общества – событий франко-прусской войны 1870-1871 годов. Хотя много из романов описывают французское общество периода Второй империи, времен Наполеона III. Но, в целом, какая-либо последовательность хронологического плана в произведениях не присутствует.
ЗОЛЯ (Zola ) Эмиль (1840-1902), французский писатель. Основное произведение - 20-томная серия романов "Ругон-Маккары" (1871-93) - история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии "Чрево Парижа" (1873), "Западня" (1877), "Жерминаль" (1885), "Деньги" (1891), "Разгром" (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя - сторонник принципов натурализма (книга "Экспериментальный роман", 1880). Выступал с протестами против дела Дрейфуса (памфлет "Я обвиняю", 1898).
ЗОЛЯ (Zola ) Эмиль (полное имя Эмиль Эдуар Шарль Антуан) (2 апреля 1840, Париж - 28 сентября 1902, там же), французский писатель.
Творческий путь
Золя родился в смешанной итало-французской семье. Его отец - инженер, происходивший из старинной венецианской семьи, заключил контракт на участие в строительстве канала, который должен был обеспечить водой Экс-ан-Прованс. В этом городке, ставшем прообразом Плассана в цикле "Ругон-Маккары", писатель провел детские годы и получил образование. Он учился вместе с Полем Сезанном, который позднее ввел его в круг художников-импрессионистов.
В 1857 отец Эмиля внезапно скончался, оставив семье очень скромные сбережения, и через год вдова решила поехать с сыном в Париж, надеясь получить поддержку друзей покойного мужа. Золя перебивался случайными заработками, пока в начале 1862 не поступил на службу в издательство "Ашет", где проработал около четырех лет. Одновременно он писал статьи для периодической печати, а в 1864 опубликовал первый сборник рассказов "Сказки Нинон". В 1865 появился его первый - полуавтобиографический - роман "Исповедь Клода". Книга принесла ему известность, которая возросла еще больше благодаря яркому выступлению в защиту полотен Эдуара Мане на страницах обозрения художественной выставки 1866.
В предисловии к роману "Тереза Ракен" (1867) Золя впервые сформулировал суть натуралистического метода: увлекшись идеями литературы документа, он поставил своей целью создание "научного романа", куда войдут данные естественных наук, медицины и физиологии. В романе "Мадлен Фера" (1868) писатель предпринял первую попытку показать в действии законы наследственности. Примерно в это же время у него возникает замысел создать серию романов, посвященных одной семье, судьба которой исследуется на протяжении пяти поколений.
В 1870 Золя женился на Габриэль-Александрине Меле, а в 1873 приобрел дом в Медане (недалеко от Парижа), где стали собираться молодые писатели, образовавшие недолговечную "натуралистическую школу". В 1880 они опубликовали сборник рассказов "Меданские вечера". Сам Золя издал сборники статей "Экспериментальный роман" (1880) и "Романисты-натуралисты" (1881) - теоретические сочинения, призванные объяснить суть нового метода: характер, темперамент и поведение человека обусловлены законами наследственности, окружающей средой и историческим моментом, а задачей писателя является объективное изображение точного момента в определенных условиях.
В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: "Три города" ("Лурд", 1894; "Рим", 1896; "Париж", 1898) и "Четвероевангелие" ("Плодовитость", 1899; "Труд", 1901; "Истина", опубл.1903). Книги первого цикла объединены идейными исканиями главного героя - Пьера Фромана. Второй цикл, оставшийся незаконченным (четвертый том написан не был), представляет собой социальную утопию, в которой писатель попытался воплотить свою мечту о грядущем торжестве разума и труда.
Дело Дрейфуса
В конце жизни Золя пользовался всемирной известностью и считался - после смерти Виктора Гюго - наиболее выдающейся фигурой среди всех здравствующих французских писателей. Его репутация укрепилась благодаря вмешательству в дело Дрейфуса: Золя пришел к убеждению, что этот офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, был в 1894 несправедливо осужден за шпионаж. Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком "Я обвиняю" (1898). В результате Золя был осужден за "клевету" и приговорен к году тюремного заключения. Ему пришлось скрыться в Англию, и вернулся он на родину только в июне 1900, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса. Писатель скончался внезапно: причиной смерти стало отравление угарным газом, но этот "несчастный случай" был, скорее всего, подстроен его политическими врагами. На похоронах Анатоль Франс назвал своего собрата "совестью нации". В 1908 останки Золя были перенесены в Пантеон. При жизни он так и не был избран во Французскую Академию, хотя его кандидатуру выдвигали не менее девятнадцати раз.
Семейная сага
Своей грандиозной эпопее Золя дал название "Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй Империи" (1871-1893). Первоначальный план включал десять романов, однако бурные исторические события (Франко-прусская война и Коммуна) побудили писателя расширить рамки цикла, который в окончательном виде насчитывает двадцать романов. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От ее детей - одного законного и двух незаконных - берут начало три ветви рода. Первая из них представлена процветающими Ругонами. Члены этой семьи фигурируют в таких романах, как "Карьера Ругонов" (1871), действие которого разворачивается в небольшом городке Плассан в декабре 1851 - накануне государственного переворота Луи Бонапарта; "Его превосходительство Эжен Ругон" (1876), где исследуются политические махинации в царствование Наполеона III; "Деньги" (1891), посвященный спекуляциям земельной собственностью и ценными бумагами. Вторую ветвь рода составляет семейство Муре. Октав Муре, честолюбивый волокита в "Накипи" (1882), создает один из первых парижских универмагов на страницах "Дамского счастья" (1883), тогда как другие члены семьи ведут очень скромную жизнь, подобно деревенскому священнику в романе "Проступок аббата Муре" (1875).
Представители третьей ветви отличаются крайней неуравновешенностью, поскольку их прародитель был алкоголиком. Члены этой семьи - Маккары и Лантье - играют выдающуюся роль в самых сильных романах Золя. В "Чреве Парижа" (1873) изображен центральный рынок, на фоне которого разворачивается история братьев Флорана и Кеню: первый из них был отправлен на каторгу за участие в декабрьских событиях 1851 года - вернувшись, он увидел на месте былых боев гигантское торжище; Кеню за это время вырос и женился на красавице Лизе - дочери Маккаров из Плассана. Флорана все считают "красным", и он действительно грезит о новом восстании. По доносу нескольких торговцев, в том числе Лизы, его вновь отправляют в ссылку, откуда ему не суждено будет вернуться. Роман завершается тем, что друг Флорана, художник Клод Лантье, обходит рынок, где воплощающая триумф чрева Лиза раскладывает на прилавке языки и окорока. В романе "Нана" (1880) главным действующим лицом является Анна - дочь спившейся прачки Жервезы Маккар и покалеченного рабочего Купо из романа "Западня" (1877). Экономические обстоятельства и наследственные склонности делают ее актрисой, а затем куртизанкой. От нее исходит сумасшедший зов плоти, который сводит с ума и порабощает мужчин. В 1870, перед самым началом роковой для Франции войны с Пруссией, Нана заболевает оспой и умирает восемнадцати лет от роду: ее прекрасное лицо превращается в гнойную маску под радостные вопли патриотов: "В Берлин! В Берлин!". В "Жерминале" (1885) изображена стачка шахтеров, которую возглавляет человек пришлый - механик Этьен Лантье. Он знакомится с русским социалистом Сувариным, который во имя торжества революции подпиливает опоры в шахте. Возлюбленная Этьена гибнет в потоке воды, а сам он уходит из поселка: из-под земли до него доносятся глухие удары кайла - во всех недавно бастовавших шахтах кипит работа. В романе "Творчество" (1886) оба главных героя приезжают в Париж из Плассана. Романист Сандоз и художник Клод Лантье (прототипами которых современники считали Золя и Сезанна) являются поборниками нового искусства. Мечтая о синтезе литературы и науки, Сандоз задумывает гигантскую романную серию, которая охватила и объяснила бы всю историю человечества. Клод еще более одержим своими замыслами, и творчество становится для него настоящей пыткой. В ноябре 1870 его находят висящим в петле перед неоконченной картиной, для которой ему позировала жена Кристина. Сандоз в ярости сжигает этот неудавшийся шедевр, а на похоронах гения, от которого ничего не осталось, винит во всем конец века с его гнилью и разложением: воздух эпохи отравлен - столетие, начавшееся с ясности и рационализма, завершается новой волной мракобесия.
Крупнейший французский писатель, родился в Париже 2 апреля 1840 г. в семье итальянского инженера-строителя, который принял французское подданство. Детство и отрочество Эмиля прошло в Экс-ан-Провансе. В 1847 г., когда мальчику не было и семи, отец умер, после чего его родные оказались в крайне затруднительном материальном положении. В надежде, что друзья покойного супруга смогут их поддержать, их маленькая семья в 1858 г. переезжает во французскую столицу.
Образование Эмиль Золя получил в лицее, после которого работал в конторе у купца, в книжном магазине. Начиная с 1862 г. он примерно 4 года трудился в издательстве «Ашет», зачем решил уйти оттуда, заняться писательским ремеслом и таким образом зарабатывать на жизнь. Его восхождение к славе началось с журналистики, и впоследствии связь с нею никогда не прерывалась. Не отстраняясь от общественно-политической жизни страны, Золя время от времени выступал именно как публицист, хотя и снискал на этом поприще меньшую известность, нежели как создатель художественных произведений.
В 1864 г. увидел свет дебютный сборник рассказов под названием «Сказки Нинон», а в 1865 г. был опубликован его первый роман - «Исповедь Клода», который был, по сути, автобиографичным и сделал автора скандально известным. Эта репутация была поддержана обзором художественной выставки 1866 г., в которой Эмиль Золя страстно отстаивал творческую манеру художника Э. Мане, представителя импрессионизма. К этому новому направлению Золя питал особую симпатию, что нашло отражение в книгах «Мой салон», «Что я ненавижу», «Эдуард Мане». Проявил себя он и сторонником натуралистической школы (предисловие к драме «Тереза Ракен» (1867)), что на практике проявилось во введении в ткань художественных произведений материалов, связанных с медициной, физиологией, открытиями в естествознании. Золя был убежден, что роль доминанты в человеческой жизни играет именно биологическое начало.
Около 1868 г. Золя замыслил написать цикл романов, героями которого была бы одна семья, представленная четырьмя-пятью поколениями. Из романистов он был первым, кто посвятил целую серию произведений одному роду. Цикл «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» писался на протяжении двадцати двух лет (1871-1893) и стал самым значительным произведением в творческой биографии Эмиля Золя. Публика проявила к нему интерес не сразу, но после написанного в 1877 г. 7-го тома, романа «Западня», писатель стал знаменитым и состоятельным, купил неподалеку от столицы, в Медоне, дом. Очередные романы цикла были очень ожидаемыми, ими восхищались, их подвергали жесточайшей критике, но равнодушных не было. Всего в рамках «Ругон-Маккаров» было написано 20 томов, принесших мировую известность и статус крупнейшего национального писателя после Виктора Гюго .
Но даже известность не помогла писателю оказаться приговоренным к тюремному заключению сроком на 1 год по обвинению в клевете. В 1898 г. Золя вмешался в т.н. дело Альфреда Дрейфуса, несправедливо осужденного за выдачу военной тайны иностранному государству. В 1898 г. писатель обратился к президенту республики с открытым письмом «Я обвиняю», в результате чего ему пришлось срочно уехать в Англию. С изменением ситуации в пользу осужденного офицера писатель получил возможность возвратиться во Францию.
Последние годы жизни Золя работал над двумя циклами - «Три города» и «Четыре Евангелия» (романы «Плодовитость», «Труд», «Истина» и «Справедливость», из которых последний остался незаконченным). Смерть застала Эмиля Золя в Париже, 28 сентября 1902 г. Официальная причина смерти – отравление угарным газом вследствие неисправности каминного дымохода. У современников писателя были основания полагать, что он стал жертвой политических противников, однако доказать версию инсценировки несчастного случая никому не удалось.
Биография из Википедии
Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola; 2 апреля 1840(18400402), Париж - 29 сентября 1902, там же) - французский писатель, публицист и политический деятель.
Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века - вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом «Ругон-Маккары», в котором описал все слои французского общества времён Второй империи. Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.
Сыграл значимую роль в громком «Деле Дрейфуса», из-за которого был вынужден эмигрировать в Англию.
Детство и юность в Провансе
Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже, в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла ), принявшего французское гражданство, и матери француженки. В 1843 году отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.
После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 году она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 году компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.
Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени - в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование - первое причастие он проходит в 1852-м.
В Экс-ан-Прованс одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн, с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х годов. В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи и Виктора Гюго. Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены. Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан .
Богемная жизнь
С сожалением для себя, в 1858 году Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.
В течение зимы 1860-1861 годов Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» (фр. une fille à parties), т. е. проституткой. Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основной его первого романа «Исповедь Клода» (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары». Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.
В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера, Монтеня и Шекспира, а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле. Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислей, Яном Бартолдом Йонгкиндом. Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать другу другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886 году и с тех пор они больше не увидятся.
Первые публикации
Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов - типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines , 1866), «Поход» (Une campagne , 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne , 1897)). Эти выступления - знак его активного участия в политической жизни.
Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) - с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) - знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).
В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, - знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).
В 1901 и 1902 годах член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе.
Смерть
Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.
В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон» расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждения на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе, признавался ему, что намеренно заблокировали дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.
Личная жизнь
Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.
Память
В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии.
В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.
Творчество
Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки Нинон» (Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte , 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867).
Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи».
Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.
Портрет кисти Мане
Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» (Vérité , 1903), «Справедливость» (Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.
В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes , 1894), «Рим» (Rome , 1896), «Париж» (Paris , 1898).
Эмиль Золя в России
Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции. Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки». 1865. Т. 158. - С. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», 1872. Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.
Могильный камень, оставшийся в качестве кенотафа на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой 4 июня 1908 г. в Пантеон
Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.
В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей - радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение. Обе группы проявили большой интерес к теории научного романа, видя в ней решение проблемы построения тенденциозной беллетристики (Боборыкин П. Реальный роман во Франции // Отечественные записки. 1876. Кн.6, 7).
«Русский вестник» воспользовался бледной обрисовкой республиканцев в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа» для борьбы с враждебной идеологией радикалов. С марта 1875 по декабрь 1880 Золя сотрудничал в «Вестнике Европы». 64 «Парижских письма», напечатанных здесь, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и излагали впервые основы «натурализма». Несмотря на успех, корреспонденция Золя вызвала разочарование радикальных кругов в теории экспериментального романа. Это повлекло за собой при малом успехе в России таких произведений Золя, как «Западня», «Страница любви», и скандальной известности «Нана» падение авторитета Золя (Басардин В. Новейший Нана-турализм // Дело. 1880. Кн. 3 и 5; Темлинский С. Золяизм в России. М., 1880).
С начала 1880-х гг. стало заметно литературное влияние Золя (в повестях «Варенька Ульмина» Л. Я. Стечькиной, «Краденое счастье» Вас. И. Немировича-Данченко, «Псарня», «Выучка», «Молодые» П. Боборыкина). Это влияние было незначительным, а сильнее всего оно сказалось на П. Боборыкине и М. Белинском (И. Ясинском).
В 1880-х и первой половине 1890-х гг. романы Золя не пользовались идеологическим влиянием и бытовали преимущественно в буржуазных читательских кругах (переводы печатались регулярно в «Кн. неделе» и «Наблюдателе»). В 1890-х гг. Золя приобрел вновь в России крупное идейное влияние в связи с отголосками дела Дрейфуса, когда вокруг имени Золя и в России поднялась шумная полемика («Эмиль Золя и капитан Дрейфус. Новый сенсационный роман», вып. I-XII, Варшава, 1898).
Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после 1905, интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после 1917. Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, 1908) (В. М. Фриче, Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., 1919).
Произведения
Романы
- Исповедь Клода (La Confession de Claude , 1865)
- Завет умершей (Le vœu d"une morte , 1866)
- Тереза Ракен (Thérèse Raquin , 1867)
- Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille , 1867)
- Мадлена Фера (Madeleine Férat , 1868)
Ругон-Маккары
- Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon , 1871)
- Добыча (La Curée , 1872)
- Чрево Парижа (Le Ventre de Paris , 1873)
- Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans , 1874)
- Проступок аббата Муре (La Faute de l"Abbé Mouret , 1875)
- Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon , 1876)
- Западня (L"Assommoir , 1877)
- Страница любви (Une Page d"amour , 1878)
- Нана (Nana , 1880)
- Накипь (Pot-Bouille , 1882)
- Дамское счастье (Au Bonheur des Dames , 1883)
- Радость жизни (La Joie de vivre , 1884)
- Жерминаль (Germinal , 1885)
- Творчество (L"Œuvre , 1886)
- Земля (La Terre , 1887)
- Мечта (Le Rêve , 1888)
- Человек-зверь (La Bête humaine , 1890)
- Деньги (L"Argent , 1891)
- Разгром (La Débâcle , 1892)
- Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal , 1893)
Три города
- Лурд (Lourdes , 1894)
- Рим (Rome , 1896)
- Париж (Paris , 1898)
Четвероевангелие
- Плодовитость (Fécondité , 1899)
- Труд (Travail , 1901)
- Истина (Vérité , 1903)
- Справедливость (Justice , не завершён)
Повести
- Осада мельницы (L’attaque du moulin , 1880)
- Госпожа Сурдис (Madame Sourdis , 1880)
- Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle , 1882)
Новеллы
- Сказки Нинон (Contes à Ninon , 1864)
- Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon , 1874)
Пьесы
- Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin , 1874)
- Розовый бутон (Le bouton de rose , 1878)
- Рене (Renée , 1887)
- Мадлена (Madeleine , 1889)
Литературно-публицистические произведения
- Что мне ненавистно (Mes haines , 1866)
- Мой салон (Mon Salon , 1866)
- Эдуард Мане (Edouard Manet , 1867)
- Экспериментальный роман (Le Roman expérimental , 1880)
- Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes , 1881)
- Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre , 1881)
- Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques , 1881)
- Литературные документы (Documents littéraires , 1881)
- Поход (Une campagne , 1882)
- Новый поход (Nouvelle campagne , 1897)
- Истина шествует (La vérité en marche , 1901)
Издания на русском языке
- Собрание сочинений в 18 томах. – М.: Правда, 1957. (Библиотека «Огонек»).
- Собрание сочинений в 26 томах. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960–1967. - 300 000 экз.
- Собрание сочинений в 20 томах (16 книгах). – М.: Голос, 1992–1998.
- Собрание сочинений в 12 томах. – М.–Тверь: Художественная литература, Альба, 1995–2000.
- Собрание сочинений в 20 томах. – М.: Терра, 1996–1998.
- Собрание сочинений в 16 томах. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2011.
- Тереза Ракен. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы).
- Карьера Ругонов. Добыча. – М.: Художественная литература, 1980. (Библиотека классики).
- Западня. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1988. (Библиотека классики).
Избранная литература о Золя
- Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. - P.: Bibliothèque-Charpentier, 1906.
- L’Acrienne. - 1860.
- Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1881.
- Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
- Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб., 1888)
- Андреевич В. // «Вестник Европы». - 1892, VII.
- Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». - 1892, IX.
- Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
- Брандес Г. // «Вестник Европы». - 1887. - X, к в Собр. сочин.
- Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. - СПб., 1895.
- Пелисье Ж. Французская литература XIX век. - М., 1894.
- Шепелевич Л. Ю. Наши современники. - СПб., 1899.
- Кудрин Н. Е. (Русанов) . Э. Золя, Литературно-биографический очерк. - «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
- Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
- Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб., 1905).
- Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
- Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. - I, II.
- Фриче В. М. Э. Золя. - М., 1919.
- Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. - М.: Гиз, 1922.
- Эйхенгольц М. Э. Золя (1840-1902). // «Печать и революция», 1928, I.
- Rod E. A propos de l’Assomoir. - 1879.
- Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. - P.: Claude Bernard et E. Zola, 1881.
- Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. - P., 1882.
- Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
- Hubert . Le roman naturaliste. - 1885.
- Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. - Kiel, 1891.
- Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. - 1893.
- Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. - B., 1894.
- Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. - Greifswald, 1895.
- Gaufiner . Étude syntaxique sur la langue de Zola. - Bonne, 1895.
- Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. - Greifswald, 1896.
- Лапорт А. Золя против Золя. - P., 1896.
- Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. - 1896.
- Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. - 1896.
- Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. - P., 1898.
- Буржуа, произведение Золя. - P., 1898.
- Брунетье Ф. После процесса, 1898.
- Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. - Dresden, 1899.
- Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. - 1899.
- Vizetelly E. A. With Zola in England. - 1899.
- Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. - 1901.
- Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. - Lpz., 1902.
- Bouvier . L’œuvre de Zola. - P., 1904.
- Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. - 1904.
- Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. - P., 1909.
- Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. - 1912.
- Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. - P., 1913.
- Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». - Halle a. S., 1913.
- Mann H. Macht und Mensch. - München, 1919.
- Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. - B., 1920.
- Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. - 1921.
- Martino P. Le naturalisme français. - 1923.
- Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
- France A. La vie littéraire. - 1925. - V. I. - Pp. 225-239.
- France A. La vie littéraire. - 1926. - V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284-292).
- Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. - P., 1927.
- Josephson Matthew . Zola and his time. - N. Y., 1928.
- Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
- Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. - P., 1929.
- Les soirées de Médan, 17/IV 1880 - 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. - P., 1930.
- Пиксанов Н. К. , Два века русской литературы. - изд. 2-е. - М.: Гиз, 1924.
- Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. - изд. 4-е. - М.: Гиз, 1928.
- Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. - 1894. - Pp. 247-294.
Экранизации
- Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1902) (по роману «Западня»)
- В чёрной стране / Au pays noir (Франция, 1905) (по роману «Жерминаль»)
- Западня / L’assommoir (Франция, 1909)
- Западня / Faldgruben (Дания, 1909)
- Нападение на мельницу / The attack on the mill (США, 1910)
- Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1911) (по роману «Западня»)
- В стране тьмы / Au pays des ténèbres (Франция, 1912) (по роману «Жерминаль»)
- Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1912)
- Человек-зверь (Франция, 1912) (возможно, что фильм не имеет отношения к роману Золя)
- Жерминаль / Germinal (Франция, 1913)
- Ограничьте народы / Gränsfolken (Швеция, 1913)
- Чудо / Miraklet (Швеция, 1913) (по роману «Лурд»)
- Деньги / Penge (Дания, 1914)
- Рабыни роскоши и моды (Россия, 1915) (по роману «Дамское счастье»)
- Разрушение / Destruction (США, 1915) (по роману «Труд»)
- Тереза Ракен / Therese Raquin (Италия, 1915)
- Холодное сердце / The marble heart (США, 1916) (по роману «Тереза Ракен»)
- Мужчина и женщина / A man and the woman (США, 1917) (по роману «Нана»)
- Наслаждение / La cuccagna (Италия, 1917) (по роману «Добыча»)
- Пьянство / Drink (Великобритания, 1917) (по роману «Западня»)
- Труд (Россия, 1917)
- Человек-зверь (Россия, 1917)
- Деньги / A pénz (Венгрия, 1919)
- Нана / Nana (Венгрия, 1919)
- Роковая женщина / Una donna funesta (Италия, 1919)
- Тереза Ракен (Россия, 1919)
- Труд / Travail, (Франция, 1919)
- Мадлена Ферра / Maddalena Ferrat (Италия, 1920)
- Человек-зверь / Die bestie im menschen (Германия, 1920)
- Западня / L’assommoir (Франция, 1921)
- Земля / La terre (Франция, 1921)
- Мечта / La reve (Франция, 1921)
- Дамское счастье / Zum paradies des damen (Германия, 1922)
- За ночь любви / Pour une nuit d’amour (Франция, 1923)
- Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1923)
- Нантас / Nantas (Франция, 1925)
- Нана / Nana (Франция, 1926)
- Деньги / L’argent (Франция, 1928)
- Тереза Ракен / Therese Raquin (Германия, 1928)
- Человек-зверь (La bête humaine), 1938
- Тереза Ракен (Thérèse Raquin), 1953
- Жервеза, 1956
- Чужие жёны (Pot-Bouille), 1957
- Добыча (La curée), 1966
- Проступок аббата Муре, 1970
- Зандали, 1991 (по мотивам «Терезы Ракен»)
- Жерминаль, 1993
- На краю света / Na koniec świata (Польша, 1999) - по мотивам романа «Тереза Ракен», в главных ролях Юстина Стечковска и Александр Домогаров
- «Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия», телесериал, серия по роману «За ночь любви» («Pour une nuit d’amour»), 2009 (Франция)
- Дамское счастье (телесериал), 2012
- Тереза Ракен (In Secret ) - фильм 2013 года, режиссёр Чарли Страттон.