Гендерное обучение в школе. Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул - это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. По моему мнению, эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине - матери, брата к сестре, отца к дочери. Мы с педагогом, ведущим класс девочек в нашем лицее, составили совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на уроках хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек - кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

3. С классом мальчиков должны работать больше преподавателей - мужчин.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно - это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Педагогика – это наука об обучении и воспитании, включающая различные отрасли педагогического знания. Понятие «гендерная педагогика» используется в педагогической теории и практике сравнительно недавно. Гендерная педагогика – это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек . Остановимся на основных понятиях, знание которых необходимо при изучении гендерной педагогики, предметом которой является специфика воспитания и обучения детей разного пола. Пол – это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков, определяющих человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку . Понятие «пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики. Биологический пол дается индивиду от рождения, в то время как социальный пол формируется прижизненно под влиянием социальных факторов. Термин «гендер» был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender – «род»). Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов. Диапазон трактовки термина «гендер» в современной научной литературе достаточно широк. Гендер рассматривается как процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого взаимодействия . Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества . Таким образом, под «гендером» понимается специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин. А. А. Чекалина рассматривает «гендер» в соотнесении с категорией психологического пола, полагая, что психологический пол является базовым образованием в гендере. Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии . Значение гендерной педагогики в решении задач формирования личности, в совершенствовании образовательного процесса обусловлено рядом факторов. У детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. «Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста» . Как показала практика, «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей. Гендерный подход в образовании, т. е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности. По мнению А. В. Мудрнка, применение знаний о гендерных особенностях необходимо в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций; в определении содержания и методов обучения; в создании условий для овладения мальчиками и девочками нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватному их возрастному статусу, психосексуальному развитию, социальным ожиданиям. Основными задачами гендерной педагогики являются: разработка теоретических основ, концепций гендерного образования; разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей. Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях: создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей); применение гендерно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Понятийный аппарат гендерной педагогики Гендерная педагогика – новая развивающаяся отрасль педагогического знания, поэтому до настоящего времени ее понятийный аппарат находится в стадии формирования. Многие понятия, используемые гендерной педагогикой, не имеют однозначного толкования в педагогической теории. На протяжении длительного периода при изучении проблемы воспитания детей разного пола основное внимание уделялось вопросам полового просвещения, сексуальным аспектам взаимоотношений полов, поэтому обоснованным было использование понятия «половое воспитание». В педагогическом словаре под половым воспитанием понимается «систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни» . Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в отечественной педагогике половое воспитание рассматривается как особая часть нравственного воспитания. Значение полового воспитания состоит, прежде всего, в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни. Д. В. Колесов считает, что суть полового воспитания состоит в овладении нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Он определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» .

На рубеже XX и XXI веков при изучении вопросов полодифференцированного воспитания в педагогической литературе наряду с понятием «половое воспитание» стало использоваться понятие «полоролевое воспитание» . Последнее основывается на закономерностях пола социального, акцентирует внимание на том, что формирование полоролевого поведения, мужских и женских качеств происходит в процессе воздействия социальных факторов.

Полоролевое воспитание рассматривается в педагогике как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных ролей) . Следует отметить, что до настоящего времени существует различное понимание соотношения понятий «полоролевое воспитание» и «половое воспитание». Одни исследователи считают, что понятие половое воспитание шире, чем полоролевое. Полоролевое воспитание является составной частью полового воспитания. Другие придерживаются противоположной точки зрения, утверждая, что полоролевое воспитание – более широкая область по сравнению с сексуальным (половым) воспитанием . Некоторыми учеными понятия «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» рассматриваются как синонимические. В последнее десятилетие при изучении вопросов воспитания и обучения детей разного пола все шире используется понятие «гендерное воспитание». По мнению А. А. Чекалиной, в этом случае более корректно говорить не о половом, а о полоролевом, или гендерном, воспитании, тем самым подчеркивая возможность влияния на формирование у ребенка установок относительно своего и противоположного пола . Таким образом, в современной научно-методической литературе используются различные понятия, характеризующие процесс воспитания детей с учетом пола: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание». Принимая во внимание сложившиеся в науке и педагогической практике подходы к разработке проблемы полодифференцированного воспитания, представляется более обоснованным и целесообразным подход, согласно которому понятия «гендерное воспитание» и «полоролевое воспитание» рассматриваются как синонимические, обозначающие воспитание в соответствии с половой (гендерной) ролью . Понятие «половое воспитание» ближе понятию «сексуальное воспитание», так как включает вопросы полового просвещения и половой гигиены, т. е. медико-педагогические аспекты проблемы. Гендерная педагогика как самостоятельный раздел педагогики имеет свою теоретическую базу, свои источники, важнейшим из которых является гендерная психология. Психологические исследования раскрывают особенности полоролевого развития, становления половой (гендерной) идентичности, психологического пола на разных возрастных этапах; механизмы гендерной социализации; гендерные характеристики личности. Результаты гендерных исследований в психологии позволяют научно обосновать систему гендерного (полоролевого) воспитания на разных возрастных этапах.

В разработке теоретических и методических аспектов проблемы полодифференцированного воспитания гендерная педагогика опирается на труды зарубежных и отечественных ученых, педагогическую практику, а также опыт воспитания детей разного пола в народной педагогике.

Гендерная педагогика представляет активно развивающуюся отрасль научного педагогического знания. Реализация гендерного подхода в образовании отвечает насущным требованиям времени, тенденциям развития научной теории и запросам педагогической практики.

Гендерное обучение

Клейн Е.С.

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г.

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ.

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой.

Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы .

Литература

    Конституция Р.Ф. от 12.12.1993г.

    Игорь Конь Мальчик-отец мужчины [Электронный ресурс]: психологическая библиотека. shtm

    Нина Сёмина Раздельно или параллельно[Электронный ресурс]:газета «Здоровье детей» № 4, 2008. URL : (дата обращения 26.01.2015г.)

Задачами учебно-воспитательного процесса в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2» с Мариинскими классами являются:

Воспитание нравственно здоровой, физически и духовно полноценной личности девочек и мальчиков школьного возраста через:

  • подготовку учащихся к полноценной жизнедеятельности в соответствии с природной гендерной предназначенностью и в соответствии с условиями современной жизни через систему базового образования;
  • здоровое духовное развитие и формирование гендерного самосознания представителей каждого пола как естественной основы их развития;
  • гуманитарная и естественнонаучная направленность образования и художественно-эстетическое воспитание для девочек;
  • нравственно-патриотическое, физическое воспитание для мальчиков.

«Бесполая педагогика» и «бесполая психология» давно не соответствуют направлениям современной педагогики, обращенной к личностным свойствам, траекториям развития женской и мужской индивидуальности, к выбору личных стратегий гендерного поведения. В нашем образовательном учреждении гендерный подхода к обучению и воспитанию школьников реализуются в раздельно-параллельных классах для мальчиков и девочек внутри одной школы, что не препятствует объединению учащихся в единые коллективы для участия в общешкольных мероприятиях.

Для того, чтобы быть мужчиной или женщиной недостаточно иметь только мужскую или женскую анатомию, а нужно еще следовать определенным социокультурным ожиданиям, которые общество предъявляет каждому человеку на основании принятых в нем прочно устоявшихся законов пола. Гендер — это наличие у человека совокупности психологических характеристик и особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии мужчин и женщин в общественной и личной жизни.

Гендерное обучение и воспитание — это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования, потому что самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое личностное «Я» — это половая принадлежность. Почему сегодня следует думать о реализации гендерного подхода в воспитании? «Во-первых, потому, что мы имеет феминизацию системы воспитания в целом. Во-вторых, потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В-третьих, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации. Перед педагогикой стоит сложная задача — становление педагогической теории и практики, способствующее переходу от «бесполой» педагогики к образованию, обращенному к внутреннему миру личности, мужской и женской индивидуальности, учитывающему их гендерные особенности в обучении и воспитании и содействующему самореализации детей обоего пола

Особенности мальчиков:

Мальчики занимают активную позицию;
- требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;
- им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;
- очень важен конечный результат их работы;
- у них менее развито произвольное внимание;
- они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;
- легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;
- к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;
- они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;
- готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;
- по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
- им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
- чистота и аккуратность - не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
- мальчики дольше, чем девочки входят в работу;
- любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
- лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
- в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
- мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
- звонок на урок - это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них - сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков - святое дело;
- главное - собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению.
- дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при столкновении должны дать сдачи - это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
- не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
- не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
- обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
- в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
- мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.

Особенности девочек:

Урок в классе девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
- они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
- им легче дается фонетический разбор, разбор предложения;
- они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
- им труднее даются геометрия, география, история - то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
- получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» - и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
- если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
- на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы это не проходили»;
- не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;
- им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время для оформление работы;
- у девочек быстро происходит выбор лидера;
- если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
- девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил;
- они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
- звонок на урок для девочек - сигнал к началу работы. Звонок с урока - сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
- в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;
- мышление словесно - логическое;
- речь грамматически правильная;
- легко запоминают длинные тексты.

Особенности организации педагогического процесса

Для мальчиков:

  • высокий темп подачи материала;
  • широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
  • разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
  • большое количество нестандартных, логических заданий;
  • минимизированное количество повторений пройденного материала;
  • работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  • использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
  • дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
  • подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
  • необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.

Для девочек:

  • неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
  • достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
  • дозирование объема и разнообразия новой информации;
  • большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
  • эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
  • подход к формулированию правил через речевые навыки;
  • изучение правил и обучение применению их на практике;
  • использование большого количества наглядного материала на уроке;
  • обучение с опорой на зрительную память;
  • эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

В рамках городского семинара завучей «Гендерное обучение» мною разработан и проведён фрагмент урока для классов кадет и мариинок

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы»

Урок химии в 8А классе (класс кадет)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации,

Задачи:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала;
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные :

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 (только у учителя) О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока:

Вид урока: смешанный

Формы работы: групповая работа (по 4-5 человек)

ХОД УРОКА

Организационный момент

Сдача рапорта (Здравствуйте, господа кадеты.)

Приложение 1 . Слайд 1

Учитель:

Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.

Скажите, а разве можно выткать ткань из серебра и золота?
Это проблема нашего урока

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое серебро и золото?
2) К какой группе простых веществ относят серебро и золото?
3) Какую другую группу простых веществ вы знаете?

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Простые вещества: металлы и неметаллы»). (Слайд 2
Сейчас вы будете работать по заданию : 1 и 2 группы работают над заполнением таблицы «Металлы», 3 и 4 группы над заполнением таблицы «Неметаллы». Для этого вам потребуется коллекция, которая у вас на столе, материалы параграфа 13,14 учебника О.С.Габриеляна
(У учителя на столе также бром и коллекция металлов)

Та группа, участники которой первыми запонят таблицу, уложившись по времени, получат оценку.
Работа над заполнением таблиц.
Вначале заслушиваем результаты заполнения таблицы металлы.

1. Агрегатное состояние;

2. Температура плавления и кипения;

3. Твердость;

4. Плотность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Заслушиваем заполнение таблицы неметаллы.

Пунктыпланаизучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние;

2. Твердость;

3. Плотность;

4. Электро- и теплопроводность;

5. Ковкость, пластичность;

6. Металлический блеск.

Как вы решили проблему нашего урока: можно ли выткать ткань из серебра и золота?
С какой физической характеристикой металлов это связано?

Учитель: Слайд (). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов ().

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

Домашнее задание: № 13, 14

Оценки за урок: Все кто выступал от групп и участники группы «5».
За дополнения - «4».
Всем спасибо. Урок окончен. Вольно.

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы» 8Б класс (класс мариинок)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации.

Задачи:

  • Образовательные :
    • обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»;
    • обеспечить усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
  • Развивающие :
    • формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы;
    • способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса;
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные :
    • активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету;
    • воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу;
    • воспитание национального самосознания через эпизод мотивации.

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации;

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 , О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная и групповая работа (по 2-3 человека)

ХОД УРОКА

Организационный момент (приветствие мариинок, рассаживание по группам)

Приложение 2 . Слайд 1

Учитель: прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас послушать сказку: … В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный.
Пришло ему желание поглядеть на белый свет. Долго ездил, много видел добра, и худа, и всякой всячины. Наконец подъехал к палатам высоким, хорошим, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.
- Скажите, кто из вас взялся бы выткать кафтан из серебра или золота?
Реально ли это?

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое представляют собой серебро и золото?
2) Какие вещества называются простыми?
3) Как можно классифицировать простые вещества?

Учитель: Итак, тема нашего урока, как вы уже наверняка поняли, «Простые вещества: металлы и неметаллы». (Слайд 2 тема урока и ученическая цель)

Сейчас вы будете работать по заданию: возьмите таблицу «Металлы» и работая с коллекцией металлов, текстом параграфа 13, учебника О.С.Габриеляна заполним её.
У учителя на столе также коллекция Металлов
Совместное заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

Cu

Al

Zn

1. Агрегатное состояние

2. Температура плавления и кипения

3. Твердость

4. Плотность;

5. Электро- и теплопроводность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Задание: С неметаллами работаем самостоятельно по группам. 3 минуты на составление таблицы. Заслушиваем заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние

2. Твердость

3. Плотность

4. Электро- и теплопроводность

5. Ковкость, пластичность

6. Металлический блеск

Учитель: Слайд (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ). Сударыни, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами ).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

1) Что вы считаете для себя главным на уроке?
2) Что было трудным?

Домашнее задание: § 13,14

Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке

Все вы сегодня молодцы.
1) Если вы были внимательны и уверенны в себе что все изученные вопросы усвоили поставьте себе «5».
2) Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на не все вопросы ответить можете поставьте «4».
3) Кто сомневается поставьте себе «3».
4 Поднимите руку, кто поставил «5» «4».



Вверх