Гайморит – гнусавый голос и повышенная потливость. Гнусавость после гайморита

Гнусавость голоса (ринолалия) – изменение произношения, связанное с нарушением резонирования звуков в носовой полости. Это довольно широко распространенное явление, особенно во время холодов. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с насморком и заложенностью носа, которые являются самыми распространенными причинами нарушения дикции. Этот дефект может сильно влиять на людей, отбивая желание общаться с окружающими людьми.

  1. Открытая форма. Она возникает при нормальном прохождении воздуха между ротоглоткой и носовой полостью. Такая форма наблюдается при дефектах развития верхней челюсти и нёба.
  2. Закрытая форма. Она наблюдается при возникновении изменений в носоглотке, препятствующих нормальному носовому дыханию.

У некоторых людей эти формы могут присутствовать одновременно. В таком случае можно говорить о смешанной ринолалии.

Причины

  • врожденные расщелины нёба и верхней челюсти («заячья губа», а также «волчья пасть»);
  • нарушение правильной анатомии носовой и ротовой полостей после травм, операций, новообразований;
  • воспаление слизистой носовых ходов;
  • опухоли, полипы, гипертрофия слизистой носа;
  • искривление хрящей носа;
  • короткая уздечка языка;
  • удаление разросшихся аденоидов;
  • отсутствие или раздвоение язычка;
  • нарушение работы языкоглоточного и блуждающего нервов.

Все перечисленные выше причины можно условно разделить на 2 группы: функциональные и органические изменения.

  1. К функциональным относятся такие факторы, которые не связаны с нарушением правильного расположения органов. Для примера можно привести насморк или аденоиды.
  2. Органические изменения – это те патологии, которые приобретаются плодом еще до его рождения или в течение жизни и деформируют кости и мягкие ткани полостей рта и носа. К органическим ринолалиям причисляют расщелины верхней губы и нёба, рубцы после травм или хирургических вмешательств.

Существует еще одна отдельная причина, которая может любого человека сделать временно гнусавым. Таким фактором является плач, так как он вызывает отек внутенней поверхности носовой полости и насморк. Это состояние не влияет на характеристики органов дыхания и не требует особых медицинских вмешательств.

Симптоматика

Кроме изменения произношения звуков, гнусавому голосу могут сопутствовать и другие симптомы заболеваний, из-за которых и происходит нарушение речи. К таким признакам относятся:

  1. Характерные расщелины нёба и верхней губы.
  2. Затруднение или отсутствие носового дыхания.
  3. Ухудшения слуха.
  4. Частые респираторные заболевания.

Новорожденные дети с врожденными аномалиями верхней челюсти имеют проблемы с сосанием и глотанием. У них может вытекать молоко из носа при кормлении. В дальнейшем без хирургической коррекции этих нарушений развиваются проблемы с развитием речевых навыков: отсутствие лепета, задержка первых слов. В более взрослом возрасте эти патологии способны привести не только к медицинским (нарушение зубного ряда и жевания) и косметологическим проблемам, но и к развитию психологических расстройств, которые будут выражаться в замкнутости, отсутствии интереса к общению со сверстниками и окружающими людьми.

Диагностика

Заподозрить такой дефект как ринолалия очень просто. Для этого не обязательно посещать врача, так как характерное произношение звуков легко улавливается в повседневной речи. А вот выявление настоящих причин этой патологии может потребовать к себе внимания специалистов в отоларингологии, стоматологии и логопедии.

Установить правильно диагноз и факторы, вызвавшие его развитие, можно только после соответствующего обследования. Оно должно включать в себя:

  • визуальный осмотр полости рта и носа;
  • риноскопию;
  • фарингоскопию;
  • рентгенографию носоглотки;
  • электромиографию.

Только после оценки всех пройденных обследований и консультации ряда врачей можно точно установить причину заболевания и выбрать тактику его лечения.

Диагностика врожденных дефектов возможна еще во время вынашивания ребенка. Обязательные ультразвуковые скрининги позволяют узнать о такой особенности будущего малыша с 16-18 недели беременности.

Устранение ринолалии

Стоит знать, что практически все виды ринолалии поддаются коррекции. Подход к выбору методов избавления от этого состояния должен быть комплексным.

Для начала нужно постараться убрать причину заболевания, а затем уже исправлять ее последствия с помощью индивидуальных методик. Так, при самой распространенной причине гнусавого голоса – насморке, назначаются солевые промывания полости носа (Аквалор, Долфин, Маример), сосудосуживающие капли (Тизин, Ксимелин, Галазолин), местные антисептики (Мирамистин, Протаргол или Сиалор).

Анатомические нарушения обычно требуют оперативного вмешательства. Для исправления врожденных нарушений существуют отработанные методики пластической хирургии, позволяющие сделать такой дефект практически незаметным для окружающих и избавить человека от вызванных им проблем. Кроме того, операции могут потребоваться и в ряде других случаев: полипах и гиперплазии слизистой носа, разрастании аденоидов, наличии травм и деформирующих рубцов, новообразованиях.

После вмешательства хирургов нужно посещение врачей ортодонтов для того, чтобы оценить состояние зубных рядов и прикуса. При нарушении этих показателей используются системы скоб, которые с помощью точно рассчитанного давления позволяют установить каждый зуб на его место.

Совместно с работой стоматологов нужна помощь логопедов и фониатров, которые помогают наладить правильное произношение звуков, отучить от привычки гнусавить, укрепить мышцы языка и нёба и помочь получить навыки свободного общения. Чем раньше будет проведен данный комплекс мероприятий, тем быстрее и легче можно возвратить правильную речь человеку после ринолалии.

Сланко Анна Юрьевна

Учимся петь красиво


методист Реброва О.А.

г. Хабаровск


Пение в нос или гнусавый , согласитесь, не очень радует слушателя, даже если он сливается с музыкой на все 100%.

Так как же петь не в нос ?

Для начала нужно точно понять поете вы в нос или нет.

Зажмите свой нос и спойте несколько строчек любой песни. Так вы хотя бы начнете улавливать все прелести своего гнусавого голоса и в будущем быстрее распознавать его.Затем запишите, уже естественным голосом, пару песен, сохранив в аудио файл и после внимательно прослушайте их. Вы обязательно заметите, где вы гнусавите. Не забудьте про друзей с хорошим слухом. Они вам тоже смогут помочь по данному вопросу.

Ладно, разобрались. Допустим, что пение в нос ваш стабильный попутчик.Из-за чего же этот некрасивый эффект появляется?

Причина первая:

Как обычно в любом мастерстве главный корень всех дефектов является не физический, а психологический. В нашем случае, как правило, это внутренняя зажатость исполнителя. Наверное, замечали, что уверенный в себе человек не гнусавит. Делаем вывод: нужно и не стесняться, при разной публике. Начиная с друзей, родных и так до победного.

Причина вторая:

Но и здесь все вытекает из первой причины. Это слабо открываемый рот.Здесь просто учимся следить за своим ртом и внятным произношением.

Еще способы:Попробуйте не петь, а промычать песню, при этом не старайтесь мычать не в нос, толку мало, все равно будете. Но так вы лучше воспримите неправильное пение. Как бы идя от обратного мы учимся слышать себя и следить за своим пением. Как не крути, а следить необходимо постоянно. В этом и весь ответ.

Что значит «попасть в позицию»? Как избавиться от гнусавости?

Пение «в позиции» (обычно говорят: в высокой певческой позиции) предполагает фокусировку в некую точку, имеющую все предпосылки для дальнейшего ее расширения. Пение «в маску» как раз и подразумевает расширение этой точки (и резонансные ощущения). В процессе обучения ощущение высокой певческой позиции необходимо стабилизировать.

Гнусавость - или излишняя назализация - недостаток, который исправляется с большим трудом, особенно если вокалист довольно длительное время пел «в нос». Гнусавость может иметь различное происхождение. Она связана с неправильной работой мягкого небо вследствие различных причин. Если гнусавость не вызвана органическими причинами (парез или гипотония мышц мягкого неба), то ее происхождение носит функциональный характер: подражание гнусавому голосу, вытягивание шеи, напряжение мышц лица, дефектная работа дыхания при пении, нестабильность в ощущении высокой певческой позиции и т.д. От гнусавости достаточно легко избавляться, если она проявилась на начальном этапе обучения и на начальном этапе певческой практики (у необученного певца). Но если навык гнусавости закрепился, то убирать ее становится трудоемким процессом.

Каковы основные дефекты звука у певцов?

Типичные недостатки: форсирование, «гортанность» голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные и, е, безопорность звучания, сиплый тремор или жесткий. Неточное попадание на звук (подъезды). Зажатое или открытое звучание «верхов». Нарушение вибрато, тремор. У певцов хора - тенденция к обезличиванию тембра.

Каковы способы исправления вокальных дефектов?

Способов много: верное определение типа и характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Лучший способ - недопущение дефектов. Для исправления одних и тех же дефектов могут применяться разные вокальные приемы. Одним певцам лучше помогают мышечные ощущения, другим - вибрационные.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

Как зависит громкость голоса от открывания рта?

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность, гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

Открывание рта дает возможность увеличивать звуковую энергию, продуцируемую гортанью, создает «рупор». Если певец не владеет в достаточной мере дыханием, но старается «открывать» рот, чтобы как-то себе помочь (правда, это не значит, что нижняя челюсть при этом расслаблена), то это повышает тонус, возможно, что-то ненадолго «откроется». Но эффективного результата певец все - же не достигнет.

Почему при акустическом пении голос свободен, а при пении в микрофон появляется зажим? Как с ним справиться?

Существует обратная связь между чувствительностью слуха к различным частотам и присутствием в голосе соответствующих обертонов. При пении в акустических условиях такая обратная связь слуха и голоса привычна для поющего, так как именно в акустических условиях происходит работа над голосом и над произведениями. Певец не воспринимает в своем голосе тембральных искажений, поскольку их субъективно для него не существует. При этих условиях у исполнителя сохраняется возможность управления своим голосом в привычных рамках. При пении в микрофон такая связь слуха и голоса нарушается, так как голос, звучащий из «колонок», воспринимается певцом, как чужой. Это может происходить по причине неточной отстройки частотных характеристик голоса, звучащего через усилительную систему (микрофон, усилитель, пульт).

Начинающему певцу в этих условиях бывает достаточно трудно оценить звучание своего голоса, и он начинает приспосабливаться к такому звучанию. Происходит это следующим образом: певец привык при определенномзвукопродуцировании получать определенный результат своего звучания. Когда этот результат неадекватен привычному звукопродуцированию, певец начинает менять приемы в подаче своего голоса, нарушая отработанную технику. Так возникают зажимы при пении в микрофон.

Профессиональный же певец сумеет приспособиться к «микрофонному эффекту» без какого-либо напряжения со своей стороны. Он хорошо владеет своим голосом, знает свои технические возможности.

Существует еще одно нарушение обратной связи. Это - работа вокалиста в студийных условиях. Здесь певец слышит свой голос практически только через наушники (как это происходит при наложении голоса на фонограмму). И чем лучше вокалист знает свой голос, чем более тонким вокальным слухом он обладает, тем легче он приспособится к «эффекту наушников».

В обоих случаях очень важна грамотная работа звукооператора. При отстройке мониторов или наушников при записи необходима точная отстройка частотных характеристик поющего, так как певец продуцирует тот тембр, который он слышит (что на входе, то и на выходе). Хорошая вокальная техника и гибкость владения своим голоса певцу также необходима даже в случае грамотной отстройки микрофона и наушников.

Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Но прежде чем обратиться к конкретным рекомендациям. Которые пригодятся не только профессионалам, но и любителям, то есть всем кто любит петь , давайте задумаемся над тем, что такое пение , певческий голос и как научиться петь красиво, как поставить голос в домашних условиях .

Пение – один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому.

Как научиться петь красиво? И самостоятельно поставить голос?

Если природа подарила человеку хороший голос , ему хочется петь точно также, как тому, у кого от природы данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных с дыханием , бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать её и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко, а само дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту . Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии ) и осмысленность фразы и думает не о том, почему и для чего поёт , а о том попал ли звук на нужную ноту.

Увлечённость пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нём, к организации координирующего центра.

Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ – разъединение. А иногда внимание певца сосредотачивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол» и т.п., и это нарушает связи звуковедения.

Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом – голос звучит. Но к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознаётся певцами. Именно их создаёт и сберегает певческий эмоциональный настрой , но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубо же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестаёт звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы.

Голос поёт и говорит мелодию. А мелодия – это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел – его бросила рука, ветка качнулась – её толкнул ветер. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые «маски» и «зубы». Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания , их мускулатура и мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела музыканта , и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания . Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний


Учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции тоже могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие.

У актёров и певцов есть профессиональный термин – «опора». Все согласны, что «опёртый» звук – хорошо, «неопёртый» - плохо и что «опёртый звук возможен только там, где есть « опёртый» вдох, хотя, чем отличается «опёртый» вдох от «неопёртого», неизвестно.

А между тем, всё просто.

«Опёртый» голос – это звонкий голос. А что такое «опёртый» вдох? Прикоснуться к плечу партнёра - ещё не значит опереться на него. Опереться – значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опёртый» вдох – это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «опёрся», говоря попросту, упёрся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и мы чувствуем это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь!

Вдох – движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох – это мысленно установить связь с дном лёгких. Направление гортани диагонально по отношению к лёгким, следовательно, ей удобно петь, если Вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох «опёртый» в спину. Лёгкие расширяются к основанию не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объём его велик.

Звучание – выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо оставить воздух там, откуда Вы его «взяли». Сквозное действие певца – задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох – это звук.

Не думайте о дороге, по которой вы поведёте этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати,большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом, ищите движением и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что « запирать » дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох искажающий форму лёгких, задерживать, да и делать вредно. Вдох , наполняющий лёгкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье.

Лучшая в мире постановка голоса – не русская, не французская, не немецкая и даже – боги мои! - не итальянская, а природная.

Если вы хотите узнать как научиться петь красиво, и поставить голос самостоятельно используйте упражнения для развития певческих навыков.

Следовательно, если Вы сознательно произвели правильный вдох и задерживаете его, всё остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью.

Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука – голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться – встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идёт из двух бронхов в одну трахею – встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но лёгкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она – им.

Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, диафрагма должна во время звучания объединять лёгкие. Как? С помощью вдоха, который заполняя лёгкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчиняется и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить лёгкие, не разъединяя их, может только один вдох – вдох в спину.

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается выговорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут, прежде всего, слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять. Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.

профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да ещё с постановкой голоса. Ведь тогда оно – действие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если для Вас пение протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуя кантилену. Надо только произнести, потому что хорошо произнесённое наполовину спето.

Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов – от мускулатуры внешней (губы, челюсти). Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произносить? Его внимание раздваивается: кантилена – внимание на брюшной пресс и диафрагму, дикция на движение челюстей и губ. Активная артикуляция – по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца . Кроме того, челюсть – кость. Она тяжёлая. Гортань – хрящ. Он лёгкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать? Представьте себе Венеру, отвалившую челюсть, или Аполлона, сделавшего «мопса». Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - «нутром поёт»? И не думайте, что петь нутром – значит петь особо выразительно. Нет! Народ говорил как слышал: поёт нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инструмент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А « маска», «купол», «зубы» - неподвижная надстройка над тем, что поёт. Поэтому думайте, что произносите слова всё той же диафрагмой. И не насилуйте её. Она всё знает. Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки – мелодию с текстом. Ещё одним важным вопросом наряду с вопросом "Как научиться петь?" является вопрос .

Музыка имеет три измерения – высоту , тембр и силу . Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождая тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка её не создаст. Надо думать о звонкости – звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма , а на низких – грудные группы мышц .


"Поем, играя!"

Собираем внимание.

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной , они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.





«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.


«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.

Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

    Втягивание и раздувание щёк поочерёдно

    Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу

    Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха

    Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

    Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки

    Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

    Зевание с открытым ртом

    Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов

    Произношение гласных звуков с позёвываниями

    Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

    Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой

    Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

    Пожёвывание губ

    Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам

    Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов

    Фырканье

Гимнастика языка

    Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно

    Пожёвывание языка

    Похлопывание языка губами

    Вытягивание языка вперёд «иголочкой»

    Попытки достать языком до подбородка и до носа

    Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха

    Переворачивание языка на разные бока

    Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения

на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык - это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще - это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

    Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль

    Очень важно регулярно работать перед зеркалом

    В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны

    Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении

    Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами

    Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1 . Упражнение «Страшная сказка» Главное - глаза. История рассказывается тихо, с помощью глаз и интонации. Задача: найти звук из груди без атаки.

Название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефаль цетном режиме (начинаем с p и доводим до f )

Угрожающая интонация - У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ.

Обратный порядок - Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. Челюсти во время этого упражнения раздвинуты максимально. Пальцы рук контролируют щеки, ненапряженную, губную комиссуру. Эту сказку важно «прожить», прочувствовать.

2. Упражнение «Вопросы-Ответы». На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани: грудного и фальцетного. Соответствие нефальцетного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щек. На этом упражнении мы проверяем регистровый порог. Основной элемент - скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой.

? ? ? ?

?

о у а о э а ы э и ы

у о о а а э э ы ы и

3. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот прини мал исход-ное положение, которое напоминает прямоугольник. Задача: сильно и активно произносить согласные звуки в следующей последователь ности:

Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,3,Ж.

Каждый звук произносится 4 раза. Перед и после каждого звука делается бесшумный вдох (ртом и носом). Особенности произношения: согласные «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубоч кой губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ» и «БУХ»; согласные «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка; согласные «К» и «Г» произ носятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти. При произнесении остальных звуков важно прекращать четырехзначное повторение звука вдохом, т.е. осознать момент перехода выдоха во вдох. Все упражнения выглядят следующим образом: Ш,Ш,Ш,Ш; С,С,С,С; Ф,Ф,Ф,Ф; и т. д.

4. Произнесение слоговых сочетаний согласного и гласного. Слоги необходимо повторять неоднократно, добиваясь чистоты произношения.

па пэ по пу пы пи пе пя пё пю жи же жа жо жу

ба бэ бо бу бы би бе бя бё бю ши ше ша шо шу

га гэ го гу гы ги ге гя ге гю ци це ца цо цу

ка кэ ко ку кы ки ке кя кё кю чи че ча чё чу

да дэ до ду ды ди де дя дё дю щи ще ща щё щу

та тэ то ту ты ти те тя тё т

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

центр внешкольной работы

«Планета взросления

E - mail : children - world @ yandex . ru

Тел./факс: 54-85-29

Определенные патологии могут не только досаждать и являться причиной плохого самочувствия, но и в значительной степени повлиять на голос человека. Многим знакомо это неприятное ощущение, когда из-за гнусавости голоса окружающие с трудом тебя понимают, поскольку пропадает часть звуков и речь становится невнятной.

Такое явление зачастую возникает при насморке и исчезает при его излечении. Однако если пациент приходит к врачу с жалобой: «Нос дышит, но говорю в нос!», то это уже повод серьезно озаботиться здоровьем. Поэтому далее поговорим о причинах возникновения такого явления и способах его устранения.

Гнусавость - довольно частое явление

Перед тем как разобраться с тем, почему человек говорит в нос, сначала кратко рассмотрим, что представляет собой данное патологическое явление.

Гнусавость (ринолалия) – неполное нарушение голоса (дисфония), выражающееся в звуковом дефекте при произношении звуков.

Появляется вследствие излишнего либо недостаточного резонирования носовой полости.

Справка . Гнусавость не дает воздуху проходить через нос, в результате человек воссоздает звуки исключительно ртом, носовая полость участия не принимает.

В итоге речь становится невнятной, и звуки искажаются, особенно «м» и «н».

Стоит отметить то, что гнусавость делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные характеристики:

  • открытая – звуки имеют возможность проходить не только через рот, но и носовую полость;
  • закрытая – нарушена проходимость носовой полости, из-за чего она полностью закрыта для прохождения звуков и воздуха;
  • смешанная – характеризуется непроходимостью носа и ослабленным небно-глоточным затвором.

Ринолалия делится на несколько разновидностей в зависимости от характера нарушения проходимости звуков и воздуха

Причины жалоб «говорю в нос» можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся такие обстоятельства:

  1. Плохая подвижность неба.
  2. Дефекты мягкого либо твердого неба.
  3. Неправильная форма языка при произношении.
  4. Врожденное или приобретенное искривление носовой перегородки.
  5. Травмы различного характера.

Ко второй группе относятся недуги, сопровождающиеся таким нарушением в голосе:

  • гнусавость после и вовремя него;
  • гипертрофия и отечность носовых раковин;
  • опухолевидное образование в носоглотке;
  • третичный сифилис.

Помимо этого гнусавость может наблюдаться и при отсутствии каких-нибудь патологий. Она может быть следствием привычки неправильно произносить слова из-за наличия нарушений слуха (глухота или тугоухость).

Определив причины данного состояния, перейдем к рассмотрению вопроса как не говорить в нос, то есть устранить этот неприятный дефект голоса.

Как избавиться от гнусавости

Специалисты утверждают, что возможно устранить почти все случаи данного дефекта, однако без медицинской помощи здесь не обойтись.

Терапевтические мероприятия зависят от вида недуга, спровоцировавшего развитие гнусавости.

Если причиной стал обычный ринит , то на помощь придут назальные капли или спрей для снятия заложенности носа: « », « », «Санорин» и т.д.

Кроме того, помогут промывания носовой полости при помощи средств на основе морской воды или обычных солевых растворов, которые прекрасно себя зарекомендовали при лечении насморка (« », « », «Квикс»).

Если причина более серьезная, то врач может назначить проведение оперативного вмешательства для выполнения таких действий:

  1. Устранение анатомического дефекта.
  2. Коррекция деформации носоглотки.
  3. Коррекция искривленной носовой перегородки.
  4. Установка глоточного арбитуратора.
  5. Удаление опухолей, аденоидов, полипов.

После хирургического вмешательства обязательно проводится массаж рубцов неба и наблюдение за правильностью небно-глоточного смыкания.

Кроме этого дополнительно назначается курс физиотерапии, психотерапии, а также занятия с логопедом .

Справка. Хирург в силах устранить лишь причину ринолалии, после чего за дело принимается логопед, который может научить верно произносить звуки.

Занятия с логопедом

Что делать, если говоришь в нос, когда обследования никаких патологий не было выявлено?

Логопед сформирует правильное произношение звуков

Возможно, это просто привычка, формировавшаяся длительное время.

Здесь помогут устранить гнусавость занятия с логопедом, включающие в себя такие упражнения:

  • артикуляционная и дыхательная гимнастика;
  • логопедический массаж мягкого и твердого неба;
  • правильное произношение и постановка речи.

Артикуляционная гимнастика подходит для выполнения, как и открытой, так и при закрытой форме ринолалии и включает в себя такие упражнения:

  1. Вытянуть язык вниз до подбородка и зафиксировать в таком положении на 5-10 секунд.
  2. Выполнить движения высунутым языком от одного уголка рта к другому.
  3. Открыть широко рот, высунуть язык и сделать круговые вращения языком.

Кроме того, логопед учит пациента правильно дышать (при открытой ринолалии). Для этого больному предлагается выполнение довольно простых упражнений:

  • надувать щеки;
  • надувать мыльные пузыри;
  • имитировать задувание огня.

На фоне этого идет параллельная работа над правильностью речи, которая заключается в произнесении определенных сочетаний звуков . Такие упражнения выполняются как с логопедом, так и даются больному в качестве домашнего задания.

Заключение

Говорю в нос после простуды – обстоятельство, беспокоящее многих людей, судя по количеству таких высказываний на форумах. Однако в этом нет ничего страшного. Это просто остаточное явление перенесенного заболевания, которое со временем проходит.

А вот если гнусавость появляется без видимых на то причин, при отсутствии насморка или простуды, то это обстоятельство – повод обратиться к специалисту.

Где находятся придаточные пазухи носа

Потливость при гайморите – явление нередкое и зависит от формы заболевания. Для начала давайте разберемся, что такое гайморит, откуда он берется.

Все слышали про гайморовы пазухи, но немногие представляют, где они находятся. Вообще придаточные пазухи носа располагаются внутри лицевых костей. Изнутри они выстланы слизистой оболочкой, которая является продолжением носовых слизистых. Пазухи и нос сообщаются между собой, поэтому при дыхании воздух у здорового человека постоянно попадает не только в нос, но и в синусы (другое название пазух).

Синусов на лицевом черепе довольно много, но чаще всего мы сталкиваемся с воспалительными заболеваниями лобной пазухи (фронтит) и верхнечелюстной (гайморит). На рисунке хорошо видно, где они расположены.

Если в процесс вовлекается несколько синусов, тогда доктор – оториноларинголог, он же ЛОР – ставит диагноз: полисинусит. Когда болезнь охватывает все пазухи, речь идет о пансинусите.

Оказывается, гаймориты бывают разные!

Врачи делят гаймориты на несколько разновидностей:

  1. Острый катаральный;
  2. Острый гнойный;
  3. Острый аллергический;
  4. Острый одонтогенный (происходящий от воспаления челюстей);
  5. Хронические формы: отечно-катаральный;
  6. Гнойный;
  7. Слизисто-гнойный;
  8. Одонтогенный;
  9. Аллергический.

Головная боль и потливость при гайморите

Чаще всего врачи имеют дело с отечно-катаральной формой, потом по частоте идет гнойный гайморит, и далее – смешанный тип. Гнойный гайморит доставляет больше всего страданий, кроме того, он может осложниться язвами на слизистой и даже поражением костной ткани. А это, в свою очередь, приводит к наружным свищам: то есть на коже лица открывается гнойник.

Когда гнойное содержимое пазух дополняется развитием анаэробных бактерий, то сам гной приобретает зловонный запах. В подобных случаях повышенная потливость и гайморит неразрывно связаны, ведь повышена температура тела, а, как известно, при инфекционных заболеваниях организм снижает температуру с помощью обильного .
И уж, конечно, ни самолечение, ни народные средства тут не помогут, только помощь квалифицированного специалиста по ЛОР-заболеваниям может вылечить гнойный гайморит.

Самые распространенные причины возникновения гайморита

Гайморит может быть осложнением после таких заболеваний, как корь, грипп, простуда с насморком, других инфекционных болезней.

Гайморитом могут осложниться и болезни 4 корней верхних задних зубов, в том числе и коренных.

Аллергический гайморит бывает не менее мучительный, развивается в ответ на контакт с любым аллергеном, на который реагирует организм конкретного человека. Это бывает и домашняя пыль, и цветочная пыльца, и перхоть домашних животных (заметьте, не шерсть сама по себе, а именно перхоть).

Иногда проходит несколько лет непрерывных мучений с хроническим воспалением гайморовой пазухи, прежде чем выявят “виновника” заболевания. И когда им оказывается обыкновенная домашняя пыль или микроскопические пылевые клещи (кстати, они живут в каждом доме), первая реакция может быть просто шоковой. Но врачи сталкиваются с этим ежедневно и знают, как диагностировать и лечить такие состояния.

Как проявляют себя различные формы гайморита

Процедура в кабинете ЛОРа – лечение гайморита

Люди, которые болеют хроническим гайморитом, прекрасно знают, как начинается обострение. А те, кто сталкивается с этим впервые, бывают удивлены и напуганы, когда вдруг начинают болеть щеки около носа (смотрите на рисунке, это как раз проекции гайморовых пазух). Нос обычно “заложен”, носовое дыхание затруднено. К этому присоединяется головная боль, а в тяжелых случаях – повышенная температура и сильная потливость.

Если острый гайморит удается полностью вылечить, это очень хорошо, но часто он переходит в хроническую форму с обострениями раз в несколько месяцев. Обостриться он может от малейшей простуды, такие хронические больные боятся сквозняков, панически боятся переохлаждения, потому что знают, что вслед за этим будет снова больничный лист на 2 (а иногда и более) недели, постоянная головная боль и недомогание.

Лечение гайморита – какие способы применяются в последние годы

Лечением гайморита занимаются оториноларингологи в поликлиниках – или по месту жительства, или в платных частных медицинских центрах, либо ЛОР-кабинетах.

Сначала доктор, конечно, производит диагностику, чтобы убедиться, что у пациента именно гайморит, а не воспаление корней зубов или другое заболевание. Для этого производится общий осмотр, пальпация (ощупывание пальцами) болезненных зон. С помощью специальных приспособлений осматриваются носовые ходы, наружные слуховые проходы, полость рта.

Иногда достаточного беглого осмотра, чтобы поставить предварительный диагноз. Но в большинстве случаев при подозрении на гайморит делается рентгеновский снимок всех пазух. На снимке часто виден уровень жидкости (гноя) в конкретной пазухе.

Раньше в подобных случаях больному сразу предлагали сделать прокол и выпустить гной. Прокол делается через полость носа, гной откачивается, гайморова пазуха промывается антибиотиками. В случае, когда хронический гайморит приобретает чуть ли не беспрерывное течение, через прокол вставляется в пазуху пластиковая трубочка, которая крепится лейкопластырем ко лбу. Это доставляет помимо физических, еще и моральные страдания. Поэтому от подобных методов врачи стараются отходить, ведь медицинская наука не стоит на месте и постоянно предлагает новинки, в том числе и для ЛОР-патологии.

Лечение с помощью сильных антибиотиков – общее и местное

Гнойный гайморит лечится только при помощи антибиотиков, которые назначаются в виде таблеток и в виде капель (аэрозоля), которые вводятся непосредственно в носовую полость. В аптеках постоянно появляются новые виды антибиотиков, это связано с тем, что бактерии привыкают к определенному антибиотику, и он перестает на них действовать.

Кроме перорального (таблетки) приема антибиотиков, обязательно надо закапывать в нос лечебные средства, содержащие другие антибактериальные препараты. Они сегодня продаются в удобной аэрозольной форме. Достаточно просто брызнуть в нос по 1-2 “пшика” 2-3 раза в день. Единственное условие – нос перед этим должен быть “разложен” с помощью капель типа Нафтизин или Галазолин, чтобы слизистая оболочка не была такая набухшая и не закрыла доступ лекарству внутрь синуса.

Потливость и заложенный нос при гайморите

Последовательность действий такая: сначала капают сосудосуживающие капли в нос (кстати, закапывать надо правильно – склонив голову набок, в нижнюю ноздрю). Через 5 минут, когда нормальное носовое дыхание восстановилось, распыляют средство с антибиотиком. Иногда перед этими процедурами носовую полость промывают средствами, содержащими морскую соль.

Если предпринятые меры не помогают унять гайморит, и заложенность носа, температура и потливость повторяются несколько раз в год, пациенту предлагают сделать хирургическую операцию.

Операция для восстановления нормального носового дыхания

Операции на носу с целью восстановления нормального процесса дыхания делаются трех видов:

  1. Септопластика – это операция по исправлению искривленной перегородки носа. Дефект может быть врожденным, в других случаях он появляется после травмы. Во время операции хирург восстанавливает нормальное строение носовой перегородки, после этого заложенность носа исчезает.
  2. Удаление излишков слизистой оболочки носа – делается в случаях сильного разрастания слизистой. Она перекрывает устья, через которые носовая полость сообщается с пазухами, в результате в синусах скапливаются и размножаются бактерии, что и приводит к синуситу. Когда часть слизистой убирают, воздух начинает свободно циркулировать по пазухам носа, что и приводит к нормализации функций носовых пазух.
  3. Удаление нижних носовых раковин производится по тем же показаниям, сложности не представляет. Нижние носовые раковины – это небольшие хрящики внутри самого носа, их удаление также освобождает устья для нормальной циркуляции воздуха.
  4. Комбинированная операция – когда делаются все три вышеперечисленные вмешательства сразу. Она более длительная, но и эффект от нее более значительный.

Количество аллергиков в мире стремительно растет, поэтому становится актуальной проблема лечения аллергии с помощью специальных средств. Даже простое соблюдение некоторых правил поможет вам облегчить дыхание.

Во-первых, дома надо регулярно делать влажную уборку.

Во-вторых, следите за влажностью в доме. При влажности ниже 40 процентов обязательно приобретите увлажнитель воздуха.

В-третьих, смените подушки и одеяла из пуха и шерсти на синтетические, помните, что именно в натуральных материалах так любят селиться пылевые клещи, которые вызывают аллергические гайморит и, как его следствие, повышенную потливость.

Какие есть способы избавления от гнусавого голоса? Прежде всего, стоит разобраться, почему образуется гнусавый голос.

Все дело в носоглотке и, в первую очередь в носе человека. При неправильном его строении или работе – возникает гнусавость.

Почему образуется гнусавость.

Открытая гнусавость голоса может проявиться при повреждении неба, чаще всего при врожденной деформации неба – «волчьей пасти», а также после ожогов, различных проколов и прочих травм. Еще одной причиной появления открытой гнусавости может стать удаление гланд, если рубцы после операции стянули мягкое небо.


- Закрытая гнусавость голоса проявляется иначе. В таком случае происходит искажение носовых звуков, а также гласных.
Закрытая гнусавость может проявиться по нескольким причинам – полипозное образование в носу, утолщение слизистых оболочек, искривление перегородки, увеличение размера носовой раковины, аденоиды. Французский прононс зачастую появляется из-за подражания своеобразному произношению окружающих людей или родителей.

Как избавиться от гнусавого голоса.

Устранение эффекта гнусавости голоса и избавление от неё является трудоемким и сложным процессом, при котором необходимо проводить и логопедические, и медицинские мероприятия. Трудозатраты по избавлению от этих мероприятий, в итоге окупятся сторицей звонким и чистым голосом. Популярным, распространенным методом избавления от гнусавости является использование зеркала. Почему метод с зеркальцем против гнусавого голоса так популярен? Потому, что доступен каждому и несложен в использовании. Как избавиться от гнусавости при помощи зеркала? Ниже описание этой методики избавления от гнусавого голоса:
При использовании зеркальца необходимо произносить гласные звуки и внимательно следить, чтобы зеркальная поверхность оставалась сухой и не запотевшей. Если же зеркало запотевает – наверняка присутствует гнусавость голоса, и необходимо продолжать тренировки, добиваясь чистой поверхности зеркала. При ярко выраженном гнусавом голосе нужно начинать тренировки с контроля выдоха воздуха через рот. Можно тренироваться, дуя на различные легкие предметы – бумагу или вату, находящиеся в десяти-пятнадцати сантиметрах ото рта. После того, как выдох получается достаточно хорошо, можно перейти к тренировке по произношению звуков. Таким образом, можно избавиться от открытой гнусавости голоса.



Вверх