Деятельность как способ существования людей. Деятельность как способ существования социального

На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершает те или иные действия, вступая в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может - ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которые ставит его реальное бытие. Иными словами, в действиях человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает свое бытие, и можно сказать, что для него действовать − значитбыть .

Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли. Во-первых, они могут быть направлены на то, чтобы в той или иной мере приспособиться к существующим условиям бытия, к тем требованиям, которые предъявляет к каждой личности ее "жизненный мир" − как природный, так и социальный. Такого рода совокупные действия человека принято называть поведением - с его помощью человек старается изменить не мир, в котором он живет, а самого себя, чтобы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обществе всегда предполагает определенное приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье и в школе, правилам поведения в общественных местах, нормам общения с друзьями и т. д.

Вместе с тем для большинства людей характерны активные действия, направленные на то, чтобы в определенной степени преобразовать нынешние условия нашего бытия, сделать их более достойными нас, облегчающими жизнь человека (и всего человечества!). Именно такого рода систему человеческих действий и называют обычно деятельностью . С ее помощью человек переделывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путем (здания, машины, компьютеры, произведения искусства и т. д.).

Для деятельности характерно наличие ряда признаков, существенно отличающих ее от обычного поведения: у последнего они или отсутствуют совсем или же присутствуют в зачаточном и неявном виде.

Чаще всего признаками деятельности считаются:

определенная цель , обычно четко осознанная и хорошо продуманная (поведение же часто бывает стихийным, бесцельным и даже бессмысленным);

программа , в которой предусматриваются конкретные способы активных действий, их последовательность, возможные результаты и т. д., т. е. своеобразная логика деятельности (наличие подобных программ в поведении - достаточно редкий случай);

свобода , означающая возможность выбора человеком предметов для преобразования целей, способов деятельности, ожидаемых результатов и т. д. Разумеется, свобода деятельности всегда относительна, ибо она "скована" определенными рамками − объективными законами, реальными возможностями и т. п. (конечно, элементы свободы присутствуют и в поведении; более того, зачастую она понимается человеком анархистски − веду себя так, как хочу , что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами);

творчество , стремление человека создать в результате деятельности нечто принципиально новое, отсутствующее до сих пор в реальности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не всякая деятельность обладает творческим характером - скажем, деятельность по производству серийных предметов потребления (ее можно назвать репродуктивной, т. е. воспроизводящей то, что уже есть в наличии. Но и она со временем обогащается творческими моментами, ведущими к совершенствованию продукции). В поведении же, которое опирается обычно на традиционные образцы и нормы, творчество, пожалуй, весьма уникальное явление.

Таким образом, деятельность человека всегда представляет собой некую продуманную технологию преобразования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия.

В любой деятельности можно выявить некую общую структуру , включающую, как правило, две основные составляющие − субъективную и объективную. К субъективной относят все то, что в первую очередь связано с "человеческим фактором" деятельности − самого человека, его активные действия, поставленные им цели и задачи, разработанную программу действий и т. д. Объективная составляющая включает в себя, главным образом, материальные компоненты деятельности − исходные предметы и материалы, законы их бытия, способы и средства их преобразования, результаты (основной и побочные) и др. Очевидно, что хотя субъективная сторона деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают весьма важным условием деятельности - они могут как способствовать ее успеху, так и сдерживать ее (достаточно вспомнить, например, о том, как недостаточное финансирование существенно замедляет, − а иногда даже блокирует - деятельность коллективов ученых и инженеров по созданию новых лекарственных препаратов).

Для того чтобы раскрыть этот вопрос в полной мере, я думаю, будет уместно определить, что же является деятельностью.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей. Действительно, общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Деятельность есть способ существования социального, то есть способ, которым существует общество.

В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.

С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им новых средств или с достижением целей с помощью новых средств. В связи с научно-технической революцией творческая деятельность приобретает все более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и заканчивая проблемой известной «девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условия включения ее в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчеркивает, что личность несводима к выражению только в формах деятельности и что гармония личности и деятельности возможна лишь на основе наполнения деятельности подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним деятельностью, а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека.

Важный вклад в анализ этой проблемы внес С.Л. Рубинштейн. «Основной закон исторического развития психики человека, -- писал он, -- заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности практической и теоретической -- предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу». С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии. Но наиболее важные философско-психологические проблемы человека рассматриваются С.Л.Рубинштейном в его фундаментальном труде «Человек и мир».

Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А.Н.Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию «меняет весь понятийный строй психологического знания». А.Н.Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в котором субъект осуществляет преобразующие действия с предметным миром; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. Психологическое развитие человека -- по А.Н.Леонтьеву -- это процесс развития его деятельности, сознания, личности.

Деятельность - основная и решающая сфера проявления социальной активности субъектов истории, начиная от отдельных индивидов и до человечества в целом. Но что, же побуждает людей к деятельности, питает их социальную активность? Социологи до Маркса, полагали, что все дело в свободной воле, в желаниях, мыслях и идеалах, которые рождаются в головах людей и движут их поступками, их действиями. Здесь есть доля истины. «Все, что приводит людей в движение, справедливо отмечал Ф.Энгельс, должно пройти через их голову». Но сами воля, желания, мысли людей детерминированы ДЕТЕРМИНАЦИЯ - (от лат. determinatio - ограничение, определение) причинное определение явления. материальными факторами, за ними следует видеть их материальную объективную основу в виде потребностей и интересов масс, социальных групп, отдельных личностей. Роль потребностей и интересов в побуждении к деятельности отчетливо просматривается в самой её структуре, основными соподчиненными элементами которой выступают: потребность, интерес, цель деятельности и её мотив, собственно деятельность и результат.

Потребность выступает как исходный момент в пусковом механизме развития общества. Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. При этом объем и характер потребностей зависят как от уровня развития общества и общественного производства, так и от условий деятельности и места различных групп людей в системе общественных отношений. Общественные потребности не ограничиваются индивидуальными потребностями, вновь выступают и как потребности социальных групп, общества в целом. Они и побуждают не только отдельные личности, но и большие группы людей либо поддерживать старое, либо выступать за его устранение, за утверждение нового, побуждают к разрешению назревших противоречий. При этом потребности выступают и, в конечном счете, осознаются как интересы.

Интересы выражают отношение общества, данного класса, социальной группы ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духовных ценностей на определенном этапе развития. Можно сказать, что интересы представляют важнейший элемент механизма, посредством которого объективные, сложившиеся в обществе потребности осваиваются социальными группами, социальными силами и превращаются в мощный фактор, побуждающий их к социальному действию. Интересы имеют объективное основание в системе общественных отношений. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, писал Ф.Энгельс, прежде всего как интересы». Поскольку положение социальных групп, индивидов в системе общественных отношений неодинаково, различны и их интересы. Больше того, на каждом этапе истории складывается сложная, многомерная система интересов. Борьба за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные и духовные. И хотя исследование этой сложности только началось, в практической деятельности необходимо учитывать сущность и динамику интересов различных профессиональных, возрастных, демографических, национальных и иных групп. Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического процесса, является деятельность всех его «участников» и социальных общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной деятельности и развивается история общества.

Человечество отличает способность действовать в своих интересах, создавая масштабные, всеобъемлющие блага. Это делает нашу жизнь комфортной.

Деятельность как способ существования людей определяет благосостояние каждого отдельного человека и общества в целом. Такое поведение позволяет менять мир вокруг нас. Что собой представляет этот процесс, а также что способствует деятельности человека, необходимо рассмотреть подробнее.

Общее понятие

Человеческая деятельность - это форма взаимодействия с миром, который нас окружает. Этот процесс дает людям возможность познавать мир, а на основе полученных извне данных они строят свои поведенческие модели. Совокупность этих особенностей выливается в способность человечества менять мир.

Благодаря деятельности мы можем удовлетворять свои потребности в материальных благах (пища, жилье, одежда и т. д.), а также развиваться духовно. Этот процесс подразумевает, например, занятия искусством, наукой и т. д.

Также деятельность человека может быть направлена на саморазвитие, совершенствование своей личности. Укрепление силы воли, развитие определенных качеств характера или способностей приносит плоды в будущем.

Отличительные черты

Деятельность - это возможность улучшить окружающие условия, преобразовать мир так, чтобы нам было комфортно существовать в соответствующих условиях. В интересах людей с каждым годом создаются новые блага, которых никогда не было в природе.

Человеческую деятельность отличают общественный и преобразующий характер, а также продуктивность и сознательность. Это нас отличает от поведения других живых существ в рамках, установленных природой.

Мы сознательно выдвигаем наши цели, что позволяет предвидеть конечный результат. Наше поведение приводит к получению продуктов, благ. Для этого человек применяет различные орудия. Преобразующий характер труда человека позволяет менять самого себя, а также окружающую реальность. Общественный характер деятельности проявляется в способности вступать в контакты и в сотрудничестве производить общие для всех блага.

Потребности человека

Создавая необходимые условия для существования, человек удовлетворяет свои потребности. Люди переживают и осознают свою нужду в определенных условиях, создаваемых для поддержания жизнедеятельности, а также личностного развития.

Потребности чаще всего объединяют в 3 группы. Это естественная, социальная и идеальная нужда человека в создании конкретных условий своего существования.

Естественные потребности даны нам природой. Мы рождаемся с ними, поэтому они биологические (или физиологические). Сюда относят все потребности, необходимые для жизни, воспроизводства: пища, жилье, вода, сон и т. д.

К социальным причисляют нужды, связанные с трудовой и общением. Людям требуются достижения, признание со стороны окружающих.

Высшей ступенью являются культурные нужды. Это позволяет человеку развивать свои духовные способности, таланты, а также познавать окружающий мир.

Взаимосвязь потребностей

Изучая деятельность как способ существования людей, следует уделить внимание взаимодействию потребностей. Все три категории, рассмотренные выше, взаимосвязаны. Например, при удовлетворении своих нужд в пище человек проявляет заботу о разнообразии блюд, эстетике стола, красоте и чистоте столовых приборов, о приятном обществе и т. д.

Особенностью человеческой натуры является крайне редкое состояние полного удовлетворения своих потребностей. Если какая-то нужда удовлетворена, всплывает другая, захватывая его внимание и заставляя направлять усилия в определенную область.

Также потребности имеют свою иерархию. Пока не удовлетворены природные не обращает внимания на свои социальные и культурные нужды. Чтобы развиваться духовно, необходимо иметь какой-то минимум удовлетворенных потребностей в еде, общении и т. д.

Структура

Изучая, какие основные определяются в ходе нашего эволюционного развития, нельзя упустить из виду структуру этого процесса. Все наши действия определяются целью. Чтобы ее достичь, человек пользуется определенными средствами. Это позволяет получить требуемый результат.

Цель является осознанием последствий, на достижение которых направлены силы человека. Сначала при этом возникают мысленные контуры будущего продукта или результата. Далее человек задумывается, какие средства помогут ему прийти к желаемой цели.

Воспользовавшись необходимыми орудиями, получив определенные знания и умения, человек получает результат. Это могут быть как материальные, так и духовные блага. Этого человек желает осознанно.

Основные виды деятельности

Деятельность как способ существования человека и общества имеет несколько основных направлений. Их классифицируют по разным признакам. В первую очередь процесс созидания может быть практическим или духовным. Это зависит от нашего отношения к миру, который нас окружает.

Когда меняется сознание человека, речь идет о духовной деятельности. Преображая материальные объекты, существующие в нашей реальности, люди производят практические действия.

Деятельность также может быть прогрессивной и реакционной. Это связано с ходом истории и развитием личности каждого члена общества. Также наши усилия могут быть созидательными или разрушительными.

Деятельность бывает законной или запрещенной, приемлемой и аморальной. На формирование этих разновидностей повлияли основные нормы морали, общекультурные ценности.

По социальному признаку различают массовую, коллективную или индивидуальную работу. Она бывает творческой, инновационной, шаблонной, монотонной или изобретательской и т. д.

Мотивация

Мотивация деятельности является той причиной, по которой человек выдвигает ту или иную цель, занимается определенной работой. К созиданию или разрушению нас подвигает именно такое объяснение.

Мотивом является побуждение. Порой различные причины ведут к выполнению одного и того же вида деятельности. Например, группа людей читает книгу. Один из них делает это потому, что у него есть тяга к новым знаниям. Другой же человек читает, чтобы занять свое свободное время. Третий представитель группы занят этой деятельностью, чтобы заслужить одобрение других членов группы.

Случается, один и тот же мотив приводит к различной деятельности. Например, желая заслужить признание общества, человек может проявлять свои способности в производственной, спортивной или социальной сфере и т. д. Многообразие мотивов и целей определяет совокупную деятельность.

Осознание деятельности

Деятельность как способ существования людей является осознанным процессом. Однако степень этого познания может быть разной. Мотивы формируются под влиянием интересов, потребностей, а также убеждений человека. Они придают смысл действиям.

Весь процесс работы человека по достижению своих целей состоит из последовательности определенных актов. Их называют действием. Например, в процессе получения образования мы читаем определенную литературу, слушаем лекции преподавателей, записываем изложенный ими материал, решаем задачи и выполняем указания учителей.

Когда цель поставлена и при этом человек представляет ее результат, а также установлен порядок выполнения действий при помощи конкретных средств, это называют осознанной деятельностью.

Однако в реальности этот процесс может выходить за рамки целей и побуждений. Сильные чувства, эмоции способны оказывать влияние на действия. При этом осознание цели может отсутствовать. Это вызывает импульсивные поступки. Такая деятельность называется малоосознанной.

Стимулирование

В процессе работы человека в различных направлениях возникает мотивация и стимулирование деятельности. Если мотив выступает причиной, по которой мы осуществляем те или иные поступки, то стимулирование - это вознаграждение. Это придает деятельности эффективность.

Мотивация и стимулирование представляют собой стратегию. Они взаимно друг друга дополняют. Например, предприятие может одновременно улучшать условия труда, при этом повышая заработную плату. Комплексность дает хороший результат.

Но стимулирование и мотивация могут также противостоять друг другу. Например, зарплата увеличилась на 5%, но инфляция составила 10%. Производительность по этой причине уменьшилась. Механизм мотивации должен быть адекватным процессу стимуляции.

Изучив, что собой представляет деятельность как способ существования людей, можно осознать суть этого понятия, а также вникнуть в его особенности.

Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере его существования.В процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.

Субъектом деятельности , т.е. тем, кто се осуществляет, явля­ются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект , в качестве которого могут выступать различные предметы как ес­тественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины - посуду, из кирпичей - дом. Фермер обраба­тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу­ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют и сово­купности ее структуру . Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» - необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель - это мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поста­вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа­дать с реальными условиями окружающею мира и возможностя­ми самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од­нако часто бывает, что одною желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства­ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет­ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред­ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста­точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава­тор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может вы­брать два пути. Первый - купить автомобиль, второй - его ук­расть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет дос­тигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме тою, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут, и вы займете высокую должность, в пазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и I. д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий , которые в конечном итоге приводят его к достижению поставлен­ном цели - выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по­ра тому. Внешние проявления деятельности называются поведе­нием . В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой - надменен. Кто-то ответственно относятся к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения слу­жат правила, установленные в обществе. Если повеление не соот­ветствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива­ция, т. е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называ­ют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причина­ми могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мо­тивом в этом случае выступают потребности - осознаваемая и пе­реживаемая человеком зависимость от условий его существования . Появлениеощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский пси­холог Абрахам Маслоу (1908-1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по­требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто­ричным, приобретенным) - социальные, престижные и духов­ные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением че­ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде­ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод­стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ­ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования - достойного уровня жизни, социальных гаран­тий и т.д.

Социальные потребности реализуются в процессе общения лю­дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве­чать им тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по­лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра­ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со­поставление целей и реальных возможностей их достижения. По­этому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью че­ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов­ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите­ратуры и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по­требности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто­рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли па смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потреб­ность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, вклю­чить приятную музыку.

Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шум­ные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому, что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности . Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захо-1им пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поруче­ния начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению пре­стижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных Потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поис­ке пищи, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди матсриально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов , принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справед­ливости (ценности межличностного общения), вопросы престиж­ности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система цен­ностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасы­вает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз­ного рода нормах (правилах поведения) - моральных, этичес­ких, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности . Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразо­вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производствен­ную , изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще­ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо­знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель­ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий. В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную . Большинство достижений че­ловечества есть результат его созидательной деятельности. Но мно­гие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматри­вать создание новых видов военной техники. С точки зрения науч­но-технического развития это, несомненно, проявление созида­тельной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой дея­тельности,

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, препо­давательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество , напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существо­вавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наибо­лее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творче­ства составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего про­изведения и его практическую значимость. Причем результат твор­ческой деятельности должен быть признан обществом. На практи­ке бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.

Вопросы и задания

1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни,

3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

4. Что такое поведение? Каковы его критерии?

5. Какую роль в деятельности играет мотив?

6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потреб­ностей?

7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей.
Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетво­ренные потребности?

8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

9. Какие ценности и идеалы существуют и современном обществе? И чем состоят ваши ценности и идеалы?

10. Какие вилы деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности?Выскажите свое мнение.

А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело - жить, а человек лишь принимает только за возможность что-нибудь делать».

Л.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

И.Гете: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».

Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасно­стей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крю­чок: оторвись крючок - и никакой улов не возместит потери».

И.Гёте: «Поведение - это зеркало, н котором каждый показывает свой лик».

М. Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достиже­ние "хороших" целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по мень­шей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель "освящает" эти­чески опасные средства и побочные следствия».

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством .

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности : практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).

В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общени е предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию . Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.



Вверх