Исторические этапы развития государственного управления в россии

Совершив октябрьскую революцию, большевики оказались перед достаточно большой проблемой - как управлять государством. Все теоретические изыскания в этом вопросе оказались весьма ущербны, и представляли собой умозрительные предположения, как и что должно быть. Но на деле все эти теории оказались не жизнеспособны.

Первым, что сделали большевики после национализации - создали органы рабочего контроля, которые должны были перерасти в рабочее управление народным хозяйством. Но жизнь развеяла эти иллюзии. Для управления государственной народно- хозяйственной системой требовались специалисты.

Малограмотные дилетанты с революционным прошлым не могли справиться с поставленными задачами. В результате длительных поисков, была создана система управления государством, которая и просуществовала до перестройки, фактически развалив государство.

При всех заявлениях и закреплениях конституционных норм, система управления в СССР была административно -командной. Государство в лице коммунистической партии, и в частности Генерального Секретаря ЦК КПСС, старалось контролировать всё и вся.

Официально в СССР существовали четыре ветви власти. Первой номинально считалась представительная, второй административная, третьей контрольная и самая главная - политическая.

Высшим координационным органом всех властей административной, представительной, контрольной и политической было Полит Бюро ЦК КПСС.

Основу составляли советы народных депутатов, разных уровней, от местного до Верховного Совета и их органы управления, которые формировали исполнительную власть.

Высшим органом представительской власти был Верховный Совет СССР, который избирался на четыре года, и выбирал Президиум Верховного Совета СССР в составе Председателя и пятнадцати его заместителей, избирал судей Верховного Суда, назначал Совет Министров СССР и Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, который представлял законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета и другие функционеры выбирались из числа депутатов.
Президиум Верховного Совета СССР руководил страной между сессиями Верховного Совета СССР, которые обычно созывались два раза в год для утверждения подготовленных законодательных актов.

Политическую власть возглавлял Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС, у которого в подчинении были секретари ЦК курирующие конкретные сферы государства.

Начиная с Хрущёва, Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Генеральный Секретарь КПСС, что послужило окончательной концентрацией власти в одних руках.

Контрольная власть не имела конкретного высшего руководителя. В каждом подразделении этой власти был свой руководитель Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда и Председатель Комитета народного контроля.

Административную власть возглавлял Председатель Совета Министров, который был номинально главою государства и управлял государственными структурами сверху вниз.

Между тем параллельно с государственными структурами, существовала политическая власть, которая контролировала все структуры государственной власти. При этом она не несла ответственности за выполнение решений. Вся ответственность ложилась на власть исполнительную.

Так на уровне города, главою города был Председатель исполкома - осуществляющий исполнительную власть.

Городской Совет депутатов - был отражением законодательной власти, формировал городские исполнительные структуры, и принимал законы городского уровня в рамках законов СССР.

А Секретарь городского комитета коммунистической партии контролировал работу Председателя городского исполкома и всех остальных городских органов власти.

Эта особенность, когда политическая партия подменяет собою государство, и привела к краху СССР.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)»

Примерный план ответа

1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,


складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны Политика « военного коммунизма».

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Каковы причины Гражданской войны в России? На какие слои населения опирались враждующие силы?

2 В чьих интересах проводилась внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.), могла ли она стать причиной Гражданской войны в России?

3.Как началась Гражданская война? На какие этапы она делится?

4.В чём особенность Гражданской войны в России?

5.Каков результат восстания Чехословацкого корпуса в 1918 г

6.Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии?

7.В каком году Красная Армия вела наиболее упорные бои с войсками Колчака, Деникина, Юденича?

8.Какой титул принял в 1918 г адмирал А.А. Колчак?

9.Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест- Литовский договор с Германией?

10.Каковы причины поражения «белого движения» ,победы «красных» в Гражданской войне?

11.Что такое политика « военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?

12.Каковы были итоги Гражданской войны в России

3-ой уровень (продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)».

Примерный план ответа
1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,
складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

2.Внешняя политика большевиков (1917-1920 гг.). Брестский мир.

3.Гражданская война: причины, основные этапы и события, экономическая политика большевистской власти в годы войны, причины победы большевиков, итоги войны.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны.Политика « военного коммунизма».

Задание 8.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Заполните таблицу «Борьба в большевистском руководстве по поводу заключения сепаратного мира с Германией».


2.В годы Гражданской войны вы:


а) встали бы в ряды «красных»;
б) присоединились бы к «белым»;
в) пошли бы за национальными движениями (петлюровцами, дашнаками, мусаватистами и пр.);
г) были бы близки к идеям и действиям Махно и ему подобных.
Объясните свой выбор.

3.Представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему Гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам Гражданской войны 1918-1920 гг. Каким бы вы хотели его видеть?

4.Является ли Гражданская война закономерностью революции, была ли она неизбежной после прихода к власти партии большевиков? Выскажите своё мнение, аргументировав его.

5.Сформулируйте цели интервентов.

6.Сопоставьте тактику «красных» и «белых» в годы Гражданской войны. Какие проблемы оказались равнозначно сложными и вынудили прибегнуть и тех и других к террору?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр136-139; 140-148.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне. Власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. №5.

2.Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. М., 1995.

3.Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994.

4.Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

5.Журавлёв В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона 6.Учредительного собрания // Вопросы истории. 1992. №1.

7.Красный террор // Знание – сила. 1991. №7.

8.Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992.

9.Майсурян А. Учредительное собрание // Энциклопедия для детей: История России. Т. 3. М., 1995.

10.Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 1917-1921 годах // Энциклопедия для детей: История России Т.З. М., 1995.

11.Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

12.Советско-польская война // Родина. 1992. №5.

13.Шубин А. Махно и махновское движение. М., 1998.

14.http:// www . whiteforce . newmail . ru (Белая гвардия).

Карта темы 7

Задания

1-й уровень (базовый)

«Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;


Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Новая экономическая политика (нэп); продовольственный налог (продналог); концессия; хозрасчёт; нэпманы; Объединённое Государственное политическое управление (ОГПУ); теория о возможности построения социализма в одной стране; большевистская гвардия; режим личной власти; Союз Советских Социалистических Республик (СССР); унитарное государство; федерация; автономия; план автономизации; Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО); Государственная общеплановая комиссия (Госплан); Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП (б)).


Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Бухарин Н.И.; Троцкий Л.Д.; Рыков А.И.; Томский М.П.; Сокольников Г.Я.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Какова была обстановка в Советской России после окончания Гражданской войны?

2.В чем состояли причины перехода к нэпу? В чем состояла сущность нэпа?

3.Каковы положительные и отрицательные итоги нэпа?

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа?

5.Почему и как образовался Советский Союз? Какова была структура управления новым государством?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».
Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Согласны ли вы с высказыванием У. Черчилля о Ленине: «Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но следующим несчастьем была его смерть»?

2.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924 г.».

3.На основе приведённых ниже фактов попробуйте определить, имеет ли какое-либо отношение создание СССР к попыткам большевиков разжечь мировую революцию?

В названии государства – СССР – нет указания ни на национальную, ни на территориальную принадлежность.

Конечная цель государства была определена как «объединение трудящихся всех стран в мировую советскую республику».

Лозунгом СССР стал призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», символом – красная пятиконечная звезда, обозначающая пять континентов, а серп и молот – единство рабочего класса и крестьянства.

4. Кому из партийных лидеров В.И. Ленин дал следующую характеристику: «…не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»?

5.Кто стал председателем Совнаркома после смерти В.И. Ленина? Кто выступал в 20-е годы в качестве основных противников И.В. Сталина?

6.Сравните «левый» (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и «правый» (Бухарин, Рыков) уклоны в ВКП (б) в 1920-е гг. Укажите, что было общим, а что – различным.Как вы думаете, почему в этой борьбе победу одержал И.В. Сталин?

Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История. Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр.172-177.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

2.Неизвестный Кронштадт // Родина. 1993. №7.

3.Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990.

4.Мау В.А. Реформы и догмы: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

5.Нэп: приобретения и потери. М., 1994.

6.Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917-1929 гг. М., 1994.

7.Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879-1929 гг. М., 1994.

Карта темы 8

«СССР в 30-е годы».

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа

2.Индустриализация страны:



Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Индустриализация; коллективизация; коллективное хозяйство (колхоз); кулак; выдвиженцы; двадцатипятитысячники; раскулачивание; машинно-тракторная станция (МТС); пятилетка; социалистическое соревнование; стахановцы; «враг народа»; репрессии; Главное управление лагерями ОГПУ (ГУЛАГ); культ личности; «большой террор»; номенклатура; государственный социализм; повинность; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета.

Задание 3. Какие события связаны с датами


1925 г., декабрь

Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Рютин М.Н.; Киров С.М.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Пятаков Г.Л.; Радек К.Б.; Тухачевский М.Н.; Бухарин Н.И.; Рыков А.И.; Каганович Л.М.; Ежов Н.И.; Калинин М.И.; Ягода Г.Г.; Ворошилов К.Е.; Микоян А.И.; Стаханов А.Г.; Тимошенко С.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».

Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.В чем состояли причины отказа от нэпа? Какие мнения о путях дальнейшего развития страны существовали среди руководства СССР?

2.Какие изменения произошли в сфере управления экономикой при переходе к индустриализации?

3.Что такое коллективизация? Каковы были причины перехода к политике коллективизация?

4.Как осуществлялась коллективизация? Каковы ее результаты?

5.В чем причины установления в СССР единоличной власти Сталина?

6. В чем состояли причины массовых репрессий? Какие последствия они имели?

7.Какие социальные процессы происходили в СССР? Какое значение имело стахановское движение?

8.Каковы итоги развития СССР в 30-е годы.

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».

Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

Нэповский вариант был предпочтительнее.

На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?

2.Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?

3.Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.

Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.

Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.

Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…

4.Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации.

5.Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?

6.Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?

7.Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?


Литература

Основная
1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр. 177-181, 182-186.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30 – 40-х годах. М., 1989.

2.Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивания (начало 30-х годов). М., 1994.

3.Индустриализация Советского Союза: Новые документы. Новые факты. Новые подходы. М., 1997.

4.Лельчук В.С. Индустриализация СССР: История, опыт, проблемы. М., 1984.

5.Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20 – 30-х годов. М., 1990.

6.Трагедия советской деревни: Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927- 1939. М., 1999.

7.Хлевнюк О.В. 1937 год: противостояние. М., 1991.

8.Экономика ГУЛАГа и её роль в развитии страны. 1930-е годы. Сб. док. М., 1998.

http:// ocrtxt . narod . ru /092. zip («Сталинизм и советское общество»).

9.http:// www . auditorium . ru / books /477/ index . html («Коллективизация как национальная катастрофа: Воспоминания её очевидцев и архивные документы»).

Карта темы 9

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.».

Примерный план ответа



Задание2. Дайте определение , объяснение:

Недемократические режимы, фашизм, национал- социализм, Лига наций, Мюнхенский сговор, система коллективной безопасности, политика умиротворения, вермахт, пакт Молотова- Рибентропа, « жизненное пространство», первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обьязанности, план « Барборосса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война.


1919-1920
1924 г.
1934 г.

Задание 4. Кто это?

В.Вильсон; Гитлер А.; Гинденбург П.; Франко Ф.; Риббентроп И.; Молотов В.М.; Литвинов М.М.; Рузвельт Ф.Д.; Черчилль У.; Жуков Г.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Вчем состояли причины установления недемократических режимов в большинстве стран мира в 20-30-е годы?

2.Как фашисты нацисты пришли к власти в Италии, Германии?

3.С какой целью была создана Лига Наций? Почему ее деятельность оказалась неэффективной?

4.Почему соглашение в Мюнхене вошло в историю как « Мюнхенский сговор»?

5.Какова была расстановка сил в мире накануне Второй мировой войны? Что прпятствовало обузданию стран- агрессоров?

6.Как был заключен счоветско- германский договор? Каковы были его последствия?

7.Что представляли военно- политические планы сторон накануне войны?

8.Была ли вторая мировая война неизбежной?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.В 30-е гг. XX в. народы Англии, Франции, США, СССР выступали против надвигающейся мировой войны и её потенциального поджигателя – Германии. Тем не менее, указанные страны прямо или косвенно содействовали созданию мощного военно-экономического потенциала явного инициатора агрессии. Почему правительства этих стран, видя и понимая сущность проблемы, совершали такой шаг?

2.Выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе? Объясните, почему.

3.Известны слова Сталина, сказанные в узком кругу после подписания пакта о ненападении с Германией: «Обманул Гитлера, обманул!» Кто же в конечном итоге оказался в выигрыше: СССр или Германия? Аргументируйте свой ответ.

4.Северо-западные границы Советского Союза действительно требовали укрепления на случай войны с Германией. Финской стороне предлагали решить этот вопрос мирным путём, но правительство Финляндии даже не ответило на это предложение. Тогда СССР стал отодвигать свои границы военным путём, так как другого выхода уже не видел. Может быть, прав был Советский Союз, тем более что Финляндия когда-то была составной частью России?

5.В работе «Путь к разделу мира» швейцарский исследователь Г.- А. Якобсен утверждает, что в отношении виновности государств, развязавших Вторую мировую войну, никто не может сравниться с Германией и Гитлером. Эта страна «главный виновник», все остальные «совиновные». Среди них англичане, «стремившиеся к миру любой ценой»; страны Юго-Восточной Европы с их «эгоизмом»; «польские государственные мужи с их высокомерием и переоценкой собственных сил»; «Советский Союз с его поведением летом 1939 года». Дайте оценку высказываниям швейцарского исследователя.


Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История,Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр 154-159,175-176,163-166,191-196.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная


  1. Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безыменского с Ф. Городецким // Новое время.1995. №11.

  2. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.

  3. Европа между миром и войной: 1918- 1939. М., 1992.

  4. Открывая новые страницы: Сборник статей. М., 1989.

  5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931- 1941. М., 1992.

  6. Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. М., 1989.

  7. Советско-германские документы 1939-1941 гг. Из архива ЦККПСС // Новая и новейшая история. 1993. №1.

  8. Суворов В. Ледокол. День. // Новое время 1992.

  9. Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917-1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». СПб., 2002.

  10. http:// katyn . codis . ru (Катынь).
Карта темы 10

«Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа »

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обязанности, план « Барбаросса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Ставка Верховного командования, Ставка Верховного главнокомандующего, блокада Ленинграда, Государственный комитет обороны, Перл- Харбор.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

А. Гитлер; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И..

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Как началась Вторая мировая война? Какие военные действия проводились в Европе? Какие страны были захвачены Германией, страны- союзники Германии?

2.Как Советский Союз укреплял свою обороноспособность накануне Великой Отечественной войны7

3.Каково было соотношение сил накануне нападения Германии на СССР?

4.Как началась Великая Отечественная война? Каков был ход военных действий в 1941г?

5.Вчем состояли причины поражения Красной армии в начальный период войны?

6.Какие мероприятия по организации отпору врагу были проведены в СССР в начальный период войны?

7.Какие военные действия проходили на Тихом океане?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны. Этапы войны.

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:


  1. Почему в своей речи по радио 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу нашей страны со словами «Братья и сёстры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

  2. Какую оценку вы можете дать приказу № 227 с военно-стратегической и с нравственной позиций?

  3. Определите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. В какой степени её неудачи были обусловлены объективными причинами?

  4. Определите главные отличия Второй мировой войны от Первой. В чём их сходство?

  5. Чем блокада Ленинграда отличалась от обороны других городов от немецких войск?

  6. Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. Какой критерий лежит в основе названной вами периодизации?

  7. Охарактеризуйте роль советских полководцев в победе над агрессорами.

  8. Когда и почему в войну вступили США, Великобритания и ряд других государств?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр191-200.

2.Лекции учебных занятий.


Дополнительная

  1. Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. М., 1999.

  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

  3. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны. Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. М., 1995.

  4. Полвека назад: Великая Отечественная война: цифры и факты/ Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, М.В. Филимошин, П.Д. Буриков; Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 1995.

  5. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.

  6. http:// www . serpukhov . su / dima / war (Битва за Москву)

  7. http:// battle . volgadmin . ru (Сталинградская битва)

  8. http:// www . bsu . edu . ru:8834 (Курская битва глазами современников и потомков).
Карта темы 11

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

2.Антигитлеровская коалиция.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, второй фронт, Тегеранская конференция, Крымская конференция, Прохоровка, битва за Днепр, оккупационный режим, движение Сопротивления, партизанское движение, ленд- лиз, десять сталинских ударов, второй фронт, Акт о безоговорочной капитуляции,Ялтинская конференция, Хиросима, Нагасаки.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

Задание 4. Кто это?

Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Почему Сталинградскую битву считают важнейшим событием Второй мировой войны? Каков ее ход и результат?

2.Каковы были цели антигитлеровской коалиции? В чем состояло ее значение?

3. Что такое коренной перелом во Второй мировой войне? Когда он был завершен?

4.В чем причины движения Сопротивления? Какую роль оно сыграло в ходе Второй мировой войны? Что такое коллаборационизм?

5.Что такое « десять сталинских ударов» ? Перечислите их.

6.Каковы были итоги битвы за Берлин?

7.Каковы результаты Второй мировой войны? В чем состояло значение победы антигитлеровской коалиции? В чем цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Что, на ваш взгляд, защищали воины Красной Армии в годы войны: Родину, политический режим, Сталина? Были ли для них едины или разделены эти понятия? Ваше отношение к лозунгу «За Родину! За Сталина!».

2.Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

3.Американская историография склонна видеть главную причину быстрой капитуляции Японии в ядерных бомбардировках и, естественно, в истощении её сил в ходе длительной борьбы с США на море. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Ответ аргументируйте.

4.По итогам Второй мировой войны и с согласия США и Великобритании Советскому Союзу были возвращены отторгнутые у России после Русско-японской войны Южный Сахалин и Курильские острова. Таким образом, это было сделано не в одностороннем порядке. Почему же сейчас Япония предъявляет претензии к России и требует отторжения в её пользу основных островов Курильской гряды? Почему США и Великобритания не выступают с осуждением современных территориальных притязаний японской стороны к России

5.Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступления советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную. Разделяете ли вы подобную точку зрения? Аргументируйте свой ответ.


ч. 1 ч. 2 ч. 3

ЛЕКЦИЯ № 18

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Денежная реформа в 1922 г. укрепила национальную валю­ту, покончив с инфляцией.

Однако если в социальной и экономической сфере нововведе­ния были существенными, то в политической системе они были незаметны.

Все важнейшие вопросы государственной жизни решала пар­тия, вернее ее аппарат. На X съезде РКП(б) были осуждены «ан­тимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещено соз­дание фракций и групп внутри партии. После X съезда после­довала «чистка» партии. В 1922 г. была полностью свернута деятельность сохранившихся социалистических партий. Состо­ялся первый крупный политический процесс: ГПУ (которое за­менило ВЧК) обвинило 47 арестованных руководителей эсеров­ской партии в контрреволюционной деятельности. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей куль­туры («философский пароход»).

Господство большевистской идеологии утверждалось воин­ствующей пропагандой атеизма , разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован.

Укрепление единства партии, разгром ее противников уси­ливали однопартийную политическую диктатуру.

Итоги нэпа.

Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут довоенный уровень промышленности. Стремительно поднялось сельское хозяйство. К 1924 г. посевные площади при­близились к довоенному уровню. Развитие крестьянского хозяй­ства способствовало оживлению розничной торговли.

Однако наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли социальное неравенство, безработица . Усилилась коррумпированность чиновников. Экономическое раз­витие страны сопровождалось постоянными кризисными явле­ниями.

В целом развитие Советской страны в 20-е гг. шло недоста­точно высокими темпами.

В этот период передовые страны мира совершили серьез­ный скачок вперед, в то время как Россия лишь восстано­вила свой довоенный уровень.

Перед партийным и государственным руководством встала проблема совершенствования методов экономической поли­тики.

Образование СССР.

После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные советские республики и Даль­невосточная республика. В составе крупнейшей республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с неоп­ределенным государственным статусом. Во главе всех советских республик стояли члены РКП(б). Между республиками устанав­ливались тесные хозяйственные, культурные и иные связи. Все это создавало предпосылки для государственного объединения .

К началу 1922 г. ряд советских республик заключили дого­воры, по которым в ведение РСФСР передавались их вооружен­ные силы, управление промышленностью, финансы, связь, транспорт и международные отношения . Причиной такого ре­шения явилось не только признание ведущего вклада Советской России в победу в Гражданской войне, но и слабость прави­тельств других республик и их зависимость от руководства РСФСР, фактически поставившего их у власти.

В августе 1922 г. в ЦК РКП(б) была создана комиссия по из­учению предложений советских республик об усовершенствова­нии их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей (Джугашвили), сделавшийся в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), выступил с иде­ей придать советским и народным республикам право автоно­мий в рамках РСФСР. Когда в 1922 г. республики Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное обра­зование в будущем станет частью РСФСР. Однако подобные пла­ны вызвали протест руководства Советской Грузии.

Заместитель председателя Каменев по по­ручению Ленина составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе до­говоров. Проект этот был поддержан Пленумом ЦК РКП(б).

Несмотря на то что в Договоре и Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указы­валось, что Союз образован по свободному волеизъявлению на­родов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода предусмотрено не было. В ведение Союза передавались воору­женные силы, международные дела и торговля, финансы, со­общение и связь. Промышленность, культура и внутренние дела оставались в ведении республик.

Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал.

Внешняя политика в 20-е гг. XX в.

Первые международные договоры были заключены Советской Россией со странами, бо­ровшимися за свою независимость. В 1921 г. были подписаны договоры с Ираном и Афганистаном, затем с Турцией, которая получила ряд территорий бывшей Российской империи и воен­ную помощь. Тогда же были заключены мирные договоры с го­сударствами, возникшими на окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

Поскольку западные державы не спешили признавать Совет­скую Россию, большевики стали заключать с ними торговые со­глашения, рассчитывая через экономические связи добиться установления и политических. В течение 1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией, Великобритани­ей, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения меж­дународной конференции для урегулирования всех спорных во­просов между Советской Россией и странами Антанты с целью заключения мирного договора. Это предложение было принято Антантой, которая в 1922 г. пригласила РСФСР на междуна­родную конференцию в Генуе. Советскую делегацию возгла­вил нарком иностранных дел.

Представители ряда европейских держав потребовали от РСФСР возвратить долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные пред­приятия или оплатить их стоимость, отменить монополию внеш­ней торговли и т. д. Советская сторона не согласилась с этими предложениями и предъявила встречное требование - возме­стить ущерб, причиненный иностранной интервенцией и эконо­мической блокадой. Одновременно советское руководство согла­шалось признать часть довоенных долгов, если европейские пра­вительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые займы. Эти условия были отвергнуты. Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подписан договор между РСФСР и Германией о восстановлении диплома­тических отношений. Германия отказывалась от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий их бывшим владельцам. В свою очередь, РСФСР предоставляла Гер­мании большие торговые преимущества.

Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией, западные державы приступили к созданию «сани­тарного кордона» против большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В мае 1923 г. ми­нистр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании анти­британской кампании и потребовал отозвать советских уполно­моченных из Ирана и Афганистана. Однако идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Ультиматум был ско­ро взят британским правительством обратно.

Уже в 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические от­ношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в историю под названием «полоса признаний».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об обстановке в Советской России после окончания Гражданской войны.

2. Назовите причины перехода к нэпу. В чем состояла сущность нэпа?

3. Назовите положительные и отрицательные итоги нэпа.

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа? Ар­гументируйте свой ответ.

5. Почему и как образовался Советский Союз? Какова была струк­тура управления новым государством?

6. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг. XX в.

Данным ему функций в строго определенных формах. Которые и представляют собой различные виды государственной деятельности. Эти формы связаны с таким понятием, как структура государства.

Структура государства – это система государственных институтов и организаций, все элементы структуры государства тесно взаимосвязаны и выполняют свои функции.

1. Соподчиненность друг другу образующих государственных формирований.

2. Наличие определенных действий и полномочий у каждого государственного формирования

3. Вооруженность организационными и материальными средствами

Структуру государства составляют:

1. Аппараты – совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями и необходимыми средствами для их осуществления.

2. Учреждения – организация, которая осуществляет непосредственную и практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной культурной и других. Часто высказывается мнение, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

3. Фабрики и предприятия – определяют различные товары и услуги, удовлетворяющие нужды и потребности общества.

Центральное место в вышеуказанной структуре государства отводится государственному аппарату, так как его органы осуществляют государственную власть. На его состав и принципы влияют исторические, экономические, социокультурные и другие факторы.

Государственные органы – структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающиеся на силу государство. Стоит заметить, что любой государственный орган определяются и формируется по воле государства. Ряд факторов определяют его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, которые в свою очередь являются чем-то.

Государственный орган обычно наделен определенными материальными средствами и имеют право издавать соответствующие нормативные акты.

Организация и деятельность государственных органов и всего государственного аппарата строится в соответствии с принципами законности, сочетанием единоначалия и коллегиальности, гласности, демократии и подотчетности. Все органы государства при этом делятся на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и контрольно-надзорные органы. Глава государства существует при всех формах правления. В условиях монархии это наследственный император, князь, король, султан или царь. В республиках либо коллегиальный орган (в Швейцарии – Федеральный Совет), либо президент. Речь идет о должностном лице или органе, обеспечивающем порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее руководство и представительство в международных отношениях.


Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране индивидуально в зависимости от политических условий и исторических традиций.

Верховным законодательным органом государства является структура палат. Верхняя палата нередко служит своеобразным отражением, обычно более демократичным.

Органом исполнительной власти является структура, которая непосредственно управляет страной. Она обычно состоит из главы правительства (канцлер. Премьер-министр). Отделение центральных ведомств от государственных управлений (министерство, департамент). Существуют министры, секретари и статс-секретари. Все правительства могут быть однопартийными и коалиционными. В первом случае все являются выходцами из одной фракции, а во втором – двух или нескольких партий.

Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных и конституционных. Во главе находятся верховный и конституционный суды. В странах где существуют судебные претенденты, они участвуют даже в правотворчестве.

В настоящее время ведется дискуссия еще об одной подсистеме государственных органов – органы надзорной и контрольной власти. Об особом статусе данного вида власти складывается из хрен пойми чего. Недобросовестность, нецелесообразность и неэтическая деятельность со стороны государственных служащих, следовательно, доклад или обращение в суд.

В некоторых странах, каких как Вьетнам, Китай, Россия надзор осуществляют правоохранительные органы. Но во многих странах их задачи ограничиваются в расследовании определенного рода несоответствий и правонарушений, и возбуждение обвинений. Общими тенденциями деятельности объединены соответствующие органы во всех странах.

В аппарате каждого государства есть орган, осуществляющий деятельность по охране (правоохранительные). В самом общем виде функции этого органа: обеспечение соблюдения всех норм соответствующими субъектами, а также специализированная деятельность по охране общественных отношений.

Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.

Власть, политическая власть – значение понятий

С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.

По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.

Разделение власти

Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.

Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.

Государственная власть: структура и функции

Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.

Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.

Исполнительная власть в России

Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.

Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.

Структура органов исполнительной власти в России

Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.

  1. Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
  2. Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
  3. Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.

Органы законодательной власти

Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.

Федеральное собрание: структура

Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.

Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.

Судебная власть

Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:

  1. Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
  2. Разрешение споров между гражданами.
  3. Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.

Признаки судебной власти РФ

Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:

  • судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
  • судебная власть ни от кого не зависит;
  • для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.

Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.

Судебная система РФ

Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.

Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.

Политический режим в России

Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.



Вверх