Вампилов старший сын анализ. Александр вампилов старший сын комедия в двух действиях

Двое молодых людей - студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, - приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они - парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.

Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюблённого в неё десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновлённый этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца. Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие - найти в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.

Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью. Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допускает такую возможность - тогда только закончилась война, он же «был солдат, а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали... её звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушёл из симфонического оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.

Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.

Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своём решении задержаться на день. Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.

Между тем Васенька, ободрённый неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с Сарафановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущённо признается, что её неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.

Вечером появляется с двумя бутылками шампанского жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится. Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина. Вся компания пьёт за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина

пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.

Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвётся прочь, боясь опоздать в казарму. Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошёлся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не брат он Нине. Больше того - он, кажется, влюблён в неё. А между тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил её квартиру. Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.

Вампилов — писатель, к которому слава пришла уже после смерти. Именно после нелепой смерти, что приключилась с ним на озере Байкал, свои обороты стала набирать его посмертная слава. Его произведениями все зачитываются, печатаются книги, хотя при жизни вышла лишь одна. Пьесы стали ставить в театрах, по его произведениям снимают фильмы. Словом, о Вампилове заговорили и его работы мы изучаем по сей день. Так на литературе мы познакомились с работой Вампилова Старший сын.

Вампилов Старший сын

Старший сын — это пьеса Вампилова, которая выходила в двух вариантах. Сначала это была работа под названием Мир в доме Сарафанова и была написана в 1964 году. В 1970 году Александр Вампилов дорабатывает свою пьесу и дает ей новое название Старший сын.

Книга Вампилова Старший сын — это замечательная работа автора. Она показывает нам, насколько важно в жизни уметь слушать, понимать другого, приходить на помощь в трудную минуту, быть отзывчивым и насколько важна поддержка. Показано, что даже по духу можно быть роднее всякого родства.

В произведении мы знакомимся с такими героями как Сарафанов — пожилым человеком, его детьми Ниной и Васей, и названным старшим сыном Бусыгиным. Весь сюжет пьесы комедийный и начинается с шутки. Так, оказавшись ночью в незнакомой местности два молодых парня Сильва и Бусыгин Вова, ищут ночлег. Вот только никто не хочет приютить незнакомцев. И тут Сильва идет на хитрость. Увидев, как человек заходит в дом, они бросаются туда, где и разыграли спектакль. Сильва, понимая, что их сейчас выгонят и не дадут приют на ночь, представляет Бусыгина, как названого старшего брата. Парни, прислушиваясь к разговору отца и сына, мотали все на ус. В итоге они отвечают на все вопросы Сарафанова старшего. Бусыгин входит в доверие. Сам же Вова настолько проникся к старику, его жизни, что и сам стал себя считать старшим сыном.

Бусыгин, как нельзя кстати появился в жизни Сарафанова, у которого дочь собралась замуж и хочет покинуть отчий дом. Вася, которому не везет в любви, все норовит уйти в тайгу. И вот Бусыгин, как та палочка-выручалочка, появляется, дабы все поменять. Сам же Володя наслаждался ролью сына, ведь у него отца никогда и не было. Он полностью погрузился в свою роль, и действительно стал, как старший брат, как старший сын, который хочет помочь, наставить своих названых брата и сестру на путь истинный, а старику-отцу скрашивает его старческую жизнь.

Старший сын Владимир приносит гармонию в дом, из которого всем хотелось убежать. Нина хочет уехать на Сахалин, надеясь спастись от возложенных на нее обязанностей. Вася никак не мог найти ответы на жизненные вопросы, не мог найти себя в жизни поэтому и хотел уйти на стройку в тайгу. Да и сам Сарафанов рад бы бежать из дома да некуда. Бусыгин же все меняет. Теперь никто и никуда не хочет бежать. У Сарафанова есть старший сын, на которого можно опереться, Нина нашла любовь, Вася победил привязанность к девушке. Бусыгин показал Нине и Васе, насколько много для них значит отец. Однако совесть дает о себе знать, а тут еще и чувства, что возникли к Нине. Бусыгин признается во всем, но от этого ничего не меняется, ведь, как оказалось, душевное родство даже сильнее кровного.

Главные герои пьесы

Один из главных героев пьесы Старший сын — это Сарафанов. Его жизнь не удалась: жена бросила, дети тоже хотят уйти из дома. На работе не ладится, пришлось оставить свою профессию. Как сказал Сарафанов, не получилось из него серьезного музыканта и он вынужден начать играть в похоронном оркестре.

Вася — сын Сарафанова, десятиклассник, влюблен в девушку на десять лет старше его.
Нина — дочь Сарафанова. На нее легла забота о семье. Ей сложно, она даже выглядит старше своих лет. Хочет уехать, выйдя замуж.

История создания

Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом : название - «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич - полковник в отставке, Эмма - его дочь, Вася - его сын, девятиклассник, Забродин - студент на каникулах, Кемеровская - машинистка, Чистяков - инженер.

Ещё раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин - студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов - настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова - девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская - женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов - инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков - инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».

Персонажи

  • Бусыгин – студент – медик, представившийся сыном Сарафанова;
  • Семён (Сильва) – торговый агент, возлюбленный Макарской;
  • Андрей Григорьевич Сарафанов – играет на похоронах, но скрывает это от детей;
  • Васенька – десятиклассник, сын Сарафанова;
  • Кудимов – лётчик, жених Нины;
  • Нина – дочь Сарафанова;
  • Макарская – тридцатилетняя женщина, возлюбленная Васеньки и Сильвы;
  • Две подруги
  • Сосед

Сюжет

Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот - и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег, но - «никто не открывает. Боятся». Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин - его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын. Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» - и, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию - серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, он решает остаться.

Так у Бусыгина появляются «отец», «брат» и «сестра», (Сарафанов воспитывает их один) и ему приходится подключиться к решению семейных проблем. Младший брат, 10-классник Васенька, влюблен в соседку - 30-летнюю Макарскую, секретаря в суде, но она смеется над его чувствами, и Васенька хочет бежать из дома; Бусыгину удается уговорить его остаться. Сильва, которому Макарская понравилась, заигрывает с ней, и взбешенный Васенька поджигает дом изменницы. Макарская изумлена: она не ожидала от мальчика такого поступка и теперь готова отнестись к нему серьёзно.

Параллельно развивается и вторая любовная история: Бусыгин влюбляется в свою новообретенную «сестру», но она собирается выйти замуж за курсанта-летчика и уехать с ним на Сахалин. Нина и Бусыгин чувствуют взаимную симпатию, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Не выдержав, Бусыгин разоблачает себя, признаваясь при этом Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», - отвечает ему Сарафанов, и Бусыгин остаётся в их доме.

Критика о пьесе

Марк Липовецкий : Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи.

Владимир Клименко : Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца - главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств.

Театральные постановки

Первая постановка

Известные постановки

Экранизации

  • - «Старший сын » - режиссёр Виталий Мельников , в ролях Евгений Леонов - Андрей Григорьевич Сарафанов , Наталья Егорова - Нина Сарафанова ,

(г. Иркутск, Россия)

МОТИВ НЕСБЫВШЕГОСЯ В ПЬЕСЕ А. В. ВАМПИЛОВА «СТАРШИЙ СЫН»

Под влиянием российской действительности конца 60х – начала 70х годов ХХ века происходят изменения, как в мировоззрении, так и в творчестве Вампилова-драматурга. Это обстоятельство находит выражение в типе героя и специфике конфликта пьесы «Старший сын» (1967).

Талант драматурга формировался в сложной ситуации, когда действительность со всех сторон испытала на приверженность идеалам истины, добра и красоты, и когда процесс творчества определялся стремлением к идеалу в поисках положительного героя.

Как художник, стремившийся к показу приоритета духовности над пошлым существованием, Вампилов чувствовал нарастающее противоборство двух полярных начал, выразившееся в конфликте лучших устремлений героя и инерции абсурдного мира, противостоящего этим устремлениям.

Стремясь сблизить свои представления об идеальном с действитель-ностью, драматург создает в пьесе «Старший сын» образ Андрея Григорьевича Сарафанова.

На первый взгляд, этот человек прожил простую, малопримечательную жизнь, но именно этот герой более, чем другие в вампиловской драматургии отмечен печатью несбывшегося.

В драматургии Вампилова образ Сарафанова вобрал в себя такие аспекты несбывшегося, как конфликт между воображаемым и действительностью,

а также мотив неосуществленных надежд и мечтаний.

Однако образ Сарафанова в пьесе «Старший сын» − это не образ одинокого романтика-мечтателя. Вампиловский Сарафанов – это человек, наделенный всяческими добродетелями и достоинствами и при этом, сам герой даже в малой степени не ощущает собственного избранничества.

Возникает вопрос: возможно ли, что в образе Сарафанова драматург сделал попытку создать идеального героя? Исходя из концепции конфликта пьесы «Старший сын» − да, это возможно. И хотя Сарафанов одинок − это герой, на первый взгляд, не имеющий общественной значимости, но это только на первый взгляд: образ Сарафанова – это персонификация положительных сторон характера героя, и в то же время именно этот образ вызывает желание признать, что в драматургии Вампилова − добро является основой духовной общности людей.

Противостояние духовного начала в характере героев (Сарафанов, Бусыгин, Нина) и индивидуалистического (Сильва, Кудимов) применительно к системе образов пьесы «Старший сын» проявляется в оппозиции несбывшееся/ реально-существующее.

Вследствие этого многократное пересечение проявлений несбывшегося живет в душах героев, постоянно подталкивая их к конфликту с реально-существующим.

В первом действии пьесы Сарафанов согласно ремаркам автора «появляется… с кларнетом в руках»

СОСЕД. Здравствуйте, Андрей Григорьевич.

САРАФАНОВ. Добрый вечер.

СОСЕД (язвительно). С работы?

САРАФАНОВ. Что?.. (Поспешно.) Да-да... С работы.

СОСЕД (с насмешкой). С работы?.. (Укоризненно.) Эх, Андрей Григорьевич, не нравится мне ваша новая профессия.

САРАФАНОВ (поспешно). Что это вы, сосед, куда собрались на ночь глядя?

СОСЕД. Как - куда? Никуда. Давление у меня скачет, на воздух вышел.

САРАФАНОВ. Да-да... Прогуляйтесь, прогуляйтесь... Это полезно,

полезно... Доброй ночи. (Хочет уйти.)

СОСЕД. Подождите...

Сарафанов останавливается .

(Указывает на кларнет.) Кого проводили?

САРАФАНОВ. То есть?

СОСЕД. Кто помер, спрашиваю.

САРАФАНОВ (испуганно). Тсс!.. Тише!

Сосед прикрывает рот рукой, быстро кивает.

(С упреком.) Ну что же вы, ведь я же вас просил. Не дай бог, мои

услышат...

СОСЕД. Ладно, ладно... (Шепотом.) Кого хоронили?

САРАФАНОВ (шепотом). Человека.

Противостояние миру пошлости, стереотипов и шаблонов вынуждает вампиловского героя искать идеальное за пределами настоящего. Это обстоятельство выражается в форме воспоминаний и экзистенциональной тоски по несбывшемуся, сквозящей в подтексте реплик героев:

САРАФАНОВ (замечает Васеньку). Ты здесь... А я прогулялся по улице. Там дождь пошел. Я вспомнил молодость…

Конфликты, из которых формируется несбывшееся в пьесе, безусловно, имеют аналоги в реальности (кантата Сарафанова «Все люди братья», Сиротство Бусыгина и т. д.), но по внутренней своей сути, они как бы выхвачены из реальности и перенесены в аспект душевных переживаний героев:

САРАФАНОВ. Черт знает что!.. Ты сказал, двадцать лет?.. Бред какой-то!.. Лет двадцать!.. Лет двадцать... (Задумывается поневоле.)

; их сердечных ран и озарений.

САРАФАНОВ. Ты имеешь в виду совпадение? Случайное совпадение, верно?..

Ну что же, такое не исключено... Тогда... Тогда... (Думает.) Не мешай мне,

не мешай... Его мать должны звать... ее должны звать...

Бусыгин высовывается .

(Его осенило.) Галина!

В результате несбывшееся становится более реальным, осязаемым чем все то к чему имеет возможность прикоснуться герой.

Несбывшееся вампиловских героев тесно связано с миром их чувств. Для конкретизации несбывшегося драматург идет по пути увеличения содержательной стороны образов, и в соответствии с концепцией каждого из героев, несбывшееся привносит в их образы шлейф недоскзанностей, двусмысленностей, недомолвок.

САРАФАНОВ. Нет-нет, говорите... (Осторожно.) Говори...

Входит Васенька, ставит на стол бутылку и стаканы, затем усаживается и, устроивши руки на спинке стула, роняет голову. Он пьян. Сарафанов торопливо наполняет стаканы.

БУСЫГИН. Я хотел сказать, что вот... Наконец-то наступил тот момент, о котором...

Появляется Нина.

НИНА (сердито). Вы дадите мне спать?.. Что это? Что здесь происходит?

ВАСЕНЬКА (приподнимает голову). Ты только не удивляйся... (Роняет голову.)

Драматург показывает, как сквозь сугубо романтические мотивировки прорываются самые сокровенные мысли героев. Вследствие этого драматург приходит к значительным художественным достижениям, повлекшим усиление психологической и философской составляющей пьесы «Старший сын».

САРАФАНОВ.… Да... Так вот. Сейчас, когда я возвращался домой, я размышлял о жизни. Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна…

Через много лет после романтиков в пьесе «Старший сын» со всей остротой Вампилов-драматург выявил и поставил проблему необычной сложности взаимодействия идеального и реального, внутреннего и внешнего, сознательного и иррационального.

В «Старшем сыне» мир представлен, как явление, находящееся в бесконечном, напоминающим хоровод, движении. Мир в этой пьесе − основа развития героя, и одновременно начало движимое переменами в душе героя. В этом вихре бесконечного движения несбывшееся – это та точка покоя, частичка вечности, в которой заключена суть философской концепции вампиловской пьесы.

В силу своего мироощущения Вампилов-драматург с необычайной остротой ощущал силу несбывшегося в судьбе героя.

Отсюда обилие и мастерское использование в пьесе «Старший сын» таких атрибутов несбывшегося, как случайно подслушанное, мотивы двойничества, недомолвки.

Наконец, ночные, полные таинственных превращений бдения героев (действие в пьесе в основном разворачивается ночью).

Все эти атрибуты несбывшегося подчеркивают в пьесе бесконечную подвижность мира, многопроявленность реальности и мира мечты героя (работа в похоронном оркестре и создание кантаты «Все люди – братья»); в мистических совпадениях (город в котором жил Бусыгин и отношения Сарафанова в прошлом с некой женщиной)

Сарафанов пьесы Вампилова характеризуется редкой остротой восприятия мира и в то же время, необычайной наивностью.

Подобно романтической концепции личности, Вампилов лучших героев пьесы «Старший сын» наделяет сложностью духовной жизни. При этом внешняя сторона отражает то, что находится на поверхности, а внутренняя это сфера, в которой духовные потребности не удовлетворены и порождают конфликт идеальных представлений и действительности:

САРАФАНОВ (появляясь). Куда же он? Зачем? Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести... Вот они, мои дети, я только что их хвалил - и на тебе, пожалуйста... Получай за свои нежные чувства!..

Таким образом, мы видим, что в поэтике пьесы Вампилова «Старший сын» подобное разделение влечет за собой такое положение героев, которое вынуждает Сарафанова к духовной замкнутости, а преодоление ее происходит через реальное сближение с человеком близким по духу – Бусыгиным.

Сарафанов настолько искренне рад появлению Бусыгина, что задаться простым вопросом, а сын ли ему действительно Бусыгин, - герою не приходит в голову.

В образе Сарафанова драматург создает героя, которому интересна внутренняя жизнь, так как она поднимает человека над обыденностью и открывает истинное положение вещей, основанное на законах независимых от условностей, принятых обществе и, опирается на общечеловеческие представления о справедливости и гуманности.

Проникая в сложнейшие лабиринты человеческих чувств, мыслей, ассоциаций, Вампилов раскрывает в пьесе «Старший сын» сложность и таинственность мира.

Метаморфозы сознания и тончайшие движения чувств, случайности и роковые совпадения в судьбе героев – все это свидетельствует о глубоких знаниях человеческой натуры, характерных для драматурга, о его стремлении постичь и донести представление о человеке, как о великой вечной загадке.

Список литературы.

1. Вампилов, А. Старший сын/ Драматургическое наследие. – Иркутск, 2002.

2. Громова, 70-80х годов. Спор о герое. / // Русская современная драматургия: учеб. Пособие для студентов – филологов. – М., 1999.

3. Смирнов, лаборатория Александра Вампилова / // : Жизнь. Творчество. Судьба. Иркутск, 2000.

4. Собенников, литература и Вампилов / // : Жизнь. Творчество. Судьба. – Иркутск, 2000.

5. Погосова, героев Вампилова / // : Жизнь. Творчество. Судьба. – Иркутск, 2000.

Биография А. Вампилова

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.

Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.

Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.

Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась «Стечение обстоятельств». Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним - А. Санин. В 1962 году редакция «Советской молодежи» решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

В 1964 году Вампилов покидает «Советскую молодежь» и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами. Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым.

В 1966 году Вампилов вступил в Союз писателей. Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году - «Двадцать минут с ангелом». Затем появились «Прощание в июне», «Случай с метранпажем», «Старший сын» и «Утиная охота» (обе- 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание» - Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.

17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.

По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

Пьеса «Старший сын»

Пьеса А. Вампилова «Старший сын» существует в нескольких вариантах. Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова». Вариант пьесы под названием «Женихи» был опубликован отрывками 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье», печатается в 1968 году в альманахе «Ангара». В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где она носит название «Старший сын» и выходит отдельным изданием.

Отметим, что название «Старший сын» наиболее удачное. Для автора главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Кроме того, Володя Бусыгин оправдал взятую на себя роль: помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью, а отец Сарафанов, в свою очередь, обрел в лице Володи опору и понимание.

Сам Вампилов писал: «…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы , обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным ».

Сюжет пьесы «Старший сын» рождается из случайностей, из странного стечения обстоятельств. Как ни в какой другой пьесе Вампилова, в «Старшем сыне» «случайное совпадение» является двигателем сюжета. Случай, пустяк, стечение обстоятельств становятся самыми драматическими моментами в развитии действия этой пьесы. Случайно герои встречаются в кафе, случайно оказываются в предместье, случайно подслушивают разговор Сарафанова с соседом, случайно узнают о взаимоотношениях Васеньки и Макарской, случайно оказываются посвященными в семейную тайну. Бусыгин потом сам признается Нине: «Все вышло совершенно случайно». Бусыгин и Сильва мало знакомы, в кафе они даже не расслышали имён друг друга и по ходу пьесы знакомятся заново, но это не мешает им понимать друг друга буквально с полуслова.

Поэтика пьесы сохраняет основные черты драматургии Вампилова: это, как отмечал О.Ефремов, тяга к острой форме, нестандартной ситуации, незатасканному приему; по мнению В. Розова – водевильное и даже фарсовое начало, стремительно достигающее предельного драматического напряжения; выпуклая бытовая материальность, телесность жизни, острая сюжетная напряженность, как считает Е.Гушанская; соединение философской глубины с ослепительно яркой чисто театральной формой, по мнению А.Симукова.

В «Старшем сыне» анекдот становится жанрообразующим компонентом - происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством построения сюжета».

Бесспорно, авантюрная идея знакомства с семьей Сарафановых принадлежит Бусыгину, и Сильва трусливо предупреждает своего приятеля: «Эта ночь закончится в милиции. Я чувствую» . Но идея выдать Бусыгина за старшего сына принадлежит Сильве. Риторическая библейская фигура «страждущего, голодного, холодного» брата, стоящего у порога, обретает черты реального Бусыгина. Бусыгин не сразу принимает на себя предложенную ему роль, он колеблется. Герои как бы меняются местами: теперь Сильва готов остаться, а Бусыгин спешит уйти. Однако, трусость Сильвы и Бусыгина имеет разные корни: если первым руководит страх перед милицией, то вторым – страх перед совестью.

Наивность, чистота, доверчивость, «сарафанность» отца, трезвый скептицизм и недоверчивость Нины, перерастающие в откровенную симпатию к мнимому брату, восторженность Васеньки, обаяние и интеллигентность самого Бусыгина, напористая нагловатость Сильвы уплотняют, материализуют образ старшего сына. Семья оказалась перед ситуацией, когда он – старший сын – должен был появиться и он появился.

Параллельно материализуется и образ еще одного «старшего сына» – мужа Нины, курсанта и будущего офицера Кудимова. Он создается в основном Ниной и ревниво корректируется Бусыгиным. О Кудимове, еще до его появления на сцене, мы знаем практически все. Бусыгин находится в несравненно более выигрышном положении: о нем никто ничего не знает и он сообщает о себе то, что хочет сообщить. Уже в оценке Нины Кудимов предстает как человек достаточно ограниченный. Появление героя только подтверждает это.

Сцена появления Кудимова (второе действие, картина вторая) - зеркальное отражение другой сцены - появления Бусыгина и Сильвы в доме Сарафановых (первое действие, вторая картина): знакомство, предложение выпить, претензии на сыновство («А где папаша?» – спрашивает Кудимов).

Столкновение Бусыгина и Кудимова – своеобразный поединок, поводом для которого становится Нина. Но за этим поводом скрыты и другие причины, которые кроются в принадлежности этих людей к разным сферам человеческой жизни и к разному пониманию ими самой жизни.

Как заклинание непрерывно повторяемые слова Нины, обращенные к Кудимову, «не беда, если сегодня ты даже опоздаешь», «сегодня ты немного задержишься», «просто так, задержишься и всё», «сегодня ты опоздаешь, Я так хочу», «нет, ты останешься», - не просто «каприз», как считает Кудимов, а последняя попытка очеловечить своего жениха, который готов в семейный быт привнести дух казармы и дисциплины.

Нина говорит о Кудимове: «Допустим, он звезд с неба не хватает, ну и что? Я считаю, это даже к лучшему. Мне Цицерона не надо, мне мужа надо». Отличник боевой и политической подготовки Кудимов сейчас, в будущем он способен «знаков тьму отличья» нахватать, так как никогда не опаздывает и не делает того, в чем не видит смысла. Удерживая Кудимова, Нина удерживает себя от любви к Бусыгину. У Нины нет возможности выбирать, но в конечном счете и она делает свой выбор: «Никуда я не уеду».

Если фразой Бусыгина «брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» старший брат начинает входить в семью Сарафановых, то с реплики Нины, обращенной Кудимову: «Да хватит тебе! Так можно вспоминать до самой смерти!» - начинается обратный процесс.

Образ похорон начинает незримо витать над семьей Сарафановых: хоронит свои мечты о призвании композитора сам глава семьи («Серьезного музыканта из меня не получится, И я должен в этом сознаться» ); расстается со своими надеждами Нина («Да. Иди. А то, чего доброго, и в самом деле опоздаешь» ), устраивает погребальный костер Васенька, сжигая ковер Макарской и штаны своего соперника. Но смерть амбивалентна: возрождается для семьи Сарафанов, обретает новую любовь Нина, вспыхивает интерес Макарской к Васеньке.

Образ похорон «какого-то шофера» - символ прерванного пути как жизненного, так и профессионального - в пьесе неоднозначен. Уходит курсант летного училища Кудимов, «исчезает» Севостьянов. Последняя попытка Сильвы, которого уже не устраивает второстепенная роль, насолить удачливому сопернику и разоблачить самозванца запоздала и безуспешна: физическое родство перестает быть определяющим и значимым и уступает место родству настоящему – духовному: «Ты - настоящий Сарафанов! Мой сын. И притом любимый сын». Кроме того, сам Бусыгин признается: «Я рад, что попал к Вам… Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».

Рассудительная и серьезная Нина, готовая повторить поступок матери и уехать с «серьезным человеком», в финале пьесы понимает, что она «папина дочка. Мы все в папу. У нас один характер» . Они, Сарафановы, – чудные люди, блаженные.

Еще А. Демидов назвал комедию «Старший сын» «своеобразной философской притчей» .

Начатая как бытовой анекдот, пьеса постепенно перерастает в драматическую историю, за которой угадываются мотивы библейской притчи о блудном сыне.

При этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли. Они остаются в Доме, чтобы восстановить его.

Эта пьеса - своеобразная философская притча о родстве душ и обретении родного крова. В семье Сарафановых появляется новый человек, представившийся «старшим сыном» главы семейства. В круговерти семейных неурядиц и проблем Бусыгин действительно начинает чувствовать себя родным в доме Сарафановых и ответственным за их жизнь.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем (доверие, взаимопонимание, доброта и ответственност). А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. В пьесе показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи. И Бусыгин возродил семью.

Литература

  1. Вампилов А.В. Старший сын. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2006. – С. 6 – 99.
  2. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. – Л.: Сов. Писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. – 320с.
  3. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба. – Иркутск, 2000. – С. 111-116.
  4. О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981. - С. 612-613.
  5. Русская литература XX – начала XXI века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2. 1950 – 2000-е годы / (Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, М.В. Яковлев и др.); под ред. Л.П. Кременцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.452 – 460.
  6. Сушков Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Сов. Россия, 1989. – 168с.


Вверх