Сущность и виды психологической помощи. Психологическое консультирование как вид психологической помощи субъектам бизнеса

По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям) :

1. По времени действия:

― неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;

― продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);

2. По направленности :

― прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;

― откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;

― упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.

3. По пространственной организации :

― контактная , когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;

― дистантная , которая подразделяется на телефонную и Интернет;

4. По выполнению функций психологом :

― диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;

― диспетчерская - отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;

― информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;

― коррекционная - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

― консультативная - это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;

― терапевтическая - с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;

― психиатрическая - помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.

5. По количеству участников :

― индивидуальная - когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;

― групповая - акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;


6. По вмешательству психолога :

― директивная - указывающая, «дающая советы» о том, как жить;

― недирективная - «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так :

выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, сначала, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

– младенчество (от рождения до 1-го года);

– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);

– дошкольное детство (3-6 лет);

– младший школьный возраст (6-10 лет);

– подростковый возраст (10 - 15 лет);

– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 - 17 лет), II период (поздняя юность – 17 - 21 год);

– средний (зрелый) возраст: I период (21 - 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 - 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);

– пожилой возраст (60 - 75 лет);

– старческий возраст или старость (75 - 90 лет);

– долгожители или дряхлый возраст (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых , может обозначать возраст клиента, во-вторых , возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ти лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Возраст (в психологии) - это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, так как они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования :

1. Проблемно-ориентированное консультирование . Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальт-терапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование . Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач : возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9.

1. Виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, консультирование.

2. Профилактическая психологическая помощь.

Вопрос 1. Психотерапия и психокоррекция как разновидности психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник, поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и больного, психолога и клиента. Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция оказывается тесно связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе. В психокоррекционном воздействии психолог придерживается следующей схемы: что есть, что должно быть и что нужно сделать, чтобы было должное.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Цель психотерапии – помощь в изменении или устранении болезненных симптомов или паттернов поведения, мешающих жить с чувством удовлетворенности и счастья. Цель психокоррекции – приведение психических показателей к некоторой норме, к оптимальному уровню функционирования в обществе, когда отклонения еще не приобрели болезненных форм.

В качестве самостоятельного вида психологической помощи психокоррекция выделяется только в советской и пост-советской науке и практике. Две причины: идеологическая (воспитание «нового» человека, способного жить в «новом» обществе) и методологическая (разделение сфер применения - в медицине или в немедицинской практике).



Вообще же существует две точки зрения на соотношение понятий «психокоррекция» и «психотерапия».

А) Признание полного совпадения двух понятий. Основания: идентичные требования к личности специалиста, к уровню его профессиональной подготовки, одинаковые процедуры и методы работы. Однако психотерапия не всегда предполагает коррекцию и не сводится только к ней. Это более широкое понятие, которое включает в себя и психокоррекционные мероприятия в качестве отдельных методик оказания психологической помощи. Психокоррекция как частный случай психотерапии.

Б) Психокоррекция – работа со здоровыми. Психотерапия – работа с больными людьми. Однако во многих случаях невозможно отделить расстройства поведения, вызванные патологическими процессами, и расстройства, обусловленные только психосоциальными причинами. Кроме того, в современной психиатрии все более широкое распространение получает комплексный подход, учитывающий в этиопатогенезе психических расстройств не только биологического, но и психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор выступает этиологическим в возникновении расстройства, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием врачебной психотерапии. Определить общую схему соотношения психотерапии и психокоррекции вне конкретного случая практически невозможно.

В отечественной литературе можно встретить и такую позицию, согласно которой психокоррекция отличается от психотерапии акцентом внимания на настоящем и будущем, тогда как психотерапия может использовать и глубинные методы анализа прошлого клиентов. Однако здесь следует заметить, что в англоязычной литературе имеется совершенно обратная позиция, согласно которой психотерапия обозначает такие методы оказания помощи, которые не используют приемов психоанализа.

Консультирование является видом психологической помощи с целью обучения, наставничества. В отличие от терапии и психокоррекции она заключается в предоставлении советов и обмене информации. Это применение психологических знаний для достижения каких-либо прагматических результатов и подготовки людей как исполнителей, достигающих этих результатов. Консультирование основывается на сборе точной информации о проблеме и о людях, в нее вовлеченных, что нужно для оценки ситуации и предоставлении готовых вариантов решений (альтернатив) для исправления ситуации на основе каких-либо теоретических моделей. Консультирование также предполагает развитие у клиента навыков самостоятельного решения возникающих текущих (локальных) проблем, помогает развить рефлективную позицию себя в проблеме и снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. По сути консультирование изначально выступало как директивная психологическая помощью В 40-е годы консультирование стало развиваться в рамках психотерапевтической парадгимы. Консультирование здесь является психологической помощью в самых разных аспектах жизни человека с целью его адаптации к постоянно изменяющимся социальным условиям. Фокус консультирования сместился на индивидуальные проблемы. Цель – помочь клиенту самоопределиться в решении возникающих проблем, пока они еще не превратились в болезненные проблемы. Итак, консультирование ориентировано на цели образовательной, профессиональной или личностной адаптации людей. Консультирование включает методы: интервьюирование (сбор информации), оздоровление отношений (коррекция), тренинг коммуникативных навыков, предоставление интересующей информации и советов. Виды консультирования: по вопросам образования, карьеры, досуга, по вопросам развития, здоровья, увольнения, приема на работу и т.д. Помощь в выборе подходящей досуговой деятельности, работы, образования за счет повышения компетентности клиентов, мотивирование на те или иные виды деятельности.

В ряде случаев выделяют особый вид консультирования, который называется психосоциальным. Наиболее часто этот термин встречается в медицинской практике, прежде всего – при описании профилактической и паллиативной психологической помощи при ВИЧ-инфекции.

Термин «психосоциальное» широко используется в современной западной науке для обозначения таких состояний психики человека, которые вызваны социальными воздействиями и определяются факторами общественной жизни. Данный термин возник в определенной парадигме, в которой социальное и психическое долгое время рассматривались как отдельные, самостоятельные сферы бытия индивида. Именно переживание своего положения в обществе, представленность социальной сферы жизни в основных психических процессах (эмоции, мышление, воля) относятся к области психосоциального.

Другое значение этого термина определяется тем, что с психологическими факторами связывается не только поведение индивида в тех или иных общественных условиях, но и социальная организация, функционирование общества. Изменение психологии членов общества, согласно подобным представлениям, способно изменить и само общество. Прежде всего, его реакции, способы взаимодействия больших социальных групп, подходы к решению актуальных общественных проблем.

В целях успешного воздействия на психосоциальные факторы жизни общества в середине 50-х годов ХХ века возникла практика консультирования особого рода. Ее возникновение в первую очередь связано с развитием так называемой «социальной психиатрии» - попытке добиться социальных изменений с помощью психотерапевтических воздействий в процессе массовых психосоциальных консультаций населения в целях повышения его адаптивных возможностей и коррекции отклоняющегося поведения. Таким образом, изначально целью психосоциального консультирования являлось повышение готовности людей к изменению поведения через изменение социальных образов, представлений, установок у отдельных индивидов в связи с той или иной социальной проблемой.

Изменения в поведении до сих пор являются единственным средством первичной профилактики ВИЧ-инфекции. Поэтому практика психосоциального консультирования была применена в странах Запада и по отношению к проблеме эпидемии СПИДа, массовое распространение которого в первую очередь зависит как от поведения поражаемого населения, так и от адекватности реагирования на проблему представителей различных социальных институтов.

Например, цель психосоциального консультирования при обследовании на ВИЧ состоит в заострении внимания пациентов на факте реальной угрозы заражения и личных факторах риска в их поведении (даже если они и не относятся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ). Обследуемый с помощью консультанта должен осознать персональную ответственность за свое поведение, могущее при определенных обстоятельствах привести к заболеванию СПИДом. Задача консультанта - помочь человеку задуматься о необходимости изменения своего образа жизни, поведенческих стереотипов, помочь в планировании и осуществлении этих изменений. Поэтому психосоциальное консультирование предполагает наличие как информационного, так и обучающего аспектов. Обследуемому следует предоставить информацию о распространенности данного заболевания, динамике развития эпидемического процесса, особенностях протекания стадий ВИЧ-инфекции и диагностики, о способах предупреждения заражения и возможности соблюдения правил безопасного секса и безопасного введения наркотиков в конкретных жизненных ситуациях и т.д.

Важной частью консультативной работы является также формирование невраждебного отношения к ВИЧ-инфицированным и представителям групп повышенного риска заражения. Ведь имеющееся общественное мнение может существенным образом влиять на развитие такого явления, как "СПИД-терроризм", которое является защитной психологической реакцией отвергаемых обществом лиц.

Психосоциальное консультирование имеет свои особенности в сравнении с другими консультативными практиками в психологии и медицине. Если в обычном психологическом консультировании акцент делается на изменении некоторых личностных характеристик клиента, то в психосоциальном консультировании по вопросам ВИЧ-инфекции перед консультантом (психологом, врачом) не ставится задача изменения личности обратившегося, даже если к этому есть прямые показания. Задача специалиста в данном случае заключается в использовании личностных и индивидуальных особенностей обследуемого для изменения компонентов в его поведении, рискованных с точки зрения эпидемиологии ВИЧ-инфекции.

Вопрос 2. Иногда в качестве самостоятельного выделяют особый, промежуточный вид психологической помощи – профилактическую . Эта помощь опережает активный запрос со стороны потенциального клиента, расширяя его поле сознания на основе естественного интереса к себе, к качеству своих межличностных отношений. Эта помощь особенно актуальная в условиях психологической неграмотности населения о возможности профессионального решения возникающих проблем.

К профилактической психологической помощи чаще относят особый вид психологических услуг – психопрофилактику .

В отечественной психолого-педагогической литературе профилактика, как правило, рассматривается в контексте проблемы отклоняющегося поведения или как разновидность процесса обучения и воспитания. Первоочередное значение профилактических задач, нацеленных на предупреждение развития дефектов, по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся дефектов отмечал еще Л.С. Выготский. Психопрофилактика – это такой вид деятельности практического психолога, который направлен на предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья. Психопрофилактика не исключает других видов работ. В контексте психопрофилактической работы они выступают как структурные элементы и средства психопрофилактики, что изменяет их направленность:

Диагностико-коррекционная работа направлена на обеспечение информацией об особенностях развития личности в условиях определенной социальной среды. На основе такой работы формулируются гипотезы о причинах возможных психологических проблем; выбираются способы и конкретное содержание развивающей или коррекционно-профилактической работы;

Консультирование направлено на обсуждение и прояснение возможных причин возникновения проблемного поведения, личных трудностей определенного человека или группы людей с целью своевременного предупреждения или преодоления неблагоприятных тенденций, обеспечения психологического благополучия в развитии их личности;

Просвещение направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в жизни, в профессиональной деятельности, в межличностном общении.

Профилактическая работа может осуществляться на трех уровнях: а) универсальная профилактика, б) селективная профилактика и в) профилактика по показаниям (в прежних терминах – первичная, вторичная и третичная профилактика). Психопрофилактика различается фокусом воздействия: а) прямой фокус (на нейтрализацию или блокирование факторов, провоцирующих проблемное поведение), в) косвенный фокус (формирование успешных, позитивных жизненных навыков и повышение действия защитных факторов, препятствующих развитию проблемного поведения).

Уровень профилактического воздействия зависит от уровня выраженности проблемного поведения на момент проведения предупредительной работы. Универсальная (первичная) профилактика проводится с людьми, у которых еще нет признаков проблемного поведения с целью развития и закрепления их личностного ресурса справляться со сложными жизненными обстоятельствами адаптивными способами. При этом целевая аудитория универсальной профилактики находится в относительно благополучных условиях, и психологическая услуга направлена на повышение их стрессоустойчивости, развитие социально-психологических навыков, чтобы они были готовы адекватно вести себя при ухудшении социальной ситуации в их жизни.

Селективная (вторичная) профилактика нацелена на людей, имеющих высокий риск возникновения проблемного поведения в сложных жизненных обстоятельствах. Как правило, этот уровень профилактики нацелен на людей, которые уже имеют психологические затруднения (но еще могут с ними справляться самостоятельно), находятся в стрессовых условиях жизни, связанных с плохим личностным или социальным функционированием, проблемными отношениями с окружающими.

Профилактика по показаниям (третичная) направлена на тех людей, у которых уже были зафиксированы единичные случаи проблемного, дезадаптивного поведения, нарушения социального или личностного функционирования, но они еще не приобрели устойчивого и тотального характера проявления, требующего психокоррекции или психотерапии.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какова цель психотерапии?

2. Какова цель психокоррекции?

3. Какова цель психологического консультирования?

4. Каковы причины разделения психотерапии и психокоррекции в отечественной психологической практике?

5. Какие точки зрения на соотношение психотерапии и психокоррекции Вы знаете?

6. Что такое психосоциальное консультирование?

7. В чем специфика профилактической психологической помощи?

8. Перечислите уровни профилактической работы психолога. На что направлена профилактика на каждом из этих уровней?

9. По какому критерию следует выбирать уровень проведения профилактической работы?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

3. Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. – Ростов н/Д.: РГУ, 2002.

4. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее ха­рактером в науке выделяется несколько моделей помощи человеку: педагогическая, диагностическая, социальная, медицинская модель Понятие «психологическая помощь» отражает определенную область социально-психологической практики, полем деятельности в которой является множество вопросов, затруднений и про­блем, относящихся к повседневной психической жизни чело­века. В этом смысле психологическая помощь есть область и способ деятельности профессионального психолога, предназначенная для содействия чело­веку и сообществу в решении широкого круга проблем, поро­ждаемых душевной жизнью человека в социуме. В научной литературе отмечается, что содержание психологической помощи вклю­чает в себя широкий спектр теорий и практик, варьирующихся от такого метода, как глубинное интервью, до социально-психологиче­ского тренинга. Их целью является диагностическое, коррекционное, терапевтическое, образовательное, профес­сиональное и другое вспомоществование человеку.

Собственно психологическая модель психологического консультирования описывается так: причины личностных проблем или небла­гополучия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодейст­вии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. В данной модели рассмат­риваются дисгармонии в отношениях между людьми и интрасубъективная напряженность, для преодоления которых консультант опирается как на научные знания, так и на за­кономерности человеческого бытия. Эта модель используется в работе психологов-консультантов, психотера­певтов.

Психологическая помощь классифицирует­ся по разным показателям:

    По времени действия:

- Неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия, в ситуациях острого горя. Этот вид чаще всего относится к компетенции экстренных психологиче­ских служб, телефона доверия. - Продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов.

    По направленности:

- Личностно-ориентированная , направ­ленная непосредственно на клиента, на его обращение за помо­щью. Здесь определяющим является активность клиента в процессе консультирования. Осуществляется расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы.

- Проблемно-ори­ентированная - ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. В этих случаях определяющим явля­ется решение типичных проблем, возникаю­щих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и уста­новкам людей.

    По пространственной организации:

- Контактная , когда бе­седа происходит лицом к лицу клиента с психологом.

- Д дис­тантная , которая подразделяется на телефонную, виртуальную с помощью Интенета и письмен­ную и допускает отсутствие прямого контакта.

    По выполнению функций консультантом:

- Диагностиче­ская заключается в постановке диагноза, составлении психологического портрета клиента.

- Диспетчерская - направление к конкрет­ному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п.

- Инфор­мационная - быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания ее сути, инфор­мирование человека о действенных следствиях. -Коррекционная - устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека.

Консультативная - опти­мальное разрешение «рабочих» вопросов повседневности, так называемых «нормативных» затруднений.

Терапевтиче­ская - процесс лечения психологическими средствами рас­стройств и конфликтов, затрагивающих глубокие слои личности.

    По количеству участников:

И ндивидуальная (когда по лич­ностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной).

Групповая (акцент дела­ется на развивающей, обучающей программе или, при необхо­димости, социальной поддержки группы участников).

    По вмешательству консультанта:

Директивная - указую­щая, дающая советы, как жить, нравоучительная.

Недирек­тивная - «идущая» за клиентом.

Различные методы и психотехнические приемы составля­ют в совокупности и целостности технологию психологиче­ской помощи. Без них отношение консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь превратится в простое выражение сочувствия или морализа­торства.

Вопросы и задания к 1 разделу

    Какие виды помощи оказываются человеку в повседневной жизнедеятельности?

    Дайте определение психологической помощи.

    Назовите классификацию психологической помощи с учетом выполнения профессиональных обязанностей консультанта.

    – Дайте правильный ответ:

Проблемно-ори­ентированная психологическая помощь – это –

А) направление к конкрет­ному специалисту;

Б) ответ на сложившуюся или прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию;

В) постановка диагноза, составление психологического портрета клиента.

    По каким основаниям созданы классификации психологической помощи человеку?

      Направления психологической помощи

Общепризнано, что содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и эк­зистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуа­циях затруднений, возникающих в процессе личностного и со­циального бытия.

Психологическая помощь может включать в себя:

    психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достовер­ность и форму сообщения несет психолог),

    психологическую коррекцию (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и в соответствии с воз­растной нормой психического развития; разрабатывается ин­дивидуальная коррекционная программа),

    психологическое консультирование (помощь психически здоровым людям в достижении ими целей личностного развития),

    психотера­пию (активное воздействие психотерапевта на личность кли­ента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

Современными исследователями отмечено, что в основе психологической помощи обнаруживается свойственная раз­личным уровням существования живого общая способность к самоорганизации.

Выделяются следующие направления, а также основ­ные области и ситуации, где осуществляется психологическая помощь человеку:

1). Психическое (и духовное) развитие человека (преодоле­ние комплекса неполноценности, удовлетворение эмоциональ­ных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых мораль­ных норм и др.).

2). Экзистенциальные и личностные проблемы человека (воз­растные, профессиональные и личностные кризисы, проблемы идентификации и отчуждения, борьба за личностный и социаль­ный статус и др.).

3). Помощь семье (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь оди­ноким людям, разведенным, поддержка при вступлении в по­вторный брак).

4). Профилактика психического и личностного здоровья (тра­диционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевных страданиях, алкоголиз­ме, разрешении конфликтов и т. п.).

5). Психологическая помощь умирающему человеку и пси­хотерапия горя (малоразработанная и почти совершенно отсут­ствующая сфера психологической деятельности в России).

6). Проблемы пожилого возраста (изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию, взаимоотношения с взрослыми детьми, неизбежный дефицит эмоциональных контактов, под­ведение и осмысление итогов прожитой жизни).

7). Проблемы личностной и групповой идентичности, общее психическое состояние (места заключения, больницы, казар­мы, студенческие городки).

8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9). Школьное консультирование (подготовка ребенка к шко­ле, вопросы адаптации в классном коллективе, трудности в обу­чении, взаимодействие семьи и школы).

10). Профессиональное консультирование (выбор профес­сии, профессиональное самоопределение, удовлетворенность трудом).

11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-куль­турной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление эт­нических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддерж­ка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

12). Управленческое консультирование (совершенствование практики управления, повышение индивидуальной произво­дительности и эффективности организации в целом, гумани­тарная экспертиза, консультации по структурным изменениям в организации, обеспечение психологической поддержки в си­туациях нововведений).

В целом совокупность проблем, где психологическая по­мощь является востребованной, многообразна и многогранна. Проблемная зона захватывает область межличностных отно­шений, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, ситуации со­циализации (выбор профессии, создание семьи), вопросы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общест­венного существа, наделенного психикой.

Вопросы и задания ко 2 разделу

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи:

1) психопрофилактику;

2) психокоррекцию;

3) консультирование;

4) психотерапию.

Психопрофилактика - область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

Психологическая коррекция - «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» 2 .

Психологическое консультирование - «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного Изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».

Психотерапия - «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических» 4 . (Этот вид психологической помощи в рамках данного учебного пособия не исследуется).

Отличия каждого из видов помощи ярко видны при их сравнении по следующим параметрам: цель психологического воздействия, применяемые методы, качество результата (см. табл. 1).

Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. К основным теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога относят: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические профессиональные навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо

Таблица 1-Виды психологической помощи

Вид психологической помощи Цель психологического воздействия Методы Результат
1. Психопрофилактика Предупреждение или нивелирование возможных психических нарушений в развитии и/или функционировании личности Информирование населения. Массовые обследования населения. Психологическая поддержка . Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии
2, Психокоррекция Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных я культурологических требований Выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист Коррекция особенностей психического: развития, которые не соответствуют норме
3. Психологическое консультирование Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения Специально организованная беседа Осознание клиентом истинной причины проблемы и наилучших способов ее разрешения "
4. Психотерапия: Гармонизация взаимоотношений клиента с самим собой и социумом
клиническая Гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение, терапия рациональная; Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики
личностно-ориентированная «Различные варианты анализа конфликтных переживаний больного» 5 «Изменение в отношении клиента к окружению социальному и собственной личности» 6

также для будущей успешной деятельности прохождение «чистилища» в виде индивидуальной психотерапии и групповых тренингов личностного роста с целью решения собственных психологических проблем, то есть, специалист должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать членство в каком-либо профессиональном сообществе, например, в Профессиональной психотерапевтической лиге (ППЛ).

Кроме того, что специалист должен быть специалистом, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что Психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если Вы сейчас на некоторое время отвлечётесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то возможно Вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помогли, спасли в сложной ситуации.

Личные качества. Исследователи в. области психологии в разное время выделяли личные качества, по их мнению, необходимые специалисту для успешного осуществления психологической помощи клиентам. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность» самосознание и рефлексия. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека». Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны, - оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение обязательное при оказании психологической помощи сделает более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который воспримет это как проявление слабости.

Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, - «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом.

Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность - это, прежде всего, чистота намерения.

Чувство юмора. В «Искусстве любви* Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенным. И это вполне справедливо. Вспомните, как именно это качество не раз, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадежных ситуациях: «Смех одно из самых сильных орудий против всего, что отжило» (А. Герцен).

Конкретность. Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека) не интерпретируя ска-эанное, ао проясняя его.

Самосознание и рефлексия. Самосознание - «переживание единства и специфичности Я как существа» наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия - «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». В узком смысле - «новый поворот» духа после свершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного». Именно благодаря соединению данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но техничность, не освященная духовностью, - ничто, поскольку главный терапевтический инструмент - Вы сами, а ваш терапевтический стиль - уникальность Вас как личности.

На основании вышеизложенного мы можем констатировать: наличие профессиональной компетентности специалиста является вопросом, который не обсуждается. Специалист должен быть профессионалом. Однако любая компетентность потеряет смысл, если он по сути своей не будет являться Человеком, имя которого звучит гордо.


1 | |

Вверх