Самый ранний из существующих струнно смычковых инструментов. Струнные музыкальные инструменты

В настоящее время в симфонической и оперной музыке применяются следующие смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас, представляющие собой результат длительного развития различных предшествующих типов смычково-струнных инструментов К
Время возникновения смычковых инструментов определить трудно. Есть предположение, что их колыбелью был Восток и что арабскими музыкантами в VIII веке были ввезены в Испанию так называемые ребаб и кеманча. Но в то же время и в Европе в VIII веке уже был известен пятиструнный смычковый инструмент — кротта. Древнейшие смычковые инструменты были без ладов. Лады появились лишь в XIV веке с момента распространения лютни, которая также была завезена в Европу арабами и произвела переворот в конструкции смычковых инструментов.
В дальнейшем смычковые инструменты претерпели большие конструктивные изменения, и, в конечном итоге, у инструментов, названных виолами, установилась форма с вырезанны¬ми боками.
По способу исполнения виолы распадались на две группы: ручные виолы (viola da braccio), наиболее близкие скрипке и альту, и ножные или коленные виолы (viola da gamba).
Ручные виолы разделялись на дискантовые, альтовые и теноровые; ножные виолы — на басовые и контрабасовые. Последние звучали октавой ниже басовых.
Все эти виолы сильно отличались от современных скрипки, альта и виолончели по внешней форме, числу струн и по форме звуковых отверстий.
Резонансный ящик у виол в верхней части (к шейке) не-
много заострялся, боковые вырезы имели форму правильного полукруга, обе деки были почти совсем плоские, а звуковые отверстия имели форму двух серпообразных вырезов, расположенных так: () или так:) (.
Количество струн у виол колебалось от пяти (французская дискантовая виола) до семи.

Иногда, наряду с игровыми жильными струнами, на виолах натягивались также нижележащие резонансные (аликвотные) металлические струны. Струны на виолах были расположены на небольших расстояниях друг от друга и очень близко к разделенному на лады грифу; вследствие этого, а также из-за малой кривизны подставки, играть сколько-нибудь громко на одной из средних струн не представлялось возможным
По мере возрастания художественных требований и развития техники исполнения совершенствовались и смычковые инструменты. Окончательная конструкция инструментов, обеспечившая наиболее благородный, полный тон и значительно более широкие художественно-технические возможности, сложилась к XVI веку, сначала для скрипки, а затем была распространена и на более крупные инструменты. Постепенно старинные смычковые инструменты — виолы — были вытеснены новыми, более совершенными инструментами, которые создавались медленно, эволюционным путем. Альт, виолончель и контрабас значительно позже скрипки вытеснили соответствующие их размерам виолы.
В XVI—XVII веках над построением смычковых инструментов нового типа работали уже целые школы мастеров. Наиболее известными из скрипичных школ этого времени были: брешианская (Гаспаро да Сало, семейство Маджини), кремонская (семейства Амати, Страдивари, Гварнери), тирольская (Якоб Штайнер).
Из брешианских мастеров особенно выделялась семья Маджини; лучшие скрипки были созданы Джованни Маджини (1580—1651).
Наиболее выдающимся представителем из рода Амати был Никола Амати (1596—1684), учитель Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Этот последний (1644—1737), в свою очередь, являлся наиболее знаменитым из мастеров семьи Страдивари. Лучшие скрипки Антонио Страдивари до сих пор считаются непревзойденными по своим исключительным звуковым качествам.
Семейство Гварнери работало в XVII—XVIII веках. Самым выдающимся из скрипичных мастеров этой семьи был Джузеппе Гварнери1 (1698—1744), создавший ряд инструментов, соперничавших с лучшими произведениями Страдивари. Одним из замечательных мастеров смычковых инструментов был русский мастер Иван Батов (1767—1841), крепостной графа Шереметева, создавший ряд скрипок, альтов и виолончелей исключительно высокого качества.
Из мастеров XIX века нужно в первую очередь упомянуть француза Ж. Б. Вильома (1798—1875). Его имитации скрипок Страдивари приобрели широкую известность.
В XX веке большим вниманием скрипачей стали пользоваться смычковые инструменты русских мастеров — А. И. Лемана, Е. Ф. Витачека, Т. Ф. Подгорного.
Современные смычковые инструменты. Подобно старинным, современные смычковые инструменты, в зависимости от размера, делятся на 2 группы: ручные инструменты и ножные .
К ручным смычковым инструментам относятся скрипка и альт, к ножным — виолончель и контрабас.
1 — верхняя дека и 2 — нижняя дека — главные резонирующие части (вместе с обечайкой составляют корпус инструмента); внутри между деками имеется душка (палочка-распорка) для передачи колебаний от верхней деки к нижней; 3 — обечайка, 4 — гриф — место для прижатия струн (имеет кривизну); 5 — подгрифок или полугриф (свободно висит) — служит для закрепления струн; 6 —шейка — несет на себе гриф; 7 —колковый ящик — для укрепления колков; 8 — завиток — окончание колкового ящика (бывают фигурные; старинные мастера часто делали завиток в виде головы человека или льва); 9 — колки — служат для натягивания струн (деревянные, в отличие от металлических колков щипковых инструментов); 10 — порожек — служит для ограничения звучащей части струн (имеет кривизну, аналогичную грифу); 11 — подставка — ограничивает звучащую часть струн, поддерживает их, образует кривизну в расположении струн, передает их колебания декам; 12 — пуговица — служит для закрепления полугрифа (у виолончели и контрабаса имеется еще шпиль-упор) ; 13 — эфы — отдушины; 14 — усы — обрамляют деки; 15 — подбородник (имеется только у ручных инструментов); 16 — шпиль (имеется только у ножных инструментов).

Струны. Все смычковые инструменты имеют по четыре струны. Струны употребляются металлические (стальные) и кишечные (жильные), в том числе обвитые алюминиевой или серебряной канителью. В последнее время, наряду с кишечными, получают распространение также нейлоновые струны.
Тонкие металлические струны, не обвитые канителью, употребляются только для 1-й струны скрипки.
Кишечные3 струны различной толщины употребляются: для 2-й и 3-й струн скрипки (ныне выходят из употребления),
для 1-й и 2-й струн альта (ныне также выходят из употребления),
для 1-й и 2-й струн виолончели (кишечные вторые струны виолончели ныне почти не встречаются),
для 1-й и 2-й струн контрабаса.
Металлические струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
для 2-й струны скрипки,
для 1-й струны альта,
для 1-й струны виолончели.


1 — древко, или трость (пружинит в противоположную от волоса сторону); 2 — колодочка для закрепления волоса (другим концом волос закрепляется у конца трости или древка), передвигается по трости вращением винта; 3 — винт для натяжения волоса путем передвижения колодочки; 4 — волос (конский), натирается канифолью во избежание беззвучного скольжения по струне; 5 — конец трости, или древка.

Кишечные (Нейлоновые) струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
для 3-й струны скрипки, для 2-й струны альта, для 2-й струны виолончели.
Кишечные1 струны, обвитые серебряной канителью, употребляются:
для 4-й струны скрипки, для 3-й и 4-й струн альта, для 3-й и 4-й струн виолончели, для 3-й и 4-й струн контрабаса.
При одинаковом натяжении более тонкая струна звучит выше, чем более толстая, а более длинная струна звучит ниже, чем более короткая.
Струна, обвитая канителью, звучит ниже, чем струна того же диаметра, не обвитая серебряной или алюминиевой канителью.
Длина струн определяется величиной инструмента. Имеется в виду длина звучащего отрезка струны — между порожком и подставкой.
Колебание струн. Струны, закрепленные в двух точках (на колке и на подгрифке) и натянутые колками до нужной степени, имеют звучащую часть между порожком (нижняя граница) и подставкой (верхняя граница).
От натяжения струны зависит высота звука. Чем сильнее натянута струна, тем выше звук.
Звук получается в результате колебания упругого тела (источника звука — в данном случае струны), выведенного из состояния равновесия и стремящегося это равновесие восстановить:

Натянутая струна — упругое тело А—В, — выведенная из состояния равновесия в положение а", стремится вновь возвратиться в первоначальное положение а, но благодаря инерции переходит границу а и доходит до положения а". Затем, стремясь снова вернуться в положение а, она также благодаря инерции доходит почти до положения а" потом обратно почти до положения а"… Так струна будет колебаться, постепенно успокаиваясь, до полного прекращения колебаний, то есть до того момента, когда она вновь займет положение а.
Расстояние между точками а" и а" называется размахом или амплитудой колебания .
Время, в течение которого тело пройдет расстояние от а" до а" и обратно до а", называется продолжительностью или периодом полного колебания.
В процессе успокоения колебаний струны звук постепенно гаснет и совершенно прекращается при возвращении струны в положение а.
Место наибольшей амплитуды колебаний струны (ее середина) называется пучностью, а место закрепления струны (где амплитуда равна нулю) —узлом.
Звук а получается в результате 440 двойных колебаний (880 простых) 1 в секунду. Вдвое большее число колебаний дает звук на октаву выше, вдвое меньшее — звук на октаву ниже.
Так а имеет число двойных колебаний, равное: 440:2 = = 220.
А —220: 2=110,

А 1 — 110: 2 = 55,

А 2 — 55:2 = 27,5
Соответственно а 2 имеет число двойных колебаний, равное: 440*2=880.
а 3 —880*2=1760, а 4 — 1760*2 = 3520.
Наиболее низкие звуки дают струны длинные и толстые (обвитые канителью). Высокие звуки дают струны короткие, тонкие. Эти условия сохраняются при относительно равном натяжении. Струны, искусственно ослабленные (то есть струны, слабо натянутые), хотя приблизительно и дадут нужный тон, но дряблый, слабый и не стабильный по высоте. Наоборот, чрезмерно перетянутые струны дают тон гулкий и маловыразительный.
Техника левой руки. Разнообразие звуковысотных возможностей достигается на струнных инструментах укорачиванием натянутых струн пальцами левой руки и получением таким образом звуков более высоких, чем те, которые издают струны, не укороченные прижатием пальцев к грифу.
Струны называются открытыми если звук получается от колебания всей, не укороченной нажимом пальцев левой руки, струны. Звучащая часть открытой (пустой) струны находится между порожком и подставкой. Пальцы левой руки укорачивают струну, прижимая ее в различных местах к грифу. Тогда звучащая часть струны будет между местом прижатия и подставкой.
Если укоротить струну на 1/2 (вдвое), то есть прижать ее в середине, то звучащая часть ее станет вдвое короче, чем у открытой струны, и звук получится на октаву выше звучания открытой струны.
Если укоротить струну на 1/з» то есть прижать ее на расстоянии 1/з от порожка, то звучащая часть будет равна 2/з длины открытой струны, а звук получится на квинту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/4, то звучащая часть будет равна 3/4 открытой струны и звук получится на кварту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/5, то звучащая часть будет равна 4/5 открытой струны и звук получится на большую терцию выше, чем у открытой струны 2.
Если укоротить струну на 1/6, то звучащая часть будет равна 5/6 открытой струны и звук получится на малую терцию выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/9, то звучащая часть будет равна 8/9 открытой струны и звук получится на большую секунду выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/16, то звучащая часть будет равна 15/16 открытой струны и звук получится на малую секунду выше, чем у открытой струны.
Обертоны. Струна, как всякое упругое тело, испытывает сложное колебательное движение, состоящее из ряда простых. Она колеблется не только всей длиной, но одновременно и от¬дельными частями: двумя половинами, тремя третями, четырь¬мя четвертями, пятью пятыми, шестью шестыми и т. д.
Каждое частичное колебание дает свой звук. Поэтому при колебании струны, кроме основного тона, соответствующего колебанию всей струны, мы слышим целый ряд более высоких призвуков, носящих название частичных тонов, или обертонов, соответствующих колебаниям половин струны (2-й обертон), третей струны (3-й обертон), четвертей струны (4-й обертон) и т. д.
Эти колебательные движения струны можно представить следующей схемой:


Таким образом, каждая часть колеблющейся струны дает соответствующий порядковый обертон. Последовательный ряд обертонов называется натуральной или акустической скалой.
Предположим, что при колебании целая струна дает звук (основной тон) С. В этом случае при последовательном делении струны на две половины, три трети, четыре четверти, и т. д.
Флажолеты. Флажолетом называется обертон, выделенный из состава тембра звучащей струны. Флажолеты возникают вследствие разделения звучащей струны на ряд одинаковых по длине и поэтому одинаково звучащих отрезков. Достигается это легким прикосновением (а отнюдь не твердым нажимом!) пальца к какому-либо месту деления струны на то или иное количество равных между собой частей. Понятно, что при подобном легком прикосновении произойдет не обычное укорочение струны, а лишь выделение одного обертона


(а именно, имеющего здесь узел) за счет всех остальных (имеющих в этом месте пучности). Не требует особых пояснений, что место наибольшей амплитуды колебания — пучность — не может образоваться там, где этому мешает легкое прикосновение пальца; наоборот, это наилучшим образом содействует прочному образованию узла.
Если слегка прикоснуться пальцем в середине струны, то она разделится на две одинаково звучащие части (от порожка до места прикосновения и от него до подставки). Каждая из этих частей будет равна 1/2 открытой струны, и мы услышим 2-й натуральный звук (флажолет), то есть звук, октавой выше открытой струны. При полном в этом месте прижатии будет звучать лишь половина струны, то есть возникнет обычный (нефлажолетный) звук на октаву выше, чем у открытой струны. В этом случае звучание флажолета по высоте соответствует обычному звучанию струны, но отличается от него тембром.
Если прикоснуться в месте, соответствующем 1/3 или 2/3 длины струны, то она разделится на три равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен 1/3 открытой струны. Звучать будет 3-й натуральный звук (флажолет), то есть звук на октаву + квинту выше открытой струны.
При полном прижатии в 1/з длины струны получится звук квинтой выше открытого, а при прижатии 2/3 длины струны будет звучать квинта через октаву, то есть нефлажолетный звук, по высоте соответствующий 3-му обертону.
Если прикоснуться к струне в месте, соответствующем 1/4 или 3/4 ее длины (только не в 2/4=1/2, так как здесь получается 2-й натуральный звук), то она разделится на четыре равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен 1/4 открытой струны. Звучать будет 4-й натуральный звук (флажолет), то есть звук на две октавы выше открытой струны.
При полном прижатии в 1/4 длины струны получится звук квартой выше открытого, а при прижатии в 3/4 длины струны прозвучит октава через октаву, то есть нефлажолетный звук, соответствующий 4-му обертону.
Последовательное разделение струны на части (для извлечения флажолетов). Если принять звучание целой струны за С, тогда:
2-й натуральный звук — октавный флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается октава):

3-й натуральный звук — квинтовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне, получается квинта):

4-й натуральный звук — квартовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается кварта):

5-й натуральный звук — большой терцовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается большая терция):

6-й натуральный звук — малый терцовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается малая терция):

7-й натуральный звук возникает в результате деления струны на семь частей (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается интервал чуть меньше малой терции):

8-й натуральный звук возникает в результате деления струны на восемь частей (его возможно полечить в том месте, где при нормально прижатой струне получается интервал еще чуть меньше малой терции):

На коротких струнах употребляются 2-й, 3-й, 4-й, иногда 5-й обертоны, на длинных — еще иногда 6-й и 8-й обертоны.
Высокие обертоны 6-й и 8-й лучше извлекать в местах 5/6 и 7/8 длины струны (то есть ближе к подставке, к смычку), чем на 1/6 и 1/8 длины струны (то есть ближе к порожку). При этом условии данные обертоны выходят и на более коротких струнах.
Тембр флажолетов резко отличается от тембра тех же звуков, извлеченных обычным способом, так как он не окрашен обертонами. Флажолеты звучат очень тихо и нежно, они извлекаются осторожно из-за опасности случайного перехода прикосновения пальца в простое прижатие, при котором флажолет уничтожается.
На натуральных флажолетах невозможна вибрация.

Примечание. Вибрация — это легкое качание левой руки вокруг оси (места прижатия струны), сообщающее звуку некоторое колебание в высотности (подражание человеческому голосу). Понятно, что вибрация совершенно невозможна на открытых струнах.

Флажолеты обозначаются знаком О над каждой нотой.

Натуральные и искусственные флажолеты. Флажолеты бывают натуральные и искусственные.
Натуральные флажолеты получают на открытых струнах, то есть на струнах, не укороченных нажимом пальцев левой руки.
Искусственные флажолеты получают от уже укороченной (прижатой) струны.
Исполняются искусственные флажолеты двумя пальцами, из которых один — более близкий к порожку — плотно прижимает струну, а второй прикасается к ней в соответствующей точке между местом прижатия и подставкой.
Искусственные флажолеты возможны, начиная с квартового и дальше, в сторону уменьшения интервала (большой терции, малой терции и т. д.).
Брать искусственные флажолеты больше квартового не представляется возможным, так как нормальное растяжение пальцев даже на скрипке (инструменте, наименьшем по размерам) не превышает кварты.

Примечание. На скрипке возможен, в виде исключения (путем сильного растяжения пальцев), квинтовый флажолет2.

Запись искусственных флажолетов. Полная запись искусственных флажолетов включает в себя три элемента: 1) место плотного прижатия (укорочения) струны указывается обычной нотой требуемой длительности; 2) место прикосновения к укороченной струне для ее разделения на части обозначается ромбиком, расположенным над нотой; 3) наконец, мелкая нота выше ромба показывает реальную звучность флажолета:

Способы извлечения звука. На смычковых инструментах существуют три способа извлечения звука: 1) движением смычка по струне; 2) щипком пальца и 3) ударом трости (древком) смычка по струне.

Смычком по струне (прием игры, называемый агсо). Во время движения смычка струна непрерывно вибрирует и издает певучий тон. Чем сильнее нажим смычка и чем быстрее его движение (в какой-то мере оба эти фактора взаимозависимы), тем сильнее и звучание струны. Однако чрезмерно сильный нажим смычка может помешать струне свободно вибрировать, и в этом случае форсированный звук переходит в скрип наканифоленного конского волоса о струну.
Гибкость и экспрессивность звука смычковых инструментов основана на том, что исполнитель все время может непосредственно влиять на звукоизвлечение и давать бесконечное количество нюансов от piano к forte.
Щипком (прием игры, называемый pizzicato). При этом способе получается однократное выведение струны из состояния равновесия. После щипка звук быстро гаснет и на его последующее звучание влиять невозможно. Поэтому бессмысленно записывать pizzicato иначе как четвертями или, в случае необходимости, более мелкими длительностями.
Щипок, как правило, осуществляется пальцем правой руки, хотя на практике встречаются приемы игры pizzicato пальцами левой руки (главным образом, на открытых струнах).
При переходе от pizzicato к исполнению смычком ставится слово агсо. Смена приемов агсо и pizzicato подразумевает хотя бы минимальный перерыв звучания, особенно если при агсо смычок был направлен в своем движении вниз, в силу чего правая рука сильно удалилась от струны.
Постукивание тростью (древком) смычка по струне (прием игры, называемый col legno) является эффектом скорее ударного порядка, так как в полученном звучании стук преобладает над интонацией (определенностью высоты и тембра звучания).
Место ведения смычка по струне. Обычным местом ведения смычка является середина расстояния между подставкой и концом грифа. В этом месте извлекается самый полный и экспрессивный звук.
Иногда ради особого эффекта звук извлекается ведением смычка у подставки (такой прием называется sul ponti-cello). Получаемый таким образом звук негромок, но резок и имеет характерную окраску, схожую с звучанием губной гармоники. Звук может быть извлечен также и на самом грифе (такой прием называется sul tasto). При этом приеме получается звук нежно-холодноватого тона, несколько флейтового характера.
Своеобразный характер звука, получаемый при игре смычком sul tasto или sul ponticello, объясняется тем, что при ведении смычка sul tasto уничтожаются низкие натуральные звуки (4-й и 5-й), имеющие узлы в месте ведения смычка, а при ведении смычка sul ponticello частично выключается основной тон.

Основные принципы техники ведения смычка (так называемая техника правой руки). Ведение смычка вниз (от колодочки к концу) обозначается знаком ∏ , вверх (от конца к колодочке) — знаком V . В первом случае (ведение вниз) естественно получается diminuendo, во втором (ведение вверх)—crescendo, так как чем больше отдаляется от струны тяжесть самой руки, тем легче извлечь из инструмента тихое, нежное звучание— и наоборот. Следовательно, pianissimo лучше выходит при игре концом смычка, в то время как резкие акценты fortissimo — ближе к колодочке.
При игре forte смычок движется по струне быстрее, чем при игре piano, поэтому ноты большой длительности или большое количество нот на один смычок возможны только при piano.
Штрихи. Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.
За длительный период времени богатейшая практика игры— в первую очередь на скрипке и на виолончели—накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.
Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) — штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.
В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи — staccato и spiccato — отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.
Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).
В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.
Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов — их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.
Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Все spiccato исполняются средней третью смычка — в forte ближе к колодочке, в piano ближе к его концу. Кроме того, по мере увеличения скорости движения (особенно это относится к моторным разновидностям) смычок также передвигается от середины к его концу.
Из прыгающих неразделенных штрихов наиболее употребителен штрих броском — так называемый ricochet. Штрих этот возможен не только на одной струне:

но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

Вряд ли надо специально пояснять, что с помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.
Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально — шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.

Примечание. Не путать данный вид tremolo с последовательностью из двух быстро чередующихся нот на один смычок (так называемое tremolo левой руки):

Tremolo потому и является преимущественно оркестровым штрихом, что слитность его звучания складывается из индивидуальных tremolo различной скорости движения правой руки (разумеется, кроме тех случаев, когда скорость повторяющихся нот строго предписана автором).
Практика игры на смычковых инструментах выработала значительное число штриховых приемов, делающих исполнение живым, осмысленным, выразительным. К сожалению, далеко не все эти приемы находят точное отображение в нотной записи, и исполнителям приходится зачастую лишь догадываться, каким приемом следует сыграть ту или иную фразу, как распределить части смычка, чтобы не изуродовать музыку неправильными акцентами, где лучше применить staccato, а где spiccato и т. д. и т. п. Другими словами, композитор во многом зависит от исполнителей — их такта, чуткости, музыкальности. Все это тем более обязывает каждого автора нового произведения подробно обозначать в партитуре все свои намерения. Конечно, в процессе работы исполнители смогут предложить более удачные варианты фразировки (штриховки), но надо иметь в виду, что правильные предложения, в свою очередь, могут возникнуть лишь на основе точного представления об авторском замысле.
Приведем несколько примеров, где характер штриха решительно определяет фразировку и поэтому требует подробных указаний на этот счет.

то это уже будет манера игры, называемая marcato (выделяя, подчеркивая).
В последнее время в практику игры прочно вошел еще один штрих — средний между сильно акцентированным detache и spiccato. Применительно к только что приведенному примеру в записи этот прием исполнения выглядел бы так:

то есть отличался бы от предыдущих способов исполнения тем, что каждая акцентированная нота отделялась бы от соседней небольшой паузой (отрывом смычка от струны).
Среди приемов игры на смычковых инструментах особое место занимает исполнение трех- и четырехзвучных аккордов. Обычно их играют как бы слагая из двух входящих в состав каждого аккорда интервалов:

Некоторые исполнители предлагали играть аккорды арпеджированно:

однако всеобщее распространение получил именно первый способ.
Возможны последовательности трех- и четырехзвучных аккордов, каждый из которых берется смычком вниз. При надлежащей силе касания смычка трехзвучные аккорды могут быть взяты поп arpeggiato, то есть может быть достигнуто одновременное звучание всех трех струн (при этом смычок ведется ближе к грифу; по мере увеличения силы звучности он приближается к подставке). Само собой разумеется, что поп arpeggiato является эффектом кратковременным, отрывистым.
Четырехзвучные аккорды вообще не могут быть взяты поп arpeggiato, хотя в значительном forte можно до минимума сократить очередность интервалов, образующих аккорд.
Вот наглядный пример группового применения трех- и четырехзвучных аккордов, большинство которых исполняется поп arpeggiato.

История исполнительского искусства

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для учащихся IV курса

специальности «Инструментальное исполнительство» специализации «оркестровые струнные смычковые инструменты»


Составитель Калинина В.Н.

От составителя: учебное пособие охватывает исторический период от зарождения струнно-смычкового инструментария до середины XIX века.

1. Историческое развитие струнных смычковых инструментов.

2. Выдающиеся скрипичные мастера и школы скрипичных мастеров.

3. История формирования смычка.

4. Эпоха Возрождения. Расцвет скрипичного искусства в Западной Европе.

5. Итальянское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

6. Французское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

7. Скрипичное искусство Германии XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

8. Камерно-инструментальное творчество И.С. Баха. Сонаты и партиты для скрипки соло.

9. Мангеймская школа.

10. Камерно-инструментальное творчество композиторов Венской классической школы.

11. Становление и развитие жанров камерно-инструментальной музыки.

12. Скрипичное искусство в России от народных истоков до середины XIX века.

Приложение: звучат старинные струнные смычковые инструменты (видео).

Историческое развитие струнных смычковых инструментов

Сведения по истории смычковых инструментов не очень богаты и подробны. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые струнные инструменты появились именно у восточных народов. Древнейшим из них, по-видимому, был раванастрон .

Идея услаждать слух трением волос из лошадиного хвоста о высушенные, скрученные и натянутые на что-либо кишки животных возникла в незапамятные времена. Изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается индийскому (по другой версии – цейлонскому) царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад – вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служила грифом и шейкой, в ее верхнем конце находились отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой – из бамбукового дерева. (Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов).

Эрху

В настоящее время очень популярен китайский народный инструмент эрху - китайская скрипка, который по своей конструкции очень близок к древнему раванастрону.



Эрху - старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двухструнная скрипка с металлическими струнами. Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.


Кяманча

Очень похож на раванастрон, но уже более совершенен инструмент кяманча. Кяманча (Kamanche), Кеманча, – этнический (Персия, Иран) струнный смычковый инструмент XV века. "Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Длина классической кеманчи 40-41 см, ширина 14-15 см. Корпус выполняется в форме разрезанной вдоль груши. Овальная головка инструмента, а также шея и корпус изготовляются из цельного куска дерева, иногда из кокосового ореха. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Исполнитель держит инструмент вертикально и играет сидя, опирая длинную металлическую ножку инструмента о пол или колено.


Классическая кеманча. Кеман (был распространён в Армении).

Девушка, играющая на кеманче. Миниатюра 1662г.


Существуют различные теории происхождения скрипки: от смычковых инструментов, занесённых арабами в VIII в. в западноевропейские страны; от среднеазиатских, кавказских инструментов, от смычковых инструментов скандинавских и прибалтийских стран, от средневековой кроты, жиги, смычковой лиры .



Смычковая лира

Упоминания о смычковой лире обнаружены в сочинениях о музыке, относящимся к IX веку.

Наиболее распространена версия происхождения скрипки от средневековых инструментов типа фиделя и ребека. Фидели начинают появляться в Европе в X веке: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями - фидель, виела (в романских странах) - в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе XI веке и сохранялся в различных видах около шести столетий. В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента a gamba и a braccio.

Фидель Фидель


Фидель и ребек ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см., имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам.

Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн, Название ребека, от арабского ребаб или рабаб, выдавало его с головой. Понятно, инструмент появился в Европе в результате начавшихся с VIII века контактов с арабами, ну хотя бы во время крестовых походов. Название фиделя, происходящее от латинского fides - струна, ничего не говорило о его происхождении, но то, что его особенно любили менестрели и жонглёры, странствующие профессиональные музыканты средневековой Европы, чей тип творчества и образ жизни сложились под влиянием Востока, также говорило о восточном происхождении и фиделя. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в X-XV веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.

Характерными чертами ребека были мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку, и колковая коробка с поперечными колками. Лады на грифе отсутствовали.

Классический ребек


Ребек имел обычно три струны, квинтовый строй ребека - G, D, A установился еще до появления скрипки. Играли на ребеке, обычно держа его в горизонтальном положении.

На рубеже XIV – XV веков можно констатировать начавшееся ранее расслоение фиделеобразных инструментов и выявление двух ярко выраженных линий в его развитии. Одна из них, связанная с практикой народных музыкантов, социальное положение которых было низким и бесправным, привела к скрипке; другая, бытовавшая в придворно-замковой практике и соприкасавшаяся с лютней, привела к образованию семейства виол.

Давид Тенирс Младший. Дуэт. Джованни Беллини. Деталь алтаря

(ребек) церкви Св. Захария, Венеция 1505 г.

В XIV в. ясно намечаются два направления в развитии фиделя, приведшие в XV столетии к образованию семейства виол и семейства смычковых лир.

Виола (итал. viola) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от XV до XVII столетия, хотя они появились намного раньше. В начале XI столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. Время происхождение виол неясно, это вероятно конец X столетия, когда в Европе был признан смычок. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке.


Семейство виол (иллюстрация из трактата Михаэля Преториуса Syntagma musicum )

По сравнению со скрипками, виола была более длинная и легкая, и в результате производила менее интенсивный звук. В отличие от скрипки виола не имела характерной формы. Некоторые инструменты имели плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Все эти инструменты в подавляющем большинстве случаев располагали шестью струнами. Струны на виолах были размещены очень близко друг от друга, гриф был разделен ладами, - поперечными металлическими порожками, а подставка имела очень ничтожную выпуклость. Старинные виолы в основном были сведенные к четырем важнейшим видам в подражание вокальному квартету, излагались четырехголосно, то есть в оркестре виол им поручались четыре вполне самостоятельных голоса или партии. Все прочие разновидности виол (а их было довольно много) отличались друг от друга размером, звучностью, числом струн или внешним видом, но они никогда не были постоянными участниками смычкового оркестра.

Виолы

На рубеже XV – XVI веков произошло разделение виол на две группы: a gamba и a braccio. (Позднее виолами назывались инструменты «ножного» типа держания). К XVII веку насчитывалось десятки видов виол: дискантовая (сопрановая), высокая дискантовая (сопрановая), малая альтовая, альтовая, большая басовая, контрабасовая виола (виолоне), тенор – виола, кант – виола, виоль д`амур, виола да бардоне (баритон), виола – бастрада и др.

С XVII века виолы начали утрачивать своё значение, стали вытесняться скрипичным семейством. Несколько дольше удержались виола да гамба и виоль д`амур (виола любви).


Карл Фридрих Абель.

Виола да гамба (итал . viola da gamba - ножная виола ) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда название. Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение, для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. (Гёте назвал Карла Фридриха Абеля - последним виртуозом на гамбе).

Вытеснение виольного семейства скрипичным происходило постепенно и дольше других конкурировала с виолончелью соответствующая ей по размерам виола да гамба, но и она к концу XVIII века утратила своё значение (чтобы спустя сто с лишним лет вернуться в концертные залы благодаря исполнителям – аутентистам, начиная с Христиана Дёберайнера).

Виоль д’амур

Виоль д"амур - последняя представительница смычкового семейства виол - впервые появилась во второй половине XVII века в Англии. По внешнему виду она не отличается от других виол: плоская нижняя дека, покатые плечи, квартово-терцовый строй, но держится виоль д"амур не способом «а гамба», как все другие виолы, а на плече, подобно скрипке.

Характерной особенностью инструмента являются подгрифные струны - их называют резонирующими или симпатическими. На них не играют, но они колеблются и резонируют во

время исполнения на основных струнах и тем самым придают звучанию виоль д"амур своеобразную таинственность.

Виоль д`амур

По внешнему виду виоль д"амур, пожалуй, самый красивый инструмент из всех смычковых. Исключительно изящна форма корпуса, особенно его «талия», повторяющая контуры резонансных отверстий в виде огненных язычков, сделанных на верхней деке. Декоративным украшением являлась «готическая роза», которую вырезали под грифом на верхней деке. Длинный ящичек с множеством колков, завершающийся вырезной головкой, либо девичьей, либо амура с завязанными глазами, дополнял изысканность формы. Все это вместе взятое позволяет говорить о старинном инструменте как подлинном произведении искусства.

По размеру виоль д"амур может быть приравнена к небольшому альту, поэтому на ней чаще всего играют альтисты, для которых освоить старинный инструмент больших сложностей не представляет. На инструменте очень легко играть аккорды, арпеджио, различные многозвучные сочетания, флажолеты.

Смычковая лира , возникшая в Италии в XVI-XVII вв. по виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку.Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн – от 5 до 10. В противоположность семействам виол и скрипок, лиры различались между собой не только по размеру, тембру и диапазону, но и по ряду других признаков, делающих объединение этих инструментов в одно семейство несколько условным.

В процессе развития фиделя в скрипку определяющее влияние оказали лиры, державшиеся a braccio (в руках), т. е. лира a braccio и примыкающая к ней лироне a braccio. Низкие же лиры отразили влияния лютни и виолы. Ранняя лира a braccio отличалась от фиделя лишь количеством струн. Помимо пяти струн на грифе, она имела еще две, расположенные вне грифа струны, так называемые бурдоны, применявшиеся

для своеобразного аккомпанемента в виде выдержанных звуков. Уже на позднем фиделе можно встретить использование нижней струны в качестве бурдона. Лира a braccio имела безладовый гриф. Квартово-квинтовый строй фиделя при его эволюции в лиру переходит в квинтовый строй.

Лиры a braccio

Строй лиры a braccio полностью совпадал со строем современной скрипки и отличался только удвоением «соль» и наличием бурдонов. В процессе развития лиры в скрипку следует отметить появление на корпусе сперва двух, а затем и четырех углов, а, также приближение формы дек и резонансных отверстий к скрипичным. Широкое применение получили лиры на своей родине, в Италии. Их можно было встретить и у народных певцов-сказителей и в академических музыкальных кругах. В XVI веке лиры, особенно приближающаяся по размеру к виолончели лира a gamba, часто применялись для сопровождения мадригалов.

Яков Дак.

(Музыкальный быт 16-го века).


Только одна виола избежала общей участи виол, замененных скрипками, – это виолоне, или контрабасовая виола. Она постепенно приобрела некоторые черты скрипки – такие, как количество струн и отсутствие ладов на грифе, сохранив, однако, отдельные особенности старого виольного семейства, включая плоскую нижнюю деку, покатые плечи и настройку. Кроме того, считается, что современный контрабас сочетает в себе ряд свойств скрипичного и виольного семейств.

Современный контрабас

Многие факты указывают на раннее развитие народных смычковых инструментов у славян, что свидетельствует о безусловной связи скрипки с народными инструментами славян.

Польская мазанка Злобцоки

В Польше при археологических раскопках были обнаружены два инструмента: первый из них (2-я половина XI века) – двухструнный, близкий по размерам и долблёному корпусу позднейшей пошетте (карманной скрипке); второй - почти вдвое больший по размеру. По предположению польского учёного З. Шульца, второй из обнаруженных инструментов, является предком одного из древнейших инструментов – трёхструнной мазанки , корпус которой выдалбливался из цельного куска дерева. Название «мазанка» произошло от древнего польского слова «мазаня» - что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели колковую коробку, настраивались по квинтам и не имели ладов. К другому типу древних польских смычковых инструментов принадлежали трёх- и четырёхструнные злобцоки , генсле (или генслики) . По размерам они были больше мазанок, также настраивались по квинтам, имели яркий, открытый звук. Как и у мазанки, корпус злобцоки вместе с шейкой и головкой сделан из одного куска дерева. Четыре струны (в старинных три) настроены как у скрипки. При игре эти инструменты держали на плече или верхней части груди.

Несколько позднее, во 2-й половине XV века в Польше отмечено появление народного инструмента с названием скрипица . Его характерные черты – квинтовый строй и, предположительно, четыре струны. Видимо скрипица и явилась первым польским инструментом, вобравшим в себя характерные черты различных, но имеющих типовое сходство смычковых инструментов. Подобное название в XVI веке появляется и в России (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель ).

Болгарская гадулка

В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента: a gamba и a braccio. То же было и в славянских странах: болгарская гадулка и сербская гусла держались a gamba; польская генсле – a braccio.Проникли эти инструменты в славянские земли со стороы Азии. По теории Курта Закса, известного немецкого инструментоведа, именно от балканских славян заимствовала Западная Европа инструмент фидель (в германских странах) или виелу (в романских странах).

Смычковые инструменты на Руси были известны с глубокой древности (X – XI вв.) и в основном держались в позиции a gamba. Один из древнейших струнных смычковых инструментов Руси – смык или смычок . Точно сказать что это за инструмент невозможно, так как о нём упоминается только в народных песнях. Не путать название инструмента с современным значением этого слова, одно из первых названий смычка – «лучец» , с XVI века название «смык» переносится на смычок.

Скорее всего смык - это разновидность гудка. Имеются многочисленные упоминания о гудке в песнях, хронике, старинных изображениях. Но сам инструмент в народной музыкальной практике был утерян. Только во второй половине XX века во время археологических раскопок в Новгороде были обнаружены подлинные экземпляры этого инструмента. Гудок имел грушевидный корпус с плоским дном и прямой декой с резонаторными отверстиями.

Старинные русские народные инструменты (гудок)

Струн (обычно жильных) было три. Две нижние настраивались в унисон либо в интервал и обеспечивали бурдон. На верхней струне исполнялась мелодия. При игре инструмент держали вертикально, упирая в колено. Звук извлекался при помощи смычка с конским волосом, которым водили сразу по трем струнам. Очевидно, существовали гудки разных размеров, что отражено в названиях: гудочек, гудок, гудало, гудище.

Предклассический тип скрипки в славянских странах сложился в период со второй половины XIV века до конца XV века. В живописи начала XVI века запечатлены изображения первых образцов вполне сложившегося инструмента. В этот период наиболее развитым инструментом оказалась польская скрипка, слава о которой распространилась по всей Европе. Народные инструменты медленно уходили из народной и профессиональной практики. Наиболее долго сосуществует со скрипкой виола. Семейство виол с XV до середины XVIII века было широко распространено в ряде европейских стран, в особенности в Германии, Англии и Франции.

Таковы были основные типы смычковых инструментов, сосуществовавших в народной и профессиональной практике в эпоху, предшествовавшую Возрождению. Стремительный процесс развития скрипки предклассического типа обусловливался несколькими причинами: высоким уровнем народного инструментального искусства, тенденциями звуковой и технической выразительности, навыками построения инструментов различного типа. Это предопределило качественное своеобразие смычкового инструментария – концентрацию наиболее ценных черт, рождённых в более ранние эпохи.

Развитие и совершенствование скрипки шло по пути установления классических пропорций в её строении, отбора дерева, поисков грунтовки и лака, формы подставки, удлинения шейки и грифа и т. п. Длительный путь от примитивной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Италия с её налаженным ремесленным производством инструментов, наличием выдающихся мастеров оказалась наиболее способной придать скрипке совершенную классическую форму и развернуть массовое изготовление профессиональных инструментов для развивающегося профессионального искусства.

Многие типы струнных инструментов объединены в соответствии с особенной характеристикой. Их звук производится, когда натянутая полоска материала(обычно проволока, шелк или кишка) начинает вибрировать от соприкосновения со смычком или другим предметом. Параметры звука, издаваемого струной, зависят от длины, гибкости, и напряженности.

В Западных странах одобренным материалом для струн были кишка или провод, а на Востоке использовался шёлк. Кишка использовалась в древности Египтянами, Греками, и Римлянами. Провод не использовался до 14-ого столетия, когда было изобретено вытягивание проволоки. Это открытие также вело к изобретению клавишных инструментов со струнами (клавикорд, клавесина, клавичембало и фортепиано). Из-за того, что только провод и кишка были известны на Западе, как материал для струн, в наши дни клавишные инструменты состоят из вышеперечисленных материалов.

Существует большое количество народных смычковых инструментов. Изредка выписывается партия для самого низкого струнно смычкового инструмента-октобаса. Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Разновидности струнно-смычковых инструментов:

  • Арфа Лира Гусли Лютня

    Скрипка Альт Виолончель

    Контрабас Октобас

Источник звука у всех инструментов - струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком (arco) или пальцами (pizzicato).

Смычковые инструменты являются основой симфонического, да и камерного оркестров, представить себе музыку без этой группы не представляется возможным. Именно смычковые музыкальные инструменты придают мелодии плавность, протяженность, изящество. Звук в инструментах этой группы извлекается с помощью смычка, которым проводят по натянутым струнам. Струны резонируют с корпусом инструмента и передают колебания воздуха слушателям. В отличие от , смычковые не имеют ладов, что затрудняет игру и обучение музыкантов. Нахождение места нажима струны для получения нужного звука — дело многих лет обучения, таланта, кропотливого труда и тонкого музыкального слуха.

Ближайшим предком современных скрипки и виолончели является виола (по итал. — цветок), появившаяся в XV веке. Дальнейшее формирование и усовершенствование смычковых инструментов, какими мы видим их в наши дни, произошло во второй половине XVIII века. Не только игра, но и изготовление струнных смычковых инструментов считалась большим искусством. Имена великих мастеров того времени, — Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и других, — известны по сей день даже далеким от музыки людям, а смычковые инструменты, изготовленные маэстро, обладают восхитительным звучанием, не говоря уж об их стоимости. В мире существует большое количество струнных смычковых инструментов. Наиболее распространенными являются инструменты, которые используются в академическом музицировании: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Изредка в симфонических партитурах выписывают партию для самого низкозвучащего смычкового инструмента — октобаса.

Академические музыкальные струнные смычковые инструменты


Скрипка.
«Царица оркестра». Является струнным смычковым инструментом верхнего регистра. Несмотря на внешнюю хрупкость и изящество, таит в себе огромные возможности и неожиданную силу звука, и абсолютно заслуженно считается самым совершенным музыкальным инструментом. Состоит скрипка из двух основных частей — корпуса специфической округлой формы и грифа, на котором расположены струны и колковая коробка. Смычок для скрипки изготавливается из деревянной трости на которой натянут конский волос.


Альт.
Несмотря на тотальную популярность скрипки, альт является важной составляющей симфонического оркестра. И по размерам, и по возрасту (появился в конце XV века) альт можно назвать «старшим братом» великой скрипки. Звучание альта более густое, бархатистое, но менее яркое. Размер инструмента требует несколько иных приемов игры, большей растяжки пальцев и силы рук. Альтистами, как правило, не становятся с детства, на инструмент переходят в училище, консерватории скрипачи с более крупным телосложением.

Виолончель. По размерам виолончель почти в три раза больше обычной скрипки. Инструмент устанавливают на полу, вертикально, и играют сидя (в прошлые века виолончель устанавливали на специальный стул и играли стоя, после изобрели специальный металлический шпиль). Звучание виолончели густое, сочное, певучее, по тембру очень напоминающее человеческий голос (по тембру — баритон). В наши дни виолончель — незаменимый инструмент симфонического и камерного оркестров, создано множество сольных произведений, одним из самых ярких можно считать виолончельное соло «Лебедь» композитора Сен-Санса из оркестрового цикла «Карнавал животных».


Контрабас.
Самый низкий по звучанию струнный смычковый инструмент в симфоническом оркестре. Как сольный инструмент выступает редко, поскольку на нем сложно добиться точности и остроты интонации, но выступает неким музыкальным «фундаментом», на который опирается звучание остальных инструментов. Контрабас — неотъемлемая составляющая не только симфонического оркестра, но и джазовых, эстрадных музыкальных коллективов. На инструменте играют стоя или на высоком табурете, высоту инструмента можно регулировать изменением высоты шпиля.

Смычковые музыкальные инструменты народов Европы

Гудок. Русский народный смычковый инструмент, часто использовался скоморохами в XVIII-XIX веке. Состоял из деревянного выдолбленного корпуса неправильной (грушевидной) формы и плоской деки с резонаторными отверстиями. На короткий гриф натягивались 3-4 струны, верхняя из которых предназначалась для ведения мелодии, а остальные — для аккомпанемента.

Ребек. Средневековый испанский струнный музыкальный инструмент, пришедший в Европу из арабских государств. В XIII-XIV столетиях получил большое распространение в странах Западной Европы. Несколько похож на русский гудок, имеет корпус грушевидной формы и короткую деку с двумя натянутыми струнами. Первым в 1275 году инструмент описал теоретик музыки, церковный деятель Иероним Моравский.

Хардангерфеле. Норвежский вариант классической скрипки. Имеет меньший, чем у скрипки, размер, отличается более выпуклыми деками, а также более коротким широким грифом. На гриф натягиваются 8-9 струн, из которых для игры предназначены четыре, а остальные являются резонирующими. Самая ранняя хардангерфеле датируется 1651 годом и изготовлена Уле Юнсеном Ястадом. Зачастую корпус инструмента был украшен узорами, а гриф — инкрустациями.

Смычковые музыкальные инструменты народов Азии


Ребаб.
Инструмент арабского происхождения, под разными названиями встречается в культуре разных народов Востока, в Европу пришел под названием ребек. Поскольку ребаб используется не только в качестве аккомпанемента к пению, но и к декламации, существует две его разновидности. Ребаб-эх-хаэр (ребаб для поэтов) имеет только одну струну. Ребаб-эль-моганни (ребаб для певцов) имеет две струны. Игра на инструменте осуществляется с помощью смычка, при этом ребаб держат на коленях.

Хуцинь (гуцинь). Род скрипки из далекого Китая. Состоит из корпуса, имеющего круглую (шести-восьми угольную) форму, и прикрепленного к корпусу грифа. Изготавливается корпус из тонкого дерева или змеиной кожи. В Китае насчитывается около 30 разновидностей хуцинь, кроме того, в соседних с Китаем Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Японии, Монголии используются похожие на хуцинь инструменты.


Кеманча
(кяманча, кеман, гиджак, понтийская лира). Очень распространенные в Западной и Центральной Азии музыкальные смычковые инструменты, обязательные для ансамблей восточной народной музыки. Часто используется для исполнения соло. Существует множество разновидностей кеманчи, но родоначальником считается персидский инструмент. Состоит кеманча из длинной деревянной шейки с крупными колками, дека делается из тонкой змеиной, рыбьей кожи, бычьего пузыря. Количество струн колеблется от двух до шести. Отсутствие ладов на грифе открывает огромные возможности для музыкантов, как для сольного, так и для ансамблевого исполнения.

Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов. Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне. Обычно это делается с помощью нажатия пальца.

Скрипка и ее варианты

Струнные инструменты бывают двух видов:

  • смычковые;
  • щипковые.

Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже. Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку. В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них - скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

Гиганты смычка

Музыка под током

Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.

Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле - поддерживать мощную басовую опору.



Вверх