Русские имена на монгольском языке. Мужские монгольские имена и значения — выбор лучшего имени для мальчика. Мужские имена и их значения

Правильно подобранное имя оказывает на характер, ауру и судьбу человека сильное позитивное влияние. Активно помогает развиваться, формирует позитивные качества характера и состояния, укрепляет здоровье, убирает различные негативные программы бессознательного. Но как подобрать идеальное имя?

Несмотря на то, что в культуре существуют поэтические интерпретации, что означают женские имена, в реальности влияние имени на каждую девочку индивидуально.

Иногда родители пытаются выбрать имя до рождения, мешая ребенку формироваться. Попытки использовать астрологию уже неприменимы, астрология и нумерология выбора имени растратили все серьезные знания о влиянии имени на судьбу в веках.

Календари святок , святых людей, без консультации видящего, прозорливого специалиста не оказывают никакой реальной помощи в оценке влияния имен на судьбу ребенка.

Списки популярных , счастливых, красивых, мелодичных женских имен — по сути обобщения, и вовсе закрывают глаза на индивидуальность, энергетику, душу ребенка.

Красивые и современные монгольские имена должны в первую очередь подходить ребенку, а не относительным внешним критериям красоты и моды. Которым нет дела до жизни вашего ребенка.

Разнообразные характеристики по статистике - положительные черты имени, отрицательные черты имени, выбор профессии по имени, влияние имени на бизнес, влияние имени на здоровье, психологию имени можно рассматривать только в контексте глубокого анализа характера, энергетической конструкции, задачи на жизнь и рода конкретного ребенка.

Тема совместимости имен (а не характеров людей) является абсурдом, который выворачивает с изнанки на взаимодействия разных людей внутренние механизмы влияния имени на состояние своего носителя. И аннулирует всю психику, бессознательное, энергетику и поведение людей. Сводит к одной ложной характеристике всю многомерность взаимодействия людей.

Значение имени не дает полноценное воздействия, это лишь малая часть влияния. Например
Жаргал (счастье) это не значит что девушка будет счастлива в семейной жизни, а носители других имен несчастны. Имя может ослабить здоровье, перекрыть ей сердечный центр и она не сможет отдавать и принимать любовь. Другой девочке наоборот будет помогать решать задачи по любви или семье, сильно облегчит жизнь и достижение целей. Третьей девочке может не приносить вообще никакого эффекта, что есть имя, что нет. И т.д. Причем все эти дети могут быть рождены в один и тот же день. И иметь одинаковые астрологические, нумерологические и прочие характеристики. И одно и тоже имя. А судьбы разные.

Самые популярные монгольские имена для девочек это тоже заблуждение. 95% девочек называют именами не облегчающими судьбу. Ориентироваться можно только на врожденный характер ребенка, духовное видение и мудрость специалиста. И опыт, опыт и еще раз опыт понимания — что происходит.

Тайна женского имени , как программа бессознательного, звуковая волна, вибрация раскрывается особым букетом прежде всего в человеке, а не в смысловом значении и характеристике имени. И если это имя разрушает ребенка, то какое-то бы красивое, мелозвучное с отчеством, астрологическое точное, благостное оно не было, это все равно будет вред, разрушение характера, осложнение жизни и утяжеление судьбы.

Ниже представлен перечень монгольских имен. Попробуйте выбрать несколько, наиболее подходящих по вашему мнению ребенку. Затем если вас интересует эффективность воздействия имени на судьбу, .

Список женских монгольских имен по алфавиту:

Алтантуяа — золотой луч
Алимцэцэг — яблоневый цветок
Амарцэцэг — спокойный цветок
Ариунтуяа — священный луч
Ариунцэцэг — священный цветок

Бадамцэцэг — цветок лотоса
Бадралцэцэг — цветок-вдохновение
Батцэцэг — крепкий цветок
Баярцэцэг — радостный цветок
Баянцэцэг — богатый цветок.
Байгалцэцэг — природный цветок
Болорцэцэг — хрустальный цветок
Буяннавч — лист-благодетель
Бям-бацэцэг — цветок субботы

Гоёцэцэг — красивый цветок
Гэрэлцэцэг — светлый цветок

Даваацэцэг — цветок понедельника
Дэлбээ — лепесток

Жаргал — счастье

Замбага — магнолия

Мунгуннавч — серебристый лист
Мунхнавч — вечный лист
Мунхцэцэг — вечный цветок

Навч — лист
Навчаа — лист
Навчин — лист
Навчцэцэг — лист цветка
Нарантуяа — солнечный луч
Наранцэцэг — солнечный цветок

Одонцэцэг — звездный цветок
Оргилцэцэг — цветок вершины, высокогорный
Оюун — интеллект, ум, разум
Оюуннавч — бирюзовый лист

Сайханцэцэг — красивый цветок
Сарнай — роза
Солонго — радуга
Сувдаа — жемчужина
Сувданцэцэг — жемчужный цветок
Сугар — Венера
Сэргэлэн — веселая

Тумэнцэцэг — десять тысяч цветов
Туяацэцэг — лучистый цветок

Улаанцэцэг — красный цветок
Унурцэцэг — богатый цветок
Уранцэцэг — искусный цветок
Ургамал — растение
Ууганцэцэг — первый цветок

Хонгорзул — тюльпан
Хуранцэцэг — дождевой цветок

Цагаанцэцэг — белый цветок
Цогтгэрэл — свет пламени
Цэлмэг — чистая, ясная
Цэрэн — долгоживущая
Цэнгэлмаа — веселье, развлечение
Цэцэг — цветок
Цэцэгжаргал — цветок счастья

Чимэг — украшение

Шурэнцэцэг — коралловый цветок
Энхтувшин — спокойствие, миролюбие
Энхцэцэг — мирный цветок
Эрдэнэ — драгоценность
Эрдэнэцэцэг — драгоценный цветок

Ягаанцэцэг — розовый цветок — счастье

Cудьба это характер. Характер корректируется в том числе через мысли. Самая главная мысль это имя. Имя закладывает изменения в характер. Затем характер меняет судьбу и будущее. Поскольку все люди разные, то любые обобщения игнорирующие индивидуальность человека – некорректны.

Как выбрать правильное, сильное и подходящее имя ребенку в 2019 году?

Сделаем анализ вашего имени - узнайте прямо сейчас значение имени в судьбе ребенка! Напишите в вотсап, телеграм, вайбер +7926 697 00 47

Нейросемиотика имени
Ваш, Леонард Боярд
Переключайтесь на ценность жизни

Лукавство тут ни при чем. Приведу наглядный пример, чтобы стало понятней о чем я говорил. Тюркские народы тоже осознают свое единство, но одновременно с этим не забывают о своей этнической уникальности. Еще проще - я тюрк и я казах, одно другому не мешает, а даже дополняет.

Процессы деления и унификации монгольского монолита происходили задолго до возникновения самой идеи коммунизма в уставших европейских мозгах. Зачем обвинять РКП (б) в несуществующем грехе? Да, они использовали нужные для их национальной политики различия, но расколоть единый этнос - это слишком.

Приведу еще один пример - В Китае, прямо на границе с Казахстаном, в Джунгарских воротах (станция Алашанькоу), есть Бортала-Монгольская автономная область. Жители этой области - потомки джунгар, сами отличают себя от монголов Внутренней Монголии и РМ, называя (мы разговаривали по-казахски) их монголами, а себя калмаками. Значит, они ощущают себя отдельным народом, хотя область и названа монгольской. Здесь уж русских коммунистов совсем не в чем обвинить.

И последнее, лично от себя. Не знаю почему, но мне постоянно приходится оправдываться перед вами в различных прегрешениях, что самую малость напрягает. Предлагаю следующее - по определению считать, что я не пытаюсь обидеть монголов, и, может быть, с переменным успехом, но стараюсь быть объективным. Как минимум, собакой никого не назвал. Так беседа пойдет более гладко.

ladno, budu nadeyat"sa. miru mir! hehe.

naschet bortalinskih mongolov, tam jivut potomki chaharov kotorye byli poslany tuda Cinskim pravitel"stvom nesti ohrannuyu slujbu granicy s Rossiei. Chahary poddannye poslednego velikogo hana Ligdena. oni ochen" silno podverglis" oiratazaciu i teper" govoryat na oiratskom dialekte. to chto est" razlichie mezhdu kalmykami i buryatami i halhascami ochevidnyi fakt.

no yavlyayas" oiratom, buryatom v toje vremya mojet byt i mongolom.

mongoly iz vnutrennei mongolii i oiraty iz sin"czyana v dialektologicheskom otnoshenii silno otlichayutsa. svyazuyushim zvenom yavlyaetsa halhasskii. i v tozhe vremya kalmyckii i buryatskii raznyatsa ochen" po proiznosheniu (chto li) i opyat" taki mezhdu nimi postavish" halhasskogo, i vse obrazuetsa.

i vse taki tyurkskii mir ogromen i raznoobrazen ih svyazyvaet tol"ko yazyk(proshu ne kidat" kamnyami eto ya k slovu:)). a nas vse(no pochti vse identifikatory etnichnosti).

esli Vam naprimer nadobno podcherkivat" chto vpervuyu ochered" vy Kazahi, Kyrgyzi, Uzbeki a potom uj Tyurki, to u nas na pervuyu ochered" stoit Mongol. (ochen" raznym i mnogim prichinam)

iz za plohogo znanii velikogo moguchego inogda ne mogu tochno sformulirovat" svoe mnenie. esli est" voprosy budu rad otvechat" i otstaivat" svoyu tochku zrenii.

S proshedshim prazdnikom Nouruz!

Правильно подобранное имя оказывает на характер, ауру и судьбу человека сильное позитивное влияние. Активно помогает развиваться, формирует позитивные качества характера и состояния, укрепляет здоровье, убирает различные негативные программы бессознательного. Но как подобрать идеальное имя?

Несмотря на то, что в культуре существуют интерпретации, что означают мужские имена, в реальности влияние имени на каждого мальчика индивидуально.

Иногда родители пытаются выбрать имя до рождения, мешая ребенку формироваться. Астрология и нумерология выбора имени растратили все серьезные знания о влиянии имени на судьбу в веках.

Календари святок, святых людей, без консультации видящего, прозорливого специалиста не оказывают никакой реальной помощи в оценке влияния имен на судьбу ребенка.

А списки … популярных, счастливых, красивых, мелодичных мужских имен и вовсе закрывают глаза на индивидуальность, энергетику, душу ребенка и превращают процедуру подбора в безответственную игру родителей в моду, эгоизм и невежество.

Красивые и современные монгольские имена должны в первую очередь подходить ребенку, а не относительным внешним критериям красоты и моды. Которым нет дела до жизни вашего ребенка.

Разнообразные характеристики по статистике - положительные черты имени, отрицательные черты имени, выбор профессии по имени, влияние имени на бизнес, влияние имени на здоровье, психологию имени можно рассматривать только в контексте глубокого анализа тонких планов (кармы), энергетической конструкции, задачи на жизнь и рода конкретного ребенка.

Тема совместимости имен (а не характеров людей) является абсурдом, который выворачивает с изнанки на взаимодействия разных людей внутренние механизмы влияния имени на состояние своего носителя. И аннулирует всю психику, бессознательное, энергетику и поведение людей. Сводит к одной ложной характеристике всю многомерность взаимодействия людей.

Значение имени не имеет буквального воздействия. Например Очирбат (сильный) это не значит что молодой человек будет сильным, а носители других имен слабыми. Имя может ослабить здоровье, перекрыть ему сердечный центр и он не сможет отдавать и принимать любовь. Другому мальчику наоборот будет помогать решать задачи по любви или власти, сильно облегчит жизнь и достижение целей. Третьему мальчику может не приносить вообще никакого эффекта, что есть имя, что нет. И т.д. Причем все эти дети могут быть рождены в один и тот же день. И иметь одинаковые астрологические, нумерологические и прочие характеристики.

Самые популярные монгольские имена для мальчиков это тоже заблуждение. 95% мальчиков называют именами не облегчающими судьбу. Ориентироваться можно только на врожденный характер ребенка, духовное видение и мудрость опытного специалиста.

Тайна мужского имени, как программа бессознательного, звуковая волна, вибрация раскрывается особым букетом прежде всего в человеке, а не в смысловом значении и характеристике имени. И если это имя разрушает ребенка, то какое-то бы красивое, мелозвучное с отчеством, астрологическое точное, благостное оно не было, это все равно будет вред, разрушение характера, осложнение жизни и утяжеление судьбы.

Ниже представлен перечень монгольских имен. Попробуйте выбрать несколько, наиболее подходящих по вашему мнению ребенку. Затем если вас интересует эффективность воздействия имени на судьбу, .

Список мужских монгольских имен по алфавиту:

Алтанхуяг — золотая кольчуга
Алтангэрэл — золотой свет
Арвай — ячмень

Багабанди — маленький послушник
Бадма — лотос
Батар — богатырь
Баатаржаргал — богатырское счастье
Баатачулуун — богатырский камень
Басан — пятница, Венера
Басаан — пятница, Венера
Баяр — праздник
Бябма — суббота, Сатурн
Бямбасурэн — хранимый Сатурном
Бяслаг — сыр

Ганбаатар — стальной богатырь
Ганзориг — стальная сила воли
Ганжуур — золотой свет
Ганхуяг — стальная кольчуга
Гоньд — тмин

Даваа — понедельник, Луна
Дамдинсурэн — хранимый Хаягривой
Данзан — держатель учения
Данжуур — золотой свет
Джамбул — крепость
Джаргал — блаженство
Джучи — сын Чингисхана
Долгоон — спокойный, тихий, мягкий
Дордж — ваджра
Дэлгэр — широкий, обильный, пространный

Ерден — драгоценность

Жадамба — восьмитысячная, сутра Праджняпарамиты
Жамьянмядаг — сосюрия (растение)
Жаргал — счастье, блаженство

Лхагва — среда, Меркурий
Лянхуа — лотос

Монх-Оргил — вечная вершина
Мунх — вечный
Мунхдалай — вечное море
Мэргэн — меткий стрелок
Мягмар — вторник, Марс

Наран — солнце
Наранбаатар — солнечный богатырь
Нинжбадгар — купальница (растение)
Нохой — собака
Нугай — собака
Нэргуй — безымянный
Ням — воскресенье, солнце
Нямцо — воскресенье
Нямбу — воскресенье

Октай — понимающий
Онгоц — самолет
Очир — громовой топор
Очирбат — сильный, как ваджра
Оюун — мудрый
Оюунгэрэл — свет мудрости

Пурэв — четверг, Юпитер
Пурэвбаатар — богатырь, родившийся в четверг

Сохор — слепец
Сухэ-Батор — богатырь с топором
Сэргэлэн — веселый
Сэржмядаг — мак

Тархан — умелец
Тендзин — держатель учения
Тугал — теленок
Тумур — железный
Тумурзориг — железная решимость
Тумурхуяг — железная броня
Тургэн — быстрый
Туя — луч
Тэрбиш — не тот

Улзий — благоденствующий
Удвар — водосбор (растение)
Ундэс — корень
Унур — богатый

Хаган — великий правитель
Халиун — буланый
Хулан — дикая лошадь
Хулгана — мышь
Хунбиш — не человек

Цагаан — белый
Цогтгэрэл — свет пламени
Цэрэндорж — ваджра долгой жизни
Цэрэн — долгоживущий

Чагатай — дитя
Чагдаржав — охраняемый четырёхруким
Чингисхан — великий хан

Шона — волк

Элбэгдорж — изобильный дордже
Энэбиш — не этот

Помните! Выбор имени для ребенка — огромная ответственность. Именем можно как сильно облегчить жизнь человека, так и навредить.

Как выбрать правильное, сильное и подходящее имя ребенку в 2019 году?

Сделаем анализ вашего имени - узнайте прямо сейчас значение имени в судьбе ребенка! Напишите в вотсап, телеграм, вайбер +7926 697 00 47

Нейросемиотика имени
Ваш, Леонард Боярд
Переключайтесь на ценность жизни

Тайна имени издавна волновала психологов и ученых. Они пытались узнать, правда ли оно влияет на характер и судьбу человека, а также выносили предположения по поводу значений. Монголия - это страна с самыми загадочными и красивыми именами. Они необычны, экзотичны и звучны. Среди них часто встречаются имена знаменитых полководцев и завоевателей, а это, несомненно, может сильно повлиять на темперамент носителя. Вообще, в Монголии очень серьезно подходят процессу придумывания ребенку имени. Наверняка это обусловлено ведь, как известно, монголы - это очень ответственная и крайне патриотичная нация. Причем они больше ценят родной край, нежели страну в целом. Также эти люди считают, что тот человек, у которого много знакомых и друзей, “широк, словно степь”. Это значит, что родители стремятся назвать своего малыша как можно красивее, чтобы к нему тянулись люди.

Происхождение и использование

Монгольские имена, как и любые другие, берут свое начало из истории, из древности. А так как монголы очень уважают предков, называть своих детей в их честь для них одно удовольствие. Однако в именах отразились не только традиции, обычаи и культура страны, но и такие факторы, как религия и мировоззрение народа.

Если сравнивать монгольские имена и фамилии, то нужно сказать, что личное имя для монгола имеет большее значение, нежели фамилия и даже отчество. Для них оно, как символ человека, как определенный оберег, сопутствующий на протяжении всей его жизни.

Монгольские имена используются не только в местах обитания этой нации, ведь оригинально назвать ребенка хотят всегда и везде, поэтому они достаточно популярны и в России, и в Китае, и даже в США, в общем, там, где монголы оставили какой-либо след.

Кстати, некоторые фамилии по всему миру имеют монгольское происхождение, они были образованы от слов или имен.

По мнению ученых-филологов, особую роль в исследовании языка народов Востока играют именно монгольские имена. Список, включающий именования, сохранившие в себе некоторые уже давно забытые языковые явления, действительно велик.

Группы монгольских имен

Обычно производят деление имен по происхождению, по составу, по социальному статусу и по функции. Эти группы официальные и указываются во многих источниках. К первой категории относятся монгольские, тибетские, комбинированные переводы с тибетского и индийские. По большей части монгольские имена представлены именно этим разделом.

Следующее деление появилось во времена Средневековья, когда вошли в моду имена, составленные из двух самостоятельных, к примеру, Дорж (переводится как ваджра) и Цагаан (белый), в итоге получается Цагаандорж. Можно встретить также трехсоставные или четырехсоставные.

Социальный статус у монголов может быть показан при помощи имен. Некоторые из них связаны с дикими животными, следовательно, его носитель либо охотник, либо оленевод. А подгруппа и монгольских ханов привлекает тех, в чьей семье особенно ценится история. Религиозные семьи называют своих детей как учеников Будды, учителей и божеств. Изредка детей называют так же, как героев Священных Писаний.

Монголы также верят, что каждое имя обязано выполнять какую-либо функцию. Есть имена-обереги, они действуют, как защита от злых духов и даются в том случае, если дети в семье часто болели. Среди таковых Тэрбиш (не тот), Нохой (собака) и Энэбиш (не этот).

Есть другая классификация, в которую входят монгольские мужские имена и женские, обозначающие день недели, когда родился ребенок. Нямцо переводится как “воскресенье”, а Бямба - “суббота”.

Женские монгольские имена и их значения

Девочек принято называть именами, имеющими значение драгоценностей или цветов. Эржена - “жемчужина”, Сарана - “лилия”, Хоргонзул - “цветок”, Цагаанцэцэг - “белый цветок”, Алтан - "розовая заря" или "золото".

Как видно, называют девочек в Монголии очень красиво, словно повторяя изгибы лепестков и блеск драгоценностей. Если вы необычно хотите наречь свою девочку, стоит обратить внимание на монгольские имена. Женские могут означать черты характера человека: Алима - “сведущая”, “умная”, Арюна - “чистая”, Гэрэл - “освещающая все вокруг”, Сайна - “хорошая”, Тунгалаг - “ясная, чистая и светлая”, Унура (чисто монгольское) - “плодовитая” и т.д.

Мужские имена и их значения

Некоторые мужские монгольские и в нашей стране, среди них Айрат - “изумительный”, Арат - “пастух”, а также греческий политический деятель, живший в 271 году до н.э., Бату - от “Батый”, в другом значении переводится как “ крепкий”; Борис - “борец”. Наверняка немногие могли догадаться, что последнее пошло от монгольского.

Среди истинно монгольских находятся такие имена, как Алтай (“золото”, “лунное золото”), Амгалан (“спокойный”), Байгал (“природа”), Батый (“сильный”), Далай (“океан”), Мингиян (“командир тысячи солдат”), Октай (“понимающий”).

Самые красивые монгольские мужские имена

Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое красивое имя, тем более в Монголии к нему так трепетно относятся. Мальчиков чаще всего называют так: Барлас (“бесстрашный”, смелый”), Наран (“солнце”), Тархан (”умелец”, “на все руки мастер”), Шона (“волк”), Чингисхан (от “Чингиз” - “сильный”).

Как видно, мужские имена переводятся в основном как “смелый” или “сильный”, такие качества для монголов-мужчин наиболее важны. Новорожденным мальчикам часто дают имена, символизирующие физическую силу и внутренний стержень.

Самые красивые женские имена

Монгольские имена для девочек же, наоборот, больше направлены не на качества человека, а на его внешнюю привлекательность. Наиболее красивыми считаются Алимцецег (“яблоневый цвет”), Дэлбээ (“лепесток”), Жаргал (“счастье”), Эрдэнэ (“драгоценность”), Цэрэн (“долгоживущая” - имя-оберег).

Чаще всего девочкам дают имена, обозначающие красоту, кротость, чистоту и изящество, большинство из них имеют именно такую семантику. Родители девочек верят, что чада останутся такими же невинными, как и в детстве, если они назовут их как-нибудь нежно.

Странные имена

Монголия - это страна, где детей называют красиво, со значением. Однако с чувством юмора там тоже неплохо, как и с пониманием прекрасного. Существует в монгольской традиции ряд имен, имеющих странные и даже неожиданные переводы, поэтому воспринимать их серьезно не получается.

Но оказывается, что они несут в себе важную функцию и даются больным детям. Значение монгольских имен может быть разным, например, “сыр”. Имя Бяслаг переводится именно так. Онцог же означает не что иное, как “самолет”. А для того чтобы человек долго жил, дают длинное и трудное для прочтения имя (Лувсандэнзэнпилжинжигмэд).

Но на этом странности у монголов не заканчиваются, если родители не знают, как назвать своего малыша, они просто обращаются к ламе за советом.

Монголы - основное население Монгольской Народной Республики; их численность - более 1,6 млн. человек, что составляет 90% всего населения страны. За пределами МНР монголы проживают в КНР (более 2 млн. человек) - в автономных районах Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский; есть небольшие группы в провинциях Ганьсу, Цинхай, Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь, Юньнань. Монгольский язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

Антропонимическая модель монголов всегда отличалась простотой и не претерпела существенных изменений за последние семь веков, о чем можно судить по письменным памятникам, самые ранние из которых датируются XIII в., а поздние - концом XIX в. Состояла она из одного личного имени, дававшегося при рождении, и если не возникало особых причин для его перемены, то человек носил его до самой смерти.

Однако уже в XIII в., судя по тексту "Тайной истории монголов", во многих случаях имена сопровождались прозвищами и титулами: Дува-сохор "Дува-слепец", Добун-мэргэн "Добун - меткий стрелок", Ван-хан "правитель Ван", Амбагай-хаган "великий правитель Амбагай" и т.д. Как правило, прозвища были характерны для простонародья, титулы - для наследственной знати, однако строго это разделение не соблюдалось. Нередко титулы становились именами, о чем свидетельствуют факты истории Монголии.

Пример тому - Чингисхан - титул, принятый основателем монгольского государства после избрания его великим ханом монгольских племен и заменивший его личное имя Тэмуджин .

Современная антропонимическая модель монголов включает уже не только личное имя (нэр ), но и отчество (овог ). Последнее представляет собой форму родительного падежа от имени отца и предшествует личному имени, например: Содномын Самбу "Самбу сын Соднома", Аюшийн Намдаг "Намдаг сын Аюши" и т.д. В повседневно-бытовом общении отчество не фигурирует, оно указывается лишь в документах.

В формировании монгольского именника можно выделить три этапа: древнемонгольский, ламаистский и современный. К числу бесспорно древнейших можно отнести такие имена, как Баатар "богатырь", Мэргэн "меткий", Тумур "железный", Мунх "вечный", Оюун "мудрый", Улзий "благоденствующий", Наран "солнце". Их можно встретить в ранних монгольских сочинениях, легендах, сказаниях разных веков. В настоящее время они не менее популярны, чем в XIII в., и употребляются не только сами по себе, но и в составе многочисленных производных от них имен, например: Баатаржаргал "богатырское счастье", Баатарчулуун "богатырский камень", Тумурзориг "железная решимость", Тумурхуяг "железная броня", Мунхдалай "вечное море", Оюунгэрэл "свет мудрости" и др. Как можно видеть, такие антропонимы образованы от монгольских апеллятивов.

Ламаистский пласт в именнике образовался в два периода: после первой (XIII в.) и второй (XVI-XVII вв.) волн распространения ламаизма среди монголов. Пришедшие с ламаизмом санскритские и тибетские имена в большинстве своем были именами богов буддийского пантеона, мифических и реальных проповедников буддизма или же представляли собой названия отдельных произведений буддийской канонической литературы, термины буддийской философии, названия различных ритуальных предметов, планет и т.д.

Вся эта религиозная терминология, претерпев определенные изменения в соответствии с нормами монгольского языка, почти на триста лет заполнила собою монгольский именник. Так, имена Чойжил, Чойжилжав, Чойжинхорлоо, Дамдин, Дамдингочоо, Дамдинноров, Жамбаа, Жамбааринчен, Жамбаняндаг, Лхам, Лхамаа, Лхамсурэн, Лхамочир, Далхаа, Далхжав, Далхсурэн, Дулмаа, Дуламдорж, Дуламжав, Мойдар, Мойдаржав восходят к именам буддийских божеств, а имена Жанчив, Жанчивдорж, Жанчивсэнгэ, Самдан, Самданванчиг, Самдангэлэг, Самданжамц, Ендон, Ендонноров, Ендонбазар, Ендонбал, Цултэм - к тибетским философским буддийским терминам: жан-чув "святость", самдан "созерцание", ион-дан "знание", цул-тим "нравственность"; в основе имен Бадамхатан, Жадамба лежат названия буддийских сутр.

Среди монгольских антропонимов, семантически восходящих к названиям предметов религиозного культа, можно отметить следующие: Эрдэнэ (санскр. ratna ) "драгоценность", Очир (санскр. vajra ) "громовой топор", Бадма (санскр. padma ) "лотос", Гарма (санскр. karma ) "судьба", Гомбо (санскр. mgon-po ) "покровитель", "защитник", Дамба (тиб. dampa ) "святой", Иши (тиб. ye-shes ) "мудрый", Агван (тиб. ngag-dban ) "красноречивый", Соднам (тиб. bsod-nams ) "счастье", Сэнге (тиб. seng-ge ) "лев", Цэрэн (тиб. ts"e-ring ) "долгая жизнь" и др.

Кроме того, в составе монгольских имен часто встречаются тибетские имяобразующие элементы, которые имеют определенное значение: -жав (тиб. skyabs "защита", "помощь") - Максаржав, Гомбожав, Цэвэгжав, Бадамжав ; -сурэн (тиб. srung "осторожность", "бдительность") - Ядамсурэн, Хандсурэн, Лхамсурэн, Жигжидсурэн ; -сан (тиб. bsang "добрый", "прекрасный") - Чойбалсан, Батнасан, Уртнасан ; лувсан- (тиб. blo-bzang "доброе чувство") - Лувсанвандан, Лувсанбалдан, Лувсанданзан ; -бал (тиб. dpal "слава", "величие") - Цэдэнбал ; лодой- (тиб. blo-gros "разум", "интеллект") - Лодойдамба ; -пунцаг (тиб. p"un-ts-ogs "совершенство") - Пунцагноров и т.д.

Четкая граница между мужскими и женскими именами у монголов отсутствует, хотя в семантическом плане некоторая закономерность все же есть. Скажем, имена, в состав которых входят слова цэцэг "цветок", туяа "заря", одон "звезда" (Бадамцэцэг, Алтанцэцэг, Жаргалцэцэг, Наранцэцэг, Эрдэнэцэцэг, Энхтуяа и др.), используются предпочтительно в качестве женских. В то же время наличие в составе имени таких слов, как баатар "богатырь", бат "крепкий", болд "сталь", дорж или очир 1 , зоригт "отважный" и др., преполагает отнесение этих имен преимущественно к мужским (Хатанбаатар, Мунхбаатар, Баточир, Батмунх, Батжаргал, Оюунбаатар, Даваадорж, Ганбаатар, Батзоригт, Чинбат, Дорж, Нацагдорж и др.). Однако многие имена, образованные от апеллятивов, в равной степени могут использоваться и как мужские, и как женские, например: Цогтгэрэл "свет пламени", Сэргэлэн "веселый", Жаргал "счастье", Цэрэн "долгоживущий" и т.д.

Весьма популярны до сих пор имена - названия дней недели и соответствующих им планет. Они существуют в двух вариантах - тибетском и санскритском. Тибетский ряд звучит так: Ням "Воскресенье", "Солнце", Даваа "Понедельник", "Луна", Мягмар "Вторник", "Марс", Лхагва "Среда", "Меркурий", Пурэв "Четверг", "Юпитер", Басаан "Пятница", "Венера", Бямба "Суббота", "Сатурн". Санскритский ряд монголизирован: Ядъяа , Сумъяа , Ангарак , Буд , Бархасвадь , Сугар , Санчир . Однако если тибетские слова сейчас представляют собой официально принятые в стране обозначения дней недели, то санскритские используются преимущественно как названия планет. Все названия тибетского ряда могут выступать и как мужские, и как женские имена. Из санскритского же ряда в качестве женского имени употребляется только Сугар "Венера".

Третий, современный пласт в именнике сложился после победы Народной революции и провозглашения Монгольской Народной Республики (1924 г.). Для этого этапа характерно появление не только новообразований на основе традиционной монгольской лексики, но и различных лексических русских и интернациональных заимствований. В монгольском именнике наших дней в качестве личных имен представлены в полном и уменьшительном вариантах русские имена (Александр , Алексей , Нина , Виктор , Таня , Борис , Боря , Люба и др.), русские фамилии (Иванов , Козлов , Пушкин ), названия гор (Эльбрус ), имена нарицательные (Актив , Камел - от марки американских сигарет "Camel" - "верблюд", Корол от рус. король 2).

Использование русских фамилий в качестве монгольских имен в каждом случае имеет объяснение: это либо близкий друг кого-либо из членов семьи, либо товарищ по учебе, работе, герой войны, врач, работавший в данной местности, известный русский поэт и т.д. Однако таких имен немного.

В последние годы отмечена тенденция к возрождению собственно монгольских и даже древнемонгольских имен типа Тэргун , Мэргэн , Баатар и др. С этой целью ведут разъяснительную работу специальные советы при родильных домах. Результаты уже сказываются. Процент тибетских, санскритских имен, значение которых нынешним молодым родителям зачастую неизвестно, сократился. Наблюдается рост и разнообразие имен, образованных от монгольских апеллятивов.

До сих пор встречается, хотя и редко, широко распространенный когда-то обычай замены первоначального имени на иное, новое имя. Первое имя предается забвению. Обычно это было связано с какими-либо неординарными обстоятельствами, например с выздоровлением после тяжелой болезни, осмыслявшимся как "перерождение" личности; кроме того, новое имя должно было ввести в заблуждение те "злые силы", которые вызвали тяжелую болезнь. В старшем поколении до сих пор можно встретить унижающие человеческое достоинство имена, служившие своеобразными оберегами детей от злых духов: Энэбиш "не тот", Хунбиш "не человек", Нэргуй "безымянный", Хулгана "мышь", Нохой "собака" и т.д.

Интересна система обращения монголов друг к другу. Обращаясь к старшим по возрасту, мужчине или женщине, к имени добавляется частица почтительности -гуай : Самбу-гуай , Дамдинсурэн-гуай , Ням-гуай . Если имя человека неизвестно, к нему обращаются так: овгон-гуай "почтенный", "уважаемый" (усл.), если это мужчина, и эмэ "бабушка", если это пожилая женщина, эгч "старшая сестра", если это женщина средних лет. Обращаясь к детям, называют миний хуу "мой мальчик", миний дуу "дитя мое".

Любопытные явления наблюдаются на стыке монгольской и русской антропонимических моделей. Русская девушка, выходя замуж за монгола и желая сменить фамилию, оказывается в затруднении, ибо фамилия у монголов отсутствует. Унифицированного способа решения таких проблем нет, поэтому в одних случаях новой фамилией русской женщины становится имя мужа, в других - его отчество. Дети от смешанных браков обычно получают имена, соответствующие русской антропонимической модели; их отчеством становится имя отца, оформленное по "русскому образцу", а отчество отца, т.е. имя деда, однако уже не в родительном, а в именительном падеже, превращается в фамилию: Галина Баточировна Мунхболд (Галина - личное имя, Баточир - имя отца, Мунхболд - имя деда).

1 Ваджра , в тибетском и монгольском его звучании дорж , очир , - название одного из ритуальных предметов буддийского культа
2 Любопытно отметить, что исходное для английского camel арабское гамаль дало мусульманские имена Гамаль , Кемаль , а русское король , в свою очередь, происходит от имени собственного Карл . Таким образом, эти антропонимы возникли не путем прямого заимствования из соответствующего языка, а "окольным" и весьма сложным путем



Вверх