Древнегреческие мифические существа. Мифологический жанр в изобразительном искусстве Влияние фольклора и религиозного культа

Урок ИЗО по теме «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох» был проведён в 8 классе в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели искусства «Весна искусств». Автор разработки - учитель ИЗО Кузнецова Светлана Юрьевна.

Цели: развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства, ознакомление с героизмом русского народа на примере былинных богатырей.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Сообщение новых знаний.

Произведение искусства, написанное любыми красками, называется живописью. (Акварель, гуашь, масляные краски, темпера). Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте, который так же можно назвать станком. Отсюда и название - "станковая живопись". Монументальная живопись - это большие картины, которые пишут не на холстах и не на других материалах, а на стенах зданий - внутренних или наружных. В зависимости от помещения, материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических факторов роспись традиционно делалась либо в виде фрески (водо-растворимыми пигментами по сырой штукатурке), либо темперно-клеевыми красками (пигментами, замешанными на яйце или казеиновом клее), либо красками на расплавленном воске (энкаустикой), либо масляными красками по сухой штукатурке. Ещё один вариант — живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на стену.

Исторически в монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и темперно-клеевая живопись. С 70-х годов прошлого века масляные краски, применяемые в Европе для росписи и колеровки стен, были окончательно вытеснены водостойкой темперой. Она лучше пропускает воздух, её можно мыть, в помещении темпера экологичнее масляных покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия, художники взяли на вооружение водоэмульсионные, водно-дисперсные и акриловые краски как наиболее стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие, хотя и до сих пор недешёвые. Живопись на стенах по сырой штукатурке (именно в этом и заключается смысл фрески) пришла к нам еще из II тысячелетия до н. э., когда расцвет Эгейской культуры достиг своего пика. Наибольшей популярностью фреска пользовалась в эпоху Возрождения.

Мозаичное искусство.

Искусство мозаики берет свое начало в монументальной живописи - она всегда была связана с архитектурой, мозаикой украшали стены и потолки дворцов и храмов. Сегодня же - время второго рождения мозаики: ее все чаще можно увидеть в самых различных по назначению помещениях: бассейнах, выставочных залах, холлах отелей, кафе, магазинах и, конечно - в новых домах и квартирах.

История мозаики начинается в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века. Возникновение самого слова "мозаика" окутано тайной. По одной из версий оно происходит от латинского слова «musivum» и переводится как «посвященная музам». По другой версии - это всего лишь «opus musivum», то есть одна из разновидностей кладки стены или пола из мелких камешков. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде - и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части мозаикой отделывают пол, на стенах же предпочтение отдают фрескам. В результате рождаются нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков смальты - непрозрачного и очень плотного стекла или камня. Иногда использовали также гальку и мелкие камешки.

Техники живописи

Темпера (итал. tempera, от temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и(или) их синтетических аналогов, а также живопись ими. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как гладкое, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов Египетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются два вида темперы: казеин-масляная и поливинилацетатная (ПВА).

Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения - в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.

В 17-18 веках в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен). Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 веке произведения Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

Во 2-й половине 18 века, в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции (1789-1794) художник изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое. Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.

Героизм русского народа. Былинные богатыри - защитники земли русской.

Произведения искусства, как и люди, имеют свою судьбу и свою биографию. Многие из них сначала принесли славу и известность своим создателям, а потом бесследно улетучились из памяти потомков. Творчество Виктора Михайловича Васнецова принадлежит к счастливым исключениям в искусстве, рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом их могут сменять другие увлечения, появляются новые властители дум, но полотна В. Васнецова никогда не вытесняются полностью, наоборот - еще больше уплотняются в человеческой памяти. В поисках возвышенных чувств художник обращается к русской седой старине - былинам и сказкам. Былинная богатырская тема проходит через все творчество В.М. Васнецова, в минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния окружающей его современной ему жизни. Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трех дорог.

Апофеозом русской богатырской славы являются "Богатыри", в которых В. Васнецов выразил свое возвышенно-романтическое и в то же время глубоко гражданское понимание идеала национальной красоты русского народа. Для своего произведения художник выбирает самых известных и любимых народом витязей.

"Бой скифов со славянами" (1881). Богатырская тема. Эта тема - важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к "богатырским" образам, называли "истинным богатырем национальной живописи".

Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Использовать программу «Азбука искусства».

3. Практическая работа.

Рисование по мотивам былинных героев.

4. Заключительная часть

В разных исторических сочинениях и трактатах приводятся разные списки легендарных властителей и императоров Китая, которые рассматриваются первопредками китайцев. Наиболее часто встречаются ссылки на следующих властителей: Фуси, Шеньнун и Хуанди.
Фуси , Паоси, Баоси в самых ранних мифах являлся богом охоты и рыболовства. На могильных барельефах первых веков н.э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и его сестра Нюйва изображены в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи (дракона) . Конфуцианские философы превратили Фуси в государя, правившего с 2953 по 2852 г. до н.э.
Шеньнун
являлся покровителем земледелия и медицины. Его также называли Яньди и Яован.
Он имел змеиное тело, человеческое лицо и зелёный цвет кожи, «подобно цвету травы». Иногда его изображали с маленькими рожками на голове. Шеньнуна почитали как государя, правившего с 2852 по 2737 г. до н. э.
Хуанди считался олицетворением магических сил земли, гармонии и порядка. Считалось, что
Хуанди был огромного роста (около 3 м). По одним данным, он имел лик дракона, по другим выглядел как вполне нормальный человек, только очень высокий. По традиции, Хуанди правил с 2697 по 2597 г. до н.э.
Перечень пяти легендарных императоров Китая зависит от источника. Согласно версии китайского историка Сыма Цяна (145 или 135
90 гг. до н.э.), это уже знакомый нам Хуанди, Чжуань-сюй, Ди Ку или просто Ку, Яо и Шунь.
В конфуцианской историографической традиции даётся характеристика Чжуань-сюйя как внука или правнука Хуанди, - правившего в 2513-2435 гг. до н.э ., используя магическую силу воды.
В самых ранних мифах Чжуань-сюй рассматривался богом времени. В облике Чжуань-сюйя прослеживаются архаические черты, отраженные в нерасчленённости частей тела, конечностей и т. п. (сросшиеся ноги, рёбра, брови). По одной легенде, у его отца Хань-лю была «шея длинная, уши маленькие, лицо человека, но со свиным рылом, тело единорога - цилиня, обе ноги срослись вместе и напоминали копыта свиньи… Обликом Чжуань-сюй немного напоминал своего отца» .
Ди Ку считался правнуком Хуанди и братом Чжуан-сюя и правил, согласно традиции, с 2435 по 2366 до н.э .
Он изображался существом с птичьей головой и туловищем обезьяны. У него была только одна нога, а на голове – рога.
Яо , якобы правивший с 2357 г. до 2255 год до н. э ., сочетал в своём образе божественные и человеческие черты. Носил также имена Ди Яо, Фан-сюнь, Тан Яо. В некоторых источниках считался вторым сыном Ди Ку. По мнению японского учёного Митараи Масару, он первоначально был одним из солнечных божеств и мыслился в облике птицы , и лишь в более поздних мифах превратился в земного императора.
Одной из основных заслуг Яо перед человечеством было то, что он, построив с помощью правнука Хуанди дракона Гуня многочисленные дамбы и каналы, сумел остановить и утихомирить всемирный потоп , грозивший уничтожить всё живое на Земле.
Шунь считался одним из величайших императоров Китая, живших
до всемирного потопа. Согласно традиции, он правил с 2254 по 2206 гг. до н.э.
В некоторых источниках в число легендарных императоров Китая включаются Шао-Хао (2596 - 2514 до н.э.), Ди Чжи (2365 - 2358 до н.э.) и Юй (2205
2197 гг. до н.э.).
Юй прославился тем, что усмирил всемирный потоп (второй или третий, в китайском летоисчислении).

Периодизация истории Земли и человечества у древних корейцев

Согласно древним записям «Самгук юса» («Хроникам Трех королевств») буддийского монаха Ирена (XIII в.), сын небесного императора Хвануна (сына Верховного небесного правителя Ханыля), Тангун, основавшего королекство Древний Чосон, начал править в 2333 году до н. э . По описанию в «Тонгук Тоннам« (1485) это случилось на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят другие даты, но все они единогласны в том, что начало царствования Тангуна приходилось на времена правления Яо (2357-2255 гг. до н.э. ). По одним источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу« Квон Нама, XV в.) – 1048 лет.

Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, давшей современности множество культурных богатств и вдохновлявшей деятелей науки и искусства. Мифы Древней Греции гостеприимно распахивают двери в мир, населённый богами, героями и чудовищами. Хитросплетения взаимоотношений, коварство натуры, божественной или человеческой, немыслимые фантазии погружают нас в пучины страстей, заставляя содрогаться от ужаса, сопереживания и восхищения гармонией той реальности, существовавшей много веков назад, но такой актуальной во все времена!

1) Тифон

Самое могучее и устращающее существо из всех порождённых Геей, олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Чудовище обладает невероятной силой и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами. Из его пастей раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Тифон был отцом мифических чудовищ от Ехидны: Орфа, Цербера, Гидры, Колхидского Дракона и других, которые на земле и под землёй угрожали человеческому роду, пока герой Геракл не уничтожил их, кроме Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота, Борея и Зефира. Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса. Тифон был настолько устращающ и силён, что боги-олимпийцы бежали из своей обители, отказавшись от сражения с ним. Лишь Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар под гору Этна на острове Сицилия. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются молнии, ранее брошенные Зевсом. Тифон служил олицетворением разрушительных сил природы, таких, как ураганы, вулканы, смерчи. От английского варианта этого греческого имени и произошло слово «тайфун».

2) Дракайны

Представляют собой змею или дракона женского пола, часто с человеческим чертами. К дракайнам относятся, в частности, Ламия и Ехидна.

Название «ламия» этимологически происходит из Ассирии и Вавилона, где так называли демонов, убивающих грудных младенцев. Ламия, дочь Посейдона, была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Необыкновенная красота самой Ламии разожгла огонь мести в сердце Геры, и Гера из ревности убила детей Ламии, превратила её красоту в безобразие и лишила возлюбленную мужа сна. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по велению Геры превратилась в кровавое чудовище, в отчаянии и безумии похищавшее и пожиравшее чужих детей. Так как Гера лишила её сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она могла стать безвредной. Став в новом облике наполовину женщиной, наполовину змеёй, она породила жуткое потомство, именуемое ламиями. Ламии обладают полиморфическими способностями, могут выступать в различных ипостасях, обычно как зверо-человеческие гибриды. Однако чаще они уподобляются красивым девушкам, поскольку так легче очаровать неосторожных мужчин. Нападают они и на спящих и лишают их жизненных сил. Эти ночные привидения под видом прекрасных дев и юношей высасывают кровь у молодых людей. Ламией в древности называли также упырей и вампиров, которые по народному представлению новогреков, гипнотическим способом завлекали юношей и девственниц и затем умерщвляли их, выпивая их кровь. Ламию при некотором умении легко разоблачить, для этого достаточно заставить её подать голос. Поскольку язык у ламий раздвоенный, то они лишены способности говорить, однако умеют мелодично свистеть. В более поздних легендах европейских народов Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Ассоциировалась также с ночным кошмаром - Марой.

Дочь Форкиса и Кето, внучка Геи-Земли и бога моря Понта, она изображалась в виде исполинской женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, реже ящерицы, совмещая красоту с коварным и злобным нравом. Произвела на свет от Тифона целый сонм чудищ, различных по внешности, но отвратительных по своей сущности. Когда она напала на олимпийцев, Зевс отгонял её и Тифона. После победы громовержец заключил Тифона под гору Этна, но позволил Ехидне и её детям жить в качестве вызова будущим героям. Она была бессмертной и нестареющей и обитала в мрачной пещере под землёй вдали от людей и богов. Выползая на охоту, она подстерегала и заманивала путников, в дальнейшем безжалостно пожирая их. Владычица змей Ехидна обладала необыкновенно гипнотическим взглядом, сопротивляться которому были не в состоянии не только люди, но и животные. В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом во время своего безмятежного сна. Ехидна по своей природе является хтоническим божеством, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена героями, знаменуя победу древнегреческой героической мифологии над первобытным тератоморфизмом. Древнегреческое сказание о Ехидне легло в основу средневековых легенд о чудовищной рептилии как самом мерзком из всех существ и безусловном враге человечества, а также служило объяснением происхождению драконов. Именем Ехидны названо яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами, обитающее в Австралии и на островах Тихого океана, а также австралийская змея, самая крупная из ядовитых змей в мире. Ехидной также называют злого, язвительного, коварного человека.

3) Горгоны

Эти чудовища были дочерьми морского божества Форкиса и его сестры Кето. Существует также версия, что они были дочерьми Тифона и Ехидны. Сестёр было трое: Эвриала, Сфено и Медуза Горгона - самая известная из них и единственная смертная из трёх чудовищных сестёр. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень всё живое. Во время поединка героя Персея с Медузой, она была беременна от бога морей Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона - великан Хрисаор (отец Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Ливийская легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились красные кораллы. Персей воспользовался головой Медузы в бою с морским драконом, посланным Посейдоном опустошать Эфиопию. Показав лик Медузы чудовищу, Персей превратил его в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву дракону. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили Горгоны и была убита Медуза, изображённая на флаге региона. В искусстве Медуза изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и часто кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона. Отдельная иконография - изображения отрубленной головы Медузы в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. Декоративный мотив - горгонейон - украшает до сих пор одежду, предметы обихода, оружие, инструменты, украшения, монеты и фасады зданий. Считается, что мифы о Горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В славянских средневековых книжных легендах Медуза Горгона превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию. Животное медуза получило своё название именно из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной Медузы Горгоны. В переносном смысле «горгона» - ворчливая, злобная женщина.

Три богини старости, внучки Геи и Понта, сёстры Горгон. Их звали Дейно (Дрожь), Пефредо (Тревога) и Энио (Ужас). Они были седыми от рождения, на троих у них один глаз, которым они пользовались поочерёдно. Только Грайи знали местонахождение острова Медузы Горгоны. По совету Гермеса Персей направился именно к ним. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых сестёр. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Именно этот момент и выбрал Персей, чтобы забрать глаз. Беспомощные грайи пришли в ужас и готовы были сделать всё, лишь бы герой вернул им сокровище. После того, как им пришлось рассказать, как найти Медузу Горгону и где достать крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку, Персей отдал око грайям.

Это чудовище, рождённое Ехидной и Тифоном, имело три головы: одна была львиная, вторая - козья, росшая на спине, а третьей, змеиной, заканчивался хвост. Оно дышало огнём и сжигало всё на своём пути, опустошая дома и посевы жителей Ликии. Неоднократные попытки убить Химеру, предпринимаемые царём Ликии, терпели неизменное поражение. Ни один человек не решался близко подходить к её жилищу, окружённому разлагающимися тушами обезглавленных животных. Выполняя волю царя Иобата, сын царя Коринфа Беллерофонт на крылатом Пегасе направился к пещере Химеры. Герой убил её, как и было предсказано богами, поразив Химеру стрелой из лука. В доказательство своего подвига Беллерофонт доставил одну из отрезанных голов чудовища ликийскому царю. Химера - олицетворение огнедышащего вулкана, у основания которого кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной горы. Пещерой Химеры считают район близ турецкой деревни Чирали, где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения. В честь Химеры назван отряд глубоководных хрящевых рыб. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ, при этом считается, что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей. Прообраз химеры послужил основой для жутких горгулий, считающимися символом ужаса и необычайно популярными в архитектуре готических зданий.

Крылатый конь, появившийся из умирающей Медузы Горгоны в тот момент, когда Персей отсёк ей голову. Поскольку конь появился у истоков Океана (в представлениях древних греков Океан был рекой, опоясывающей Землю), его назвали Пегасом (в переводе с греческого - «бурное течение»). Стремительный и грациозный, Пегас сразу стал объектом вожделения многих героев Греции. Днём и ночью охотники устраивали засады на горе Геликон, где Пегас одним ударом копыта заставил бить ключом чистую прохладную воду странного тёмно-фиалкового цвета, но очень вкусную. Так появился знаменитый источник поэтического вдохновения Гиппокрена - Лошадиный источник. Наиболее терпеливые, случалось, видели призрачного скакуна; самых удачливых Пегас подпускал к себе так близко, что казалось, ещё чуть-чуть - и можно дотронуться до его прекрасной белой шкуры. Но поймать Пегаса не удавалось никому: в последний миг это неукротимое создание взмахивало крыльями и с быстротою молнии уносилось за облака. Лишь после того, как Афина подарила юному Беллерофонту волшебную уздечку, он смог оседлать чудесного скакуна. Верхом на Пегасе Беллерофонт смог подобраться к Химере и с воздуха поразил огнедышащее чудовище. Опьянённый своими победами с неизменной помощью преданного Пегаса, Беллерофонт возомнил себя равным богам и, оседлав Пегаса, отправился на Олимп. Разгневанный Зевс поразил гордеца, а Пегас получил право посещать сияющие вершины Олимпа. В позднейших сказаниях Пегас попал в число коней Эос и в общество strashno.com.ua муз, в круг последних, в частности, за то, что он ударом своего копыта остановил гору Геликон, которая при звуках песен муз начала колебаться. С точки зрения символики, Пегас объединяет жизненную силу и мощь скакуна с освобождением, подобно птице, от земной тяжести, поэтому идея близка не скованному духу поэта, преодолевающему земные препятствия. Пегас олицетворял не только прекрасного друга и верного товарища, но и безграничный интеллект и талант. Любимец богов, муз и поэтов Пегас часто фигурирует в изобразительном искусстве. В честь Пегаса названы созвездие северного полушария, род морских лучепёрых рыб и оружие.

7) Колхидский дракон (Колхис)

Сын Тифона и Ехидны, неусыпно бодрствующий огнедышащий огромный дракон, стороживший Золотое руно. Имя чудовищу дано по местности его нахождения - Колхиде. Царь Колхиды Ээт принес барана с золотой шкурой в жертву Зевсу, а шкуру повесил на дубе в священной роще Ареса, где её и стерег Колхис. Ясон, воспитанник кентавра Хирона, по поручению Пелия, царя Иолка, отправился в Колхиду за Золотым руном на корабле «Арго», построенном специально для этого путешествия. Царь Ээт давал Ясону невыполнимые поручения, чтобы Золотое руно навеки осталось в Колхиде. Но бог любви Эрос зажёг любовь к Ясону в сердце волшебницы Медеи, дочери Ээта. Царевна окропила Колхиса усыпляющим зельем, призвав на помощь бога сна Гипноса. Ясон похитил Золотое руно, спешно отплыв с Медеей на «Арго» обратно в Грецию.

Великан, сын Хрисаора, рождённого из крови Горгоны Медузы, и океаниды Каллирои. Он слыл сильнейшим на земле и был страшным чудовищем с тремя сросшимися у пояса телами, имел три головы и шесть рук. Герион владел чудесными коровами необычайно красивой красной масти, которых держал на острове Эрифия в Океане. Слухи о прекрасных коровах Гериона дошли до микенского царя Эврисфея, и тот отправил за ними Геракла, который находился у него в услужении. Геракл прошел всю Ливию, прежде чем достиг крайнего Запада, где, по мнению греков, кончался мир, который был окаймлен рекой Океан. Путь к Океану перегораживали горы. Геракл раздвинул их своими могучими руками, образовав Гибралтарский пролив, и установил на южном и северном берегах каменные стелы - Геркулесовы столпы. На золотой ладье Гелиоса сын Зевса переплыл на остров Эрифия. Геракл сразил своей знаменитой палицей сторожевого пса Орфа, охранявшего стадо, убил пастуха, а затем принял бой с подоспевшим трёхглавым хозяином. Тремя щитами прикрывался Герион, три копья были в его могучих руках, но они оказались бесполезны: копья не могли пробить шкуру Немейского льва, наброшенную на плечи героя. Геракл же выпустил в Гериона несколько ядовитых стрел, и одна из них оказалась смертельной. Затем он погрузил коров в ладью Гелиоса и переплыл Океан в обратном направлении. Так был повержен демон засухи и мрака, и освобождены небесные коровы - дожденосные облака.

Огромный двуглавый пёс, охраняющий коров великана Гериона. Порождение Тифона и Ехидны, старший брат пса Цербера и других чудовищ. Является отцом Сфинкса и Немейского льва (от Химеры), по одной из версий. Орф не так знаменит, как Цербер, потому известно о нём гораздо меньше и сведения о нём противоречивы. Некоторые мифы сообщают, что кроме двух собачьих голов, у Орфа ещё семь глав дракона, и на месте хвоста была змея. А в Иберии у пса было святилище. Был убит Гераклом во время исполнения его десятого подвига. Сюжет о гибели Орфа от руки Геракла, уводившего коров Гериона, часто использовался древнегреческими ваятелями и гончарами; представлен на многочисленных античных вазах, амфорах, стамносах и скифосах. По одной из весьма авантюрных версий, Орф в древности мог одновременно олицетворять два созвездия – Большого и Малого Пса. Сейчас эти звезды объединяются в два астеризма, а в прошлом их две самые яркие звезды (Сириус и Процион, соответственно) вполне могли видеться людям клыками или головами чудовищного двухголового пса.

10) Цербер (Кербер)

Сын Тифона и Ехидны, ужасный трёхглавый пес с жутким хвостом дракона, покрытый грозно шипящими змеями. Цербер стерёг вход в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида, следя за тем, чтобы никто оттуда не вышел. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших. Чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. У Данте Цербер терзает души умерших. Долгое время на мысе Тенар, что на юге полуострова Пелопоннес, показывали пещеру, утверждая, что здесь Геракл по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну великого Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия. Геракл увидел Цербера на берегу реки Ахерон - границы между миром живых и мёртвых. Герой схватил пса своими могучими руками и принялся душить его. Пёс грозно завыл, силясь вырваться, змеи извивались и жалили Геракла, но он только крепче сжимал руки. Наконец Цербер сдался и согласился следовать за Гераклом, который отвёл его к стенам Микен. Царь Эврисфей пришёл в ужас при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид. Цербер был возвращён на своё место в Аид, и именно после этого подвига Эврисфей дал Гераклу свободу. Во время своего пребывания на земле Цербер уронил капли кровавой пены из пасти, из которых потом выросла ядовитая трава аконит, иначе называемый гекатиной, поскольку первой его использовала богиня Геката. Эту траву Медея подмешивала в своё колдовское зелье. В образе Цербера прослеживается тератоморфизм, против которого борется героическая мифология. Имя злобного пса стало нарицательным для обозначения излишне сурового, неподкупного сторожа.

11) Сфинкс

Наиболее известный Сфинкс в греческой мифологии был родом из Эфиопии и обитал в Фивах в Беотии, о чём упоминает греческий поэт Гесиод. Это было чудовище, порождённое Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Посланный Герой на Фивы в наказание, Сфинкс расположился на горе близ Фив и задавал каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, ответив Сфинксу: «Человек». Чудовище в отчаянии бросилось в пропасть и разбилось насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищника, обитавшего в Беотии на горе Фикион, было Фикс, и тогда его родителями названы Орф и Ехидна. Имя Сфинкс возникло из сближения с глаголом «сжимать», «удушать», а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Древний Фикс был свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; его одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма, начиная с британских интерьеров 18-го века и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтизма. Масоны считали сфинксов символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов. Сфинкс олицетворяет тайну, мудрость, идею борьбы человека с судьбой.

12) Сирена

Демонические существа, рождённые от бога пресных вод Ахелоя и одной из муз: Мельпоменой или Терпсихорой. Сирены, как и многие мифические создания, миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины либо полурыбы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери - божественный голос. Число их колеблется от нескольких до целого множества. Опасные девы обитали на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых сирены заманивали пением. Слыша их сладкое пение, моряки, теряя разум, направляли корабль прямо на скалы и в итоге погибали в морской пучине. После чего беспощадные девы разрывали тела жертв на части и поедали. По одному из мифов, Орфей на корабле аргонавтов пел слаще, чем сирены, и по этой причине сирены в отчаянии и неистовой злобе бросились в море и были превращены в скалы, ибо им было суждено умереть, когда их чары окажутся бессильными. Внешний вид сирен с крыльями роднит их по внешнему виду с гарпиями, а сирен с рыбьими хвостами - с русалками. Тем не менее сирены, в отличие от русалок, имеют божественное происхождение. Привлекательная внешность также не является их обязательным атрибутом. Сирены воспринимались также как музы иного мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Чтобы задобрить морских божеств и избежать кораблекрушения, сирен часто изображали в виде фигур на кораблях. Со временем образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению, полностью истреблённые к концу 18го века.

13) Гарпия

Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, архаические доолимпийские божества. Их имена - Аэлла («Вихрь»), Аэллопа («Вихревидная»), Подарга («Быстроногая»), Окипета («Быстрая»), Келайно («Мрачная») - указывают на связь со стихиями и мраком. Слово «гарпия» происходит от греческого «хватать», «похищать». В древнейших мифах гарпии были божествами ветра. Близость гарпий strashno.com.ua к ветрам сказывается в том, что от Подарги и Зефира родились божественные кони Ахиллеса. Они мало вмешивались в дела людей, их обязанностью было лишь уносить души умерших в подземное царство. Но потом гарпии стали похищать детей и досаждать людям, налетая внезапно, как ветер, и так же внезапно исчезая. В разных источниках гарпии описаны как крылатые божества с длинными распущенными волосами, летящие быстрее птиц и ветров, или как стервятники с женскими лицами и острыми крючковатыми когтями. Они неуязвимы и зловонны. Вечно терзаемые голодом, который они не могут утолить, гарпии спускаются с гор и с пронзительными воплями всё пожирают и пачкают. Гарпий посылали боги в наказание провинившимся перед ними людям. Чудовища отнимали пищу у человека всякий раз, когда он принимался за еду, и так длилось до тех пор, пока человек не умирал от голода. Так, известна история о том, как гарпии мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть. Однако чудовища были изгнаны сыновьями Борея - аргонавтами Зетом и Калаидом. Убить гарпий помешала героям вестница Зевса, их сестра, богиня радуги Ирида. Местом обитания гарпий обычно называли Строфадские острова в Эгейском море, позднее - вместе с другими чудовищами их поместили в царство мрачного Аида, где их причисляли к самым опасным местным существам. Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями. Гарпиями называют также злобных женщин. Гарпией названа крупная хищная птица из семейства ястребиных, обитающая в Южной Америке.

Детище Тифона и Ехидны, отвратительная Гидра имела длинное змеиное тело и девять голов дракона. Одна из голов была бессмертной. Гидра считалась непобедимой, так как из отрубленной головы у неё вырастали две новые. Выйдя из мрачного Тартара, Гидра жила в болоте неподалеку от города Лерны, куда убийцы приходили замаливать свои грехи. Это место и стало её жилищем. Отсюда название - Лернейская гидра. Гидра была вечно голодна и опустошала окрестности, поедая стада и сжигая посевы своим огненным дыханием. Её тело было толще самого толстого дерева и покрыто блестящей чешуёй. Когда она приподнималась на хвосте, её было видно далеко над лесами. Царь Эврисфей отправил Геракла с заданием убить Лернейскую гидру. Иолай, племянник Геракла, во время сражения героя с Гидрой, огнём прижигал её шеи, с которых Геркулес сбивал своей палицей головы. Новые головы перестали вырастать у Гидры, и скоро у неё осталась только одна бессмертная голова. В конце концов и она была снесена палицей и зарыта Гераклом под громадной скалой. Затем герой рассёк тело Гидры и погрузил в её ядовитую кровь свои стрелы. С тех пор раны от его стрел стали неизлечимыми. Однако этот подвиг героя не был признан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник. Имя Гидры носят спутник Плутона и созвездие южного полушария неба, самое длинное из всех. Необычные свойства Гидры подарили своё имя также роду пресноводных сидячих кишечнополостных. Гидрой называют человека с агрессивным характером и хищнической манерой поведения.

15) Стимфалийские птицы

Хищные птицы с остры­ми бронзовыми перьями, медными когтями и клювами. Названы по имени озера Стимфала близ одноимённого города в горах Аркадии. Размножившись с необычайной быстротой, они превратились в огромную стаю и вскоре обратили все окрестности города едва ли не в пустыню: уничтожили весь урожай полей, истребили животных, пасшихся на тучных берегах озера, погубили многих пастухов и земледельцев. Взлетая, Стимфалийские птицы роняли свои перья, как стрелы, и поражали ими всех, кто находился на открытой местности, либо разрывали медными когтями и клювами. Узнав об этом несчастии аркадийцев, Эврисфей послал к ним Геракла, надеясь, что уж на этот раз спастись ему никак не удастся. Герою помогла Афина, дав ему выкованные Гефестом медные трещётки или литавры. Встревожив птиц шумом, Геракл стал пускать в них свои отравленные ядом Лернейской гидры стрелы. Перепуганные птицы покинули берега озера, улетев на острова Чёрного Моря. Там стимфалиды были встречены аргонавтами. Они, вероятно, слышали о подвиге Геракла и последовали его примеру - прогнали птиц шумом, ударяя мечами по щитам.

Лесные божества, составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами. Другие характерные черты облика сатиров - рога на голове, козий или бычий хвост и человеческий торс. Сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Большой страстью было увлечение танцами и музыкой, флейта - один из основных атрибутов сатиров. Также атрибутами сатиров считались тирс, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином. Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость. По рационалистической интерпретации, в образе сатира могло отразиться племя пастухов, жившее в лесах и горах. Сатиром иногда называют любителя алкоголя, юмора и женского общества. Образ сатира напоминает европейского чёрта.

17) Феникс

Волшебная птица с золотистыми и красными перьями. В ней можно заметить собирательный образ многих птиц - орла, журавля, павлина и многих других. Самыми поразительными качествами Феникса были необычайная продолжительность жизни и способность после самосожжения возрождаться из пепла. Существует несколько вариантов мифа о Фениксе. В классическом варианте раз в пятьсот лет Феникс, неся на себе печали людей, прилетает из Индии в храм Солнца в Гелиополе, в Ливии. Главный жрец разжигает костер из священной лозы, и Феникс бросается в огонь. Его пропитанные благовониями крылья вспыхивают, и он быстро сгорает. Этим подвигом Феникс своей жизнью и красотой возвращает в мир людей счастье и гармонию. Испытав муки и боль, через три дня из пепла вырастает новый Феникс, который, поблагодарив жреца за проделанную работу, возвращается в Индию, ещё более прекрасный и сияющий новыми красками. Переживая циклы рождения, прогресса, смерти и обновления, Феникс раз за разом стремится стать всё более совершенным. Феникс был олицетворением древнейшего человеческого стремления к бессмертию. Еще в античном мире Феникса стали изображать на монетах и печатях, в геральдике и скульптуре. Феникс стал излюбленным символом света, перерождения и истины в поэзии и прозе. В честь Феникса назвали созвездие южного полушария и финиковую пальму.

18) Сцилла и Харибда

Сцилла, дочь Ехидны или Гекаты, некогда прекрасная нимфа, отвергла всех, в том числе и морского бога Главка, который попросил помощи у волшебницы Цирцеи. Но влюблённая в Главка Цирцея из мести ему превратила Сциллу в чудовище, которое стало подстерегать мореходов в пещере, на крутой скале узкого Сицилийского пролива, по другую сторону которого жил другой монстр - Харибда. У Сциллы шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. В переводе её имя означает «лающая». Харибда являлась дочерью богов Посейдона и Геи. Её превратил в страшное чудовище сам Зевс, сбросив при этом в море. Харибда обладает исполинской пастью, в которую вода льётся без остановки. Она олицетворяет страшный водоворот, разверзающуюся морскую пучину, который за один день возникает три раза и поглощает, а затем извергает воду. Её никто не видел, так как она скрыта толщей воды. Именно так она и губила многих мореплавателей. Мимо Сциллы и Харибды сумели проплыть только Одиссей и аргонавты. В Адриатическом море можно найти Скиллейскую скалу. Как гласят местные предания, именно на ней проживала Сцилла. Там также водится креветка с одноимённым названием. Выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» означает подвергаться опасности одновременно с разных сторон.

19) Гиппокампус

Морское животное, имеющее вид коня и оканчивающееся рыбьим хвостом, также называемое гидриппусом - водяной лошадью. По другим версиям мифов гиппокампус - это морское существо в виде strashno.com.ua морского конька с ногами коня и телом, оканчивающимся змеиным или рыбьим хвостом и перепончатыми лапами вместо копыт на передних ногах. Передняя часть тела покрыта тонкой чешуёй по контрасту с крупной чешуей на задней части корпуса. По некоторым источникам, для дыхания гиппокампусу служат лёгкие, по другим - модифицированные жабры. Морские божества - нереиды и тритоны - часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампусами, или восседающими на гиппокампусах, рассекающих пучину вод. Эта удивительная лошадь появляется в стихах Гомера как символ Посейдона, колесница которого была запряжена быстрыми лошадьми и скользила по поверхности моря. В мозаичном искусстве гиппокампусы часто изображались как гибридные животные с зелёной чешуйчатой гривой и придатками. Древние полагали, что эти животные были уже взрослой формой морского конька. Другие наземные животные с хвостом рыбы, которые появляются в греческих мифах, включают леокампуса - льва с хвостом рыбы), таурокампуса - быка с хвостом рыбы, пардалокампуса - леопарда с хвостом рыбы и эгикампуса - козу с хвостом рыбы. Последний стал символом созвездия Козерога.

20) Циклопы (Киклопы)

Циклопы в 8-7 веках до н. э. считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка»), Бронт («гром») и Стероп («молния»). Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьями сторукими (гекатонхейрами). Циклопы были освобождены остальными титанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Когда предводитель олимпийцев Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как гигантомахия. Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду - шлем-невидимку, Артемиде - серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремёслам. После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковать для него оружие. Как подручные Гефеста, кующие железо в недрах Этны, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Также циклопами называли мифический народ одноглазых великанов-людоедов, населявших острова Средиземного моря. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза. Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Останки этих слонов найдены на островах Кипр, Мальта, Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

21) Минотавр

Полубык-получеловек, родившийся как плод страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, любовь к которому ей в наказание внушила Афродита. Настоящим именем Минотавра было Астерий (то есть «звёздный»), а прозвище Минотавр означает «бык Миноса». Впоследствии изобретатель Дедал, создатель многих устройств, соорудил лабиринт, дабы в нём заточить её сына-чудовище. Согласно древнегреческим мифам, Минотавр питался человечиной, и, чтобы его кормить, царь Крита наложил на город Афины страшную дань - семь юношей и семь девушей должны были отсылаться на Крит каждые девять лет на съедение Минотавру. Когда Тесею, сыну афинского царя Эгея, выпал жребий стать жертвой ненасытного чудовища, он решил избавить родину от подобной повинности. Влюблённая в юношу Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, дала ему волшебную нить, чтобы он мог найти обратный путь из лабиринта, и герою удалось не только убить чудовище, но и освободить остальных пленников и положить конец страшной дани. Миф о Минотавре был, вероятно, отзвуком древних доэллинских культов быка с характерными для них священными боями быков. Судя по настенным изображениям, человеческие фигуры с бычьими головами были обычны в критской демонологии. Кроме того, образ быка появляется на минойских монетах и печатях. Минотавр считается символом гнева и звериной дикости. Словосочетание «нить Ариадны» означает способ выйти из затруднительного положения, найти ключ к решению трудной проблемы, разобраться в сложной ситуации.

22) Гекатонхейры

Сторукие пятидесятиголовые великаны по имени Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес (Гий) олицетворяют подземные силы, сыновья верховного бога Урана, символа Неба, и Геи-Земли. Сразу после рождения братья были заключены в недрах земли отцом, опасавшимся за своё владычество. В разгар борьбы с титанами боги Олимпа призвали гекатонхейров, и их помощь обеспечила олимпийцам победу. После своего поражения титаны были низвергнуты в Тартар, а гекатонхейры добровольно вызвались сторожить их. Владыка морей Посейдон отдал Бриарею в жёны свою дочь Кимополею. Гекатонхейры присутствуют в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в качестве грузчиков в НИИ ЧАВО.

23) Гиганты

Сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскоплённого Урана, впитавшейся в Землю-мать. По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Очевидно догреческое происхождение Гигантов. Подробно история рождения Гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом - густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной или подобной осьминогу. Они родились на Флегрейских полях в Халкидике, что в северной Греции. Там же потом произошла битва олимпийских богов с Гигантами - гигантомахия. Гиганты, в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве смертных героев, которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила Гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили Гигантов. Аполлодор упоминает имена 13 Гигантов, которых вообще насчитывают до 150. В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.

Этот чудовищный змей, порождённый Геей и Тартаром, сторожил святилище богинь Геи и Фемиды в Дельфах, заодно опустошая их окрестности. Поэтому его ещё называли Дельфинием. По повелению богини Геры Пифон воспитывал ещё более страшное чудовище - Тифона, а затем стал преследовать Латону, мать Аполлона и Артемиды. Подросший Аполлон, получив лук и стрелы, выкованные Гефестом, отправился на поиски чудовища и настиг его в глубокой пещере. Аполлон убил Пифона своими стрелами и должен был за это восемь лет оставаться в изгнании, чтобы умилостивить разгневанную Гею. Громадный дракон периодически упоминался в Дельфах во время проведения различных священных обрядов и процессий. Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры; в этом мифе получила отражение смена хтонического архаизма новым, олимпийским божеством. Сюжет, где светоносное божество убивает змея, символа зла и врага человечества, стал классическим для религиозных учений и народных сказаний. Храм Аполлона в Дельфах прославился на всю Элладу и даже за её пределами. Из расщелины в скале, находящейся в середине храма, поднимались испарения, которые оказывали сильное воздействие на сознание и поведение человека. Жрицы храма пифии давали зачастую запутанные и туманные предсказания. От Пифона пошло название целому семейству неядовитых змей - питонов, достигающих порой до 10 метров в длину.

25) Кентавр

Эти легендарные существа с человеческим торсом и лошадиными туловищем и ногами являются воплощением природной силы, выносливости, отличаются жестокостью и необузданным нравом. Кентавры (в переводе с греческого «убивающие быков») возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало их склонность к возлияниям и безудержным страстям. Существует несколько легенд о происхождении кентавров. Потомок Аполлона по имени Кентавр вступил в связь с магнесийским кобылицами, что придало облик получеловека-полуконя всем последующим поколениям. По другому мифу, в доолимпийскую эпоху появился умнейший из кентавров Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты коня и человека. Хирон получил прекрасное образование (медицина, охота, гимнастика, музыка, прорицательство) непосредственно у Аполлона и Артемиды и был наставником многих героев греческих эпосов, а также личным другом Геракла. Его потомки кентавры жили в горах Фессалии по соседству с лапифами. Эти дикие племена мирно уживались друг с другом до тех пор, пока на свадьбе царя лапифов Пирифоя кентавры не попытались похитить невесту и несколько красивых лапифянок. В буйном сражении, названном кентавромахией, победили лапифы, а кентавры были рассеяны по материковой Греции, загнаны в горные области и глухие пещеры. Появление образа кентавра более трёх тысяч лет назад говорит о том, что уже тогда лошадь играла важную роль в жизни человека. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади. Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Неслучайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного животного. Одно из созвездий и знаков зодиака посвящено кентавру. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Существуют вариации внешнего вида кентавров. Онокентавр - получеловек-полуосёл - ассоциировался с демоном, Сатаной или лицемерной личностью. Образ близок сатирам и европейским чертям, а также египетскому богу Сету.

Сын Геи, по прозвищу Паноптес, то есть всевидящий, ставший олицетворением звездного неба. Богиня Гера заставила его стеречь Ио, возлюбленную своего мужа Зевса, превращенную им в корову, чтобы уберечь от гнева ревнивой жены. Гера выпросила у Зевса корову и приставила к ней идеального смотрителя, стоглазого Аргуса, который зорко стерег её: лишь два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио. Только Гермесу, лукавому и предприимчивому вестнику богов, удалось убить его, освободив Ио. Гермес усыпил Аргуса маком и одним ударом отсёк ему голову. Имя Аргуса стало нарицательным для бдительного, неусыпного, всевидящего стража, от которого никто и ничто не скроется. Иногда так называют, следуя античной легенде, узор на перьях павлина, так называемый «павлиний глаз». По преданию, когда Аргус погиб от руки Гермеса, Гера, сожалея о его смерти, собрала все его глаза и прикрепила их на хвосты своих любимых птиц, павлинов, которые должны были всегда напоминать ей о преданном слуге. Миф об Аргусе часто изображался на вазах и на помпейской стенной живописи.

27) Грифон

Чудовищные птицы с телом льва и орлиной головой и передними лапами. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу. Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку богини Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически. Образ грифона олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орёл). Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев, и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того, лев и орёл связаны с мифологическими мотивами скорости и отваги. Функциональное назначение грифона - охрана, в этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровища или некое тайное знание. Птица служила посредником между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность. Их роль в различных мифах неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов на севере Азии. Современные попытки локализации грифонов весьма различаются и помещают их от северного Урала до Алтайских гор. Эти мифологические животные широко представлены в античности: о них писал Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте - на оружии, предметах быта, на монетах и зданиях.

28) Эмпуса

Женщина-демон подземного мира из свиты Гекаты. Эмпуса была ночным привидением-вампиром с ослиными ногами, одна из которых медная. Она принимала вид коров, собак или прекрасных дев, изменяя свой вид на тысячу ладов. По существовавшим повериям, эмпуса часто уносила маленьких детей, высасывала кровь у красивых юношей, являясь им в образе прелестной женщины, причём, насытившись кровью, нередко пожирала их мясо. По ночам на пустынных дорогах эмпуса подстерегала одиноких путников, то пугая их в виде животного или призрака, то увлекая обликом красавицы, то нападая на них в своём истинном страшном обличье. Прогнать эмпусу, по поверьям, можно было бранью или специальным амулетом. В некоторых источниках эмпуса по описанию близка к ламии, онокентавру или сатиру женского пола.

29) Тритон

Сын Посейдона и владычицы морей Амфитриты, изображаемый в виде старца или юноши с рыбьим хвостом вместо ног. Тритон стал родоначальником всех тритонов - морских миксантропических существ, резвящихся в водах, сопровождая колесницу Посейдона. Эта свита низших морских божеств изображалась в виде полурыбы и получеловека, трубящих в улиткообразную раковину для возбуждения или укрощения моря. Своим внешним видом они напоминали классических русалок. Тритоны в море стали, подобно сатирам и кентаврам на суше, второстепенными божествами, прислуживающими главным богам. В честь тритонов названы: в астрономии - спутник планеты Нептун; в биологии - род хвостатых земноводных семейства саламандр и род переднежаберных моллюсков; в технике - серия сверхмалых подводных лодок ВМФ СССР; в музыке - интервал, образуемый тремя тонами.

Елена Владимировна Доброва

Популярная история мифологии

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ?

С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека. Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, и мы даже не задумываемся над тем, что много тысячелетий назад их создатели верили в абсолютную истинность и реальность этих событий. Не случайно исследователь М. И. Стеблин-Каменский определяет миф как «повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно».

Традиционное же определение мифа принадлежит И. М. Дьяконову. В широком смысле мифы – это прежде всего «античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы богов и героев – поэтические, иной раз причудливые». Причина такой трактовки вполне объяснима: именно античные мифы были включены в круг знаний европейцев гораздо раньше остальных. Да и само слово «миф» имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «предание» или «сказание».

Античные мифы представляют собой высокохудожественные литературные памятники, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Особенно широкую известность имена греческих и римских богов и рассказы о них приобрели в эпоху Возрождения (XV–XVI века). Примерно в это же время в Европу начали проникать первые сведения об арабских мифах и мифах американских индейцев. В образованной среде общества модным стало употребление имен античных богов и героев в аллегорическом смысле: под Венерой подразумевали любовь, под Минервой – мудрость, Марс был олицетворением войны, музы обозначали различные искусства и науки. Подобное словоупотребление сохранилось до наших дней, в частности в поэтическом языке, который вобрал в себя множество мифологических образов.

В первой половине XIX века в научный оборот были введены мифы таких индоевропейских народов, как древние индийцы, иранцы, германцы и славяне. Чуть позже были открыты мифы народов Африки, Океании и Австралии, которые позволили ученым сделать вывод о том, что мифология существовала практически у всех народов мира на определенной стадии их исторического развития. Изучение основных мировых религий – христианства, ислама и буддизма – показало, что и они имеют мифологическую основу.

В XIX веке создавались литературные обработки мифов всех времен и народов, было написано множество научных книг, посвященных мифологии разных стран мира, а также сравнительно-историческому изучению мифов. В ходе этой работы использовались не только повествовательные литературные источники, которые представляли собой результат более позднего развития первоначальной мифологии, но и данные языкознания, этнографии и других наук.

Изучением мифологии интересовались не только фольклористы и литературоведы. Мифы с давних пор привлекали внимание религиоведов, философов, лингвистов, историков культуры и других ученых. Объясняется это тем, что мифы представляют собой не просто наивные сказки древних, в них заключена историческая память народов, они проникнуты глубоким философским смыслом. Кроме того, мифы являются источником познания. Недаром сюжеты многих из них называют вечными, ведь они созвучны любой эпохе, интересны людям всех возрастов. Мифы способны удовлетворить не только детскую любознательность, но и стремление взрослого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

Что же такое мифология? С одной стороны, это совокупность мифов, рассказывающих о деяниях богов, героев, демонов, духов и др., в которых нашли отражение фантастические представления людей о мире, природе и человеке. С другой стороны, это наука, изучающая возникновение, содержание, распространение мифов, их соотношение с другими жанрами народного творчества, религиозными представлениями и обрядами, историей, изобразительным искусством и многие другие аспекты, касающиеся природы и сущности мифов.

РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Мифотворчество представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. На самых ранних стадиях развития, в период родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, люди стремились осмыслить окружавшую их действительность, однако реального объяснения многим явлениям природы они дать еще не могли, поэтому и сочиняли мифы, которые считаются наиболее ранней формой мировосприятия и понимания первобытным человеком мира и самого себя.

Поскольку мифология является своеобразной системой фантастических представлений человека об окружающей его природной и социальной действительности, причину возникновения мифов, а иными словами, ответ на вопрос, почему мировосприятие первобытных людей выразилось в форме мифотворчества, следует искать в особенностях мышления, характерных для сложившегося к тому времени уровня культурно-исторического развития.

Восприятие мира первобытным человеком носило непосредственно-чувственный характер. При обозначении словом того или иного явления окружающего мира, например огня как стихии, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т. д. Таким образом, зарождающееся мифологическое мышление стремилось к определенного рода обобщениям и было основано на целостном, или синкретическом, восприятии мира.

Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало наивное очеловечивание окружающей природной среды, т. е. всеобщая персонификация и «метафорическое» сопоставление природных и социальных объектов .

Явления природы люди наделяли человеческими качествами. Силы, свойства и фрагменты космоса в мифах представлены как конкретно-чувственные одушевленные образы. Сам космос нередко выступает в образе живого великана, из частей которого создавался мир. Тотемические предки обычно имели двойную природу – зооморфную и антропоморфную. Болезни представлялись в виде чудовищ, которые пожирали люд-ские души, сила выражалась многорукостью, а хорошее зрение – наличием большого количества глаз. Все боги, духи и герои, подобно людям, включались в определенные семейно-родовые отношения.

На процесс осмысления каждого явления природы оказывали непосредственное влияние конкретные природные, хозяйственные и исторические условия, а также уровень социального развития. Кроме того, некоторые мифологические сюжеты заимствовались из мифологий других народов. Происходило это в том случае, если заимствованный миф соответствовал мировоззренческим представлениям, конкретным условиям жизни и уровню социального развития воспринимающего народа.

Важнейшей отличительной чертой мифа является его символизм , который заключается в нечетком разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Кроме того, для мифов характерен генетизм . В мифологии объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она создавалась, описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении. Состояние современного мира (рельеф земной поверхности, небесные светила, существующие породы животных и виды растений, образ жизни людей, сложившиеся социальные отношения, религии) в мифах рассматривается как следствие событий давно минувших дней, того времени, когда жили мифические герои, первопредки или боги-творцы.

Все мифологические события отделяются от нас большим временным промежутком: действия в большинстве мифов совершаются в стародавние, начальные времена.

Мифическое время – это то время, когда мир был устроен иначе, чем теперь. Это раннее, начальное время, правремя, которое предшествовало эмпирическому, т. е. историческому, времени. Это эпоха первотворения, первопредметов и перводействий, когда появляются первые копье, огонь, совершаются первые поступки и т. д. Все явления и события, относящиеся к мифическому времени, приобрели значение парадигмы (в переводе с греческого – «пример», «образ»), поэтому воспринимались в качестве образца для воспроизведения. В мифе обычно объединяются два аспекта – диахронический, т. е. рассказ о прошлом, и синхронический, или средство объяснения настоящего, а в некоторых случаях и будущего.

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.



Вверх