Подстили научного стиля, их характеристика

Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.

Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому научному стилю речи свойственна подчеркнутая отвлеченность и обобщенность, которая выражается в текстах употреблением слов абстрактной семантики и слов среднего рода с отвлеченным значением.

Терминология, являясь одной из главных составляющих научной речи, воплощает такое качество научного стиля, как точность. Важнейшие признаки научного стиля – точность, ясность, логичность, строгая аргументированность, однозначность выражения мысли - служат главной задачей этого стиля- передаче объективной информации о предмете исследования. В научной речи широко используются слова, отражающие соотношение между частями высказывания, служащие для создания стройного, логичного текста: часто употребляются наречия в связующей функции; для глаголов и личных местоимений характерно использование форм 3 лица, что помогает подчеркнуть отвлеченность и обобщенность стиля. В синтаксисе можно отметить приоритет сложных предложений над простыми, использование распространенных предложений, широкое употребление причастных и деепричастных оборотов. Страдательных конструкций.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность , как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами . Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

Особенности научного стиля:

Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

Жанры, использующие научный стиль

монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно–научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

Подстили научного стиля

Научный . Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. В собственно научном стиле речи не объясняются факты, общеизвестные в науке, а термины объясняются только новые. Отличается этот стиль большим объёмом предложений и частым употреблением цитат. Заглавие текстов этого стиля, как правило, отражает тему или проблему, которой посвящена работа. («О языке художественной литературы»). Ведущий тип речи стиля - рассуждение.

Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Объясняются практически все термины, учебный текст обычно начинается с объяснения понятия. Объём предложений значительно меньше, чем в собственно научном подстиле, реже употребляются цитаты. Заглавие указывает на тип учебного материала (учебник, сборник и т. д.). Ведущий тип речи - описание.

Научно-популярный . Адресат - любой интересующийся той или иной наукой. Цель - дать представление о науке, заинтересовать читателя. Естественно, точность отображения фактов у этого подстиля гораздо ниже, чем у предыдущих, он приближается к публицистическому стилю. Чтобы заинтересовать читателя, в текстах данного подстиля рассматриваются не только необходимые для раскрытия темы факты, но и интригующие, занимательные, иногда даже недоказанные гипотезы. Примеров значительно больше, чем в других подстилях. Термины здесь менее частотны, чем в собственно научном и научно-учебном подстилях, объясняются через аналогию, то есть бытовые ситуации, знакомые каждому читающему (броуновское движение - толпа в метро в час пик). Объём предложений меньше, чем в других подстилях. Цель стиля позволяет использовать цитаты не очень точные и без подробных сносок. Преобладающий тип речи - повествование. Заглавие не только называет тему книги, но и вызывает интерес, интригует читателя («Почему мы не похожи друг на друга?»). Среди особенностей этого подстиля можно назвать употребление эмоциональных слов, сравнений, метафор, эпитетов, вопросительных и восклицательных предложений.

Научный стиль

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера , а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона .

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века , когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Пример

Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

Примечания

Литература

  • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. - СПб. : БХВ-Петербург, 2005. - 496 с. - ISBN 5-94157-804-0
  • Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. - Минск: ООО «Харвест», 2005. - 512 с. - ISBN 985-13-4208-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СТРОГИХ СТИЛЯХ

В системе функциональных стилей современного русского языка официально-деловой стиль и научный стиль занимают особое место и объединены общим названием строгие стили . В чём же заключается суть подобного названия?

Дело в том, что овладение этими стилями требует от нассоблюдения особых, дополнительных норм . Соблюдать нормы литературного языка мы обязаны в любой ситуации общения, в рамках любого функционального стиля. А при создании делового или научного текста необходимо учитывать ещё и дополнительные требования – особые, внутристилевые (текстовые) нормы. Эти нормы, например, регламентируют объём научного текста. Так, научная статья, как правило, не должна превышать 10-12 страниц печатного текста, дипломная работа – 50-80 страниц, кандидатская диссертация – 150 страниц. Особые требования предъявляются и к оформлению документов: регламентируется использование продольного (книжный формат) или поперечного (альбомный формат) бланка, в особых случаях – гербовой бумаги, а также выбор и расположение реквизитов и многие другие моменты. Недопустимо также произвольное оформление некоторых научных текстов, в частности курсовой или дипломной работы, диссертации и т. д.; необходимые элементы их содержания предписываются ГОСТами.

Существуют и собственно языковые ограничения и предписания. Например, в деловом письменном или научном тексте (за исключением научно-популярного подстиля) невозможно употребление разговорной лексики и фразеологии, осторожно используются оценочные языковые средства.

Таким образом, ситуации, в которых функционируют строгие стили, требуют от пишущего (говорящего) не просто общей грамотности, но и особых умений и навыков, прежде всего композиционно-речевых. В связи с вышеизложенным создание научных и официально-деловых текстов вызывает у нас, носителей языка, определённые затруднения.

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ. ТЕРМИН И

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Научный стиль обслуживает сферу научной, образовательной и просветительской деятельности человека. Основным содержанием этого стиля является объективная, точная характеристика явлений действительности, их систематизация (классификация), а также выявление закономерностей их развития.

Ключевым понятием научного стиля и его главной языковой чертой являются термин и терминология той или иной отрасли знания. Ведь наука, в зависимости от объекта и цели изучения, существует, реализуется именно как конкретная наука: математика, химия, биология, искусствознание и т. д. А термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие, специфичное для какой-либо отрасли знания, производства или культуры . Терминология же каждой отдельной науки – это совокупность терминов , используемых в её рамках.

Термин отличается от других лексических единиц по целому ряду признаков .

1. С языковой точки зрения большинство терминов представляет собой существительные и словосочетания (устойчивые составные наименования) на их основе. Ядро терминологии составляют однокомпонентные термины – термины-слова, а уже на их базе строятся более сложные, многокомпонентные наименования, отражающие родо-видовые различия. Такие устойчивые составные наименования могут быть двух-, трёх- и многокомпонентными. С фразеологизмами их сближает структурная целостность и воспроизводимость.

Устойчивые составные наименования терминологического характера бывают:

· субстантивными (главное слово - существительное): угол поворота, магнитная индукция и т. п.;именно они количественно преобладают;

· адъективными (главное слово - прилагательное): стабильно употребляемые, прямо пропорциональные и т. п.;

· глагольными: блокировать данные, преобразовать уравнение и т. п.

2. Фиксированность содержания термина и его дефинитивность . Являясь точным обозначением специального понятия, термин даёт его строгую и точную дефиницию (научное определение), например: Электрокерамические материалы – это твёрдые вещества, получаемые в результате обжига исходных керамических масс или Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и являющаяся основным элементом процесса, называется технологической операцией.

Таким образом, дефиниция - это фрагмент текста, который раскрывает содержание научного понятия, представленного термином, и служит ответом на потенциальный вопрос: «Что означает данный термин?». В дефиниции содержатся необходимые и достаточные признаки обозначаемого понятия, с тем чтобы его можно было отличить от другого.

3. Термин официально принятое, узаконенное наименование какого-либо понятия в науке, искусстве, технике. Следовательно, обычное слово в языке обладаетлексическим значением, а термину это значение приписывается. Таким образом, значение термина носит « договорный» характер, поскольку устанавливается в результате сознательной, преднамеренной договорённости. Исходя из этого можно утверждать, что термины и терминология в целом носят социальный характер и находятся под контролем общества.

4. Терминологии в целом свойственна системность (систематичность),проявляющаяся в том, что любойтермин занимает своё место в терминосистеме, отражая связь одного понятия с другим. Например, термин языкознания приставка связан с такими терминами, как слово (это значимая часть слова), морфема (это служебная морфема), основа слова (это часть основы), суффикс (являясь служебными морфемами, приставка и суффикс различаются месторасположением в основе слова ).

5. Хотя многие термины создаются на базе уже имеющихся в языке общеупотребительных слов (например, остаток, период, магазин ), дефинитивное значение термина не должно зависеть от контекста и в идеале теминологические слова и словосочетания должны в пределах терминосистемы трактоваться однозначно.

6. У терминов отсутствуют синонимы, поэтому частая повторяемость терминов в научном тексте является нормой. Хотя есть и редкие исключения, например: дотация – субсидия; ФИЛ – фотоимпульсная ламп; языкознание –лингвистика. В подобных случаях всё же принято говорить не о синонимии, а о дублетности. Профессионализмы же вообще являются внелитературными языковыми элементами, что налагает запрет на их использование в письменном научном тексте.

7. Термины, как правило, не являются достоянием какого-либо отдельного языка, а, будучи близки по языковой форме (оболочке) и тождественны по содержанию, способны образовать международный терминологический фонд. Это их свойство называется интернациональностью.

Широкое использование терминов характерно и для текстов официально-делового стиля; особенно употребительна в них терминология таких отраслей знания, как делопроизводство, право, экономика и финансы. Но насыщенность терминами свойственна именно научному стилю.

ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили. Различия между ними особенно отчётливо проявляется в следующих моментах:

· в специфике адресата;

· в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;

· в использовании в научном тексте терминологии.

Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение термина объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.

Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в следующей таблице.

Подстили научного стиля

Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили .

Различия между ними особенно отчётливо проявляется в следующих моментах:

· в специфике адресата;

· в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;

· в использовании в тексте терминологии.

Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение используемых терминов объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.

Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в таблице 8.3.

Таблица 8.3

Подстили научного стиля Адресат Основные жанры
Первичные Вторичные
Собственно научный (академический) Учёные, преподаватели, аспиранты Монография Диссертация Научная статья Научный доклад Научное сообщение Научный комментарий текста Автореферат диссертации Отзыв на диссертацию Отзыв на дипломную работу Научное обозрение
Научная дискуссия Дипломная работа Научная рецензия Тезисы
Научно- учебный Учащиеся, студенты Учебник Учебное пособие Учебная лекция Методические указания Методические рекомендации Реферат Конспект Конспект лекции Отчёт по лабораторной работе Отчёт по учебной практике
Производственно-технический Промышленные и сельскохозяйственные работники. Ремесленники; лица, занятые домашним трудом Учебник Учебное пособие Инструкция Памятка
Научно- справочный Энциклопедия Словарь Грамматика Аннотация Патентное описание Статья в каталоге Справочник
Научно- популярный Лица любого возраста и образовательного уровня Повесть Статья Очерк Заметка


Наиболее ярко стилеобразующие черты выражены в собственно научном подстиле (об этом свидетельствует и его название); наименее в научно-популярном. Дело в том, что читателя научно-популярного текста нужно привлечь, заинтересовать не только предметом речи, но и авторской манерой изложения научной информации. Именно поэтому научно-популярные произведения должны быть написаны в доступной, занимательной форме, в них широко используются разнообразные выразительные и разговорные языковые средства. Хотя это и противоречит самой сути научного стиля, однако придаёт тексту черты публицистичности и даже художественности. Признанным мастером в этой области является писатель-натуралист В. Песков, очерки которого о природных явлениях, особенно о животных (например, цикл очерков «Окно в природу»), с неизменным успехом публикуются уже около 50 лет. Его научно-популярные тексты даже изучаются в школах и вузах как образцы этого жанра.

На каком основании, на Ваш взгляд, можно выделить производственно-технический подстиль научного стиля?

Читаете ли Вы научно-популярную литературу? По какой отрасли знания? С какой целью?

8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства

Раздел 3. Научный стиль речи

Научный стиль существует уже века. В России истоки формирования научного стиля относятся к первой трети ХVIII столетия. Именно тогда начала складываться русская научная терминология. Во второй половине ХVIII в., благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников, формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно язык науки сложился во второй половине ХIX в.

Цель науки - устанавливать закономерности. Поэтому научное мышление характеризуется обобщенностью и отвлеченностью. Кроме того, особенность движения мысли в научной прозе проявляется в том, что суждения и умозаключения следуют одно за другим в строгой логической последовательности. Еще В.Г. Белинский обратил внимание на особенность научной речи: " Философ говорит силлогизмами, поэт - образами и картинами... Один д о к а з ы в а е т, другой п о к а з ы в а е т, и оба убеждают, только один - логическими доводами, другой - картинами." Важнейшие требования, предъявляемые к научному тексту, - точность (однозначность), объективность и строгость изложения. Таким образом,стилеобразующими чертами научного стиля выступают: отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, объективность.

Подстили научной речи. Научный стиль не является однородным, он допускает разделение на подстили . В зависимости от того,какую цель ставит перед собой автор и кому адресован текст, выделяются разные подстили.

Собственно научный . Его адресат - ученые, коллеги автора, а цель - сообщить новое знание о природе, человеке, обществе. Поэтому отличительной чертой собственно научного подстиля является строго академическое изложение с подчеркнуто информативной направленностью. В этом подстиле ценятся точность информации, убедительность аргументации, логичность и последовательность изложения. Основные жанры собственно научного подстиля- монография, диссертация, статья в научном журнале, доклад.

Учебно-научный .Он адресован учащимся, цель - усвоение научной картины мира. Адресованное будущим специалистам, такое обучающее изложение содержит много примеров, иллюстраций, пояснений и т. д. Информация подается последовательно - от простого к сложному, каждый новый термин объясняется. Кжанрам этого подстиля относятся учебник, лекция .



Научно- популярный. Его адресат - широкие слои населения, цель - популяризация научных знаний, ознакомление читателя с теми или иными сведениями. Это общение между специалистами и неспециалистами. Поэтому научные данные преподносятся в доступной и занимательной форме. Автор научно-популярного текста не перегружает его научными терминами,он стремится рассказать просто о сложных явлениях и проблемах, поэтому в текстах часто встречаются эмоционально-образные элементы,сравнения, метафоры, эпитеты и т.д. Жанры - книга, статья в научно-популярном журнале, лекция.

Научно - информативный. Его цель- кратко изложить основные идеи, которые содержатся в первичном научном тексте.Жанры этого подстиля - автореферат, аннотация, конспект, рецензия, отзыв, реферат, тезисы. Следовательно, научно-информативные жанры являются текстамивторичными , поскольку они создаются на основе переработки других текстов (первичных).

Пе р в и ч н ы е т е к с т ы
Диссертация (лат. dissertatio - рассуждение, исследование) - научная работа, исследование, представляемое на соискание ученой степени и публично защищаемое соискателем.
Монография (греч. monos - один + grapfo- пишу) - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему,ограниченный круг вопросов и обычно принадлежащий одному автору.
Статья - научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале.

В т о р и ч н ы е т е к с т ы
Аннотация (лат. annotatio - примечание, пометка) - краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, идейную направленность, назначение. Обязательным является библиографическое описание (автор, название, место и время издания). Аннотации пишутся для того, чтобы помочь читателю определить, стоит ли читать данное произведение. Это своеобразный ориентир в мире научной прозы. В аннотации, в отличие от рецензии, не должно быть оценочных слов.
Рецензия (лат. recensio - осмотр, обследование) - отзыв о научной работе или каком-либо произведении перед публикацией. Автор рецензии комментирует основные положения научной работы, выражает собственное отношение к поставленной проблеме и ее решению. В рецензии дается аргументированная оценка и делаются выводы о значимости работы.
Конспект - (лат. conspectus - обзор) - это краткое письменное изложение прочитанного научного произведения (лекции, речи и т.п.). Чтобы лучше усвоить прочитанное, к написанию конспекта следует подходить аналитически, "пропускать через себя" содержание.Нужно уметь выделять главное и отличать его от второстепенного.
Реферат - (лат. referre - докладывать, сообщать) - изложение содержания научной работы,монографии, статьи или ряда статей; обзор литературы по определенной теме. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы. В реферате не рекомендуется часто прибегать к цитированию, а также высказывать оценочные суждения. Реферат обычно содержит иллюстративный материал.
Тезисы - (греч. thesis - положение) - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.д.

Основной языковой навык, которым должны владеть авторы вторичных текстов, - это умение передать чужую речь. Не копирование и цитирование, что является распространенной ошибкой, а способность передать содержание первичного текста своими словами, лежит в основе грамотно написанных конспекта, реферата и т.д.

Выделяются следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение и аналогия.

Дедукция (лат. deductio - выведение) - это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. Дедуктивное рассуждение состоит из трех этапов. Сначала, на первом этапе, выдвигается тезис (общее положение) или гипотеза (предположение). На втором этапе доказывается или опровергается истинность выдвинутого тезиса, приводятся различные аргументы, факты и примеры, которые свидетельствуют об истинности или ложности тезиса. Третий этап - завершающий, он содержит выводы.

Индукция (лат. inductio - наведение) - это движение мысли от частного к общему, развитие мысли от единичных или частных фактов к обобщению, к общему правилу. Композиция индуктивного метода трехчастна. Во вступлении определяется цель исследования. В основной части излагаются накопленные факты, которые при этом подвергаются анализу. И,наконец, на основе всего изложенного делаются выводы, устанавливаются закономерности.

Проблемный метод предполагает активизацию мыслительной деятельности путем постановки проблемных вопросов. В широком смысле проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного метода рассуждения. Автор формулирует проблему и затем предлагает различные пути ее решения, подвергая способы решения подробному анализу. Читатели или слушатели, следуя за логикой изложения, рассматривают факты с разных сторон, выделяют существенное и второстепенное, абстрагируют и обобщают.

Аналогия - (от греч. analogia - соответствие) сходство между предметами и явлениями. Метод аналогии заключается в том, что на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным способом наглядного объяснения тех или иных положений, поэтому особенно важно ее применение в учебно-научной литературе.



Вверх