План по самообразованию учителя-логопеда. План работы по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Обоснование выбранной темы:
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель : повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
- Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по использованию игровых технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
- Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы.
- Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1. Профессионально-педагогическая деятельность:
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. | Октябрь. |
2. | Изучить и проанализировать: ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155 |
Октябрь. |
3. | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | В течение учебного года. |
4. | Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Для детей и родителей подготовительной группы. |
Сентябрь Октябрь. |
5. | Работа по плану проекта — Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» — Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке» — Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели) — Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей» — Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед) — Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед) — Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» — Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » — Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» — Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь — Май. |
6. | Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
|
В течение учебного года. |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь |
2. | Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск. Методическая разработка логопедического развлечения. Тема: Паровозик из «Игро-ленда» |
Ноябрь |
3. | Изготовление папки передвижки для родителей детей 3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика: «Котик Музик» |
Декабрь |
4. | НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » | Декабрь |
4. | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. | В течение года. |
5. | Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» | Январь |
5. | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | Февраль |
6. | Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
|
Февраль Март |
7. | Создание презентации по теме самообразования. | Март |
8. | Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » | В течение года |
9. | Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. | В течение года |
3. Изучение специальной литературы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение материалов на сайтах:
|
В течение года |
2. |
|
Октябрь Ноябрь Декабрь |
4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение опыта работы учителя-логопеда Матыкиной И.А. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
город Канаш
Документация
по самообразованию
учителя-логопеда
Петровой Веры Дмитриевны
Изучение литературы по теме
Название книги, статьи | Краткая аннотация, заметки | Ткаченко Т.А. | Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013. | В книге представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий. | Н.В.Соловьёва | Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. | Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие проанализировать звуковой состав слова и состав предложения. | Н.Н.Сазонова Е.В.Куцина Н.Г.Хрушкова | Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012. | Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам. | Дурова Н.В., Невская Л.Н. | Комплект из 4-х книг: Поиграем в слова. От слова – к звуку. От звука - к букве. Читаем сами. – М.: Школа-Пресс, 1998. | Комплект из 4-х книг помогает познакомить детей с тем, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, учит различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, проводить звуковой анализ слов. Знакомит детей с гласными буквами и правилами их написания. Всё это имеет большое значение для последующего обучения чтению и грамотному письму. | Бондарева Л.Ю. | Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008. | В.В.Баронова | Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели. // Логопед в детском саду. 2012, №3. | Кудрова Т.И. | Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54. | Карельская Е. | Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1. | Смолянская В.С. | Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010. | Костылева Н.Ю. | Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников. |
Практическая реализация темы по самообразованию
Форма (открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.) | Тема | Уровень (ДОУ, городской, районный, краевой) | Дата | Консультация для педагогов | Тема: « | Консультация для воспитателей | Тема: «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте». | Консультация для родителей | Тема: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте». | Методическая разработка | Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте. | Выставка | Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте. | Выступление на педсовете | Отчёт о проделанной работе за учебный год. |
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.
3. Разработать перспективный план работы с детьми.
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5. Разработать конспекты занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности), планы индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
6. Организовать проведение фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) и индивидуальных занятий с детьми по развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
7. Провести консультацию для родителей на тему «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».
8. Провести консультацию для педагогов на тему « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».
9. Провести консультацию для воспитателей на тему «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».
10. Изготовить дидактические игры и пособия по обучению детей грамоте.
11. Подготовить методическую разработку
12. Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.
13. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе).
Месяц | Формы работы | Сентябрь | Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на начало учебного года. | Разработка перспективного плана работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза. | Проведение индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза. | Консультация для педагогов. Тема: « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов». Консультация для воспитателей. Тема:«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте». Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте. Подготовить методическую разработку «Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте». Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы. | Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, планов индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Изготовление дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте. | Консультация для родителей: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте». | Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года. | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2»
План по самообразованию учителя-логопеда
Фомичевой Натальи Николаевны
Тема : «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
Задачи самообразования:
Изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
Изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;
Изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;
Внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
Разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);
Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;
Освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.
Презентовать педагогический опыт.
Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.
Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:
Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.
Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.
Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедической группы имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.
Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.
В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.
2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.
3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
Этапы работы |
Виды деятельности |
Сроки выполнения |
Изучение и анализ литературы |
1. Гаргуша Ю.Ф., Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г. 2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы . Журнал «Логопед» №5, 2008 г. 3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13), 2006 г. 4. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2006 г. 5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9), 2005 г. |
В течении года |
Изучение и анализ интернет-ресурсов |
Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы: 1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www.pedsovet.org 2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями . - www. human.perm.ru. 3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. |
В течении года |
Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями. |
Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. |
|
Самоанализ своей профессиональной деятельности. |
Отчёт по самообразованию. |
Предполагаемый результат и форма его представления:
1.Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.
2.Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.
3.Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.
4.Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.
Учитель-логопед ________________________ Фомичева Н.Н.
План работы по самообразованию
учителя-логопеда
на 2012 – 2013 учебный год.
Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы. |
||
Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». |
||
Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей. |
Декабрь-Февраль |
|
Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж» |
Ноябрь-Декабрь |
|
Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет». |
Разработать каталог статей |
Март-Апрель |
Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения. |
Продолжить разработку компьютерных презентаций |
Март-Апрель |
Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «» «Как правильно произносить звуки» |
Разработать презентации по артикуляционной гимнастике. |
Ноябрь-декабрь |
Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ. |
Ноябрь-май |
|
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий |
Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе |
В теч.уч.года |
Отчет по самообразованию
учителя-логопеда
за 2011 – 2012 учебный год.
Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ .
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом влогопедии, и методика их преодоления в основном разработана.
Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
недостаточное развитие артикуляционной моторики;
недоразвитие фонематического восприятия;
нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
отклонения в нервно-психической сфере;
снижение уровня познавательной активности;
отклонения в поведении детей.
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:
Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.Формирование произносительных умений и навыков.Устранять дефектное звукопроизношение.Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
В рамках самообразования в течение учебного года:
Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.
Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.
Продолжила изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».
Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.
Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».
Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.
Подготовила мастер – классы для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика»
«Как правильно произносить звуки».
Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука
Опробировала методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.
Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.
Подготовила статью о инновационных методах в логопедической работе.