Маленькое сообщение о видах театра в доу. Виды театров

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Выражение «Сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни ребёнка присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группах созданы «Театрализованные уголки». В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями постарались создать различные виды театров, которые и предлагаем вашему вниманию.

3 слайд

Описание слайда:

Первая младшая группа Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности начинается с раннего возраста, когда несложные разновидности театров помогают в передаче образа, умению выразить это через движение и слово. Заинтересовать малыша миром театральной игры можно участием ребенка в мини- спектакле, всячески поддерживая его совсем незначительные успехи. Для этого необходимы специальные виды театра для малышей.

4 слайд

Описание слайда:

Здесь есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы(представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр(персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, избушка, деревья и др., представлены в виде деревянных фигурок). Также в театральном уголке есть театр масок и различные шапочки с изображением персонажей. .

5 слайд

Описание слайда:

Вторая младшая группа Во второй младшей группе формируется умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи).Эти средства используются для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, фигурками сказочных персонажей

6 слайд

Описание слайда:

В этой возрастной группе представлены такие виды театра, как настольный- конусный, театр на фланелеграфе, театр на стаканах и самый пожалуй загадочный и интересный- теневой театр. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона Театр картинок и фланелеграф – развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности «Театр теней» считается одним из самых условных театров. В нем нет, никаких рассеивающих внимание красок, рельефа, поэтому внимание ребенка-зрителя не разбрасывается на множественных и разнородных признаках предмета, а сосредоточено только на его форме и движении. Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми.

7 слайд

Описание слайда:

Средняя группа Ребенок постепенно переходит: от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; драматизируются простейшие сказки, используя настольный театр. Игровой опыт детей расширяется за счет освоения театрализованной игры, разных видов настольного театра: мягкой игрушки, вязаный или конусный и плоскостных фигур.

8 слайд

Описание слайда:

Доступны детям театры верховых кукол, театр на палочках, театр ложек. Происходит знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности на основе знакомых стихов и потешек

9 слайд

Описание слайда:

Старшая группа Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой». Используется масочный театр, театр на ложках, театр на палочках...

Театральное искусство понятное и доступное детям, так как в его основе заложена игра. Театр воздействует на зрителя художественным словом, действием, цветом, музыкой.
Важно уже с дошкольных лет развивать у детей интерес к театру, желание посещать его, участвовать в театральных играх, несложных спектаклях. Потребность детей в игре проявляется очень рано. Уже в 2-3 года дети охотно изображают косолапого мишку, зайчика-побегайчика, хитрую лисичку. Они легко, с удовольствием перевоплощаются из одного образа в другой. Их действия одноплановые, подражательного, имитационного характера, но при этом эмоционально насыщенные.

Маленькие дети — благодарные зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая особенности их развития. Главное, чтобы родители понимали, куда и с какой целью можно повести ребенка. В настоящий театр, например, двух — трехлетних малышей вести рано. Репертуар детских спектаклей, как правило, не рассчитан на этот возраст. Поэтому предлагаем создать театр дома или в детском саду. Для детей раннего возраста (до 3-х лет) можно начать с самого простого, например, представления с игрушками, к которым привлекаются и малыши.

Новые игрушки (куклы, собачки, мишки и т.д.) и без труда взрослого сначала вызывают у ребенка восторг, интерес, удивление. Со временем новизна восприятия исчезает, появляются другие впечатления, которые становятся более весомыми. И забытые игрушки скучают где-то по углам. Чем помочь, чтобы они надолго вошли в жизнь малыша и стали его любимцами?


Детский театр в детском саду: с чего начать?

Уже с детства привлекайте детей к театрально-игровой деятельности. Станьте режиссером и создайте театр. Для дошкольников — это разыгрывание элементарных жизненных ситуаций с игрушками, инсценировка знакомых литературных произведений: песенок, стихов, сказок, рассказов.

Советуем уже при знакомстве ребенка с новой игрушкой придумать несложный сюжет: собака заблудилась и ищет себе настоящего друга; кукла — маленькая дочь, которая нуждается в уходе и любви; мишка объелся меда, ему необходима помощь семейного врача.

Обыграть можно любую детскую игрушку, от простых действий с ней постепенно перейти к маленьким несложным сюжетам. И в дальнейшем эти сюжетные линии развивать, опираясь на жизненный опыт. Взрослый тоже включается в игру и берет на себя определенные роли, показывает образец, как можно действовать в той или иной ситуации, по ходу игры импровизирует, говорит конкретной игрушкой, стимулирует ребенка, чтобы он мыслил, действовал, отвечала. Это так называемые игры-импровизации.

Детский театр дома

Если у ребенка есть своя любимая игрушка (Карлсон, Буратино, Барби и т.п.), сделайте из нее главного героя домашнего детского театра, с которым каждый день происходят удивительные приключения. Постепенно расширяйте его круг общения, включая в игру другие игрушки.
Не стоит забывать про пальчиковый театр, который также очень полезен для дошкольников.
С помощью выбранного главного героя можно говорить обо всем на свете. Если он чем-то ошибается, делает что-то неправильно, то его исправляют и учат сами малыши. Эти несложные импровизации приносят им настоящее удовольствие. Они и не замечают, что любимый персонаж говорит голосом папы или мамы.
Должен ли ребенок принимать участие в спектакле?
Постепенно детей уже не удовлетворяет роль зрителя, они сами подсказывают сюжет, охотно включаются в события, разыгрываются с игрушками, разговаривают с персонажами историй как с равными, способны выражать собственные чувства мимикой, жестами, движениями, интонацией.

Когда действия ребенка с игрушками становятся более сложными, подчиняются заранее продуманному плану, уже можно обратиться к текстам песен, стихов, несложных и знакомых сказок и попробовать их разыгрывать как с наглядностью, так и без нее. Если текст достаточно объемный, сначала желательно предложить малышу воспроизвести отдельные эпизоды произведения, а потом уже полностью весь сюжет. Кроме обычных представлений с игрушками можно использовать пальчиковый театр, который поможет детям развивать моторику рук.


Различные театрализованные представления на основе сказок привлекают детей, потому что доступны и соответствуют их интересам. Они способствуют формированию инициативности, самостоятельности, ответственности, умению различать добро и зло, развивают речь, мимику, жесты, навыки культуры общения, дают возможность с детства приобщиться к волшебному миру театрального искусства. Пальчиковый театр в дошкольном возрасте поможет развивать мелкую моторику рук.

Конечно, это еще не настоящий театр. В детском саду такие игры-импровизации с игрушками называют «театром игрушки», потому что здесь присутствуют его элементы: выполнение ролей, выявление некоторых черт характера персонажей, попытки передать их и тому подобное. Главное — включить ребенка в импровизированный диалог, развернуть с героями-игрушками общие действия. Таким образом, в театрализованной деятельности малыш без дидактического нажима учится определенным игровым приемам, активизируются его воображение, фантазия, проявляются элементы творчества.

Привлекая детей к драматизации сказок и других литературных произведений с игрушками, сначала вместе подберите такие, которые соответствуют выбранному сюжету. Важно, чтобы при его воспроизведении персонажи разговаривали, выполняли определенные действия в соответствии с текстом. Для разыгрывания литературных произведений можно использовать не только обычные игрушки, но и настольный игрушечный театр.

Какие игрушки и инвентарь следует купить в детский сад для организации театра?

Для организации детского театра могут понадобиться игрушки, персонажи различных произведений. В продаже имеются готовые комплекты плоскостного настольного театра по сюжетам разных сказок. Такой комплект — это своеобразная модель, с помощью которой ребенок может проигрывать не только фрагменты, но и всю сказку, говоря слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Дошкольники хорошо воспринимают диалогическую речь, взаимодействие между персонажами, поэтому от разыгрывания различных текстов с наглядностью постепенно можно переходить к выполнению ими ролей в совместной со взрослыми театрализованной деятельности: во время игр-имитаций, драматизаций сказок, инсценировке и чтении по ролям стихов, написанных в диалогической форме.

По возможности увеличивайте количество действующих лиц, привлекайте к творчеству детей из старших групп. Чем старше дети, тем больше надо обращать их внимание на осмысление содержания художественного произведения, особенности характеров и поведения различных персонажей, которые действуют, движутся, говорят по-своему, по-разному.

Как подготовить театральный спектакль?

Полезно вместе пофантазировать о каждом герое, придумать маленькие рассказы. Это расширит детские представления об игровых образах. Важно побудить дошкольников к творческой самостоятельности, можно предложить показать, например, как упорно работает петушок и в то же время как танцуют и поют легкомысленные мышата (сказка «Петушок и двое мышат»).

Старшие дошкольники уже способны передавать настроение, душевное состояние героев. Учите детей с детства овладевать средствами эмоциональной выразительности, то есть выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами, эмоциями. Упражняйте их в этом. Например, можно предложить малышу показать, как радуются дед и баба, когда курочка снесла яичко и как скорбят, когда оно разбилось, спеть песенки Колобка (уверенно и дерзко, удивленно, радостно, грустно) или Козы-дерезы («страшным» голосом).

Все это помогает ребенку «войти в образ». Такое постепенное включение дошкольника в театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. В шесть лет он уже может быть не только ее участником и исполнителем определенных ролей, но и «режиссером», который разрабатывает собственные сценарии и самостоятельно показывает спектакль «театра игрушек» или кукольного театра. Может быть инициатором и организатором игр-драматизаций среди сверстников по сюжетам знакомых художественных произведений, может передавать характерные особенности определенного сценического образа и, главное, реализовать потребности в самовыражении, общении, выявлении личностного отношения к своему герою. Организация элементарной театрализованной деятельности детей дома и в дошкольном заведении способствует формированию у них интереса к театру как виду искусства, определенных представлений о театре, театральной терминологии, эстетического восприятия театральных представлений.

Каким может быть театр в детском саду?

К режиссерским играм относятся настольный, теневой, театр бибабо, кукольный театр. Атрибут — признак персонажа, который символизирует его типичные свойства.

Теневой театр — относится к режиссерским театральным играм. Это показ спектаклей с помощью экрана из прозрачной ткани, вырезанных темного цвета фигур персонажей и яркого источника света.

Пальчиковый театр — это показ сказочного действа, где исполнители ролей спрятаны, а персонажи одеваются на пальцы рук, имея специальное строение атрибутов, это неплохая гимнастика для рук. Пальчиковый театр предполагает наличие специальных декораций. По ходу действий движутся или одним или всеми пальцами, проговаривая текст и передвигая руку.

Кукольный театр — искусство систематическое, где применяются и художественное слово, и наглядный образ — кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыкальное сопровождение.
Смотреть видео фильм « »:

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Значение театрализованной деятельности

в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • дает элементарные представления о видах театра.
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
  • способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
  • развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности


Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

  • Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
  • Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
  • Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы

  • Театральные игры
  • Речевые игры
  • Ритмопластика
  • Инсценировка песен, попевок, хороводов
  • Использование различных видов театра
  • Драматизация сказок
  • Посещение театров
  • Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду

  • бибабо
  • настольный театр
  • театр на фланелеграфе
  • книжка-театр
  • театр пяти пальцев
  • театр масок
  • театр ручных теней
  • пальчиковый теневой театр
  • театр «живых» теней
  • магнитный театр
  • марионеточный театр

Виды театра в детском саду



Организация центра театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Развитие артистических способностей детей через театральную деятельность

Шаг 1

1.Последовательное знакомство детей с различными видами театра.

2.Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3.Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения

образа в сказках.

Шаг 2

1.Инсценировка песен.

2.Театральные этюды.

3.Развлечения.

4.Фольклорные праздники.

5.Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Шаг 3

1.Создание театрального коллектива.

2.Изготовление декораций, ширмы.

3.Приобретение кукол для театра.

4.Организация оркестра.

Шаг 4

1.Индивидуальные беседы с родителями.

2.Консультации для воспитателей.

3.Сотрудничество с городским театром кукол, с ТЮЗом, со школой.

Шаг 5

1.Поиск высокохудожественных музыкальных произведений для аранжировки

театральных представлений.

2.Изучение русских народных игр.

Шаг 6

Диагностика развития артистических способностей детей.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.

Театр - это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.

Главная цель моей работы с детьми - развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста. Я нашла единственно правильный и эффективный, интересный для себя и детей способ реализации этой цели - организацию театральной деятельности в детском саду. В этом направлении я работаю на протяжении уже нескольких лет. За это время я и мои воспитанники, при помощи коллег и родителей - мы вместе построили наш детский театр.

Здание нашего театра прочно держится на основных принципах:

  • принципе наглядности и доступности . Этот принцип основан на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой;
  • принципе свободы и самостоятельности , позволяющем ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
  • принципе сочетания , позволяющем использование коллективных и индивидуальных форм и способов работы, дающем возможность развития творческой личности ребенка в разнообразной деятельности;
  • принципе системности и последовательности , который реализуется в том, что занятия проводятся в рамках театральной студии.

В окошках нашего театра вы видите весёлые лица ребятишек, они как бы приглашают нас войти. Давайте поднимемся по этим ступеням, войдем в гостеприимные, широко отрытые двери и погрузимся в волшебный мир театральной деятельности в детском саду.

Занятия с детьми в нашем театре строятся на использовании театральной педагогики, адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты. Работа ведется по следующим направлениям:

  • культура и техника речи;
  • ритмопластика;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Каждое направление решает группу задач.

Культура и техника речи. Не только для актеров - для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях театральной деятельностью происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность.

Ритмопластика. Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с помощью пластики и помочь обрести детям ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Основы театральной культуры. Театр - это не только прелставление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы». Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах по русским народным сказкам.

Сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».

В старшей группе с детьми уже можно создавать полноценные спектакли по сказке. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. А с каким удовольствием дети переодеваются, создавая новый образ! Композиция создается детьми в основном для зрителей-детей. Поэтому в зале всегда царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет и исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.

Занятия театральной деятельностью требуют от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, настойчивости в достижении цели, а это ведет к развитию волевых качеств личности, что является неплохой базой не только для последующего обучения в школе, но и для успешности в дальнейшей жизни.

Как невозможно построить большое и красивое здание в одиночку, так и нельзя создать театр одному. Увлеченные, творческие работники нашего детского сада с удовольствием сами исполняют разные роли в развлечениях и досугах, театрализованных занятиях, на праздниках, и, конечно, привлекают детей к театральной деятельности. За это время нами накоплен немалый опыт, а костюмерная пополнилась яркими, красивыми костюмами.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства. Убеждена, только в процессе театральной деятельности возможно всестороннее развитие творческой личности ребенка. Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.

У наших ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:

  • они умеют произносить скороговорки в разном темпе;
  • умеют действовать согласованно;
  • умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • умеют строить простейший диалог;
  • знают несколько артикуляционных упражнений;
  • умеют произносить фразу с разной интонацией.

Процесс создания сказки настолько увлекает детей, что они знают слова друг друга, поют песни из спектакля и на прогулке, и в вечернее время, поставив книжки на стол и имитируя игру на пианино, и даже дома. На диаграмме вы видите, как увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и умений по всем разделам театральной деятельности по сравнению с началом учебного года.

К зданию нашего детского театра ведут разные дорожки. Дорожка связи с родителями выложена розовыми камешками. На них представлены все виды работы с родителями воспитанников:

  • индивидуальные беседы;
  • доклады;
  • дни открытых дверей;
  • открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр;
  • совместная работа по подготовке театрализованных представлений.

Эта дорожка первоначально имела одно направление - от детского театра к родителям. Но постепенно родители начали понимать необходимость театральной работы в детском саду, увидели развитие детей и интерес к такой деятельности, и стали активно нам помогать в подготовке спектаклей, их оформлении, подборе атрибутов.

Другая дорожка - связь со школой и Домом детского творчества. Со школой нас во многом связывает то, что в группу ходят дети педагогов из МБОУ Лосевская СОШ №1, тоже люди увлеченные и открытые для помощи нам. От ДДТ у нас в детском саду работает театральная студия «Буратино».

Зелеными стрелочками показан творческий рост детского коллектива. Это наша дорога в будущее. Мы уже имеем опыт показа спектаклей для детей других групп нашего детского сада, выступлений перед родителями, и постановка спектаклей на районных семинарах и методических объединениях, я думаю, нам вполне по силам.

Театральная деятельность в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!

Приложение 2: Культура и техника речи

Приложение 3: Ритмопластика

В разнообразии средств воздействия на формирование личности ребенка дошкольного возраста важное место занимает театр. Это особый синтетический вид искусства, органично сочетающий в себе художественное слово, драматическое действие, поэтику, живопись, и литературу. Он помогает ребенку глубже познать себя, внутренний мир, побуждает его к самосовершенствованию, вызывая эстетические чувства и эмоции в ходе театрализованного действа.

Если создать условия для его развития, у ребенка непременно откроются способности, заложенные в нем природой. Педагоги видят свою задачу в том, чтобы выявить эти первые способности и на этом фоне создать условия полноценного становления личности.

Посвящаем дошкольников с назначением и историей театра, с творчеством актеров.

С детьми работают опытные и творческие педагоги, учитывая педагогический опыт, никогда не останавливаются на достигнутом. Обновляя учебно-воспитательный процесс, отыскивают новые формы и методы организации . Поэтому возникла идея организовать нетрадиционный театр.

Работа над созданием нового театра — это полет фантазии, отличный способ проявить творческие способности детей, педагогов, родителей, возможность превращения обычных, на первый взгляд, предметов в сказочных героев, декорации.

Для изготовления фартуков педагоги использовали яркие, разноцветные ткани, которые наиболее удачно подходили для размещения декораций: для зимнего сюжета — фартук голубого цвета, для изображения леса, изобразить сюжет в спектакле «Хроменькая уточка» помог желтый цвет и т.д.

Декорации выполнены в таких цветах, чтобы они не «подавляли» куклу, а «работали» на нее и на сценарий в целом.

Куклы и декорации изготовлены из разного подручного и природного материала: ткани, меха, ниток, бумаги, поролона, соломы, веток, искусственных цветов,лент и прочего. В подготовке педагоги удачно соединили различные техники создания персонажей.

Создав первую постановку на фартуке «Котик и петушок», мы заметили, что данный вид театра вызывает у детей море эмоций; дает компактность хранения и удобство переноса и обустройства (все куклы и декорации находятся в отдельных кармашках).

Также такой способ театрального действа обеспечивает возможность показа представлений на прогулках в теплое время года, обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

С успехом используем театр на фартуке в учебной деятельности, когда нужно сосчитать героев, закрепить навыки ориентирования в пространстве, форму предметов и прочее. Ведь знания, полученные вместе с впечатлениями, достаточно прочные и глубокие.

Поэтому к услугам малышей нашего садика уже готовы яркие, выразительные, колоритные театры: «Колобок», «Репка», «Рукавичка», «Котик и петушок», «Колосок», «Хромая уточка», «Три поросенка», «Красная шапочка»

Компетентность в художественной деятельности ребенка определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением подбирать разные средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

Ребенок способен эмоционально откликаться на проявления эстетического, как в жизни, так и в искусстве, выражать свои чувства в разных видах художественной деятельности, в том числе и театральной. Получает удовольствие от общения с произведениями искусства различных видов театральных спектаклей и обнаруживает себя эмоциональным и эстетически чувствительным зрителем.

Способность к сопереживанию персонажам, понимание смысла действа, представления, понимание художественного образа – все это делает ребенка прекрасным ценителем театрального искусства.

И хотя в условиях сегодняшнего дня, книга немного уступила компьютерным играм и мультипликационным фильмам, при условии, если воспитатель творческая личность, он обязательно знает как заинтересовать детей, повернуть лицом к художественному слову. Воспитатель будет пытаться использовать инициативные формы применения детьми литературных произведений, обращение к литературным произведениям.

Ознакомление с литературными и фольклорными произведениями положительно влияет на развитие моральной, коммуникативно – речевой, физической, интеллектуальной сферы ребенка, а особенно на развитие речи детей. На умение формировать и излагать мысли, вести диалог и тому подобное.

По утверждению психологов, ни один вид детской деятельности не имеет такого колоссального влияния, как самостоятельная театральная деятельность.

Особое место в работе воспитателя занимает театрализация художественных произведений для детей и непосредственно самими детьми.

Этот вид работы излагает трудности и у студентов-практикантов педагогического учебного заведения во время прохождения учебной педагогической практики.

Наблюдение за учебной практикой студентов дает возможность сделать вывод о том, что, с одной стороны, студенты недооценивают использование различных видов театров в работе с детьми, с другой – неумение студентов пользоваться различными театрами в работе с детьми. Этому необходимо учиться, и мы уделяем на занятиях большое внимание для формирования будущих воспитателей определенных умений по этому вопросу.

Одним из заданий педпрактики является проведение развлечений с детьми дошкольного возраста, среди которых могут быть и развлечения театрализованного содержания художественных произведений и произведений народного творчества.

Требования к показу спектакля театра картинок

Текст инсценированного произведения воспитатель должен хорошо знать наизусть, рассказывать очень выразительно, обыгрывая голосом каждого персонажа. Декорации размещать на столе-сцене так, чтобы они не мешали детям видеть персонажей. Своим взглядом, направленным на того персонажа, который сейчас говорит, воспитатель помогает детям легче понять это.

Театр теней

При показе театра теней воспитатель использует только те произведения, которые детям хорошо известны, чтобы они могли легко узнать в силуэте тот или иной образ из знакомого произведения.

Театр игрушек

Для театра игрушек желательно использовать игрушки, выполненные из одинакового материала (пластиковые, мягкие и др.). Не используются в этом виде театра тексты произведений героического направления и сказки, потому что не может игрушка передать героизм, или сказочность.

Театр Петрушки

Особые требования предъявляются к театру Петрушки, составляющие которого являются:

Сценарий театра Петрушки предусматривает, что, даже знакомое произведение для детей должно нести в себе новое: можно добавить персонажи и их действия, монологи, то есть вплести в сюжет желательно положительные поступки.

Лучше, когда спектакль завершается исполнением песенки о дружбе, особенно когда дети будут подпевать куклам-исполнителям, то есть песенка должна быть знакома детям.

Требования к декорации спектакля

Декорация должна создавать у детей положительное эмоциональное состояние, способствовать пониманию содержания спектакля, дополнять его. Декорация должна быть яркой, эстетичной, гигиеничной, условно пропорциональной между собой (например – дерево и куст, стол и стул), а также по отношению к куклам (кукла и кровать, или кукла и дом, дерево).

Не должно быть лишней, не задействованной в спектакле декорации: есть на небе солнышко, пусть кто-то из персонажей обратит на него внимание «Как тепло сегодня, как ярко светит солнышко…», если есть грибочки на сцене, нужно чтобы кто-то из персонажей собрал их…

Музыкальное сопровождение театрального спектакля

Особое значение в спектакле имеет его музыкальное оформление, которое апеллирует к эстетическим чувствам и настраивает на эмоциональное восприятие спектакля. Музыка должна начинать спектакль, дополнять персонажей, их поступки, вообще вести сюжет спектакля, вызывать у детей положительные эмоции.

Большое значение имеет озвучивание текста сценария, т.е. монологи, вложенные в язык кукол. Надо голосом как можно ярче раскрыть каждый образ, к тому же сделать это таким образом, чтобы дети не узнали голос своего воспитателя, который работает в данный момент за ширмой, потому что это будет отвлекать детей от сюжета спектакля, поскольку внимание у дошкольника неустойчиво.

Надо помнить, что за ширмой голос меняется, глохнет, поэтому текст следует произносить значительно громче и четче, чем в повседневной жизни. Текст сценария нужно знать наизусть, потому что вождение кукол и их язык требуют определенных усилий, чтобы совместить их во время проведения спектакля.

Вождение куклы на ширме требует тщательной подготовки и проверки знаний, чтобы лица «ожили» на сцене во время спектакля. Как и в декорации следует придерживаться определенных требований к куклам: эстетических, гигиенических, педагогических.

Если первые два требования понятны, то следует остановиться на педагогических требованиях. Особенно это касается отрицательных персонажей. Они не должны быть страшными, чтобы дети-зрители не испугались их, озвучивание их монологов тоже не должно быть закрашено «страшным» голосом.

Техника вождения куклы

Определенные требования предъявляются к технике вождения кукол: как кукла появляется на ширме, как уходит со сцены, их походка… Мизансцены спектакля нужно определить заранее.

Помнить, что когда разговаривают две куклы на ширме, и кто «сейчас» говорит, можно слегка двигать «рукой», «председателем»; и кто слушает, должна быть статичной, тогда детям будет легче воспринимать и понимать, кто сейчас говорит.

Когда в постановке участвуют сами дети, то воспитателем ведется тщательная работа по изучению ролей спектакля, технике вождения кукол, подготовки вместе с детьми декорации, упражнения с куклой на ширме, а уже потом показ готового спектакля детям другой группы.

Результат такой кропотливой работы имеет неоценимое педагогическое воздействие на детей как тех, что задействованы в спектакле, так и тех, которые его просматривают.

Итак, вопрос в каждом дошкольном учреждении желательно иметь уголок театра, центр театральной деятельности, который должен быть обязательной составляющей предметно – пространственной среды с третьего года жизни детей, для того, чтобы дети имели свободный доступ к театральным игрушек, элементам костюмов и ширмы, использовали по собственному желанию без указаний воспитателя.



Вверх