М и глинка иван сусанин история создания. «Иван Сусанин» или жизнь за царя. Разбор оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Данная статья посвящена опере Глинки. В русской истории была ещё одна опера с аналогичным названием - см. ст. Кавос, Катерино Альбертович .

В опере рассказывается о событиях 1612 года , связанных с походом польской шляхты на Москву.

Действующие лица

  • Иван Сусанин , крестьянин села Домнина, - бас.
  • Антонида, его дочь, - сопрано.
  • Ваня, приёмный сын Сусанина, - контральто.
  • Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, - тенор.
  • Русский воин - бас.
  • Польский гонец - тенор.
  • Сигизмунд , король польский, - бас.
  • Хоры крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей; балет польских панов и паненок.

Место действия: село Домнино, Польша , Москва (в эпилоге). Время действия: -1613 годы .

История оперы

Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними, часто использовали литераторы. Война 1812 года всколыхнула самосознание, пробудила интерес к собственной истории. Популярными становятся в литературе сюжеты на русские исторические темы, среди них - о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина . Известно, что поляки шли на помощь своему воеводе Буркевичу. Заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин. Но вместо этого завел их в болото, где с ними и погиб. Однако при творческом подходе литераторов к истории стало считаться, будто поляки направлялись в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова , который в то время ещё не знал, что его изберут на царский престол .

Либретто сочиняли популярные в то время авторы: Нестор Кукольник , барон фон Розен, Владимир Соллогуб , Василий Жуковский . Однако результатом композитор остался недоволен. Композитор многое поменял в либретто, основная часть которого вообще была сочинена уже после музыки. Глинку огорчало, что Сусанин совершает свой подвиг во имя царя, а не России .

В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трёхактная, она превратилась в пятиактную, а затем в четырёхактную с эпилогом.

Опера была принята к постановке в Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 года и проходили под названием «Иван Сусанин». Один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать её в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Было предложено и другое название - «Смерть за царя». После совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только жить. В итоге название «Жизнь за царя» закрепилось .

Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) года в петербургском Большом театре . Музыкальный исследователь и критик Виктор Коршиков писал в статье «Два “Ивана Сусанина”»: «В первой постановке пела Мария Степанова , а Собинина – молодой певец Лев Леонов , сын известного композитора и пианиста англичанина Джона Фильда , который переехал из Англии в Россию в поисках лучшей жизни (и такие были времена!)». Роль Сусанина исполнял Осип Петров , а Вани была поручена певице Анне Воробьевой, скоро ставшей Петровой . Время их свадьбы совпало с репетициями, и тогда автор Нестор Кукольник и композитор Михаил Глинка преподнесли свой своеобразный свадебный подарок: удлинили сперва небольшую роль Вани новыми ариями, которые великолепно исполнила Анна Яковлена Воробьева, доказав свой талант и блистательное мастерство (см. Анна Петрова-Воробьева). Первым дирижёром оперы стал Катерино Кавос. Кавос считался одним из лучших дирижеров и музыкантов своего времени и оценил талант Глинки. И при этом не собирался снимать с репертуара своё произведение.

Обе оперы, не мешая друг другу, ставились на одной сцене. Некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных постановках. На глинковской премьере Сусанина пел выдающийся бас своего времени Осип Петров (он, кстати, один из тех, кто играл Сусанина сразу в двух спектаклях). У Осипа Петрова был сын – тоже Осип Петров и тоже бас. И тоже выдающийся исполнитель той же самой партии. И отец, и сын были признаны лучшими исполнителями Сусанина до появления в этой роли Шаляпина . <...> Несмотря на мощные хоровые сцены и танцы, Глинка сумел отразить реалистические характеры всех персонажей. Сусанин – не просто герой, он еще и любящий отец. Прощание с Антонидой («Велят идти, повиноваться надо...») и сцена символического прощания с Антонидой, Ваней и Собининым полны глубокой искренней горечи. Почему-то довольно часто из различных постановок глинковской оперы вырезают трио Антониды, Собинина и Вани в последнем действии. Глинка неоднократно настаивал, чтобы сцена смерти главного героя не переходила в радостный финал «Славься!». Десятиминутное трио памяти Сусанина дает нужное эмоциональное пространство («Два Ивана Сусанина», автор Виктор Коршиков). .

На следующий день после премьеры, на дружеском обеде в честь Глинки у А. В. Всеволжского был сочинен «Шуточный канон»:

Наиболее значительная постановка «Сусанина» на Западе была осуществлена в миланском «Ла Скала ».

В 1997 году Большой вновь возобновил «Сусанина». На этот раз с глинковским либретто и с его названием - «Иван Сусанин», в декорациях баратовского спектакля. Благодаря мастеру оперного дирижирования Марку Эрмлеру и таланту исполнителей (Владимир Маторин, Лариса Рудакова, Владимир Щербаков и Александра Дурсенева) спектакль получился на редкость живым.

Сюжет

Оригинальная редакция

Действие 1

В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю .

Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Действие 2

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Хор поет: «Бог войны после битвы живую радость нам дарит». Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами - исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс, темпераментная мазурка.

Танцы прекращаются и входит вестник. у него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» - раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку.

Действие 3

Ваня сидит занятый работой и поет свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит Сусанин. «Теперь время более веселые песни петь», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Федоровича на царство. Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Федоровича. Но тут же оба заявляют, что постоят за царя. Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес и хором поющие об этом. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. Сусанин зовет Антониду. Теперь вся семья в сборе. Сусанин благословляет молодых. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет - пора готовиться к девичнику.

Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом. Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к царю. Антонина думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет ее и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает. Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что спасет Сусанина .

Действие 4

Глухой лес. Ночь. Вооруженные крестьяне и с ними Собинин. Крестьяне размышляют, каким путем идти им на поляков. Собинин поёт «Братцы, в метель, в неведомой глуши». Все воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина.

Лес у монастырской усадьбы. Ваня бегом добежал сюда, к царскому двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он сокрушается, что он не витязь и не богатырь - он сломал бы тогда ворота и вошёл бы в монастырь и предупредил бы царя с царицей об опасности. Он снова стучится. Наконец за воротами слышатся голоса. Проснулась боярская прислуга. Наконец, они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо всем, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвёл их к царю, как мужественный крестьянин повел их ложной дорогой и завёл в непроходимый лес. Рассказ Вани побуждает бояр скорее отправляться к царю (его, как оказалось, здесь, куда пришёл Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!».

Глухой лес. Поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина, клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. Поляки устраиваются спать у разведённого огня. Сусанин остаётся один. После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване. Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство: «Бейте до смерти врага!» - кричат они и убивают Сусанина .

Эпилог

Москва. Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь идёт! Царя-государя встречает народ!»

Антонида, Ваня и Собинин грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

И вот снова - ещё более мощно - звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поёт уже на Красной площади под звон колоколов. Вдали виден торжественный царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля .

Редакция Городецкого

Действие 1

В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть даже более важную, чем весть об одержанной победе: легендарный народный герой Минин выбран вождем ополчения. Минин - надежда всего народа. Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина. (Если говорить об опере «Жизнь за царя», а не о «Иване Сусанине», то Собинин приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам царя». Поэтому, когда в 3 акте Михаил Федорович Романов становится царем - Антонида выходит замуж.)

Действие 2

Бал во дворце польского короля Сигизмунда III. Король даёт своим друзьям великолепный пир. Льётся вино, звучит музыка, прекрасные танцовщицы волнуют сердца присутствующих. Победа, правда, ещё не одержана, но всё же польские магнаты празднуют успехи своего войска на русской земле. Веселье нарушается появлением гонца, который приносит грозную весть: Минин возглавил русское ополчение и выступил против поляков. Музыка сразу смолкает, танцовщицы исчезают, кубки с вином остаются на столах недопитыми. Король Сигизмунд отдаёт приказ: «Вперед против Минина! Вождь русских должен быть взят живым или мёртвым!»

Действие 3

В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе Антониды и Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку, в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд. Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованию поляков, но тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план. Он заведёт поляков в лесную чащу, откуда они не смогут выбраться. Ваня же предупредит Минина, что поляки напали на его след, пусть он ищет для сбора войска другое место .

Действие 4

Собинин собирает отряд и устремляется в погоню за поляками. У стен монастыря. Ваня вовремя добегает до лагеря Минина. Ополченцы полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают на встречу врагу. Лесная чаща. Сусанин уже больше не скрывает от поляков, что завёл их туда, где им суждено погибнуть. Он готовится принять смерть и в драматическом монологе прощается с родным домом, семьей, Родиной. Поляки бросаются на Сусанина и убивают его. Русские воины под предводительством Собинина приходят слишком поздно. Поляков они победили, но спасти Сусанина им не удалось.

Эпилог

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью .

Известные записи

  • Максим Михайлов , Наталья Шпиллер , Георгий Нэлепп , Елизавета Антонова и др. Хор и оркестр Большого театра , дирижер Александр Мелик-Пашаев . .
  • Сусанин - Борис Христов , Антонида - Тереза Штих-Рэндалл, Ваня - Мелания Бугаринович, Собинин - Николай Гедда , хор Белградской оперы, оркестр Общества концертов Парижской консерватории, дирижер - Игорь Маркевич, 1957 год.
  • Сусанин - Иван Петров , Антонида - Вера Фирсова , Собинин - Николай Гресь, Ваня - Валентина Клепацкая, Гонец - Владимир Валайтис, Сигизмунд - Георгий Панков, Русский воин - А.Мишутин, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр - Борис Хайкин .

Примечания

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинка

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга. В основе сюжета - рассказ о героическом поступке русского крестьянина Ивана Сусанина, ценою жизни спасшего в 1613 году первого избранного русского царя из рода Романовых - Михаила от польских интервентов.

План оперы Первое действие: характеристика русских. Музыка основана на интонациях русских песен и романсов. Второе действие: характеристика поляков. Танцы – полонез, краковяк, вальс, мазурка. Третье действие: конфликт. Поляки врываются в дом Ивана Сусанина. «Столкновение» тем русских и поляков (столкновение вокального и инструментального начал). Четвёртое действие: подвиг и гибель Ивана Сусанина. Эпилог: праздник на Красной площади.

Действующие лица Иван Сусанин – бас Антонида, его дочь – сопрано Ваня, приёмный сын Сусанина – контральто Богдан Собинин, жених Антониды – тенор Русский воин – бас Польский гонец – тенор Сигизмунд, король польский – бас Хоры крестьян и крестьянок, ополченцев, польских рыцарей, балет польских панов и панёнок.

Первое Действие 1613 год. В селе Домнино близ Костромы народ торжественно встречает воинов, одержавших победу над поляками. Антонида мечтает о свадьбе, но её отец Иван Сусанин считает, что пока поляки на русской земле – свадьбе не бывать. Появляется Собинин с хорошей вестью: на царство избран боярин Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Второе действие Польский король Сигизмунд празднует успехи своего войска. Веселье нарушается появлением гонца, который приносит весть об избранном на Руси царе. Поляки решают направить небольшой отряд для того, чтобы захватить в плен молодого царя.

Третье действие В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе. В разгар веселья в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их к царю. Сусанин делает вид, что подчиняется, а сам решает завести их в лес. Ваня должен предупредить об опасности Минина – организатора ополчения против польских интервентов.

Четвёртое действие Первая картина. Площадь перед монастырём. Ваня добегает до лагеря Минина и предупреждает об опасности. Вторая картина. Лесная чаща. Сусанин больше не скрывает от поляков, что завёл их на верную смерть. В драматическом монологе Сусанин мысленно прощается с родными. Поляки убивают крестьянина. Отряд Собинина приходит слишком поздно.

Эпилог Площадь перед московским кремлём. Под звон колоколов народ празднует победу русского войска над польскими интервентами и прославляет Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за царя и Отечество.

Создание «Ивана Сусанина» стало поворотным пунктом в развитии русской оперы. Глинка ввёл в оперу новых народных героев. Он создал первую отечественную оперу, отличающуюся подлинной цельностью стиля, драматургическим и музыкальным единством. Поэтому день премьеры оперы – 27 ноября 1836 года – считают днём рождения русской оперы.

История создания оперы «Иван Сусанин» кратко или «Жизнь за царя» поможет узнать как появилось это произведение Глинки.

Глинка опера «Иван Сусанин» история создания

Опера «Иван Сусанин» была создана Глинкой в 1836 году.

Еще в период заграничной поездки по Италии и Германии (1830-1834 гг.), предшествовавшей началу работы над оперой, Глинку часто посещали мысли о создании произведения, проникнутого национальным духом.

Вернувшись в Россию, он задумал сочинять оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», но вскоре её оставил ради будущей оперы «Иван Сусанин».

Князь В. Ф. Одоевский вспоминал, что первоначальный замысел произведения на этот сюжет был в жанре не оперы, а оратории.

Это важное свидетельство объясняет некоторые драматургические особенности оперы и, в частности, ярко выраженные черты оратории в контексте оперного жанра.

Специфика творческого процесса Глинки состояла в том, что он не только сам полностью продумывал композицию и драматургию будущей оперы, но и почти всю музыку создавал раньше текста, и его либреттист был вынужден подлаживать текст под уже сочиненные мелодии.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».









После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.


Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“»

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербург




Жизнь за царя

  • Действие первое
  • В селе Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.
  • Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится, пока чужеземцы попирают русскую землю.
  • Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.


Действие в второе

  • Роскошный бал в Польше . По бокам сцены сидят пирующие паны и пани. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами - исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез , энергичный стремительный краковяк , плавный , темпераментная мазурка .
  • Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав ) не в Кремле ?» - раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену . Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова . Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку.




Действие третье

  • Ваня сидит занятый работой и поёт свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит Сусанин. «Теперь время более весёлые песни петь», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство . Ване приходит на ум, что худо будет, если поляки явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Фёдоровича. Но тут же оба заявляют, что постоят за царя. Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет - пора готовиться к девичнику .

Поляки и Сусанин

  • Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом. Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к царю. Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает. Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что спасёт Сусанина.





Действие четвёртое

  • Глухой лес. Ночь. Вооруженные крестьяне и с ними Собинин. Крестьяне размышляют, каким путем идти им на поляков. Собинин поёт «Братцы, в метель, в неведомой глуши». Все воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина.
  • Лес у монастырской усадьбы. Ваня стремительно добежал сюда, к царскому двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он сокрушается, что он не витязь и не богатырь - он сломал бы тогда ворота и вошёл бы в монастырь и предупредил бы царя с царицей об опасности. Он стучится снова. Наконец за воротами слышатся голоса. Проснулась боярская прислуга. Они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо всём, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвёл их к царю, как мужественный крестьянин повёл их ложной дорогой и завёл в непроходимый лес. Рассказ Вани побуждает бояр скорее отправляться к царю (его, как оказалось, здесь, куда пришёл Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!».


Последние минуты Сусанина

  • Глухой лес. Поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина, клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. Поляки устраиваются спать у разведённого огня. Сусанин остаётся один. После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване. Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и убивают Сусанина.



Эпилог

  • Эпилог
  • Москва. Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь идёт! Царя-государя встречает народ!»
  • Антонида, Ваня и Собинин грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.
  • И вот снова - ещё более мощно - звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поёт уже на Красной площади под звон колоколов. Вдали виден торжественный царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.



Опера в 4 действиях с прологом и эпилогом. Текст С. Городецкого.
Первое представление состоялось 27 ноября 1836 года в Петербурге на сцене Большого театра.

Действующие лица:
Иван Сусанин, бас
Антонида, его доч, сопрано
Ваня, приемный сын Сусанина, меццо-сопрано
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, тенор
Русский воин, тенор
Польский гонец, бас
Сигизмунд, король польский, бас

Пролог. На авансцене перед занавесом, украшенным щитом и мечом,- хор воинов и народа. Хор поет о Родине, о героической борьбе народа с врагами, славит героев, павших в бою за отчизну:

Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь!

Народ вспоминает победы Александра Невского и Дмитрия Донского, гибель всех врагов, дерзавших напасть на русскую землю:

Кто на Русь войной ходил,
Тот своих костей не уносил.

Первое действие. Осень. Над рекой раскинулось большое село. У реки грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она беспокоится о своем женихе Собинине, который повел отряд воинов на борьбу с захватчиками-поляками. Входит Сусанин, вслед за ним крестьяне. Они рассказывают о бедствиях народа, о стонах, раздающихся на Руси,- «Затоптаны поля, рыдает мать-земля».

После сражения, разбив одну из вражеских банд, возвращается Собинин. Радостно приветствует он невесту и сообщает о том, что на борьбу с врагами поднимается вся Русь. Минин кликнул клич, и уже собираются к нему отовсюду ополченцы. Возглавит новое войско князь Пожарский.

Собинин и Антонида просят Сусанина разрешить им сыграть свадьбу, не дожидаясь зимы. Но старый крестьянин против этого:

Что за веселье в это безвременье!
Нивы затоптаны, села разгромлены,
Русь изошла в слезах.

Прогоним врага, тогда и свадьба,- так решает Сусанин. Антонида утешает огорченного жениха. Появляется воин-гонец - он принес радостное известие: русские разбили в сражении отряд наемных рыцарей. Радуются Собинин и Антонида - приближается день их веселой свадьбы. Победа не за горами. Чтобы приблизить ее, народ готов пожертвовать всем. - Все, что есть, мы отдадим,- клянется Сусанин.

Второе действие. Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Веселятся, танцуют нарядные паны и панни. Король принимает военачальников и венчает их лаврами. Льется вино. Самонадеянные паны уверены в том, что они скоро покончат «с холопской Москвой». Алчные паненки мечтают о несметных русских богатствах. Веселье прерывается появлением вестника. Недобрую для шляхтичей новость принес он во дворец. Дружно поднялся на борьбу русский народ; польский отряд осажден в Кремле; наемные германские рыцари разбиты и бегут. Минин и Пожарский ведут свои войска к Москве.

Во дворце смятение. На выручку осажденных отправляется отряд рыцарей. Паны клянутся захватить Минина в плен, разбить ополченцев.

Пир продолжается. Раздаются крики «виват» в честь короля Сигизмунда.

Третье действие. Изба Сусанина. Вечереет. Простыми словами песни Ваня повествует о своей судьбе, о приемном отце своем Сусанине, который приласкал и вырастил сироту.

Сусанин возвращается домой. Он счастлив - скоро Минин с ополченьем будет в Москве. Старый крестьянин наказывает Ване стойко и неустрашимо служить родному народу. В избу приходят крестьяне поздравить хозяина с предстоящей свадьбой дочери. Сусанин всех приглашает на веселый девичник.

Наступил долгожданный день. Сусанин благословляет жениха II невесту. Свет и радость царят в дружной русской семье. Нежданно приходит беда - в избу врывается вооруженный отряд поляков. Враги требуют, чтобы хозяин немедленно вел их кратчайшей дорогой на Москву.

Идти во тьме кромешной,
Какая гонит вас нужда?
Какое дело так поспешно
В Москву зовет вас, господа? -

издевательски спрашивает Сусанин непрошенных гостей. Но ясновельможным панам некогда разговаривать с холопом. Они грозят ему смертью в случае неповиновения.

Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь,-

гордо отвечает на их угрозы Сусанин. У него возникает план погубить поляков - надо завести их в лес и известить Минина, что враг близко. Он велит Ване во весь опор скакать к ополченцам. Поляки, посовещавшись, предлагают хозяину золото. Тот делает вид, что не может устоять против соблазна и соглашается стать проводником.

Плачет, оставшись одна, Антонида. А в это время с веселыми песнями приходят на девичник подруги. Они не знают о беде. Появляется Собинин с крестьянами. Узнав о случившемся, Собинин и народ утешают Антониду. Они обещают выручить Сусанина и бросаются в погоню за врагами.

Четвертое действие. Первая картина. Лес у монастырского посада, где остановились ополченцы. Ночь. Стремительно вбегает Ваня, загнавший по дороге своего коня; он отчаянно стучится в тяжелые ворота монастыря. Ополченцы услышали стук. Дружина устремляется в погоню за врагом.

Вторая картина. Ночь. Глухой, непроходимый лес, занесенный снегом. Метель. Сусанин ведет измученных поляков. Они продрогли, устали, подозревают, что заблудились. Шляхтичи пытаются расспросить Сусанина, но его ответы загадочны, они еще больше пугают панов. Отряд разжигает костры и располагается на отдых. Не спит Сусанин. Он думает о неминуемой смерти, которая придет к нему вместе с рассветом. В предсмертный час вспоминает он о детях, о родном доме. Благословляя Антониду, он поручает ее заботам Собинина и «шлет ему челобитную»-всегда беречь любимую доченьку. Думает он и о Ване, который снова останется сиротой. Вьюга и буря усиливаются. Просыпаются поляки и требуют у Сусанина ответа - где кратчайший путь на Москву?

Сусанину надо выгадать время -

Прямым путем
Я вас, паны, веду.
Конец недалек.

Забрезжит восток,
В тиши снегов шаги замрут,
И все свою судьбу найдут,-

снова загадочно отвечает он.

Но вот появляются первые лучи зари. Сусанин понимает, что враги погибли, им уже не выбраться из леса. Заря разгорается. Торжествующий Сусанин открывает панам страшную правду:

Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и коршун злой
Костей не заносил.
Туда завел я вас,
Где страх и смерть.

Поляки в отчаянии и злобе бросаются на Ивана Сусанина и убивают его.

Третья картина. Москва. У ворот, ведущих на Красную площадь, медленно проходят толпы народа. Русские люди славят Родину, Москву, отважный народ, победивший врагов. Народ все прибывает. Среди толпы - Антонида, Ваня, Собинин.

Эпилог. Красная площадь. Ликующий народ славит бойцов, вспоминает подвиг Ивана Сусанина - навеки сберегут люди память о великом патриоте земли русской. Торжественно гремят колокола.

Славься, великий русский народ!
Славься вовеки, из рода в род!
Врагов, посягнувших на край родной,
Сражай беспощадно могучей рукой!

В глубине площади на конях появляются Минин и Пожарский.



Вверх