Творческий подход к проверке домашнего задания. Разнообразные виды проверки домашнего задания

В начале 2010-2011 учебного года, на августовском педсовете в школе, заполняя анкету, я отметила, что у меня вызывает затруднение проверка домашнего задания. Не могу сказать, что это была правда, просто отметила, потому что все остальное мне интересно и понятно, а что явилось новым когда-то, было позже мною изучено в процессе работы или нахождения в отпуске. Тему проверки домашнего задания я отметила потому еще, что подумала об интересных формах проверки, как их осуществить, чтобы не превратить домашнее задание в банальное повторение классной работы со стороны обучающихся и в элементарный контроль воспроизведения изучаемого материала с помощью родителей или ГДЗ, столь популярных сегодня. Как с помощью домашней работы и контроля ее развивать мыслительную деятельность обучающихся, познавательную активность, самоанализ и самооценку детей, эстетическое и нравственное начало в детях? Это и привело к тому, что наряду с ведением микро-семинара о роли исследования и проекта в рамках урока и во внеурочной деятельности, темой работы по самообразованию я выбрала именно «Творческий подход к проверке домашнего задания. Нестандартные формы работы».

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель.

Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом-одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работ :

Индивидуальная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Это могут быть сообщения к последующим темам, содержащие дополнительную информацию, презентации, карты, плакаты и т.д.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приёмов и видов дифференцированных заданий, которые позволяют решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации обобщения, способствовать развитию самостоятельности школьников. Дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний. Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются навыки, формируются умения.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение.

Основные цели творческого домашнего задания:

Во многих методических источниках я читала, что рекомендуется давать одно творческое задание в месяц с временным периодом на подготовку – неделя. Сегодня не могу согласиться с данными рекомендациями, поскольку объем творческого задания можно варьировать, соответственно и срок на выполнение увеличивать или уменьшать. Например, изучая большую по объему тему, рассчитанную на две-три недели, можно в начале изучения, на уроке первом, ставя проблему, дать творческое задание по составлению проекта по заданным направлениям. Каждая группа или отдельные учащиеся сами определятся с направлением, формой работы, учитывая, что у них срок до указанной учителем даты, когда состоится урок «Представления (презентации) проектов по теме»…». Или наоборот, в учебнике русского языка по программе С.И. Львовой содержится огромное количество творческих заданий по написанию мини-сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и т.д. или упражнений «На уроке физики (биологии, химии, математики)…», что требует небольшого объема работы: 10-12 строк, но серьезной мыслительной деятельности и поиск информации в источниках по другим школьным предметам. Такое творческое задание мои ученики получают 1 раз в неделю. Сначала сочинения их пугали, поиск в справочниках не удавался, но со временем они поняли, что не просто научились рассуждать и находить нужные им сведения самостоятельно, а этот способ обучения и выполнения домашней работы им нравится. Подобный путь прошли и задания типа «Составить схему (таблицу, конспект, рисунок) по теоретическому материала & …». Причем последний тип задания не только носит дифференцированный характер, но и помогает развивать мыслительную активность, повторить теоретические сведения, помочь выяснить ученику самостоятельно алгоритм для практической работы по теме.

Классификация творческих домашних заданий

По виду деятельности

По уровню оформления

Вопросник
Кроссворд
Макет, модель
Ребус
Сообщение
Доклад
Сочинение
Реферат
Исследование
Эссе
Индивидуальная
Парная
Групповая (3–7 чел)
Групповая (10–15 чел)
Коллективная
Рабочая (в тетради, «с листа»…).
Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):
  • файл-лист;
  • буклет;
  • брошюра;
  • газета;
  • альбом;
  • «раскладушка»

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка . Учителя практикуют разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях. Таким образом, можно выделить следующие основные способы проверки домашнего задания :

Индивидуальный контроль выполнения домашнего задания осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических или теоретических вопросов, ученики выполняют задания во время работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет проследить уровень выполнения работы и усвоения материала отдельными учащимися, но довольно точно. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме того при индивидуальном опросе я практикую прием анализа ответа ученика не мною, а другим обучающимся, назначая консультанта заранее или после ответа, обращаясь к ребятам. За анализ ответа тоже можно выставить оценку. Оснащение кабинета, в котором я работаю, позволяет мне также проводить индивидуальный контроль выполнения домашнего задания с помощью тестовых программ по русскому языку, когда не я, а компьютерная программа комментирует ученику его оценку, указывает на направления в теме, слабо усвоенные им. Возможность выполнения интерактивных тестов или диктантов на образовательных сайтах или порталах, когда мои обучающиеся регистрируются как мои ученики на моей странице учителя (Тест-мастер, gramota.ru и т.д.), позволяет мне дома или после урока проследить on-line не только общий рейтинг, т.е. уровень и качество компетенций по изучаемым темам всего класса или всех моих учеников, но и каждого ученика в отдельности, поскольку результаты тестов фиксируются в каждом отдельном ряду и выполняется общий анализ работы.

Фронтальный контроль , чаще всего используемый в школьной практике, может носить поверхностный характер (при проверке работ письменных всех учащихся класса во время их самостоятельной работы на уроке), а может быть более глубоким во внеурочное время учителя, когда педагог может полно проследить не только наличие и правильность работ, но и выполнение дополнительных заданий к упражнению.

Фронтальный устный опрос полезен тем, что включает в работу всех учащихся класса, позволяет определить общий уровень усвоения материала, а также уровень знаний учащихся «слабой группы» в отдельности. Кроме того, при фронтальном устном опросе можно использовать как вопросы для воспроизведения информации , так и вопросы, ставящие проблему , что развивает мыслительную активность обучающихся, а не просто позволяет им воспроизвести выученное.

Самопроверка, на мой взгляд, очень полезная форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз анализируют свою работу, оценивают ее, что развивает самоанализ и самооценку. Самопроверка чаще всего выполняется по образцу. Но различными способами. Например, после написания словарного диктанта, учащиеся открывают словари и ручкой другого цвета отмечают и исправляют ошибки, затем некоторые из них устно комментируют правильное написание. Другая самопроверка проводится сначала с закрытыми тетрадями, дети комментируют правописание в тексте домашней работы, воспроизведенном на доске, отмечая для себя «слабые» точки, затем исправляют ошибки в домашнем упражнении.

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Я требую от проверяющих исправления ошибок и вынесения количества ошибок на поля, позволяю им ставить оценку, указывая фамилию проверяющего. В этом есть некая корысть с моей стороны, поскольку я не только могу потом, проверяя эти работы, проанализировать уровень усвоения изученной темы, выявить готовность обучающихся к изучению следующего материала, но и поставить за одну работу две оценки: и выполнившему работу, и проверившему ее, проанализировав знания каждого ученика с обеих сторон, ведь каждый выполнял, и каждый проверял. При взаимопроверке возможен и полезен прием, который я называю «Веер». Проверив на перемене работы нескольких сильных обучающихся, назначаю консультантами тех из них, кто выполнил работу без ошибок или с 1-2 ошибками, но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться. Затем назначенные мною консультанты проверяют работы своих одноклассников: как устные, так и письменные ответы.

Выборочную проверку я чаще всего осуществляю письменных работ, называя отдельных учеников на перемене перед уроком или во время самостоятельной работы ребят, проверяя их домашние задания полно и глубоко, затем анализирую общую картину ошибок и недочетов. Или же в собранных со всего классах работах проверяю отдельные задания, которые дают картину полноты усвоения теоретического материала или формирования компетенции.

Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания , направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития. Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять и то, что домашнее задание открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь.Какая помощь может и должна быть оказана?Прежде всего, она заключается в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Учителя, родители и, конечно, сами дети должны следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, стул соответствовал росту ребенка, домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке, рабочая комната была проветрена, температура воздуха была нормальной. Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребенка – предпосылка его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается ими серьезно, тогда и ребенок так же серьезно и ответственно относится к выполнению своих заданий.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий.

Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения, отношение обучающихся к выполнению домашнего задания, их ответственность и добровольность, интерес и желание выполнить домашнее задание.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. /Харламов И.Ф ./ Педагогика М./ 2000/
  2. /Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/
  3. /Шевченко С.Д ./ Как научить каждого/Москва, «Просвещение»/ 1991 г/
  4. /Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/
  5. http://www.kkulikeev-yaltch.edu.cap.ru

Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов

Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

    вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

    провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

    выполнить аналогичное задание;

    использовать индивидуальные карточки;

    провести выборочную проверку письменного задания;

    провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.

Оригинальные способы проверки домашнего задания

Дискуссия

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

Рецензия на устный ответ

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

Сверка с проектором

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

Опрос-светофор

В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».

Солидарный опрос

Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

Взаимный опрос

Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

Программируемый опрос

В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

Тихий опрос

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

Опросная цепочка

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

Лист «защиты»

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.

Интересная проверка домашнего задания в начальной школе

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Игра «Рисуем ответ»

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

Игра «Похлопаем-потопаем»

Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

Командная игра «Что и почему?»

В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

Игра «Семицветик»

Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.

Игра «Лови мяч»

Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

Подведем итоги

Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.

Контроль домашнего задания (проверка и оценивание). Методы проверки

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке -- завершающий этап обучения. Основная цель этой составной части урока -- определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися.

«Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует» так о важности и значимости проверки домашнего задания отзывалась Н.К. Крупская. То есть большое влияние на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. При этом эффективность самостоятельной работы учащихся дома зависит не только от требований, предъявляемых учителем к выполнению домашнего задания, но и от приемов его проверки, которые должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию. Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке выполнения домашних работ.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.

Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.

Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков, сводятся к следующему:

  • а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;
  • б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;
  • в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Существует огромное количество видов проверки домашнего задания.

Один из возможных приемов проверки домашних работ состоит в следующем: каждый ученик имеет тетрадь для домашней индивидуальной работы. «Слабые» и «средние» учащиеся делят каждый лист тетради на две колонки (вертикально или горизонтально в зависимости от вида работы). Выполняя работу, ученик пишет только в первой колонке, оставляя вторую чистой. Учитель, проверяя работу, отмечает знаком «плюс» до той строчки, где обнаружена ошибка, которую он подчеркивает, и рядом ставит знак «минус». Это означает, что именно с этого места пошла ошибка. Независимо от того, какую оценку получает ученик, он обязан сделать работу над ошибками во второй колонке листа тетради. При этом ученик не переписывает заново условие задачи и часть ее решения, которая правильно записана в первой колонке. Тем самым снимается вопрос о перегрузке учащегося и выполнении лишней работы.

Кроме того, ученик, работая над ошибкой, должен подумать, в чем состоит ошибка, найти ее, сравнить свое первоначальное решение с вновь решенным вариантом. Может получиться, что и в этот раз ученик допустит ошибку, тогда работа будет продолжена дальше, до тех пор, пока ученик не исправит все ошибки.

Индивидуальный подход здесь проявляется в том, что каждый ученик работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и продвигается вперед относительно самого себя. В качестве главного требования к ученику является достижение ближайшего для него уровня (базового, продвинутого или высокого). Правильное выполнение домашней работы базового уровня оценивается оценкой «три», если самостоятельная или контрольная индивидуальная работа выполнялась в классе - не выше «четверки». Работу над ошибками ученик и в этом случае осуществляет дома.

Описанный прием проверки индивидуальных самостоятельных домашних работ осуществляется наряду с традиционными приемами.

Полностью исписанная индивидуальная тетрадь ученика не выбрасывается, а хранится у учителя. Просматривая их, учитель периодически выписывает в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволяет ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).

Сказанное выше не означает, что учащиеся вообще не выполняют общих самостоятельных работ. На этапе ознакомления с новой темой и этапе первичного закрепления материала все учащиеся работают над общими заданиями во фронтальной форме деятельности.

Способы проверки домашнего задания различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие учащиеся (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. За учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

До 90% учителей используют такие формы проверки домашнего задания, как устная и письменная, работа по карточкам.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Возможны следующие способы проверки домашнего задания:

  • 1. Решение домашних примеров
  • а) ученик у доски решает домашний пример, параллельно ведется фронтальный опрос по этапам решения;

ученики по очереди (поэтапно) решают пример. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания.

2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся:

a) пример выполняется у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

  • б) аналогичный пример выполняется у доски вызванным учеником, решение по просьбе учителя комментируют с места ученики.
  • 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
  • 4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания позволяют развивать у школьников и умение работать самостоятельно, и познавательный интерес.

Чем чаще и тщательнее контролируются домашние задания, тем систематичнее и старательнее они будут выполняться. Контроль позволяет учителям сделать вывод о том, является ли правильной методика организации домашней работы и подготовлены ли дети к ее выполнению.

Самая большая ценность контроля состоит в том, что он позволяет своевременно устранить пробелы в знаниях и умениях учеников. Если учащийся без уважительных причин не выполнит соответствующих заданий или же выполнит их небрежно и с ошибками, то эти недостатки он устраняет под влиянием контроля. Ученик выполняет работу или вносит исправления, а затем отчитывается перед учителем.

В зависимости от характера домашней работы контроль может осуществляться различными методами. Как правило, на это отводится первая часть урока. Иногда же, если домашняя работа не увязывается с темой нового урока, контроль можно перенести на конец урока.

Проверка домашних работ, основанных на наблюдениях, усвоений книжных сведений или заучивания наизусть, может иметь различный характер. Сравнительно небольшая трудность появляется при количественном контроле, труднее убедиться в качественном выполнении работы учащимся.

Чаще всего применяется форма беседы, особенно с учащимися младших классов. Но поскольку в жизни постоянно приходится сталкиваться с необходимостью более широкого представления вопросов(дел), необходимо и в школе постепенно приучать школьников самостоятельно давать исчерпывающие ответы, поскольку только такие ответы служат доказательством основательно проведенного наблюдения, сбора сведений, изучения чего-либо.

Проверка домашних работ, как правило, завершается их оценкой. Она придает этим работам большую значимость, становится стимулом для их качественного выполнения. Но этим условиям отвечает только справедливая оценка, с соответствующей мотивировкой, и это как в том случае, когда учитель хочет обратить внимание на старание, добросовестность или самостоятельность учащихся, так и в том, когда показывается, что причиной неудовлетворительного выполнения домашней работы является внимательность, отсутствие прилежания или даже неправильное отношение к работе.

Методически правильно проведённая проверка выполнения заданий учениками служит средством для пополнения, углубления и систематизации их знаний. Проверка в какой-то мере требует от учеников упражнения в высказывании своих мыслей, применения знаний на практике. Она содействует образованию у них географических практических навыков. Она даёт большие возможности для проведения идейно-политического воспитания.

Но всё диалектично: всё может перейти в свою противоположность,-- положительное может стать отрицательным.

Хорошо, когда отметки побуждают учеников старательнее и настойчивее работать. Но плохо, когда ученики привыкают прилежно заниматься не из любви к науке, не из любознательности, не из сознания своего долга, а только из честолюбия, чтобы получить хорошую отметку или, наоборот, из страха, чтобы не получить плохой отметки.

Учителю надо иметь это в виду и делать упор на развитие любви, интереса к науке, на развитие познавательной потребности в ребёнке. Отметка должна служить только средством к этому. И нужно воспитательными мерами решительно не допускать, чтобы отметка из средства стала для ученика целью.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.

Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений применять их на практике

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если отказаться от контроля домашнего задания или относится к нему недостаточно серьёзно, можно разочаровать тем самым ученика, поскольку игнорируя его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

домашнее задание учащийся обучение

Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи . Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные . Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке . Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки . Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.

На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются:

1) проверка письменных домашних заданий;

2) проверка теоретических знаний;

3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков.

Проверка письменных домашних заданий – это средство выяснения уровня знаний, умений и навыков по пройденному на предыдущем уроке материалу, средство установления преемственной связи между уроками. Проверка домашнего задания должна быть регулярной, разнообразной. Стандартная форма проверки – сплошное устное комментированное чтение. Проверку домашнего задания можно активизировать следующими способами: 1.Проведением выборочной проверки, требующей от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты и классифицировать их в соответствии с целевой установкой. 2.Самопроверка, позволяющая учащимся проверить выполненную работу путём сличения с образцом, заранее записанным на доске, с помощью словарей, справочных пособий и т.д. 3.Взаимопроверка, позволяющая учащимся обменяться тетрадями и отметить ошибки в работах друг друга. Можно также привлечь консультантов, помощников учителя. 4.Выполнение задания аналогичного домашнему. В этом случае домашнее задание проверяется учителем после урока. 5.Написание различных диктантов, включающих в себя слова, словосочетания, предложения из домашнего упражнения. Проверка домашнего задания должна проводиться в начале урока и длиться до 10 минут.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11. Методика проверки домашнего задания:

  1. Вопрос 2. Способы проверки домашнего задания. Их сильные и слабые стороны.
  2. Примерный вариант решения индивидуального домашнего задания «Вычисление пределов»


Вверх