Краткая история лезгин и лезгинки. Танец лезгинка

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.

Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры. До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «БалкIандаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «ЧIулав кьил» («Черная голова»), эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.

Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой. Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех. В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности — арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК. А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзан-лакзин-лезгин.

У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» — боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен — языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл»- танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».

Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лекIури», иранцы — «лазги», дагестанские народы — «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.

Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»), «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.

О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой.Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили. Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет…

«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся. Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить. Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться. Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.

В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.

В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами. Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества. Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля — она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.

А еще лучше, чем спорить о танце, лучше им овладеть! Танцуй лучше всех, — и он твой навсегда!

Фейзудин Нагиев,
Филологиядин илимрин доктор

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.

Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры. До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «БалкIандаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «ЧIулав кьил» («Черная голова»), эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.

Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой. Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех. В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности — арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК. А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзан-лакзин-лезгин.

У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» — боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен — языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл»- танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».

Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лекIури», иранцы — «лазги», дагестанские народы — «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.

Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»), «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.

О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой.Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили. Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет…

«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся. Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить. Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться. Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.

В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.

В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами. Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества. Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля — она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.

Описание

Лезгинка — является старинным народным быстрым кавказским танцем, а также сопутствующая ему музыка. Иноземцы в древние времена звали народы Дагестана Лезгинами, от этого и произошло название - Лезгинка.

Лек -"лезгин, орел", народы-соседи интерпретировали слово «лек», как название отдельного народа, сами же леки вкладывали понятие «человек-орел».

Трудно встретить человека, который не слышал об этом зажигательном танце, торговые пути, которые проходили через Кавказ, объединяли Европу и восточные страны. Путешественники, проезжавшие Дагестан, не могли не обратить внимание на танец, который до этого нигде не встречали.

Лезгинка - представляет собой своего рода соревнование, которое устраивают между собой молодые люди. Исполнение требует от юношей ловкости и большой силы, а от девушек изящества и плавности. Она очень быстрая и темпераментная. Этот знаменитый танец - отголосок языческих ритуалов, основной элемент которых был образ орла. Образ прекрасно передается исполнителями, особенно в тот момент, когда они встают на носки и раскидывают руки-крылья, начинают описывать плавные круги, как орел, который собирается взлететь.

Описание движений и образа

Очень грациозный, с резкими и четки движениями, а также выпадами, танец служит демонстрацией мужества и духа исполнителя. Зрелищность его достигается пика, когда исполнение происходит в национальных костюмах и сопровождается музыкальным ансамблем. Размер 6/8, темп быстрый, мелодия динамичная и четкая.

В лезгинке присутствует два образа: мужчина - орел и женщина-лебедь. Мужчина чередует стремительный и быстрый темп, самое трудное движение - это стоять на носках, раскинув руки. Женщина танцует, держа крепко осанку, и плавно движет руками. Темп движений исполнительницы растет в соответствии с темпом исполнителя.

Рисунок и образ неизменны и едины, но каждая народность Кавказа имеет свою собственную стилевую разновидность движений, которые используются в танце.

Присутствие в произведениях классики

Лезгинка своей музыкой, у которой четкий ритм и энергичные движения, привлекла внимание многих, известных миру, композиторов. В «Руслане и Людмилу» - Глинка, в «Демон» - Рубинштейн добавили стихийную, бурную и страстную лезгинку.

Танец и музыкальная композиция остается популярной и в наше время, современные исполнители часто ее используют.

Соревнования между исполнителями смотрите на видео и фото, которые присутствуют на сайте.

Горные кавказские народности известны многими традициями и обычаями, однако наибольшую популярность они приобрели благодаря умению танцевать зажигательный танец под названием . Это танец, который напрямую ассоциируется с кавказцами и их замечательными традициями.

История танца насчитывает не один десяток лет. Лезгинка воплощает в себя как мужество кавказских мужчин, так и умение одновременно четко и грациозно двигаться. Никто однозначно не сможет ответить на вопрос о том, сколько конкретно лет танцу, однако современная лезгинка превратилась в некий прообраз древнейших кавказских ритуальных танцев.

Кавказские танцоры. фото.

Мужчины в танце

По некоторым мнениям, лезгинка является танцем, который отплясывали кавказские мужчины перед ответственным боевым сражением . Именно по этой причине современную лезгинку танцуют в большей части именно представители сильного пола. Тем не менее, девушки тоже оценили грациозность данного танца и не стесняются его танцевать. В наше время сотни тысяч человек исповедывают в какой-то мере культ - замечательный танец лезгинку. По другой версии, тысячи лет назад, ингушский парень увидел необыкновенной красоты девушку и бросился к ней. Действо сие происходило под музыку, поэтому молодой человек, охваченный страстью, закружился в танце, попеременно вставая на колени. Так зародился танец, выражающий любовь и уважение.

Другие исследователи танца пришли к выводу о том, что зародилась лезгинка в Лезгистане - южной части современной Республики Дагестан. В этой области создался тот вид танца, который на сегодняшний день любят сотни тысяч приверженцев. Важно отметить, что не существует четких традиций, определяющих момент, когда же все-таки следует танцевать лезгинку. Танец можно исполнять как по какому-либо знаменательному случаю, так и, что называется, для души. При этом для исполнения лезгинки нужно минимум принадлежностей, а иногда обходятся простым барабаном для отбивания такта или хлопанием в ладоши. В настоящее время танец лезгинка приобрел олицетворение счастья, дружбы и любви.

Запрет на исполнение танцев в городе России

14 декабря 2012 в Ростове-на-Дону милиция получила приказ пресекать исполнение народных кавказских танцов. Это вызвано гибелью Максима Сычева - студента русской национальности от руки кавказских преступников.

Уж сколько раз мне приходилось слышать споры по поводу того, где впервые появилась . Чеченцы, ингуши, кабардинцы — все утверждают, что именно они первыми придумали лезгинку. Дальше всех в этом споре пошли лезгины, утверждающие, что главный кавказский танец назван в честь их народа. Кстати, об этом я писал целую статью«Причастны ли лезгины к появлению танца лезгинка?» , в которой доказывал, что лезгины вложили усилий в появление танца не больше остальных народов Кавказа.

Причина всех этих споров очень проста: каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя самого известного и красивого, а главное – древнего, танца народов Кавказа . И в этой статье мы разберемся, где же все-таки находится родина лезгинки ? Да, прошу тех, кто «болеет» национальным чванством дальше не читать эту статью, так как она может нанести непоправимый вред вашему самолюбию, а, возможно, и здоровью.

Если вы помните, в курсе школьной географии есть два основополагающих понятия: теорема и аксиома. Следующие мысли можете воспринимать как аксиому, не требующую доказательства. Впервые явилась миру именно в Дагестане, потому здесь по праву находится родина лезгинка . Кстати, школа лезгинки в Дагестане самая сильная на Кавказе и в мире. Традиционная культура везде – вокруг нас и внутри нас. Нигде, как в Дагестане, не приучают детей с пеленок танцевать лезгинку. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму – ритму восприятия жизни. Предлагаю посмотреть красивейший танец в исполнении самого известного в мире ансамбля танцев народов Кавказа «Лезгинка» :

Повторюсь еще раз, – это танец народов такой многоликой республики как Дагестан ,танец всех ее народов. Под ее знаменами стоят также все горские народы Кавказа – от Грузии до Чечни. Ее знают все, ее любят все, ее танцуют все. Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, лезгинка – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения народов. Лезгинка – это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного. Представляю вам танец с креативом - лезгинка на льду:

Я очень надеюсь на то, что моя статья станет началом прекращения всех споров по поводу того, где же появился главный народный танец Кавказа. Вместо того, чтоб спорить, необходимо обучаться лезгинке и оттачивать свое танцевальное мастерство.

....................................................................................................​...........

Лезгинка на немецком танке:

Кади Абакаров родился 9 мая 1913 г. в с. Эчеда Цумадинского района в бедной семье. Он рано потерял отца, детство его было трудное. Учился в школах с. Эчеда, Тинди, Цумада, Ботлих. Трудовую деятельность начал в колхозе. Работал бригадиром, заведовал фермой, был председателем колхоза, инспектором госстраха.

Накануне войны Кади Абакаров работал полевым бригадиром. Он со своими товарищами купался в Андийском Койсу, когда к ним прибежал мальчик, который сообщил о вероломном нападении Германии на Советский Союз.

В небольшом немецком селении Вербух, расположенном у подножья Зиловских высот, 17 апреля 1945 г., старшина Абакаров проявил образцы мужества и героизма. Под огнем противника он организовал группу бойцов в количестве 4 человек и в неравном бою уничтожил 7 немецких танков, 2 самоходные пушки и 60 немцев. Сам Кади в течение 17 минут уничтожил 5 танков «Тигр» и одну самоходную установку. Кади Абакаров поднялся на немецкий танк и отплясал лезгинку. За этот бесстрашный подвиг укротителю «Тигров» эчединцу Кади Абакарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из воспоминаний маршала Советского Союза Г.К. Жукова:

«Зиловские высоты ограничивали не только действия наших танков, но и явились серьезным препятствием для артиллерии. Они закрыли глубину обороны противника: делали невозможным ее наблюдение с земли. Артиллеристам приходилось преодолевать эти трудности усилением огня, но зачастую стрелять по площадям.

Для противника удержание этого важнейшего рубежа имело еще и моральное значение. Ведь за ним – Берлин. Гитлеровская пропаганда всячески подчеркивала решающее значение «непреодолимости» Зиловских высот, называя их то «замком» Берлина, то «непреодолимой крепостью».

Когда ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза Кади Абакарову было представлено маршалу Г.К.Жукову и командир 301 стрелковой дивизии, генерал Антонов доложил маршалу, что этоКади Абакаров со своими ребятами уничтожили более 100 танков и самоходных артустановок у Зиловских высот, то Жуков сказал:

«Бои были ожесточенные, наступали со всех сторон: спереди немецкие «тигры», с тыла Верховный, так что таким героям ничего не жалко давать. Молодец горячий кавказец!»

....................................................................................................​....

Лезгинка на Олимпийском ковре:

АБДУЛБЕКОВ Загалав родился 29 декабря 1945 в с. Карата Дагестанской АССР, советский спортсмен (вольная борьба), заслуженный мастер спорта СССР (1971). Олимпийский чемпион 1972 по вольной борьбе в весовой категории 62 кг, чемпион мира (1971-1973), чемпион СССР (1966-1973).

Блестяще выступил Загалав Абдулбеков, который первым из борцов Северного Кавказа взошел на высшую ступень олимпийского пьедестала. В решающей схватке с турком Акдагом он сотворил настоящее чудо. Чтобы завоевать «золото», ему надо было во что бы то ни стало добиться победы на туше, тогда как его соперника устраивало поражение по баллам. И Загалав добился своего, припечатав турка лопатками к ковру. А когда рефери поднял его руку, он в порыве нахлынувших на него эмоций прямо на ковре сплясал лезгинку.



Вверх