Краткая характеристика глинки. Глинка, Михаил Иванович – краткая биография

Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857) – великий русский композитор.

Играть на фортепиано Михаил стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке и создал первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений написал во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Михаил Иванович Глинка

Имя Михаила Ивановича Глинки не случайно стоит в истории русского искусства рядом с именем Пушкина. Они были современниками, почти ровесниками (Глинка на пять лет моложе), композитор не раз обращался к творчеству поэта, писал романсы на его стихи, создал оперу «Руслан и Людмила».

Но к Пушкину обращались многие и до Глинки, и после него. Важно то, что у обоих гениальных художников была единая задача, блистательно ими решенная: найти дорогу, по которой русские художники выйдут в один ряд с классиками мирового искусства. Это сделали, прежде всего, они сами - Пушкин и Глинка, став основоположниками русской литературной и музыкальной классики. Пушкина и Глинку сближает и ясный, светлый и оптимистический взгляд на мир, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям. Отсюда такая стройность и ясность их собственных произведений.

Глинка осознал свое призвание очень рано. В помещичьем доме села Новоспасского, близ города Ельни (ныне Смоленская область), где он родился и провел детские годы, музыка звучала постоянно: играл крепостной оркестр, музицировали приезжавшие в гости любители музыки. Миша Глинка учился играть на фортепиано, немного на скрипке, но более всего любил слушать музыку. «Музыка - душа моя»,- сказал однажды мальчик учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках. Глинка М.И. Портрет.

Петербургский Благородный пансион, куда Глинка поступил тринадцати лет, дал ему хорошее образование. Среди учителей были люди, преданные науке, любившие искусство. Глинке посчастливилось: его ближайшим воспитателем - гувернером - стал молодой преподаватель русской словесности Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина (в будущем участник восстания декабристов). Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Продолжались и музыкальные занятия. Глинка учился у лучших петербургских педагогов, в частности у Шарля Майера, молодого пианиста, уроки которого вскоре превратились в совместное - на равных - музицирование. Но в глазах семьи обучение музыке будущего композитора было, как и у большинства его современников, лишь частью обычного светского воспитания. После пансиона Глинка поступил в ГУ путей сообщения

Окончив пансион, Глинка поступил на службу, ничего общего с музыкой не имевшую, - в Главное управление путей сообщения. По внешности жизнь его была похожа на жизнь других молодых людей его времени и его круга, но чем дальше, тем больше овладевала им жажда творчества, жажда музыкальных впечатлений. Он впитывал их всюду и везде - на оперных спектаклях, на любительских музыкальных вечерах, во время поездки на Кавказ для лечения, где слух его был поражен народной музыкой, совсем не похожей на европейскую. Он сочинял романсы, и некоторые из ранних его опытов мы и сейчас можем отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Такова элегия на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды» или романс «Бедный певец» на слова В. Жуковского.

Звучащие в некоторых сочинениях раннего периода горечь и разочарование не были только данью романтической моде. Глинка, как и большинство русских честных людей, был глубоко потрясен разгромом декабрьского восстания 1825 года, тем более что среди восставших были и его товарищи по пансиону, и его учитель Кюхельбекер.

С детских лет Глинкой владела страсть к путешествиям, любимым его чтением были книги с описанием дальних стран. Не без труда преодолев сопротивление семьи, он в 1830 году отправился в Италию, привлекавшую его не только роскошью природы, но и музыкальными красотами. Здесь, на родине оперы, он ближе познакомился с творчеством всемирно известных композиторов, в частности баловня Европы Россини, а с Винченцо Беллини встретился и лично. Здесь впервые зародилась у Глинки мысль написать оперу. Замысел этот был еще не вполне ясен. Композитор знал лишь, что это должна была быть национальная русская опера, и при этом опера, в которой музыка была бы равноправной частью музыкальнно-драматического целого, а не включалась бы в действие в виде отдельных эпизодов.

Однако, чтобы написать такую оперу, нужно было обладать большим запасом знания и опыта. Знакомясь везде, где только можно было, с творениями великих мастеров. Глинка постиг уже многое. Но нужно было привести знания в порядок и систему. И вот, пробыв в Италии около четырех лет, наполненных незабываемыми впечатлениями от природы и искусства этой страны. Глинка осенью 1833 года отправился в Берлин, к известному «музыкальному знахарю», как он выразился в письме к матери, ученому-теоретику Зигфриду Дену. Нескольких месяцев занятий оказалось достаточно, чтобы Глинка почувствовал уверенность в себе и смог, вернувшись на родину, приступить к выполнению заветной мечты - к созданию оперы. Опера Глинки “Иван Сусанин”

Сюжет оперы был подсказан Глинке поэтом Жуковским. Это был исторический факт: подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой, вторгшейся на нашу землю, чтобы посадить на русский трон польского королевича Владислава, завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил и врагов. Сюжет этот уже не раз привлекал внимание русских художников, поскольку события начала XVII века невольно ассоциировались с пережитым Россией нашествием Наполеона, а подвиг Сусанина - с подвигами известных и безвестных героев-партизан 1812 года. Но было одно сочинение, стоявшее особняком: поэтическая «Дума» Кондратия Рылеева – поэта-декабриста, воплотившего в ней прямой, бескомпромиссный, величественный характер крестьянина-патриота. Глинка с воодушевлением принялся за дело. Вскоре был готов и план оперы, и большая часть музыки. Но не было ее текста! И Жуковский посоветовал Глинке обратиться к барону К.Ф.Розену, довольно известному (хотя и не первого ранга) литератору. Розен был человеком образованным, чрезвычайно интересовался вопросами драматургии. Он восторженно приветствовал пушкинского «Бориса Годунова» и даже перевел его на немецкий язык. А главное, он умел писать стихи к уже готовой музыке.

27 ноября 1836 года опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Национальным был не только сюжет, но и музыка, основанная на принципах народного музыкального мышления, народного творчества. Как выразился тогда музыкальный писатель В.Одоевский, Глинке удалось «возвысить народный напев до трагедии». Это относится и к партии Сусанина, и к замечательным народным хорам. И как контраст простым и величественным народным сценам Глинка создал картину блестящего польского бала, на котором шляхта как будто заранее праздновала победу над русскими.
Опера Глинки “Руслан и Людмила”

Успех «Ивана Сусанина» окрылил Глинку, и он задумал новое сочинение - оперу «Руслан и Людмила». Но работа двигалась трудно и с перерывами. Отвлекала служба в придворной певческой капелле, не способствовала творчеству и домашняя обстановка - разлад с женой, которая оказалась человеком глубоко равнодушным к делу жизни Глинки.

Шли годы, и сам Глинка стал иначе смотреть на юношескую поэму Пушкина, видя в ней не только вереницу увлекательных приключений, но и нечто более серьезное: повесть о верной любви, побеждающей коварство и злобу. Поэтому только увертюра к опере летит на всех парусах, под стать поэме, все же действие развертывается неторопливо, эпически.

«Волшебник Глинка»,- назвал как-то композитора А. М. Горький. И действительно, необычайно ярко в опере нарисованы сцены в чертогах волшебницы Наины, в садах Черномора. В них преображены звуковые образы реальной действительности - и услышанные в юности напевы народов Кавказа, и персидская мелодия, бог весть какими путями залетевшая в Петербург, и мелодия, которую про себя напевал извозчик-финн, возивший Глинку на водопад Иматру…
Опера “Руслан и Людмила” (Голова) Глинки

«Руслан и Людмила» - сочинение, в котором мы и до сих пор открываем не расслышанные ранее красоты, в свое время было оценено по достоинству немногими. Но среди них, помимо русских друзей, был всемирно известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще его исполнял.

Несмотря на жизненные трудности, в «руслановские годы» Глинка создал много и других замечательных произведений - музыку к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» - тоже на слова Кукольника. Памятью о глубоком чувстве Глинки к Екатерине Керн (дочери Анны Керн, в свое время воспетой Пушкиным) остался прекрасный романс «Я помню чудное мгновенье» и симфонический «Вальс-фантазия» - своего рода музыкальный портрет юной девушки на праздничном фоне бала.

Михаил Глинка с супругой

Весной 1844 года Глинка отправился в новое путешествие - во Францию, а оттуда - через год - в Испанию. Самобытная, горячая и страстная народная музыка Испании пленила Глинку и нашла творческое отражение в двух симфонических увертюрах: «Арагонской хоте» (хота - жанр испанских песен, «неразлучных с пляской», как говорил Глинка) и «Воспоминании о летней ночи в Мадриде»- сочинениях, которые Глинка, по его словам, хотел сделать «равно докладными знатокам и простой публике». Та же, в сущности, цель была поставлена и достигнута в знаменитой «Камаринской» - фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой. В этом сочинении, как сказал потом Чайковский, «как Дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последние годы жизни Глинки были наполнены новыми замыслами.


Прославленный мастер, известный и на родине, и за рубежом, он не уставал учиться, осваивать новые формы искусства. В частности, его привлекали древнерусские церковные напевы, в которые было вложено вдохновение и мастерство многих поколений распевщиков, вышедших из народа. Найти для этих музыкальных сокровищ соответствующую им оправу должен был помочь старый знакомый Глинки Зигфрид Ден, теперь уже, конечно, не учитель, а друг и советчик. И Глинка, которым и в эти годы, как встарь, владела «охота к перемене мест», отправился в Берлин. Это было его последнее путешествие, из которого он уже не вернулся.

3 февраля (15 - по новому стилю) 1857 года Глинки не стало. Через несколько месяцев гроб с его телом был перевезена родину и захоронен в Петербурге. В последние годы жизни, в те недолгие месяцы, которые Глинка проводил в Петербурге, его окружали музыканты и любители музыки, представители более молодого поколения. Это были композиторы А. С. Даргомыжский и А. Н.Серов, братья Стасовы (Владимир - историк, археолог, критик и Дмитрий - юрист), В. П. Энгельгардт - музыкант-любитель, в будущем известный астроном. Все они боготворили Глинку, восхищались всем, что выходило из-под его пера. И для этого поколения, и для следующего, только еще вступавшего на музыкальную дорогу. Глинка стал учителем и основоположником.

Интересен и тот факт, что первым гимном Российской Федерации с 1990 по 2000 годы стала “Патриотическая песня” именно Михаила Ивановича Глинки. Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для неё не было. Неофициальный текст планировали ввести в 2000 году:

Славься, славься, родина - Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом
И звучат священные слова:
Славься, Русь - Отчизна моя!

Но новый Президент В. Путин выбрал мелодию советского гимна.

Основные сочинения.

Оперы:

  • «Иван Сусанин» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1843)
  • Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский» (1840)

Для оркестра:

  • «Вальс-фантазия» (1845)
  • 2 испанских увертюры - “Арагонская хота” (1846) и «Ночь в Мадриде” (1848)
  • “Камаринская” (1848)

Камерные ансамбли:

  • 80 романсов, песен, арий на стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова
  • цикл “Прощание с Петербургом» (слова Н. Кукольника).

Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены. Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии.

Глинке принадлежит выдающаяся историческая роль в русской классической музыке. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке.

В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом» была написана также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840) и многочисленные романсы. В 1844 году Глинка предпринял вторую поездку за границу.

В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Обращаем ваше внимание, что в России Uber работает только в Москве и Санкт-Петербурге. А Gettaxi еще в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга.

Творчество М.И.Глинки - произведения, жанры, анализ

Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими. Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин».

Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен. Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

После «Руслана и Людмилы» Глинка приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной. Ко времени расцвета гения М.Глинки Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов. Глинка в вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений.

Музыка Глинки синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Неоценимый вклад М.Глинка внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Кроме того, М.Глинка выступает ярким мастером полифонии.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года. Говорят, что при рождении Михаила, возле его дома всё утро пели соловьи. Михаил Глинка рос набожным мальчиком. Воспитанием сына начинает заниматься его мать. Через четыре года Глинка начнет обучаться игре на скрипке и фортепьяно. В столице Михаил Иванович берет частные уроки у сильнейших музыкантов своего времени. Интересный, факт, что одноклассником Михаила был младший брат Александра Пушкина – Лев. Великий поэт частенько навещал брата, так Глинка и познакомился с Пушкиным.

Глинка, был человеком творческим, естественно нуждающимся в общение с интересными людьми. В 1834 году Глинка возвращается на Родину, в его голове множество мыслей.

После оперы «Жизнь за царя», композитор написал такие гениальные произведения, как «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс – фантазия». Глинка много путешествовал по Европейским странам, открывал для себя новые горизонты и просторы для полета мысли и творчества. В конце жизни, Михаил Иванович стал сочинять и переделывать церковные мелодии. Михаил Иванович был замечательным композитором, творчество которого пронесено русским народом через десятки лет. Глинка был не только талантливым композитором, но и истинным патриотом.

Внимания заслуживает все творчество Глинки. В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство. Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское.

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Премьера «Жизни за царя» произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество.

Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого.

Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития - классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все творчество Глинки. Кратко охарактеризовать следует все жанры, в которых он плодотворно работал. Во-первых, это его оперы. Они приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Его романсы наполнены особой чувственностью и красотой. Симфоническим произведениям присуща невероятная живописность. В народной песне Глинка открыл поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство.

Творчество и Детство и юность

Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны. Всегда его привлекало звучание колокольного звона, которому он вскоре начал подражать на медных тазах. Он рано начал читать и был любознательным от природы. Благоприятно сказалось чтение старинного издания "О странствиях вообще". Оно пробудило большой интерес к путешествиям, географии, рисованию и музыке. Перед поступлением в благородный пансион он занимался уроками по фортепиано и быстро преуспевал в этом нелегком деле.

Зимой 1817 года его отправляют в Петербург в пансион, где он провел четыре года. Учился у Бема и Фильда. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены. С 1824 года посещает Кавказ, где служит до 1828 года помощником секретаря путей сообщения. С 1819 по 1828 периодически посещает родное Новоспасское. После знакомится с новыми друзьями в Петербурге (П. Юшковым и Д. Демидовым). В этот период создает свои первые романсы. Это:

  • Элегия "Не искушай меня" на слова Баратынского.
  • "Бедный певец" на слова Жуковского.
  • "Я люблю, ты мне твердила" и "Горько мне, горько" на слова Корсака.

Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу "Жизнь за царя".

Первая поездка за границу

В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии. Это было его первое путешествие за границу. Он отправился сюда, чтобы поправить свое здоровье и насладиться окружающей природой неизведанной страны. Полученные впечатления дали ему материал для восточных сцен оперы "Руслан и Людмила". В Италии он находился до 1833 года, в основном был в Милане.

Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Здесь происходит его знакомство с живописцем К. Брюлловым, московским профессором С. Шевыряевым. Из композиторов - с Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом и другими. В Милане у Риккорди он публикует некоторые свои произведения.

В 1831-1832 сочиняет две серенады, ряд романсов, итальянские каватины, секстет в тональности ми-бемоль мажор. В аристократических кругах он был известен как Maestro russo.

В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он написал "Русскую симфонию". В это время талант композитора развивается. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. В своих "Записках" он признается, что все это время он искал свой путь и стиль. Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по-русски.

Возвращение на родину

Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву. Он встречается здесь с Мельгуновым и восстанавливает былые знакомства с музыкальными и литературными кругами. Среди них Аксаков, Верстовский, Погодин, Шевырев. Глинка решил создать русскую Он взялся за романтическую оперу "Марьина роща" (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет "Ивана Сусанина". В этот период времени сочиняет такие романсы: "Не называй ее небесной", "Не говори, любовь пройдет", "Только узнал я тебя", "Я здесь, Инезилья". В личной жизни у него происходит большое событие - женитьба. Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая - польской, третья - торжественным финалом. Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов.

Премьера "Жизни за царя" произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: "Ночной смотр", "Северная звезда", еще одну сцену из "Ивана Сусанина". Принимается за новую оперу на сюжет "Руслана и Людмилы" по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой. В период жизни с "братией" (1839-1841) создает ряд романсов. Опера "Руслан и Людмила" была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить. Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.

Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет. Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет "Арагонскую хоту". Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения "Ночь в Мадриде". Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Последние годы жизни

В июле 1847 года он возвращается на родину. Живет определенное время в Новоспасском. Творчество Михаила Глинки в этот период возобновляется с новой силой. Он пишет несколько фортепианных пьес, романс "Ты скоро меня позабудешь" и другие. Весной 1848 года отправляется в Варшаву и проживает здесь до осени. Пишет для оркестра "Камаринскую", "Ночь в Мадриде", романсы. В ноябре 1848 года приезжает в Петербург, где всю зиму болеет.

Весной 1849 года снова едет в Варшаву и живет здесь до осени 1851 года. В июле этого года заболел, получив печальное известие о смерти матери. В сентябре возвращается в Петербург, живет с сестрой Л. Шестаковой. Сочиняет крайне редко. В мае 1852 года едет в Париж и находится здесь до мая 1854. С 1854-1856 живет в Петербурге с сестрой. Увлекается русской певицей Д. Леоновой. Для ее концертов создает аранжировки. 27 апреля 1856 года уехал в Берлин, где поселился по соседству с Деном. Он каждый день приходил к нему в гости и руководил занятиями по строгому стилю. Творчество М. И. Глинки могло бы продолжаться. Но вечером 9 января 1857 года он простудился. 3 февраля Михаил Иванович умер.

В чем заключается новаторство Глинки?

М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве. Он был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и контрапункта). Творчество содержит достаточно яркие образцы такого плана. Это его народная музыкальная драма "Жизнь за царя", эпическая опера "Руслан и Людмила". В качестве примера русского симфонического стиля можно назвать "Камаринскую", "Князя Холмского", увертюры и антракты к его обеим операм. Его романсы являются высокохудожественными образцами лирически и драматически выраженной песни. Глинку по праву считают классическим мастером мирового значения.

Симфоническое творчество

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений. Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма. Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр. "Арагонская хота", "Вальс-фантазия", "Камаринская", "Князь Холмский" и "Ночь в Мадриде" составляют симфоническое творчество Глинки. Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив "Камаринскую" с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Оперное наследие композитора

"Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила" составляют оперное творчество Глинки. Первая опера - это народная музыкальная драма. В ней переплетается несколько жанров. Во-первых, это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические события 1612 года). Во-вторых, в ней содержатся черты эпической оперы, лирико-психологической и народной музыкальной драмы. Если "Иван Сусанин" продолжает европейские тенденции, то "Руслан и Людмила" являет собой новый тип драматургии - эпический.

Она была написана в 1842 году. Публика не смогла ее оценить по достоинству, она была непонятна большинству. В. Стасов был одним из немногих критиков, кто заметил ее значимость для всей русской музыкальной культуры. Он подчеркивал, что это не просто неудачная опера, это новый тип драматургии, совершенно неизвестный. Особенности оперы "Руслан и Людмила":

  • Неторопливое развитие.
  • Отсутствие прямых конфликтов.
  • Романтические тенденции - красочность и картинность.

Романсы и песни

Вокальное творчество Глинки создавалось композитором на протяжении всей жизни. Он написал более 70 романсов. В них воплощены разнообразные чувства: любовь, печаль, душевный порыв, восторг, разочарование и т. д. В некоторых из них запечатлены картины быта и природы. Глинке подвластны все виды бытового романса. "русская песня", серенада, элегия. Он охватывает и такие бытовые танцы, как вальс, полька и мазурка. Композитор обращается к жанрам, которые характерны музыке иных народов. Это итальянская баркарола и испанское болеро. Формы романсов достаточно многообразны: трехчастная, простая куплетная, сложная, рондо. Вокальное творчество Глинки включает тексты двадцати поэтов. Ему удалось передать в музыке особенности поэтического языка каждого автора. Главным средством выражения многих романсов служит напевная мелодия широкого дыхания. Огромную роль играет фортепианная партия. Практически все романсы имеют вступления, которые вводят в обстановку действия и задают настроение. Очень известны такие романсы Глинки, как:

  • "В крови горит огонь желанья".
  • "Жаворонок".
  • "Попутная песня".
  • "Сомнение".
  • "Я помню чудное мгновенье".
  • "Не искушай".
  • "Ты скоро меня позабудешь".
  • "Не говори, что сердцу больно".
  • "Не пой, красавица, при мне".
  • "Признание".
  • "Ночной смотр".
  • "Воспоминание".
  • "К ней".
  • "Я здесь, Инезилья".
  • "Ах ты ночь ли, ноченька".
  • "В минуту жизни трудную".

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Ярчайшим примером инструментального ансамбля служит крупное произведение для фортепиано и струнного квинтета Глинки. Это замечательный дивертисмент по мотивам известной оперы Беллини "Сомнамбула". Новые замыслы и задачи воплощены в двух камерных ансамблях: "Большом секстете" и "Патетическом трио". И хотя в этих произведениях чувствуется зависимость от итальянской традиции, они вполне самобытны и оригинальны. В "Секстете" наблюдается насыщенная мелодия, рельефный тематизм, стройная форма. концертного типа. В этом произведении Глинка попытался передать красоту итальянской природы. "Трио" - полная противоположность первому ансамблю. Его характер мрачный и взволнованный.

Камерное творчество Глинки значительно обогатило исполнительский репертуар скрипачей, пианистов, альтистов, кларнетистов. Камерные ансамбли привлекают слушателей необычайной глубиной музыкальных мыслей, разнообразием ритмо-формул, естественностью мелодического дыхания.

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется "классический". Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. "Иван Сусанин" - это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты. "Руслан и Людмила" - это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного. Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой. Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна. Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов. Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. В своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, маэстро так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства.

Краткую биографию Михаила Ивановича Глинки и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. Согласно биографии Глинки в 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.


С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками - Беллини, Доницетти и Мендельсоном , изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя », после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.


В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала «Руслана и Людмилы » музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.



Интересные факты

  • М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» - первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
  • Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
  • Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
  • «Руслан и Людмила» - опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.
  • По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
  • Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
  • Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
  • «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.


  • Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
  • В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
  • У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое - сестры Мария, Людмила и Ольга.
  • Глинка признавал, что мужскому обществу предпочитает женское, поскольку дамам нравились его музыкальные таланты. Он был влюбчивым и увлекающимся. Мать даже опасалась отпускать его в Испанию, из-за горячих нравов местных ревнивых мужей.
  • Супругу композитора долгое время принято было представлять как недалекую женщину, не понимавшую в музыке и любившую только светские развлечения. Соответствовал ли такой образ действительности? Мария Петровна была женщиной практического склада, чем, вероятно, не оправдала романтических ожиданий своего мужа. Кроме того, на момент свадьбы ей было всего 17 лет (Глинке – 30), она только вступила в период выходов в общество, балов и праздников. Стоит ли ее наказывать за то, что она была увлечена нарядами и своей красотой более чем творческими прожектами мужа?
  • Вторая любовь Глинки Екатерина Керн была полной противоположностью его жене – некрасивая, бледная, но тонко чувствующая, понимающая искусство интеллектуалка. Вероятно, именно в ней композитор увидел те черты, которые тщетно пытался найти в Марии Петровне.
  • Карл Брюллов нарисовал немало карикатур на Глинку, которые задевали композиторское самолюбие.


  • Из биографии Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
  • Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
  • Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
  • «Патриотическую песню» Глинка написал в надежде, что она станет новым российским гимном. Так и случилось, но не в 1833, когда выбрали «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова, а в 1991 году. За 9 лет, пока «Патриотическая песня» была национальным символом, к ней так и не были написаны слова. В том числе и по этой причине в 2000 году гимном России снова стала музыка Государственного гимна СССР А.Б. Александрова.
  • Премьерой «Руслана и Людмилы» в постановке Д. Чернякова Большой театр открылся после реконструкции в 2011 году.
  • Мариинский театр – единственный в мире, где в текущем репертуаре идут обе оперы композитора.

Творчество


Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным. В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио». В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.

Путешествуя по Европе, Глинка все более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, который принял непосредственное участие в создании текста произведения. Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера построена на противопоставлении двух тем – русской с ее разливной напевностью и польской с ее ритмичными, громкими мазуркой и краковяком. Апофеозом стал хор «Славься» - не имеющий аналогов торжественный эпизод. «Жизнь за царя» была представлена в Большом театре Санкт – Петербурга 27 ноября 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К. Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Мнение публики разделилось – одних шокировала простая «мужицкая» тема, другие посчитали музыку слишком академичной и сложной для восприятия. Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил ее автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя».

Еще при жизни А.С. Пушкина Глинка задумал перенести на музыкальную сцену поэму «Руслан и Людмила» . Однако эта работа началась только в скорбный год кончины великого поэта. Композитору пришлось привлечь нескольких либреттистов. Сочинительство заняло пять лет. В опере совершенно иначе расставлены смысловые акценты – сюжет стал более эпичным и философским, но несколько лишенным иронии и фирменного пушкинского юмора. По ходу действия герои развиваются, испытывают глубокие чувства. Премьера «Руслана и Людмилы» прошла в столичном Большом театре 27 ноября 1842 года – спустя ровно 6 лет после «Жизни за царя». Но на дате сходства двух премьер исчерпываются. Встречена опера была неоднозначно, в том числе из-за неудачных замен в артистическом составе. Императорская фамилия демонстративно покинула зал прямо во время последнего действия. Это было поистине скандальное происшествие! Третий спектакль расставил все по своим местам, и публика оказала новому творению Глинки теплый прием. Чего не сделала критика. Композитора обвиняли в рыхлой драматургии, несценичности и затянутости оперы. По этим причинам ее почти сразу же стали сокращать и переделывать – зачастую, неудачно.

Одновременно с работой над «Русланом и Людмилой» Глинка писал романсы и вокальный цикл «Прощание с Петербургом », «Вальс-фантазию» . За рубежом возникли две Испанские увертюры и «Камаринская» . В Париже триумфально прошел первый в истории концерт русской музыки, состоявший из его произведений. Последние годы композитор был полон идей. В свой роковой год оказаться в Берлине его подвигло не только исполнение «Жизни за царя», но и занятия с известным теоретиком музыки З. Деном. Несмотря на свой возраст и опыт, он не переставал учиться, желая идти в ногу с тенденциями времени – в блестящей творческой форме был Дж. Верди , набирал силу Р. Вагнер . Российская музыка заявила о себе на европейских сценах, и нужно было продвигать ее далее.

К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.



Вверх