Конспект занятия по изодеятельности. О профессии художника детям дошкольного возраста в детском саду «Кто такой художник

Конспект по ИЗО деятельности в средней группе по теме: «Маленький гномик»

Автор: Полукарова Светлана Сергеевна, преподаватель ИЗО деятельности МКДОУ «Аннинский д/с» ОРВ «РОСТОК» п.г.т. Анна, Воронежская обл.
Описание материала: Предлагаю вам конспект по ИЗО деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Маленький гномик» Данный материал будет полезен для преподавателей в детском саду по рисованию.
Конспект по ИЗО деятельности в средней группе по теме «Маленький гномик».
Цель : учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки.
Задачи : закреплять умение рисовать красками и кистью; подводить к образной оценке готовых работ.
Демонстрационный материал : картинки с изображением гномов, театральная кукла – гном, колокольчик, деревянные башмачки, песня Екатерина Семенова «Маленький гном».
Раздаточный материал : альбомные листы, простые карандаши, ластики, гуашь, кисти, непроливайка.
Методические приемы : беседа – диалог, игра, чтение сказки «Гномы помощники»(перевод Екатерины Невиловой), рассматривание иллюстраций и беседа по ним, подведение итогов.
Ход занятия.
Преподаватель . Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с маленькими человечками!
- Как вы думаете кто это такие? (гномики). Они такие же маленькие, как и вы. Бывают еще и меньше. (показываю картинки).
- Покажите мне какие они маленькие?(показываем пальчиками все вместе). Вот какие бывают гномики!
-Давайте посмотрим, что же есть у гномов? (борода). Есть борода, длинная - предлинная борода. (показываем). На ногах у гномиков есть деревянные башмачки (показываю башмачки, сделанные из дерева), которые громко стучат.

Как стучат деревянные каблучки? (дети топают ножками).
- А что у гномов на головке одето? (колпачки). Но непросто колпачок, а забавный с колокольчиком, который звенит динь – динь. (показываю настоящий колокольчик, и как он звенит).
Ребята, а вы знаете где живут гномы? (ответы детей). Гномы живут в лесной пещере. В пещере гномики любят играть со своим дедушкой в хлопушки. Послушайте стихотворение про гномиков.
Стихотворение И.Евдокимова
На опушке старый дом, в нем живет веселый гном
Иногда он так хохочет, словно где – то грянул гром.
Как увидит все большое рассмеётся:»Что такое?
Я такого не видал, потому что ростом мал».
Днем обычно гном играет, ночью звезды зажигает –
Для него это пустяк! Вот так гном! Какой чудак!
Лес – одна его семья, звери – лучшие друзья,
Вот бы мне с ним подружиться! Может, гномом стану я?

Ребята, давайте поиграем! Вы станете гномиками, а у меня есть кукла – дедушка гном. Когда дедушка будет хлопать в ладоши, вы будете шагать к нему, а если он запоет «ля – ля – ля» вы станете прыгать. (проводится игра).
Самостоятельная работа.
А теперь давайте сядем за столы, и нарисуем своих лесных маленьких человечков – гномов. Вызываю по желанию одного ребенка к доске для показа, и вместе с ним рисую гномика: голову(кружок) и колпачок (треугольник) рисует ребенок, а конусообразную рубашку, руки (полосочки) рисуем вместе. После все дети рисуют гномов на своих листочках. Сначала, рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью.
Дети рисуют под музыку Екатерины Семеновны «Маленький гном».
Подведение итогов.
По окончанию работы рассматриваем рисунки, предлагаю детям выбрать наиболее красивых, нарядных гномиков или наиболее забавных, грустных. Рассматриваем и радуемся получившимся рисункам.
Фото с занятия






КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Организация занятий по изо деятельности с ребенком дома»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников. Для успешного целостного развития ребёнка ваша роль, уважаемые родители, огромна. Создавая условия для занятий рисованием, лепкой или аппликацией, родители формируют устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности.

Изобразительная деятельность ребенка в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками (гуашь, акварель), фломастерами, лепку из пластилина, глины, аппликацию из форм, заранее вырезанных взрослыми. Научиться рисовать, лепить может каждый ребенок, если взрослые обращают внимание на эти занятия, терпеливо помогают овладевать навыками и умениями.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.

Мы взрослые порой счастья детей не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

Родителям необходимо создать дома условия для изобразительной деятельности, чтобы малыш мог лепить, рисовать.

Организуем место.

Место, где ребёнок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем чтобы ребёнок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся слишком низко. Проверьте, соответствуют ли стул и стол росту ребёнка. На столе, перед ребенком находятся лист бумаги, справа краски, кисти, впереди банка с водой. После промывания кисти ребёнок промакивает ворс тряпочкой из льняной ткани.

У ребенка дома должны быть не только различные художественные материалы (карандаши, бумага, пластилин, краски), но и место, где их хранить. Хорошо для этого иметь детский секретер или открытую полку, где будут храниться краски, кисти, восковые мелки, карандаши, бумага, альбомы, раскраски и т.д. Приучайте постепенно ребёнка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит своё рабочее место и убирает его после работы.

Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши.

Проверяйте, как ребенок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Надо, чтобы во время рисования перед ним лежала открытая коробка с карандашами (от 12 до 24). Так он лучше видит цвета.

Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно.

Почему так происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой? Дело в том, что он привык все предметы захватывать не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.

Существует мнение, что чем меньше ребёнок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разных художественных материалов.

В дошкольном возрасте дети рисуют красками двух видов: гуашью и акварелью. Гуашь - основной материал для рисования. Ее преимущество в том, что она хорошо ложиться на любой фон, дает яркое, сочное пятно. Путем смешивания нескольких цветов можно получить различные оттенки.

Рисовать акварельными красками можно только на белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет краски. В семье малыш чаще рисует акварелью, чем гуашью, поэтому обращайте внимание на технику работы этими красками.

Для рисования красками необходимо иметь 6 - 12 кистей разных размеров. Тонкие для рисования мелких деталей, толстые для закрашивания больших деталей, тонирования бумаги.

Чтобы ребенок добился хороших результатов в изобразительной деятельности, надо научить его правильно пользоваться красками: перед рисованием «покупать» кисть в воде, капнуть по одной капельке на нужные цвета акварели, при рисовании аккуратно набирать краску на кисточку, уверенно вести ворсом кисти по бумаге, гладить, а не тереть ворсом бумагу, промывать кисть, прикладывая ее к тряпочке; пользуясь несколькими красками, не смешивать их между собой.

Рисовать можно круглой мягкой кистью всем ворсом и его концом (тонкие линии, мелкие детали). Рекомендуется давать детям клеевую жесткую щетинную кисть (методом тычка можно рисовать листву, падающий снег и т.д.)

С другими материалами следует знакомить ребёнка в более старшем возрасте, но при желании взрослого можно осваивать рисование восковыми мелками, мелом, сангиной, пастелью, углём.

Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания, которые выпускает издательство «Малыш». В них есть не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать.

Что и как рисовать детям.

Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» - подумают взрослые? Нет, стоит!

Очень часто взрослые боятся браться за кисть или карандаш, заявляя, что не умеют рисовать. Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие.

Приведу несколько игр.

    «Составь ежа из палочек»
    Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
    Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

    «Кто играет с нами в прятки»
    Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
    Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

    «Портреты»
    Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
    Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

Можно приобрести в продаже дидактические игры «Цвет и форма», «Геометрическая мозаика», «Чья тень?», «Веселые карандаши» и т.д.

Начинать учить рисовать детей надо с предметов, напоминающих по форме геометрические формы – круг (шарик, мячик, солнце), квадрат (коврик, кубики, книга), треугольник (горка, лопатка), затем соединять эти формы в предметах – домик, грибок, цыплёнок, елочка. Затем в рисунке объединять общим сюжетом несколько предметов, постепенно подводя детей к сюжетному рисованию.

Для рисования детям лучше давать отдельные листы. Желательно чтобы бумага была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой. Для рисования иногда требуется бумага разных цветов и оттенков, чтобы передавать свет вечерних огней, ярких фонариков на ветках елки, снегопад ит.д.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.

Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым.

Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.

Часто родители дорисовывают рисунок или улучшают что-то в работах ребенка - делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения. Ни под каким предлогом не делайте - это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо.

Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.

Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.

Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.

Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.

Когда лучше заниматься рисованием? Рисование советуем проводить в дневное время, так как рисовать при вечернем освещении нежелательно. Продолжительность не более 20-30 минут.

Помните, каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Художественная деятельность с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Эстетические впечатления ребёнок может получить, рассматривая вместе с родителем иллюстрированную книгу, наблюдая за окружающим миром, произведениями искусства, только всегда нужно обращать внимание ребёнка на то, что красиво, говорить ему, почему этот предмет красив, выделять его особые свойства, цветовую гамму и т.д. Когда ребёнок научится видеть и понимать красоту, тогда он будет получать яркие впечатления от увиденного и стремление выразить их с помощью рисования станет более сильным.

Особое значение имеет отношение нас, взрослых, к продуктам детского творчества. Обязательно хвалите маленького художника, устройте дома выставку его работ (закрепите файлы и вставьте работы или сделайте рамочки). Пройдет всего несколько лет и ваш малыш, может быть уже школьник, будет вместе с вами вспоминать, как он радовался, создавая этот «шедевр». Относитесь бережно к детскому творчеству и такое же отношение воспитывайте у детей, детские работы следует собирать и сохранять.

Научиться рисовать может каждый малыш, если взрослые обращают внимание на эти занятия, терпеливо помогают ему овладеть навыками и умениями.

Пусть каждый ребенок в детстве испытает радость творчества.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

(Данный материал будет полезен воспитателям и родителям старших и подготовительных групп, конспект деятельности направлен на формирование у детей представления о профессии художника, ее творческом характере, поможет закрепить названия предметов и изобразительных материалов, используемых художником; побудить детей использовать разнообразные средства выразительности в процессе создания рисунка).

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о профессии художника.
  • Углубить знания детей об изобразительных материалах, способах рисования.
  • Дать представления о том, что художники в произведениях отражают свое мироощущение, передают свои мысли и чувства.

Развивающие:

  • Продолжить знакомство с выразительным средством живописи – цветом.
  • Развивать зрительное внимание, мышление.
  • Развивать интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Оборудование и материалы : костюм художника; игровой материал «Художник и его помощники»; репродукции известных художников; репродукция В.Перова «Тройка»; игровой материал «Составь картину»; материал игры-экспериментирования «Смешивание красок»; музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки», «волшебная кисточка»; изобразительные материалы: листы для рисования, краски, кисти по количеству детей; силуэт человечка с лицом без улыбки.

Предварительная работа: чтение книг о художниках, рассматривание художественных календарей; рассматривание альбома «Творческие профессии», беседа по содержанию просмотренного; художественно-дидактические игры «Пропавшие краски», «Угадай колорит», «Картина», фантазии детей «Если бы я был художником»; свободное рисование.

О профессии художника детям дошкольного возраста в детском саду «Кто такой художник?»

Воспитатель (в образе художника): Здравствуйте, ребята. Угадайте, кто я?

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я …художник.

Воспитатель: Правильно. Я художник. А чем занимается художник? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения. А давайте назовем помощников художника? (Воспитатель проводит дидактическую игру «Художник и его помощники» — приложение 1)

Воспитатель: Посмотрите, как много может рассказать художник в одной картине. (Воспитатель показывает детям репродукции известных художников).

Воспитатель: Нравятся ли вам эти картины? О чем рассказывают художники на своих картинах? (Ответы детей).

Воспитатель: Нас окружает большой и удивительный мир. Природа, предметы, люди. И художники хотят, чтобы все видели окружающую нас красоту. А еще художники передают в своих картинах радость или горе других людей, чтобы мы с вами помогали тем, кому нужна наша помощь. (Работа с картиной В.Перова «Тройка»).

Какие чувства вызывает картина?

Радостно или грустно вам на нее смотреть?

Что самое главное в картине?

Опишите лица детей.

Что хотел сказать художник В.Перов своим произведением?

Воспитатель: А давайте мы с вами тоже создадим свое произведение! Подумаем, что будет главным и как нам расположить остальные предметы так, чтобы получилась настоящая картина. (Воспитатель проводит дидактическую игру «Составь картину» — приложение 1)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, трудно быть художником? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, чтобы создать свои произведения художники много путешествуют, наблюдают, фантазируют. Только потом они рисуют то, что им особенно понравилось. Очень часто у художника не остается времени на отдых и развлечения. Но мы с вами знаем, что о своем здоровье нужно заботиться. Если ты устал, нужно немножко отдохнуть. Предлагаю сделать зарядку. (Физкультминутка).

Всегда я стать художником мечтала, Жест мечтания, подперев голову рукой.
Поэтому я всюду рисовала. Рисование в воздухе рукой, вытянутой вверх.
Ручкой на листе вот так
Кистью на холсте вот так Рисование в воздухе рукой, вытянутой вперед.
Карандашиком на парте Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.
И мелками на асфальте. Рисование в воздухе рукой, на уровне пола.
Сапогами на снегу, Рисование ногой по полу.
Коньками я черчу на льду. Черчение по полу ногой.
На песочке прутиком, Черчение в воздухе воображаемым прутиком на полу.
На дощечке гвоздиком. Черчение в воздухе воображаемым гвоздиком.

Воспитатель: Чтобы картина получилась по-настоящему красивой, художник, как настоящий волшебник подбирает краски, смешивает их. Давайте мы тоже попробуем смешать краски и получить новые оттенки. Но делать мы это будем не на палитре, а в волшебных баночках. (Воспитатель проводит экспериментирование «Смешивание красок»).

Воспитатель: Но чтобы нарисовать картину, одного умения смешивать краски не достаточно. Художник должен уметь всматриваться в окружающий мир, прислушиваться, чтобы все замечать и красиво рисовать. Тогда из линий, точек и пятен получится настоящее волшебство. Смотрите, что может получиться из обычных линий, точек и пятен. (Воспитатель показывает и объясняет рисование от пятна, линии, точки).

Воспитатель: А сейчас я дотронусь до каждого из вас своей кисточкой и превращу в настоящих художников. (Воспитатель дотрагивается до каждого ребенка кисточкой, называя его имя).

Воспитатель: Теперь, вы, как настоящие художники можете нарисовать свои чудеса. Возьмите свои материалы и превратите фигуры на ваших листах во что-нибудь сказочное и необычное. А когда вы закончите свою работу, мы все вместе попробуем угадать, что у вас получилось. (Звучит музыка. Дети самостоятельно рисуют, воспитатель помогает наводящими вопросами детям, испытывающим затруднения.).

Воспитатель: Вы проделали большую и сложную работу. А понравилось вам или нет, сейчас мы узнаем. Если вам было интересно, нарисуйте у моего человечка радостную улыбку, а если нет, грустную. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Теперь вы знаете, чтобы научиться рисовать картины, нужно видеть все красивое, что нас окружает, и радоваться этому.

Приложение 1

Картотека дидактических игр к занятию по художественному творчеству

«Кто такой художник?»

Дидактическая игра «Художник и его помощники»

Задача: закрепить знания детей о профессии художник и его рабочих инструментах

Игровое правило: Дети выбирают из набора разнородных предметов только предметы изобразительного творчества, необходимые художнику для создания картины.

Игровые действия: Дети поочередно называют предмет изобразительного творчества, педагог его выбирает из общего зрительного ряда и кладет в «корзину» художника.

Игровой материал : «корзина» художника, зрительный ряд: бумага для рисования, гуашь, пастель, краски, кисти, карандаш простой, карандаши цветные, палитра, тряпочка, кукла, машинка, пластилин и др.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми разнородные предметы. Детям предлагается выбрать только те предметы, которые являются орудиями труда художника. Дети по очереди называют предмет изобразительного творчества и его назначение, педагог убирает его в «корзину» художника.

Дидактическая игра: «Составь картину»

Задача: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером, объединении предметов общей темой.

Игровое правило: Дети выбирают из зрительного ряда картинки и составляют картину.

Игровые действия: Дети называют предметы, объединенные общей темой, указывают их композиционное расположение. Педагог размещает предметы на полотне (фланелеграфе).

Игровой материал : фланелеграф, предметные картинки.

Ход игры: Дети называют главный предмет, педагог размещает его в центре полотна (фланелеграфа). Дети объясняют, почему этот предмет выступает в роли главного, указывают на его большой размер. Затем дети выбирают и называют остальные предметы, которые можно объединить общей темой, и указывают их композиционное положение, закрепляют ориентационно-пространственные понятия (слева, справа, вверху, внизу, посередине и др.). Педагог «составляет картину» на фланелеграфе.

Игра — экспериментирование «Смешивание красок».

Задача: Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках, окружающих предметов и объектов природы.

Игровое правило: В баночках с водой смешиваются краски разных цветов для получения их оттенков.

Игровые действия : Дети называют краски для смешивания, педагог смешивает их в баночках с водой.

Игровой материал : краска разных цветов, баночки с водой, палочка для размешивания краски в воде.

Ход игры: Детям предлагается получить разные оттенки цветов. Дети называют по две краски, которые нужно смешать, чтобы получить новый цвет или оттенок. Педагог смешивает краски, показывает детям результат. Дети называют получившийся цвет или оттенок. Можно использовать другой вариант игры, когда педагог спрашивает какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной цвет или оттенок.

Название: Конспект занятия по изобразительной деятельности для старших дошкольников «Кто такой художник?!»
Номинация: Детский сад Конспекты занятий, НОД / изобразительная деятельность


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №50»
Месторасположение: г. Ачинск, Красноярский край.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность,

Должность: педагог по изобразительному искусству
Место работы: ООО «Ладушки» творческие мастерские
Месторасположение: 6 просека 153, город Самара

Планы конспектов уроков.

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет

Знакомство с красками

Тема занятия: знакомство с красками

Тип урока: урок- игра.

Тип обучения: развивающее.

Цель: дать общую характеристику и представление о технике работы с акварельными и гуашевыми красками.

  1. научить детей отличать гуашевые краски от акварельных
  2. формировать интерес и положительное отношение к рисованию
  3. правильное пользование кисточкой
  4. Формирование художественно-творческой активности личности

Оборудование урока.

Для учителя: акварельные, гуашевые краски, кисть, бумага, презентация на тему занятия с картинками, нарисованными акварелью и гуашью, классическая музыка Бах «In dulci jubilo», Моцарт «Clarinet Quintet in A-Dur».

Для учащихся: краски: гуашь, акварель, кисти, бумага для акварели, палитра, баночка для воды, фартук, полотенце.

Организация занятия

  1. Время на восприятие натуры, предметов (форма, пропорции, образ):-
  2. Время на выполнение теоретического задания учащимися:-

Ход занятия

2. Педагог: Здравствуйте ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с различными видами красок и как ими рисовать. Но для начала отгадайте- ка загадки:

По бумаге я бегу

Всё умею, всё могу:

Хочешь домик нарисую,

Хочешь ёлочку в снегу,

Хочешь дядю, хочешь сад.

Мне любой ребёнок рад.

Дети отвечают: Кисточка

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

Дети: Кисточка и краски

Педагог: Правильно ребята. А теперь давайте возьмём в руки кисточку и рассмотрим её поближе. Какая она мягкая и пушистая, да? Попробуем ею порисовать.

Педагог проводит сухой кистью по бумаге, но на листе не остается никаких следов.

Педагог: Ой, что- то у нас не получается рисовать…чего же нам не хватает?

Дети: Нам же нужны краски чтобы рисовать!

Педагог: Правильно. И сейчас наши гости на уроке — акварельная и гуашевая краска расскажут о себе.

Педагог берет в руки краски и начинает рассказ от имени красок.

Акварель.

«Я- прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем, если нужен цвет посветлее- разбавляют водой. А чтобы исправить неудавшиеся места, рисунок просто смывают водой. А когда я высыхаю, я не изменяю цвет, а остаюсь такой же прозрачной и нежной»

Гуашь.

«Я- краска непрозрачная. Если нужно сделать цвет посветлее, в меня добавляют белила. Бумага, когда рисуешь, не должна просвечивать. Если нужно исправить, то что не получилось, можно закрасить новым слоем краски. Получается ярко и красочно, но когда я высыхаю, рисунок сильно светлеет»

Во время рассказа педагог показывает детям презентацию.

Педагог: Вот какие у нас есть интересные и яркие краски. А теперь я расскажу вам как правильно рисовать

Педагог берет чистый лист бумаги, рассказывает и параллельно рисует на бумаге.

Педагог: Для начала нужно смочить Кисточку в воде, если воды слишком много нужно вытереть её о край баночки с водой. А для того, чтобы красиво рисовать нужно ещё и правильно сидеть: локоть одной руки должен быть на столе, а другой рукой следует придерживать лист бумаги. Теперь возьмем на кисточку акварельную краску и проведем ею по бумаге, легко и не нажимая. Нарисуем ствол у дерева. А теперь я вам покажу технику «примакивание» Возьмём Кисточку и наберем на неё гуашь, и плашмя, вот так, приложим к бумаге. Что можно нарисовать таким способом?

Дети: листочки от цветка, листья на дереве, рябь на воде.

Педагог: Как вы много всего знаете. Молодцы! Но перед тем как начать рисовать нам следует немного отдохнуть. Повторяйте за мной:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Педагог: Вот как мы с вами отдохнули! Ну что ж, теперь давайте нарисуем с вами этими красками дерево с листьями. Дерево нарисуем акварельными красками, а листочки гуашью. А какое время года вы бы хотели изобразить?

Дети: Осень, лето!

Педагог: а почему вы хотите именно это нарисовать?

Дети: — Осенью очень красиво, такие деревья разноцветные.

— А летом тепло и солнечно, птички поют, цветы красивые в парках.

Педагог: Хорошо. Тогда давайте творить! Только помните, что Кисточку долго в воде держать нельзя, а то она на вас обидится, и не будет помогать создавать вам шедевры!

Пока дети рисуют, играет классическая музыка.

Активность детей на уроке:

Речевая (беседа, дискуссия, конференция, доклад, рассказ): беседа, рассказ педагога о видах красок и методе работы с ними.

Умственная (тренинги, упражнения, теоретические задания, работа с книгой, познавательная игра, обучающий контроль)

В стихах.

Опрос учащихся

Тема опроса: вопросы- загадки про художественные инструменты (кисточка, краски), вопросы о любимом времени года.

Метод опроса: комбинированный

Вопросы (вопрос- ответ):

1. Ой, что- то у нас не получается рисовать…чего же нам не хватает? (нам не хватает красок!)

2. Что можно нарисовать с помощью техники примакивание?(листочки от цветка, листья на дереве, рябь на воде)

3. А какое время года вы бы хотели изобразить? (Осень, лето)

4. А почему вы хотите именно это нарисовать? (Осенью очень красиво, такие деревья разноцветные; А летом тепло и солнечно, птички поют, цветы красивые в парках)

Практическое задание :

Нарисовать волшебное дерево в смешанной технике: акварель и гуашь.

Уровень задания

Учебно-творческое: придумать строение волшебного дерева, его крону и окружения.

1. оригинальность выполнения задания.

2. Поиск новых методов решения задачи.

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся: внедрение игры в учебный процесс, интеграция живописи, музыки и литературы.

Домашнее задание: принести материалы к следующему уроку: акварель, восковые мелки, лист А3, кисти, баночка для воды, полотенце, фартук.

Словарь терминов

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет
Зимние избушки.

Тема занятия: изображение зимы гуашью.

Тип урока: урок-закрепление

Тип обучения: развивающее.

Цель: Закрепление знаний о видах красок: гуашь

1 Развитие фантазии, воображения.

2 Осуществление эстетического воспитания.

3 Формирование художественно-творческой активности личности.

4 Формирование чувства цвета.

Метод используемый на уроке: объяснительно- иллюстративный

Оборудование урока.

Для учителя: трафареты домиков, презентация с картинками заснеженных домов, музыкальный ряд: Бетховен «Symphony №8 in F-Dur Op.93», Бах «Valet will ich dir geben».

Для учащихся: лист формата А3, кисти, гуашь, баночка для воды, фартук.

Организация занятия

  1. Время начала и окончания урока: —
  2. Время на сообщение темы урока и объяснение нового материала: 15 мин
  3. Время на выполнение практического задания учащимися: 28 мин
  4. Просмотр и анализ графических работ: 10 мин
  5. Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания: 7 мин.

Ход занятия.

1. Организация детей на местах, проверка нужного материала.

Педагог: Здравствуйте ребята.

Ученики: Здравствуйте!

Педагог: Дети, а какое у нас сейчас время года на улице?

Ученики: Зима!

Педагог: Правильно. А теперь, отгадайте мои загадки.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ученики: Зимой

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

Ученики: Декабрь

Педагог: А вы замечали какие красивые бывают деревья и дома зимой?

Ученики: — Да, замечали. Все вокруг такое белое.

— Пушистое и мягкое, как в сказке.

Педагог: Какие вы все внимательные, молодцы. Давай те посмотрим с вами небольшую презентацию с зимними заснеженными домами.

Педагог показывает детям презентацию на тему занятия.

Педагог: Вот какие у нас красивые домики. А теперь мы с вами нарисуем зимнюю композицию с домиками. Я приготовила вам трафареты (пример из бумаги) и сейчас мы их с вами будем «одевать» снегом! Кстати, а вы знаете какого цвета снег?

Ученики: Как какого, белого.

Педагог: Неправильно ребята. Снег у нас разноцветный! Посмотрите в окно и увидите, как красочно переливается снег. Какие цвета вы там видите?

Ученики: — Ой, и правда разноцветный! Я вижу желтый.

— А я синий и сиреневый.

— Ах, даже оранжевый есть!

Педагог: Вот видите. А сейчас мы отдохнем начнем рисовать.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (Движения.)

Педагог: Молодцы. А теперь с новыми силами и фантазией возьмем кисточку и начнем творить. Только помните, что Кисточку долго в воде держать нельзя.

Педагог помогает каждому ребенку перерисовать трафарет домиков, и дети начинают рисовать. По ходу занятия играет классическая музыка.

В конце занятия делается мини- выставка детских работ и выставляются оценки за урок.

Активность детей на уроке

Эмоциональная (эмоциональные разгрузки, «минутки покоя», психо гимнастика, ситуационный и игровой метод, соревнование, КВН и т.д.):

Речевая (беседа, дискуссия, конференция, доклад, рассказ): беседа на тему занятия.

Умственная (тренинги, упражнения, теоретические задания, работа с книгой, познавательная игра, обучающий контроль):

Двигательная (физкультминутка, оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика и т.п.): физкультминутки

Опрос учащихся

Тема опроса: опрос про время года, и какого цвета снег.

Вопросы (вопрос- ответ)

  1. Дети, а какое у нас сейчас время года на улице? (Зима)
  2. А вы замечали какие красивые бывают деревья и дома зимой? (да, замечали. Все вокруг такое белое; Пушистое и мягкое, как в сказке.)

3. Какого цвета снег вы там видите? (Ой, и правда разноцветный! Я вижу желтый; а я синий и сиреневый; Ах, даже оранжевый есть!)

Практическое задание

Выполнение зимней композиции в технике гуашь.

Уровень задания

  1. Учебное: выполнить работу в технике гуаши.

Критерии оценки работ учащихся:

  1. Аккуратность выполнения работы
  2. Гармонично подобраны цвета в работе.

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся: наглядный материал (презентация) помогает ученикам получить более конкретное представление о данной теме, внедрение игровых приемов и ситуаций раскрепощает творческую активность ребенка.

Домашнее задание: принести на следующий урок соленое тесто, стеки, дощечку, картон, бусины и пуговицы.

Словарь терминов

Понятие Определение Образные ассоциации
Натура (от лат. natura – природа) – в практике изобразительного искусства: любые явления, существа и предметы, которые художник изображает(или может изображать), наблюдая как модель непосредственно и в ходе своей работы.
Трафаре́т (от итал. traforetto) - приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных букв, и разнообразных изображений; так же этим термином обозначают изображение созданное с помощью данного приспособления.
Композиция компонент художественной картины, придающий произведению единство и цельность, подчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет

Новогодняя тема в технике декупаж.

Тема занятия: знакомство с техникой декупажа.

Тип урока: урок- знакомство

Тип обучения: развивающее.

Цель: дать общую характеристику и представление о технике декупаж и методе работы в этой технике.

1. развитие мелкой моторики

2. Формирование художественно-творческой активности личности.

Метод используемый на уроке: объяснительно- иллюстративный

Оборудование урока.

Для учителя: презентация про декупаж, музыкальный ряд: Вивальди «Winter Aus Die Vier Jahreszeith — from the Four Seasons Op.8», Моцарт «Violin concerto №3 in G major K.216», Чайковский «Tanets fei Drazhe — iz baleta Schelkunchik».

Для учащихся: клей ПВА, кисть для клея (широкая), стеклянная заготовка, салфетки для декупажа на новогоднюю тему, фартук.

Организация занятия

  1. Время начала и окончания урока: —
  2. Время на сообщение темы урока и объяснение нового материала: 20 мин.
  3. Время на восприятие натуры, предметов (форма, пропорции, образ): —
  4. Время на выполнение теоретического задания учащимися: —
  5. Время на выполнение практического задания учащимися: 23 мин.
  6. Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания: 7 мин.

Ход занятия

1. Организация детей на местах, проверка нужного материала.

Педагог: Здравствуйте ребята.

Ученики: Здравствуйте!

Педагог: А скажите, какой праздник у нас приближается?

Ученики: Новый год!

Педагог: Правильно! Сейчас я вам прочитаю стихи про Новый год.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

С песнями веселыми

В страшный темный лес

Зимушка приехала

С сундучком чудес.

Сундучок раскрыла,

Всем наряды вынула,

На берёзы, клёны

Кружева накинула.

Для высоких елей

И седого дуба

Зимушка достала

Снеговые шубы.

Речку принакрыла

Тоненьким ледком,

Словно застеклила

Голубым стеклом.

Педагог: Что же у нас бывает на Новый год?

— Подарки всякие под ёлкой.

— Салюты красивые запускают, фейерверки.

Педагог: Правильно! Любите подарки получать?

Ученики: Конечно любим.

Педагог: Вот и хорошо. Тогда давай те сегодня создадим своим мамам или друзьям подарок! Ведь, как говорится, лучший подарок это тот, который сделан своими руками. Согласны со мной? Любите мастерить?

Ученики: Конечно любим!

Педагог: Но перед тем как начать, я расскажу вам о волшебной технике, которая называется ДЕКУПАЖ. Это очень интересная и простая в исполнении техника.

Декупаж (фр. decouper - вырезать) - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочем. Заключается в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. В общем обычная, но не совсем простая салфетка в ваших руках может творить чудеса! Давай те посмотрим примеры таких волшебных превращений.

Педагог показывает детям презентацию про декупаж.

Педагог: Что ж вы наверно притомились, давай те сделаем сказочную разминку!

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

Педагог: Ух, вот как мы с вами отдохнули! Давай те же начнем работу!

Для начала мы возьмем с вами салфетку, какая вам нравится. Видите она плотная, это потому что у неё три слоя. Но нам нужен только первый. Берем и отделяем этот слой от всех остальных. Вот какой он у нас прозрачный! И теперь мы накладываем эту картинку на нашу заготовку и широкой кисточкой с клеем начинаем размазывать, начиная от середины, как будто лучики у солнышка. Только сильно не натягивайте салфетку, а то она может порваться. Делайте все аккуратно и красиво, это же подарок. Если не будет получаться, я вам обязательно помогу.

Пока дети выполняют задание играет классическая музыка.

В конце занятия делается мини- выставка детских работ и выставляются оценки за урок.

Активность детей на уроке:

Речевая (беседа, дискуссия, конференция, доклад, рассказ): рассказ педагога о новой технике декупаж и методе работы с этим приемом.

Опрос учащихся

Тема опроса: вопросы про новый год.

Метод опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный): комбинированный

Вопросы (вопрос — ответ)

  1. А скажите, какой праздник у нас приближается? (Новый Год)
  2. Что же у нас бывает на Новый год? (Подарки всякие под ёлкой; Салюты красивые запускают, фейерверки)
  3. Любите подарки получать? (Конечно, любим)

Практическое задание

Декорирование стеклянной или любой другой поверхности с помощью новой техники декупаж.

Уровень задания

Учебное: выполнить в новой технике новогоднюю композицию на стеклянной заготовке.

Критерии оценки работ учащихся:

  1. аккуратность выполнения работы.
  2. качество освоения начальных навыков декупажа.

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся: прочтение педагогом стихотворений на тему занятия, просмотр презентации.

Домашнее задание: принести на следующий урок пластилин, стеки, дощечку, картон цветной.

Словарь терминов

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет

Совёнок.

Тема занятия: знакомство с техникой пластилиновой живописи

Тип урока: урок- знакомство.

Тип обучения: развивающее

Цель: Дать общую характеристику о том, что такое пластилиновая живопись, дать характеристику работы в этой технике.

  1. Развитие фантазии
  2. освоение новой техники работы с пластилином
  3. воспитание у детей художественного вкуса;
  4. разработка моторики пальцев рук детей.
  5. развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

Метод используемый на уроке: объяснительно- иллюстративный

Оборудование урока.

Для учителя: презентация на тему, какие бывают совы, трафарет совёнка с которым будут работать дети, музыкальный ряд: звуки музыки «Горное спокойствие»; звуки музыки «Мелодия жизни»

Для учащихся: пластилин, стеки, цветной картон, карандаш, стёрка.

Организация занятия

  1. Время начала и окончания урока: —
  2. Время на восприятие натуры, предметов (форма, пропорции, образ): —
  3. Время на выполнение теоретического задания учащимися: —
  4. Просмотр и анализ графических работ:10 мин.

Ход урока.

1. Организация детей на местах, проверка нужного материала.

Педагог: Здравствуйте ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Педагог: Сегодня ребята мы с вами будем рисовать пластилином. Да,да, именно пластилином, как красками. А техника эта называется просто- пластилиновая живопись. Она сочетает в себе и лепку и рисование красками.

Ученики: Какая интересная техника! А что мы сегодня будем делать?

Педагог: Мы с вами будем делать сову! Видели когда- нибудь сов?

Ученики:- Да, видел в зоопарке

— нет, не видели.

Педагог: Хорошо. А давай те вспомним с вами героев- сов из мультиков. Знаете таких?

Ученики: — Совунья из Смешариков.

— Сова из Вини Пуха.

Педагог: Правильно ребята. А теперь давай те посмотрим какие же бывают совы.

Показ педагогом визуального ряда: фотографии сов, сделанных в виде презентации.

Педагог: Какие совы красивые и все разные. Теперь мы с вами сделаем свою сову с помощью новой техники. Я принесла вам несколько трафаретов, выберите любой из них, а я вам помогу перерисовать на картон. Итак, возьмем кусочек пластилина, например коричневый, оторвем немножко и пальчиком начинаем размазывать, например грудку. И так всю сову. Делаем аккуратно, не торопимся. Мы её будем делать два занятия.

В течение занятия проводится физкультминутка:

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнем -

Снова рисовать начнем.

По ходу занятия играет музыка, имитирующая звуки природы.

На следующий урок дети доделывают то, что недоделали на предыдущем уроке.

Активность детей на уроке:

Эмоциональная (эмоциональные разгрузки, «минутки покоя», психо гимнастика, ситуационный и игровой метод, соревнование, КВН и т.д.): игровой метод, прослушивание музыкальных фрагментов, поэзии.

Речевая (беседа, дискуссия, конференция, доклад, рассказ): беседа про сов.

Двигательная (физкультминутка, оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика и т.п.): физкультминутка.

Опрос учащихся

Тема опроса: вопросы про сов.

Метод опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный):

Вопросы (вопрос- ответ):

  1. Видели когда- нибудь сов? (Да, видел в зоопарке; нет, не видели)

2. А давай те вспомним с вами героев- сов из мультиков. Знаете таких? (Совунья из Смешариков; Сова из Вини Пуха)

Практическое задание

Выполнение совенка по трафарету в технике пластилиновой живописи в течение двух занятий.

Уровень задания

Учебное: по трафарету выполнить совенка в технике пластилиновой живописи.

Критерии оценки работ учащихся:

  1. Качество освоения начальных навыков пластилиновой живописи.

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся: интеграция музыки, поэзии и живописи, что помогает лучше усваивать предоставляемый материал, внедрение игровых приемов и ситуаций раскрепощает творческую активность ребенка.

Домашнее задание: принести на следующий урок лист А3, восковые мелки.

Словарь терминов

Понятие Определение Образные ассоциации
Пластилин материал для лепки, состоящий из глины и веществ, препятствующих ее затвердеванию (воска, масла)
Пластилиновая живопись один из видов изобразительного искусства, сочетающий особенности двух различных техник: лепки из пластилина и рисование масляными красками.
Стека плоская, слегка изогнутая палочка с одним острым, другим плоским концом для работы в мягком материале (глине, воске, пластилине, гипсе), инструмент скульптора.
Лепка В искусстве способ образования формы путем изменения объема из какого- либо мягкого пластичного материала: глины, пластилина, воска

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет
Упрямый слонёнок.

Тема занятия: иллюстрирование сказки

Тип урока: урок- игра

Тип обучения: развивающее

Цель: Дать общую характеристику о том, кто такие иллюстраторы и ознакомиться с некоторыми из них.

  1. Развитие фантазии
  2. Формирование графических навыков
  3. научить детей сюжетному рисованию

Метод используемый на уроке: объяснительно- иллюстративный

Оборудование урока.

Для учителя: африканская сказка «Упрямый слоненок», презентация про художников- иллюстраторов.

Для учащихся: акварель, кисти, бумага для акварели, палитра, баночка для воды, фартук, полотенце.

Организация занятия

  1. Время начала и окончания урока:
  2. Время на сообщение темы урока и объяснение нового материала: 25 мин.
  3. Время на восприятие натуры, предметов (форма, пропорции, образ): —
  4. Время на выполнение теоретического задания учащимися: —
  5. Время на выполнение практического задания учащимися: 75 мин.
  6. Просмотр и анализ графических работ: 10 мин.
  7. Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания: 10 мин.

Ход урока.

1. Организация детей на местах, проверка нужного материала.

Педагог: Здравствуйте ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Педагог: Сегодня мы с вами будем придумывать картину! Мы будем иллюстраторами к сказке. Любите картинки смотреть в книжках?

Ученики: да, они такие красивые и красочные!

Педагог: Знаете ли вы как эти картинки называются?

Ученики: Это же иллюстрации.

Педагог: Правильно ребята! А вы знаете кто же создает такие картинки?

Ученики: Художники!

Педагог: Правильно, но это не совсем обычные художники, а художники- иллюстраторы. Они помогают вам с помощью красивых рисунков понять о чем идет речь в книжке, даже если вы её не читали! Давай те познакомимся с некоторыми из них.

Демонстрация педагогом презентации про иллюстраторов: Иван Билибин, Елена Поленова, Юрий Васнецов.

Педагог: Вот и мы с вами сегодня себя почувствуем настоящими художниками, мы будем зарисовывать с вами сказку! Но для этого давай те её послушаем. Итак, начнем!

Жил в Африке слоненок. И был он такой упрямый, что никто с ним не мог сладить. Вот однажды собралась вся слоновья семья погулять.

— Пойдем, — сказал слоненку отец-слон.

— Пойдем, — сказала мать-слониха.

— Не пойду, — сказал слоненок.

— Пойдем, — сказали старшие братья- слоны.

— Не пойду, — ответил слоненок.

— Ну так мы прогуляемся без тебя, — сказали слоны и ушли.

Слоненок остался один. А когда он остался один, ему ужасно захотелось гулять со всеми. Поэтому он очень обиделся, что старшие ушли без него.

— Раз так – сказал сам себе слоненок, — я не буду больше слоном.

Он задумался, кем же ему стать. И решил стать львенком. Слоненок бросился на землю, задрал все четыре ноги и принялся болтать ими в воздухе. Совсем как львенок. Мимо пробегала пугливая газель. Она остановилась на мгновение, посмотрела на слоненка, испугалась и унеслась прочь. На бегу она вскидывала тоненькие ножки и потряхивала рожками.

— Вот кем я буду, — закричал слоненок и поскакал как газель.

Уши его тряслись словно листья банана, а толстые ноги заплетались одна об другую. Скоро от прыжков у него заболело все тело. «Не так уж приятно быть газелью», — подумал слоненок.

Тут он увидел зеленоглазую ящерицу. Она сидела на гибкой лиане, которая свешивалась с дерева.

— Добрый день,- сказал слоненок. – Как поживаешь?

— Плохо, — ответила ящерица. – Отпустила я своих деток погулять с двоюродными братьями, маленькими крокодильчиками. Боюсь, как бы крокодильчики, разыгравшись, не проглотили нечаянно моих деток.

— Я бы тоже хотел с кем-нибудь поиграть, — сказал слоненок. – Вот я сейчас заберусь к тебе на лиану – и мы покачаемся.

— Ну уж нет! – пискнула ящерица.

Как? – обиделся слоненок. – Ты не хочешь играть со мной?

— Конечно, не хочу. Во-первых, я беспокоюсь о детях; во-вторых, ты слишком тяжелый и оборвешь мою лиану. А в-третьих, прощай!

Не успел слоненок и глазом моргнуть, как ящерица юркнула в листву дерева – только хвост мелькнул.

— Подумаешь, очень мне нужна ящерица! – фыркнул слоненок. – Найду себе товарища получше. Он отправился дальше. На полянке слоненок увидел обезьян. Они играли в пятнашки.

— Вот это игра по мне, — сказал слоненок. – Можно мне поиграть с вами?

— Поиграй! – завизжали обезьяны, да так громко, что совсем оглушили слоненка.

Не успел он опомниться, как обезьяны принялись с ним играть. Ох, что это была за игра! Обезьяны хватали его за хвост, тянули за хобот, дергали за уши. Они кувыркались на его спине и щекотали ему живот. А слоненок, как ни старался, не смог запятнать ни одной обезьяны. Скоро слоненок совсем выбился из сил.

— Не нравится мне быть обезьяной, — сказал он и побежал прочь. А обезьяны еще долго смеялись над неповоротливым слоненком.

Шел слоненок, шел и увидел попугая, который перелетал с ветки на ветку. Попугай был такой пестрый. Что у слоненка даже зарябило в глазах.

— Теперь я наконец знаю, чем мне заняться, — обрадовался слоненок. – Я буду летать.

— Начинай, а я посмотрю, — отозвался старый попугай. Слоненок сделал большой прыжок, но почему – то не взлетел. Он шлепнулся на землю и ушиб ногу.

Старый попугай наклонил голову набок и с насмешкой посмотрел на него одним глазом.

— Просто тут разбежаться негде, — сказал смущенный слоненок.

— Я покажу тебе где можно разбежаться. – утешил его попугай и повел слоненка к крутому берегу реки.

— Смотри. – сказал старый насмешник, подошел к самому обрыву. Подпрыгнул и взлетел.

Слоненок тоже подошел к самому обрыву, тоже подпрыгнул и…шлепнулся в воду.

Выбрался он на берег мокрый, грязный. Весь облепленный илом и тиной. А, выбравшись, увидел, что рядом стоят отец-слон, мать-слониха и братья –слоны. И все молча смотрят на него. Стыдно стало слоненку.

— Возьмите меня с собой гулять, — сказал он. – Я теперь всегда буду слоном.

И все слоновье семейство отправилось гулять.

Педагог: Вот какая интересная и поучительная сказка. Вам понравилось ребята?

Ученики: да, понравилось.

Педагог: а теперь, перед тем как мы начнем творить, надо немножко отдохнуть, чтобы были силы творить!

Раз, два, три - вперёд наклон,

Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон -

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Педагог: А теперь ребята давай те закроем глаза и, увидим нашу сказку… представьте себя этим слоненком. Что вы видите вокруг себя?

— Пальмы вокруг, солнышко светит.

— Разных животных: попугая, обезьянок. И речка недалеко.

— Ой, а от меня убежала газель!

Педагог: Ох какая у вас хорошая фантазия! Вот, теперь мы готовы создавать сказку! Возьмем акварельную бумагу и начнем сначала рисовать карандашом нашу картину, а потом вспомним технику рисования акварелью по сырому. Пока дети выполняют задание, играет классическая музыка.

На следующем занятии дети продолжают доделывать иллюстрацию, с более детальным прорисовыванием предметов.

В конце занятия делается мини- выставка детских работ и выставляются оценки за урок.

Активность детей на уроке:

Эмоциональная (эмоциональные разгрузки, «минутки покоя», психо гимнастика, ситуационный и игровой метод и тд.): игровой метод, прослушивание музыкальных фрагментов, поэзии.

Речевая (беседа, дискуссия, конференция, доклад, рассказ): сказка «Упрямый Слоненок», беседа по теме занятия.

Двигательная (физкультминутка, оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика и т.п.): физкультминутка в стихах.

Опрос учащихся

Тема опроса: вопросы про иллюстрации.

Метод опроса: комбинированный

Вопросы (вопрос- ответ):

1. Любите картинки смотреть в книжках? (да, они такие красивые и красочные!)

2. Знаете ли вы как эти картинки называются? (это же иллюстрации!)

3. А вы знаете кто же создает такие картинки? (художники)

Практическое задание :

Выполнение собственной иллюстрации к прослушанной сказке акварелью по сырому в течение двух занятий.

Уровень задания

Учебно-творческое: придумать собственную иллюстрацию к прослушанному произведению.

Критерии оценки работ учащихся:

  1. Аккуратность выполнения задания.
  2. Соответствие рисунка поставленным задачам урока

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся: игровая ситуация направленная на развитие фантазии ребенка.

Домашнее задание: на следующий урок: набор для квиллинга, ножницы, кусочки ткани, картон, клей ПВА и клей- карандаш.

Словарь терминов

Понятие Определение Образные ассоциации
Картина художественное произведение, передающее замысел художника с помощью красок.
Художник Человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства.
Иллюстрация Рисунок или другое изображение, поясняющее текст.

Иллюстрации используются для передачи атмосферы художественного произведения, демонстрации объектов, описываемых в книге.

Художник- иллюстратор Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут…

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет

Улыбка весны.

Тема занятия: знакомство с техникой кляксографии и монотипии.

Тип урока: урок- знакомство

Тип обучения: развивающее.

Цель: Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, монотипия, показать их выразительные возможности.

1. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс)

2. Формировать художественно-творческую активность личности

3. Развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие

4. Воспитывать аккуратность в рисовании красками.

Метод используемый на уроке: объяснительно- иллюстративный

Оборудование урока.

Для учителя: презентация про технику кляксография и монотипия, музыкальный ряд:

Для учащихся: акварельные краски, кисти, соломинка, акварельная бумага, баночка для воды, полотенце, фартук.

Организация занятия

  1. Время начала и окончания урока
  2. Время на сообщение темы урока и объяснение нового материала
  3. Время на восприятие натуры, предметов (форма, пропорции, образ)
  4. Время на выполнение теоретического задания учащимися
  5. Время на выполнение практического задания учащимися
  6. Просмотр и анализ графических работ
  7. Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания

Ход занятия

1. Организация детей на местах, проверка нужного материала.

Педагог: Здравствуйте ребята.

Ученики: Здравствуйте!

Педагог: Сейчас дети мы с вами повторим и закрепим навыки рисования акварелью. Давай те вы мне будете говорить, как рисовать, а я делать. Будете учителями.

Ученики: — Ух ты, здорово!

— Ну, нужно больше воды и меньше краски на кисточку брать.

Педагог делает так, как говорят дети и «случайно» капает на лист, получается клякса.

Ученики: Ах, и как же теперь? Рисунок то испортился.

Педагог: А вот и нет. У нас же с вами есть волшебные палочки. Неужели не видите?

Ученики: — Нет, не видим

— А, это наверное соломинки, которые мы принесли?

Педагог: Да, верно

Педагог берет соломинку и дует на получившуюся капельку, получаются красивые разводы.

Педагог: Вот видите, а к этой кляксе можно потом подрисовать что – нибудь, смотря на что она будет похожа. Эта техника называется кляксография.

Ученики: Ух ты, здорово! Такие разводы красивые получаются.

Педагог: а сейчас я возьму другой лист и покажу вам другую технику.

По ходу мастер класса, дети смотрят презентацию на тему занятия.

Педагог берет чистый лист. На одной половине листа рисует акварелью красочные пятна (только как в гуаши- толстый слой) и вторую половину листа быстро прикладывает к первой, пока не высохла краска, и тщательно проглаживает ладонями всю поверхность. Раскрывает лист и получаем почти такой же отпечаток на другой стороне листа.

Педагог: А вот эта техника называется монотипия- от слова «отпечаток».

Ученики: Какая красота

Педагог: Вот такими техниками мы с вами будем рисовать весну. Что у нас весной происходит?

Ученики: — Тает снег.

— Распускаются почки на деревьях

— Птички прилетают и чирикают вокруг

Педагог: Какие вы молодцы! Вот мы с вами сейчас и нарисуем весну в таких вот интересных техниках.

По ходу занятия играет классическая музыка. В конце урока проводится мини- выставка работ и ставятся оценки за урок.

Активность детей на уроке:

Эмоциональная (эмоциональные разгрузки, «минутки покоя», психо гимнастика, ситуационный и игровой метод, соревнование, КВН и т.д.): игровой метод, прослушивание музыкальных фрагментов, поэзии.

Речевая (беседа, дискуссия, конференция, доклад, рассказ): рассказ педагога о новых техниках, беседа о весне.

Двигательная (физкультминутка, оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика и т.п.): физкультминутки

Опрос учащихся

Тема опроса: вопросы про весну.

Метод опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный): комбинированный.

Вопрос (вопрос- ответ):

1. Что у нас весной происходит? (тает снег; распускаются почки на деревьях; птички прилетают и чирикают вокруг)

Практическое задание

Выполнение весенней композиции с помощью техники монотипия и кляксография.

Уровень задания

Учебно-творческое: придумать осеннюю композицию из клякс.

Критерии оценки работ учащихся:

  1. оригинальность выполнения задания
  2. соответствие работы поставленным задачам

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся: мастер класс педагога по технике работы с новыми приемами, музыкальный ряд, показ презентации.

Домашнее задание: принести на следующее занятие цветной картон, пайетки, бусины, пуговицы, ленты, различные виды ткани, клей ПВА, ножницы.

Словарь терминов

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет

Для успешной реализации данной программы необходимо учитывать то, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный, сиюминутный характер, а у педагога складывается впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов в обучении.

При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому педагоги, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.

Знание педагогом возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. При разработке игровых приемов педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, ту сферу, которая интересует дошкольника: предметы и действия с ними; люди, их деятельность и отношения.

Педагогу необходимо помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

  • от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
  • от возраста детей и их развития;
  • от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Занятие по ИЗО в ДОУ для детей 5-7 лет.



Вверх