Картины ватикана. Выставка картин Рафаэля и Караваджо из Ватикана открылась в Третьяковской галерее


Дополнительная программа к выставке: лекции, концерты, кинопоказы будут публиковаться на сайте галереи.

Интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым и другие материалы в сети.

В Москву привезли 34 произведения и серию из 8 картин Донато Крети из постоянной экспозиции Пинакотеки. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены. Большая часть картин была отобрана для выставки директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой и куратором, искусствоведом и хранителем отдела гравюр Эрмитажа Аркадием Ипполитовым.

Ответная выставка из собрания Третьяковской галереи отправится в Ватикан осенью будущего года.

Музеи Ватикана – это музей истории Рима и римского искусства. Здесь можно изучать все семь веков истории Папского государства. Каждый зал Пинакотеки посвящен одному веку. Восьмой зал – творчеству Рафаэля.

Заместитель директора музея Ватикана Барбара Ятта рассказывает об истории музеев Ватикана и подробнее о Пинакотеке. Нынешняя выставка – «Это очень символичная и уникальная подборка из коллекции Ватиканских музеев… Само расположение работ позволяет понять историческую связь. Экспозиция показывает, как каждая работа расположена в том или ином зале Пинакотеки…».


«Эта выставка – вклад в отношения между нашими странами и самое главное, – это то, что оставит след в душах русских людей…».

Звучание итальянского языка – прекрасная дополнительная возможность для понимания того самого духа римской школы живописи, который хотели донести организаторы.

ЗАЛ I

1 (слева). Римская школа. Христос Благословляющий. XII в. Алтарный образ. Холст, наклеенный на дерево, темпера.
«Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня».

Но какими же разными путями пошло в дальнейшем искусство наших стран! В стенах Третьяковки это ощущается особенно остро.
Искренняя вера исходит от этих двух картин, старейших на выставке.

2. Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д"Ареццо ок. 1216–1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250–1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2х53,9 см.
«Маргаритоне д"Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, – один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

7 (слева). Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера.
«Часть пределлы Джентиле да Фабриано, одного из самых пленительных мастеров итальянской поздней готики, рассказывает о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, равно почитаемым православной и католической церковью. На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков. Плывущая в волнах русалка, согласно средневековой символике, олицетворяет собой демоническую силу, которая и вызвала бурю, но Джентиле да Фабриано, разбросавший в водах фантастических обитателей морских глубин, превращает назидательную повесть о победе над дьяволом в чудесный живописный мираж».

8 (справа). Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Андже¬лико (ок. 1395–1455).
Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1447–1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото.
«Гвидо ди Пьетро принял постриг под именем брата Джованни, но уже Вазари прозвал его Анджелико, Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера. В дальнейшем к прозвищу присоединилось прилагательное «Беато», и в историю искусства он вошел под именем Фра Беато Анджелико, Блаженный Ангельский брат. В 1982 году папа Иоанн Павел II официально причислил его к лику блаженных, и теперь он стал небесным покровителем художников. Это самый нежный и поэтичный художник флорентийского XV века. Данная работа посвящена чудесам святого Николая, совершенным им после смерти. Справа святой Николай спасает от гибели судно, слева – обращается к морякам, приплывшим из Александрии с грузом зерна для римского императора. Он просит их дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится».

10 (слева). Карло Кривелли (1435–1494).
Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, – одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».

11 (в центре). Джованни Беллини (ок. 1432–1516).
Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471–1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107x84 cм.
«Беллини – крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина – один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания – Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

9 (справа). Эрколе де Роберти (ок. 1450–1496).
Чудеса святого Винченцо Феррера. 1473. Пределла. Дерево, темпера.
«В XV веке Феррара расцвела при герцогах д"Эсте, превратившись во влиятельный культурный центр ренессансной Италии. Эрколе де Роберти – один из самых оригинальных художников феррарской школы. Его пределла считается наиболее изощренной пределлой Ренессанса. Она посвящена деяниям испанского святого Винченцо Феррера и полна загадочным и манящим духом Феррары. Изображены следующие эпизоды (слева направо): исцеление роженицы – пейзаж – воскрешение богатого иудея – исцеление хромого – спасение ребенка из горящего дома – убитый безумной матерью ребенок – воскрешение ребенка. Иконография пределлы до конца не расшифрована, и художник показывает свою эрудицию, совмещая готическую экстравагантность с отсылками к античному искусству».

14,15. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли (1438–1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117х93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI–XVII веках. Три музицирующих ангела – фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции «Вознесение Христа».
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие «музыка небес» связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением», идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны – они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Среди множества распятий, оплакиваний, положений во гроб и других трагических сюжетов раздел выставки с тремя ангелами-музыкантами – как светлый уголок рая, отдохновение души. Характерны в них легкость, отсутствие экзальтации, нарочитой театральности. Привлекает взгляд шероховатость и матовость фрески.

Рассказ о Пинакотеке Барбары Ятты и продолжение экскурсии слушайте и смотрите в

Последние изменения: Сентябрь 20, 2018

Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий. Пинакотека Ватикана , история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII-XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах. В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.

Искусство средневековья и раннего Возрождения

В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.

Джотто. Триптих «Стефанески»

Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.

Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.

Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро

Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:

  • Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
  • Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
  • Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.

Возможно Вас заинтересует:

Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля

Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.

Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана

Алтарь Одди

В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».

Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.

Мадонна ди Фолиньо

Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.


Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.

Преображение

Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля , написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.



Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.

Вера, Милосердие и Надежда

Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.

Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана

Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана. Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.

Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века


Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г


Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг


Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»


Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г

Evgeniy Elfimov отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 22

Был сегодня на выставке Roma Aeterna. Сначала о плюсах. Организаторам выставки удалось добиться главного: они сумели передать самый дух Ватикана. Скученность людских толп в маленьком пространстве, невозможность нормально рассмотреть картины, вынужденный обзор поверх голов – как это до боли напоминает Ватиканские залы… Второй огромный плюс – это электронные билеты. Если у вас есть электронные билеты, вы спокойно проходите внутрь без каких-либо серьезных затруднений. Браво! Еще год назад казалось, что в ГТГ это невозможно. Но терпением и трудом всего можно добиться, особенно того, что уже давно опробовано в больших и малых музеях мира. Третий плюс, и это заслуга ватиканской стороны, - все картины в превосходном состоянии. Очевидно, что они все были отреставрированы. Если чего-то не хватает, то только тех фрагментов, которые были утеряны навсегда. Четвертый плюс – освещение. Оно есть! Правда настроено так, что осматривать картины нужно издалека, то есть поверх нестройных шеренг отечественных любителей прекрасного.
Минусов у выставки практически нет. Единственный серьезный минус, что смотреть практически нечего. Особенно отчетливо понимаешь это в третьем зале. Думаю, что бодро шагая по музеям Ватикана, вряд ли остановишься у тех картин, которые были привезены в Москву. Занятно наблюдать, как посетители стремятся пробиться к Рафаэлю. Пытаются в полутьме разглядеть малоформатное творчество великого мастера. На выставке не покидает такое чувство, будто Пуссен наматывает кишки бедного Эразма. Медленно, нудно и неприятно.
Вывод: на выставку стоит пойти только в том случае, если вы никогда не покидали пределов родного отечества и не бывали в хороших музеях.
Лайфхак для утомленных. Если вам станет грустно, то спуститесь этажом ниже и посмотрите чудесные картины русских художников 19 века. Портрет императора Александра III прекрасен. Венецианский вид чудесен. Русская девушка завораживает.
P.S. Справедливости ради отмечу, что Святой Франциск Маргаритоне дʼАреццо интересен, ангелы Мелоццо да Форли вне конкуренции в своей категории.

Natalia Safronova отзывы: 25 оценок: 203 рейтинг: 30

Позор Третьяковке за такую организацию. Все билеты проданы якобы на 1,5 месяца вперед, по ним пускают макс 80 чел в полчаса. Без билетов из очереди пускают по 10 человек в полчаса - это не шутки. Люди мерзнут на улице с детьми. Отвратительная организация.

Svetlana Fishman отзывы: 112 оценок: 121 рейтинг: 334

Были вечером в пятницу 2го декабря. К организации претензий нет вообще. Все чётко и точно, никакой давки в залах, смотреть можно совершенно в своем удобном режиме. Даже если у какой-то картины собирается человек 5-6 - это ненадолго, и через минуту уже можно смотреть на нее тет-а-тет. Очень дозированно впускают в порядке живой очереди - 10 человек 1 раз в полчаса, поэтому сами можете оценить, когда пройдёте, если всё-таки решитесь постоять. Сразу скажу, что я бы не стала это делать зимой, ради посещения конкретно этой экспозиции.
Объясню почему. Да, выставлено 42 произведения (хотя первоначально заявлялось 47), есть "изюминки", но как такового "хэдлайнера", "гвоздя программы" в принципе нет. Заканчивается осмотр и вовсе очень странным решением - один зал - одна картина, но это не тот финал, которого ожидаешь. Что касается Рафаэля - есть две работы, но сразу предупрежу, что это не полотна, а очень небольшие деревянные части росписи алтаря.
Ощущение сравни тому, что испытываешь, когда в ресторане принесли аперитив, а потом оказалось, что это и есть весь ужин. Для возбуждения аппетита вполне подходит, но на выходе вы остаетесь с чувством неутолённого голода.
Кто ответственен за это, я не знаю, пожадничала ли итальянская сторона, или что-то с нашей не смогли согласовать или прогарантировать, но факт остаётся фактом - полноценной выставки итальянских мастеров мы не увидели. Поэтому жди нас, Италия!

Вероника Анина отзывы: 25 оценок: 21 рейтинг: 152

Торопитесь! Продажа началась два дня назад, а билеты на все выходные в декабре уже раскуплены.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана , Беллини , Рафаэль, Караваджо» состоится благодаря музеям Ватикана, из фондов которых в Москву доставлены десятки произведений. Продлится она до конца февраля.

Это уникальная ситуация, когда Музеи Ватикана предоставляют 40 (!) произведений на выставку в Третьяковскую галерею, - цитирует ТАСС директора музея Зельфиру Трегулову. - Никогда ранее они не выдавали работы такого уровня и в таком количестве.

Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино, Рафаэль Санти, Гвидо Рени , Караваджо... Будущей экспозиции предстоит стать одним из крупнейших событий в музейном мире не только России , но и Европы .

Схема продажи билетов - такая же как и на выставку Ивана Айвазовского . Контрамарку можно купить и на сайте галереи, и в кассах только на определенную дату и на определенный сеанс.

Эта система была опробована нами впервые во время выставки Айвазовского, - рассказали «КП » в пресс-службе Третьяковки . - И она себя вполне оправдала, так как люди могли заранее спланировать свой визит. Это удобно и избавляет музей от длинных очередей. И если кто-то хочет попасть на выставку «Шедевры Ватикана», то им нужно позаботиться об этом уже сейчас.

КАК КУПИТЬ БИЛЕТ?

Для этого нужно:

1. Зайти на сайт Третьяковской галереи

2. Нажать кнопку «Билеты онлайн», выбрать выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана, Беллини, Рафаэль, Караваджо».

3. Выбрать месяц, дату и время. А также количество билетов. Максимально в одном заказе - 6 штук.

4. Введите ваш e-mail, на который придет код. Его нужно ввести для подтверждения заказа. А также указать ФИО посетителя, на которого оформляется электронный заказ, и номер мобильного телефона.

5. Оплата билета в течение двух часов. Неоплаченный электронный заказ будет аннулирован.

6. После оплаты, на указанный ранее e-mail придет письмо с номером заказа и электронным билетом со статусом «оплачен». Билет можно распечатать дома или сохранить в смартфоне, чтобы предъявить при входе в галерею.

7. Электронный билет не нужно будет менять на бумажный в терминале. Для купивших билет в интернете будет организована отдельная очередь - сотрудник с валидатором быстро считает штрих-код и пропустит внутрь.

ВАЖНО!

Посетители смогут зайти на выставку строго по указанному в билете времени - в течение 30 минут. Опоздавших пропустят только, если сможете доказать, что причина задержки уважительная.

ПОЧЕМ ВХОД?

500 рублей - для граждан России и иностранцев.

150 рублей - для студентов, пенсионеров, героев Советского Союза, героев России, Полных Кавалеров «Ордена Славы», учащиеся средних и средних специальных учебных заведений.

Бесплатно - для ветеранов и инвалидов ВОВ, участников боевых действий (граждане России и стран СНГ ), для детей до 18 лет и других льготных категорий. Но приобретение такого билета возможно только вкупе с платным билетом. Посетители на контроле должны предъявить документы, подтверждающие льготу.

Рафаэль. Вера. 1507 г. Музеи Ватикана.

На выставке , куратором которой выступил Аркадий Иполлитов (Государственный Эрмитаж), будет представлено 42 живописных произведения . Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna…» - часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно. Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVIвеке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости. Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.

Две пределлы (пределла - нижняя часть алтаря), рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая - кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти , одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы,

и «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини.

Работы обоих в России отсутствуют. Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли , предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки. Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима.

Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» , самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт». Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского. Настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо
25 ноября - 19 февраля 2017
Лаврушинский переулок, 12

Стоимость билетов на выставки "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" и "Живопись и графика XVIII-XX веков из собрания Приморской картинной галереи":

500 руб. - взрослые

150 руб. - для следующих льготных категорий:

Пенсионеры,
Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры "Ордена Славы",
учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане - студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров)
студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранные граждане - студенты российских вузов). Не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты "студентов-стажёров";
художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих союзов России и её субъектов;
члены и сотрудники Российской академии художеств;
искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и её субъектов;
сотрудники музеев системы Министерства культуры России и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Бесплатно - для следующих льготных категорий:

Для лиц до 18 лет;
члены Международного Совета музеев (ICOM);
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий (граждане России и стран СНГ);
инвалиды I и II группы (граждане России и стран СНГ);
военнослужащие срочной службы;
один сопровождающий инвалида I группы или ребёнка-инвалида (граждане России и стран СНГ)

Посещение выставки "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" организовано по сеансам. Количество людей в сеансе ограничено из соображений комфорта посетителей и надлежащих климатических условий экспонирования ценных шедевров.

Онлайн билеты на даты работы выставки
"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо"
до 30 декабря 2016 г. проданы.

Билеты на остальные дни работы выставки поступят в продажу
ориентировочно 15 декабря.



Вверх