Какую литературную премию получил бунин в 1933. Иван Бунин и Нобелевская премия: за какое произведение была получена

Годы жизни: с 10.10.1980 по 08.11.1953

Русский поэт, прозаик, переводчик. С 1920 г. жил в эмиграции. Лауреат Нобелевской премии. Для И. Бунина характерно следование традициям русской классической литературы и глубокое неприятие Октябрьской революции.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воpонеже. Обнищавшие помещики Бунины, принадлежали знатному роду.В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню на хутор Бутыpки, в Елецкий уезд Оpловской губеpнии, в последнее поместье семьи. Воспоминания о детстве - лет с семи, как писал Бунин, - связаны у него "с полем, с мужицкими избами" и обитателями их. На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. В гимназии он начал писать стихи, подражая Лермонтову, . В гимназии Бунин проучился 4 года, дальнейшее образование получал дома под руководством брата Юрия. С осени 1889 года началась его работа в редакции газеты "Орловский вестник", Отец в 1890 году окончательно разорился (он питал слабость к картам и спиртному), продал имение в Озеpках. В редакции Бунин познакомился со своей первой гражданской женой (родители девушки были против брака) - В. В. Пащенко. В конце августа 1892 года Бунин и Пащенко переехали в Полтаву, где Бунин работал библиотекарем земской управы, а затем - статистиком в губернской управе.Стихи и проза Бунина стали появляться в "толстых" журналах - "Вестник Евpопы", "Миp Божий", "Русское богатство" - и привлекали внимание критики. В 1893-1894 году Бунин, будучи страстным поклонником Л. Толстого, посещал колонии толстовцев, встречался с самим Львом Николаевичем. От дальнейшего следования по пути «опрощения» Бунин отказался, однако художественная мощь Толстого-прозаика навсегда осталась для Бунина безусловным ориентиром, равно как и творчество А.П.Чехова.В 1895 г. гражданская жена Бунина выходит замуж за его друга. Бунин оставил службу в Полтаве и уехал в Петербург, а затем в Москву. Там он входит в литературные круги, знакомится практически со всеми известными писателями и поэтами. В 1897 г. выходит книга «На край света», принесшая писателю известность в литературной среде.В 1998 г. в Одессе Бунин женился на А. Н. Цакни, но брак был несчастливым и коротким, они разошлись в 1900 г. Их сын Коля умер 16 января 1905 года.В 1899 году Бунин побывал в Ялте, встретился с Чеховым, познакомился с Горьким. Позднее Горький пригласил Бунина к сотрудничеству издательстве "Знание" и, несмотря на идейную непохожесть писателей, это сотрудничество продолжалось вплоть до 1917 г.В начале 1901 года вышел сборник стихов "Листопад", вызвавший многочисленные положительные отзывы критики. "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" Лонгфелло были отмечены Пушкинской премией Российской Академии наук. С 1902 года начало выходить собрание сочинений Бунина в издательстве Горького "Знание". В это время писатель много путешествовал. В 1906 году Бунин познакомился с В. Н. Муpомцевой, ставшей его гражданской, а затем и законной супругой (в 1922). В 1909 г. Бунина избирают почетным членом Академии наук.Повесть "Деревня", напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности Бунина. За "Деревней", первой крупной вещью, последовали другие повести и рассказы, опубликованные в сборниках: "Суходол", «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско».К революции И. Бунин отнесся резко отрицательно и, прожив в Москве зиму 1917-1918 г., Бунин и Веpа Николаевна уехали сначала в Киев, потом - в Одессу. После длительных скитаний в 1920 г. писатель с супругой отплыли на Константинополь, потом в Париж. Во Франции Бунин и прожил до самой смерти. В 20-е, 30-е годы вышли книги "Роза Иерихона", "Митина любовь", сборники рассказов "Солнечный удар" и "Божье древо". А в 1930 году был опубликован автобиографический роман "Жизнь Арсеньева".В эмигрантский период Бунин активно включается в жизнь русского Парижа: возглавляет с 1920 Союз русских литераторов и журналистов, выступает с воззваниями и обращениями, ведет в газете "Возрождение" в 1925-1927 регулярную политико-литературную рубрику, создает в Грасе подобие литературной академии.В это время началась в жизни Бунина довольно странная история. В 1927 году Бунин познакомился с русской поэтессой Г. Кузнецовой. Бунин был очарован молодой женщиной, она же, в свою очередь, была в восторге от него, их роман получил широкую огласку. Однако Иван Алексеевич сумел убедить жену, что его отношения с Галиной чисто платонические. Неизвестно какие мотивы двигали женой писателя, но Кузнецова была приглашена поселиться у Буниных и стать "членом семьи". Почти пятнадцать лет делила Кузнецова общий кров с Буниным, играя роль приемной дочери. В 1942 году Кузнецова покинула Бунина, увлекшись оперной певицей Марго Степун, чем нанесла писателю глубокую душевную рану.В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего за "Жизнь Арсеньева". Когда Бунин приехал в Стокгольм получать Нобелевскую премию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Русская эмиграция ликовала, а в СССР было официально объявлено, что присуждение премии Бунину - это «происки империализма». С 1934 по 1936 в Германии вышло собрание сочинений Бунина.В октябре 1939 года Бунин поселился в местечке Гpасс, прожил здесь всю войну. Здесь он написал книгу "Темные аллеи". При немцах Бунин ничего не печатал («Темные аллеи» вышли в США), хотя жил в большом безденежье и голоде. К фашистскому режиму относился с ненавистью, радовался победам советских и союзных войск. Книга «Темные аллеи» вызвала неоднозначную реакцию. Писателя, считавшего книгу вершиной своего творчества, обвиняли чуть ли не в порнографии.После войны Бунин высказывает желание вернуться в СССР, чем отстраняет от себя многих русских эмигрантов. Однако после знаменитого постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), растоптавшего и М.Зощенко, Бунин навсегда отказался намерения вернуться на родину.Последние годы Бунин много болел, и все же написал книгу воспоминаний и работал на книгой "О Чехове", которую он закончить на успел. Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете.

По поводу Октябрьской революции Бунин писал следующее: «Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия…»

Нобелевской премией писатель, лишенный «практической смекалки», распорядился крайне нерационально. З. Шаховская пишет в своих воспоминаниях: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать "пособия" эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей он вложил оставшуюся сумму в какое-то "беспроигрышное дело" и остался ни с чем».

Последняя запись в дневнике И. Бунина от 2 мая 1953 года гласит: "Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!"

И. Бунин стал первым из писателей-эмигрантов, которого стали печатать в СССР (уже в 50-х годах). Хотя некоторые его произведения, например дневник «Окаянные дни», вышли только после перестройки.

10 ноября 1933 года парижские газеты вышли с огромными заголовками: «Бунин - нобелевский лауреат». Впервые за все время существования этой премии ее вручили русскому писателю. Практически все выходцы из России , кто находился в эмиграции, испытывали тогда чувство национальности гордости.

ВРАЖДЕБНОСТИ К БОЛЬШЕВИКАМ НЕ СКРЫВАЛ

На родине лауреата, в СССР , известие встретили, мягко говоря, без энтузиазма. В советских газетах решение Нобелевского комитета называли «происками империализма». Что неудивительно: покинувший в 1920 году советскую Россию Иван Бунин никогда не скрывал своего враждебного отношения к большевикам.

Проникнутое пронзительной любовью к родине творчество Бунина воспевало ее такой, какой новое общество не принимало, - прежней, корнями связанной с традициями, глубоко духовной, - сказала корреспонденту «Комсомолки» член Союза писателей России Ирина Измайлова . - Революционные идеи знаменитый писатель воспринимал как разрушительные, нанесшие русской культуре и духовности непоправимый вред. Поэтому советская власть не хотела, да и не могла принять Бунина.

По словам Измайловой, то, что Россия двигается к духовной трагедии, писатель почувствовал задолго до Октябрьской революции. Он еще в начале ХХ века всем сердцем ощущал, как размываются духовные скрепы.

Происходивший из старинного дворянского рода, но выросший в обедневшей семье Иван Алексеевич воочию наблюдал за оскудением дворянских гнезд, крушением усадеб, постепенным вырождением дворянского сословия. И это нашло отражение даже в его ранних произведениях.

Впрочем, крах старого мира предсказывали многие, но мало кто понимал, что замены ему нет и его уход будет знаменовать для России крах.

КОНФЛИКТ ДВУХ ГЕНИЕВ

Интересно в этом смысле проследить отношения между Буниным и «буревестником революции» Максимом Горьким . Они познакомились в Ялте в самом конце ХIХ века. Начали общаться, обсуждать происходящие события. Горький не хуже Бунина понимал, что крушение прежних устоев неизбежно, но, в отличие от него, желал этого крушения.

Многие литературоведы полагают, что разница во взглядах вызвана тем, что один писатель - дворянин, а другой - выходец из народных масс. Но это было бы слишком простое объяснение, которое к тому же не подтверждается жизнью. Например, представитель высшего сословия Александр Блок сочувствовал революционным идеям, а Иван Шмелев , крестьянское происхождение которого сомнений не вызывает, их не принимал.

Бунина и Горького долгое время считали близкими друзьями, но вот что писал позднее Иван Алексеевич: «Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким… относится к 1899 году. А конец - к 1917-му. Тут случилось, что человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, вдруг оказался для меня врагом, вызывавшим во мне ужас, негодование».

После того как свершилась революция, Бунин до последнего не желал расставаться с Россией. Оказавшись на юге страны, надеялся, что Крым не станет «красным». Но пришлось эмигрировать. После нескольких лет скитаний он с семьей поселился в Париже .

ГЛАВНЫМ КОНКУРЕНТОМ БЫЛ МЕРЕЖКОВСКИЙ

Впервые кандидатуру Ивана Бунина на Нобелевскую премию выдвинули еще в 1922 году. Инициатором был Ромен Роллан. После этого предпринималось еще несколько попыток. В 1933-м конкурентами Бунина стали Дмитрий Мережковский , Иван Шмелев и… Максим Горький.

В Нобелевском комитете пришли к выводу, что присуждение премии морально поддержит русскую эмиграцию, - говорит историк Александр Колпакиди. - Поэтому шансы Горького на успех оценивались невысоко.

Наиболее реальными претендентами на премию были Бунин и Мережковский, - считает другой известный историк Лев Лурье. - Оба долгое время проживали во Франции . Но Бунин пользовался большим авторитетом в глазах французских литераторов. Нельзя исключать, что именно это обстоятельство повлияло на членов Нобелевского комитета.

Однако большинство литературоведов - как в тридцатые годы, так и сейчас - считают решение Нобелевского комитета справедливым.

Премию по литературе присуждали люди, для которых существовало понятие европейской христианской культуры, воплощенной в лучших произведениях всех больших писателей, не утративших христианских корней. Творчество Бунина было наглядным доказательством этой неутраченной взаимосвязи, - говорит Ирина Измайлова. - И еще… Мы постоянно рассуждаем о том, что для Запада всегда существовала и по сей день существует так называемая загадка русской души. И, наверное, великий русский эмигрант оказался тем проводником, который приближал к разрешению этой загадки.

Любопытно, что Нобелевская премия не сделала Бунина очень богатым человеком. Значительную часть суммы он отдал в различные благотворительные фонды.

Как только я получил премию, мне пришлось раздать примерно 120 тысяч франков, - говорил писатель в одном из интервью. - Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За короткий срок прошло две тысячи таких писем.

КСТАТИ

Несостоявшаяся дорога домой

Во время оккупации Франции гитлеровцами Бунины жили на юге страны. Нет документальных подтверждений, получал ли нобелевский лауреат какие-либо предложения от нацистов. Но точно известно, что он не сотрудничал с врагами своей родины, всей душой желал победы Красной армии.

В 1946 году в Советском Союзе приняли законодательные акты о восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. Эмигранты получили возможность вернуться на родину.

Во время и сразу после завершения Великой Отечественной войны в белой эмиграции были сильны просоветские настроения, которые подогревались проникшими в эту среду агентами НКВД , - утверждает Лев Лурье. - Вот такой факт. В начале 1945 года целая группа покинувших Россию много лет назад известных деятелей побывала на приеме в советском посольстве в Париже. Поднимались тосты за приближающуюся победу, за здоровье Сталина .

Советские власти очень хотели, чтобы единственный в мире русскоязычный лауреат Нобелевской премии вернулся в СССР. Для этого в Париже с писателем несколько раз встречался его коллега Константин Симонов. По имеющимся свидетельствам, и сам Иван Алексеевич задумывался о возвращении.

Трудно сказать, что его остановило. Вероятно, он сомневался, что в СССР партийные идеологи простят ему «Окаянные дни» и очень резкую статью «Миссия русской эмиграции», которую он написал в 1924 году.

А тут еще подоспело недоброй памяти постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград », оскорбившее и унизившее Анну Ахматову и Михаила Зощенко .

И Иван Алексеевич понял: несмотря на частичное возвращение к дореволюционным ценностям - возрождение Русской православной церкви, более уважительное отношение к прошлому страны, - по сути, мало что изменилось. А потому возвращаться нельзя.

ДОСЛОВНО

«Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

(Официальное решение о присуждении Ивану Алексеевичу Бунину Нобелевской премии.)

КОНКРЕТНО

Российские писатели - лауреаты Нобелевской премии

Иван Бунин - 1933 год

Борис Пастернак - 1958 год

Михаил Шолохов - 1965 год

Александр Солженицын - 1970 год

Иосиф Бродский - 1987 год

10 ноября 1933 года – Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии

Творчество Ивана Бунина долгое время было запрещено в СССР. Его литературная деятельность была признана лишь заграницей, о чем свидетельствует получение писателем нобелевской премии.

10 ноября 1933 года русскому писателю Ивану Бунину, который из-за революционных событий в октябре 1917 года и оппозиционного отношения к ним был вынужден покинуть столицу, присудили Нобелевскую премию в области литературы.

Премия за воссоздание русского характера

Иван Алексеевич Бунин не скрывал своей ненависти в большевистскому режиму, в связи с чем в 1918 году был вынужден покинуть Москву. Его долгий путь эмиграции начался в Одессе и завершился во Франции, на Ривьере.
Бунин не прекращал своей литературной деятельности заграницей. В 1922 году его кандидатуру впервые выдвинули на получение Нобелевской премии. Инициатором стал Ромен Роллан, почитавший творчество русского писателя-контрреволюционера. Получить отличие Бунину не удалось, его обошел поэт из Ирландии Йитс. Лишь через 11 лет Иван Алексеевич стал обладателем заветной премии по литературе.
День присуждения Бунину премии в Париже стал настоящим праздником для русских эмигрантов. Писатель узнал о приглашении в Стокгольм на сеансе в кинотеатре, где показывали развлекательный фильм. Разыскав Бунина в зале, его позвали к телефону для разговора со столицей Швеции.
Этот день стал, по словам из дневника Ивана Алексеевича, переломным, он понял, что начинается новая страница жизни. Он считал, что получил награду за свое лучшее произведение - "Жизнь Арсеньева".
Поездка в Швецию была волнующей. После докладной речи писателя Пера Гальстрема, Бунина пригласили на сцену и под бурные овации вручили медаль, диплом Нобеля и чек на крупную сумму.
Вместе с признанием пришел и материальный достаток. 715 тысяч франков - такова была сумма выплаченной денежной премии. Большую часть Бунин отдал на благотворительность, считая своим долгом помогать нуждающимся. Другую часть по совету товарищей вложил «в дело», которое прогорело.
Иван Алексеевич Бунин никогда не возвращался на Родину. Россия навсегда осталась закрытой для него. В 1953 году русский писатель был похоронен во Франции.

Получил Нобелевскую премию по литературе и куда потратил выигранное богатство - в материале «АиФ-Черноземье».

10 ноября 1933 года стало известно, что писатель Иван Бунин стал первым русским литератором, удостоенным Нобелевской премии.

Известно, что выдвижению Бунина поспособствовал прозаик Марк Алданов. В 1922 году он обратился к известному французскому писателю Ромену Роллану, и тот внес его в список на соискание премии. Правда, в первый раз кандидатуру Ивана Бунина комитет не выбрал, и почетную награду писатель получил только через десять лет.

Существует легенда, что известия о премии Бунин получил, будучи в кинотеатре. Звонок из Стокгольма приняла его жена Вера Муромцева.

В официальном сообщении Нобелевского комитета говорится: «Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Многие литературоведы и сам Бунин считают, что фактически премию присудили за роман «Жизнь Арсеньева», который вышел в Париже в 1930 году. В романе так много пересечений с судьбой самого писателя, что многие называют его автобиографией Ивана Бунина.

«Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома», - сказал Бунин в своей «Нобелевской речи».

Лауреатам полагается и внушительное денежное вознаграждение - 170 331 шведских крон, что в ту пору равнялось 715 000 франков. Богатство Иван Бунин быстро растратил. Ему стали приходить письма от русских эмигрантов с просьбами о финансовой помощи, которую писатель без лишних вопросов предоставлял. На пожертвования и щедрые пирушки он быстро истратил 120 тысяч крон, а остальное вложил в какое-то «беспроигрышное дело». В итоге в концу жизни писатель еле сводил концы с концами, не приобретя на подаренные ему деньги ни бизнеса, ни недвижимости. Чтобы Нобелевский лауреат не влачил нищенское существование, друзья обратились к американскому филантропу, который до конца жизни платил Бунину пенсию.



Вверх