Илья репин не ждали описание. Cочинение по картине Репина «Не ждали. Картина Репина «Не ждали». Описание

1883-1898 гг. Дерево, масло. 45 x 37 см.
1884-1888 гг. Холст, масло. 160 x 167 см.


Картина относится к «народовольческой серии» Ильи РЕПИНА, в которую также включают картины «Арест пропагандиста» (188-1889, 1892, ГТГ), «Перед исповедью» («Отказ от исповеди», 1879-1885, ГТГ), «Сходка» (1883, ГТГ) и другие. Момент, изображённый на картине, показывает первую реакцию членов семьи на возвращение из ссылки осуждённого.

Репин начал работать над картиной в начале 1880-х годов, находясь под впечатлением от убийства императора АЛЕКСАНДРА II, совершённого 1 (13) марта 1881 года, а также от публичной казни народовольцев, которая состоялась 3 (15) апреля 1881 года, и на которой он сам присутствовал.

Жена возвратившегося мужчины была написана с супруги Репина Веры Алексеевны, мать - с тёщи художника Евгении Дмитриевны ШЕВЦОВОЙ, мальчик - с Сергея КОСТЫЧЕВА, сына соседей по даче (в будущем - известного биохимика, профессора и академика; 1877-1931), девочка - с дочери Веры, а горничная - с прислуги Репиных. Предполагается, что лицо входящего мужчины могло быть написано с Всеволода Михайловича ГАРШИНА (1855-1888).

Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Николая НЕКРАСОВА и Тараса ШЕВЧЕНКО, изображение императора АЛЕКСАНДРА II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также гравюра с популярной в то время картины Карла ШТЕЙБЕНА «Голгофа». Аналогии с евангельской историей о страдании и жертве собой за людей были очень распространены в среде революционной интеллигенции.

Портрет Тараса Григорьевича ШЕВЧЕНКО (1814-1861). 1858 г. Фотограф ДЕНЬЕР Андрей Иванович (1820-1892).
Портрет Николая Алексеевича НЕКРАСОВА (1821-1877). 1870-1877 гг. Фотограф Яков Иоган Вильгельм ВЕЗЕНБЕРГ (1839-1880).

ШТЕЙБЕН Карл Карлович (1788-1856) «На Голгофе». 1841 г.
Холст, масло. 193 x 168 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915) «Портрет Александра II на смертном одре». 1881 г.
Холст, масло. 61 x 85 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Среди всех статей о картине понравилась эта (приведена с незначительными изменениями).

Картина Ильи Репина «Не ждали» общеизвестна. В комнату входит обтрёпанный человек, не ожидаемый находящимися в ней членами его семьи. Это народоволец, вернувшийся с сибирской каторги. Мать, жена и двое детей страдальца выражают эмоции, составляя живописную группу. Женщины в чёрном - кто-то помер, пока бедолага сидел в тюрьме (его отец?).

Постойте! А почему «не ждали»? Они что, забыли, когда у бедолаги заканчивается срок заключения? Ну ладно, его выпустили как-то внезапно, но почему он тогда не послал домашним телеграмму? Как и почему у художника возвращение домой из заключения, событие по умолчанию плановое, оказалось связанным с неожиданностью? Попробуем разобраться.

Для начала надо объяснить, в чём вообще заключались существующие на тот момент уголовно-исправительные наказания. Суды могли приговорить осуждённых к различным видам лишения свободы: аресту (от 1 дня до 3 месяцев), заключению в смирительном доме (от 2 месяцев до 2 лет), заключению в крепости (от 1 до 16 месяцев), тюремному заключению (от 2 до 16 месяцев), работам в исправительных арестантских ротах (от 1 года до 4 лет), каторжным работам (от 4 лет до бессрочных), ссылке на поселение (бессрочная) и ссылке на житьё (бессрочная, могла сопровождаться заключением от 1 до 4 лет). Кроме того, существовала и административная ссылка (до 5 лет) - наказание, накладываемое во внесудебном порядке.

Очень маловероятно, что персонаж картины был сослан на поселение или на житье в Сибирь или же находился в административной ссылке. Объяснение тут простое: он очень плохо одет. Ссыльные и поселенцы жили в собственном или наёмном жилище, своими трудами и на свой счёт, они свободно располагали деньгами и могли получать денежные переводы. Заключённые в крепости (на самом деле, это была не крепость, а отделение в тюрьме) также сидели в собственной одежде. Трудно предположить, что семья, снимающая на лето загородный дом, имеющая прислугу, играющая на рояле и т.д., не отсылала бы репрессированному деньги, позволяющие ему одеваться поприличнее.

Следовательно, персонаж картины находился в заключении. Заключённые были одеты в стандартную тюремную одежду, а при освобождении им выдавали то, в чём их арестовали (относится только к тюрьме в городе ареста, в другие города одежду не посылали), покупали им одежду на их счёт, а если у отпускаемого не было ни денег, ни одежды - Попечительный о тюрьмах комитет покупал им одежду на пожертвованные суммы. Надо думать, что это была бывшая в употреблении одежда простых горожан, купленная у старьевщика - ровно то, во что одет герой картины.

Почему же тогда более или менее обеспеченная семья не посылала заключённому деньги? Ответ прост: в тюрьме не было ларька, где бы продавали еду, количество вещей, которые разрешалось держать заключённому, было ограниченным (чашка, расчёска, ложка и т.д.), так что деньги невозможно было потратить. Они просто бесполезно лежали бы на хранении у начальника тюрьмы. Конечно, к освобождению заключённым подсылали деньги, чтобы они добрались на них до дома - но нашего персонажа почему-то выпустили внезапно.

Итак, герой картины то ли сидел в исправительной тюрьме не в своей губернии - исправительных тюрем было меньше, чем губернских, то ли находился на каторге в Сибири. Что правдоподобней - мы разберёмся дальше.

Как так вышло, что заключённого выпустили внезапно? Ответ возможен только один: помилование. Условно-досрочного освобождения до 1909 года не существовало, а дела в апелляционной и кассационной инстанции велись с участием адвокатов, и решение оглашали в их присутствии (решение апелляционной инстанции ещё обязательно и самому осуждённому). И только Высочайшее помилование (а оно иногда давалось и без прошения от осуждённого) могло поступить непосредственно администрации места заключения без оповещения о нём адвокатов и заключённого.

Почему же освобождённый не послал телеграмму домашним? Мы видим, что действие картины происходит в загородном доме. Почтовых отделений вне уездных городов в ту эпоху было ещё очень мало. Доставка писем и телеграмм на дом (даже в крупных городах) не входила в основной тариф почтовых услуг, письма (вне столиц) на дом не доставляли вообще (если только получатель не заключал особый договор), а за доставку телеграмм нарочным взимали отдельную плату - около 10 копеек за версту (то есть 1 современный доллар за км). Если предположить, что загородный дом находится в 50 км от уездного города, то телеграмма обошлась бы в 5-6 рублей, которых у заключённого, судя по его оборванному виду, просто не было. Вот так и образовалось неожиданное появление.

Но если у него нет денег, как он доехал из Сибири? Казна не возмещала дорожные расходы вышедшим из тюрьмы заключённым. Если у тебя были деньги, а начальник тюрьмы считал тебя достаточно смирным, ты мог ехать домой за свой счёт. Если нет - тебя бесплатно отсылали домой этапом, то есть с той же конвойной командой, которая привозила в тюрьму новых заключённых. Пешком (железной дороги в Сибири ещё не было), с ночевкой в этапных избах, а уже от Урала в тюремном вагоне, но не под конвоем, а вместе с конвоем.

Если наш бедолага приехал из Сибири сам, он в любом случае потратил на это 50-70 рублей. Тогда уж ему было бы лучше отправить домашним дорогую телеграмму, дождаться на месте, пока ему пришлют телеграфом же деньги (это бы заняло бы 3-4 дня), после чего ехать домой с большим комфортом, а не в отрепьях. Таким образом, герой картины либо добирался из Сибири с этапом лишь потому, что никто не одолжил ему 5 рублей на телеграмму (менее вероятно), либо он сидел в исправительном отделении тюрьмы в Европейской России, и после освобождения ему было легче добраться домой побыстрее как есть, чем ожидать высылки денег (более вероятно).

Теперь перейдем к самому интересному. Что он натворил? Для начала надо сказать, что картина не даёт на это никаких намеков. Может быть, это менеджер среднего звена, посаженный в тюрьму за растрату. Зрителю следовало догадываться самому. Зритель 1880-х годов догадывался единодушно - это «политик», то есть для той эпохи - народоволец.

Если герой картины попал в заключение за политику, в любом случае он не был серьезным заговорщиком. Люди, действительно участвовавшие в группах, совершавших террористические покушения и собиравшиеся убить царя, не получали в 1883 году (год создания картины) помилований. Все они досидели либо до амнистии 1896 года (коронация НИКОЛАЯ II), либо до амнистии 1906 года (открытие Государственной Думы), а кое-кого не выпустили и вовсе. Если государство кого-то и отпускало в 1883-м (а в этот момент царизм ещё крепко боялся народовольцев), то только случайно попавших под раздачу, мелкую сошку - пойманных за относительно безобидными политическими разговорами или с нелегальной литературой.

Что именно надо было сделать, чтобы попасть в исправительные арестантские роты? Самая подходящая статья Уложения о наказаниях, 318-я - «соучастники противозаконных обществ, не бывшие в числе их основателей, начальников и главных руководителей» - предусматривала весьма широкий диапазон наказаний, от 8 месяцев тюрьмы до 8 лет каторги. Именно под эту статью подпадало множество несчастных, случайно и однократно забредших на собрание, которое следователи затем сочли народовольческим кружком. Жесткость решений суда изменялась, следуя за политической ситуацией. На заре народовольческого движения за присутствие на чтении какой-то революционной декларации можно было получить 4 года арестантских рот. После того, как убили царя, это стало казаться уже мелочами, и самым безобидным из таких осуждённых могли начать смягчать наказания, прощая не отбытую часть заключения. За «литературу» попасть в исправительное отделение было нельзя - распространители получали от 6 до 8 лет каторги, писатели - от 8 до 16 месяцев крепости, читатели - от 7 дней до 3 месяцев ареста.

Итак, картина допускает широкий диапазон интерпретаций. Но, во всяком случае, на ней изображён не закоренелый революционер и мужественный борец. Скорее перед нами - человек, случайно или в малой степени прикоснувшийся к народовольческому движению, приговорённый за это к среднесрочному (1-4 года) заключению и помилованный царём до истечения срока. Причём помилованный не от того, что царь добрый, а от того, что стало понятно, что он не очень-то и виноват.

Одним из интереснейших произведений Третьяковской галереи является картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали». Эта картина поражает своей интересной историей, изображенной на ней, и по этой причине я решил написать о ней в своем сочинении.

Данная картина является национальным достоянием и находится в собрании картин Третьяковской галереи. Картина была написана в примерно в 1884- 1888 годах. На ней изображен мужчина, который вернулся из политической ссылки и далеких чужих краев. Если разобрать картину по цвету, то цвета гармоничные. Картина написана в мягких теплых полутонах, которые создают впечатление, что это радостный выходной день, который только начинается. Об этом говорит теплый солнечный свет, который пробивается сквозь оконные стекла. По сути своей, картина вызывает хорошие положительные эмоции. Ведь что может быть лучше возвращение человека, которого, в общем-то, уже и не ждали и не думали, что вернется.

Художнику очень хорошо удался этот момент, вернувшийся со ссылки, не может сразу узнать родных, потому как кто-то постарел, ребятишки подросли, и они до конца не могут его узнать и поверить своим глазам. Он ли это? Видимо, художником и было задумано передать эту немую паузу перед радостными эмоциями встречи и даже слезами радости. О том, что герой картины вернулся неожиданно, свидетельствует то, что он неопрятно одет, небрит, создается впечатление, что он давно не мылся, и очень усталый. На его лице читается усталость, он устал от ссылки от длинной дороги домой и вот он, наконец, вернулся!

Эффект неожиданности и читается на лицах домочадцев. Так же о том, что он вошел совсем недавно свидетельствует открытая дверь, которую ему открыла женщина. На дальнем плане мы видим втору темную фигуру женщины, которая, удивленно выглядывает и не верит в его возвращение. Эффект неожиданности возвращения читается на лице другой не менее важной фигуры этой картины. Эта женщина, которая встала из-за стола и явно не ожидала его увидеть. Хоть и художник изобразил ее в профиль, но в ее глазах читается немая сцена неожиданности и неверия собственным глазам от неожиданности она развела руками. На ее губах читается шепот «ты ли это». Из истории картины известно, что эта престарелая женщина матушка, возвратившегося из далекой ссылки каторжанина.

Очень хорошо дополняют эту картину ребятишки и женщина за фортепьяно. Женщина его узнала, она очень рада его возвращению, судя по ее радостной улыбки на лице. А вот маленькая девочка, в углу сидящая около мальчика, смотрит на возвратившегося с каким-то недоверием и не пониманием, он, очевидно, его не узнала и не поняла еще кто же этот небритый странник в лохмотьях. Ну и не могу не затронуть маленького мальчика сидящего в углу, который очень рад возвращению их члена семьи. В целом картина не тяжелая и производит хорошее впечатление и вызывает радостные эмоции, если вам выпадет счастливый шанс посетить Третьяковскую галерею, обязательно взгляните на эту картину.

Илья Репин.Не ждали, 1884-1888гг.Государственная Третьяковская галерея

Всем нам давно знакома из школьных учебников картина Репина "Не ждали".Но мало кому известно,что существовали два варианта этой картины,что художник очень много работал над портретом главного героя,неоднократно его переделывая.

Первый вариант картины, относящийся к 1883 году, был начат Репиным на даче в Мартышкине, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены на картине. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречала женщина и две другие девушки, предположительно сестры.

Вслед за этой картиной Репин в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным.
Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Художник и выполнил его в гораздо больших размерах, видоизменил персонажей и увеличил их число. Входящая девушка была заменена возвратившимся из ссылки революционером, встающая с кресла на первом плане - старухой матерью, вместо одной девушки за столом изображены мальчик и маленькая девочка.

Внутренней темой картины стала проблема отношения общественного и личного, семейного долга. Она решалась в сюжете неожиданного возвращения революционера в свою семью, оставшуюся без него одинокой, как ожидание того, каким образом будет воспринято это возвращение, будет ли революционер оправдан своей семьей.

Эта проблема оправдания революционера своей семьей была, в сущности, проблемой оправдания и благословения революционного подвига, которые Репин давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме.

Репин строит композицию как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову.

Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего.

Она настолько выразительна, что Репин мог позволить себе почти не показать ее лица, дав его в таком повороте, при котором не видно его выражения. Хороши руки старухи и молодой женщины за роялем, охарактеризованные удивительно индивидуально.

Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый миг встречи, узнавания, когда еще своим глазам не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение - и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания.

Образ главного героя менялся в сторону от полной уверенности в избранном пути до глубоких сомнений. По воспоминаниям современников, в варианте 1884 года ссыльный входил в дом как решительный, мужественный человек. В окончательном варианте, для которого позировал писатель В.М. Гаршин, на картине – робко входящий в дом человек.

Он словно ищет глазами ответ на вопрос: меня простили? меня ждут? прав ли я, что рисковал благополучием семьи? Сосредоточив основное внимание на фигурах ссыльного и его матери, художник добивается психологической правды в характеристике реакций всех изображенных персонажей: безразличие новой горничной, которая не знает, кто это пришел, испуг девочки и радость мальчика.

Темная фигура вернувшегося, в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах, вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера.

Интересно, что все изменения в композиции, удаление фигур, как и переработка выражения лиц, производились Репиным непосредственно на самом холсте. Картина таким образом компоновалась подобно тому, как если бы это была театральная мизансцена. Первый вариант картины Репин писал прямо с натуры, у себя на даче, разместив в комнате в качестве действующих лиц своих родных и знакомых.

Они же послужили моделями и для большой картины: жена возвратившегося писана с жены художника и с В. Д. Стасовой, старуха мать - с тещи, Шевцовой, девочка за столом - с Веры Репиной, мальчик - с С. Костычева, горничная в дверях - с прислуги Репиных. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры. Продолжая работу над нею уже в Петербурге, Репин компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену, - метод, который он применил также в «Запорожцах».

Полотно «Не ждали» - выдающаяся картина Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.
Репин видел казнь народовольцев, но решил рассказать об этих людях не в кровавом сюжете, а раскрыть через отдельного героя драму целого поколения, начало которой в народническом движении рубежа 1860–1870-х годов.

Поэтому художник решает столь значительную социальную тему по законам бытового жанра, подробно описывая обстановку дома разночинной интеллигенции, где на стене висят фотография Александра II на смертном одре, портреты поэтов Н.А. Некрасова и Т.Г. Шевченко. В то же время композиция картины построена по законам кульминационного кадра кинофильма, который является ключом к пониманию всего фильма.

«Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. В контексте таких напоминаний о „мятежах и казнях“, омрачивших „начало дней“ царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия, иначе говоря - воскресения.
Эрнст Саприцкий "НЕ ЖДАЛИ"

Наверно, был воскресный день,
С детьми учила мать уроки.
Вдруг распахнулась резко дверь
И входит странник светлоокий.

Не ждали? Все изумлены,
Как будто воздух всколыхнулся.
То не герой пришел с войны,
То каторжник домой вернулся.

Он весь тревожно напряжен,
Он нерешительно застыл:
Да будет ли женой прощен?
Ей много горя причинил
Его арест, затем тюрьма…
О, как состарилась она.

Но солнцем все освещено.
Еще не вечер. Счастье будет.
Погожий день глядит в окно.
Скрепит Бог запись в книге Судеб.

Http://maxpark.com/community/6782/content/2068542

Рецензии

Это произведение при любом случайном столкновении с ним (в альбомах, в журналах, в интернете) - неизменно заставляло пытаться разгадать тайну сюжета...То, что Вы написали о её содежании, дорогая Алина, - несколько приоткрыло завесу сюжета.
А мне думалось так - некий осуждённый, или беглый каторжник возвращается домой, может даже, не совсем официально, - и реакция семьи очень неоднозначна! Жена в полной растерянности, на лице - ни капли радости, она, видимо, смирилась с его отсутсвием, возможно, даже запланировала новые отношения, мечты, которые в данный момент мгновенно рушатся, и по её взгляду и суматошной позе можно понять, что она не хочет верить в возвращение отвергнутого прошлого...Мальчик, с его детской непосредственностью и умением только в детстве радоваться всему, особенно, в данном случае, возможности по уважительной причине прервать надоевший урок с бабушкой - счастлив безмерно, по существу, даже не понимая причины, и даже не зная - кто этот изнурённый человек...Девочка, будучи постарше, и кое-что уже понимая, - изподлобья и с тревогой недовольно, даже с некоторой брезгливостью, смотрит на оборванного скитальца; она-то как раз может и помнит, кто это, но - будучи несколько в курсе планов матери о перемене семейных и материальных событий - не радуется их разрушению...Ну, служанка, чувствуется, вообще себя ощущает хозяйкой кухни и двери в этом доме, с зависящими от многих обстоятельств женщин и детей...Её возмущённая и деловитая поза и выражение говорят о том, что она готова в любой момент исправить положение и погнать из дома этого самозванца...И только то, что в центре картины - вызывает самое сильное восприятие - лицо измождённого странника полностью обращено к матери - единственной надежде и поддержке в невыносимых условиях жизни; на лице - одни глаза, и в них крик души - помнят, любят, простят, приютят?!..Видимо, он понимает, что нужен здесь только одному сердцу...И мать - одежда её печальна, она ни часа не забывала о горькой участи своего сына; возможно, даже смирилась с разлукой навсегда... и то, что она поспешно вскочила со стула, придерживаясь за стол, от избытка чувств стараясь сохранить равновесие, и её порыв броситься к сыну (хотя лица её не видно, можно представить, сколько в нём и страдания,и изумления, и радости от неожиданности встречи) - всё это говорит о том, что действительно - исключительно все "Не ждали", в этот первый миг встречи - ещё не успели одеть маски, подобающие случаю, и ярко, откровенно выражают чувства сердца, что в такой талантливой и несравненной форме и передал Мастер кисти.
Извините, дорогая Алина, за столь пространное толкование этого сюжета - возможно, я и ошибаюсь в трактовке героев картины, но мне увиделось в таком объяснении. Огромное Вам спасибо! С уважением - Лариса.

Алина, огромное спасибо Вам за такой лестный отзыв в мой адрес! Я - всего лишь неравнодушный созерцатель, и, поскольку муж мой - художник, и к тому же преподаёт в вузе живопись, я, как бы скраюшку небезразлична к такой области знаний...я даже посоветовала мужу подсказать студентам адрес Вашей странички - такое море информации, преподнесённой в сжатой, и в то же время, всеобъемлющей, добротной форме...Вот уж поистине, у кого талант искусствоведа с широким, живым и прекрасным языком и кругозором - это у Вас, это безо всякого преувеличения. Хочется от всего сердца пожелать Вам крепости сил, здоровья, радостного творческого настроения, новых вдохновенных открытий - чтобы через Ваш необыкновенный талант повествователя, аналитика, коллекционера - Ваши читатели могли больше узнать о сокровищах мира, в силу нашего технично настроенного века как-то затерявшихся в суете дней...Благодаря Вашим трудам (а это, конечно - нелёгкие муки творчества - эмоциональные, душевные и физические в том числе), благодаря Вашему кропотливому усердию - эти сокровища всплывают из забвения на всеобщее восхищение...Именно с таким ощущением и с огромной признательностью я знакомлюсь с Вашими трудами.
У нас дома немалая библиотека с альбомами работ художников разных стран и эпох, в разном качестве и описанием. Поверьте, альбомы с Вашими статьями и качественными репродукциями - заняли бы самое почётное место в этой библиотеке. Да и студентам, например - не с руки читать, в современных скоростных условиях, - многотомные описания того, что касается искусства...Чаще всего они вообще ничего не читают, к сожалению...А вот такие эссе, сконцентрированную информацию, причём - не сухую, безразличную, как обычно это бывает - а живую, написанную с любовью к автору, к его трудам, к предмету изучения - это было бы чрезвычайно полезно для обучения, для становления будущей творческой личности. Это восхищение и благоговение перед прекрасным - оно не может оставить равнодушным, это заметно и по Вашим рецензентам.
Успехов Вам, приимите самые лучшие пожелания и искреннейшую благодарность!
С уважением - Лариса.

Картина русского художника Ильи Репина «Не ждали», написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 740). Размер картины - 160,5 х 167,5 см.

И. Ё. Репин был одним из величайших русских художников. Его творчество стало ценным вкладом русского искусства в мировое художественное развитие. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского реалистического искусства. Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. В первом варианте "Не ждали" в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина была небольшого размера. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин ее дорабатывал, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы.
В картине "Не ждали" Репин нашел такой сюжет, который позволил создать ему полотно большой идейной содержательности, обнаружив свой талант жанриста, свое мастерство психологической характеристики.
Перед нами изображение типичной интеллигентной семьи в обычной ее обстановке. Героическая революционная тематика в картине Репина "Не ждали" выступает в первичной форме жанровой картины современной жизни. Благодаря этому сама жанровая живопись и современная жизнь возведены в ранг исторической картины. Внутренней темой картины "Не ждали" стала проблема отношений общественного и личного. Основной задачей картины было убедительно показать именно неожиданность возвращения революционера, многообразие переживаний его самого и членов его семьи. В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Каждый из персонажей обрисован и подан с исключительной силой и выпуклостью, вплоть до таких второстепенных персонажей, как прислуга в дверях или маленькая девочка за столом. Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Темная фигура вернувшегося в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера. Репин строит композицию, как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову. Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый шаг встречи, узнавания, когда еще глазам своим не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение - и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания. Благодаря- этому решение не дается сразу готовым, а домысливается самим зрителем. Репин замечательно сумел сочетать в картине важное со второстепенным, значительное с теми мелочами, которые сообщают сцене жизненность, вносят лирическую теплоту. Таков, например, образ сидящей за столом девочки с болтающимися над полом кривыми ножками, весь с любовью написанный интерьер, таков мягкий ласковый свет -летнего дня, льющийся через полурастворенную балконную дверь, на стеклах которой еще видны капли недавно прошедшего дождя. Детали обстановки имеют разъясняющее сюжет значение. Так, над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штей-бена "Голгофа". Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в среде революционной интеллигенции. Картина Репина "Не ждали" - выдающееся полотно Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.

Рецензия о картине Репина «Не ждали» искуствоведа Некрыловой Л.П.

после небольшого перерыва продолжаем

Картина, известная нам под названием "Не ждали", принадлежит к так называемой "народовольческой" серии Репина, первая работа в которой была создана в конце 1870-х гг. Эти полотна долго держались в мастерской художника - их он показывал только знакомым и близким и на выставки не представлял. Собственно же картина "Не ждали", большой (окончательный) вариант картины, экспонировалась художником на 12-й передвижной выставке в 1884 г. и ее можно выделить уже и потому, что она как бы венчает всю эту "народовольческую" серию

Считается, что в данную серию входят также картина "Отказ от исповеди" , которая ныне уже называется "Перед исповедью" (сам Репин называл просто "Исповедью", а название "Отказ от исповеди" картина получила в 1937 году, на юбилейной выставке Репина), "Арест пропагандиста" (в двух вариантах), "Сходка" , которая, опять же, современниками и Репиным называлась "При свете лампы", а позже и вовсе - "Революционной сюитой" и, наконец, "По грязной дороге под конвоем" (это самая первая вещь из серии, созданная в 1876 году и также хранящаяся в ГТГ. Рассказывают, что лицо Дмитрия Каракозова , увиденное Репиным, долго стояло перед ним, не давало покоя и требовало каких-то действий. Так продолжалось до тех пор, пока Репин не написал картину "Под конвоем". Когда картина была выставлена, многие узнали Дмитрия Каракозова. Вскоре полиция сняла картину с выставки). Сейчас все эти работы находятся в Третьяковской галерее, когда же Репин над ними работал, они хранились в мастерской и потому были исполнены в малом формате

Павел Михайлович Третьяков не торопился покупать картину, хотя видел ее еще в мастерской Репина и выспрашивал мнения относительно нее у критика Владимира Стасова . Стасов высказал восторженное отношение к картине, назвав ее "самым крупным, самым важным и совершенным созданием Репина". Но в собрании Третьякова к тому времени и так было больше трех десятков первоклассных произведений художника и потому он выжидал

Картина поехала в путешествие по провинции с выставкой и только в самом конце путешествия Третьяков предложил-таки Репину продать ему картину. На что Репин отвечал о желании киевского коллекционера Терещенко также приобрести эту картину и о своем, авторском праве не продавать, т.к. художнику захотелось переписать голову сына. Уже после того, как Репин переписал образ главного героя, картина попала к Третьякову, который купил ее за 7 тыс. руб. (поначалу Третьяков предлагал 5 тыс. руб.). История, однако, на этом не закончилась. Через два года Репин приехал в Москву и пришел в галерею Третьякова с ящиком красок. Хозяина в то время не было дома. Репин полностью переписал образ входящего. Когда Третьяков вернулся и увидел это, он был страшно рассержен, поскольку считал, что картина испорчена, и очень сильно распекал своих подопечных за позволение Репину "надругаться" над картиной. После этого Третьяков искал случая отправить Репину его полотно с тем, чтобы он исправил образ революционера и уже в 1888 году ему действительно удалось переправить "Не ждали" в Петербург, где Репин в третий раз переписал голову входящего

Таким образом, мы знаем эту картину уже в третьей редакции. Самый же первоначальный вариант "Не ждали" был исполнен в малом формате, на дереве. В отличие от большого варианта, сначала на картине было изображено меньшее количество персонажей и главным героем был не ссыльный, а девушка-курсистка. Сегодня этот вариант "Не ждали" висит на противоположной стене в этом же зале Репина; эскиз совершенно незаметный, работу над которым Репин начал в 1883-м г. В воспоминаниях тех современников, что бывали в мастерской Репина, говорится, что художник отложил эту картину, будучи неудовлетворенным разработкой темы и сюжета и приступил к большому варианту, избрав большой, близкий к квадрату формат, в котором он насытил пространство большим количеством персонажей и значительно углубил саму проблематику

Мы видим, например, что в раннем варианте в дом, в светлую комнату неожиданно входит девушка-курсистка с небольшим портфелем. Она застает врасплох трех персонажей, которые находятся в комнате. Эту работу можно рассматривать как некий психологический этюд, в котором художник занимается исследованием разных реакций. Кто-то недоволен, кто-то недоумевает... Это момент какой-то интриги и, разумеется, момент неожиданности появления девушки, которую "не ждали". Интрига присутствует уже в ее внешнем облике. И главный вопрос - почему, собственно, ее не ждали и почему к ней относятся настороженно, хотя кто-то, безусловно, рад ее возвращению, но кто-то в это же время встревожен и совсем не понимает, как необходимо реагировать. Судя по всему, на картине изображена ее семья. Но из-за того, что в этом маленьком этюде все-таки оставалась эта непроясненность сюжета, Репина данная работа не удовлетворила. Он оставил ее и приступил к большой работе, где, как мы уже отметили, было больше как самих персонажей, так и "говорящих" деталей, раскрывающих сам сюжет и вводящих зрителя в эту сложную драматургию картины.

В этой картине у Репина нет ничего случайного и попавшего в картину просто так. И даже те живописные картины или фотографии, которые висят на стене, тоже раскрывают для зрителя интригу, вкладываемую Репиным в свою картину. Даже выставив ее на передвижной выставке в 1884 году, он потом продолжал вносить перемены в эту работу, некие изменения, будучи, опять же, неудовлетворенным тем художественным образом, который он создал

Репин был человеком очень импульсивным и некие перемены, прежде всего в образ ссыльного, которые он стремился ввести, проистекали из желания сделать послание, "мессадж") картины более понятным, более цельным. Когда картина только появилась на выставке, критика разделилась ровно на два лагеря. Одни принимали картину (в первую очередь, Стасов) и говорили о том, что это шедевр русской живописи и русской школы. Другие были недовольны этой картиной и в первую очередь из-за неприятия сюжета. Критики вопрошали: "Кто все эти люди, собранные в этой комнате? Кто этот человек, вернувшийся так непонятно и вошедший в комнату? Кто эта женщина, что встречает его, мать ли она ему, жена ли или может быть и вовсе - гувернантка?". Ну вот, что-то в таком духе

В обоих вариантах картины у Репина достаточно много совершенно прозрачных намеков на то, что происходит вокруг, да и современное художнику общество, естественно, было в курсе тех политических событий, которые происходили в России. И неслучайно уже в первом варианте "Не ждали" на стене Репин помещает картину Александра Второго в гробу, т.е. делает намек на некие политические события и на связь вернувшегося человека с этими событиями, конкретно - с этим убийством царя. Также на стене, которую отчетливо видит зритель, изображена известная в то время гравюра Карла Штейбена "Голгофа" ("На Голгофе"), которая рождала ассоциации крестного пути, пройденного этим ссыльным революционером, вернувшимся в отчий дом. И висящие над роялем два портрета революционеров-демократов, Тараса Шевченко и Николая Некрасова, также работали на тот комплекс ассоциаций, которые должны были навести зрителя на некую интригу, которая таилась в картине. Еще на стеночке мы видим несколько фотографий, но они уже неразличимы. Эта картина отражает быт русской интеллигенции тех лет - географическая карта, которая свидетельствует о широте интересов, да и прерванная игра на рояле тоже как бы создает некую атмосферу

Тем не менее, современникам сюжетная коллизия была непонятна и многие из критиков даже и не придерживались названия, данного Репиным, называя картину в своих критических рецензиях "Возвращением ссыльного в свое семейство"

Сам Репин говорил о своих полотнах, неважно - сюжетных ли, жанровых или исторических - "в мои картины нужно вглядеться, нужно рассмотреть и увидеть все эти тонкие связи, над которыми художник размышляет и воплощает их в этом картинном образе". И картина "Не ждали" в этом смысле, безусловно, является очень интересным явлением, потому на ней мы видим и прошлое - за спиной этого ссыльного, и настоящее - вот эту паузу, за которую зритель в своем уме домысливает эту ситуацию, что за этим последует, за этой секундой, за этой долей секунды - последующую бурную встречу, т.е. некое будущее. Репин каким-то необыкновенным образом переплетает и прошлое, и будущее в этом едином миге настоящего. Целая драматургия, которую Репин выстроил на этом полотне и композиция выстроена таким образом, что эта картина раскрывается для нас своей многозначностью смыслов и по сути дела является философской картиной. Более того, в каком-то смысле "Не ждали" может рассматриваться как автопортрет русского общества в русской живописи. При этом радости в ней мало, никто не знает, что там дальше случится, потому что там есть некое оцепенение. И немой вопрос, повисший в воздухе, скорее, звучит как "Господи, что же теперь будет"

Возникла "народовольческая" серия неслучайно. В начале 1880-х гг., во время появления цикла, отношение к народовольцам было в обществе двоякое: одни, безусловно, принимали народовольцев и расценивали их как "апостолов правды", другие рассматривали их как преступников, нарушивших первую и главную заповедь - Не убий. К середине 80-х гг. отношение к народовольцам, безусловно, меняется в сторону последнего мнения и Репин это очень тонко чувствует. И собственно, критики, наблюдавшие его картину на выставке в 84 году, задавались вопросами - что это и как к этому относиться, т.к. было понятно, что сам Репин своего ответа, своего отношения к тому, что произошло - не дает. Репинский ссыльный народоволец, по словам Стасова, был горделив, он гордо входил и начинал общение. И, напротив, в окончательной переделке 1888 года в образе ссыльного появляется уязвимость его позиции - он уже не уверен, он не знает, как его примут и даже в некоторой степени присутствует момент раскаяния, может быть. Вдобавок вот эта пыль дороги, которую он принес с собой, шарф, похожий на петлю... Когда мы рассматриваем эту картину, то видим прежде всего совершенно удивительный, психологически тонко раскрытый образ матери, данный со спины. Нам важно ее состояние, то, как резко она приподнимается с кресла, как ее дрожащая рука прикасается к креслу - она едва успевает осознавать, что случилось, это нежданное, неожиданное событие, его не ждали, по крайней мере, не ждали так скоро. Это не моя или чья бы то ни было еще отсебятина, а слова из письма самого Репина, для которого очень важным было передать состояние какого-то трепета, ожидания и неуверенности главного героя в том, как его примут, и - берем выше - оправдан ли его жизненный путь. Опять же вспомним "Голгофу" на стене - принимая ее во внимание, в репинском "Не ждали" вполне можно найти реминисценции ивановского "Явления Христа" (по крайней мере Христос в академической работе Репина "Воскрешение дочери Иаира" явно написан под огромным влиянием Христа Иванова)

Об этом, кстати, и писал Стасов, заявлявший, что для него центральные персонажи картин Иванова и Репина были явлениями одного, близкого порядка - явлениями Мессии, которые несут обновление, надежду на прозрение человечества. С другой стороны, можно рассматривать ту же самую тему явления, которая проходит через всю историю искусства, как явление наоборот, как явление блудного сына - и уже эта трактовка образа главного героя "Не ждали" кажется мне более уместной

Если внимательно вглядеться в эту картину, мы увидим, что она построена очень интересным образом - здесь двойная перспектива, в ней сходятся два мира: мир ссыльного, который как будто заваливается, идет, это сквозное пространство, и мир матери с ее детьми, мир дома, замкнутый, тихий и спокойный мир. Стоит также обратить внимание и на окно, раскрытое в сад. Там свежая зелень, омытая дождем, это тоже очень важно, это плоть жизни, которая была важна для Репина и которая в этой картине также имеет свою роль. Т.е. "Не ждали" - это еще и пленэрная живопись

Интересно, что в одном из промежуточных этюдов этой картины голова (портрет) входящего человека очень напоминает портрет писателя Гаршина . И среди многих промежуточных вариантов (поскольку по мнению специалистов было три или даже четыре переработки) Третьяков сам посоветовал Репину обратиться к образу Гаршина. Репина с Гаршиным связывали удивительные теплые, дружеские, отношения, в это время они общались и в эти же годы, в 1884-85 году Репин исполняет портрет Гаршина , который сегодня находится в музее Метрополитен в Америке (еще одна картина Репина, "Голгофа", созданная им в 1922-1925 гг. находится в художественном музее Принстона)

Сама комната не столь узнаваема, но известно, что Репин начинал писать эту картину в имении Мартышкино (да-да!), под Ораниенбаумом. В воспоминаниях же Всеволода Саввича Мамонтова есть упоминания о том, что начинал Репин писать эту картину в Абрамцево на даче Дронова и что позировала ему, в частности, служанка Мамонтовых Надя. Кроме нее позировали и близкие художнику люди - его дочь Вера, жена Вера Алексеевна Шевцова и Сережа Костычев, что называется, соседский мальчик. В образе матери исследователи узнают тещу Репина. Также в одном из ранних эскизов, карандашном еще рисунке, на картине был еще один персонаж - старик, который предупреждает о приходе этого ссыльного. Одни исследователи предполагают, что моделью для старика послужил тесть Репина, кто-то говорит, что это был сам художник, но в принципе все это неважно, ведь в окончательном варианте Репин избавился от этого персонажа

И еще два слова о первоначальном варианте, на котором изображена девушка-курсистка. Отложив на какое-то время работу над ним, в 90-е гг. Репин снова приступил к нему и эта картина как-то очень быстро попала в собрание коллекционера Остроухова, который всеми правдами и неправдами добивался этой маленькой картинки и хотел, чтобы она находилась в его собрании. Когда уже в советские годы приступили к исследованию этой работы и сделали рентгенограмму полотна, то под образом девушки-курсистки обнаружили мужской образ, достаточно тяжелый, сутулый, в большом каком-то армяке или шубе, то ли с клюкой в руках, то ли с какой-то палкой - т.е. под образом женским был первоначально все-таки мужской образ. И эта трансформация, и поиск этой композиции свидетельствуют о том, что эта картина Репину далась с большим трудом. Репин, в общем-то об этом и сам не раз говорил, и когда он торговался о цене с Третьяковым, то добавил, что "эта картина мне досталась вдвое больше, чем



Вверх