Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума


Главная особенность комедии «Горе от ума» - существование двух конфликтов: любовного конфликта, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно-политического, в котором сталкиваются Чацкий и собравшиеся в доме Фамусова консерваторы. Фамусовское общество многочисленно и разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики. Его наиболее характерными представителями являются сановник Фамусов и мелкий чиновник Молчалин. Фамусов – один из столпов московского общества. Он убежденный защитник морали «века минувшего». По его мнению, жить правильно – значит поступать так, «как делали отцы», учиться «на старших глядя». Он «управляющий в казенном месте». От него зависит материальное благосостояние многих людей: распределение чинов и наград, продвижение по службе и пенсии старикам. Его мировоззрение крайне консервативно, он принимает в штыки все, что отличается от его собственных представлений и убеждений. Он яростный противник просвещения: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел, и мнений. Молчалин – бедный мелкий чиновник, служащий у Фамусова. Это молодой человек, ровестник Чацкого. Но по убеждениям он последователь Фамусова: В мои года не должно сметь Свои суждения иметь. Мировоззрение и поведение Молчалина определяются его положением в служебной иерархии. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить «всем людям без изъятья», проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он может успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: Там моську вовремя погладит, Тут впору карточку вотрет! Молчалин органично вписался в фамусовское общество, стал незаменимым человеком в доме Фамусова,потому что "дружбу всех он в доме приобрел". В него без памяти влюблена дочь Фамусова Софья. И он добросовестно играет роль тихого скромного влюбленного. Общественное мнение для Фамусова и Молчалина много значит. Фамусов говорит: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна! Ему вторит Молчалин: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Разумеется, главный вопрос для Фамусова – вопрос о службе. Истинная цель службе, полагает Фамусов, сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Для этого все средства хороши. Он не видит ничего плохого в откровенном пренебрежении служебными обязанностями: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Верный же путь к продвижению по службе- низкопоклонство перед вышестоящим. Его идеалом является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». Молчалин тоже хочет быть знатным, богатым, принятым в «высшем свете», он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Отношение к службе у него такое же, как у его начальника. Он хочет «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: «Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья». Несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении между Фамусовым и Молчалиным много общего. У них совпадают взгляды на цель жизни и способы достижения этой цели. Они одинаково относятся к службе, одинаково «сгибаются вперегиб» перед теми, от кого зависят. Маленький чиновник Молчалин должен многого добиться: …дойдет до степеней известных. Ведь нынче любят бессловесных. Он способный ученик Фамусова и, вероятно, в будущем он сам будет «в чины выводить» и «пенсии давать».

В 1824 году А. С. Грибоедовдов написал свою комедию " Горе от ума ", которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедовдов показал важную проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим".

Одним из самых ярких представителей "века минувшего" является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов - старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: "Забрать все книги бы да сжечь". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - это то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Фамусов заполняет свою неделю посещениями "нужных" людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью "расшаркиваний" перед императрицей и жертв собственным достоинством. "Как тот и славился, чья чаще гнулась шея", - говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". Далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених". Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него - возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один - полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся. Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подика послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова "помолчать" игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны.

Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт "отцов" и "детей", а "века минувшего" и "века нынешнего". Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

«Почему Молчалины блаженствуют на свете?» - как-то спросил меня один девятиклассник. Для начала стали с ним рассуждать, а кто такой Молчалин. То есть постарались выяснить, понял ли он то, что хотел сказать этим образом Грибоедов.

Молодой человек, живший в Твери и занимавший ничтожную должность, сумел приглянуться высокопоставленному чиновнику из Москвы. Фамусов взял его не только на службу, но и поселил в собственном доме. Молчалин «числится по архивам», а на деле выполняет обязанности секретаря Фамусова.

За очень короткий срок молодой человек сумел доказать свою компетентность, а главное – свою незаменимость. Фамусову не нужно вникать ни в какие дела, за него это делает Молчалин. Парадокс, конечно! Начальник не вникает даже в то, что подписывает. Помните знаменитое: «Подписано – так с плеч долой».

То есть получается, что именно Молчалин решает отказать или дать добро на решение какого-либо дела. Или просто, не задавая лишних вопросов, выполняет приказы Фамусова. Законно или незаконно то, что он делает, этот вопрос его не волнует. Главное «подслужиться». Да так удачно, как это сделал в свое время дядя Фамусова - Максим Петрович. Вот ему-то как раз несказанно повезло: он своим падением сумел развеселить императрицу. За эту «заслугу перед Отечеством» его примерно наградили: «в чины выводит… и пенсии дает». А еще ездит цугом, ест на золоте и играет чаще всех в вист с самой царицей! Да, есть чему позавидовать!

И Молчалин не просто тихо завидует, он прокладывает себе дорогу, пуская в ход все свое природное обаяние. Играет со стариками в карты. Всем с ними скучно, а он мило улыбается и кивает головой в нужном месте. Старухе Хлестовой – суровой женщине, которую побаивается даже Фамусов – восторженно хвалит ее собачку и девку - арапку. Обаял дамочку! Она с ним очень благосклонно разговаривает.

Сов всеми Молчалин очень мил и вежлив. У него нет врагов, он ни с кем не вступает в конфликт, никому из вышестоящих не перечит, даже со слугами очень корректен. Так, на всякий случай, а вдруг пригодится. Вот и с Софьей – восторженной хозяйской дочкой – он тоже ведет себя крайне осторожно. Провел ночь в ее спальне! Какой пассаж! Абсолютно некомильфотный поступок! Даже как-то неудобно спрашивать, что он там делал. Ответ лежит на поверхности - соблазнял барышню.

А вот и не угадали! Играл на флейте, вздыхал и самая большая вольность – прижимал ее руку к своему сердцу! А где же страстные поцелуи? Где пылкие объяснения в любви? Где предложение руки и сердца? А вот и не дождетесь! Молчалин очень осторожен. Он понимает, что Фамусов на мезальянс не согласится, а просто прогонит его взашей со двора. Да еще и репутацию испортит. Столько трудов прахом пойдет. К тому, Молчалин не собирался жениться на Софье. Он получше партию подыскивал.

Он даже Чацкого поучал, спрашивая, был ли он сразу после приезда у одной из самых известных московских дам. Любезно пояснил, что молодые люди часто там покровительство находят, где не метят. Пораженный Чацкий ответил, что к женщинам он ездит, но не за этим. И вызвал на лице у Молчалина снисходительную улыбку – ну, не умеет человек устраиваться в жизни! Мало того, что сам не умеет, так еще и умных людей слушать не желает. И несет, невесть что! Сплошная крамола!

Ведь чудак Чацкий прямо говорит о том, что думает. И кому? Крепостникам он говорит о «русском рабстве», прожигателям жизни – о пользе труда, смело обличает русское барство. Да кому это в салоне Фамусова нужно?! Метать бисер перед свиньями! Не поймут, не примут, не последуют! Тогда зачем говорит? Иначе своей жизни не представляет, вот и не может молчать.

А тут еще любовная линия. Софья, влюбленная в него три года назад, смеявшаяся над его шутками, очень переменилась. И дело даже не в том, как она похорошела – это-то как раз к лучшему. Дело в том, что она холодна, неприступна, а Чацкий не может понять, почему это происходит.

Сонечка – милая девочка. Когда-то он приучил ее свободно мыслить, думать о том, что интересовало его самого, научил сопереживать. Он помнит ее любящий взгляд, который грел его сердце все три года. Но ведь ей тогда было всего 14 лет! Дитя. А теперь перед ним взрослая барышня. Ему и в голову не приходит, что его место в ее сердце занял Молчалиным. Он, по мнению Чацкого, слишком ничтожен, чтобы Софья смогла его полюбить.

Финал печален. Молчалин разоблачен, изгнан из дома Фамусовых. Чацкий убегает сам. Бежит туда, «где оскорбленному есть чувству уголок». Подальше от Москвы, от лицемерия и ханжества. Вроде бы оба героя находятся в равных условиях. Обоим отказано от дома.

Но у Чацкого не будет «блестящего будущего» ни в одном из городов России. Почему? Потому, что никому не нужны честные люди, которые бесстрашно указывают на недостатки и пороки общества. Да еще и стремятся изменить уклад привычной жизни. Ишь, чего задумал: крепостное право ему не нравится! Чацкому одна дорога – на Сенатскую площадь, а потом в Сибирь, на каторгу. Такие люди не меняют своих взглядов и идут за них на бой.

А вот Молчалин непременно выплывет, не зря же он так обхаживал влиятельных людей. Поплачется в чью-нибудь жилетку, посплетничает о нравах в доме Фамусова. А как у нас сплетни любят, знают все. А если еще и о власть имущих, да еще эксклюзив! Глядишь, и новое очень тепленькое местечко ему подберут, и должность подходящая найдется. А лет через пять, Молчалин, непременно женится. Опять же, руководствуясь советом уважаемых людей, партию подходящую ему подберут. Чтобы и с приданым, и со связями, и чтобы в обществе принимали. А еще через пять лет совсем «выйдет в люди» - должность высокую займет. Все, к чему стремился, обязательно воплотит.

Заветы отца, данные ему в ранней юности, Молчалин запомнил, как семинарист молитву: «Угождать всем людям, без изъятья». Вот и угождает, старается, со всеми ладит, всем друг, товарищ и брат. Такие люди быстро и удачно делают карьеру – им ведь те самые, нужные люди, помогают. Двигают они друг друга по карьерной лестнице, и за шиворот, и под зад пинками. Способ движения наверх неважен. Считается только конечный результат.

Ни один Чацкий так жить не станет. Ему его честь дороже. У него за Отечество душа болит. Вот и проигрывает Чацкий свой бой мерзавцу и приспособленцу. А тот все ползет наверх, а достигнув вершины, еще и Чацкого учить станет. Но, как говаривал старик Крылов, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Наверное, поэтому эти двое стоят на разных полюсах, и их вечный бой не заканчивается.

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1824 году. По причине обличительного содержания произведения оно было опубликовано лишь в 1833 году, да и то выборочно. Лишь в 1862 полноценная комедия увидела свет. В своем произведении автор пожелал высказаться о том, что у него наболело за столько лет созерцания лицемерства и подхалимства окружающих людей. Комедия «Горе от ума» - это противостояние умного, думающего, с активной жизненной позицией, открытого и честного человека с гнусными, подлыми, безнравственными людишками, заботящимися лишь о богатстве и чинах.

Общая характеристика Молчалина А.С.

Верный пес Фамусова, друг сердечный Софьи, подхалим, лицемер, безродный чиновник, главный антагонист Чацкого - вот кто такой Алексей Степаныч Молчалин. Характеристика центрального персонажа комедии показывает типичного представителя на которого свое растлевающее влияние оказала крепостническо-чиновничья мораль. Молчалина еще с детства учили раболепствовать, угождать всем вокруг: начальнику, хозяину, дворецкому, собаке дворника в конце концов, чтобы ласковою была.

Характер персонажа полностью раскрывает говорящая сама за себя фамилия. В основном Алексей Степаныч молчит, терпит унижения, крики, пусть даже и несправедливые упреки. Он прекрасно понимает, что безродному чиновнику не прожить в этом черством и циничном обществе без поддержки власть имущих людей, поэтому и угождает всем вокруг, пытаясь ни с кем не ссориться, для всех быть хорошим, и у него это превосходно получается. Автору комедии грустно от того, что общество кишит вот такими героями, умеющими, где нужно, смолчать, погладить собачку влиятельной леди, сказать комплимент, поднять платок и за все это получать формальные награды и чины, в реальности оставаясь слугами.

Цитатная характеристика Молчалина

Секретаря Фамусова характеризируют разные персонажи комедии: Чацкий, София, Фамусов, Лиза. Кто-то о нем отзывается как о скромном, красивом, тихом и несмелом человеке, готовом терпеть все унижения и упреки. Некоторые герои произведения догадываются о его низкой душонке, и лишь единицы видят истинное лицо Молчалина.

Софья видит в Алексее Степаныче выдуманный образ: «за других себя забыть готов», «враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело». Девушка думает, что Молчалин застенчиво себя ведет, потому что он по натуре скромный, не подозревая, что это лишь одна из его масок. «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием своим обезоружит, от доброты души простит», - рабская покорность Алексея говорит о его определенной жизненной позиции, предполагающей смолчать, перетерпеть, но не ввязываться в скандал.

Истинное лицо Молчалин раскрывает перед Лизой: «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Только ей секретарь рассказывает о своих истинных чувствах к Софье. О двуличности и мелочности Алексея догадывается и Чацкий: «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…» Краткая характеристика Молчалина показывает, что его безмолвие вовсе не проявление глупости. Это четко продуманный план получения выгоды.

Речевая характеристика Молчалина

Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство - это главные персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с». Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.

Отношение героя к Софье

Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице - именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».

Сопоставительная характеристика образов Молчалина и Фамусова

Проблема бюрократии - это один из главных вопросов, рассматриваемых в комедии «Горе от ума». Характеристика Молчалина дает читателю представление о новом типе чиновников начала XIX века. Они с Фамусовым относятся к миру бюрократов, но все же не похожи друг на друга, потому что принадлежат к разным векам. Барин является пожилым богатым человеком со сложившимся мнением и состоявшейся карьерой. Алексей Степаныч еще молод, поэтому ходит в мелких чиновниках и только карабкается по карьерной лестнице.

В XIX веке появился новый тип российского бюрократа, отказавшегося от заповедей «отцов». Именно это показывает характеристика Молчалина. «Горе от ума» - это рассказ об общественно-политическом конфликте, выражающем положение общества. Как бы там ни было, но Молчалин все же принадлежит к фамусовскому окружению, и точно так же, как и его начальник, восхищается чинами и богатством.

Молчалин и Чацкий

Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого показывает, насколько они разные. Молчалин - секретарь Фамусова, не имеет дворянского происхождения, но разработал собственную тактику, следуя которой, строит себе надежное и безбедное будущее. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера, награды за заслуги перед родиной. С виду это скромный молодой человек, он нравится своей кротостью и уступчивостью Софье, угождает терпением и молчанием Фамусову, заискивает перед Хлестовой и только служанке Лизе показывает истинное лицо - подлое, двуличное, трусливое.

Чацкий - это воплощение образа декабристов, романтичный дворянин, раскрывающий пороки крепостничества. Именно его антагонистом выступает Молчалин. Характеристика героя показывает, что в нем воплощены черты передового мыслящего человека начала XIX века. Чацкий убежден в своей правоте, поэтому без стеснения проповедует новые идеалы, раскрывает невежество нынешних богачей, разоблачает их лжепатриотизм, бесчеловечность, лицемерие. Это вольнодумец, который попал в гнилое общество, и в этом его беда.

Жизненные принципы героя

Нарицательным обозначением лакейства и подлости стал Грибоедовский герой Молчалин. Характеристика персонажа показывает, что Алексей Степаныч с самого детства запрограммировал себе в голове план, как выбиться в люди, составить карьеру, добиться высокого чина. Он пошел по своей дороге, не сворачивая в стороны. Этому человеку абсолютно безразличны чувства других людей, он никому не протянет руку помощи, если это невыгодно.

Основная тема комедии

Сквозь всю комедию «Горе от ума» протянута тема бюрократии, которую в XIX веке поднимали многие писатели. Чиновничий аппарат государства все разрастался и превращался в серьезную машину, перемалывающую всех бунтарей и работающую так, как выгодно ей. Грибоедов в своем произведении показал реальных людей, своих современников. Он ставил себе цель высмеять определенные черты человека, показать всю трагичность общества той эпохи, и у писателя это отлично получилось.

История создания комедии

Как-то по Москве разнесся слух о том, что Александр Грибоедов Университетский профессор Фома Эванс, встревоженный этим известием, решил навестить писателя. В свою очередь, Грибоедов рассказал своему собеседнику историю, случившуюся с ним на одном из балов. Ему надоели выходки общества, восхваляющего какого-то француза, обычного болтуна, ничего примечательного не сделавшего. Грибоедов не сдержался и высказал окружающим все, что он о них думает, а кто-то из толпы выкрикнул, будто писатель немного не в себе. Александр Сергеевич оскорбился и пообещал создать комедию, героями которой станут те незадачливые злопыхатели, обозвавшие его сумасшедшим. Вот так и появилось на свет произведение «Горе от ума».

Коллекция сочинений: Фамусов и Молчалин в комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума”

В комедии А. С.Грибоедова "Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик.

Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт. Роль Молчалина тоже сопоставима с ролью главного героя. Как и Чацкий, Молчалин – участник и любовного, и общественно-политического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и соперник Чацкого в любви к Софье.

Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он "управляющий в казенном месте». Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, "протекции» молодым и пенсии старикам. Молчалин пока выполняет чуть ли не роль прислуги при московских "тузах»: носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него "говорящая» фамилия, образована от латинского "fama» - молва. И у Молчалина фамилия "говорит» сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – "двойник» Фамусова.

У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.

Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было "не то, что ныне». Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали "века минувшего». По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, "как делали отцы», "на старших глядя». Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: "угождать всем людям без изъятья». Для фамусовского секретаря "святыми» являются только "мнения чужие». Он, как и Фамусов, считает зависимость "от других» основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь "покровителей», даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является "смышленый» Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: "Упал он больно – встал здорово». Алексей Степанович рискует в результате тайного "романа» потерять расположение покровителя, но отказаться от "угождения» дочери "такого человека» он не в состоянии.

Молчалин – типичный "средний» человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий "талант» - умение приспособиться к обстоятельствам, к "нужным» людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, "достигнуть степеней известных». Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы "и награжденья брать, и весело пожить». Как только Молчалин "взлетит», то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало "золотым» правилом:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания ("Ах! злые языки страшнее пистолета», "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь») напоминают фамусовское: "ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они способны на низость. Оба героя одновременно проявляют "известный» интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальш – не представляют опасности. Например Павел Афанасьевич искренне удивляется:

Ну вот! великая беда,

Что выпьет лишнего мужчина!

А свои заигрывания с Лизой и особо тесные отношения с докторшей, которая по его "расчету» должна родить, считает естественными для московского барина-вдовца. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Поэтому разрыв Павла Афанасьевича с "секретарем» скорее всего окажется временным. Именно эта мысль звучит в заключительных словах Чацкого:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Молчалин сможет соответствовать идеалу жениха для московских барышень:

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей…

Молчалин – это "маленький Фамусов», герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, "деловых» людей.



Вверх