Этапы театрализации с куклами би. Рекомендации по технике вождения кукол перчаточного театра. Перчатка плюс шарик - получится Петрушка

Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театральносценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. Театр – место для зрелищ Театр – род Сцена -площадка, искусства, на которой специфическим происходит представлен средством ие выражения Сцена – часть которого действия, является акта в пьесе, сценическое спектакле действие, Сцена – в возникающее в широком процессе игры смысле то актёров перед же, что театр публикой ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТИПЫ ТЕАТРОВ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИДЫ ТЕАТР КОМЕДИИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР ТЕНЕЙ

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ВИДЫ НАД ШИРМОЙ Управляется пальцами кукловода ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода КУКОЛ

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т. к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. ВИДЫ Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Общая высота куклы 5055 см.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. ВИДЫ Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к комулибо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси- лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ» . Яркими и выразительными возможностями ВИДЫ обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. КУКОЛ Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1, 5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т. д.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. КУКОЛ

КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую "вагу", где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до тридцати штук - в этом случае куклой управляют несколько человек. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ. ВИДЫ Создан новый вид игрушек для театра - игрушки с открывающимся ртом (пастью) ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Кроме вышеперечисленных кукол для кукольного театра изготавливают самые разнообразные оригинальные мягкие игрушки и сувениры, изготавливают также композиции из игрушек по любым известным сказкам и мультфильмам. Размер игрушек для композиции и их количество могут быть любыми.

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

В этой статье мы расскажем вам об основных принципах работы с театральной куклой. Эти технические особенности считаются в кукольном театре негласным законом. Кукла-петрушка во время спектакля ходит по воображаемой поверхности — актеры управляют ею из-за небольшой ширмы, показывая примерно три четверти ее роста. Кукольник перемещается вместе с куклой мелкими шажочками, покачивая рукой, на которую она надета. Такая походка один из самых сложных навыков, которым должен овладеть актер.

Еще одно правило: если кукла говорит — она двигается, а если молчит, то она недвижима, но при этом не безжизненна — актер должен придать ей выразительную позу, или реагировать на слова партнера при помощи жестов. Кукловоду необходимо следить и за направлением взгляда куклы, держать ее прямо и ровно, контролировать весь процесс ее поведения и передать зрителю весь эмоциональный подтекст. Жестикуляция петрушки ограничена, ведь руки не имеют сгибов, но это с лихвой окупается пылким темпераментом персонажа. Петрушка кукла по своему использованию — универсальная и ее можно одевать на любую руку, поэтому часто актер работает одновременно с двумя, надетыми на обе руки.

Непростой момент в работе с такой куклой — удерживание предметов. Петрушка очень уверенно держит предмет двумя руками. А вот если удержать его нужно в одной руке, то без помощи вспомогательных приспособлений не обойтись — поможет проволока, или углубление, в которое можно положить руку куклы.

Тростевая кукла не может так же бойко работать с предметом на глазах у публики. В этом случае ей помогают — прикрепляют предмет к кисти руки при помощи проволоки или резинки. Если кукла появляется с предметом лишь иногда, то для нее подготавливают сменную кисть, и меняют ее по мере надобности за ширмой или развернув куклу спиной к зрителю. Бывает, что кукла держит предмет лишь условно, а на самом деле его придерживает рядом с рукой куклы другой актер. Тростевая кукла управляется при помощи правой руки, а на левую надевают саму куклу. Руки можно менять, если этого требует мизансцена.

Ошибки начинающих кукловодов чаще всего связаны именно с управлением тростями. Они не держат обе трости в руке одновременно, а берут в руки то одну, то другую. Выходит, что кукла двигает только одной рукой, а вторая чаще остается неподвижной в течении всего спектакля. Трости надо держать поближе к телу куклы, чтобы не выдавать их присутствия. Чтобы сделать сложный жест тростевой куклой, необходима помощь второго актера.


  • В начале 19 века в Америку пришел кинематограф. Это новое направление в искусстве вытесняло другие существующие. Для множества людей увидеть, как...


  • В Британии в 19 веке был очень популярен кукольный театр. В наше время мы удивляемся тому, что люди до сих пор ходят в театры, а к тому же в...


  • Проследить историю кукольного театра в Европе трудно из-за большого промежутка в каких-либо исторических свидетельствах. Появившись в период Римской...


  • Если заглянуть немного в японскую историю кукольного театра, то она непрерывно связана с охотниками, которые в свободное время нашли себе интересное...


  • 9-го декабря в Рязани состоялись весьма необычные состязания. Настоящим интеллектуальным рингом стал камерный зал в областной филармонии. ...

Театральная кукла и техника вождения

Если вы хотите создать свой небольшой театр кукол, то должны знать, что все куклы делятся на два основных вида - верховые и низовые. К верховым куклам относятся перчаточные, одевающиеся на руку актера, как перчатка, и тростевые, туловище которых актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Низовыми куклами управляет актер, расположенный сверху по отношению к кукле. К низовым куклам относятся марионетки-куклы на ниточках и планшетные, работающие на столе или прямо на планшете сцены.

Ключ к пониманию подхода актера-кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актера.

Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма: к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актера. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперек двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актеров («фартук»).

Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена), чаще всего перчаточным куклам не делают ног, но если актер держит куклу на определенном уровне, у зрителей создается впечатление, что они есть. Нужно всегда помнить, что кукла ходит по «воображаемому» полу, находящемуся немного ниже уровня грядки. Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно наклонять ее немного вперед (при отклонении куклы назад не видно ее лица). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.

Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья - сгибанию в талии, движения всей руки - движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.

Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму ее поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперед к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, ее надо отвести на задний план и там опустить.

Разговаривает кукла, если актер в такт речи поворачивает ее голову, выделяя при этом важные слова движением корпуса куклы, жестами ее рук.

Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую.

При работе с куклами надо обращать внимание на выразительность, точность и осмысленность каждого жеста, каждого движения. Когда куклы делают из предмета, желательно, чтобы суть предмета или сочетания предметов, из которых она сделана, влияли на ее характер, способ существования, поведения.

В детских садах можно обнаружить самых разнообразных представителей кукольного театра - от ложек и веников до сложнейших тростевых кукол, требующих для управления не меньше двух актеров.
Но сделать кукол - одно дело. Поставить кукольный спектакль - другое. А соединить кукольный театр с педагогическими принципами - нечто третье.
Конечно, изготовление персонажей - процесс сам по себе увлекательный и воспитывающий. Но он больше связан с изобразительным искусством, чем с театром. (Кстати, первые послереволюционные театры кукол были организованы школьными учителями рисования.) Спектакль для детей, поставленный взрослыми, тоже всегда удачно вписывается в мозаику педагогической жизни. А вот про спектакль, поставленный силами детей, так однозначно уже не скажешь. Всегда хочется спросить о цене, заплаченной за щекотку родительского тщеславия и аплодисменты высокопоставленных гостей: так ли уж необходимы утомительные репетиции, отнимающие время от игры и прогулки, для развития малышей? Где здесь кончается педагогика и начинается «работа на результат», неизбежно связанная с детской «дрессурой» и с детским утомлением?
Творчество дошколят по определению не может ориентироваться на продукт. Только на процесс. За множеством кукольных театров, обустроенных в театральных уголках и расставленных на столиках в группах, процесс улавливается не всегда. Это декорация для детей или для взрослых?
Правда, некоторых кукол - по преимуществу тех, что «умеют» стоять, - дети используют в ролевых и режиссерских играх.
Но такую куклу сложно назвать собственно «театральной»: она не требует специфических навыков в обращении.
А вот с перчаточной куклой уже просто так не поиграешь: «тут надобно уменье». Воспитатель, однако, зачастую и сам плохо представляет, в чем оно состоит. И немудрено. Даже в театральных вузах страны нет специальных факультетов для актеров и режиссеров кукольных театров. Ими становятся «по жизни», каким-то особым образом.
Инна Ярославцева, педагог дополнительного образования московского детского сада № 1435, - настоящая «кукольница», счастливо совмещающая в себе театральное, художественное и педагогическое начала. Инна считает, что ей повезло: в свое время она закончила курсы кукловождения при Государственном академическом центральном театре кукол им. С.В. Образцова.
Профессиональные навыки работы с куклой соединены в ее работе с серьезно продуманной педагогической стратегией.
Систему работы Ярославцевой мы окрестили «детским кукловедением» и сегодня знакомим читателей с некоторыми принципами и приемами этой работы.

Кукольный салон - прообраз Мира кукол

Средоточие кукольной жизни детского сада - так называемый «Кукольный салон». Создан он по образу и подобию Музея кукол в образцовском театре. Конечно, на статус «исторического» салон садика пока не может претендовать: из всех кукол раритетным экспонатом является только поросенок Хрюша - настоящий «актер» передачи «Спокойной ночи, малыши!», вышедший «на пенсию» и переданный в дар музею исполнительницей роли.
Но принципы функционирования салона самые что ни на есть «образцовские». Здесь живут театральные куклы всевозможных видов - «отдыхают» после спектаклей и занятий. Здесь рождаются новые театральные идеи.
Салон небольшой. В нем, усевшись на подушечки, могут разместиться 8-10 детей. Идея подушечек тоже позаимствована в Музее кукол. Там подушки выдаются экскурсантам, путешествующим по кукольному царству: мобильно и места много не занимает. Устали дети - сели на подушечки. Нужно, чтобы они встали в кружок, подушечки легко складываются в стопку и сдвигаются в угол.
Каждый новый цикл занятий с детьми начинается именно в салоне. Зрелище кукол разной конструкции, разного размера и назначения создает у детей представление о кукольном театре как о целом огромном мире с практически неисчерпаемыми сценическими возможностями.
Любую куклу можно снять с места, «оживить», вступить с ней в общение и в беседу. Некоторых кукол малыши с радостью узнают: помнят их по спектаклям и «эстрадным» номерам в исполнении педагогов или более старших детей. Другие куклы пока незнакомы: педагог может продемонстрировать будущим «кукловедам» принципы их «оживления». Управлять некоторыми «кукольными» актерами - сложное искусство: порой требуется не одна, а две или даже три пары рук. Но сложные перспективы всегда должны опираться на простые приемы, доступные ребенку уже сегодня. Дети никогда не уходят из салона, не овладев хотя бы маленькой хитростью кукловождения.

От простого к сложному

Хитростей кукловождения масса. Как, например, превратить в театральную куклу обычную резиновую игрушку - ту, что пищит?
Да очень просто: нацепить ее на палочку. Такая палочка на языке кукловодов («кукловедов»?) называется гапит. В профессиональном театре с помощью гапита актер управляет головой куклы - заставляет ее кивать, оглядываться в разные стороны, смотреть вверх и т.п. Резиновая игрушка на палочке, конечно, не способна к подобной «двигательной активности». Но благодаря гапиту она все-таки получает новые возможности для разнообразных движений. Педагог может продемонстрировать их детям у края столешницы: раскачивания из стороны в сторону, поклоны, повороты, «бег», «прыжки». Это немало. И главное - дети способны такие движения повторить. А еще лучше - открыть их для себя самостоятельно.
Ситуация поиска - новых движений, новых выразительных поз, модуляций голоса - это принцип, на котором Инна Ярославцева постоянно настаивает.

Веники-сказочники из спектакля «Маша и Медведь».
Работа педагога Анны Ждановой, д/с № 1435, г. Москва

Театр в первую очередь - искусство импровизации. Детям нужно предоставлять возможность импровизировать, они должны быть поставлены в условия, когда не импровизировать невозможно.
Масса хитростей связана с превращением руки в куклу. (Точнее - рук: настоящий кукольник одинаково искусно владеет как правой, так и левой рукой.)
Кисть, пальцы много могут сами по себе. И педагоги, и дети знакомы с их возможностями по пальчиковой гимнастике.
Но, чтобы сделать пластику руки более выразительной, нужно надеть перчатку. «Одетая» рука - первый шаг к превращению. Правда, перчатка не только приближает ребенка к созданию кукольного образа, но и делает заметными неточность и смазанность движений. Как раз то, что нужно для ненавязчивой отработки техники кукловода.

Перчатка плюс шарик - получится Петрушка

Перчатка и шарик для настольного тенниса с отверстием для детского указательного пальца - прообраз перчаточной куклы готов.

Эта кукла уже многое умеет и многому может научить ребенка: выражать кукольные эмоции с помощью наклонов головки и жестикуляции ручек (движения пальцев), изображать настроение и намерения куклы за счет ее походки (движения кисти и руки).
Иными словами, перчатка и шарик помогают ребенку сделать шаг к созданию образа персонажа.
Инна использует в работе шерстяные перчатки - те, что считаются безразмерными и растягиваются по величине руки. Ведь если перчатка велика, трудно добиться красивых движений куклы, да и головка будет сидеть криво, а то и слетать.
Перчатка и шарик обладают еще одной замечательной особенностью: они наглядно демонстрируют не только пути создания обобщенного образа театральной куклы, но и конкретного персонажа.
Достаточно предложить детям некоторый набор дополнительных аксессуаров - «юбочки» на резинках, колпачки, шляпки, парички, фартучки, - и они с удовольствием станут наряжать кукол, превращать их во «внучку», в «барыню», в «кикимору» - во что получится.
А если на теннисный шарик приклеить колпачок, получится Петрушка - один из самых знаменитых персонажей в истории кукольного театра.

Рабочие идеи кукольной педагогики

Настоящие театральные куклы обычно требуют кропотливого труда. Каждый персонаж отнимает у своего создателя массу времени и сил. Так и должно быть, когда речь идет о профессиональном театре.
Но внутри педагогических будней не менее, если не более важными являются простые решения сложных задач - те, что позволяют в считанные минуты создать не одну, а, к примеру, десяток кукол для каждого из присутствующих детей.
«Производство» петрушек из перчаток и шариков - одна из таких замечательных находок.
Если взять пестрый зонтик (по примеру Оле-Лукойе), привязать к нему ленточки всех цветов радуги, предложить детям (предположим, их будет десять-двенадцать человек) ухватиться за ленточки и бежать под музыку вокруг ведущего, медленно поворачивающего зонтик, получится настоящая карусель. Идея не новая, часто используемая для выступлений на ярмарочных гуляньях и разного рода веселых досугах. Но если у каждого из детей на руке будет надета цветная перчатка с петрушечной головкой, это уже будет не просто карусель, а «Карусель петрушек» - аттракцион качественно новый, эффектный, обогащенный «кукольным» содержанием.
Одно из важнейших достоинств такой карусели - отсутствие необходимости длительных репетиций. Дети могут включиться в действие практически сразу, если они знакомы с перчаточной куклой и имеют вкус к музыкальным играм.

Кукольная педагогика против кукольных спектаклей

Этот принцип - сведение к минимуму сценического тренинга - последовательно отстаивается Инной Ярославцевой. Казалось бы, кукольнице, знающей толк и в куклах, и в кукольных постановках, сам Бог велел ставить «грандиозные» спектакли. Так нет! В первые годы своей работы она еще следовала общим стереотипам: если в детском саду есть кукольный театр, значит, и детские спектакли должны быть. А теперь отказалась от этого. Почти отказалась: среди детей тоже есть «фанаты» кукол, одаренные кукловоды, готовые ради участия в спектакле идти на любые жертвы. Но это - особые случаи, требующие особых решений.
В большинстве же своем постановка детских спектаклей себя не оправдывает: они требуют от ребенка слишком много сил. Репетиционный период редко бывает приятным как для педагога, так и для детей.
Гораздо проще, благодарнее и эффектнее готовить с детьми отдельные, непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре. Взять хотя бы знаменитых «лягушек». Эти планшетные куклы, управляемые детьми, где только себя ни проявили: и на смотре-конкурсе детских кукольных театров в ГАЦТК им. С.В. Образцова, и на фестивале «Юные таланты Московии», и на садовских праздниках!
Сделать лягушку не сложно: пластиковая бутылка, обтянутая зеленой тканью, задние лапки с резинками, надевающимися на детские ножки, две тросточки, с помощью которых приводятся в движение лапы-руки…

Сделать не сложно. Выдумать - дорого стоит! Особенность куклы в том, что любое - даже случайное - движение ребенка заставляет лягушку комично двигаться. Вождение такой куклы напоминает беспроигрышную игру: что ни сделаешь, все правильно и смешно. Как раз то, чего требует зритель.
Ну а если движение сопровождается музыкой, смешной песенкой, стихотворением или забавным конферансом, номер получается хоть куда! На долю кукловода выпадает импровизация: чем смелее, самостоятельнее и неожиданнее действует ребенок, тем интереснее выступает его лягушка.

Детали профессионализма

Творческие находки вроде «лягушачьего номера» не бывают случайными. Такое возможно только в практике Мастера, профессионала своего дела. О профессионализме свидетельствует множество деталей в обустройстве садовского Кукольного мира.
Где, например, можно увидеть, чтобы сценическое пространство мини-театра в детском саду было обтянуто черной тканью? Черный цвет и дети? Такое сочетание просто не укладывается в головах педагогов. Но у черного есть свои неоспоримые достоинства: он не бросается в глаза, не отвлекает внимание излишней пестротой. Иными словами, может быть «невидимым».
В чем заключается главная задача кукольного номера? Явить зрителю куклу. Присутствие актера-человека должно быть практически незаметно. Если профессиональный кукловод водит напольную куклу, он одевается в черное. Черная фигура, как тень, практически растворяется на фоне черного задника, и зритель видит только куклу - яркую, цветную, выразительную, только с ней общается, только ей аплодирует. Это закон кукольного театра.

А если уж вводить детей в мир кукольного искусства, надо знакомить их с театральными законами. Поэтому воспитанники Ярославцевой, готовясь к выходу на сцену, надевают черные костюмчики и водят своих кукол на фоне черного задника. Черный задник, кстати, не исключает цветных декораций и цветной подсветки. Это помогает довершить кукольный образ.

Кукольный театр без... ширмы

В обыденном представлении ширма - символ кукольного театра.
Но для маленького ребенка быть скрытым от глаз в течение продолжительного времени, не имея возможности наблюдать реакцию зрителей, да еще стоя, да еще с поднятыми вверх руками - удовольствие ниже среднего. В перечисленном списке нет ни одного пункта, соответствующего психофизиологическим возможностям детей. Поэтому, если последовательно проводить в жизнь принцип «идти от ребенка», в педагогическом театре кукол от ширмы надо отказаться.
В работе с детьми упражнения за ширмой могут быть лишь незначительными, непродолжительными эпизодами - чтобы образ кукольного театра был завершенным.
Хорошо, например, поиграть в игру «Кто сказал «мяу» («гав-гав», «хрю-хрю» и т.п.)?»: дети закрывают глаза, а трое их приятелей прячутся за ширмой. Там они надевают на руку перчаточных кукол или вооружаются куклами на гапитах. По знаку педагога то одна кукла, то другая появляется над ширмой и говорит «измененным» голосом. Дети-зрители должны догадаться, кто из детей-актеров водит куклу.
Но большая часть занятий проводится без всякой ширмы: просто в кругу (стоя, сидя, в движении), у стола, у различных модулей (кубы, скамейки, стулья и т.д.). Малыши, не менее чем в кукле, нуждаются в педагоге и в товарищах - в ситуациях «глаза в глаза».

Кукла приходит в ясли

Два раза в неделю Инна Ярославцева приходит в каждую группу. А во второй половине в салоне или в театральном зале занимаются «кружковцы». Так что занятия «кукловедением» в детском саду систематичные. Система начинает действовать с ясельной группы.
Казалось бы, что делать кукольнику-профессионалу в компании потребителей памперсов? Оказывается, дело можно найти. В этом убедила Инну методист детского сада Алла Прохина. Например, можно помочь малышам адаптироваться в новых условиях.
В течение первых двух недель учебного года Инна Ярославцева каждый день приходит в ясельки с каким-нибудь представителем кукольного салона - для того чтобы развлечь малышей, заинтересовать, создать игровую ситуацию. Это, однако, непросто. Нужно быть осторожным и ненавязчивым. Есть малыши, которые ожившей куклы пугаются, отталкивают от себя. Но большинство на куклу реагируют положительно, тянут к ней ручки, хотят потрогать, смеются.
Когда адаптационный период кончится, у малышей начнутся настоящие занятия по «кукловедению». Сначала их продолжительность составит 5-7 минут, потом 10 минут, а к концу года занятия будут длиться целых пятнадцать минут. Малыши, по мнению Ярославцевой, не устают от ее занятий: занятия построены на смене видов деятельности, включают пальчиковую и артикуляционную гимнастику, навыки вождения пальчиковых кукол и показ сказок. Инна говорит, что больше всего любит заниматься с малышатами: они такие благодарные зрители, они смотрят сказки с таким вниманием, с такой преданностью кукольному делу! А это как раз то, что нужно педагогу для самоутверждения и веры в свои силы.
Для двух-трехлеточек такие занятия тоже очень полезны. Когда по прошествии пары лет ребенок, в раннем возрасте прошедший начальный курс «кукловедения», берется водить «серьезную» куклу, его сразу видно. Он готов к решению театральных задач - и технических, и творческих.

Кукла с двумя головами

У этой куклы две головы, а имени пока нет. Идея ее создания принадлежит одному из художников мастерской ГАЦТК им. С.В. Образцова. Кукла приходит к детям в конце какого-нибудь значимого занятия или на праздник. Разговаривает, поет, пляшет, загадывает загадки. А в один прекрасный момент вдруг странно подпрыгивает и превращается в нечто совершенно новое. Это ненавязчивый, но запоминающийся урок маленьким кукловодам: кукольный театр полон неожиданностей.
Как, собственно, и сам человек, образом и подобием которого является кукла. Фантазия и способность к самовыражению развиваются в творческом поле неожиданностей. А это и есть главная задача кукольной педагогики.

Куклы-"петрушки"


В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

Как же этого достигнуть?

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.


«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками (посмотрите на рисунок). Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».


Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец (рис. 3 и 4) или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе (рис. 5 и 6). В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.

Выбор того или иного способа управления «петрушкой» зависит от того, кого будет изображать кукла и какие движения ей предстоит делать. Например, если кукла изображает маленького зайчишку, то удобно голову куклы надеть на средний палец, а лапки — на указательный и безымянный. Если научиться быстро перебирать этими пальцами, то зайчик будет барабанить лапками.

Как управлять петрушечной куклой

Для того, чтобы научиться хорошо водить петрушечную куклу, надо сначала освоить ряд упражнений, которые полезно повторять потом как «зарядку» перед каждым спектаклем.

Надев куклу на руку, посмотрите, правильно ли сидит голова куклы, — не смещена ли она вправо или влево; сведите руки куклы вместе и убедитесь в том, что ее ладошки обращены друг к другу, а пальцы вашей руки не выскальзывают из трубочек. Проверьте, удобен ли чехол: согните руку вперед в запястье и посмотрите, совпадает ли сгиб вашей руки с наклоном туловища куклы в талии, верно ли сшит костюм. Если все в порядке, то можно приступить к упражнениям.

Упражнения можно проделывать под счет, а потом и под музыку совершенно так же, как это делаете вы сами на «зарядке». Сделайте себе какую-нибудь ширму (простейший способ — протянуть в дверях веревку на высоте, превышающей ваш рост на 3—5 см, и перекинуть через нее одеяло), встаньте за ней и покажите куклу над ширмой. Обратите внимание на положение куклы. Кукла должна быть повернута в сторону зрителей с очень небольшим наклоном вперед — вниз так, чтобы ее глаза встретились с глазами зрителей. Для этого ваша рука также должна быть чуть-чуть наклонена вперед, — немного согнута в запястье. Обычной ошибкой является выгиб запястья вперед, то есть наклон кисти руки назад, что влечет за собой «запрокидывание» куклы. Следите за тем, чтобы локоть вашей руки не отклонялся в сторону, чтобы воображаемая линия, проведенная через ладонь и локтевую точку, была перпендикулярна полу

Куклу надо показывать над ширмой на высоте трех четвертей ее роста, — приблизительно до колен. Привыкайте с самого начала держать куклу над ширмой на одинаковой высоте. Внимательно следите за сгибом запястья и положением локтевой точки. Кажется, что это совсем просто, а на самом деле даже у довольно опытных кукловодов кукла иногда теряет уровень или неожиданно отклоняется в сторону.

Так как самому такую ошибку заметить бывает трудно, то надо во время упражнений следить друг за другом, чтобы, пока один делает упражнение, другой смотрел и замечал недостатки. Со стороны, как говорится, виднее.

Итак, первоначальным положение куклы будет такое, когда она появится над ширмой на три четверти своего роста с лицом, обращенным к зрителям, и разведенными в стороны руками.

В этом положении кукла может проделать следующие движения: наклонить голову вперед (сгиб указательного пальца, на который надета голова куклы), свести и развести руки (сведение и разведение большого и среднего пальцев, на которые надеты руки куклы), наклонить торс вперед, вправо, влево и назад (сгиб запястья в соответствующем направлении), присесть (отвести запястье назад, не смещая локтя) и принять первоначальное положение (выпрямить кисть).

Попробуйте проделать все эти движения в любой выбранной вами последовательности на четыре счета, делая каждое движение на «раз» и сохраняя спокойное положение куклы на «два-три-четыре». Следите при этом, чтобы каждое движение было точным и не вызывало «трепыхания» всей куклы и изменения уровня, на котором она находилась в первоначальном положении. Когда эти простейшие движения будут усвоены, переходите к более сложным.

Наиболее трудным является шаг. Для того, чтобы кукла начала ходить по скрытой за ширмой воображаемой плоскости пола, нужно, слегка поднимая и опуская локтевую точку вверх и вниз, передвигать свою руку по направлению движения куклы. Если при этом поднимать и опускать руки куклы (поочередно) — большой и средний пальцы своей руки, — получится впечатление марширующей куклы. При ускоренном счете шаг перейдет в бег. Шаг можно сочетать с другими движениями, например приседаниями или прыжками.

Каждое упражнение надо сначала проделать на одной руке, потом на другой, а затем на обеих сразу. Когда будете водить кукол на двух руках одновременно, особенно внимательно следите за положением локтей. На рисунках (см ниже) показано правильное и неправильное положение рук кукловода при упражнении с двумя куклами.

«Петрушки» хорошо берут в руки различные предметы. Эту их особенность можно удачно использовать в будущих спектаклях, поэтому полезно провести ряд упражнений на игру с вещами.

Для начала попробуйте взять руками куклы какой-нибудь легкий предмет, например спичечный коробок или обыкновенный детский игрушечный кубик. Наклоните куклу в талии так, чтобы ладони ее рук оказались за ширмой, и подайте своей свободной рукой предмет. Берите его кончиками рук куклы и следите при этом за тем, чтобы кукла не теряла уровень и не пропадала сама за ширмой. Проделайте упражнение двумя куклами, передавая предмет из рук в руки. Если в занятиях участвуют несколько человек, попробуйте передавать предмет всеми куклами по очереди. Делайте это сначала по счету, а затем под музыку в ритме марша.

Когда освоитесь с этими упражнениями, придумайте другие, более сложные: например, одна кукла подает стакан, а другая наливает в него из кувшина воду. Две куклы строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее.

Если упражнения делают несколько ребят, обязательно нужно научиться общению друг с другом, чтобы куклы, находящиеся в руках разных кукловодов, могли хорошо играть с вещами и «вступать в разговор» между собой. Все это пригодится в будущих спектаклях вашего школьного театра.

«Петрушки» - очень веселые куклы. Они не только хорошо бегают, прыгают и играют с вещами, но могут и танцевать самые различные танцы.

Если хотите, чтобы ваши «петрушки» научились танцам, внимательно приглядитесь к танцующим товарищам. Отойдите от них на небольшое расстояние, возьмите в руки тетрадку или полоску бумаги и, поднеся ее на уровень своего глаза, смотрите на танцующих так, чтобы видеть их до колен. Так вы яснее увидите, какие движения они производят торсом и руками в том или ином танце.

Постарайтесь запомнить эти движения и попробуйте воспроизвести их на куклах. Конечно, всех разнообразных и мелких движений, которые делает танцующий человек, ваши «петрушки» сделать не смогут, да это и не нужно. Ведь кукла должна только напоминать живое существо, давать его обобщенный образ, а не подражать человеку.

Попробуем станцевать вальс. Характерным движением этого танца является плавное кружение при определенном положении фигур танцующих. Наденьте кукол на обе руки, поверните их (кукол) друг к другу, соединив руки так, как это вы заметили у танцующих товарищей: вытяните правую и левую руки куклы вверх — вбок (для этого надо соединить большие пальцы своих рук), одну руку куклы «дамы» положите на плечо куклы «кавалера», а его рукой подхватите «даму» за талию (в этом случае действуют средние пальцы ваших рук). Обратите внимание на то, чтобы лица кукол были повернуты друг к другу. Теперь попробуйте сами танцевать вальс, внимательно следя за тем, чтобы не снижать уровня, на котором над ширмой находятся куклы, и не изменять их положения в отношении друг друга. Зрители в этом случае сразу поймут, что куклы танцуют вальс. Это, пожалуй, самый легкий для кукол танец, так как им самим не приходится делать никаких движений, а достаточно, чтобы кукловод сохранил найденную для вальса позу кукол.





Вверх