Цвет, контраст в композиции кадра. Законы композиции. Контраст, нюанс и повторение

Урок №6.

Учет колористической системы для создания гармоничной композиции. Контраст и нюанс.

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

Гармонические сочетания , по характеру психофизиологического восприятия принято подразделять на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

Первое с чем нам предстоит познакомиться, это классификация цветов. Какие цвета мы можем назвать слету? В основном это базовые цвета те, что дети рисуют в радуге, и что бы нам было не так сложно пока проработаем эти правила именно на них. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН – знакомо? Конечно! Это правило, какой цвет за каким следует в цветовом круге. И выглядит он так:

Есть более сложные цветовые круги, например:

Первая группа гармоничных цветов это:

Монохромные (одноцветное) гармонические сочетания построены на основе одного цвета. На более сложном круге шкала одного цвета и будет монохромным гармоничным сочетанием. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

К примеру, палитры цветов, которыми пользуются дизайнеры:

Второе гармоничное сочетание это родственные (аналогичные) гармонические цвета , в названии уже понятно, что цвета «родственники», это те цвета, что располагаются радом друг с другом в цветовом круге, например:

В палитрах дизайнеров это выглядит так:

Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Даже при небольшом тональном контрасте цветовое единство красок всегда сохраняет внутреннюю стабильность и благородство.

Третья группа: гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге.

Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и его звучание менее значительно, чем цветовой доминирующий на его фоне акцент.

Посмотрим примеры такого сочетания

Один цвет ведущий, остальные цвета его окружают и их количество по массе значительно больше.

Существует и более сложная комбинация гармоничных контрастных цветов по принципу «Триада» . Это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам.

В работе с таким сочетанием нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другую, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в тёмной среде.

Часто используют и понятие «Триада». Это гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. Эти цвета демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Но на самом деле эти принципы весьма сложны, к ним нужно подходить осторожно, чтобы не получилось «психоделического винегрета», в котором некомфортно будет человеку.

Четвертая группа - это гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является приоритет родственных цветов, где дополнительный (противоположный в круге) цвет присутствует в композиции не более чем на 10-20%. Это сочетание одно из самых выразительных, сложных и глубоких. Им можно любоваться бесконечно.

Все цвета делятся на две категории теплые и холодные. Холодные в основе имеют сине-голубые оттенки, а теплые в свою очередь желто-красные.

Теплые:

Их можно назвать в целом родственными цветами , и составлять гармоничные сочетания по четырем выше перечисленным принципа.

Холодные:

Холодные цвета так же можно обозначить как родственные.

И еще один момент: цвета, вернее их оттенки, могут быть отнесены к группе совершенно противоположных цветов. Так, розовый, который изначально можно причислить к разряду теплых цветов, может быть в определенном оттенке быть холодным цветом, например:


И таких примеров очень много, даже самый теплый цвет желтый может в определенном оттенке быть холодным, вот такие чудеса встречаются в мире цвета!

Главное знать, что любая гармоничная композиция строится либо на принципах контраста (противопоставление цветов, тонов), либо на принципах нюанса (монохромность или однотонность цветовых комбинаций).

Контраст


Контраст - это сильно выраженное различие свойств, как цвета материала, так и пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый - темный, высокий - низкий, большой - маленький. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.

В ландшафте при работе с цветом важно учитывать:

Что для визуального увеличения небольшого участка надо отказаться от большого разнообразия цветовых сочетаний и ярких контрастов;

Что голубые тона растений, размещенные на дальнем плане, визуально будут увеличивать размеры участка;

Что большая доля зеленого цвета в саду позволяет использовать разнообразные тона и цвета при создании композиций;

Что яркие, контрастные композиции должны уравновешиваться спокойным фоном и составлять 10-15% от общего выбранного цветового тона.

Приступая к созданию любой композиции, будь то композиция из древесно-кустарниковых растений или из травянистых (многолетников, однолетников), надо определиться с цветом, еще раз посмотреть цветовой круг и не забывать про форму растительного материала, его текстуру. Как советует знаток по созданию цветников Татьяна Койсман - повторяем «… как заклинание: цвет, форма, текстура; цвет, форма, текстура…»

Родственные цвета - гармоничный цветник

Родственные цвета - цветник на нюансах

Родственные цвета - яркий цветник

Противоположные цвета - контрастная композиция

Монохромная композиция из одного цвета

Монохромная композиция на основе одного тона.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.

Задание 1. Силуэт и поле

Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).

1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).

2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).

3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).

Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.

Материал:

Задание 2. Главное – второстепенное

Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).

Последовательность выполнения задания:

Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).

На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).

Рис. 19. Силуэт и поле:

а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;

б, в) нарушение равновесия фона и фигуры


Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве


Рис. 21. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве;

г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента

Примечание:

композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;

организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;

в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.

Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).

Последовательность выполнения задания:

1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).

2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).

Материал:

Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.

2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).

Примечания:

1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.

2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.

Типичные ошибки:

неравенство площадей фигур после преобразования;

нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;

нет стилевого единства членений.

Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.


Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.

Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
Площади всех фигур приблизительно равны

Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа


Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа

Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические

Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.

2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.

3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).


Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “сжатие”

Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “кручение”


Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “поворот”

Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.

Типичные ошибки:

фигура распадается на два элемента;

направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;

элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.

Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать простую геометрическую фигуру.

2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.

3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).

Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.

Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма

Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).

Последовательность выполнения задания:

1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.

2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:

а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;

б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.

Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).

Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.

Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).

Последовательность выполнения задания:

Лист условно разделить на две части. В первой части листа:

1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.


Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему


2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.

Контрасты и нюансы в композиции

Контраст-нюанс, - нить, скрепляющая все разделы «композиции». Мы способы видеть только то, что отличается от фона. Линия по светлому проводится тёмным, иначе она не будет видна.

Постепенно ослабляем нажим на карандаш, чтобы растворяясь, линия мягко вписалась в пространство бумаги. Линия переменной тональности и ширины получает пространственные характеристики. Тёмные контрастные к фону участки кажутся нам близкими, но, по мере ослабления контраста, линия удаляется. Как видим, контраст и нюанс здесь работают вместе.



Фактуру линии можно создать искусственно, но в большинстве случаев она зависит от того, чем мы рисуем, и на чём рисуем. Черный уголь на бумаге с грубой шероховатостью даст рваную линию с характерной зернистостью. Перьевая ручка на мелованной бумаге даст линию с гладкими краями. Об искусственной фактуре будет ещё отдельный разговор.
Фактурная линия контрастирует с гладкой. Обе чёрные линии контрастны к белой бумаге, и друг к другу по толщине.

Начните перечислять виды контрастов. Что бы вы не упомянули, везде будет две стороны одной медали.
Форма, - большая и маленькая, простая и сложная, тёмная и светлая, гладкая и шершавая, прозрачная и глухая...
Цвет, - яркий, насыщенный, и тусклый, бесцветный, тёмный, и светлый, тёплый и холодный...
Настроение, - спокойное и возбуждённое, горе и радость...

Если вы философ, то у вас в голове всплывёт иной список контрастных пар: свет и тень, правда и ложь, порядок и хаос, жизнь и смерть. Одно контрастирует с другим и не отделимо от другого.








Но есть оттенки, есть нюансы одного и того же явления. Они расположены между предельными (контрастными) точками этого явления. Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.

Надо выделить композиционный центр, - усиливай контрасты и смягчай окружение.
Нужна лирика и покой, не злоупотребляй контрастами, строй композицию на нюансах.
Буйная радость не мыслима без контрастов цвета и тона.
А глубина пространства, без контраста переднего и заднего плана в размерах, в тоне, в цвете, в детализации.

И так, работая над композицией, мы помним что у нас всегда есть выбор между шепотом и криком, и всем диапазоном голосов между ними. Мы учимся делать выбор на фоне устоявшихся правил! Вся жизнь состоит из наших попыток взлома стереотипов прошлого. Получится, обретёшь свободу творчества, и прижизненное презрение окружающих. Но потом можете рассчитывать на бессмертие.

Основные сведения о явлении контраста приводятся на отдельной странице (смотрите по ссылке - ).



Сами линии могут стать объектом игры. Их можно сделать толстыми, можно разодрать им края, изменить цвет или тон.
Возможно это и хаос, но хаос организованный. Пространство равномерно заполнено и ограничено рамкой. Заметьте, прямые линии рамки контрастны кривовым внутри рамки. Линии нижнего рисунка «живописно» искорёжены, и стараются не повторяться в своей направленности.

Как может дальше развиваться работа над этой композицией? А это композиция, в ней нет сюжетного смысл, но есть декоративное начало.
Играет ли здесь какую-то роль контраст?
Казалось бы, меньше всего нам нужен контраст при создании фактуры (предложенные композиции пока больше смахивают на образцы фактур).

Рассмотрим очень распространённый приём организации путанных элементов (ветви деревьев, сети, массивы стружки или груды кирпича) во что-то запоминающееся.



Проблема в том, что человек способен держать в оперативной памяти 4 - 7 элементов. Всё, что сверх того, воспринимается не организованной массой. Уныние, вызванное кажущимся однообразием, надо сделать выразительным и незабываемым.
В таких случаях применяется визуальное членение композиции на две-три крупные части, вбирающие в себя частицы хаоса, и пространственное расслоение. В таком виде они доступны нашему восприятию.

За основу берём первый «мотив» из путанной линий.
Мы не стали избавляться от фактуры, мы сделали её элементом композиции. Рисунок приобрёл динамику ритма контрастными к сетке прямыми.

Нижний рисунок разделён по лекальной кривой на две части в контрастной тональности.

Используем второй мотив из набора кривых линий.



Можно преобразовывать, как фон, так и сам декоративный мотив, стараясь обыграть их взаимоотношения. И тут контраст способен сыграть ключевую роль, усиливая или ослабляя видимость тех или иных участков композиции.
Вновь использован приём расчленения массива разбросанных элементов на несколько ясно читаемых объектов.
Как видим, работы мало похожи на многофигурные живописные полотна. И всё же, это композиции.


Не ленитесь чаще смотреть на работу с удалённого расстояния, когда она целиком попадает в поле вашего резкого зрения.

Продолжим смаковать контраст с группой параллельных линий.


Мы столкнули лбами две противоположности, толстую и тонкую линии, расположив их рядом. Возник контраст.


А теперь втиснем между контрастными линиями ряд других, постепенно изменяющихся, линий. Контраст по толщине смягчается промежуточными ступенями, возникли тонкие нюансы в переходах от одной линии к другой. Угасание линий заставляет нас думать о глубине пространства. Почему? Изменение толщины высветляет линии, и воспринимается перспективным сокращением объектов. Возьмите это себе а заметку, применяется часто.

Попробуем
изучить потенциальных возможностей пучка линий переменной толщины.
Стараемся оставаться в плоскости, не прибегая к ракурсам и светотени (специфика детского рисунка).

Из множества простых в исполнении форм, я выбрал овал, чтобы пристроить к нему глазки (мне, как и детям, всё видится одушевлённым). Так появились объекты для создания композиции.
Вариантов перепробовано много, выбрал два.


Меня в начальной стадии работы всегда тянет к созданию ясно воспринимаемого с расстояния силуэта. В противном случае, после проработки образа деталями, всё будет с расстояния восприниматься безликой, мало понятной размазнёй.


Можно заниматься разработкой композиции и в технике аппликации, и карандашом, и акварелью, нет запретов.
Однако, здесь я опираюсь на формальный графический язык, обладающий большей наглядностью в подачи учебного материала.


Надоел всем со своим контрастом, но что поделать, он и здесь присутствует, как сопоставление ясного по форме монолита и ажурно-рыхлой бесформенности. Яркое и мрачное, тонкое и плотное. Не будем пока задаваться вопросом, что же мы изображаем.

В какой-то момент появляется желание конкретизировать образ, ввести детали. Начните с минимума, с того, без чего образ просто не узнаваем. Для новичков это страшное испытание, их просто распирает от желания прорисовать всё до мелочей.




Когда принцип построения композиции для вас ясен (найден рисунок силуэта, место его размещения) приступаем к частностям.
Пробуем добавить задний план в виде светлых и толстых линий-лент. Они заполняют собою пустоты рамки, создавая ощущение ажурности. Мы чувствуем, как расслаивается пространство за счёт множественных перекрытий одних элементов другими. Этому способствует и цвет. Самое яркое на переднем плане, самое светлое и мало насыщенное, на заднем плане.



Всем уже понятно, линии волос нужны для контраста к силуэту головы. Одно большое пятно без поддержки лёгких элементов смотрится уныло и скучно. Такие импульсивные выбросы материи из силуэта просто необходимы, они оживляют картинку. Это не частный случай, контраст плотности объектов используется в большинстве композиций. Посмотрите на картинку критическим взглядом, представьте, какие тона и цвет выбрали бы вы сами. Я не случайно остановился на тёмно-красном. Он не рвёт общий силуэт, он сливается с ним в единое пятно, создавая ощущение заднего света.



Стоило убрать рамку, и графика распласталась по бумаге. Эффект усилится, если графика местами переступит границы невидимой рамы. В таком виде рисунок хорошо согласуется со шрифтом, образуя с ним единое целое.



Если я и стараюсь детально описать каждый этап рождения композиции, так исключительно ради удобства читателей. Реальная работа подчинена импульсам души, вспышкам внутреннего озарения. Часто, воображение цепляется за незначительный пустяк, и следуя его воле, вы забываете о заученной последовательности в работе, стараясь быстро зафиксировать на бумаге смутно ощущаемую идею. Идея, это всё! Если она есть, всё остальное - дело техники. О технике «оркестровки» связанной с оформлением идеи в «товарный» вид, речь пойдёт на других страницах.
Несколько картинок мне пришлось довести «до ума», не бросать же дело на пол пути.

_________________________________________________

Задумайтесь о контрастах и нюансах, рассматривая художественные произведения. Мы умнеем не только в процессе личной практики, но и в процессе изучения мировых шедевров. В своей работе мы опираемся на наши представления о правильности и не правильности, а они формируются с годами. Учитесь находить применение контрастов у мастеров, и научитесь применять их у себя. Просто помните, у вас есть контрасты, - верные союзники в работе, спутники сочности и яркости, антиподы серости и скуке.

Дизайн-макет любого сайта предполагает наличие определенного набора элементов, из которого и складывается интерфейс).

Все эти элементы, исходя из задач интерфейса и потребностей пользователей, должны быть расположены в макете. Понятно, что пользователи, решая свои задачи, последовательно будут обращать внимание на разные элементы. Понятно, что есть, элементы более важны, есть менее важные. Для решения как раз этой задачи – управление вниманием пользователей – и необходимо знать и уметь применять базовые правила контрастов.

Ваши пользователи:

  • Мало кликают по кнопке?
  • Не видят важную информацию?
  • Не понимают куда нажимать?
  • Уходят не совершив целевые действия?
А может быть дело в контрасте? Просто они не обращают внимания на важные элементы?

Прочитайте простые правила контрастов и посмотрите на свой сайт, уверен -вы сможете найти варианты улучшения своих интерфейсов.

И так: контрастные элементы на сайте способны привлечь больше внимания пользователей. Рассмотрим основные виды контрастов.

Контраст размера

Более крупные объекты на сайте воспринимаются пользователями лучше, они привлекают больше внимания, чем маленькие.


Примером использования контраста размера являются разные шрифты. Более важная информация выделяется большим шрифтом.

На примере заголовок большего шрифта, поэтому более заметен и читаем, чем остальной текст. Еще один пример контраста размера можно увидеть на этом же примере. Важно целевое действие, реализовано кнопкой «Да», более крупного размера, чем «Отмена». Это усиливает желание нажать на неё. Варианты отказа правильнее делать менее контрастными, в том числе и за счет меньшего размера.

Контраст цвета

Контраст цвета – это разница между яркостью цветов. Контраст показывает насколько цвет светлый или темный.


Контрастный цвет на сайтах используют для выделения основного действия.
На картинке первый экран главной страницы сайта AskUsers, кнопка «Зарегистрироваться» выделена красным цветом, она является контрастной основным цветам первого экрана – зеленому, черному и белому.

Контраст формы

Сложные объекты вызывают больше нашей реакции, чем простые. На сложных объектах мы дольше фокусируем свой взгляд.

Если нужно сконцентрировать внимание на объекте можно сделать его сложнее других, и его обязательно заметят!

Пример использования контрастов цвета и формы:

Контраст движения

Движущиеся объекты привлекают больше внимания пользователей и никогда не останутся незамеченными. Для управления вниманием пользователя эффективно использовать анимацию.


Примером может служить «прыгающая трубка» обратного звонка, которую вы наверняка встречали на коммерческих сайтах, подталкивает пользователей нажать на неё.

Недавно услышал о интересной штуке как контраст и нюанс в художественной . Опять же хочу написать о некоторых аспектах, которые влияют на итоговый результат визуализации выбранной темы.

С чего надо начинать, чтобы рисунок не был неинтересным и унылым? Для этого нужно занять зрителя какой-нибудь работёнкой… +)

Нюанс

Начнём с нюанса.

На рисунке 1 видите композицию из 3-х кружек. Абсолютно одинаковые … ну ни куда не годится. Как-то не закончено и неинтересно. Хоть как-то исправить такое сухое изображение можно при помощи нюанса. Повернём одну из кружек, и фотка приобретёт живости.

Вообще НЮАНСОМ называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку.

Рисунке 3 хороший пример. Груши, вроде все груши как груши – “на одно лицо”, однако каждая из них обладает индивидуальными чертами, что и придаёт композиции интереса. Эта композиция не создаёт зрителю впечатления недоконченности. Человек невольно начинает сравнивать объекты… с помощью этого эффекта можно добиться повышения интереса к картинке.



Рис.2


Контраст

КОНТРАСТ – более экспрессивный метод повышения интересности картинки.

Возьмем три предмета… которые могли бы служить главными объектами композиции.


Рис.4

Три вазы, совершенно одинаковые. Согласитесь как-то “лесом они здесь”, никак не связаны друг с другом.

Это от того, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.

Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.

Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.


Рис.5


Рис.6

На рисунке 7 контраст размеров котов, который смотрится эффектнее, чем композиция на рисунке 6.


Рис.7
Рис.8

На рисунке 8 изображён ряд из кружек. Две белых и красная с номером. Здесь так же присутствует контраст по цвету и наличию номера. Сразу же возникают вопросы: Почему Красная ? Почему Правая ? Почему 42 ?

Появляется интрига…

Не забывайте о этих принципах создания композиции . Контраст и Нюанс это замечательные правила, которыми следует руководствоваться при продумывании компонентов изображения.



Вверх