Правила кадрирования портрета. Базовые принципы кадрирования изображений в фотошопе

Зачастую начинающим фотографом сложно разобраться в многообразии существующих фото терминов. В данной статье расскажем о том, что такое кадрирование фотографий и зачем это нужно.

Кадрирование фотографий – это определение границ фотоизображения при выполнении фотосъемки. Во время съемки фотограф с помощью кадрирования может помещать нужные ему объекты на видоискатель видеокамеры или на цифровой экран фотоаппарата.

Кадрирование фотографий используется в целях подгонки снимка под определенный формат или в целях улучшения композиции кадра. В простом понимании кадрирование фотографий – это обрезание.

Способ кадрирования фотографий очень часто используется фотографами для того, чтобы убрать ненужные объекты и детали фотографии. Основное преимущества способа кадрирования является возможность получить крупный план объекта из фотографии с мелкими деталями и объектами. Это преимущество особенно важно, если Ваша камера не оснащена зумом или его характеристики увеличения слишком малы. Во многих графических редакторах Вы можете осуществить кадрирование фотографий. Например, Picassa, Adobe Photoshop и т.д.

Неправильное кадрирование фотоснимков – одна из самых распространенных ошибок, наблюдаемых у начинающих фотографов. Главное при получении правильного снимка обращать внимание на углы видоискателя и на задний план фото. Очень часто хорошие фотографии бывают испорчены именно задним планом, на котором зафиксированы посторонние предметы, объекты и люди.

Порой очень часто большинство людей делают фотоснимки горизонтально и забывают поворачивать в нужный момент фотоаппарат вертикально. Располагая фотоаппарат вертикально, на снимке изображается меньше лишних деталей и объектов, а изображение на фото фокусируется на определенном нужном объекте без посторонних предметов. Привычное для многих горизонтальное расположение фотоаппарата не всегда влечет за собой получение хорошего снимка. Иногда и при снимках пейзажей лучше поворачивать фотоаппарат вертикально, чтобы снимок был более динамичным и интересным.

Перед проведением каждого снимка серьезно подумайте, как лучше всего расположить фотоаппарат. Иногда ответ будет очевидным и зависит от формы объектов снимка, а иногда объект может иметь квадратную форму, тогда лучше сделать несколько снимков и выбрать какой лучше: горизонтальный или вертикальный.

Не снимайте объект слева, в таком случае остаются на снимке огромные лишние области, а в центре объект съемки, который рассматривается только при увеличении.

Существует 3 простых правила, способных обеспечить хорошее кадрирование фотографий:

1) Правильное размещение основного объекта в кадре;

2) Не забывайте об углах экрана и наличии заднего плана;

3) Правильно расположение фотоаппарата при съемке.

Кадрирование по своей сути - это определенное размещение объекта съемки в поле зрения видоискателя в зависимости выбора точки съемки и расстояния от объекта. Однако Вы скорее всего столкнетесь с кадрированием в качестве одной из функций редактирования фотографий. То есть в данном случае кадрирование фотографий будет пониматься как урезание фото, выбор определенных границ и формата снимка для достижения определенного композиционного решения.

Кадрирование в фотошопе. Чтобы откадрировать фотографию с помощью фотошопа, необходимо сначала выбрать с помощью Rectangular Marquee Tool (Прямоугольное выделение), расположенного на панели инструментов, прямоугольную область фотографии, которую Вы хотите в итоге оставить. Затем с помощью инструмента Crop (Кадрирование или рамка) в меню Image (Изображение) нужно отрезать все лишнее, то, что не вошло в область выделения. Можно сделать все это всего в один клик, воспользовавшись инструментом Crop на панели инструментов.

Правила кадрирования. Допустим, с технической стороной вопроса мы разобрались. Теперь осталось определиться с тем, как собственно лучше откадрировать тот или иной портретный снимок. Давайте разберем возможные варианты, а также наиболее типичные ошибки.

Крупный и погрудный портреты. Вариантов, как можно откадрировать, существует очень много. Легче начать с того, какое кадрирование нежелательно. Например, не стоит при кадрировании оставлять только лицо и шею, а плечи обрезать (рис. №4). Это будет выглядеть немного неестественно. Можно обрезать часть прически (например, это не критично на рис. №1 и№2). Можно включить в композицию плечи не целиком (рис. №2 и №3). Также не стоит обрезать кончик подбородка (рис. №6) или оставлять на снимке только голову без шеи(рис. №5).

Погрудный и поясной портреты. Не рекомендуется обрезать фотографию ровно по линии талии модели(рис. №10), по линии бикини(рис. №11). Лучше всего кадрировать немного выше: линия груди (погрудный портрет рис. №8 и №9) середина плеча(рис. №7) или чуть выше талии. Также следите за тем, что если большая часть рук в кадре, то кисти ни в коем случае не должны быть обрезаны (рис. №11).

Ростовой портрет. Здесь стоит помнить про простое правило: или включайте в композицию модель целиком (рис. №13), или обрезайте фотографию по линии выше колена (рис. №12). Никогда не обрезайте по линии колена рис. №14). Также следите за тем, что Вы случайно не "обрезали" ступни модели (рис №15 и №16).

Стоит заметить, что строгих правил по кадрированию не существует, все-таки построение композиции - это дело творческое. Иногда фотографы даже нарочно обрезают фотографию по неестественным линиям (например, оставляют в кадре лишь половину лица), чтобы отразить в снимке некий конфликт.

В данной статье указаны лишь основные (самые грубые) ошибки при кадрировании, которые могут легко выдать Ваш непрофессионализм.

Кадрирование – это оптимальный выбор ракурса, точки и направления съёмки, позволяющий сфокусировать внимание зрителя на самом важном объекте кадра.

Современная техника и программное обеспечение позволяют кадрировать изображение по вашему желанию уже после съёмки при последующей обработке. Но многие профессиональные фотографы, как например, легендарный мастер Анри Картье-Брессон, уверены, что кадрирование следует делать исключительно во время процесса съемки, а готовый кадр изменять нельзя.

Фотография в отличие от прочих видов графического искусства, ограничена рамками пространственных измерений, которые вмещает кадр. Двухмерность пространства на снимке контролирует и в итоге влияет на возможную композицию. Поэтому знать основные правила и особенности кадрирования необходимо даже новичкам, не говоря уже о профессиональных фотографах.

Размеры кадра

Ранее, когда снимки делались на плёночные фотоаппараты, основным и наиболее распространённым был формат 3:2, который соответствовал формату 35-миллиметровой плёнки. После тотального замещения старых плёночных камер цифровыми, формат кадра претерпел изменения, теперь наиболее популярным является соотношение сторон 4:3. Фотографии такого формата наиболее удачно смотрятся на экранах компьютеров и прочих электронных устройствах.

Горизонтальное или вертикальное кадрирование?

Зрение человека гораздо легче воспринимает горизонтально ориентированные изображения, эта особенность является основополагающей причиной того, почему большинство фотографий профессиональными фотографами делаются именно в горизонтальном ракурсе. К тому же, держать камеру горизонтально удобнее, чем вертикально, да и не все позволяют сделать наклон камеры ровно под 90 градусов.

Но вертикальная ориентация кадра позволяет придать снимку особый смысл, глубину, особенно если объект съемки вытянут вертикально.

Когда встаёт вопрос выбора: горизонтальное или вертикальное кадрирование, — основывайте своё решение только на расположении самого объекта съёмки.

Основные элементы изображения

Глядя на любой снимок, мы первым делом обращаем внимание на наиболее интересный объект. Но особое расположение тех или иных деталей изображения позволяют переключить взгляд на то, что хочет показать нам фотограф.

Имеются общие особенности восприятия человеком изображенных на фотографии объектов. Так, самым первым, на что посмотрит каждый зритель, разглядывая – это глаза и рот. Выражение лица модели даст нам ответ на вопрос об эмоциональной окраске фотографии. Если на портретном фото есть надписи (пусть даже на иностранном языке), то они привлекут взгляд во вторую очередь, так как это ещё один информационный источник.

Доброго вам времени суток, уважаемые посетители моего блога. Случалось ли у вас такое, что вы фотографируйтесь, и тут БАЦ...и в кадр попал какой-нибудь чужеродный элемент, типа мужчины, женщины или ребенка, пробегавшего мимо, да еще и в кадр посмотрел как будто так и надо было. У меня лично такие случаи бывали и не раз. Я еще думал: «Вот негодяй! Откуда ты тут взялся?»

Еще бывает такое, что фотография получилась кривовата и тогда приходится хитро выеживаться, чтобы сделать фото прямее. Но я вам покажу как облегчить этот процесс. Вы узнаете как кадрировать в фотошопе любое изображение. В этом нам поможет инструмент «Рамка» .

С помощью рамки мы сможем:

  • Выпрямить кривое (под наклоном) изображение
  • Обрезать нежелательные объекты
  • Вырезать с изображения только нужный фрагмент (идеально для аватарок)
  • И многое другое.

Итак, вы готовы. Ну тогда давайте посмотрим как пользоваться этим инструментом.

Ну начнем мы пожалуй с обрезки. На фото вы видите, как какой-то типчик влез в кадр сбоку, хотя его явно здесь не планировалось ставить. Вот тут-то нам и поможет кадрирование, т.е. рамка (Pan Crop).


Кстати на это фотке можно обрезать не только с левого боку, но и с левого верхнего угла. Для этого наведите на левый верхний угол фотографии пока не появится двойная диагональная стрелочка. И опять же, зажав левую кнопку мыши, тащите вниз и влево до тех пор, пока не закроется темным ненужное пространство. Этим вы обрежете не только этого чудака, но и верхний кусок (если это необходимо).

В общем суть в том, что с какой стороны вам нужно обрезать объект, с той стороны и тяните. Инструмент просто замечательный для таких вещей.

Выравнивание фотографии

Как я и говорил выше, мы можем не только обрезать лишние объекты, но и выравнивать кривые фотографии. Посмотрим на примере. Допустим у нас есть фотография, которая наклонена.


Единственный минус при этом способе, так это то, что обрезается небольшая часть фотографии. Т.е. для достижения ровности фотографии немного нужно обрезать по краям. Как-то так. Но как правило этим можно пожертвовать. Например в нашем случае уж точно. Ну что, с этим способом всё получилось? Ну и прекрасно.

Вырезание фрагмента

Еще одна неплохая область применения этого инструмента, так это вырезание фрагмента изображения. Я, например, такую фишку постоянно использую для создания аватарок для контакта, почты, форумов и т.д. Очень полезная вещь.

Допустим у вас есть фотография, где много нежелательных объектов и для аватарки вы хотите вырезать только себя.


Вот так. Вроде всё понятно объяснил, но если остались какие-то вопросы или непонятки, то не стесняйтесь и задавайте.

Еще, если вы заметили, то при кадрировании фотография (изображение) делится на 9 частей, т.е. ее разделяют 3 вертикальные и 3 горизонтальные линии. Этот эффект называется «Правило третей» . Это правило подразумевает условное деление изображение тремя горизонтальными и тремя вертикальными линиями. И считается, что лучше всего внимание акцентируется не в центре, а на пересечении этих линий.

Многие фотографы и художники используют эти правила. Так что если вы хотите следовать этому правилу третей, то вы можете сдвинуть изображение так, чтобы ключевой объект оказался на пересечении линий.

Кадрирование с соотношением сторон

Ну и давайте расскажу вам про маленькую фишечку. По умолчанию кадрирование идет в свободном плавании. Т.е. все зависит от того, как вы будете дергать мышкой вверх-вниз и вправо-влево. Получается произвольное соотношение сторон.

Но вы можете задать это соотношение сами. Для этого в режиме рамки перейдите в свойства инструмента. Там вы увидите 2 ячейки со стрелочками между ними. Тут вы и можете задать соотношение. Например если вы напишете в левой ячейке 2, а в правой 1, то процесс у вас будет происходить равномерно и кадрирование по горизонтали всегда будет в два раза больше, чем по вертикали.

Также вы можете задать соотношение из списка шаблонов. Для этого просто там же в свойствах инструмента Рамка откройте выпадающий список. Если вы выберете 1:1, то выделение у вас будет ровное и квадратное, если 16:9, то как вы поняли, кадрироваться будет всё в этом соотношении. Надеюсь, что суть вы уловили? Думаю, что да.

Более подробно про инструмент рамка, а также все другие инструменты вы можете изучить в этом превосходном видеокурсе . С помощью него любой новичок может освоить фотошоп за 1-2 недели, если уделять по часу в день. Уроки просто великолепные, смотрятся взахлёб. В общем очень вам рекомендую.

Ну а на этом я наш сегодняшний урок заканчиваю и очень надеюсь, что он вам понравился. Не забудьте подписаться на обновление статей моего блога, тогда вы будете в курсе всего интересного самыми первыми. Увидимся с вами в следующих уроках. Пока-пока!

С уважением, Дмитрий Костин.

Доброго вечера всем моим читателям. Этот урок я пишу, так как и обещал в своей . И сегодня мы рассмотрим на примерах как же правильно кадрировать фотографии. Будем пользоваться мы , так как он мне нравится в этом деле больше фотошопа. Да и как я уже объяснял Вам.

Возьму я фотографию парня в полный рост и на основе этого фото буду показывать как правильно и не правильно кадрировать, чтобы Вы сами могли заметить разницу и больше не допускали ошибок. А то что толку, что я напишу: “Так делать нельзя”? Вообще, правил кадрирования существует множество, но в данной статье мы рассмотрим только основы.

Для того чтобы Вам лучше воспринималось, я сделал два маленьких коллажика. Но, для начала я расскажу как, вообще, можно кадрировать (основы).

1. Портрет по плечи

Один из самых тяжелых видов портретов. Ведь большинство кадра занимает модель и каждый недочет будет виден. Да и с помощью подобных портретов, фотограф должен показать душу человека, его эмоции. А это, поверьте, не так уж и легко сделать. Но, вернемся к кадрированию. Оставлять в кадре нужно только голову и плечи, а фотографировать нужно на уровне глаз.

2. Портрет по пояс

Один из самых распространённых видов портрета. Главное, в данной ситуации не обрезать части тела по суставам. Особенно не стоит забывать о кистях. Если в кадр попадает кисть, то её нужно показать целиком.

3. Кадрирование выше колен

Главное не обрезать колени и фотографировать с уровня подбородка.

4. Кадрирование ниже колен

Опять же, колени ни в коем случаи не обрезать. И когда фотографируете данные портреты, рекомендую использовать объективы с фокусным расстоянием от 50mm. Иначе жутко искажаются пропорции. Но, честно говоря, я сам не любитель так кадрировать, только в исключительных случаях.

5. В полный рост

Раздолье! Можете показать человека полностью. В чём он одет, что он делает, чем они живет!

Но, опять же, мой Вам совет – не использовать широкоугольные объективы.

Но, я всегда говорил, что правила созданы чтобы их нарушать, но чтобы нарушать, их нужно хотя бы знать. И осознанно нарушать, что многие профессиональные фотографы и делают иногда. И я не зря подчеркнул слово “профессиональные” :)



Вверх