Чем отличаются начальные буквы от начальных звуков. Чем звуки отличаются от букв? Звуки и буквы. Чтение звуковых схем слов. Написание элемента «большой овал

Создание коллаборативной среды

(К) Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)

(К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно, (звук)

    Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)

    Приведите примеры речевых звуков.

Эй, крючочки и точки,

Черточки, кружочки,

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно

По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова

Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.

Работа над обобщением знаний по теме.

Работа по учебнику.

(К) Задание 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.

(К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),

Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)

(К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.

Как называются эти звуки? (гласные) Почему?

Какими буквами мы можем их записать?

(К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.

(К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.

Можем ли увидеть, слепить звук?

Работа в прописи.

(И) Задание 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.

Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).

Динамическая пауза.

(Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой

Работа по учебнику.

(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».

Дикое животное с ценным мехом - лиса.

Домашнее животное - собака, корова.

Кондитерское изделие - торт.

Овощ - огурец.

Предмет из школьных принадлежностей - пенал.

Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.

(Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.

(К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.

Папа берет со стола книгу.

Бабушка поднимает клубок.

Мама переставляет вазу.

Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?

Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.

(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    • различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
  • последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки . В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими . Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные . Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией , обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к] , буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
  • Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о] , [а] , а буква д — для обозначения звуков [т] и [д] .

  • Буквы могут не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд] ;
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:

      чув ство [ч’Уства], сол нце [сОнцэ], серд це [с’Эрцэ], радост ный [рАдасный’].

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел — мол .

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики . Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а , т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах ц иркуль [ц ыркул’ ], улыбатьс я [улыбац а ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс) .

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Всего 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е ;
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков — 42 :

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.

Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.

Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя. Возникает множество вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь в алфавите учили буквы, а оказалось, что без звуков их произносить нельзя. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так тяжело разобраться во всей этой путанице.

Звуки

Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.

Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда

Главные отличия:

  • Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
  • Буква – олицетворяет звук.
  • Количество звуков значительно превосходит количество букв.

Итоги

Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам. Это значит, что каждая буква записывается в соответствии с тем звуком, которые мы слышим в речи. Тогда детям становится проще увидеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке. Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.

Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит в течение жизни, на помощь приходят буквы. Нельзя, также, определить, что же важнее звук или буква, потому что снова на ум приходит мысль о том, что их существование друг без друга невозможно да и просто не имеет смысла.

Знакомство: Слыш

В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик - на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Буковка

Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать и всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.

Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.

Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки», «солнышко», «шарики», «ниточки». Потом посложнее: «домик», «заборчик», «зайку», «собачку».

Звук и буква «А»

- Знаешь, Слыш, у меня раньше никогда не было друга, кроме моего карандаша. А почему у тебя такое интересное имя: Слыш? - спросила Буковка.

- Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок. А тебя почему зовут Буковкой?

- Я услышал, как ты плакала, вот так: «а-а-а?». Получается интересный звук. (Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничто не мешает . Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук (а] можно петь, тянуть, его легко говорить.)

Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [а] правильно, в соответствии с описанной выше артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слышу так понравился этот звук , что он решил описать его.

Задание «Опиши звук». Попросите ребенка помочь Слышу описать звук. Спросите малыша: «Когда мы произносим звук [а], как выходит из ротика воздух?» (Легко и свободно.) «Есть ли преграда?» - (Воздух не встречает никакой преграды.) Объясните ребенку, что, если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой звук называется гласным. Спросите еще раз: «Звук [а] какой?» - (Гласный.)

Игра - «Поймай звук [а]». Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем: хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит звук [а]. Вы произносите медленно разные гласные звуки, а малыш «ловит» только звук [а]. Далее можно усложнить игру: произносите звуки быстрее, затем добавьте согласные звуки.

А потом Слыш предложил Буковке поиграть еще в одну игру: «Кто дольше протянет этот звук». Они набрали много воздуха и произнесли: «а-а-а-а-а-а». Конечно же, Слыш выиграл.

Игра «Кто дольше протянет звук [а]». Попробуйте и вы с ребенком долго потянуть звук [а]. Наберите в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.

Тогда Буковка сказала:

- А я могу с помощью моего волшебного карандаша написать букву «А».

Она достала лист бумаги и написала большую букву «А», а рядом - маленькую:

- А еще я знаю стихотворение про букву «А»,- заметила Буковка.- Вот послушай:

А - шалашик, и смотри:

Есть скамеечка внутри.

Звук и буква «У»

Однажды друзья гуляли и подошли к лесу. Вдруг Слыш расправил свои большие уши и прислушался.

- Ты ничего не слышишь? - спросил он у Буковки.

- Нет, - ответила та.

- Кто-то воет в лесу, вот так: «у-у-у».

- Да это же мой друг волчонок гуляет с мамой по лесу, - догадалась Буковка.

Мама-волчица выла громко, вот так: «У-У-У». А маленький волчонок тихонечко подвывал: «у-у-у».

Игра «Громко - тихо». Предложите ребенку произнести звук [у] сначала громко, как мама-волчица, а потом - тихо, как волчонок. Предложите узнать, кто так говорит: произносите звук [у] сначала громко, а потом - тихо. Ребенок должен угадывать, чей голос он услышал. Затем поменяйтесь ролями: ребенок говорит, а вы - слушаете.

Звук и буква «О»

Однажды Слыш и Буковка сидели во дворе и играли с новыми звуками и буквами. И тут из небольшого домика, похожего на колокольчик, вышел их сосед Гномик. Он собирался ехать к своим друзьям-гномикам в другой волшебный город. Гномик стал заводить свою машину. Но машина не хотела заводиться. Гномик присел на пенечек и застонал:

- О-о-о, что же мне делать? Если машина не заведется, то я не встречусь со своими друзьями. А мы собирались покататься на каруселях.

- Не горюй,- сказала Буковка. - Сейчас я принесу немного мягкого машинного масла, мы смажем мотор машины, и она заведется.

Буковка принесла душистого розового машинного масла, и Гномик смазал мотор. Машине очень понравилось масло: она зарычала и поехала. Гномик побежал ее догонять.

Слыш тем временем попробовал повторить, как стонал Гномик: «О-о-о». (Его горлышко гудело, воздух легко проходил через рот, воздуху ничего не мешало. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминала огурчик (овал). Слыш тянул, пел и легко говорил этот звук.)

Звук и буква «М»

Прекрасным летним утром Слыш как всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал интересный и протяжный звук - кто-то играл на незнакомом музыкальном инструменте:

М-м-м, м-м-м.

Странно, - подумал Слыш, - Я никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не знаю.

Слыш вышел во двор и увидел, что в соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.

- Что это такое? - спросил Слыш.

- Это домра. Послушай, как звучат ее струны: м-м-м, м-м-м. - И Лопоух заиграл на домре.

Слыш так заслушался, что не заметил, как к нему подошла его подруга Буковка.

- Послушай, - воскликнул Слыш, - какой новый звук я узнал. - Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его губками и стал их тренировать.

Упражнение для губ - «Веселый карандаш». Предложите ребенку тоже потренировать губки вместе со Слышем. Попросите его взять карандаш (ручку) и захватить его одними губами. Затем ребенок «рисует» в воздухе карандашом вертикальные линии, горизонтальные линии, круги (двигаются одни губы; ни зубы, ни язычок не помогают).

- М-м-м,- протянул Слыш. (Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).

Звук или буква?

Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. И Вас что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», а, может и не «свистит» как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. И куда Вы идете за советом? Ну, конечно же, к логопеду! И говорите: «Мой ребенок не выговаривает, к примеру, букву Ш. так давайте же выясним, букву он не выговаривает или звук?

Что такое буква, а что такое звук?

Звук

Звуки мы слышим

и произносим

Буква

Буквы мы видим

и пишем

Поэтому Ваш ребенок не правильно произносит не букву, а звук .

Какие бывают звуки?

Звуки бывают речевые и неречевые.

Неречевые звуки – это, например, шум ветра, тиканье часов, пение птиц, скрип двери и т.п.

А речевые звуки – это то, что мы произносим и слышим от других людей.

Попробуйте сначала узнать, слышит ли Ваш ребенок неречевые звуки. А для этого попросите его закрыть глаза и послушать разные звуки. Обязательно спросите его, что он услышал. Для этого можно открыть кран, чтобы послушать, как течет вода; можно открыть форточку, чтобы услышать пение птиц; можно разрезать ножницами бумагу и т.д.

А потом можно попробовать дать разные игры Вашему ребенку, которые позволят понять, как Ваш малыш слышит речевые звуки, и может ли он их различать на слух.

Примеры игр:

«Хлопни, когда услышишь звук …»

«Отбери картинки, в названиях которых есть звук …»

«Покажи картинку» (лук-люк, дуб-зуб, мышка-мишка и т.д.)

Звук является минимальной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но звук, в отличие от них, не имеет смыслового значения. Но именно звуки позволяют нам произносить и слышать слова, которые несут за собой то или иное семантическое значение. Звуки позволяют нам различать слова, которые отличаются одним звуком: дом – ком, каска-кашка, лук-люк, плюс-плющь. Звуки помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук – лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется целое слово).

Звуки бывают

Гласные

В их образовании участвует только голос

[а], [о], [у], [и], [ы], [э]

Согласные

Звонкие

Сонорные согласные

[м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"]

Шумные звонкие согласные

[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж]

Глухие

Шумные глухие согласные

(состоят только из шума)

[п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [щ"], [х], [х"], [ц], [ч"]

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). При гласных звуках воздушная струя свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий на своем пути (при их образовании участвует только голос, шума нет). При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия (губы, зубы, язык) – в их произношении в той или иной степени присутствует шум.

А как же быть с сонорными звуками ([м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"])? При их произношении шума почти нет, хотя воздух также, как и при шумных согласных, на своем пути встречает преграду.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . При произнесении мягких звуков всегда происходит дополнительный подъем средней части спинки языка (поэтому они и звучат мягко), при твердых звуках такого подъема нет.

В русском языке 42 звука:

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Всего у нас 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е

Буквы Я, Ё, Ю, Е могут иметь по два звука:

  • в начале слова, например, Я МА [й"ама],
  • после гласной буквы, например, МА Я К [май"ак],
  • после Ъ или Ь знака, например, ПЬ Ё Т [п"й"от].
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков .

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать. Т.е. в слове может не совпадать количество букв и звуков (в слове «лось» – 4 буквы, но 3 звука, в слове «яма» - 3 буквы, но 4 звука), их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Каждая буква в нашем алфавите имеет свое название. Вот здесь и начинается путаница. В начале статьи я уже говорила о том, что буквы мы пишем. Можно написать букву А, букву (Б) Бэ, букву (М) Эм. Но нужно точно понимать, что произносим мы звук А, звук Б и звук М. Что очень важно при обучении чтению. Ребенок не будет путаться с буквами и звуками, когда будет знать, как фонетически звучит каждая буква.




Вверх