Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Претворение в жизнь значимых для. Сознательное и бессознательное

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Человек
  • Деятельность и творчество
  • Бытие человека
  • Поведение
  • Самопознание
  • Характеристики понятия

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1 . Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4 ) обладает членораздельной речью

2 . Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2 ) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3 . Человек представляет собой единство трех составляющих : биологической, психической, социальной . Социальная составляющая включает

1 ) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4 . Специфические черты, присущие определенной особи (организму ) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4 ) индивидуальности

5 . Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку ?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4 ) индивидуальность

6 . Термины " уникальность " , " отличительные черты " , " непохожесть " используются при характеристике человека как

1) личности

2) индивида

3 ) индивидуальности

4) гражданина

7 . Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1 ) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8 . В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4 ) критическое отношение к самому себе

9 . Верны ли следующие суждения о человеке ?

А. Человек - это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

10 . Верны ли следующие суждения ?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано .

" (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как "царя природы".

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Потребности и способности человека

1 . К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

2) питаться

3) спать

4 ) общаться

2 . Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных ?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3 ) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3 . К признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

2) сознательно относиться к воспитанию потомства

3) осуществлять выбор средств достижения цели

4 ) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения

4 . Первичными (биологическим, врожденными ) потребностями, согласно классификации А . Маслоу, являются потребности

1) престижные

2) идеальные

3) духовные

4 ) экзистенциальные

5 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1 ) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

6 . В ерны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека ?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

7 . Запишите слово, пропущенное в схеме .

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ответ : ____________потребности человека __________________

8 . Ниже приведен ряд терминов . Все они, за исключением одного относятся к понятию " биологические потребности человека ". Найдите и укажите потребность, " выпадающую " из их ряда и относящуюся к другому понятию .

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

Ответ : ________ общение ________________________________

9 . Вставьте вместо пропуска .

Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ______________ биологической _____________потребностью .

10 . Завершите фразу : " Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется ________потребностью _____________".

1 1 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов . Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

"В труде, учении, ______игре ____ (1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства______личности _________ (2) - ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные______особенности _________ (3) организма являются лишь_______задатками ______ (4) - весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства_________способности _________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ______деятельности _______ (6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер".

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) особенность Е) задатки

Б) способности Ж) общение

В) личность З) деятельность

Г) игра И) группа

Д) общество

Деятельность человека, ее основные виды

1 . Признаком понятия " человеческая деятельность " является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3 ) целенаправленность

4) обязательное использование орудий

2 . Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности :

2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической

4 ) духовно-теоретической

3 . Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества . Это пример деятельности

1) материально-производственной

2 ) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

4 . Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность

1) практическую

2) ценностно-ориентировочную

3) познавательную

4 ) прогностическую

5 . Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

1 ) создание идеального образа ожидаемого результата

2) использование предметов, данных природой

3) целесообразная активность

4) поиск средств удовлетворения потребностей

6 . Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна . Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером ?

1) материальная

2 ) духовная

3) социальная

4) экономическая

7 . Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники . Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

2) техника

3) взращиваемая культура

4 ) земледелец

8 . В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер

1 ) преобразующий

2) приспособительный

3) коллективный

4) орудийный

9 . Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование . Деятельность учащихся является примером деятельности

1) материально-производственной

2 ) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

1 0 . Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4 ) средствами деятельности

1 1 . Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это

1) познание

2 ) труд

3) общение

4) прогнозирование

1 2 . Игра, общение познание - это

1 ) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

3) виды поведения всех живых существ

4) формы коммуникации

1 3 . Запишите слово, пропущенное в схеме .

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ответ : __________________результат ____________

1 4 . Ниже приведен ряд терминов . Все они, за исключением одного относятся к понятию " структура деятельности ". Найдите и укажите термин, " выпадающий " из их ряда и относящийся к другому понятию .

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ : _______________ индивид _________________________

1 5 . Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца .

Характеристики видов виды деятельности деятельности

1) деятельность в воображаемой А) труд

ситуации Б) учение

2) практическая полезность В) игра

3) нацеленность на обретение знаний

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

Деятельность и творчество

1 . Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности ?

1) познание

2 ) творчество

3) общение

4) учеба

2 . Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3 ) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3 . Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2 ) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

4) орудийный характер

4 . Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает (ют )

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2 ) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

4) только дети, посещающие детский сад и школу

5 . Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2 ) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

6 . Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _________2 5 _________________________

Личность, ее социализация и воспитание

1 . Отличительным признаком понятия " личность " является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2 ) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2 . Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3 ) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3 . Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4 ) личности

4 . Отличительным признаком понятия " личность " является (ются )

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3 ) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5 . Верны ли следующие сужден ия о личности ?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Верны ли следующие суждения о формировании личности ?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

7 . В се формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4 ) социализация

8 . Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2 ) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

9 . Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4 ) социализацией

10 . Первичная с оциализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3 ) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

1 1 . Верны ли следующие суждения о социализации ?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1 2 . Термины " самооценка " , " самореализация " , " саморазвитие " относятся к характеристике человека как

1) индивида

2 ) личности

3) физического лица

4) биологической особи

1 3 . Завершите фразу : " Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________социализацией __________________".

1 4 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками : к каждой позиции, данно й в первом столбце, подберите соответствующ ую по зицию из второго столбца .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

2) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Бытие человека

1 . Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это

1) сознание

2) творчество

3) социализация

4 ) бытие

Поведение

1 . Верны ли следующие суждения о поведении людей ?

1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли

2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

2 . Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины . При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки . Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек ? Побудителями действий животных выступают

1) мотивы

2 ) инстинкты

3) навыки

4) способности

Внутренний мир человека

1 . Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека ?

1) этика

2 ) психология

3) философия

4) эстетика

2 . Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека ?

А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.

Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие высказывания о человека ?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Сознательное и бессознательное

1 . Что из перечисленного является проявлением сознательного ?

1 ) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении

2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе

3) сновидения, оговорки, влечения

4) неконтролируемые процессы, функции, состояния

2 . Верны ли следующие суждения о бессознательном ?

А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.

Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие суждения о сознании ?

А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.

Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Самопознание

1 . Под самопознанием понимается (ютс я )

1 ) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах

2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей

3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения

4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе

2 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего " я "?

1) самообразование

2 ) самопознание

3) самосохранение

4) самолюбование

3 . Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4 ) представление о своих способностях

4 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. В результате самопознания формируется "Я-образ".

Б. Постижение своего "я" невозможно без проведения психологических экспериментов

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.

Б. "Я - образ" - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих".

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к "Я - идеалу", тем ниже самооценка личности.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.

Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

10 . Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе

1 ) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

1 1 . Человек определяет свои возможности и потребности в процессе

1 ) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

1 2 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

человек творчество поведение самопознание

Характеристики понятия

1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

2) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

3) Познание личностью своих собственных

возможностей, качеств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Свобода и ответственность личности

1 . Верны ли следующие суждения о свободе человека ?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

2 . Верны ли следующие суждения о свободе человека ?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие высказывания о свободе человека ?

А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.

Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4 . Верны ли следующие суждения об ответственности личности ?

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.

Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5 . Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека ?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Завершите фразу : " Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них __________________ответственность ______________".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Существование человека во всем многообразии его проявлений. Человеческие и животные потребности. Пирамида потребностей человека, элементы и мотивы деятельности. Задатки и способности. Механизмы творческой деятельности. Структура психики личности.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Человек - это сложная целостная система, компонент более сложных систем - биологической и социальной. Человек с точки зрения естествознания: концепции происхождения человека; сходства и отличия человека и животных; биологическое и социальное в человеке.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Теории происхождения человека. Принятая хронология периодов антропогенеза. Реконструкция эволюции вида (филогении). Проблемы критерия "человек-животное". Качественный скачок в темпе эволюции и связь его с появлением речи (второй сигнальной системы).

    дипломная работа , добавлен 07.11.2011

    Оценка основных концепций происхождения человека с целью выявления наиболее актуальной на сегодняшний день. Этапы эволюции человека как биосоциального вида. Прародина исходной формы человеческого предка. Ранняя история человечества и её особенности.

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Характеристика основных концепций происхождения человека: концепция креационизма, эволюции, мутагенеза, панспермии. Анализ сходства и отличия человека и животных, стадий эволюции человека. Изучение соотношения биологического и социального в человеке.

    реферат , добавлен 21.02.2010

    Основные разделы антропологии и предмет ее изучения. Положение человека в природе. Человек как примат, предпосылки возникновения прямоходящего человека. Стадии эволюции человека. Австралопитеки (предшественники человека) и их физиологические особенности.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Где возник род человеческий. Человек – это животное, интересующееся своим происхождением. Человек, был создан Богом. Теория африканского происхождения человека. Неандерталец. История эволюции человека записана в наших генах.

    доклад , добавлен 28.03.2007

    Представления о происхождении человека в Европейском средневековье. Современные взгляды на проблему происхождения человека. Предположения Ч. Дарвина о происхождении человека. Проблема прародины современного человека. Особенности хода эволюции человека.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Теория Чарльза Дарвина. Место человека в структуре живого. Сходства и отличия человека и животных. Современная теория эволюции. Человек умелый и человек прямоходящий. Неандерталец: две ветви эволюции. Человек разумный. Макроэволюция и микроэволюция.

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса:антропогенез - становление человека исоциогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названиемантропосоциогенез.



Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда.

Производство орудий труда , безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев - от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями.Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины - слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык - это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор.Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке - это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

  1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?
  2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?
  3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?
  4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?
  5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?
  6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?
  7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всею сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т. д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутри стадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу ). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев - от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по­нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна­ниями. Человек становился единственным существом, осознаю­щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины - слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че­ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и лаже самопо­жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста­да животных в первобытной общине существовало требование под­держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антроиосоциогснеза стало появление и развитие языка. Язык - это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про­должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи­ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя­ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк­ретным условиям среды обитания. Но, несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская , ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм , возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке - это резуль­тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающей­ся технической цивилизации возможности адаптации человечес­кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу­чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов­ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци­онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот­ных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте­кали эти процессы?

    Философский аспект проблемы «Человек».

    Человек как космопланетарный феномен.

    Происхождение вида «Homo».

    Культура как результат деятельности человека.

Литература

Алексеев В.П. Происхождение человечества. - М. 1984.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. - М., 2003.

Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. - Ростов н/Д, 1987.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - СПб., 1997.

Феномен человека. Антология / Сост. П.С. Гуревич. - М., 1993.

Человек как философская проблема: Восток - Запад. Под ред. Н.С. Кирабаева. - М., 1991.

Самым удивительным созданием на Земле является человек. В наше время внимание ученых все более и более перемещается с загадок природы на загадку человека. Человек начинает рассматриваться как космопланетарный феномен. Понимание того, что есть человек, лежит в основе любой формы культуры, и в этом смысле человек, как говорил Протагор, мера всех вещей.

Человек является объектом многих наук как естественных, так и гуманитарных. Какую прибавку к биологическому или социологическому знанию может дать философия? В чем состоит необходимость исследования «идеи человека»? На первый взгляд, такое исследование бессмысленно, его эвристическая ценность равна нулю. Не трудно, однако заметить, что идея человека является порождающим элементом той или иной культуры. Так, демократия, наука, современная система образования невозможны без понимания человека как существа разумного и сознательного (Homosapiens), способного анализировать окружающую действительность, выявлять скрытые причины природы и собственного поведения и делать выбор. Иное понимание человека характерно для Средневековья, чем и определяется абсолютно иной строй культуры этой эпохи. Таким образом, понимание человека структурирует культурные феномены вообще.

Наряду с культурным значением человека, существует и экстраординарное, которое смело можно определить как космопланетарное. В каком смысле человек имеет вселенское значение? Ведь даже исчезновение всего человечества, не говоря уже о конкретном человеке, не окажет сколь-либо заметного влияния на Вселенную. Действительно, человек по своим физическим параметрам бесконечно мал для масштабов известного нам сейчас физического универсума, однако необходимо обратить внимание на несколько идей, придающих человеческому существованию вселенский характер. Во-первых, основные научные теории сформулированы по отношению к существованию человека. Так, теория эволюции просто не представима без человека как последней точки развития биологического мира; именно по отношению к существованию человека проводится классификация видов и проводится их ранжирование на эволюционной лестнице. Даже космогонические теории, скажем, теория Большого Взрыва, далекие от биологических установок, пытаются пояснить, каким образом во Вселенной сложились или могли сложиться условия, необходимые для возникновения жизни и появления человека. Таким образом, и космологические доктрины вынуждены систематизировать реальность по отношению к существованию человека. Во-вторых, безотносительно к теориям, созданным нами, сам мир таков, что человек существует уже , следовательно, Вселенная в своих основных кондициях скоординирована с человеком. Она такова, что производит человека. И, наконец, в-третьих, технические силы человека уже настолько велики, что их вполне достаточно для преобразования космоса, причём эти силы все время возрастают. В.И. Вернадский ещё в началеXXвека отразил в понятии «ноосфера» образование особого конструкта между природой и человеческой деятельностью, равного по масштабу процессов геологическим образованиям, скажем, литосфере. Исходя из факта того, что техническая мощь человечества растёт, известный советский астрофизик И.С. Шкловский утверждал отсутствие разумной жизни технологического уровня в наблюдаемой Вселенной. В противной случае, мы могли бы наблюдать, как целые астрономические объекты сворачивались прямо на наших глазах, преобразованные братьями по разуму в вещество и энергию, необходимые для роста техногенной цивилизации. Таким образом, человек является уникальным объектом, поэтому понять, чем мы являемся в действительности, каковы основания нашего бытия, - важнейшая задача философии.

В современной философии есть раздел, посвященный изучению человека: «философская антропология». Основоположником философии человека в античном мире являлся Сократ. Для него самопознание было важнейшей частью философии. В двадцатых годах XXвека в Германии была основана философская школа под названием «философская антропология». Один из её организаторов М. Шелер (1874–1922) считал, что в Западной культуре есть три традиционных круга представлений о человеке, дающих разные понятия о нём: 1) это теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае, грехопадении; 2) философская антропология опирается на античное понимание человека как разумного существа; 3) естественно-научная парадигма, утверждающая, что человек достаточно поздний итог эволюции Земли, связанный со всей биосферой.

В России была предпринята попытка масштабного всестороннего научного изучения человека: в 1907 г. наш выдающийся ученый В.М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт. После 1917 года этот институт был преобразован в Психоневрологическую академию, в состав которой входило 15 исследовательских институтов. К сожалению, в тридцатые годы академия была ликвидирована. В настоящее время в России создан «Институт человека», издаётся журнал «Человек». Как достижение можно отметить добытое и подтверждённое наукой убеждение, что решение всех проблем современности зависит от познания и развития человека, да и сам человек признан глобальной проблемой.

Острейшая необходимость исследования человека обусловлена рядом серьёзных объективных причин. Причины экономические - новейшие технологии во всех видах производства требуют образованного зрелого человека; политические - всё большее значение в жизни общества приобретает самоуправление; психологические - нарастает потребность во всестороннем раскрытии способностей человека; нравственные - усложнение производственных и социальных процессов требует высокой ответственности каждого человека; духовные - работа становится все более творческой, а творчество невозможно без постоянного духовного совершенствования; физические - гармоничное развитие человека необходимо включает физическое совершенствование.

Перечисленные причины всё более настоятельно требуют глубокого познания человека. Экономические расчеты подтверждают, что самое выгодное вложение капитала, приносящее наибольшую прибыль - это вложение средств в развитие человека.

Чтобы лучше понять из чего складывается целостное знание человека перечислим основные направления и уровни исследования.

Эмпирический уровень . Здесь человек предстаёт просто как живое существо и описывается в терминах естественных наук. Результатом исследования является классификация признаков и свойств, присущих биологическому организму индивида, и этапов его становления.

Средний уровень . Здесь происходит обобщение научных знаний о человеке, как биологической популяции. В результате исследования выявляются специфические закономерности развития биологического видаHomo.

Общенаучный уровень . Здесь происходит интеграция знаний добытых естественными, техническими, общественными науками на основе общенаучных методов познания. Целью является постижение природы человека.

Философский уровень . Цель - понять сущность человека, смысл его существования.

Во всемирной философии сложилось четыре устойчивых блока вопросов по проблеме человека, характеризующих направления работы философской мысли.

    Является ли человек только частичкой природы, влекомой её законами, или же он самодеятельное, творческое существо и способен воздействовать на природу.

    Может ли человек познать себя, общество, мир и практически применять знания для управления собой, обществом, миром? Или человек не в силах проникнуть в тайны бытия и обречён всегда приспосабливаться к движениям слепых сил социума и природы?

    Каково предназначение рода человеческого на Земле? Способен ли человек разумно строить свои отношения с природой, быть свободным в обществе, или он навсегда останется игрушкой стихийных сил враждебного мира?

    Каков человек сейчас, и каким он может и должен быть? Он действительно греховное существо, которое удерживается от окончательного падения лишь страхом возмездия или в человеческой природе заложено доброе начало, способность к совершенствованию?

Существуя как целостность в единстве своих биологических, социальных, культурных проявлений, человек, в первую очередь, есть продукт развития животного мира. Биологическая антропология (наука о виде Homo sapiens) прослеживает развитие антропоидов от общих с обезьянами предков до появления человека современного вида. Важнейшие этапы этого процесса, по данным современной науки, выглядят так:

1) животные-антропоиды, очень отдаленно напоминающие человека и жившие около 9 миллионов лет назад;

2) прегоминиды, приматы, потенциально пригодные для постепенного очеловечивания;

3) Homo habilis - человек умелый, первая форма человека, производившая орудия из камня;

4) Homo erectus - человек выпрямленный, к этой форме относят питекантропа, пекинского человека, яванского человека и т. д.;

5) самая близкая к современному типу форма - неандерталец, вымершая, возможно, истребленная или ассимилированная современным человеком форма;

6) человек современного типа, археологическое название - кроманьонец (около 40 тысяч лет назад).

Процесс антропогенеза далеко не однозначен и таит массу проблем: почему среди ныне живущих видов мы не встречаем ранние стадии существования человека, даже неандертальца, хотя последний вполне разумен, а следовательно, приспособлен к окружающей среде значительно лучше, чем любое другое животное; происходит ли процесс дальнейшего развития человека или на уровне современного человека он остановился; и самое главное - в чем причина того, что один из видов животного мира начал долгий эволюционный путь, причём не в сторону накопления только биологических признаков, но и таких экстраординарных черт, как разум и культура?

Возможно выделить биологические признаки, отличающие человека от других видов животных: вертикальное положение тела; ноги длиннее рук; позвоночный столб имеет S-образную форму; мозг уникально большой по отношению к телу; большая часть тела без волосяного покрова. Определение человека не исчерпывается, однако, биологическими особенностями, мало родиться представителем вида «человек». Исследования детей, долго находившихся вне человеческого общества, показывают, что они так и не становятся в полном смысле людьми - плохо усваивают язык, нормы поведения, их интеллектуальный уровень оказывается довольно примитивным.

Человек есть не только комплекс устойчивых телесных характеристик, простой результат разворачивания генофонда. Человек способен творить себя сам в рамках того или иного общества. Эта способность делает его вечной загадкой, исключает его однозначное определение, вполне возможное для животного. Человек также обладает признаками социальными, которые не заложены генетически, как, скажем, структура тела. Они формируются только в результате общественной жизни - таковы сознание, мышление, членораздельная речь, труд, то есть то, что наиболее рельефно отличает человека от всех других тварей на Земле. Наряду с комплексом биологических признаков, образуются и надбиологические особенности человека.

С возникновением этой сферы вид Homo уже не находится целиком в потоке биологической эволюции, человек становится продуктом также и общественных изменений. Он изменяется теперь не в направлении модификации костной структуры, пропорций тела, но в сторону увеличения социальных возможностей, роста силы воздействия на среду обитания, увеличения многообразия социальных ролей и связей. При этом сами биологические характеристики находятся под влиянием социальных факторов, так, продолжительность жизни увеличилась насколько раз за последние столетия отнюдь не по причине биологической эволюции.

Человек находится сегодня в искусственной среде обитания, второй природе - культуре. Культура есть особый способ поведения, свойственный только человеку и состоящий в создании предметов и идей. Результатом культурного развития является этнос (народ), характеризующийся такими чертами, как: 1) язык; 2) территория; 3) традиционный уклад быта; 4) психический склад (менталитет). В зависимости от менталитета желания, цели, пути их достижения отличаются на Западе и Востоке, в России и Европе. Территория определяет не только основные занятия людей, но и проявляется в их особом характере. Так, необозримые пространства нашей родины вызвали особый способ поведения людей, сочетающий в себе удаль и бесшабашность. Расположение большей части страны в районах неустойчивого земледелия привела к известной всем «надежде на авось». Традиционные способы жизни и миропонимание того или иного народа фиксируется в языке.

Создание искусственной среды обитания нельзя рассматривать отдельно от первоначальной настоящей природы, оказывающей постоянное влияние на человека. Культурное преобразование природы происходило и продолжает происходить на двух уровнях: 1) внешней по отношению к человеку природной реальности и 2) собственно человеческих структур – телесной и психической. Первоначальным был первый уровень, где камень превращался в орудие труда, шкура убитого зверя – в одежду, и т.д.; в ходе производственных действий изменялись анатомия кисти, строение позвоночника, мышечная система, развивалась функциональная асимметрия мозга, а вместе с нею и вся структура психики. Функционально-деятельностная потребность формировавшейся культуры определила асимметричное строение кисти руки человека и его стопы: отстоявший большой палец кисти руки и остальные ее четыре длинных и гибких пальца позволили удобнее держать орудие труда, а строение стопы соответствовало функции обеспечения устойчивости всего тела при передвижении вертикально на двух ногах. Асимметрия правой и левой рук была также явлением культуры, ибо она была порождена перекрестной связью рук с работой правого и левого полушарий мозга. Для сравнения, обезьяны в своей жизнедеятельности пользуются передними конечностями в равной степени и ребенок в первые полгода своей жизни является «обоеруким».

Из-за своей природной неприспособленности к окружающей среде (отсутствие мощных зубов и клыков для защиты от естественных врагов, плотного волосяного покрова для сопротивления холоду) Homo sapiens создал для себя искусственную среду обитания - «вторую природу» - и в ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальные и духовные качества - наследственно непередаваемые, формируемые у каждого индивида прижизненно и потому не стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по содержанию из поколения в поколение, постепенно всё более разнообразные у разных представителей одного поколения.

Человек, таким образом, представляет собой не только результат длительной биологической эволюции, но и воспитания в соответствии с социальными стандартами, а также усвоения культурных идей в процессе образования и коммуникации в обществе. Результатом последнего становится человек не только как часть вида, но член общества, представитель той или иной культуры.

ТЕМА №2.1 ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

I. Происхождение и сущность человека отражают такие процессы, как:

· антропогенез – процесс становления и развития человека,

· социогенез – процесс становления и развития общества,

· антропосоциогенез - процесс становления и развития человека и общества, который длится более 3 миллионов лет.

Вопрос о том, что составляет сущность человека, является одним из центральных в философии, социальных и гуманитарных науках.

Размышления начались с древности. Для философских учений Востока (Индия, Китай) характерно понимание человека и окружающего мира как одно целое, как единый живой организм, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Дальнейшее развитие философская антропология получила в Древней Греции (Сократ, Платон). Человеку отводилась высшее место во всем мире, во Вселенной. «Познай самого себя» - девиз Сократа – говорил о том, что у человека есть как бы две природы. Первая дается с рождением, вторая создается им самим. Только уяснив, что такое истина, красота, добро и зло, рождается подлинно человеческая личность. Платон разработал фундаментальную идею «человека разумного». Хотя человек принадлежит двум мирам (природно-телесный и разумный), главное в нем – высшее разумное начало. Именно разум отличает человека от иных живых существ.

Следующее представление о человеке сформировалось под влиянием христианской религии. В его основе – учение о сотворении человека (душа и тело) Богом. Сам человек – образ и подобие Бога-творца.

Новый взгляд на человека характерен для эпохи Возрождения. В эту эпоху человек был поставлен в центр мировоззрения в единстве его духовных и чувственно-телесных проявлений, его творческой индивидуальности.

В эпоху Просвещения специфика человека выражалась также в его разуме.

В 19 веке Карл Маркс создал концепцию, согласно которой человек – прежде всего существо общественное, социально-историческое и деятельное. Сущность человека он видел в совокупности общественных отношений, т. е. человека нельзя понимать как отдельного индивида. Немецкая классическая философия продолжила развитие позиции, согласно которой человек понимался как «мера всех вещей». Это означает, что человек не пассивный, а активный субъект, наделенный разумом и свободой и должен играть активную роль в окружающем его мире и в его познании, считал Иммануил Кант. Георг Гегель же считал, что главная способность человека – это способность познавать себя, способность к самопознанию.

В первой половине 20 века возникла философская антропология – область философии, которая стремится синтезировать достижения различных наук о человеке, чтобы дать философскую картину человека и его места в природе. В ней выделяются 4 направления: психоаналитическое (Зигмунд Фрейд), философская антропология (А. Гелен), экзистенциальное (Жорж Сартр, Анри Камю), католическое (Тейяр де-Шарден, Иоанн Павел П).

Таким образом, разнообразие существующих подходов обусловлено тем, что у человека нет одной доминирующей характеристики и тем, что развивалось и само общество.

Человек – биопсихосоциальное существо, представитель особого биологического вида homo sapiens , главный участник исторического процесса. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Биологически обусловлены многие характеристики человека, которые проявляются в его анатомии, физиологии (продолжение жизни, деление на мужской и женский род, расы, типы темперамента, наличие систем в организме: нервная, кровеносная и др.). Однако свойства жестко не запрограммированы, что позволяет приспосабливаться к различным условиям существования, как и у животного. Человек является своеобразным биологическим видом – в отличие от животных, поведение которых основано лишь на инстинктах, человек кроме инстинктов, осваивает социальные способы поведения. Биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, т. к. социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они передаются от поколения к поколению через социальные и культурные механизмы. Человек рождается биологическим существом, но становится личностью в процессе социализации , в ходе которой усваивает социальные и культурные нормы, осваивает различные социальные роли. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими людьми. Социальная сущность проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознании, разума, свободе, ответственности и др. При этом социальное как бы накладывается на биологическое. Поэтому человек не только биологически уникален, но и социально, т. к. становится личностью. Духовная сторона проявляется через духовный мир человека, развитие форм духовной культуры (религия, мораль, искусство, познание), удовлетворение духовных потребностей (знание о мире, самом себе, смысл жизни). Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются: духовные потребности в познании окружающего мира; убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие деятельность человека во всех ее проявлениях; знания о природе, человеке, обществе, себе самом; способность к тем или иным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели; ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. Ценности – предмет устремлений человека. Различают социальные ценности общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни и личностные – идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Кроме того, различают общечеловеческие ценности, групповые, индивидуальные. В основе общечеловеческих лежит гуманизм, это универсальные потребности людей, присущие им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых и иных различий. Важным элементом духовного мира является его мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Таким образом, человек существо, в котором неразрывно связаны природно-биологические, социальные и духовные факторы. Предпосылки развития человека – наследственность, источник развития – социальная среда. Его отличительная особенность – способность воздействовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не существует, строить т. н. «вторую природу», создавать материальную и духовную культуру общества.



II.Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные отличия. Понятие индивидвыражает то, что каждый человек есть отдельно взятый уникальный представитель общего рода людей, homo sapiens, индивидуальностьвыражает наличие у человека особенных, неповторимых социальных и культурных свойств и способностей (характер и др.). Однако человек, обладая яркой индивидуальностью, не всегда может быть личностью. Личность (от лат. persona, маска, которую актер надевал в театральном представлении) –человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми и др.). Становление личности происходит в процессе социализации, воспитания.

Социализация – усвоение индивидом социальных и культурных норм ценностей общества, а также освоение им различных социальных ролей. Это специфическая черта человеческого общества. Это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Он протекает всю жизнь – с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его «Я». Человек становится социальным существом. Она происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воздействия целенаправленного, в том числе педагогически организованного. Но в отличие от обучения и взросления социализация ускоренная невозможна. Проводники этого процесса – люди и институты (учреждения), именуемые агентами социализации. Выделяют первичную (сфера межличностных отношений) и вторичную (сферасоциальных отношений) социализацию. Соответственно этому выделяют и первичных (семья, сверстники, друзья, учителя, тренеры и т.д., которые оказывают непосредственное и действенное влияние на процесс социализации)и вторичных (представители администрации, СМИ и др., кто оказывает менее важное влияние) агентов социализации. Агенты первичной социализации оказывают на начальном этапе (первая половина жизни) большую помощь, второй – на продолженном (вторая половина жизни). Одно и то же понятие может выступать и агентом, и институтом социализации. Например, если о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом, если упоминают конкретно членов семьи – то это агенты.



Вверх