Балет марко спада в большом. Даниэль Обер. Холберг VS Нуреев

Реставрация балета Мазилье Пьером Лакоттом, который оставил тот же сюжет и музыку, но увеличил количество танцев.

Жозефа Мазилье, что в 1857 году поставил в Париже балет «Марко Спада», на самом деле звали Джулио Мазарини. Но и в середине XIX века было как-то странно существовать на сцене, будучи полным тезкой знаменитого кардинала (помните, у Дюма в «Двадцать лет спустя»?) из века XVII. Поэтому хореограф вовремя имя поменял — и избежал опасных шуточек. Мазилье был невысок ростом и не слишком силен как классический танцовщик — зато прославился как хороший актер, умеющий в бессловесном театре передать все изгибы сюжета пантомимой.

Хореографы, как известно, делятся на два типа: одни сочиняют главные роли как бы для себя, представляя себя любимого на сцене, другие — для некоего идеального танцовщика; Мазилье принадлежал к первому типу. Поэтому в «Марко Спада» главным героем стал не изящный джентльмен, а суровый разбойник, который не обязан изъясняться галантными па. и поэтому там было много пантомимы — в балете с удовольствием играли и «разговаривали» руками. «Спада» в XIX веке шел с успехом, но потом исчез из парижского репертуара — век был богат на шедевры, ими разбрасывались.

В 1981 году хореограф-реставратор , вернувший к жизни дюжину старинных балетов (в Большом идет его , в Музыкальном — ), решил воскресить «Спада» в Ла Скала — тем более что идеальный разбойник был у него под рукой: возглавить сценическую шайку захотел . Пантомимы стало меньше, а танцев значительно больше, причем они стали виртуозными — великий не любил просто ходить по сцене.

Теперь делает новую редакцию балета для Большого театра. Сюжет остается прежним: разбойник, его дочь, что не знает о занятиях отца, юный красавчик, в которого она влюбляется, подвиги неуловимых (и буйно пляшущих) бандитов и возвышенный финал, где папа приносит себя в жертву счастью дочери. Та же и музыка Даниэля Обера — певучая и удобная для танцев.

А вот количество собственно танцев обещает увеличить — теперь нас ожидают три акта балетных приключений.

Большой готов к очередной премьере сезона. Сегодня на исторической сцене главного театра страны станцуют историю благородного разбойника - балет «Марко Спада» на музыку Даниэля Обера. Постановщиком стал всемирно известный французский хореограф и реставратор забытых шедевров в области балетного искусства Пьер Лакотт. В новой редакции балета либретто и музыка остались прежними, а вот количество танцев увеличилось. На генеральной репетиции спектакля побывали корреспонденты .

Комедийно-романтичную историю разбойника Марко Спада Пьер Лакотт ставил на сценах Рима, Парижа, Монте-Карло. Теперь балет в афише Большого. В Парижской опере, партия была сделана специально на Рудольфа Нуриева. Здесь премьеру танцует Дэвид Холберг. Даже по меркам Большого, балет масштабен. Его репетируют четыре состава исполнителей.

Сергей Филин, вернувшись в театр после долгого лечения, сразу включился в репетиционный процесс. Худрук. сам когда-то танцевал в балете Лакотта «Дочь Фараона». Знает чего стоят его балеты. Настоящее испытание для артистов.

«Это очень трудная мелкая техника, очень много воздушных трюков, - поясняет Сергей Филин. - У мужчин и у женщин сложные партии. Много вариаций».

Вслед за «Дочерью фараона» Лакотт снова сделал роскошный спектакль. Сам хореограф, впервые за много дней, не в репетиционном, а в зрительном зале. Постановку «Марко Спада» считает прекрасной авантюрой, он делал не только хореографию, но и эскизы костюмов и декораций.

«Мне кажется, этот спектакль создан специально для этой труппы, которую я очень люблю, - говорит Пьер Лакотт. - Я добавил несколько танцев, новое па-де-де и новые вариации для главных героев. У Маркизы появились четыре подруги, а у Марко Спада - два друга».

С балетной труппой на сцене ученики московской академии хореографии и тридцать артистов миманса. Здесь не только много массовых сцен, но и пантомимы, за которой с улыбкой наблюдают даже главные исполнители.

«Смотрим на смешную пантомиму, перед глазами Нуриев, интересно, как наши ребята с этим справятся», - говорит прима-балерина балетной труппы Большого театра Ольга Смирнова.

Ольга Смирнова совсем недавно была Татьяной в балете Джона Кренко «Онегин», теперь партия маркизы Сампьетри. Минимум драматизма, максимум аристократизма.

Дэвид Холберг балеты Лакотта никогда не танцевал. Здесь пришлось не только примерить на себя плащ разбойника, но и освоить воровские повадки. Ведь его герой - грабитель.

«Для меня это был вызов, - признается Дэвид Холберг. - Надо было не только освоить мелкую технику танца, где весь акцент на стопы, но и передать характер, а он очень не простой: с одной стороны - аристократ, с другой - грабитель».

На идею «Марко Спада» работали все цеха. Пять смен декораций: пышные вуали, прозрачные тюли, горящие свечи, мраморные колонны, дворцы. Евгения Образцова в партии Анжелики - дочери Марко Спада.

Первоначально Пьер Лакотт сделал эту партию на свою жену, Гэлен Десмар, балерину, тонко чувствующую романтический стиль. Она специально приехала в Москву, чтобы увидеть, как примы Большого будут исполнять партию, в которой когда-то блистала. В которой нужен не только танцевальный, но и актерский дар перевоплощения.

«Героиня в начале аристократична, а в третьем акте видим ее разбойницей - резкая смена характера», - отмечает прима-балерина Большого театра Евгения Образцова.

В афише Большого уже есть один балет про разбойников - «Корсар». Но конкурентами с «Марко Спада» они вряд ли станут. Слишком разные сюжеты и сами герои. Им придется мирно ужиться на одной сцене - к тому же, Пьер Лакотт подписал эксклюзивный договор с театром, по которому «Марко Спада» будет идти только в Большом.

Новости культуры

Большой готов к очередной премьере сезона. Сегодня на исторической сцене главного театра страны станцуют историю благородного разбойника - балет «Марко Спада» на музыку Даниэля Обера. Постановщиком стал всемирно известный французский хореограф и реставратор забытых шедевров в области балетного искусства Пьер Лакотт. В новой редакции балета либретто и музыка остались прежними, а вот количество танцев увеличилось. На генеральной репетиции спектакля побывали корреспонденты .

Комедийно-романтичную историю разбойника Марко Спада Пьер Лакотт ставил на сценах Рима, Парижа, Монте-Карло. Теперь балет в афише Большого. В Парижской опере, партия была сделана специально на Рудольфа Нуриева. Здесь премьеру танцует Дэвид Холберг. Даже по меркам Большого, балет масштабен. Его репетируют четыре состава исполнителей.

Сергей Филин, вернувшись в театр после долгого лечения, сразу включился в репетиционный процесс. Худрук. сам когда-то танцевал в балете Лакотта «Дочь Фараона». Знает чего стоят его балеты. Настоящее испытание для артистов.

«Это очень трудная мелкая техника, очень много воздушных трюков, - поясняет Сергей Филин. - У мужчин и у женщин сложные партии. Много вариаций».

Вслед за «Дочерью фараона» Лакотт снова сделал роскошный спектакль. Сам хореограф, впервые за много дней, не в репетиционном, а в зрительном зале. Постановку «Марко Спада» считает прекрасной авантюрой, он делал не только хореографию, но и эскизы костюмов и декораций.

«Мне кажется, этот спектакль создан специально для этой труппы, которую я очень люблю, - говорит Пьер Лакотт. - Я добавил несколько танцев, новое па-де-де и новые вариации для главных героев. У Маркизы появились четыре подруги, а у Марко Спада - два друга».

С балетной труппой на сцене ученики московской академии хореографии и тридцать артистов миманса. Здесь не только много массовых сцен, но и пантомимы, за которой с улыбкой наблюдают даже главные исполнители.

«Смотрим на смешную пантомиму, перед глазами Нуриев, интересно, как наши ребята с этим справятся», - говорит прима-балерина балетной труппы Большого театра Ольга Смирнова.

Ольга Смирнова совсем недавно была Татьяной в балете Джона Кренко «Онегин», теперь партия маркизы Сампьетри. Минимум драматизма, максимум аристократизма.

Дэвид Холберг балеты Лакотта никогда не танцевал. Здесь пришлось не только примерить на себя плащ разбойника, но и освоить воровские повадки. Ведь его герой - грабитель.

«Для меня это был вызов, - признается Дэвид Холберг. - Надо было не только освоить мелкую технику танца, где весь акцент на стопы, но и передать характер, а он очень не простой: с одной стороны - аристократ, с другой - грабитель».

На идею «Марко Спада» работали все цеха. Пять смен декораций: пышные вуали, прозрачные тюли, горящие свечи, мраморные колонны, дворцы. Евгения Образцова в партии Анжелики - дочери Марко Спада.

Первоначально Пьер Лакотт сделал эту партию на свою жену, Гэлен Десмар, балерину, тонко чувствующую романтический стиль. Она специально приехала в Москву, чтобы увидеть, как примы Большого будут исполнять партию, в которой когда-то блистала. В которой нужен не только танцевальный, но и актерский дар перевоплощения.

«Героиня в начале аристократична, а в третьем акте видим ее разбойницей - резкая смена характера», - отмечает прима-балерина Большого театра Евгения Образцова.

В афише Большого уже есть один балет про разбойников - «Корсар». Но конкурентами с «Марко Спада» они вряд ли станут. Слишком разные сюжеты и сами герои. Им придется мирно ужиться на одной сцене - к тому же, Пьер Лакотт подписал эксклюзивный договор с театром, по которому «Марко Спада» будет идти только в Большом.

Новости культуры

МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости, Елена Чишковская. Премьера балета "Марко Спада" знаменитого французского хореографа Пьера Лакотта состоится на исторической сцене Большого театра в пятницу. Перед генеральной репетицией накануне худрук балета ГАБТа Сергей Филин, создатель спектакля и исполнители главных партий рассказали журналистам о том, что ждет зрителей.

По словам Филина, он давно мечтал увидеть балет "Марко Спада" на исторической сцене Большого. "Я счастлив, что это произошло, потому что у нас появляется еще один роскошный балет в самых лучших традициях классического танца. Это полнометражный трехактный спектакль с ярким сюжетом и пятью крупными партиями", — сказал худрук.

Он добавил, что в спектакле занят почти весь коллектив балета Большого театра, а также ученики Московской академии хореографии и более 30 артистов мимического ансамбля. Он отметил, что технически этот балет невероятно сложен, но артисты успешно справляются с поставленными задачами.

"Марко Спада" — из XIX века в XXI

Сам постановщик, известный во всем мире как автор реконструкций классических балетов, рассказал, что история "Марко Спада" восходит к 1857 году. Именно тогда Жозеф Мазилье поставил этот балет в Парижской опере с участием пяти выдающихся артистов того времени. "Никаких документов об этом спектакле не осталось, кроме изумительной партитуры Даниэля Обера, которая во многих смыслах меня соблазнила, — поведал хореограф. — В 1981 году Римская опера обратилась ко мне с идеей восстановить этот балет, созданный в свое время для пяти исключительных артистов. В моей постановке эта черта сохранилась: заглавную партию исполнял Рудольф Нуреев, партию Анжелы танцевала Гилен Тесмар".

В этом спектакле Лакотт создал не только хореографию, но и великолепные декорации и костюмы, которые также были воссозданы в мастерских Большого театра. Хореограф отметил, что балет оказался очень органичен для российской труппы. "Мне кажется, что этот спектакль будто бы специально создан для Большого театра, — признался Лакотт. — И теперь этот спектакль будет принадлежать ему — я подписал эксклюзивный договор, что балет будет идти только на этой сцене".

Холберг VS Нуреев

Главные партии в балете "Марко Спада" исполнят лучшие танцовщики и балерины Большого театра. В первом составе на сцену выйдут Дэвид Холберг, Евгения Образцова, Ольга Смирнова, Семен Чудин, Игорь Цвирко.

По словам самих исполнителей, тот факт, что в прежних постановках партии исполняли легендарные солисты, усложнял работу над и без того сложнейшим хореографическим текстом. Роль Анжелы была поставлена для Гилен Тесмар — выдающейся балерины, супруги и музы Лакотта, рассказала Образцова. "У нее очень яркая индивидуальность, и поэтому все то, что было поставлено для нее, отличается особым шармом и изыском. В том числе и эта роль, в которой героиня предстает и в образе аристократки, и в образе дерзкой разбойницы. Здесь очень важно было раскрыться как технически, так и актерски", — сказала Образцова.

Дэвиду Холбергу придется конкурировать с Рудольфом Нуреевым, чье исполнение партии Марко Спада сохранилось в записи. Холберг признался, что, конечно же, видел эту запись, однако копировать знаменитого танцовщика не будет.

"Зная и видя, как он делает эту роль, я попытаюсь сделать своего героя. В целом же эта роль — своеобразный вызов. Люди привыкли видеть меня в роли принцев, а здесь я перехожу привычные для себя границы. И мне это очень нравится, что есть возможность сделать такую интересную, полную жизни, совершенно неожиданную для меня роль", — отметил Холберг.

Премьерные спектакли балета "Марко Спада" пройдут на исторической сцене Большого театра с 8 по 10 и с 12 по 16 ноября.

Действие I

Картина 1
Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2
Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III

Картина 1
Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2
В окружении своих подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела - не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.

Распечатать



Вверх