Асклепий (Эскулап) - Мифы Древней Греции. Мифы древней греции в искусстве

Кафедра: организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права.


На тему: " Асклепий - бог врачебного искусства Древней Греции"


Выполнила:

Студентка I курса 14 группы

Боеску Татьяна

Проверила:

Слёзкина Светлана Борисовна


Саратов 2012

Всяких целителя болей, Асфклепия петь начинаю.

Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной, Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,- Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.

Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.

Гомер, гимн к Асклепию

Асклепий (др. - греч. ?????????, "вскрывающий") - в древнегреческой мифологии - бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью - в одной из версий нимфа или героиня Коронида, в другой - Арсиноя. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий - сын Корониды, дочери Флегия.

Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону. Либо его выхватил из огня Гермес. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей.

Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию.

Больных готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили в жертву животных. При раскопках нашли множество табличек с такими, например, надписями:

"Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, иша помоши у бога; проходя по святилишу, она насмехалась над рассказами об исцелениях. Ей казалось неверным, невероятным и невозможным, что хромые и слепые могли исиелиться при помоши одних только сновидений. Однако, и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обешал исцелить её, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об её глупости. После такой речи бог вынул её больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой".

"Человек с язвой в животе. Во сне он увидел лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым. Пол в святилище, однако, оказался залитым кровью".

Толкованию снов придавали большое значение. Священный сон был одним из видов лечения в храмах Асклепия, Больные засыпали прямо на полу, на шкурах принесенных в жертву животных. Во сне им должен был явиться Асклепий и дать советы о том, как лечить болезнь. Вероятно, жрецы-врачеватели делали операции в храме, усыпляя больных с помощью гипноза и успокоительных средств. В большом количестве водились в храме священные змеи - "асклепиевы ужи", олицетворяющие образ бога-врачевателя. Во время раскопок в храмах Асклепия находят множество изображений исцеленных частей тела и внутренних органов, сделанных из мрамора, золота, серебра, слоновой кости, глины, дерева и других материалов. Их приносили в храм в благодарность за лечение.

Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.

Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека. О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие "истинной" музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. Вот фрагменты трактата "Весны и осени Лю Бувэя" ("Люйчиш чунь-цзю", IIIв. до н.э.): "Совершенная, законченная музыка-ритуал имеет применение: с ее помощью усмиряют пристрастия. Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию". Отсутствие равновесия и гармонии характерно для музыки, полной диссонансов. Она противопоставляется "музыке-ритуалу": "Музыка смутных времен. Когда барабаны и литавры гремят как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям - цив сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах - сумятица, все тело - в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение. "

Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке великого певца Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора и Гиппократа, для усмирения боли и гнева. Древнее искусство врачевания с помощью музыки находит продолжение и развитие в современной медицине.

В браке с Эпионой у Асклепия были дочери: Гигиея - богиня здоровья (откуда "гигиена"), Панакея - покровительница лекарственного лечения (откуда "панацея"), Иасо - богиня исцеления - и, Огле - а она почему-то богиня роскоши, и сыновья Телесфор - бог выздоровления и практикующие Махаон-хирург и Подалирий-терапевт, изобретатель кровопускания. Двое последних участвовали в Троянской войне.

Аргонавт. По версии, был аргонавтом и вернул зрение Финею.

Согласно речи Котты, было три Асклепия:

Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрёл медицинский зонд и начал бинтовать раны.

Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.

Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.

Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое лекарство - кровь Медузы-Горгоны: кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой - губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным просьбам и оживил Асклепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать мертвых. Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами, также воскресил Ипполита. Воскресил некоего мёртвого за плату.

Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай), который был убит Зевсом у гипербореев. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.

Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.

В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др.

За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины. В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священная змея культивировалась в египетских храмах.

Египетская богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это же согласуется с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость.

За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя "старость" вместе с кожей.

Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: "Будьте мудры аки змии" и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав.

По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания.

Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен.

На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений "асклепейонов" для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения.

Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций - Испании, Галин, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

Асклепий имел семерых детей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В "Илиаде" Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом:

стоит многих людей один врачеватель искусный.

вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.

Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия - терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века.

Гигиея была богиней здоровья (от нее название "гигиена"), Панацея - покровительницей лекарственного лечения, Иазо - богиней исцеления и Огле - богиней роскоши.

Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает "приводящий к благому концу").

Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы и представление о передаче божественных функций детям богов - героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом, его культ был введен в Риме в начале III в. до н.э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Величайшие скульпторы Греции изваяли множество его статуй из золота, бронзы и слоновой кости. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джордже - редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.

асклепий древнегреческая мифология врачевание

Список литературы


1.Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1.С. 192-193

2.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161

.Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М. - У.

.Павсаний. Описание Эллады II 26, 7

.Павсаний. Описание Эллады II 26, 6

.Пиндар. Немейские песни III 54

.Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2

.Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)

.Тацит. Анналы XII 61


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Асклепий (у римлян — Эскулап ) в античной мифологии: бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, дочери царя лапифов Флегия (по другой версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которая была убита Аполлоном за измену. Когда тело Корониды сжигали в Эпидавре на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца. Так, путем «кесарева сечения» («кесарево», то есть царское, предполагают, что этим же способом родился и Юлий Цезарь в 102 году до н.э., с чем также связывают название этой операции) родился Асклепий.

Некоторые данные говорят о том, что «великий и беспорочный врач» Древней Греции Асклепий был реальной исторической личностью, впоследствии обожествленной.

Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Мисии с храмом Асклепия, выбитой в 138 годун э по приказу жены императора Адриана Сабины. В память Корониды названа деревня близ Эпидавра.

О рождении Асклепия существует несколько версий. По одной из них Коронида родила и оставила маленького Асклепия в тайне от своего отца на склонах юры Тицион. Голодного ребенка накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, оберегала его до тех пор, пока Асклепия не нашел пастух Арестан. На бронзовой монете Эпидавра периода Антонина Пия (138-161) нашла отражение сцена встречи пастуха с Асклепием, которого кормит коза. Та же сцена — на одном из монументов Эпидавра, просуществовавшем до эпохи Средневековья. Вокруг головы Асклепия-младенца обычно божественный нимб.

По другой легенде, Аполлон принес его на воспитание мудрому и ученому кентавру (получеловек, полулошадь) Хирону, который воспитал его на склонах горы Пелиона. Изображение Хирона помещено на медной греческой монете второго столетия н.э. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что даже сумел превзойти своего учителя. Он познал силу корней леса и соков трав, полей и лугов. И не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни, чем прогневал властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса (своего деда), нарушив установленный им порядок на Земле Разгневанный Зевс своей молнией поразил Асклепия.

Асклепий не только возвращал людям молодость с помощью крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, но и жизнь. В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила,убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины.

Культ Асклепия

Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии — афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен.

На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений «асклепейонов» для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения.

Посох Асклепия

Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священных змей содержали в египетских храмах. Богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это согласуется и с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость. За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс — верховный бог греков — подарил людям чудесное омолаживающее средство. Вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе с кожей. Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: «Будьте мудры, аки змии» и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав.

По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи как олицетворения всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания.

Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций — Испании, Галии, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

Дети Асклепия

Асклепий имел семерых детей — Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом:

  • ...стоит многих людей один врачеватель искусный.
  • ...вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.

Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия — терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века.

Гигиея была богиней здоровья (от нее название «гигиена»), Панацея — покровительницей лекарственного лечения, Иазо — богиней исцеления и Огле — богиней роскоши. Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает «приводящий к благому концу»).

Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

Врачей называли асклепиадами, то есть наследниками Асклепия, что сохранилось в определенной степени до наших времен в шутливом прозвище «эскупап».

Источники информации:

  • tonnel.ru — биография Асклепия;
  • scribd.com — Шойфет М.С. 100 великих врачей;
  • apteka.uz — Асклепий: биография;
  • mithology.ru — Асклепий — всемогущий врач.

Асклепий (у римлян - Эскулап ) в древней мифологии: бог врачевания, отпрыск Аполлона и нимфы Корониды, дочери царя лапифов Флегия (по иной версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которая была убита Аполлоном за измену. Когда тело Корониды сжигали в Эпидавре на погребальном костре, Аполлон вытащил из ее чрева малыша. Так, методом «кесарева сечения» («кесарево», другими словами царское, подразумевают, что тем же методом родился и Юлий Цезарь в 102 году до н.э., с чем также связывают заглавие этой операции) родился Асклепий.

Некие данные говорят о том, что «великий и беспорочный врач» Древней Греции Асклепий был реальной исторической личностью, потом обожествленной.

Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Мисии с храмом Асклепия, выбитой в 138 годун э по приказу супруги правителя Адриана Сабины. В память Корониды названа деревня близ Эпидавра.

О рождении Асклепия существует немного версий. По какой-то из них Коронида родила и оставила малеханького Асклепия в тайне от собственного отца на склонах юры Тицион. Голодного малыша накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, берегла его до того времени, пока Асклепия не отыскал пастух Арестан. На бронзовой монете Эпидавра периода Антонина Пия (138-161) отыскала отражение сцена встречи пастуха с Асклепием, которого кормит коза. Та же сцена - на одном из монументов Эпидавра, просуществовавшем до эры Средневековья. Вокруг головы Асклепия-младенца обычно божественный ореол.

По иной легенде, Аполлон принес его на воспитание мудрейшему и ученому кентавру (получеловек, полулошадь) Хирону, который воспитал его на склонах горы Пелиона. Изображение Хирона помещено на медной греческой монете второго столетия н.э. Под его управлением Асклепий стал подобным качественным доктором, что даже смог затмить собственного учителя. Он узнал силу корней леса и соков травок, полей и лугов. И не только лишь лечил заболевания, однако даже возвращал погибших к жизни, чем прогневал властителя королевства мертвых Аида и громовержца Зевса (собственного деда), нарушив установленный им порядок на Земле Разъяренный Зевс собственной молнией поразил Асклепия.

Асклепий не только лишь возвращал людям юность при помощи крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, да и жизнь. В одном из греческих легенд рассказывается, как в один прекрасный момент Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтоб оживить его мертвого отпрыска Главка. На собственном посохе он увидел змею и убил ее. Однако появилась другая змея с лечебной травкой во рту и оживила,убитую. Асклепий пользовался этой же травкой, и погибший Главк воскрес. Опыт очень понадобился Асклепию, и многих людей освободил он от хвори. Асклепий оживил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг либо за что-то другое, непонятно, однако змея принята символом медицины.

Культ Асклепия

Люди обожествили качественного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь огромное количество святилищ, и посреди их известное святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был отдельно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздничек в честь Асклепия, справлявшийся в 4-ый день Елевсинских мистерий.

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском полуострове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отчаливал по греческому эталону, жрецами были в основном греки. Это было приметным новаторством в римской религиозной жизни, и храм стал очень популярен.

На полуострове Кос находилось известное святилище Асклепия, именитые докторы острова Кос числились потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит заглавие греческих специально оборудованных целительных помещений «асклепейонов» для приема и стационарного содержания нездоровых, создаваемых при храме Асклепия. На монетах тех пор есть возможность было видеть эти помещения.

Посох Асклепия

Обязательным атрибутом Асклепия была змея (либо даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной древесной палки с сучками. В ранешний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, к примеру, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

В глубочайшей древности змея была эмблемой египетского бога Тота, патрона докторов. Священных змей содержали в египетских храмах. Богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими нескончаемую жизнь. Это согласуется и с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог докторов Нингишзида имел собственной символом 2-ух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, длительность жизни, мудрость. За тыщу лет до нашей эпохи греки стали почитать культ змеи. Змея у их также символизировала мудрость науки и зания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям расчудесное омолаживающее средство. Заместо того, чтоб самим нести этот неоценимый дар, люди возложили его на ишака, а он дал его змее. С того времени люди несут тяжелое бремя старости, а змеи услаждаются нескончаемой молодостью. Понятно, что змеи живут длительно и раз в год меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о неизменной юности змеи, сбрасывающей с себя «старость» совместно с кожей. Древнейшие поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех познаний, высшей мудрости: «Будьте мудры, аки змии» и т.п. У неких народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших лечебные характеристики многих травок.

По данным многих ученых, совсем оформленный культ змеи как олицетворения всеведения, врачевания и мед познаний в Европе есть возможность отметить в Фессалии. Посреди носителей познаний вообщем в необыкновенную группу ранее других выделялись лекари, потому что в их ежедневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их символом и осталась змея, сначало бывшая символом недифференцированного познания.

Изображения Асклепия обычно в виде человека зрелого возраста (схожего на Зевса), также разных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Старого Рима, также правителя Постума (258-268), правителя отделившихся провинций - Испании, Галии, Британии, где известный исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

Дети Асклепия

Асклепий имел семерых малышей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высочайшим авторитетом:

  • ...стоит многих людей один врачеватель качественный.
  • ...вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.
  • Поздняя древняя традиция считала Махаона доктором, а Подалирия - терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, ворачиваясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Тут он вызнал, что дочь местного царя свалилась с крыши и лежит некоторое количество дней в отсутствие сознания. Он сделал ей кровопускание, нездоровая оживилась, и признательный отец дал ее в супруги находчивому доктору. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры пропадает в глубине веков. К несчастью, оно станет главным терапевтическим приемом прямо до середины XIX века.

    Гигиея была богиней здоровья (от нее заглавие «гигиена»), Панацея - покровительницей фармацевтического исцеления, Иазо - богиней исцеления и Огле - богиней роскоши. Телесфор числился гением выздоровления (имя в переводе значит «приводящий к благому концу»).

    Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

    Докторов называли асклепиадами, другими словами наследниками Асклепия, что сохранилось в определенной степени до наших времен в шутливом прозвище «эскупап».

    Первоисточники:

  • tonnel.ru - биография Асклепия;
  • scribd.com - Шойфет М.С. 100 величавых докторов;
  • apteka.uz - Асклепий: биография;
  • mithology.ru - Асклепий - всевластный доктор.
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Гиппократа (древнегреческого доктора)?
  • Кто такие боги Олимпа?
  • Кто такая Афродита?
  • Кто таковой Посейдон?
  • Кто таковой Нептун?
  • Кто таковой Гермес?
  • Кто такие музы?
  • Кто такие сирены?
  • Кто таковой Минотавр?
  • Кто таковой Авгий?
  • Асклепий (Эскулап) / Древнегреческий миф для детей, читать онлайн Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми...

    017. Асклепий (Эскулап) / Древнегреческий миф

    Асклепий (Эскулап) / Древнегреческий миф для детей, читать онлайн

    Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий - бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

    По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон - покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

    Врачевания был Асклепий. Обстоятельства его жизни известны благодаря многочисленным мифологическим источникам. В период расцвета античной Греции в стране существовало около 300 храмов Асклепия, где жрецы лечили своих соотечественников с помощью магических и эмпирических приемов.

    Сын Аполлона

    Существует несколько теорий о происхождении Асклепия. Согласно самой распространенной из них, бог врачевания был сыном Аполлона и нимфы Корониды. Другие источники называют матерью Арсиною, дочь Левкиппа. Нимфа Коронида была возлюбленной Аполлона, но, будучи беременной от бога, изменила ему со смертным человеком Исхием. На Олимпе решили покарать обоих. Исхия испепелило молнией. Изменщицу Корониду Аполлон поразил одной из своих солнечных стрел. Затем он сжег нимфу, предварительно выхватив из чрева младенца. Это и был бог врачевания Асклепий.

    Аполлон отдал мальчика на воспитание кентавру Хирону. Он сильно отличался от большинства своих сородичей. Почти все кентавры были известны своим пьянством, буйством и нелюбовью к людям. Хирон же славился своей добротой и мудростью. Когда к нему на воспитание попал врачевания, кентавр жил на Пелионе - горе на юго-востоке Фессалии.

    Обучение у Хирона

    Хотя Асклепий известен как бог врачевания в Древней Греции, при рождении он не обладал никакими сверхспособностями. Его патрон Хирон начал обучать мальчика медицине, и вскоре тот добился удивительных успехов. В какой-то момент Асклепий в своем мастерстве даже превзошел мудрого кентавра. Он стал путешествовать по Греции и лечить людей, а жителей острова Кос даже обучил некоторым своим секретам (об этом в «Анналах» упоминает Тацит).

    Асклепию поддавались и смертельные заболевания. Оттачивая свое искусство, Асклепий (бог врачевания в Древней Греции) научился воскрешать людей. Благодаря его помощи обычные жители Эллады обрели бессмертие. Секрет уникальной способности Асклепия заключался в крови Горгоны. Лекарь получил ее от богини войны Афины. Ферекид (один из самых почитаемых древнегреческих семи мудрецов) в своих трудах упоминал, что Асклепий воскресил всех жителей Дельф, где располагался храм его отца Аполлона.

    Гибель

    Когда Асклепий - бог врачевания у греков - начал массово воскрешать смертных, его ритуалы вызвали негодование у остальных богов. Живший на краю света Танатос, ставший для эллинов олицетворением смерти, отправился с жалобой на происходящее к главному олимпийцу Зевсу. Воскрешения нарушали мировой порядок. Получив бессмертие, обычные люди перестали отличаться от богов. Такой поворот событий не нравился большинству олимпийцев. Боги жаждали кары.

    После некоторых раздумий Зевс решил наказать Асклепия. Древний бог врачевания был поражен молнией громовержца. Аполлон, узнав о гибели сына, пришел в ярость. Он не мог отомстить могущественному Зевсу и вместо этого атаковал циклопов, выковавших для того молнии. В результате все эти одноглазые существа были перебиты.

    До сего момента Асклепий все еще считался смертным. Погибнув от молнии Зевса, он попал к духам судьбы мойрам. Именно они определяли момент рождения и смерти каждого человека. После гибели Асклепия они решили вернуть его к жизни. Так воскрешенный сын Аполлона стал богом. Позже общие биографические черты унаследовал римский аналог Асклепия - древнеримский бог врачевания Эскулапий.

    Посох Асклепия

    В любой мифологии боги-покровители врачевания обладают собственными легко узнаваемыми символами. У Асклепия таким знаком стал его посох, обвитый змеей. От древних греков этот образ перешел к римлянам, а затем распространился на большую часть человеческой цивилизации. Сегодня посох Асклепия - международный

    Его история связана с одним из мифов о боге врачевания. Согласно легенде, Асклепий прибыл на Крит, чтобы воскресить сына знаменитого царя Миноса. Идя по дороге, он наткнулся на змею. Животное обвило посох, и Асклепий, не медля ни секунды, убил его. Тут же появилась вторая змея с травой во рту, с помощью которой она чудесным образом воскресила первую. Удивленный Асклепийи стал искать чудодейственное лекарство и через некоторое время нашел его. С тех пор бог врачевания у древних греков всегда имел под рукой снадобье, изготовленное из критской травы. Посох Асклепия традиционно изображается в виде обвитой змеей деревянной палки.

    В современной медицине влияние эллинской мифологии отразилось не только в виде графических символов. Значительная часть врачебных терминов имеет корни, относящиеся к древнегреческому прошлому. Истоки традиционных врачебных приемов впервые появились в литературе, написанной именно на этом античном языке. Еще важнее для современной международной медицины латынь, однако большей частью своих знаний римляне были обязаны как раз грекам.

    Культ

    Как и любой другой древнегреческий культ, культ Асклепия был особенно популярен в определенном регионе страны. С наибольшим рвением это божество почитали в Эпидавре - городе, расположенном на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Сегодня на его месте остались лишь руины древнего театра и, что особенно важно, храмов Асклепия. Там же находились бассейны с целительными термальными водами. Они скрывались в подземелье храма, построенного в V веке до н. э. знаменитым архитектором Поликлетом Младшим. Святилища Асклепия чаще всего строились на месте минеральных источников и отличавшихся целебным воздухом кипарисовых рощ. На раскопках в Эпидавре были обнаружены руины колонн, на стелах которых были высечены описания счастливых случаев исцеления больных. Кроме того, святилище оказалось наполнено редкими артефактами - сделанными из золота, серебра и мрамора изображениями вылеченных частей тела (рук, ног, сердец, глаз и ушей). Они доставались храму в качестве платы за услуги.

    Святилища Асклепия существовали согласно своду сакральных правил. К примеру, в них нельзя было умирать. Из-за этого неизлечимо больных (даже прибывших с другого конца страны) в храм не пускали. Не имели права войти внутрь и роженицы. Жрецы Асклепия руководились жесткими принципами. Для них лечение было не медицинской услугой, а, скорее, правила которого сложились согласно строго оговоренному каноническому обряду. В частности, правила предписывали исключать из святилища все, что связано с рождением и смертью. Другая важная особенность храма Асклепия - соблюдение кристальной чистоты. Каждый новоприбывший должен был в первую очередь помыться в источнике.

    Первые святилища в честь Асклепия, асклепейдоны, появились в Греции в VI-IV вв. до н. э. Помимо Эпидавра и Коса, центром медицины была еще и фессалийская Трикка. Всего в источниках античных авторов историки обнаружили свидетельства о более чем 300 святилищах Асклепия, разбросанных по всей Древней Греции. По сравнению с современными медицинскими учреждениями, они были скорее лечебными санаториями, а не больницами. В храмах сочетались как магические, так и светские приемы лечения. В древнегреческой медицине эти две школы не противопоставлялись друг другу. Например, если в храм Асклепия попадал особенно тяжелый больной, жрецы могли проконсультироваться со своими светскими коллегами, не работавшими в святилищах.

    Жрецы

    Античный бог медицины и врачевания имел собственных жрецов, принимавших пациентов-соотечественников. За исцелением к ним люди прибывали со всех концов Эллады. Здоровье у древних греков ассоциировалось со спортом, поэтом все тот же Эпидавр славился своим стадионом, гимнасием и соревнованиями, посвященными Асклепию. Там же находились храмы его дочери Гигиеи, Афродиты, Артемиды и Фемиды. Обряды лечения сопровождались жертвоприношениями животных (чаще всего петухов), поэтому обязательным атрибутом любого святилища был крупный жертвенник.

    Бог врачевания обзавелся своим культом приблизительно в VII веке до н. э. Историки считают, что у этого мифологического персонажа был реально существовавший прообраз - ставший легендарным во время Троянской войны врач с точно таким же именем - Асклепий. Более того, он являлся еще и царем Фессалии, а также создателем собственной семейной врачебной школы.

    Древнегреческое медицинское образование имело некоторые общие черты с современным. Археологами и историками доказано, что настоящие врачебные школы имели место в Пергаме и на Косе. На службу в храм допускались давшие священную клятву и приобщившиеся к сообществу асклепиадов. Впервые этот термин появился в древнегреческой литературе в VI веке до н. э.

    Древнегреческая медицина

    Врачевание в храмах сочетало магические и эмпирические приемы. Самыми распространенными средствами лечения стали лекарства, водные источники и гимнастические упражнения. Обряд священного врачевания каждый раз заканчивался ритуалом инкубации, проводившимся в длинной галерее вдоль стен храма, куда попасть можно было только со специального разрешения. Жрецы с помощью наркотических веществ и приемов гипноза вводили больных в состояние искусственного сна. Ритуал был знаменит театральными представлениями (явлением священных змей или даже самого бога).

    В 430 году до н. э. Грецию поразила страшная чума, унесшая тысячи жизней. Традиционная медицина оказалась бессильной перед эпидемией, поэтому население стало все больше уделять внимание всевозможным магическим практикам. Тогда же священная змея Асклепия была перенесена из Эпидавра в Афины, где в Акрополе построили новый храм. Культ бога врачевания засиял с небывалой силой. Религиозные ритуалы приносили жрецам Асклепия колоссальные доходы. Античные храмы этого бога отличались выдающимся богатством своего убранства.

    Любопытно, что далеко не все греки относились к инкубации и выдумкам жрецов с религиозным пиететом. В известной комедии «Плутос» (388 год до н. э.) автор Аристофан повествует о многочисленных горьких разочарованиях в эффективности ритуала магического сна.

    Место Асклепия в древнегреческом пантеоне

    Мифологический образ Асклепия со всеми его характерными атрибутами имеет определенные корни. Бог врачевания Греции часто ассоциировался с хтонической змеей-целительницей. Во всем древнем мире это животное почиталось как символ обновления, мудрости и могущества природных сил.

    Другая сторона образа Асклепия - его принадлежность к поколению детей богов (героев), посягнувших на установление нового миропорядка. Целитель научился воскрешать мертвых, тем самым нарушив мировой баланс. Правила, установленные олимпийцами, оказались под угрозой, и именно за это Асклепий и поплатился. Бог врачевания своей судьбой напоминает других героев, бунтовавших против своих всесильных родителей.

    У каждого бога древнегреческого пантеона было свое «хозяйство». Хотя с врачеванием ассоциируется именно Асклепий, некоторые его функции характерны и для других олимпийцев. Сестра Аполлона Артемида была не только владычицей зверей и покровительницей охоты, она почиталась еще и как защитница рожениц, детей и женского целомудрия. Супруга Зевса Гера заботилась о браке и хорошем самочувствии семьи. Приблизительно с этим же связана Гестия - богиня домашнего очага, счастья и здоровья. Нельзя не вспомнить и о Гипносе. Этот бог, живший на краю света, следил за полноценным и здоровым сном людей.

    Семья и потомки

    По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос Меропса. В античную эпоху это место превратилось в один из важнейших центров античной медицины.

    У Асклепия было несколько детей, также ставших известными персонажами древнегреческих мифов. Бог врачевания являлся отцом Махаона - знаменитого врача и хирурга. Считается, что он даже участвовал в Троянской войне и привел за собой 20 кораблей. Махаон не только сражался на стороне греков (ахейцев), но и лечил раненых. Хирург помог знаменитому лучнику Филоктету, укушенному ядовитой змеей. Рана была ужасной, из ноги сочился гной. Осаждавшие Трою тем временем все никак не могли взять город. Они крайне нуждались в своем лучшем стрелке. Тогда греков выручили боги. Аполлон погрузил Троянский берег в магический сон, а его внук Махаон прооперировал Филоктета. Позже выздоровевший лучник убил Париса и в компании своих товарищей спрятался в Троянском коне, с помощью которого ахейцы все-таки захватили неприступный город. С подачи биолога Карла Линнея распространенное семейство бабочек получило название Махаон именно в честь сына Асклепия.

    Старшая дочь бога врачевания Гигиея - богиня здоровья. Греки изображали ее в виде молодой женщины, кормящей из чаши змею. По имени Гигиеи названа научная дисциплина гигиена. Кроме того, символы чаши и змеи стали международными атрибутами медицины и фармации. Сосуд Гигиеи можно встретить в любой аптеке и больнице. Как и древнегреческий бог врачевания, он связан со змеей - традиционным хтоническим существом древнегреческой мифологии. Сосуд Гигиеи вновь стал известен европейцам в конце XVIII века, когда этот символ выгравировали на памятной монете, заказчиком которой было Парижское общество фармации.

    Следующая дочь Асклепия - Панакея, ставшая олицетворением исцеления. По ее имени названа панацея - легендарное лекарство от любых болезней. Интерес к чудодействующему снадобью вновь возрос в Средние века. Европейские алхимики той эпохи пользовались античными источниками, пытаясь синтезировать эту неведомую вакцину. Панацею так никто и не нашел, но фразеологизм сохранился. Другие менее известные дочери Асклепия - Иасо, Аглея, Медитрина и Акесо. Все они обучались искусству врачевания у своего мудрого отца.

    Бог врачевания в древнегреческой мифологии считался далеким предком многих знаменитых античных врачей, существование которых подтверждено документально. Потомком Асклепия был Гиппократ (он родился на Косе в 460 году до н. э.) и даже Аристотель (его отец работал придворным лекарем у македонского царя).

    Эскулапий

    В 293 году до н. э. в Риме вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди гибли сотнями, а власти города ничего не могли поделать со страшной природной напастью. Тогда римские мудрецы посоветовали построить на берегах Тибра святилище древнегреческого бога врачевания Асклепия.

    В Эпидавр отправилось пышное посольство. Римлянам удалось найти общий язык со жрецами древнего божества. Когда гости возвращались на свой корабль, за ними последовала священная храмовая змея - символ и олицетворение Асклепия. Животное поселили на расположенном в черте Рима небольшом Тибрском острове (Тиберине). В 291 году до н. э. на этом клочке земли построили и освятили храм Асклепия. Бог врачевания в римской мифологии получил имя Эскулапа. Первое время его жрецами в Риме были эллины. Как и многие другие боги пантеона Вечного города, Эскулап позаимствовал множество черт у своего греческого предшественника. К примеру, в жертву ему точно так же приносили петухов. Бог врачевания у римлян пользовался особенной популярностью в народе. Его культ исчез одним из последних после принятия Римской империей христианства.



    Вверх