Анализ рассказа Коловерть (Шолохов М. А.). Шолохов, "Судьба человека": анализ произведения

В 1956 г. было написано произведение "Судьба человека". Шолохов, краткое содержание истории, которую он услышал во время Великой Отечественной войны, уместил в рассказе. Хотя по своему значению эта тема достойна даже повести. Михаил Александрович стал первым писателем, кто затронул проблему солдат, попавших в плен к немецким оккупантам. Это рассказ о безграничном человеческом горе, утратах и наряду с этим вере в саму жизнь и людей.

Начало произведения и его главные персонажи

Как строится повествование рассказа, который написал Михаил Шолохов "Судьба человека"? Анализ его показывает, что данное произведение представлено в виде исповеди. Главный персонаж - личность довольно незаурядная. Андрей Соколов - обычный труженик, работающий до войны в колхозе. Вместе со своей семьей он живет просто и размеренно, как и миллионы других семей. Но напали немцы, и все словно переворачивается.

Андрей в числе других идет защищать свою Родину. Рассказ "Судьба человека" не представляет главного персонажа в виде какой-то героической личности. И тем не менее автор на примере одного человека показывает судьбу всего российского народа. Он преклоняется перед его мужеством, выдержкой и силой воли. Ведь, пережив такую трагедию, каждый нашел в себе силы жить дальше.

Малограмотный человек или настоящий рабочий

Рассказ Шолохова "Судьба человека" раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о "большой черствой руке". Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.

Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей - обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.

События, произошедшие с персонажем во время войны

Ученики, которые пишут сочинение на тему "Судьба человека", обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения. Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен. Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов ("Судьба человека"). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.

Здесь присутствует солдатское единомыслие и братство, предательство и трусость. В плену Андрей Соколов совершает убийство, первое в своей жизни. Он убил пленного солдата, который хотел выдать фашистам своего командира. Затем Соколов встречает доктора. Он такой же пленный, как и остальные, но проявляет безграничное гуманное отношение к своим товарищам.

Основные качества характера главного персонажа

На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена. Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной. Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.

Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину. А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя. Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его - чище и мужественнее.

Как Андрей спас себе жизнь

Есть еще один эпизод, который необходимо отметить в произведении "Судьба человека". Краткое описание его позволит читателю самостоятельно судить о характере Соколова. Однажды за неосторожно брошенную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства, Андрея вызвали к коменданту. Звали его Мюллер. Перед тем как расстрелять Соколова, он предложил ему выпить стакан водки за победу германской армии и поесть. Но Андрей отказался.

Тогда комендант вторично поставил перед ним стакан водки и сказал выпить за свою смерть. Солдат выпил один, затем не закусывая второй. И хотя он уже едва держался на ногах, осилил и третий стакан, отломив потом маленький кусочек хлеба, чтобы закусить. Комендант с уважением отнесся к Соколову. Он ведь прекрасно понимал, насколько ужасным было питание в концлагерях.

Многие за кусок хлеба убивали друг друга. А тут такое мужество, тем более перед лицом смерти. До последнего хотел Андрей оставаться настоящим мужчиной и показать немецким оккупантам, что не весь российский народ можно сломать. Оценив такое поведение плененного солдата, Мюллер не стал расстреливать его. Более того, дал ему буханку хлеба и ломоть сала, отправив в казарму. Вернувшись в барак, Андрей разделил все между товарищами.

Побег из плена, или Новые удары судьбы

Далее рассказ "Судьба человека" повествует о том, как Андрей Соколов попал к одному немцу водителем, и как бы хорошо тот ни относился к нему, одна и та же мысль преследовала солдата. Бежать к своим. Дальше сражаться за Родину. Наконец, представился случай - и Андрею удается перехитрить фашистов. Оказавшись среди своих, он первым делом отправляет письмо жене, чтобы оповестить родных, что с ним все хорошо, жив и здоров.

И здесь этого мужественного человека ждет очередной удар судьбы. Его жена и дочери погибли, когда немецкие оккупанты совершали авиационный налет. Безгранично тяжело переживает Соколов эту потерю, но, взяв себя в руки в очередной раз, он продолжает жить. Сражаться и побеждать. Тем более есть еще сын, есть

очередного испытания

Судьба как будто окончательно хочет испытать Андрея Соколова на прочность, предоставив ему короткий миг общения с сыном. В последние дни войны его ждет последний сокрушительный удар. Сына убили. И единственное, что остается главному герою - это попрощаться с телом мертвого ребенка, последнего своего родного человека, и похоронить его на чужой земле.

Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.

Подарок судьбы - сирота Ванюшка

Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.

Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.

Последние страницы известного произведения

Если писать сочинение на тему "Судьба человека", то нельзя будет описать какие-то особенные подвиги, которые совершал главный герой во время Второй мировой войны. Он несколько раз был ранен, да и то легко. Но те эпизоды из жизни Андрея Соколова, которые описывает автор, те, что достаточно ярко демонстрируют его мужественный характер, силу воли, человеческую гордость, чувство собственного достоинства и любовь к Родине, разве не являются своеобразным подвигом?

Не потерять себя в этой жестокой войне, не разучиться любить, не потерять желание жить. Вот настоящий подвиг человека, который хотел описать Михаил Шолохов, рассказывая о судьбе своего главного персонажа Андрея Соколова.

1. Введение . К одним из крупнейших произведений не только отечественной, но и мировой литературы относится роман М. А. Шолохова " ".

Масштабность романа позволяет обоснованно отнести его к настоящей эпопее, посвященной казачеству. Несмотря на жесткие рамки советской цензуры Шолохов правдиво и искренне сумел показать жизнь казаков в переломный момент русской истории.

2. История создания. Замысел написать большой роман о казачестве возник у Шолохова в середине 20-х гг. С этой целью он приехал на Дон. Первоначально произведение носило название "Донщина". Писатель стремился показать казачество в революции. Постепенно эта работа увлекла Шолохова. У него появилось желание развернуть эпическую картину, охватывающую несколько лет.

С 1926 г. он уже целенаправленно работает над масштабным произведением, получившим название "Тихий Дон". Шолохов тщательно изучает все доступные литературные и архивные материалы, предпринимает многочисленные поездки и разговаривает с очевидцами событий. Первые две книги романа были написаны в течение трех лет. Затем темп работы писателя значительно снизился. "Тихий Дон" был полностью закончен только к 1939 г.

3. Смысл названия . В названии "Тихий Дон" заложено традиционное уважительное обращение к могучей реке. Об этом свидетельствует эпиграф к роману, взятый из старинных казачьих песен ("батюшка тихий Дон"). Тем самым Шолохов подчеркивает неразрывную связь своего романа с народом, его преданиями и обычаями. В центре произведения находится простой человек, которому довелось жить в переломный момент истории. Неизбежная ломка устоявшихся на "тихом Доне" порядков - одна из главных проблем романа.

4. Жанр. Роман

5. Тема . Центральная тема романа - поиск правды главным героем. Посреди небывалой жестокости Григорий Мелехов обязан сделать главный выбор в своей жизни.

6. Проблематика . Эпичное произведение содержит в себе целый ряд серьезных общечеловеческих вопросов и проблем. Прежде всего, это положение обычного человека и его семьи в условиях военного времени. Проблема гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Уже на фронтах Первой мировой войны возникает вопрос: кто же является врагом? Иностранный солдат или свое "родное" командование, бросающие безо всякой жалости на убой тысячи простых людей.

Эта проблема становится еще острее, когда вернувшиеся с фронта казаки вынуждены вновь браться за оружие и воевать против своих братьев. Проблема поиска настоящей "народной" правды так и не решена писателем до конца. Он предоставляет читателям право самим сделать собственные выводы. Хотя в какой-то степени окончанием поиска Григория можно считать его возвращение домой, когда он получил возможность "держать на руках сына".

Семья и спокойная трудовая жизнь - идеал главного героя, к которому он пришел через множество проб и ошибок. Огромной заслугой писателя можно считать то, что он правдиво изображает как идеалы красного, так и белого движения, не отдавая никому предпочтения. Проблема величайшего противостояния в русской истории в те годы решалась однозначно: страна делилась на своих и чужих. Шолохов до предела обострил эту проблему в романе, показав, что с обеих сторон были как плохие, так и очень хорошие люди. К частным проблемам можно отнести семейные и любовные взаимоотношения главных героев. Каждый из них обладает огромным внутренним миром, испытывает сложные чувства и переживания.

7. Герои. Основные главные герои: Григорий Мелехов, Петр Мелехов, Дарья Мелехова, Степан Астахов, Наталья, Аксинья. Помимо них в романе действуют еще более 150 персонажей, описанных с разной степенью детализации. Большую роль играют родители Мелехова, Митька Коршунов и другие. Некоторые герои действуют только в отдельных частях романа.

8. Сюжет и композиция . Действие романа охватывает большой и насыщенный событиями временной промежуток. Читатель знакомится с главными героями незадолго до начала Первой мировой войны. Конец произведения приходится на завершающую стадию Гражданской войны. Центральное место действия - области казачьего Донского войска.

В центре внимания сразу же оказывается обычная казачья семья Мелеховых, проживающая на хуторе Татарском. Главный герой, Григорий Мелехов, - молодой парень, которому очень скоро нужно будет идти на военную службу. Григорий воспитан в старинных казачьих традициях. Он мечтает проявить себя в бою и не посрамить славу предков. Попав на войну, Григорий очень скоро разочаровывается в своих идеалах. Он замечает, что офицеры относятся к простым солдатам и казакам, как к пушечному мясу. С этого времени начинается мучительный поиск правды главным героем.

Петро Мелехов разительно отличается от брата. В его жизни никогда не возникает мучительных противоречий. Он ясно и отчетливо видит свой жизненный путь, заключающийся в защите казачества и сохранении традиций. Большую роль в романе играют любовные отношения. Григорий связывается с женой Степана Астахова Аксиньей. Эта любовь красной нитью пройдет через весь роман. При этом Григорий имеет законную жену - Наталью, которая беззаветно любит его.

Две женщины также заставляют главного героя находиться в состоянии выбора. Сам того не желая, Григорий становится источником постоянных мучений и страданий как для Натальи, так и для Аксиньи. Аксинья и Наталья - абсолютно противоположные женщины, вступившие в борьбу за любимого человека. Аксинья в молодости подверглась насилию со стороны отца. Девушка ни в чем не была виновата, но суровые нравы того времени привели к тому, что ее постоянно начал избивать муж.

Аксинья не знала настоящей любви до того, как встретила Григория. Только с ним она почувствовала тягу к жизни. Ее измена с Листницким - всего лишь стремление слабой женщины найти защитника и покровителя. На протяжении всего романа ее сознание полностью заполнено одним Григорием.

Скромная и застенчивая девушка, которой понравился бойкий и задорный Григорий. Свадьбу с ним она посчитала величайшим счастьем. Но, увлекшись Аксиньей, Григорий уже не стремился к семейному покою и уюту. Наталья также пытается всеми силами удержать мужа. В отчаянии она даже совершает попытку самоубийства. Ее любовь более жертвенна, чем у Аксиньи. В конце концов, узнав об очередной измене Григория, Наталья совершает страшную вещь, пытаясь избавиться от очередного ребенка. Только смерть жены открывает Григорию глаза на то, насколько она была ему дорога.

Самых трагический персонаж романа. За его невероятным мужеством и волчьими повадками скрывается добрая и отзывчивая душа. Ему приходится до конца испить горькую чашу. Один за другим погибают все родные и близкие Григория. Лишь его самого смерть неизменно обходит стороной. Один из самых волнующих эпизодов произведения - смерть Аксиньи в финале, когда Григорий уже надеялся обрести долгожданный покой с любимой женщиной.

Перекинувшаяся с германского фронта война раздирает на части некогда дружные казачьи хутора и станицы. Их жители разделяются на красных и белых. Эта величайшая трагедия ярче всего показана на примере семьи Мелеховых. Григорий некоторое время служит у большевиков, что делает его кровным врагом своего родного брата. Автор показывает, что только любовь способна сгладить неразрешимые противоречия между враждебными сторонами.

Дуняшка Мелехова влюбляется и выходит замуж за красного "палача" Мишку Кошевого. Она изо всех сил пытается примирить его с братом Григорием. Не ее вина в том, что этого все-таки не происходит. Разительный контраст составляют между собой начало и конец произведения. От большой и счастливой семьи Мелеховых остается только "затравленный волк" Григорий и Дуняшка, женатая на большевике. Тем не менее заключительные строки проникнуты огромной надеждой на лучшее. Сын Григория становится этой надеждой, а также всем "что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным... миром".

Убедительно доказывает, что казачье восстание против советской власти было закономерным и вполне объяснимым явлением. Казачество было совершенно обособленным сословием, имеющим мало общего с рабочими, крестьянами и помещиками. Первая мировая война стала мощным катализатором для народного возмущения. Вернувшись домой, казаки мечтали заняться хозяйством и семьей. Но война ждала их дома.

На Дону практически не существовало проблем малоземелья и засилья помещиков. Поэтому идеи большевиков не находили среди казаков широкого отклика. Когда же они столкнулись с продразверсткой, чаша терпения лопнула. В идеале казаки мечтали о самоуправлении без большевиков, офицеров и кого бы то еще ни было. Они устали от войны и подчинения приказам. Несмотря на всю свою жестокость, Григорий постоянно стремится к мирной и спокойной жизни. Лишь в результате многочисленных утрат и лишений он возвращается к порогу родного дома. Он понимает, что этот покой будет кратким, но никакого другого пути уже не осталось. Советская власть установилась прочно и надолго.

9. Чему учит автор . Шолохов в романе проводит мысль о том, что главной ценностью для человека остается семья и близкие люди. Политические убеждения должны всегда быть на втором плане. Только в этом случае можно сохранить в себе человека и с уверенностью смотреть в будущее.

/ / Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека»

Этот рассказ был закончен Михаилом Шолоховым в 1957 году и в том же году «Судьба человека» впервые была напечатана в газете «Правда». Рассказ показывает нам нелегкую судьбу советских солдат, которые пали в плен к фашистским захватчикам.

Сейчас, обратившись к истории, мы знаем, что судьба людей побывавших в плену не лучше тех, кто сражался на поле битвы. К большому сожалению, пленных не признавала родина. Даже после освобождения из плена, их называли предателями, шпионами. Многие из них погибли в лагерях ГУЛАГа, доказывая свою верность стране. Но Шолохов решил опустить этот момент и в своем произведении показал героическую судьбу простого солдата, которому довелось принять участие в Великой Отечественной войне.

Произведение «Судьба человека» построен, как рассказ героя-рассказчика и центрального героя произведения.

Главным героем рассказа был . С ним мы познакомились через восприятие героя-рассказчика. Соколова мы видим простым рабочим человеком, писатель делает акцент на его «грубых, черствых» трудовых руках, и на глазах «наполненных смертной тоской». Единственным смыслом жизни Андрея был его маленький сынишка, по имени Ванюшка. Сразу бросается в глаза тот факт, что Андрей Соколов живет только ради него, о себе даже не думает. Это видно по опрятной одежде Ванечки, чего не скажешь о его отце.

О не простой жизни главного героя мы узнаем из его личного рассказа герою-рассказчику. Стоит отметить, Андрей очень откровенно и честно повествует о жизни, которую прожил, ничего не утаивая и не приукрашая, ведь он принял героя-рассказчика за такого же рабочего человека, шофера, каким был он сам.

Позже мы узнаем, что главный герой очень рано стал сиротой, принимал участие в гражданской войне. По окончанию войны, переехал в город, там женился и нашел увлечение всей своей жизни – автомобили. Вот так Андрей приобрел профессию шофера. Сразу становится понятным, что у Соколова была счастливая жизнь: любимая жена, хорошая работа, дети. В общем, жил он, как многие миллионы других людей в России.

И вот, в один из дней, эта счастливая жизнь прервалась, началась Великая Отечественная война, во время которой Андрей попадает в плен к фашистам. Случилось это тогда, когда он хотел прорвать заслон немцев, чтобы передать боеприпасы советским солдатам. В этот момент Соколов не задумывался о собственном спасении, о цене собственной жизни. Он знал, что там гибнут советские солдаты и им нужно помочь.

К сожалению, замысел Андрея Соколова провалился, его взяли в плен. В плену главный герой не сломался, сохранив чувство собственного достоинства и даже чувство юмора. Это проявилось в сцене, когда после приказа фрица снять понравившиеся ему сапоги, Андрей снимает и портянки, словно насмехаясь над ним.

Шолохов стал первым, кто показал читателю трагизм и ужас фашистского плена. Где люди, для сохранения собственной жизни, шли на ужасные поступки. На этом фоне характер главного героя, его мысли и действия кажутся еще благороднее и патриотичнее. Сила его характера вызывает уважение даже у врагов. Он, безоружный, был морально сильнее фрица с автоматом. Свою моральную победу он одержал в беседе с начальником лагеря Мюллером. Примечательно, что именно в это время шли ожесточенные бои под Сталинградом. И моральная победа простого русского солдата стала символом разгрома врага.

Вскоре война закончилась, но та счастливая жизнь, которая была до войны так и не настала. Андрей Соколов узнал, что у него больше нет семьи, война забрала всех его родных. Радость победы сменилась опустошением и смертной тоской. Смысла жить дальше не было. И только случай – встреча сироты – не дала Андрею опустить руки. Ванька стал для него новым смыслом жизни.

Своим произведением Шолохов хотел показать всему миру не сломленный характер русского народа, самопожертвование, его гуманизм и чувство достоинства. В конечном итоге, именно эти качества стали залогом победы над гитлеровской Германией.

Урок-процесс по теме: « Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой группы разработаны так, чтобы учащиеся провели самостоятельное исследование развития трагедии России в творчестве Шолохова, обусловленное историческими событиями периода гражданской войны на Дону

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение русской литературы начала XX века позволяет выполнить сравнительный анализ развития традиционной темы в литературе – темы России – в творчестве А. Блока и С. Есенина, М. Цветаевой и А. Ахматовой, М. Шолохова и А. Фадеева.

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе самостоятельной работы. Задания для каждой группы разработаны так, чтобы учащиеся провели самостоятельное исследование развития темы трагедии России в творчестве Шолохова, обусловленное историческими событиями периода гражданской войны на Дону.

Этапы работы над материалом урока помогают развивать навыки самостоятельной работы, интерес и творческое воображение, познавательную активность учащихся:

  1. знакомство с биографией М. Шолохова и его личным участием в гражданской войне;
  2. первые рассказы писателя, вошедшие в сборник «Донские рассказы»;
  3. документальное подтверждение трагедии народа, ввергнутого не по своей воле в конфликт;
  4. развитие темы России в русской литературе периода гражданской войны;
  5. сравнительный анализ рассказов «Родинка» и «Алешкино сердце»;
  6. составить вопросы кроссворда по теме урока и ответить на вопросы;
  7. подготовка материалов для выполнения письменной работы.

ТЕМА: Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник «Донские рассказы».

ЦЕЛЬ: показать на примере художественного произведения антигуманистический смысл войны, рассмотреть нравственные аспекты и гуманистическую ценность жизни;

Совершенствовать работу над историзмом в художественном произведении;

Формировать у обучающихся чувство сопричастности и неравнодушия в отношении друг к другу.

ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – процесс.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, работа над текстом повести; диалогический, исследовательский.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО : портрет М.А. Шолохова , сборник «Донских рассказов» , выставка книг писателя, грамзапись, карточки-информаторы, газета «М.А. Шолохов – Нобелевский лауреат», высказывания об авторе и его книге.

ЭПИГРАФ: Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо

Работают. Дело не ждет!

И тихо, так Господи, тихо,

Что слышно, как время идет. А.А. Ахматова (1940)

ЗАПИСИ НА ДОСКЕ: «…гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…

…братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война». Б. Васильев

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: оксюморон, метафора.

  1. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала на основе самостоятельной работы учащихся.

А. 1. Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель читает строки А. Ахматовой, взятые в качестве эпиграфа к уроку: «Когда погребают эпоху». О какой эпохе идет речь? Строки, написанные в 1940 году, можно отнести к событиям прошлого в истории нашего народа: к 30-м годам – периоду сталинских репрессий, к периоду Великой Отечественной войны и даже более ранним трагическим страницам XX века.

Первые два десятилетия XX века стали самыми жестокими в отношении ценности человеческой жизни. Завершилась эта эпоха самым кровавым конфликтом в стране – гражданской войной. Возникает вполне закономерный вопрос:

Во имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?

2. По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».

«Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, желанием достичь и радостью достижения».

Б. Рассмотрение главной темы сборника «Донские рассказы».

  1. По воспоминаниям Михаила Шолохова, в 1918 году, когда оккупационные немецкие войска подходили к Богучару, продолжать учение он не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. («Автобиография», 10 марта 1934 года).
  2. В 1926 году опубликован сборник «Донские рассказы», автор которого, несмотря на молодой возраст, пережил потрясение гражданской войны, служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, секретарем станичного ревкома, делопроизводителем заготконторы; добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром (эпизод допроса шестнадцатилетнего подростка батькой Махно, который, отпуская мальца, пригрозил ему на будущее жестокой расправой).
  3. «В «Донских рассказах» я старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало меня, что было злобой дня для народа».

В. План рассмотрения главной темы

сборника М. Шолохова «Донские рассказы»

  1. Рассказ «Лазоревая степь»

№ п/п

Рассказ «Лазоревая степь» - произведение, в котором Шолохов предельно ясно и четко расставил все ключевые цитаты. Главный герой дед Захар, сын крепостного, рассказал об ужасных «забавах» хозяина-пана и его сына, который «в папашу выродился» и в детстве развлекался тем, что «щенят, бывалоча, живьем свежует – обдерет и пустит».

Кульминация рассказа – сцена казни сыновей Захара, Семена и Аникея, выступивших на стороне красноармейцев и взятых в плен после схватки с казаками под командованием панского сына. «Поди к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жизнь полозил, и сын его полозил, а внуки уже не хочут».

На глазах отца казаки расстреливают Семена вместе с привязанной к нему недоуздком женой, а раненого Аникушку, прошитого тремя пулями, паныч приказывает выбросить на дорогу, по которой «ехала сотня казаков, при них две пушки».

«Лошади, они имеют Божью искру, ни одна на Аникушку не ступнула, сигают через…»

«Думал, помрет Аникей от смертной боли, а он хоть бы крикнул, хоть бы стон уронил… лежит, голову плотно прижал, землю с дороги пригоршнями в рот пихает… Землю жует и смотрит на пана, глазом не сморгнет, а глаза ясные, светлые, как небушко…»

Цена, которую платит Аникей, этот истинный мученик, за свою мечту и веру в лучшее будущее, - собственная жизнь.

Облик пана Томилина под пером Шолохова утрачивает человеческое. Даже животные ведут себя несравненно более милосердно. Зато человек к человеку беспощаден: «Колеса пушки попали на ноги Аникею… Захрустели они, как ржаной сухарь на губах, измялись в тоненькие трощинки…»

1.1.

1) Как изображает Шолохов противостояние двух враждебных сил?

2) Во имя какой идеи погибают сыновья деда Захара? А жена Семена?

3)Какие описания природы свидетельствуют об усилении конфликта между белыми и красными? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

1.2.

Историческая справка:

  • летом 1918 года был введен классовый паек, по мере обесценивания денег заработную плату выдавали все чаще продуктами: в 1918 году – 47,4% заработка; в 1919 году – 79,3%; в 1920 году – 92,6%;

Выхода не было – голод гнал в дорогу, а различия в ценах сулили барыш. Продовольствие в Петрограде стоило в 15 раз дороже, чем в Симбирске, в 24 раза дороже, чем в Саратове.

1.3.

Главная идея рассказа раскрывает неравенство людей, основанное на социальной принадлежности, а отсюда строительство новой жизни осуществлялось на насилии, кровопролитии, жестокости.

1.4.

Вывод: по мнению писателя, война – трагедия народа, она приносит невосполнимые потери, калечит души, губительна для обеих сторон.

1.5.

Описания природы в рассказе усиливают противостояние между белыми и красными.

2. Рассказ «Алешкино сердце»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Старый мир – воплощение безнравственности, любое его проявление – это почти всегда зверское преступление.

(1-й абзац).

Трагедия Алешки, начавшаяся с детских лет, продолжалась и в момент сиротства: работал на Ивана Алексеева, батрачил, пуп надрывал, и пошел в отряд красноармейцев вместе с «очкастым» банду уничтожать.

1.1.

1) В чем проявилась жестокость старого мира в период голода?

2) Почему Алешка – красноармеец, с детства переживший нищету и социальный гнет, в решительный момент, когда увидел выходящую из осажденной хаты женщину с ребенком, не смог, хотя и обязан был, убивать?

3) Прочитайте начало рассказа, объясните, как описания природы связаны с основным сюжетом?

1.2.

Главный смысл рассказа заключен в торжестве гуманистической ценности человеческой жизни.

1.3.

Вывод: Гражданская война – трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися сторонами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть. Подвергалась сомнению сама идея о физическом существовании человека, которая приводила к истреблению друг друга. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства.

1.4.

Окружающая природа сиротливо застыла в ожидании неизбежности голода, а значит – смертельного разрушения всего живого.

3. Рассказ «Смертный враг»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Брезгливо убив двух взятых их логова «шершавеньких и беспомощных» волчат, Игнат подбрасывает их во двор Ефима. Пришедшая туда по следам волчица режет овец и корову (с. 148).

Ефим отправляется на двор к Игнату. Разговор вначале идет о собаке, за которую тот «заплатил корову с телком». «Ефим протянул руку к топору, и, почесывая кобеля за ушами, переспросил: «Корову, говоришь?» Коротко взмахнув топором, Ефим развалил череп собаки надвое. На Игната брызнула кровь и комья горячего мозга» (с. 150-151).

«С весны прошлого года, когда Ефим подал в станичный комитет заявление на кулаков, укрывавших посев от налогообложения, Игнат – прежний заправила всего хутора – затаил на Ефима злобу».

Эта смерть бессмысленна: Ефим убивает животное предательски подло. Мотивировка героя такова: «У тебя восемь коров. Одну потерять – убыток малый. А у меня волчица последнюю зарезала, дите без молока осталось!»

1.1.

1) Почему непримиримость противоборствующих сторон основана на нечеловеческой жестокости «бывших» и оправдана классовой ненавистью «своих»?

2) К какому выводу приходит М. Шолохов, показывая враждебную непримиримость Игната Борщева и Ефима Озерова?

1.2.

Финал рассказа свидетельствует о свирепом нечеловеческом безумии, которое принесло бесчисленные неоправданные жертвы (зачитать последнюю сцену – с. 155-156 «Кол, пущенный сильной рукой, опять свалил Ефима с ног…» - до конца главы).

1.3.

Вывод: Оба героя существуют в трагической ситуации распада исконных крестьянских моральных ценностей, ситуации, обусловленной социально исторически. Писатель высказал свое отношение: недопустимо аморально, когда люди, разумные существа, приходят к самоистреблению и варварству.

1.4.

Природа застыла в оцепенении перед человеческим безумием, затаилась перед очередным столкновением враждующих сторон

4. Рассказ «Родинка»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Гражданская война ставит лицом к лицу 18-летнего Николая Кошевого, который «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира», и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд.

а) «От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и роднку» (с. 4 – гл. 1)

б) «Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские и - банда» (с. 7-8 – гл. 3)

Было в отце, когда он водил банду, ходил по бездорожью что-то волчье: «На стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона» (гл. 3, с. 6).

В стычке с красноармейцами атаман шашкой зарубил собственного сына. Трагедия разрушения человека свидетельствует о полной деградации «господ стариков».

1.1.

1) В чем состоит смысл противоборства отца и сына?

2) Какой смысл вкладывает писатель в трагедию разрушения человека?

3) Какую роль в художественном содержании рассказа играют воспоминания атамана и связанные с ними описания природы родного края?

1.2.

Главный герой рассказа – обнаженная правда войны, когда ценность человеческой жизни становится минимальной. Автор описывает не только трагедию Николки – сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана.

1.3.

Вывод: О «неизмеримо большом и высоком» пришлось задуматься даже озверевшему атаману. Ненависть, слепая, холодная, нерассуждающая, приводит к необратимым последствиям (зачитать финальную сцену - с. 12-13, гл. 6). Война поставила людей, родных по крови, по разные стороны баррикад.

Драматизм повествования в рассказе доведен до крайности. Насилие оставляет кровавые следы, противостояние приводит к тому, что отцы убивают сыновей, те расправляются с отцами, брат идет на брата, сосед против соседа. Льется кровь. Инстинкт самоистребления становится неуправляемым.

1.4.

Описания родных мест не дают покоя атаману.

5. Рассказы «Шибалково семя» и «Продкомиссар»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Рассказ «Шибалково семя»

Драматичная история рождения новой жизни – смерть Дарьи и рождение сына, отец которого обрек его на сиротство.

«Тебя, Дарья, я должен убить, потому что ты есть контра нашей Советской власти». Смерть Дарьи становится неизбежной: герой рассказа оказывается в ситуации выбора между «чувством» и «долгом» - т.е. между личным и индивидуальным, и социально-классовым. Он выбирает «долг», как его понимает: «Отступил я два шага назад, винтовку снял, а она мне ноги обхватила и целует».

Участь «шибалкова семени» незавидна так же, как и судьба его матери. «За ноги его, да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок?»

Отношение героя к своему сыну совсем иное, но оно опять-таки обусловлено тем, «во имя чего» уничтожена его мать.

Свое новое пристанище «шибалково семя» находит в детском доме, куда приносит его отец. Последняя сцена имеет символический смысл – она свидетельствует об окончательном прощании и расставании.

1.1.

1) Как изображает писатель процесс защиты Советской власти? Как понимает свой долг главный герой Шибалок?

2) Можно ли, по вашему мнению, отказаться от убийства? Зачем убивать мать?

3) Определите нравственную суть в поведении Шибалка в отношении сына. Почему чувство сострадания не проявил он в отношении его матери?

Рассказ «Продкомиссар»

Конфликт отца с сыном из семейного перерастает в социальный, а затем и политический. Встреча с отцом усиливает остроту конфликта между красными и белыми: отец уверен, что нажил добро своим горбом, а сын обязан исполнить долг коммуниста, руководствуясь только приказом свыше: «Злостно укрывающих – расстреливать!»

Жесткость и жестокость идут рука об руку в сцене расстрела старика-отца. Злобное «Ты мне не сын!» звучит как выстрел, как удар колокола. Идейные расхождения, а потом и требование времени поставили родных людей по крови по разные стороны противоборства.

2.1.

  1. Как решает писатель проблему воспитания в семье?
  2. В чем состоит идея торжества жизни над силами смерти?

3) Перечитайте последнюю сцену рассказа. В чем состоит главный смысл спасения жизни замерзающего ребенка?

  1. Совершенствование работы над анализом художественного произведения.

1. Рассмотрение вопроса «Природа и ее роль в раскрытии художественного содержания рассказов».

2. Работа над карточками-информаторами по отдельным рассказам.

3. Заслушивание сообщений по теме урока (индивидуальные работы учащихся).

Смысл «Донских рассказов» заключен в первоначальном названии «Россия, кровью умытая».

4. Оптимизм «Донских рассказов» обусловлен внутренним убеждением Шолохова в торжество человеческой жизни над распрями, разорением и войнами, глубокая вера в непреложную ее ценность.

5. Устало думает восемнадцатилетний Николка Кошевой, командир эскадрона: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда, не успел приходскую школу окончить… Опять кровь, а я уже сморился так жить… Опостылело все…» (Рассказ «Родинка»).

6.Уроки и последствия гражданской войны.

  1. Заключительный этап урока.
  1. Выставление оценок и их комментирование.
  2. Домашнее задание. С. 61-69 (по учебнику В.А. Чалмаева, ч. 2)

Письменно выполнить анализ одного рассказа М. Шолохова.

Карточка-информатор №1

Воспоминания М. Шолохова о встрече с бандой Нестора Махно

1) «Он рассчитывал, что вчерашние мятежники снова поднимутся против Советов. Махно просчитался. Казаки не пошли за ним. Озверевшие бандиты захватили ряд хуторов, намеревались взять Вешенскую. Бандиты грабили хутора, вырезали скот, растащили тысячи пудов хлеба со складов Каргинского ссыпного пункта. Безжалостно расправились с попавшими в плен красноармейцами, коммунистами, учителями».

2) Шолохов спасся чудом, видимо, по малолетству пожалел его свирепый атаман. Трудно сказать, что смягчило тогда гуляйпольского батька: то ли совсем мальчишеский вид пленника укоротил его гнев, то ли хозяйка хаты, где шел допрос, разжалобила бандита материнским чувством – он отпустил «вражененка», крепко пригрозив повесить в другой раз.

3) Только горячая вера в Советскую власть, несокрушимая твердость, огромное мужество станичных большевиков помогли выдюжить в столь суровое время. Весь год станичные и хуторские ревкомы были под ружьем. Десятки крупных и мелких банд рыскали по округу, оставляя кровавые следы, разрушенные жилища. Вырезали скот, жгли семенное зерно. Частенько ночи напролет активисты Советской власти, окруженные в Каргинской церкви, отстреливались от озверевших пьяных бандитов. Хоронили в братской могиле погибших товарищей и еще крепче сжимали винтовки. Об одном из зверских убийств писала «Верхне-Донская правда» 20 октября 1921 года:

«17 августа при налете банды Курочкина на ст. Шумилинскую бандитами зарублена воспитательница детского приюта, девушка 16 лет, Колычева Екатерина. На требование бандитов показать, где живут коммунисты, на все угрозы оружием храбрая девушка, несмотря на то, что была беспартийная, отказалась выдать советских работников и за это была зверски убита. Бандиты отрубили ей голову и руки».

Карточка-информатор №2

1. Рассказ «Алешкино сердце»

1. «Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод…»

2. «Неделя прошла. У Алешки гноились десны. По утрам, когда от тошного голода грыз он смолистую кору караича, зубы во рту у него качались, плясали, а горло тискали судороги».

3. «За прогоном, за зеленой стеной шуршащих будыльев кукурузы отцвело жито. Каждый день мимо хлебов гонял Алешка в степь пасти заготконторских лошадей. Не треножа, пускал их по полынистым отножинам, по ковылю, седому и вихрастому, а сам заходил в хлеб. Алешка ложился осторожненько, стараясь не толочь хлеб. Лежа на спине, растирал в ладонях колос и ел до тошноты зерно, мягкое и пахучее, налитое незатвердевшим белым молоком».

2. Рассказ «Смертный враг»

1. «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебных стороны. С одной – Ефим и хуторская беднота; с другой – Игнат с зятем-председателем, Влас, хозяин мельницы-водянки, человек пять богатеев и часть середняков».

2. «А ночью к хутору с горы спустилась волчица и долго черной недвижной тенью стояла возле ветряка. Ветер дул с юга, нес к ветряку враждебные запахи, чуждые звуки…»

3. «Ефим не слышал скрипа, но, бесцельно взглянув на окно, похолодел от ужаса: в узенький просвет сквозь ветристую изморозь на него, прижмурясь, тяжко глядели чьи-то знакомые серые глаза… Приподнявшись, заглянул он в разбитое окно; увидел, как по улице рысью убегал кто-то, закутанный снежной пылью».

4. «Срывалась метель, снег падал на лицо Ефима и уже не таял на холодных щеках, где замерзли две слезинки непереносимой боли и ужаса».

Карточка-информатор №3

1. Рассказ «Родинка»

1.«От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки».

2. «С седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь. Соскочил атаман, бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги. Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо: - Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя!..»

1.«Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские и - банда».

2. «Отъявленный народ в банде, служивский, бывалый, а все же крепко призадумывается атаман: на стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона».

3. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном».

4. «А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, - с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком по-осеннему бесцветном небе».

Основные выводы урока

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА «ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ» РАСКРЫВАЕТ НЕРАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ, ОСНОВАННОГО НА СОЦИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЖИЗНИ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ НА НАСИЛИИ, ЖЕСТОКОСТИ, КРОВОПРОЛИТИИ

ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ РАССКАЗА «АЛЕШКИНО СЕРДЦЕ» ЗАКЛЮЧЕН В ТОРЖЕСТВЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ФИНАЛ РАССКАЗА «СМЕРТНЫЙ ВРАГ» СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СВИРЕПОМ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМ БЕЗУМИИ, КОТОРОЕ ПРИНЕСЛО БЕСЧИСЛЕННЫЕ НЕОПРАВДАННЫЕ ЖЕРТВЫ

ВОЙНА ПОСТАВИЛА ЛЮДЕЙ ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАД И РАЗРУШИЛА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ: ОТЦЫ УБИВАЮТ СЫНОВЕЙ, ТЕ РАСПРАВЛЯЮТСЯ С ОТЦАМИ, ИНСТИНКТ СТАНОВИТСЯ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ (РАССКАЗЫ «РОДИНКА» И «ПРОДКОМИССАР»)

ОПТИМИЗМ «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» ОБУСЛОВЛЕН ВНУТРЕННИМ УБЕЖДЕНИЕМ ШОЛОХОВА В ТОРЖЕСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАД РАСПРЯМИ, РАЗОРЕНИЕМ И ВОЙНАМИ, ГЛУБОКОЙ ВЕРОЙ В НЕПРЕЛОЖНУЮ ЕЕ ЦЕННОСТЬ



Рассказ М.А.Шолохова "Коловерть" был написан в 1925 году и вошел в сборник "Донские рассказы". В нем описаны события русской истории периода Гражданской войны. Именно в этом рассказе автор поднимает ту глубочайшую проблему раскола общества на "красных" и "белых". Но самое страшное, по мнению М.А.Шолохова, не противоборство двух идеологий, "старого" и "нового" мира, а братоубийственная война.

В произведении "Коловерть", как и в романе "Тихий Дон", автор ужасается устроенному кровопролитию, поэтому практически с мольбой говорит:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата...

Сам рассказ состоит из двенадцати небольших по объему глав. Основное внимание автор обращает на семью Крамскова Петра Пахомыча. Ведь именно его семья демонстрирует раскол общества. Сын Мишка "выбился в люди", построил военную карьеру. Он во всем готов был подчиняться белым офицерам, в том числе картавившему полковнику Черноярову. А ведь этот офицер плетью избил его отца... В противовес "белому" Мишке выступают два его брата: Гришка и Игнат, да и сам Пахомыч.

Для них, простых казаков-хлеборобов, земля превыше всего. И большевики этой землей "делились". Но Мишка не терпел "красного духа": "Брось пахать, отец, иначе я прикажу атаману арестовать тебя". И ведь не слукавил. Когда отец и братья ушли к большевикам, он первым открыл их уход. И за это получил чин подъесаула.

Развязка истории происходит в момент пленения Пахомыча и Игната (Гришку к тому времени уже убили). И здесь же происходит кульминация: момент нерешительности Мишки насчет того, какую же судьбу избрать его родным. Но никакой человеческой жалости не проявил герой; лишь идеологическая "коловерть", точно мясорубка, бесчувственно, механически выполняющая распоряжения "хозяина". С "разрешения" Михаила идеологические враги Белой Гвардии были расстреляны. И в концовке автор намеренно использует аллегорию. Мать в образе волчицы: "ночью щенилась волчица: стонала как женщина в родах, грызла под собой песок, кровью пропитанный, ... и услышала два сиповатых выстрела и человеческий крик. Прислушалась настороженно и в ответ короткому стонущему крику завыла волчица хрипло и надрывно", точно зарыдала мать, потерявшая своих детей.

Наибольшая приближенность к реальным событиям достигается М.А.Шолоховым благодаря использованию просторечной лексики, присущей казакам: "равноправенство", "нашевскую", "ихняя", "тыща". К тому же, реальность описываемому пространству придают разнообразные средства художественной выразительности: олицетворения("на ночь мостится солнце", "вода кряхтит натужисто"), метафоры("промеж крыльев красношапого ветряка"), сравнения ("небо - как вянущий вишневый цвет").

Повествование ведется от лица автора. Поэтому несложно заметить, как волнует его все то, о чем говорится в произведении. Тема Гражданской войны, раскрытая М.А.Шолоховым, стала центральной в его творчестве. А вопрос:"Прав ли брат, поднявший руку на брата во имя идеологии", - будет задаваться и в произведениях уже поздних лет.

Обновлено: 2017-07-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Вверх