Занятия логопеда. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Цирк». Беседа с детьми старшего возраста «Цирк, цирк, цирк…» с использованием ИКТ Занятие в детском саду тема цирк

для детей среднего возраста (4-5 лет)

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, двигательная, музыка, чтение художественной литературы.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 3 – 4 года.

Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, игры и упражнения под музыку.

Формы организации: группа, подгруппа.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о цирке; закрепить знания детей об артистах, выступающих в цирке; закреплять у детей навыки счета в пределах 5-ти; закреплять у детей представление о цвете; закреплять представление о домашних и диких животных; закрепить умение воспроизводить узор по образцу.

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук; развивать у детей психические процессы: логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность, усидчивость, целеустремленность, воспитывать познавательный интерес; доделывать начатую работу до конца и получать эмоциональное удовлетворение от проделанной работы;

Обогащать словарь детей словами: артист, фокусник, жонглёр, дрессировщик, клоун, цирк

Введение нового слова: арена.

Оборудование и материалы:

Проектор, аудиоматериал, слайд-презентация, баночки с водой (внутри крышка окрашивается в определенный цвет), коробка для фокуса, игрушка, платок, наборы кубики Никитины +карточки с примерами узоров, атрибуты к физминутки: маски-тигрята, обручи, 2 мешочка для клоуна, зонтик.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в наш красивый, нарядный зал. У меня есть для вас что-то очень интересное. Это – зонтик.

Этот зонтик непростой, он волшебный – вон какой!

Ты крутись, крутись, крутись, возле цирка очутись!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где это мы?

Дети: Это цирк!

Воспитатель: А вы любите цирк?

Дети: Да!

Воспитатель: А какое у вас настроение, когда вы находитесь в цирке?

Дети: Веселое, радостное.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто выступает в цирке? Как называют этих людей?

Дети: Артисты.

Воспитатель: А кто знает, как называется сцена, на которой выступают артисты?

Дети: Арена.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с артистами цирка и сами попробуем стать артистами.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно, кто это?

Дети: Фокусник.

Воспитатель: Правильно, фокусник. А что фокусник делает в цирке?

Дети: Показывает фокусы.

Воспитатель: Ребята, я вам открою маленький секрет, я тоже умею показывать фокусы. Хотите я вам покажу?

Дети: Да!

Воспитатель показывает фокус с коробочкой, у нее двойное дно и в нужный момент появляется игрушка.

Воспитатель: Ребята, а хотите, я вас научу показывать фокусы?

Дети: Да!

Воспитатель: Перед вами стоят самые обычные баночки с водой. Вода в них какая?

Дети: Прозрачная.

Воспитатель: А теперь мне понадобится помощник.

Воспитатель приглашает одного ребенка, ребенок берет баночку с водой в руки, воспитатель накрывает ее платочком, говорит «волшебные слова», ребенок встряхивает, вода в баночке окрашивается. Ребенок говорит, какого цвета стала вода. Затем воспитатель накрывает платочком все баночки с прозрачной водой, говорит «волшебные слова», и дети поочередно встряхивают баночки с водой, называя изменившийся цвет. Воспитатель предлагает посчитать, сколько всего баночек с водой окрасились. Затем проводится дидактическая игра «Какого цвета не стало?».

Воспитатель снова обращает внимание детей на экран. На экране появляется жонглер с кубиками.

Воспитатель: Интересно, ребята, а кто это?

Дети: это жонглер.

Воспитатель: Правильно. Он жонглирует разными предметами: кубики, колечки, мячики и др. Ребята, мы тоже с вами умеем играть с кубиками, и не только играть. Но и составлять из них узоры.

Воспитатель предлагает детям кубики Никитина. Проводится дидактическая игра «Составь узор».

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по цирку продолжается, на экране появляется…Ребята, кто это?

Дети: Дрессировщик.

Воспитатель: А что делает дрессировщик в цирке?

Дети: Дрессирует животных.

Воспитатель: А каких животных?

Дети: И диких, и домашних.

Воспитатель: Каких диких животных вы видели в цирке?

Дети (поочередно): слонов, тигров, обезьян и т.д.

Воспитатель: А с какими домашними животными работает дрессировщик?

Дети: С кошками, собаками, лошадками.

Воспитатель: Правильно, ребята, дрессировщик дрессирует как диких, так и домашних животных. А для этого ему просто необходимо огромное терпение и … любовь к животным. А когда животные – артисты выполняют задание, то дрессировщик дает им небольшое угощение: или кусочек мяса, или кусочек морковки, или кусочек сахара – кто что любит.

Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами сейчас превратимся в маленьких тигрят- артистов?

Дети: Да!

Воспитатель: Я сейчас произнесу «волшебные слова»:

Вы, ребятки, покружитесь,

И в тигряток превратитесь!

Воспитатель одевает ребятам шапочки «тигрят» и под музыку проводит физкультминутку.

Воспитатель: А сейчас, мои тигрятки, превратитесь-ка в ребят.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто это так громко смеется в цирке? Кто в цирке самый веселый?

Дети: Клоун.

Воспитатель: Конечно, клоун. А что клоун делает в цирке?

Дети: Веселится, шутит, играет.

Появляется веселый клоун.

Клоун: Здравствуйте, ребята! Я веселый озорной клоун Билли Бом!В цирке я не всегда выступаю один. Со мной мои друзья. Хотите узнать, кто это?

Клоун загадывает загадки про животных:

1. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

2. Маленькие, усатенькие,

Со спинкой полосатенькой.

Бегали, играли,

Перчатки потеряли. (котята)

3. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Зарю любит встречать,

Громко песни распевать. (Петушок)

Клоун: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Воспитатель: Билли Бом, а что у тебя за красивый мешочек?

Клоун: Ой, совсем забыл! Это мешочек не простой, а волшебный. А хотите, чтобы этот мешочек наполнился и стал большим?

Дети: Да!

Клоун проводит фокус с мешочком. В нужный момент появляется полный мешочек.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: А что делают зрители, если им понравилось выступление?

Дети: громко хлопают в ладоши.

Дети хлопают в ладоши.

Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Клоун благодарит детей, раздает угощение и приглашает ребят на настоящее цирковое представление.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться обратно в детский сад. А поможет нам волшебный зонтик.

Вы под зонтик все идите, дружно ручку покрутите.

Ты крутись, крутись, крутись, в детском саде очутись!

Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Цирк» (подгрупповое занятие по автоматизации звуков «Р», с использованием ИКТ).

Цель:

  • Автоматизировать звуки «Р», в связной речи.

Задачи:

Коррекционные:

  • закрепление навыка правильного произношения звука «Р», в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • формирование навыка контроля за собственной речью;
  • совершенствовать лексико-грамматические категории.

Развивающие:

  • Развитие ловкости и координации движений;
  • Развитие внимания, памяти, мышления;
  • Развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций;
  • Закрепление в речи различных типов окончаний имён существительных и прилагательных;
  • Активизация словарного запаса по темпе «Цирк»;

Воспитательные:

  • Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения;
  • Воспитание усидчивости, доводить дело до конца.

Оборудование:

  • Компьютер с готовой презентацией; мячи; пазлы; мешочки с предметами; канат; игрушки – слон, попугай, три «тумбы», опорные картинки для пересказа..

Ход занятия.

1) Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в одно очень интересное место. А чтобы узнать куда мы отправимся Вам нужно будет отгадать загадку:

Все глядят на середину.
В середине волшебство.
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела как синица.
Там собачки танцевали
Вы конечно там бывали…
Что это за место?

Мы отправляемся в цирк. И там нас ждет интересное представление.

2) Отработка изолированного произношения звука «Р».

Молодцы. Теперь мы готовы отправиться в цирк. А на чем мы поедем?

Давайте соберём пазлы и узнаем. Маршрутка.

Сели в маршрутку и изобразим звук работающего мотора.

Нам поможет этот колючий шарик. Он похож на деталь мотора.

Положите его на тыльную сторону ладошки и ладошкой другой руки накройте его.

Поехали.

3) Автоматизация звука «Р» в слогах. Вот мы и в цирке.

Представление начинается. Посмотрите – здесь какое-то объявление! (на экране компьютера). Читаем. Вы согласны помогать артистам?

Как вы думаете, кто будет выступать в цирке. Перечисляют.

А у нас первыми будут выступать дрессированные собачки (на экране компьютера). Они знают цифры: произнесут им цифру и собачки лают столько же раз.

На экране вы увидите цифру. Я Вам назову слог, вы его повторите столько же раз, при этом отбивая мячом об пол. ПРЫ РУ КРО РОР

4) Автоматизация звука «Р» в словах.

Отработка навыка словообразования. Теперь на арене выступает Фокусник (на экране компьютера). Что делает фокусник?

А наш фокусник большие предметы превращает в маленькие. Поможем ему?

Я назову предмет и кину мяч. Вы уменьшаете этот предмет и называйте его и кидайте мяч обратно.

Мяч кидаем в пол.

КАРТИНА КОРОБКА КРУГ МАРТЫШКА ГАРМОШКА КАРАНДАШ

5) Автоматизация звука «Р» в словах.

Отработка навыка согласования числительного, прилагательного с существительным.

А вот и жонглёр (на экране компьютера). Что он умеет? –

Он ловко умеет подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.

Он может подбрасывать вверх и ловить что угодно – мячи, обручи, тарелки и даже карандаши с пирамидками.

Давайте поможем жонглёру.

Кто будет первым?

Выбирай себе мешочек.

Доставай предмет. Что это?

Какая (ой) она (он) по цвету? Из мешочков дети достают карандаши и морковку.

Считаем – один красный карандаш, два…

6) Автоматизация звука «Р» в предложении.

Развитие мышления.

А теперь на арене? Клоун (на экране компьютера). Что он делает в цирке?

Смешит людей. И нас он тоже хочет рассмешить.

Он неправильно говорит предложения. Меняет местами слова.

А вы исправьте его. (На экране компьютера картинки с искажённым предложением)

И киньте мне в руки мяч обратно.

7) Отработка навыка слогового анализа.

А это кто? Это акробаты или цирковые гимнасты (на экране компьютера).

Они демонстрируют свою силу и ловкость. Наши гимнасты ходят по канату.

Давайте тоже пройдёмся по канату (на полу канат). Но наша задача не простая.

Нам нужно не просто пройтись, а прошагать слова по канату.

Разделить слово на слоги.

ШАРЫ СОБАЧКИ ДРЕССИРОВЩИК МАРТЫШКА АРЕНА АФИША

9) Отработка навыка звукового анализа.

Представление продолжается, на арену выходит дрессированный слон (на экране компьютера).

Он умеет определять, где находится звук «Р» в слове (в нач., сер. конце слова).

Перед нами три тумбы.

Одна тумба обозначает, что звук «Р» находится в начале слова, другая — в конце, третья — посередине.

Командой для слона будет служить картинка.

Отвечайте полным предложением.

10) Автоматизация звука «Р» в связной речи.

А вот и говорящий попугай (на экране компьютера). Я вам покажу фокус и попугай оказывается с нами.

Его зовут Роберт. Он говорит то, что слышал.

И он всем рассказывает историю одного мальчика, который ходил с родителями в цирк.

Мы эту историю записали в виде картинок.

Послушайте её, а потом попробуйте рассказать, опираясь на эти картинки.

У детей в руке опорные картинки.

Рома с родителями отправился в цирк. В цирке выступали акробаты, жонглёры, дрессировщик, клоун. Акробаты прыгали на канате. Жонглеры ловко подбрасывали и ловили обручи. Клоун смешил Народ. Дрессировщик показывал танец с собачками. Зрители громко аплодировали. Роме и родителям очень понравилось в цирке.

11) Подведение итогов.

Итак, наше представление заканчивается. Артисты прощаются с вами.

Давайте вспомним, какие артисты выступали сегодня (дрессированные собачки, слон, попугай; фокусник, жонглер, акробат, клоун).

А на чем мы приехали в цирк?

Вы молодцы, каждая из Вас заработала много очков и заслужила сюрприз от клоуна.

Романик Н.Л.,
учитель-логопед

Тема : Как вести себя в цирке?

Цель : закрепить знания о поведении в общественных местах (театре, кино и т. п.); объяснить правила поведения в цирке: до начала представления, во время представления, в антракте; сформировать понимание того, что основной принцип поведения в театре, цирке, кино и в любом общественном месте - это вести себя скромно, не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, никому не причинять беспокойства, не мешать; закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи, скромность в поведении, умение выразить одобрение с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений, недопустимость шалостей в зале, громких криков.

Ход занятия

Ребята, Воронеж - город, богатый культурными ценностями. В нашем городе можно сходить в кино, театр, музей, художественную выставку, цирк, кукольный театр и т.д. Но в каждом общественном месте существуют определенные правила поведения. Вот мы с вами и закрепим эти очень важные правила, когда отправимся все вместе в цирк. Кто желает, присоединяйтесь к нам. Сначала нам нужно взять билеты. Где мы покупаем билеты? (В кассе.)

Я буду кассиром, а вы будете покупать у меня билеты в цирк. Вы можете выбрать номер ряда. Например, ты, Оля, хочешь сидеть в третьем ряду. Что ты мне скажешь? Как ты обратишься к кассиру? Каждый из вас должен подойти к кассе, попросить у кассира билет и расплатиться.

Все покупают билеты.

Билеты у нас в руках. Что указано в билете? (Время начала представления, номер ряда, номер места.)

А можно немножко опоздать? (Нет.)

Почему? (Потому что в темноте трудно найти свое место и будешь мешать зрителям.)

Теперь подходим к цирку. Двери широко распахнуты. В дверях стоит билетер.

Ваши билеты. Проходите, пожалуйста. Раздевайтесь побыстрее.

Дети имитируют движения.

А номерок кто забыл взять? Зачем в гардеробе дают номерок? Можно ли его терять? (ответы детей)

Что нужно сказать гардеробщице, когда она подала номерок? (Спасибо.)

Вот мы и в цирке. Входим в огромное помещение. Как называется это место? (Фойе.)

Что интересного можно увидеть в фойе? (Много людей, на стенах интересные фотографии артистов, афиши, рекламы, аквариумы с рыбками, клетки с птицами, фотостудию, продают цветы, мелкие игрушки, надувные шары, буфет.)

Прозвенел звонок, и мы должны занять свои места в зале. Для чего звенит звонок? (Предупреждает зрителей, что скоро начнется представление.)

Заходим и видим необычный зал - круглый. Как называется сцена в цирке? (Арена.)

Чем зал в цирке необычен? (Высокий, круглый, ступеньки высокие, загородки, канаты, опилки на арене и т. д., а вверху - купол цирка.)

Ребята, под куполом цирка много разных канатов. Для чего они? (Для страховки артистов, для выступления гимнастов, акробатов и т. д.)

А кто вам больше всего нравится в цирке? (Клоуны, воздушные гимнасты, птицы, звери.)

А как называется артист, который обучает собак, львов, медведей, голубей? (Дрессировщик.)

А как называется артист, который виртуозно подкидывает и ловит разные предметы? (Жонглер.)

А как называется артист, который показывает чудеса? (Фокусник.)

Идет веселое представление на арене цирка, и вдруг во время номера раздается чей-то голос: «Бабушка, я пить хочу, дай мне водички!» Или раздается скрипучий шелест фольги от шоколада или шуршание пакетов из- под хрустящих чипсов. Ребята, как вы думаете, допустимо это во время представления? (Нет.)

Почему? (Мешает артистам выступать, мешаем зрителям смотреть, сами пропускаем интересное, надо терпеть, попить и поесть можно в антракте.)

Что запрещается делать во время представления? (Громко говорить, вставать с места, ходить, кормить животных, вертеться, выбегать на арену, чавкать, шуршать фантиками, бросать фантики и обертки от мороженого под кресло и т. д.)

А что же можно делать во время представления? (Смотреть, улыбаться, смеяться, радоваться и обязательно аплодировать.)

Зачем артистам аплодируют? (Это знак благодарности, восхищения, преклонения перед талантом.)

Вот и закончилась первая часть представления, объявили антракт. Кто-то сразу сорвался с места и, не дослушав артиста, побежал занимать место в буфете. Кто-то начал громко разговаривать и кричать. Кто-то стал кататься по перилам широкой лестницы. Кто-то побежал по фойе и чуть не сбил продавца шарами. Вот так по-разному ведут себя дети в антракте. А что же можно делать в антракте? (Походить по фойе, размяться после долгого сидения, сходить спокойно в буфет, в туалет. Если желаешь - сфотографироваться на память с клоуном и зверями, купить какую-нибудь игрушку на память, съесть мороженое и т. д. Не спешить, не бегать. В цирк ходят отдохнуть, развлечься, посмеяться, порадоваться, а не для того, чтобы бегать, есть в буфете и во время представления и т. д.)

Дети, когда пойдете в цирк или театр, не забудьте эти простые правила.

Интегрированное занятие

Развитие речи и физкультура

Старшая группа

Воспитатель:

Ляшкова А.Н.

Самоанализ

Вид: Интегрированное занятие развитие речи и физкультура

Тип: Занятие повторно – обобщающее. Занятие проводилась в форме игры.

Тема: «Цирк»

В течение занятия решались задачи: образовательная, развивающая, воспитательная и оздоровительная.

Программное содержание:

    Закрепить навыки чёткой и правильной речи.

    Продолжать работу по активизации словаря детей, названиями предметов и действий.

    Упражнять в подборе прилагательных.

    Упражнять в правильном произношении всех звуков родного языка.

    Развивать воображение, слуховое внимание.

    Побуждать детей искать образные средства выразительной передачи движений.

    Воспитывать сплочённость, общительность, коммуникативность.

Использовала методы: словесный, наглядный, игровой.

Считаю, что дети с программным содержанием справились. Во время занятия отвечали на поставленные вопросы.

Дети умеют согласовывать существительные, глаголы, составлять простые предложения. Для выработки чёткого и правильного произношения взяла стихотворение, которое рассказал Вадим на закреплении звука Р, в игре наоборот дети подбирали слова противоположные по смыслу т.е проводилась работа над антонимами.

Для усиления эмоциональной сферы детей ввела игровой персонаж клоуна, а так – же атрибуты (шарик)

Считаю, что занятие удалось, детям было интересно.

Конспект занятия.

В. Ребята у меня есть предложение для вас, я предлагаю вам отправиться в цирк. Хотите?

В. Но сначала скажите мне, что такое цирк?

Д. Это большое здание в виде шатра с крышей куполом.

В. Хотя в нашем посёлке нет цирка, но может, кто -нибудь посещал цирковое представление. А что больше всего вам понравилось на цирковом представление?

Д. Выступление артистов и зверей.

В. Вспомните, пожалуйста, каких артистов можно встретить в цирке.

Дети перечисляют.

В. Правильно садитесь в кружок.

Ребята у меня есть портреты артистов, вы должны будете рассказать, в чём заключается роль каждого артиста цирка.

Дрессировщик – это артист, который обучает животных.

Жонглёр – это артист, который подкидывает и ловит разные предметы.

Клоун – это артист, который смешит детей и взрослых.

Фокусник – это артист, который показывает разные чудеса.

Воздушный гимнаст – это артист, который летает под куполом цирка, и выполняет разные номера.

Канатоходцы - это артисты, которые ходят по канату.

Акробаты – это артисты, которые выполняют акробатические номера, садятся на шпагат, ходят на руках.

Силачи – артисты, которые поднимают тяжёлые гири или штангу.

В. Правильно ребята, чего там только нет, это что – то волшебное, интересное.

Сильный стук в дверь, подбрасывают колпачок.

В. Ой, что это было, что случилось.

Ребята давайте подойдём, посмотрим.

Кто же нам через порог, кинул это колпачок?

В. Ребята, чей же это колпачок?

Д. Это колпачок клоуна.

В. Да это же не простой колпачок, колпачок с посланием. Послушайте что же здесь написано. Ребята случилась большая беда, старуха Шапокляк заколдовала всех артистов цирка. А ведь собиралась с вами в цирк. Как же теперь быть?

Ответы детей.

В. Нужно помочь артистам, может нам удастся сделать так, что старуха Шапокляк станет добрее и расколдует артистов. Как бы нам не опоздать, садитесь по быстрее в автобус. А пока едем, можем и поиграть. Я надеваю колпачок и называю слово, а вы подбираете к нему слово противоположное по значению, и передаёте колпачок следующему.

Я скажу далеко, а я отвечу близко

Грустный, весёлый

Много, мало

Медленно, быстро

Тихо, громко

Высоко, низко

Злой, добрый

Жарко, холодно

Смех, плач

В. Остановка цирк. Говорю в рупор. Прошу выходить.

Смотрите, правда, беда. Все артисты исчезли с манежа во всём виновата Шапокляк. Давайте представим, что мы артисты цирка. А я ведущая и буду объявлять. Кто выходит на манеж. И так мы начинаем представление.

Первым номером нашей программы выступают цирковые лошадки.

Становитесь по краю манежа, давайте пройдём по кругу и покажем, какие мы стройные, красивые лошадки, поднимаем ноги, носочки тянем к полу, покажем, как скачут лошадки весело, бодро, бьют копытцем.

А сейчас на манеже цирка канатоходцы, они ходят по канату. Руки расставлены в стороны, носок приставляем к пятке, под ноги никто не смотрит, все смотрят только вперёд.

На манеж цирка выходят силачи. Мы поднимаем тяжёлые гири, мышцы рук напряжены, руки как стальные, вот какие мы сильные. Поднимаем гирю правой рукой, потом левой, и обеими руками. Отпускаем гири на пол, руки расслаблены, висят как верёвки.

А вот и дрессировщик с тиграми. Они у него послушные. Легли на спину и ждут сигнала. Дрессировщик говорит алле, и тигры начинают перекатываться то в одну, то в другую сторону. Встали все. Звучит музыка.

Забегает клоун Бом.

К. Я весёлый клоун Бом люблю веселиться, шутить и играть.

В. Клоун Бом это не твой клоунский колпачок?

К. Да, это я вам отправил послание в своём колпачке, и хочу вам сказать большое спасибо за ваше выступление, старуха Шапокляк расколдовала всех артистов. И за это вам от всех артистов Волшебный шарик.

Много у меня чудес

Дождь пойдёт на вас с небес

Будет молния и гром

Вас веселит затейник.

К. Понравился ребята вам наш цирк?

К. А что больше всего вам понравилось?

Ответы детей.

В. Ну а нам ребята пора возвращаться в свою группу.

До свидание клоун Бом.



Вверх