Юрий яковлев произведения. Юрий яковлев краткая биография. Биография писателя: ранние годы

Юрий Яковлевич Яковлев - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, отец известного израильского писателя Эзры Ховкина. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Яковлев - это псевдоним писателя, взятый по его отчеству, настоящая фамилия - Ховкин.

Биография Юрия Яковлева характерна для многих писателей его поколения: школа, Дом пионеров, армия, война, Литературный институт. Взрослым сделала его война, она дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления. У него были хорошие учителя в литературе - Гайдар, Фраерман. Особенно любил Яковлев повесть Фраермана .

Еще мальчиком он начал писать стихи и был членом "литературного клуба" Дворца пионеров. В 1940 году прямо со школьной скамьи он был призван в армию, а через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. Артиллерист-зенитчик, в дни Великой Отечественной войны, Яковлев оборонял Москву от налетов фашистских самолетов, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

На войне окончательно определилось его стремление стать писателем. В годы войны Юрий Яковлев печатался в воинской газете "Тревога". К моменту поступления в литературный институт, у Яковлева уже было опубликовано несколько детских книг стихов. Яковлев Юрий Яковлевич закончил литературный институт имени Горького в 1952 году. Дипломной работой его была поэма. Вступал в литературу как автор стихотворных книг для детей. Сотрудничал с литературным клубом "Бригантина" 74 московской школы, в котором выступал со своими новыми рассказами. Это общение давало писателю уверенность, что он знает своих героев, понимает сегодняшнего подростка, его духовный мир, движения, жесты, своеобразный ребячий язык. Был журналистом, много ездил по стране, писал очерки. Став уже убежденным прозаиком, побывал за рубежом: в Турции, во Франции, в Англии и Италии.

Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии.

Первая книга "Наш адрес" - детская книга, выпущена издательством Детгиз в 1949 году. Вторая книга - "В нашем полку", где собраны стихи о войне. Институт окончил будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей. В кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм».

В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Ю. Я. впоследствии воспроизвёл . Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.

Основные идеи прозы Юрия Яковлева - благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца (см. «Гамлет»).
Подробно и развёрнуто педагогико-эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия.

Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям - эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы - о детях и о войне, о животных и о людях - сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.

Биография писателя: ранние годы

Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора - Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлевич служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.

Стихи войны

Стихи начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.

Литературная жизнь

Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.

В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге - «В нашем полку» - он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для него стала не только работой, но и страстью.

Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране - встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.

Для маленьких читателей

Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества - он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой - «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.

Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет - его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.

Откуда приходят герои

Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты - о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами - показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой - героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.

Творчество писателя

Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:

  • «Реликвия».
  • «Жить нам суждено».
  • «Где стояла батарея».
  • «Позавчера была война».

Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, - именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:

  • «Травести».
  • «Трудная коррида».
  • «Автопортрет».
  • «Иван-виллис».
  • «Дочь преферансиста».

Жизненные сценарии

Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:

  • «Первая Бастилия».
  • «Мы с Вулканом».
  • «Красавица».
  • «Всадник над городом».
  • «Пущик едет в Прагу».

Книги Яковлева - это своеобразные учебники жизни. Основные темы - школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы - благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.

  • «Багульник».
  • «Он убил мою собаку».

Три простых истории

  • «Тайна Фенимора» - каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».
  • «Продается старая лошадь» - мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. "Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас", - думает расстроенный мальчик.
  • «Полосатая палка» - Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась - полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.

Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. "Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит", - говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животными. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории.

Юрий Яковлев

Рассказы и повести

Я детский писатель и горжусь этим.

Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», – писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

Ю. Яковлев – один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что… удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником – не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева – обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.

«Мои герои – мои бесценные веточки багульника», – говорил писатель. Багульник – это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» – мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе – «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.

В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, что же позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.

В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?

В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо»… Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной – подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.

Но можно ли с самого начала однозначно сказать, что Леня – персонаж отрицательный? Часто ли мы в реальной жизни внимательны к своим близким? Мальчик думал, что окружающий мир будет неизменен всегда: мама с папой, бабушка, школа. Смерть нарушила привычный для героя ход вещей. «Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей… Но больше всех доставалось Баваклаве. Прикрикивал на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя… другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный!» Жалко, что иногда сознание собственной вины приходит слишком поздно.

Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.

Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.

Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая»?.. Столько мыслей, воспоминаний, но… вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости – это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.

Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).

Ю. Яковлева всегда интересовала пора детства, когда, по его словам, «решается участь будущего человека…В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».

С уже выросшими героями Ю. Яковлева мы знакомимся в рассказе «Бамбус». Сначала мы видим персонаж будто приключенческого романа, который живет «на краю света, в избушке на курьих ножках», курит трубку и работает предсказателем землетрясений. Приехав в город своего детства, Бамбус разыскивает учеников своего класса: Коржика, который теперь стал майором, Валюсю – врача, Чевочку – директора школы и учительницу Певицу Тра-ля-ля. Но не только для того приехал загадочный Бамбус, чтобы увидеть своих повзрослевших друзей, главная его цель – попросить прощение за давнюю шалость. Оказывается, когда-то, учась в пятом классе, этот Бамбус выстрелил из рогатки и попал в глаз учительнице пения.

Слетел ореол романтики – остался пожилой уставший человек и его злая выходка. Много лет его мучило чувство вины, и приехал он потому, что нет судьи страшнее, чем собственная совесть и нет срока давности у некрасивых поступков.

Юрий Яковлевич Яковлев (1923-1996) - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.
В автобиографии он писал: "Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии".
Творческая деятельность началась с написания стихов. "Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военкором газеты "Тревога". В газете часто печатались мои стихи, очерки и материалы о боевом опыте зенитчиков".
Первая книга "Наш адрес" - детская, выпущена издательством Детгиз в 1949 году.
Вторая книга - "В нашем полку", где собраны стихи о войне.
Окончил Литературный институт им. М. Горького в 1952 г., уже будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей.
В прозе с 1960 г. (повесть «Станция Мальчики»), в кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм».
Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: «Умка» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Зимородок» (1972), «Был настоящим трубачом» (1973), «Верный друг Санчо» (1974), «У меня есть лев» (1975), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1977), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), «Родился я в Сибири» (1982), «Семеро солдатиков» (1982), «Площадь Восстания» (1985).
Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью. А также благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца (см. «Гамлет»).
Подробно и развернуто педагогико-эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия. Страсти по четырем девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако - персонажи официального советского культа «борьбы за мир»), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).



Вверх