Внеклассное мероприятие по истории «Историческая мозаика. Разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум»

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия по истории

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Занимательная история»

Выполнила

преподаватель И.Н. Алейникова

Рассмотрено и одобрено

для использования

в воспитательном процессе

протокол №__ от «___» декабря 2014г.

председатель МК классных руководителей

__________________Т.П. Прокофьева

С. Ютановка, 2014г.

Игра: Что? Где? Когда? «Занимательная история»

Игра «Что? Где? Когда?» позволяет освоить такие элементы курса, как знание карты, хронологии, терминологии, синхронности событий, надо только систематизировать вопросы по их содержанию и характеру.

Для проведения игры избирается жюри.

Команда формируется из учащихся 12,13,14,15 групп по 2 человека от группы.

На ответ отводится от 1-2 минуты. Жюри следит за тем, чтобы болельщики не подсказывали игрокам.

Спорные вопросы жюри обсуждает сообща, преподаватель при подведении итогов указывает на сильные и слабые стороны ответов учащихся и вручает победителям призы.

Игра идет до 5 очков.

Итак! Начнем!!! Гонг!!!

Вопросы

    В средние века лучшим временем для свадеб был июнь. В настоящее время невеста, выходя замуж, держит в рука букет цветов.

Уважаемые знатоки! А откуда взялась такая традиция?

Ответ: Люди впервые купались в мае и запах немытого тела невеста маскировала большим букетом цветов.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь?

Ответ Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    Эта фигура в геометрии считается самой устойчивой и знакома человечеству уже более 6000 лет.

Ответ Пирамида

    Все мы каждый день пользуемся некими предметами. Раньше и было огромное множество видов, но теперь остался только 1 вид, но в каждой стране свой. Уважаемые знатоки, что это за предметы?

Ответ Деньги. Раньше и заменяли различные предметы: рыба, меха, золотой песок.

    Все мы живем в умеренном климате, в котором идут очень часто дожди. В Средние века люди при строительстве домов использовали солому для крыши. Это был самый теплый уголок в доме. Он становился прибежищем для кошек и других мелких животных и насекомых. В это же время появились кровати с пологом и балдахином. Эти два факта связаны друг с другом напрямую. Уважаемые знатоки! Почему возникла необходимость делать кровати с пологом?

Ответ: Во время дождя кошки, мышки и насекомые, которые жили в соломенных крышах, залазили внутрь крыши и часто падали на спящих. Чтоб избежать этого неприятного события и стали делать кровати с высокими спинками и натягивать между ними полог.

    В Древней Греции тоже проходили выборы. Использовали для этого белые и черные бобы. Голосующий при согласии бросал в вазу белый боб, а при несогласии черные. После голосования бобы пересчитывали. Каких бобов было больше, тот и выигрывал выборы. Уважаемые знатоки! А что было после этого?

Ответ: Греки все вместе варили кашу из этих бобов и ели ее.

    Черный ящик . В Древней Греции ЭТО носили и мужчины, и женщины, позаимствовав ЭТО из Персии. Египтянам ЭТО было привычно издавна. У римлян ЭТО вошло в употребление на заре Империи, причем имперские модницы обожали получать ЭТО из Германии. А во Франции ЭТО впервые начал широко использовать Людовик XIII в 1624 году.

Ответ Парик

    Воины персидского царя Дария Великого (521-486 гг. до н.э.) на привалах использовали свои медные щиты как сковородки. На них выпекали плоские лепешки из пресного теста, а сверху клали сыр, солонину и финики.

Вы когда-нибудь пробовали то блюдо, которое в итоге получилось?

Ответ Пицца

    Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови. А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти?

    Известный китайский руководитель середины ΧΧ века Мао Дзедун решил провести реформу сельского хозяйства. А именно, было решено истребить все вредителей в пределах Китая. В черный список попали мыши, крысы, мухи, комары и эти пернатые. Было подсчитано, что одна такая птица в год съедает 45 кг зерна. Истребление 194 тысяч этих птиц привело к голодной смерти 30 млн. человек. Что это за птица?

Ответ Воробей

Итак! Подведем итоги!

Пояснительная записка

Тип мероприятия : деловая игра.

Цель мероприятия: способствовать развитию интереса учащихся к истории, привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия, воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувство национальной гордости и патриотизма, в нестандартной форме проверить знания учащихся по изучаемому периоду.

Примечание: отдельные задания данного мероприятия могут быть использованы и на уроках в различных его структурных элементах.

Задачи мероприятия :формирование учебных действий учащихся

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию, выполнять творческое задание.
  2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
  3. Коммуникативные - взаимодействовать в команде, организовывать работу в команде, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны.

Предметные УУД - освоение содержания учебного материала главы «Русь в IX-XII веках».

Межпредметные и межкурсовые связи : работа с литературным источником «Слово о полку Игореве» (+литература), работа с картой (+география), работа с классмейтами (+информатика).

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения мероприятия:

1) мультфильм «Песнь о вещем Олеге» по материалам Интернет-ресурсов

2) материалы сайта «Методическая копилка» http://zanimatika.narod.ru/RF19.htm

3) электронное приложение в составе используемого УМК (см. станция «Интерактивная»)

4) «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 кл. Дидактические материалы. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. - Москва, ДРОФА, 2000 год;

5) атлас «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс. Москва, издательство «ДИК» ДРОФА, 2013 год.

Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, классмейты (см. задания по станциям), набор карточек с заданиями.

Использование информационно-коммуникативных технологий: показ мультфильма, работа с классмейтами.

Планируемые результаты (формируемые компетентности):

Активизация интереса к истории;

Высокий уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;

Формирование (отработка) умений указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты правления правителей отечественной истории; характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; работать с исторической картой; логично, ясно и точно формулировать и аргументировать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией (формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

Деловая игра

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6 класса

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Команды могут состоять из любого количества человек, возглавляет команду капитан.

Мероприятие удобнее проводить либо в большой аудитории, либо в актовом зале школы. В этом помещении должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также 7 столов (шесть столов - это станции, седьмой стол - для членов жюри). Каждая станция имеет своё название - «Литературная», «Что? Где? Когда?», «Географическая», «Интерактивная», «Хронологическая», «Исторический калейдоскоп».

Команды поочередно перемещаются по всем станциям (в произвольном порядке) и выполняют задания, соответствующие названию данной станции. Задание станции «Исторический калейдоскоп» требует больших временных затрат и одновременного присутствия представителей всех команд, поэтому по 3 человека от каждой команды в начале перемещения по станциям сразу же приступают к работе на этой станции.

Баллы команд, набранные ими на каждой станции, вносятся в путевой лист (см. Приложение) команды (он выдаётся командам в начале игры и сдаётся в жюри в конце игры). В качестве экзаменаторов на станциях, ведущих, членов жюри и помощников желательно привлекать учащихся старших классов.

Кроме перемещения по станциям, игра предполагает и представление команд (название, девиз, эмблема). Команда-победитель определяется по совокупным результатам всей игры, а также по времени, затраченному на прохождение всех станций.

Порядок проведения мероприятия:

1) представление команд;

2) просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»;

3) перемещение по станциям;

4) подведение итогов и награждение победителей.

Представление команд

Каждая команда в произвольной форме представляет название, девиз, эмблему, которые оцениваются по пятибалльной шкале.

Просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»

Фильм демонстрируется всем участникам игры. Перед просмотром ведущие акцентируют внимание зрителей на том, что после его просмотра команды получат задание, основанное на содержании поэмы А.С. Пушкина.

Перемещение по станциям

Станция «Литературная»

Задание - командам предлагается по 3 карточки с отрывком поэмы, часть слов которой выделена жирным шрифтом; участникам необходимо объяснить значение этих слов. При оценивании ответов учитывается правильность трактовки терминов, а также скорость выполнения задания.

Песнь о Вещем Олеге Александр Сергеевич Пушкин

1. Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам :
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
2 . Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник ,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
3. «Скажи мне, кудесник , любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
4. «Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
5. Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда :
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
6. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ , и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
7. Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю .
И холод и сеча ему ничего
Но примешь ты смерть от коня своего».
8. Олег усмехнулся - однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
9. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други , возьмите коня!
10. Покройте попоной , мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
11 . Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
12 . «А где мой товарищ? - промолвил Олег. -
Скажите, где конь мой ретивый ?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу : на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
13. Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник , ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
14. Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости ,
И видят - на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
15. Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне , уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
16. Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
17. Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились он.

Станция «Что? Где? Когда?»

Задание - каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек и отвечает на вопросы. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

1. Одна её часть состояла из «лучших» - бояр и начальных людей, другая - из «молодших»- отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь? (О дружине - отборном княжеском войске).

2. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь)

3. Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)

4. Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»?
(Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню)
5. Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «березозол»?
(Это было время сожжения деревьев и удобрения земли)
6. Назовите основное занятие древних славян в августе, если этот месяц у них назывался «серпень». (Это было время жатвы и увоза снопов с поля)

7. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства)
8. Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег Вещий)
9. Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. (Олег)
10. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Как называлось это верование? (Язычество)
11. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? (Род)
12. В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян)

13. В каком веке (году) отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20 веке, в 1998 году)

Станция «Географическая»

Задание - команды «вытягивают» одну карточку, на которой указан номер страницы атласа, по карте которого (используя легенду и условные обозначения) необходимо составить рассказ по определенной теме. Ответ/рассказ команды оценивается по пятибалльной шкале.

номер страницы - название карты/рассказа

стр. 6 - «Образование Древнерусского государства»

стр. 8 - «Походы князя Игоря»

стр. 9 - «Походы князя Святослава»

стр. 11 - «Походы киевских князей в конце X - первой половине XI века»

Станция «Интерактивная»

Задание - команды «вытягивают» карточки с номером, указывающим на задание электронного приложения к главе «Древняя Русь», и выполняют их с помощью классмейтов. Баллы команде выставляются, исходя из системы оценивания, предусмотренной электронным пособием.

Станция «Хронологическая»

Выбор задания (одного из двух) осуществляется учителем заранее так, чтобы все команды получили одно и то же задание, т.е. оказались в равных условиях.

Задание № 1 - командам необходимо разложить карточки (расставить отрывки из «Повести временных лет» по теме «Крещение Руси») в хронологической последовательности. За каждую верную позицию команда получает по одному баллу.

Крещение Руси

1. …после всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.

2. … И повелел крестить себя… Многие из дружинников, увидев это, крестились…

3. В год 6495 (987). Создавал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Затем приходили немцы хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многие говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира…»

4. .. «Вот взяли уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и о послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь…»

5. …Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечете, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоту не видели ни какой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы…»

6. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего ни кто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»…

7. …И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и проводить людей на крещение по всем городам и селам…

8. ..И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году прошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, затворились корсуняне в городе…

Ключи - 36584217

Задание № 2 - командам необходимо составить дату (указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) - дополнительный балл.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать, на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Подведение итогов и награждение победителей.

Историческая викторина

8 класс

Гордиться славою своих предков не только

можно, но и должно; не уважать оной – есть

постыдное малодушие …

I тур Разминка (по 8 вопросов каждой команде, за правильный ответ – 1 балл)

  1. В какой части Евразии жили восточные славяне? (Восточная Европа)
  2. Название религии восточных славян? (язычество)
  3. Князь, автор «Русской Правды» (Ярослав Мудрый)
  4. Имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
  5. Название и автор первой древнерусской летописи? («Повесть временных лет» Нестора)
  6. Как была названа «история пугачевского бунта» А.С. Пушкина? (Капитанская дочка)
  7. Столица Древней Руси? (Киев)
  8. Какой город был назван татаро-монголами Злым городом? (Козельск)
  9. Как называлась династия русских князей, правивших с 10 по 16 век? (Рюриковичи)
  10. Как называлась династия русских царей, правивших с 1613 по 1917 годы? (Романовы)
  11. Назовите имена киевских князей выряжского происхождения? (Рюрик, Аскольд, Дир, Олег)
  12. Назовите восточнославянские племенные союзы? (поляне, древляне, кривичи, радимичи, северяне, вятичи, уличи, тиверцы, ильменские славяне, бужане, полочане)
  13. Как называлось княжеское войско? (дружина)
  14. Народное собрание, решающее основные вопросы общественной жизни Древней Руси? (вече)
  15. Назовите дату, место Ледового побоища. Кто его возглавлял? (1242 год, 13 век, Чудское озеро, Александр Невский)
  16. Назовите дату, место Куликовской битвы. Какой князь стоял во главе? (1380 год, 14 век, на Куликовом поле, Дмитрий Донской)

Задание: соотнесите славянских языческих богов

Перун – бог грома, молний, войны.

Велес – бог скотоводства.

Сварог – бог огня

Мокошь – богиня плодородия

Ярило – бог солнца

Лада – богиня весны

III тур Гонка за лидером (за правильный ответ – 1 балл)

  • Между кем в 1700 – 1721 годах проходила Северная война? При правлении какого императора? (между Швецией и Россией, при Петре I )
  • Смутное время в России связано с появлением самозванцев. Назовите их прозвища?

Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев, слуга бояр Романовых)

Лжедмитрий II (тушинский вор)

Пугачев Емельян (Петр III )

  • Крестьянская война 1773 – 1775 годов под предводительством Е. Пугачева произошла в правление … (Екатерины II )
  • В чье правление произошли Соляной 1642 г. и Медный 1648 г. бунты? (Алексея Михайловича)
  • Кто входил в состав «Негласного комитета»? (Новосильцев, Строганов, Кочубей, Чарторыйский)
  • Кто из российских императоров прорубил так называемое «окно в Европу»? (Петр I )

IV тур Решение кроссворда «Отечественная война 1812 года»

V тур Составление синквейна

Петр I

Александр I

Подведение итогов викторины.

Историческая игра 7 класс

«Кто хочет стать знатоком истории?»

Колногорцева Ирина Михайловна,

учитель истории МОУ «СОШ № 12»

Цель игры: в занимательной форме расширить и углубить знания истории России в контексте всеобщей истории.

Участники игры: учащиеся 7-х классов, желающие проверить свои знания и побороться за приз. Игрок выбирается на основе конкурсного задания.

Продолжительность игры -40 минут.

Порядок игры.

Вначале игры и перед каждым туром ведущий обращается ко всем игрокам с просьбой выполнить конкурсное задание. Тот, кто первым поднимет руку и правильно выполнит задание, становится игроком первого или очередного тура.

Условия игры.

Игроку необходимо ответить на 15 вопросов. После пяти первых вопросов (разминочных) игрок получает первый «несгораемый» приз – «четверку» в журнал. Далее за каждый правильный ответ игрок получает по 10 баллов, а после правильного ответа на десятый вопрос он получает право на оценку «пять» по истории с выставлением в журнал. Каждый правильный ответ на 11 – 14 вопросы оценивается в 100 баллов, а ответ на 15 вопрос – это 500 баллов и вторая «несгораемая пятерка» в журнал, а также главный приз – звание «Знатока истории» с вручением символической медали.

Все вопросы написаны на табличках, там же даны четыре ответа, правильным из которых является только один.

Ведущий и игрок сидят за столами напротив друг друга. Кроме них вести игру помогают рефери-судьи и секретари, которые ведут протокол игры.

Ведущий кладет перед игроком пронумерованные таблички заданием вниз. Игрок берет их и слушает, как ведущий зачитывает задание. Затем он отвечает на вопросы, причем желательно, чтобы его рассуждения слышали зрители.

Игрок имеет право на три подсказки:

совет с залом (подсказка определяется простым подсчетом поднятых рук, который проводит рефери);

совет друга;

совет магистров.

Свои ответы игрок должен обосновать, т.е. показать логику ответа.

Таблица баллов

номер вопроса

количество

баллов

4 (оценка «4»)

50 (оценка «5»)

(вторая оценка «5»)ПОБЕДА!

1. Что такое архив?

а) хранилище духов;в) хранилище документов;

б) хранилище кувшинов;г) хранилище мумий.

2. Что такое история?

а) наука побеждать;в) наука о превращениях;

б) наука о жизни людей в прошлом;г) наука о звездах.

3. Как назывались первые коллективы людей?

а) человеческие сборы;в) человеческое собрание;

б) человеческое стадо;г) человеческая группа.

4. В какой части Евразии жили восточные славяне?

а) восточная Европа;в) западная Европа;

б) малая Азия;г) Балканы.

5. Какую религию исповедовали восточные славяне?

а) христианство;в) буддизм;

б) ислам;г) язычество.

6. Имя князя, крестившего Русь?

а) Ярослав;в) Олег;

б) Владимир;г) Святослав.

7. В каком году было крещение Руси?

а) 988 г.;в) 766 г.;

б) 898 г.;г) 1000 г.

8. Что относится к нововведениям петровской эпохи?

а) введение нового летоисчисления;

б) появление первых печатных книг;

в) основание лицея в Царском селе;

г) открытие Московского Университета.

9. Дата Медного бунта?

а) 1850 г.;в) 1662 г.;

б) 1768 г.;г) 1648 г.

10. Как была названа «История пугачевского бунта» А.С. Пушкиным?

а) «Капитанская дочка»;в) «Генеральская дочь»;

б) «Дочь полка»;г) «Сын полка».

11. Кому отомстила княжна Ольга за смерть князя Игоря?

а) полянам;в) радимичам;

б) древлянам;г) вятичам.

12. Какой город был столицей Древней Руси?

а) Углич;в) Киев;

б) Новгород;г) Полоцк.

13. Кто на Руси положил начало созданию свода законов Русская

Правда?

а) Ярослав Мудрый;в) Святослав;

б) Владимир;г) Олег.

14. Какое княжество возглавило борьбу Руси против ордынского ига?

а) Галицко-Волынское;в) Владимиро-Суздальское;

б) Московское;г) Новгородская земля.

15. Государство, созданное монголами на границах Руси?

а) Золотая Орда;в) Византия;

б) Волжская Булгария;г) Тюркский каганат.

1. Что, по выражению древних славян, не сваришь с лентяем и

неумехой?

а) кашу;в) суп;

б) щи;г) пельмени.

2. Как называлась ханская грамота, дающая право быть Великим

князем на Руси в XII – XIV в.в.?

а) ярмо;в) ярлык;

б) ясак;г) басма.

3. На каком поле произошла битва русских воинов с монголо-

татарами в 1380 году?

а) на Утином;в) на Гусином;

б) на Куликовом;г) на Вороньем.

4. Как называлась династия русских князей, правивших с X по XVI

век?

а) Рюриковичи;в) Ольговичи;

б) Романовичи;г) Мономаховичи.

а) холопы;в) посадские;

б) отходники;г) дворяне.

6. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева проходила

в царствование?

а) Екатерины I ;в) Екатерины II ;

б) Павла I ;г) Петра III .

7. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников

(старообрядцев)?

а) монастырь;в) посад;

б) скит;г) хутор.

8. Дата Соляного бунта?

а) 1648 г.;в) 1676 г.;

б) 1649 г.;г) 1645 г..

9. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу?

а) Иосаф;в) Никон;

б) Игнатий;г) Филарет.

10. Основатель Славяно-греко-латинской академии?

а) А.Л. Ордин-Нащекин;в) Симеон Полоцкий;

б) В.В. Голицын;г) Филарет.

11. Какая страна не была союзником России в Северной войне?

а) Англия;в) Речь Посполитая;

б) Дания;г) Саксония.

12. Гетман Украины?

а) Александр Меньшиков;в) Никита Демидов;

б) Иван Мазепа;г) Эрнст Бирон.

а) канты;в) канон;

б) ассамблея;г) ария.

14. Что означает титул «Чингисхан»?

а) океан-хан (от океана до океана);в) воин;

б) властелин мира;г) завоеватель.

15. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора

дани?

а) полюдье;в) вече;

б) вервь;г) подать.

Внеклассное мероприятие по истории: « КВН: КЛУБ ВЕСЕЛЫХ и НАХОДЧИВЫХ»

7 класс

Тема: «Виват история!».

Цели: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом

периоде «Образование единого русского государства. Московская Русь.XV I-XVIIIвв»

2. Развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей

учащихся в области истории.

3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое

страны, повышение общей культуры средствами учебного предмета.

Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,

дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку

зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.

3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать

у них веру в свои силы.

4. Привлечь к подготовке и проведению внеклассного мероприятия родителей.

Оборудование: карта «Образование и расширение Российского государства. XIV-XVIвв»,

компьютерная презентация «Московская Русь в XIV-XVIвв », таблицы по

истории(портреты Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Ивана III;

иллюстрации картин «Утро на Куликовом поле», «Стояние на Угре»,

«Московский кремль при Дмитрии Донском»), исторические кроссворды,

рисунки учащихся.

Подготовительный этап:

1. Учащимся заранее дается домашнее задание

Придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему;

Подготовить вопросы соперникам;

2.Индивидуальные и общекомандные консультации по теме игры.

3. Оформление аудитории.

Ход игры:

Звучит музыка из юмористической игры «КВН»

Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые. Каждый человек, любящий Родину, должен знать ее историю. Сегодня в Клубе Веселых и Находчивых мы совершим увлекательное путешествие. Тема нашего занятия « Виват история!» Перед вами представители 2 команд: команда «Знатоки» и команда «Следопыты». А активную помощь в подведении итогов нашего интеллектуального состязания нам окажет наше компетентное жюри. Идет представление жюри. А так же ведущая …

Прошу поаплодировать нашим сегодняшним «судьям»,гостям. (звучит музыка из юмористической игры КВН).

Ведущий : Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы непременно начинаем! И для начала давайте займемся приветствием. Команды, представьтесь, пожалуйста!

I. Конкурс «Приветствие».

(участники игры представляют свою команду: девиз, приветствие соперникам, эмблему, конкурс оценивается в 4 балла).

    Команда «Знатоки»,

Мы команда «Знатоки»,

Нам сдаваться не с руки.

Проиграем – не заплачем,

Но желаем всем удачи.

    Команда «Следопыты»,

Все дороги нам открыты.

Пусть мы спорим и играем,

Но успеха всем желаем.

Ведущий : Отлично! Приветствие команд окончено. И теперь нас ждет первый конкурс – разминка.

II. Конкурс «Разминка».

(команды задают друг другу по 3 подготовленных вопроса, за каждый правильный ответ- 1 балл, если нет ответа, то отвечают представители другой команды или болельщики).

(подведение итогов первых двух конкурсов).

Ведущий:

В чем смысл поговорки «по Сеньке и шапка»?

Во время правления Ивана Грозного бояре красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось: чем выше шапка, тем более знатный род. Простые же люди не имели права, да и не по средствам им было носить такие роскошные шапки. Отсюда и поговорка «по Сеньке и шапка».

Учитель: III. Конкурс «Вопросы от…».

Презентация за каждый правильный ответ 1 балл

Ведущий

О наших предках, людях долга
Могли рассказывать мы долго,
Их славная течет в нас кровь,
Им – наша память и любовь”.
Учитель

Для участия в следующем конкурсе от каждой команды приглашается по два человека от команды на доске портреты известных людей, необходимо написать чем прославился каждый из этих людей каждый вибирает по одному портрету.

IV. Конкурс «Кто есть кто? ».

Иван Петрович Кулибин

Михаил Михайлович Щербатов

Иван Иванович Бецкой

Федор Фёдорович Ушаков

Григорий Александрович Потёмкин

Андрей Матвеевич Матвеев

Василий Васильевич Голицин

Ведущий: Это интересно. История в поговорках и пословицах.

Что означает выражение «Кричать во всю Ивановскую?».

В память об отце Иване Великом, царь Василий возвел в Кремле колокольню Ивана Великого. Согласно указу царя, она должна вечно оставаться самым высоким строением Москвы (81 метр). На площади перед колокольней в те времена оглашали царские указы, которые кричать надо громко, чтобы все слышали. Отсюда и пошло выражение «Кричать во всю Ивановскую».

V . Учитель: следующий конкурс «Какие события произошли в эти годы?» участвуют по два человека от команды, которые получают карточки с заданием и отвечают

(1606 – 1607 Восстание И. И. Болотникова

1755 Основание Московского университета

1783 Присоединение к России Крыма

1799 Итальянский и Швейцарский походы А. В, Суворова

Учитель

А сейчас Конкурс «Расположи по порядку». Необходимо на время расположить портреты императоров по порядку их правления, начиная с самого раннего приглашаются по два участника от команды

Анна Иоановна

Пётр I

Елизавета Петровна

Павел I

Петр II

Екатерина I

Ведущий: Дорогие ребята – участники команд, а давайте проверим, правильно ли вы выбрали своих капитанов. Конкурс капитанов! Капитаны прошу выйти к доске.

за 1 минуту капитан каждой команды должен ответить на большее число вопросов

VII. Конкурс капитанов «Бегущие минутки».

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

А сейчас предоставляется право зрителям задать вопросы командам

Учитель VIII . Конкурс « Игра со зрителями» (оценивается в 2 б)

Зрители задают вопросы. Любая команда на них отвечает.

Ведущий: Ну а теперь время творческого конкурса

IX . Конкурс «Домашнее задание»

Игрокам предлагается за короткое время нарисовать на правителей дружеские шаржи на фоне исторической эпохи и «защитить» свои творения.

А также разыграть сцену из жизни этого человека

(оценивается в 4 балла)

Ведущий: Игра с болельщиками. Конкурс «Анаграммы».

- Переставьте буквы таким образом, чтобы получились известные исторические имена, названия).

М Е Р К Л Ь – Кремль

ИРЧИНИГ - Чигирин

ЕНИЕОЛЧПО - Ополчение

ЯЛГЛИКЕО - Коллегия

Выступление команд

Слово жюри подведение итогов

Учитель: Вот и выявлены наши сегодняшние победители. Поздравляю с победой! Спасибо за внимание и активную работу.

Рефлексия

1. Верите ли Вы, что первый школьный
звонок был водяным?

(Да. Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, жившего за четыреста лет до нашей эры. Придуманный Платоном прибор состоял из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя оттуда воздух, который по специальной трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Таким образом Платон созывал своих учеников на занятия.)

2. Верите ли Вы, что у некоторых африканских племен до сих пор сохранился обычай породнения прическами?

(Да. Этот обычай заключается в том, что под музыку и пение пять или шесть родственников сбривают наголо волосы, укладывают их в специальный кувшин, заливают составом из глины, песка и воды и тщательно перемешивают. Полученную массу делят и в виде плоских маленьких блинов кладут на макушку как символ родства и дружбы. Иногда эти глиняные нашлепки передают из поколения в поколение. Если в семье умирает отец - глава семьи, то его глиняную шапочку со сбритыми волосами по наследству по­лучает старший сын - продолжатель рода.)

3. Верите ли Вы, что в XIX в. были изобретены специальные чернила для слепых?

(Да. В прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал такие чернила. Стоило ими написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф.)

4. Верите ли Вы, что самый большой в мире глобус был изготовлен для Московского планетария и весил 5 тонн?

(Нет. Так как в действительности самый большой в мире глобус был изготовлен для Парижской выставки 1899 г. и его вес составлял почти 10 тонн. Этот глобус вращался вокруг своей оси со скоростью, соответствую-

щей скорости вращения Земли. На нем были нанесены рельеф земной коры, границы стран, морские пути, железные дороги, маршруты известных путешественников и даже обозначены залежи полезных ископаемых.)

5. Верите ли Вы, что любой житель западногерманского города Филинген может позвонить Юлию Цезарю?

(Да. Дело в том, что в этом городе за плату можно поместить в телефонную книгу номер практически любого человека. Этим часто пользуются шутники, внося в справочник имена и фамилии известных исторических деятелей. В частности, если открыть данную книгу на соответствующей букве, то можно прочитать следующее: "Юлий Цезарь, про­фессия - тиран, телефон 8-4536".)

6. Верите ли Вы, что индейцы Антильских островов рыбную ловлю называют охотой, потому что охотятся они с помощью одних рыб за другими, а гончих рыб спускают в воду, привязывая к их хвостам бечевки?

(Да. Именно такое наблюдал и впоследствии описал Христофор Колумб. Вот окон­чание его рассказа: "Рыбы же эти величиной с угря, и пасть у них очень широкая с множе­ством присосков, как у каракатиц... Когда их бросают в воду, они сразу же присасываются к любой рыбе и не отпускают ее, и оторвать этих рыб от своей жертвы можно, только вытащив их из воды, а будучи в воде они выпускают добычу только мертвые. Рыбы эти очень легкие, и как только одна из них присосется к своей добыче, тянут за бечевку, привязанную к ее хвосту, и вытаскивают на поверхность, отбирая здесь у нее добычу".)

7. Верите ли Вы, что экипаж второй экспедиции Христофора Колумба был принудительно набран из каторжников и уголовных преступников, так как обыкновенные матросы не соглашались принять участие в опасном плавании?

(Нет. На самом деле подобная история произошла не со второй, а с первой экспеди­цией Колумба. После же ее триумфального завершения желающих отправиться с Колум­бом в новое путешествие было хоть отбавляй.)

8. Верите ли Вы, что в XV в. у рыцарей большой популярностью пользовались соревнования по прыжкам через стол и на стену?

(Да. Эти состязания развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые были необходимы им для успешного несения службы. Как гласит одна из надписей в коридоре королевского дворца в Мюнхене, наибольший успех в прыжках на стену сопутствовал баварскому князю Кристофу (1449- 1493), который вырвал гвоздь, забитый на высоте 3,4 метра.)

9. Верите ли Вы в то, что в то время, когда в Бирме еще правили короли, их полный титул звучал следующим образом: "Король королей, которому послушны все остальные

владыки; управляющий временами года, полновластный повелитель приливов и отливов, младший брат Солнца, владеющий двадцатью четырьмя зонтиками"?

(Да. Именно так он полностью и звучал.)

10. Верите ли Вы, что одно из правил средневекового испанского этикета гласило: "Королева Испании не имеет права смеяться"?

(Да. Более того, при королеве все время находилась специальная дама преклонного возраста, единственная обязанность которой заключалась в том, чтобы с утра до ночи хо­дить по пятам за королевой и строжайше следить за соблюдением ею вышеупомянутого правила.)

Игра «Шаги истории» разработана для проверки знаний учащихся 7-9 классов по истории России. Рассчитан на 40 - 45 минут.

Задания разработаны на на основе учебников История России для 7-9 классов (авторы Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина).

Целевая аудитория: 7- 9 класс

г. Красновишерска Пермского края

Мероприятие «Шаги истории»

1.Усилить интерес к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью.

2.Сочетать различные составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся.

3.Развивать познавательный интерес, любознательность учащихся.

4.Развивать взаимодействие между учащимися разных классов школы.

5.Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

6.Прививать детям любовь к русским традициям.

7.Развивать у детей умение различать и понимать названия традиционных праздников.

В игре принимают участие учащиеся 7- 9-х классов.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день участники интеллектуальной игры «Шаги истории».

Представление жюри.

Участвуют три команды 7. 8, 9 классы.

1 задание:

Каждая команда составляет себе название из слогов (выдаются конверты):

«Как мы лодку назовем, так она и поплывешь»

1. Муш ке тё ры Ра ду га

2. Друж ба Со кол

3. Прог ресс Ли - дер

После того, как будут выбраны названия, команды выбирают себе девиз

Выбрать девиз команде.

«Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!»

«Один за всех Все за одного» ,

«Быть выше всех»

«Дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!»

«Ни шагу назад,

Ни сколько на месте,

А только вперед

И только все вместе».

Девиз: «Если быть, то быть лучшими!»

1 задание Приветствие команд. Слайд 2

Ведущий: Продолжаем!

Соотнести несколько понятий: (на доске)

Каждый класс по 1 человеку:

Вчера Будущее

Сегодня Прошлое

Завтра Настоящее

Ведущий: Мы с вами отправляемся в прошлое, сегодня мы узнаем новое, повторим и закрепим то, что знаем.

2 задание «Зоркий историк» Слайд 3

Что стояло (лежало) на столах? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Миски, самовар, стеклянные бокалы, горшки, вилки, ножи, салфетки, ложки.

Что ели в древности? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Пироги, картофель, щи, кисель, чай, плов, квас, огурцы, репу, виноград, грибы, мед, курагу, капусту, молоко, хлеб, кофе.

Какие напитки готовили в Древней Руси? (Подчеркните из перечисленного правильный ответ.)

Соки, мед, квас.

3 задание «Историческое лото» Слайд 4

Год открытия в Красновишерске мемориала В. Шаламову.

Год образования города Красновишерска.

Дата образования «Вишерского» государственного природного заповедника.

Год основания нашей школы (Вспомогательной школы-интернат)

День Победы

День Снятия Блокады Ленинграда

4 задание «Предметы старины» Слайд 5-11

1.Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья. (Оберег)

2.Небольшой узкогорлый сосуд с одним, двумя или тремя носиками, подвешивался на цепи. (Рукомой)

3.Инструмент, важный в хозяйстве, иногда украшался резьбой, гравировкой, росписью? (Нож)

5 задание Выбери сам Слайд 12

1. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

2. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).

3. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

4. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами - киноварью, отсюда «красная строка»).

5. Объясните выражение «закатав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закатав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

6.Слиток серебра весом около 200 грамм. (Гривна.)

7. Верхняя одежда без пуговиц? (Армяк)

8. Представитель своего народа в другом государстве? (Посол)

9. Какие цари и сейчас находятся в Кремле? Ответ: Пушка и колокол.

10. Какой русский правитель велел казнить слона?

(Иван Грозный, так как слон не встал перед ним на колени)

6 задание «Эрудицион» Слайд 13

1.Металлическое или деревянное приспособление. В свадебном обряде перед началом сватовства этот предмет связывали с поленом. (Кочерга)

2.Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку? (Супруги)

3.Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол)

4.В старину на Руси это называли «мыльня». А теперь? (Баня)

5.Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил

(Традиция)

6.Древнейшее ручное орудие труда. Брат брата трет, белая кровь течет.

«Правители» (Жернова)

7 задание «Правители» Слайд 20

Эта правительница отомстила за своего мужа

Эта женщина - императрица, родом из Германии

Первая женщина - космонавт

8 задание Вопросы для обсуждения» Слайд 21-24

1.В Древней Руси в этом случае считалось, что замужняя женщина может принести вред окружающим. Что это за случай? «простоволосой»

2. Соляной бунт разгорелся из-за соли, чумной - из-за чумы: А этот начался в 1662 году из-за выпуска новых денег. Медный бунт

3. В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Не выходя из класса, наградите ведущего одной из высших наград того времени. Назвать его по имени-отчеству

9 задание «Старинная одежда» Слайд 25

Найдите слова относящиеся к стариной одежде:

На Руси исподняя одежда называлась зипуном.

К исподнему относятся и порты или штаны, шитые из полотна. Штаны и шаровары появились на Русской земле с приходом монголо-татар и прочно здесь закрепились.

Рубашки в старину назывались сорочками.

Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги.



Вверх