Виталий горяев. Виталий Горяев и его «фронтовые карикатуры Смотреть что такое "Горяев Виталий Николаевич" в других словарях

Ретроспективная выставка графики и живописи Виталия Горяева 1930–80-х годов сегодня начинает работу в ЦДХ

Сегодня в ЦДХ начинает работу выставка «Виталий Горяев: Линия жизни». Впервые за последние 30 лет пройдет крупная ретроспектива графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Николаевича Горяева (1910–1982).

На выставке экспонируются около 1500 работ, разделенных по десятилетиям: 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. Отдельным блоком показаны около 60 карикатур художника для журнала «Крокодил». В витринах представлены редкие книги с иллюстрациями В. Горяева.

Все мы в детстве читали стихи Агнии Барто, увлекались приключениями Тома Сойера и Гекльберри Финна Марка Твена, следили за гимнастом Тибулом и девочкой Суок Юрия Олеши. И всегда смотрели на этих литературных героев глазами Виталия Горяева. А его иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского вошли в золотой фонд отечественной книжной графики.

Виталий Горяев начал заниматься графикой в середине 1930-х. В этот период советская графическая школа переживала подъем, живы были традиции начала века, которые развивала мощная когорта новых советских рисовальщиков. Александр Дейнека и Владимир Фаворский были учителями Горяева. Кукрыниксы , Михаил Черемных , Леонид Сойфертис , Дмитрий Бисти , Георгий Верейский - его современники. В таком окружении нелегко было выработать свой почерк, стать узнаваемым. Горяев смог. И в журнале «Крокодил», в котором он проработал более полувека, и в военных «ОКНАХ ТАСС», журнале «Фронтовой юмор», газете «Красноармейская правда», и в работе над книгами О‘Генри и Марка Твена, рисуя страну, которую никогда не видел.


Интересно, что художником Горяев стал с легкой руки Владимира Маяковского . Он показал поэту свои стихи; Маяковского они не вдохновили, зато совершенно поразили рисунки на полях. «Слушай. Ты художник. Тебе нужно учиться», - вспоминал впоследствии Виталий Горяев свой разговор с Маяковским.

Горяев вошел в историю искусств в первую очередь как книжный график и иллюстратор. Мало кто знаком с его живописью. То, что зрители увидят сейчас, на выставке, посвященной и 100-летию со дня рождения, и 30-летию со дня смерти Виталия Горяева, едва ли не впервые представит столь полно творческое наследие мастера - прекрасного графика и оригинального живописца.


Как большинство щедро одаренных людей, Виталий Горяев был и интересным собеседником, внимательным наставником творческой молодежи, незаурядной личностью. Его друзьями были С. Урусевский, О. Верейский, А. Твардовский, Б. Ливанов, Рокуэл Кент, Антон Рефрежье, Н. Леже , Г. Товстоногов, Ж. Эфель, И. Андроников.

Произведения В. Н. Горяева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в десятках ведущих музеев России и за рубежом.

Для сохранения и пропаганды творческого наследия отца народный художник РФ Сергей Горяев создал и возглавил некоммерческий фонд «Музея художника В. Горяева».

Источник : пресс-релиз выставки



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Ровно 105 лет назад родился художник-карикатурист Виталий Горяев, чьи работы все так же актуальны, как и в годы Великой Отечественной войны.

Виталий Горяев родился 14 апреля 1910 года в городе в семье банковского служащего в городе Кургане. В 1934 году он закончил Московский полиграфический институт и начинает

Работал как карикатурист, а с конца 1935 года сотрудничал с журналом карикатур «Крокодил», в котором прослужил три десятилетия. Карикатуры Горяева публиковались не только в журналах, но и выходили отдельными изданиями.

С началом Великой Отечественной войны Горяев в офицерском звании служил главным художником журнала «Фронтовой юмор». В 1941-1942 гг. Виталий Горяев работал в знаменитых «Окнах ТАСС». Потом художник отправился на фронт. Капитан Горяев был награждён орденом Красной Звезды.

На страницах «Фронтового юмора» фельетоны, стихи и проза, присланные в редакцию прямо с передовой, соседствовали с очерками К.Симонова и Ц.Солодаря, стихотворениями Д.Бедного, А.Суркова и М.Матусовского; любая публикация профессионального литератора или артиллериста-любителя - сопровождалась лирическими рисунками или, напротив, едкими карикатурами В.Горяева, О. Верейского, Кукрыниксов.

Не удивительно, что самые первые натурные графические серии будущего знаменитого иллюстратора и карикатуриста связаны с военной тематикой. Это репортажные листы с новых, только что присоединённых западных территорий: Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. Уличные зарисовки, люди, магазины, вывески… Советская пропаганда называла этот процесс «освобождением» и «воссоединением»; польская армия потеряла при этом три с половиной тысячи убитыми и 450 тысяч пленными. Художник не изображает явные физические страдания; но в его лаконичном, немного нервном рисунке чувствуется сильнейшее психологическое напряжение. Тут и рисунки 1930-х гг., и начала 1940-х «Вокзал в Западной Украине», «Новости», «Газеты», «Встречи», «На Смоленщине», «Пленные на дорожных работах», «Портрет молодого офицера», «Почта».

Всем фронтовым писателям, художникам, фотографам, - всем газетчикам приходилось работать не только в дальнем или ближнем тылу, но и буквально на передовой. Вспоминают, как в октябре 1942-го редакционный поезд стоял на спецстоянке недалеко от станции «Обнинская», - для него провели отдельную ветку в берёзовую рощу, - для того, чтобы быть как можно ближе к читателям «Красноармейской правды» и «Фронтового юмора».Возможно, именно при близком контакте с противником, Горяев и заработал свою солдатскую медаль «За отвагу», - самую чтимую среди фронтовиков. Кроме того на его орденской планке располагались Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» и другие.

Принято считать, что «жизнь часто сближала Горяева с талантливыми, неординарными людьми, под стать ему самому, выразителями своего времени, с теми, кто формировал историю и культуру эпохи». Но стоит признать, что и сам Виталий Николаевич Горяев был «выразителем своего времени, талантливым человеком, оставившим по себе творческое наследие, интересное и ценное десятилетия спустя.

ГОРЯЕВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

«Карандаш - это свет мысли»

горяев графика иллюстратор

Тверское областное отделения Союза художников России совместно с Московским областным отделением Союза художников России впервые представляют в Твери выставку графики выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Горяева (1910-1982). Она проходила в Городском музейно - выставочном центре 20 апреля. Выставка продлилась до 13 мая 2012 года.

Виталий Николаевич Горяев был знаковой фигурой своего времени, его искусство - глубокомысленное, изящное, самобытное, порой парадоксальное, - сегодня является предметом пристального исследования; его искусство с присущими ему эмоциональной выразительностью, ритмикой живописной гармонии и уникальной предельно выразительной техникой оказало огромное влияние на его друзей и молодых художников, которые его окружали.

В экспозицию выставки вошло более 60-ти работ мастера - это иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского, которые вошли в золотой фонд отечественной книжной графики. Десятки тысяч рисунков, набросков, зарисовок с натуры сделал за свою жизнь Виталий Горяев - один из самых известных советских книжных графиков.

Были представлены:

Иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя. 1965г. (Бумага, офорт, белила)

Портреты А.С.Пушкина.

Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина1974г.(Офорт)

Иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1974г.(Офорт)

Иллюстрации к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» 1974г.(Офорт)

Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»1974г.(Офорт)

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Нос» 1965г. (бумага, тушь, акварель, белила)

Н.В.Гоголь 1965г.(Бумага,офорт,белила)

Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(1974 -1977г.)

Иллюстрации к повестям и поэмам А.С.Пушкина1974г.

Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Подросток»1981г(Бумага, угольный карандаш)

Л.Н.Толстой 1973г.

Чаадаев - друг А.С.Пушкина1974г.(Бумага, итальянский карандаш)


А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»1973г.(Офотр)


Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Идиот»(1971 - 1973г.)


А.С.Пушкин в Михайловском1974г(бумага, офорт, пастель)


Легкие, как бы альбомные рисунки Горяева из пушкинской серии сохраняют аромат великой Александровской эпохи, эпохи победы в Отечественной войне 1812года и первого бурного расцвета и искусства Российской империи. По- другому построены иллюстрации к «Петергбургским повестям» и «Мертвым душам» Н.В.Гоголя и к великим романам Ф.М.Достоевского. Н.В.Горяев создает атмосферу литературного произведения специфическими изобразительными средствами 6 композицией, ритмом линий и пятен, контрастами, всей архитектоникой графического листа. Магия его иллюстраций в непередаваемом словами чувстве творческой свободы, с какой он живет и работает. У него чувствуется великая школа, но нет ничего школьного, вымученного, механического. Это вольное соединение фантазии и эмоциональных впечатлений.

Виталий Николаевич Горяев умел найти такой незабываемый образ, поэтому, наверное, его графика современна всегда.

Биография

Советский график, иллюстратор, карикатурист. Член СХ СССР. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР. Народный художник СССР.

Виталий Николаевич Горяев родился в городе Кургане. Детство провёл в Кургане. В 1921 году переехал с родителями в Читу. В 1929 – переехал в Москву. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) и Московском полиграфическом институте. В годы учёбы делал иллюстрации для журналов «Безбожник», «Пионер», «Смена», участвовал в выставках молодых художников.

С 1934 года Виталий Николаевич работал в издательстве ИЗОГИЗ, затем художником на агитпароходе «Пропагандист». С 1937 – начал сотрудничать с журналом «Крокодил». В течение нескольких лет возглавлял художественный отдел, долгие годы был одним из ведущих художников, публиковал в журнале сатирические рисунки и карикатуры на бытовые и международные темы.

В период Великой Отечественной войны Горяев был главным художником и ответственным секретарём журнала «Фронтовой юмор», принимал участие в выпуске плакатов «Окна ТАСС». В условиях фронтовой жизни он не только работал в области сатиры, но и непрерывно рисовал с натуры, делал жанровые зарисовки, вошедшие впоследствии в серии: «По дорогам войны», «Бездомные», «По следам отступающего врага». Виталий Николаевич был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В послевоенные годы большое место в творчестве Виталия Николаевича занимает детская книжная иллюстрация. С его рисунками вышли книги А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского. Самая значительная работа этой серии – рисунки к произведениям Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Особая глава в творчестве Горяева-иллюстратора – работа над произведениями Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В иллюстрациях к «Петербургским повестям» художник отразил мир гоголевских фантасмагорий, сочетающийся с истинным драматизмом жизни маленького человека. В 1967 году за эту серию иллюстраций ему была присвоена Государственная премия СССР. В иллюстрациях к поэме Гоголя «Мёртвые души» Виталий Николаевич создал совершенно новую изобразительную концепцию, заставив всех по-новому взглянуть на известный текст. Много лет работал Горяев и над иллюстрациями к произведениям Достоевского «Идиот» и «Подросток», которые утвердили за ним славу одного из лучших интерпретаторов произведений великого писателя. Был членом редколлегии журнала «Юность» (1955–1981).

Художник много ездил в зарубежные страны, побывал в Финляндии, Болгарии, Румынии, ГДР, США, Франции, Чехословакии, Польше, на Цейлоне и во многих других странах. Результатом поездки в Америку в мае-июне 1958 года стала серия произведений станковой графики «Американцы у себя дома». Эта серия, состоящая из 40 работ, неоднократно экспонировалась на выставках и была частично опубликована в журналах «Юность» и «Культура и жизнь».

Виталий Горяев был награждён словацким орденом «Дружба», золотой медалью Чехословацкого союза международных связей, большой золотой медалью международной выставки книжного искусства (ИБА) в Лейпциге, дипломами Всесоюзного конкурса «Лучшие книги» и Международной выставки книги в Братиславе.

Творчество В. Н. Горяева представлено в Третьяковской галерее, Курганском областном художественном музее.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Вверх