Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…. Вопросы и задания по салтыкову-щедрину Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

Урок-игра по сказкам Салтыкова-Щедрина
(7-8 классы)
Цель игры: Обобщение и углубление знаний основного содержания, особенностей сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно.
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественных правителей («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» и другие).
Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. В них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Сегодня мы с вами, ребята, проведём необычный урок-игру, на котором вспомним некоторые этапы биографии писателя и содержание несколько сказок Салтыкова-Щедрина. В нашей сегодняшней игре будут принимать участие команды из 7 и 8 классов и команды болельщиков. Каждой команде предстоит выполнить задания, ответить на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу. В итоге набранные за всю игру баллы будут суммироваться для того, чтобы выявить победителя.
А подсчитывать набранные баллы будет наше уважаемое жюри.
Итак, начнём.

Выполнение заданий

Восстанови название сказки.
Литературный вернисаж.
Угадай сказку по приведённому отрывку из текста.
Собери крылатые выражения (домино).
Литературный верификатор
Определи сатирические приёмы.
Викторина по сказкам С-Щедрина.
Игра со зрителями: «Зоосад С-Щедрина»,
«Исторический комментарий», «Зазеркалье».

Задание I.
ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.
(На листочках соедини стрелками слова из 1 столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились названия известных сказок С-Щедрина)

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

ВЕРНЫЙ

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

КАК ОДИН МУЖИК

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

ПОМЕЩИК

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

«ХРИСТОВА »

КАРАСЬ

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»
МЕДВЕДЬ

ЭТАЛОН ОТВЕТА

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

КАК ОДИН МУЖИК

«ХРИСТОВА »

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»

Игра со зрителями
«Зоосад Салтыкова-Щедрина»Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в сказках Салтыкова-Щедрина, загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы название животного и сказки (точное название) – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.Каждой команде по 3 загадки. Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. ЕГО ноги кормят. Волк («Бедный волк»)
В сухой год ИХ больше, в сырой мышей.
Вор, что – ОН, и тени своей боится.
За НИМИ двумя погонишься – ни одного не поймаешь.
Заяц («Самоотверженный заяц»)
За глаза ЕГО не покупают.
ОН человеку крылья.
Держи к ЕГО за гриву, за хвост не удержишь.
Конь («Коняга»)
Где ЕГО нет, и коза сойдет за НЕГО.
ЕМУ рога - не груз.
Смотрит, как ОН на новые ворота.
Баран («Баран непомнящий»)
И ОН в неволе пляшет.
Он корове не брат.
Делить ЕГО шкуру Медведь («Медведь на воеводстве»)
Задание 2.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРНИСАЖ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ К СКАЗКАМ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА БЫЛИ ПЕРЕПУТАНЫ ЭКСПОНАТЫ И ПОДПИСИ К НИМ. ВОССТАНОВИТЕ НАЗВАНИЯ СКАЗОК ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
2. «Дикий помещик»
3. «Премудрый пискарь»
4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
5. «Премудрый пискарь»
6. «Дикий помещик»
Задание 3
УГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
(Чья команда быстрее поднимет руку, той даётся право первой отвечать)
(эталон ответов)
«Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
«Дикий помещик»
«И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер»
«Премудрый пискарь»
Задание 4.
(Соедини стрелками словосочетания из 1 столбика со словосочетаниями из 2 столбика так, чтобы получились крылатые выражения из сказок С-Щедрина)

СОБЕРИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
(эталон ответа)

КОЛИ ХОЧЕШЬ ЖИЗНЬЮ ЖУИРОВАТЬ,

ТАК ГЛЯДИ В ОБА

ОДНАКО, БРАТ,

ГЛУПЫЙ ТЫ ПОМЕЩИК

ЖИЛ – ДРОЖАЛ,

И УМИРАЛ – ДРОЖАЛ

И ЗАТЕМ ВСЕ ПОШЛО В ЛЕСУ

КАК ПО МАСЛУ

СИЕ ДА ПОСЛУЖИТ

ОРЛАМ УРОКОМ!

КАРАСЬ –

РЫБА СМИРНАЯ

У УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

РОДИЛСЯ СЫН ДУРАК

НО ЧТО ТАКОЕ

САМА ЭТА ЖИЗНЬ?

ВОТ ИМЕННО ДЕЛО

МАСТЕРА БОИТСЯ

ПРАВДА НЕ ВОРОНА –

ЗА ХВОСТ ЕЕ НЕ УХВАТИШЬ

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Исторический комментарий»В сказках Салтыкова-щедрина встречаются слова, значение которых нам непонятно. Из трех предложенных вариантов, найдите нужный.Светец («Лучины не стало мужику в светец зажечь..» - «Дикий помещик»)
Литая подставка для лучины.
Подставка для свечи или свечей.
Светлая комната.
Мякина («Поднялся мякинный вихрь» - «Дикий помещик»)1) Набитый пухом или пером продолговатый мешок.2) Отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.3) Болотистое место.Фанфарон («Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил» - «Дикий помещик»)
О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л.
Льстивый человек.
Легкомысленный хвастун, бахвал.
Хмара («Не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара» - «Коняга»)
Темная туча.
Мшистое болото.
Сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
Жуировать («Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» - «Премудрый пискарь»)
Предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь.
Говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами.
Проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью, осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью).
Снеток («Не дозволит измельчат и выродиться в снетка» - «Премудрый пискарь»)1) Кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке.2) ^ Мелкая промысловая озёрная рыба сем. Корюшек.3) Горячий напиток из воды, мёда и пряностей.
Задание 5.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР Скажите: верите вы или нет, что...
(Каждой команде поочерёдно задаётся по 3 вопроса)
Щедрин – это псевдоним писателя. (Да)
Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее. (Да)
Был сослан за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". (Да)
В ссылке занимался только литературной деятельностью, не служил. (Нет, был канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.)
Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, т.к. он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». (Да)
В 1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города». (Да)
Задание 6.
Определи сатирические приёмы
(Каждой команде даются карточки определений литературных терминов. Нужно правильно записать название литературного термина нас листок).
Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирония
Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Сарказм
Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. Гротеск
Иной смысл, скрытый за внешней формой. Иносказание, аллегория
Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. «Эзопов язык"
Чрезмерное преувеличение. Гипербола
Проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира
Представления, образы, созданные воображением; изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. Фантастика
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
«ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)«Глупая щука» («Премудрый пескарь»)«Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)«Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)
Задание 7.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ С-Щедрина
Задание: каждой команде задаётся по 12 вопросов. Игрокам нужно как можно быстрее и правильнее ответить на эти вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?
А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте

2. В чём мужик варил суп?
А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
А. «Московскую правду»
В. «Московские ведомости»
С. «Московское обозрение»
D.«Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей

7. Кого звал помещик в гости?
А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?
А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?
А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?
А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?
А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ

1. Как генералы вернулись домой?
А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль

2. С кем помещик охотился на зайцев?
А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном

3. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском

7. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать

8. Как генералы мужика при себе удерживали?
А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам

9. Чем генералы наградили мужика?
А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком

10. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?
А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей

11. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
А. Вперёд
В. Старайся
С. Долой
D. Даёшь

12. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?
А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме. Смех Салтыкова-Щедрина - это смех сквозь слезы, горе и страдания.

Цели игры:

  • оценить степень освоения сказок Салтыкова-Щедрина;
  • обсудить особенности жанра сатирической сказки;
  • обсудить проблематику сказок;
  • выяснить особенности приёма аллегории

Описание игры: игра построена подобно телешоу “Кто хочет стать миллионером” - класс делится на команды, каждая команда выбирает правильный ответ и поднимает карточку с ответом. У команд есть возможность взять подсказки: 50/50, помощь учителя, найти ответ в тексте.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • набор карточек с крупно написанными буквами А., В, С, D.,
  • тексты сказок

Ход игры

Кто знает сказки Салтыкова-Щедрина? (1 слайд)

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте (2 слайд )

2. В чём мужик варил суп?

А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане (4 слайд )

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. “Московскую правду”
В. “Московские ведомости”
С. “Московское обозрение”
D. “Вестник Москвы” (6 слайд )

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам (8 слайд )

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком (10 слайд )

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки “Дикий помещик”?

А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей (12 слайд )

7. Кого звал помещик в гости?

А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью (14 слайд )

8. Какой способ прогулки помещик “считал самым приличным и удобным”?

А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге (16 слайд )

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?

А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые (18 слайд )

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок (20 слайд )

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя (22 слайд )

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?

А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески (24 слайд )

13. Как генералы вернулись домой?

А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль (26 слайд )

14. С кем помещик охотился на зайцев?

А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном (28 слайд )

15. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами (30 слайд )

16. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил (32 слайд )

17. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь (34 слайд )

18. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском (36 слайд )

19. Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии
В. Тот, кто был учителем географии
С. Тот, кто был учителем логики
D. Тот, кто вообще не был учителем (38 слайд )

20. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать (40 слайд )

21. Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам (42 слайд )

22. Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком (44 слайд )

23. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?

А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей (46 слайд )

24. Какое золотое слово вычитал помещик в газете “Весть”?

25. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти (50 слайд )

26. Как звали главного героя сказки “Дикий помещик”?

Кроссворд по сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (53 слайд )

  1. “Вот наконец и Нева - …” (матушка)
  2. “Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на … - в правой руке получишь искомое” (север)
  3. Боязнь, которой “набрались” генералы во время пути “от бурь да ветров разных” (страх)
  4. День торжества, когда “дары всех стран назначили себе как бы рандеву” (праздник)
  5. Как автор называет судно, дно которого мужик устлал лебяжьим пухом? (лодочка)
  6. ”Происшествие, которого не запомнят даже …, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.” (старожилы)
  7. “Зашёл генерал в лес – а там рябчики свищут, … токуют, зайцы бегают” (тетерева)
  8. “ Кто тот …, который над нами такую шутку сыграл” (злодей)
  9. Специалист, от которого один из генералов слышал, что “ человек может долгое время своими собственными соками питаться” (доктор)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре и разгадывании кроссворда.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
1826 – 1889

«Его смех горек и резок,
его насмешка нередко оскорбляет».
И.С. Тургенев.

Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

1. …думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. … «весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. … «жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. … сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

5. … «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. … радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).

7. … заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).

8. … «ещё при царе Горохе, во внимание к дряхлости и потере памяти, в сенат посажен был»?
(Глухой тетерев – сказка «Чижиково поле»).
9. … считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).

10. … считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).

11. … действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).

12. … имел фамилию, родственную по корню слова хищному пресмыкающемуся из отряда ящуров?
(Генерал Крокодилов – упоминается в сказке «Либерал»).

13. … будучи генералом, не понимал, «для какой причины губернаторская должность учреждена», а от «воздаяния» не отказывался?
(Герой сказки «Праздный разговор»).

14. …однажды утром, проснувшись, «явственно ощутил, что его нет», что «душа у него запечатана»?
(Крамольников – «сказка «Приключение с Крамольниковым»).

15. … говорил: «Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда, придёт
и весь мир осияет»?
(Старый Коршун – из сказки «Ворон-челобитчик»).

Викторина «Каверзные вопросы по произведениям
М.Е. Салтыкова-Щедрина»

1. Какой кабатчик, «вместо того чтобы с обычной любезностью потчевать посетителей, к совершенному изумлению последних не только отказывался наливать им вино, но даже трогательно доказывал, что в вине заключается источник всякого несчастья для бедного человека»?
(Прохорыч – сказка «Пропала совесть»).

2. Какой мужик, накормив тунеядцев, свил верёвку, чтобы тунеядцы эти его к дереву привязали, дабы он не убежал?
(Из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

3. Кого из героев перед смертью совесть мучила, что он «душегуб», «живодёр», «сколько баб, мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал»?
(Волк – из сказки «Бедный волк»).

4. В какой сказке Салтыкова-Щедрина героями являются Умеренность, Аккуратность, Лицемерие, Мздоимство, Любоналичие, Уныние и прочие?
(В сказке «Добродетели и пороки»).

5. Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. Какой дятел дописывал шестой том «Истории леших»?
(Герой сказки «Орёл-меценат»).

7. Какой чиж всю жизнь служил в интендантском ведомстве, дослужился там до майорского чина и там же образовал свой ум и сердце?
(Герой сказки «Чижиково горе»).

8. Какой заяц лисе сказки рассказывал?
(Из сказки «Здравомыслящий заяц»).

9. У кого из героев гадюки отъели туловище вплоть до самой шеи?
(У героя сказки «Богатырь» —
под сгнившим богатырём автор подразумевает прогнившее самодержавие).

10. Какой зверь «днём в человеческом виде гостей принимает, а чуть смеркается, берётся за перо и начинает газету писать»?
(Гиена, о которой рассказывала купчиха Замоскворечья — сказка «Гиена»).

11. Какой герой бился об заклад, что съест дохлую кошку, и съел, а после этого вылечился тем, что выпил две бутылки рому?
(Англичанин, о котором рассказывал Степан Головлёв – роман «Господа Головлёвы»).

12. Какой доктор, выходя от умирающего больного, пел: «Кувырком, кувырком, кувырком полетит»?
(Доктор, лечивший Павла Головлёва – «Господа Головлёвы»).

13. В каком имении «оборотным капиталом» были «штук двадцать тощих коров да три лошади»?
(В Погорелках, имении Анниньки и Любиньки Головлёвых –
роман «Господа Головлёвы»).

14. Герой какого произведения, увидев муху на носу своего собеседника, быстро сумел переманить её на свой нос?
(Один из героев произведения «За рубежом» — некто Подхалимов).

15. Кто из героев Салтыкова-Щедрина имел фамилию, одинаковую с названием орудия древней пытки, а товарищ его носил фамилию по названию большой тропической змеи?
(Дыба и Удав – герои произведения «За рубежом»).


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Викторина по сказке Л. Керролл «Алисы в стране чудес» КГУ «Береговая средняя школа»учитель начальных классовЧайка Марина Владимировна Как нужно лететь, чтобы удалось рассмотреть стены колодца? 1. Уж очень не спеша 2. Со скоростью улитки3. Как пушинка4. Как падающий снег Как звали главную героиню сказки? 1) Мария2) Полина 3) Алиса4) Лиза Почему Алиса решилась выпить жидкость из пузырька? 1. Он был похож на бутылку с лимонадом2. На нём не было написано «Яд»3. Жидкость была прозрачной4. Он внушал ей доверие В какое время года происходили события сказки? 1) Летом2) Весной3) Осенью 4) Зимой Это кондитерское изделие иногда увеличивает рост до невероятных размеров1. Печенье2. Булочка3. Пирожок4. Пирожное Как звали кошку девочки? 1) Алиса2) Марго3) Дина4) Марфа Куда именно придет Герцогиня, если Кролик опоздает?1. К Кролику2. В ярость3. Вне себя4. Во дворец Какая надпись была на флаконе с волшебной жидкостью? 1) Яд2) Выпей меня3) Не пей меня Какую награду получила Алиса после кросса по инстанциям? 1. Бокал 2. Кубок 3. Напёрсток4. Ведро Море, в котором чуть не утонула Алиса? 1) Чёрное2) Из её слёз3) Каспийское Таким ростом, по мнению Червяка, можно гордиться.1. Шесть дюймов2. 10 см3. Как у мамы4. С палец Каким маслом чинили часы Шляпочник и Кролик? 1) Сливочным2) Машинным3) Оливковым Что показывали часы Кролика? 1) Час2) Минуту3) Секунду4) День Что особенного было в чеширском коте? 1) Его строение тела2) Отсутствие каких то частей тела3) Его возраст На волшебном пирожке была выложена надпись: «Съешь меня», чем? 1) Кремом2) Ручкой3) Изюмом4) Курагой С каким предметом сравнила Алиса своё внезапное уменьшение? 1) С подзорной трубой2) С пирамидой3) С песочным домиком Что внушало почтение во внешнем виде Чеширского Кота?1. Исчезающая в последнюю очередь улыбка2. Разноцветные полоски на шерсти3. Длинные когти и полон рот зубов4. Лукавый взгляд Что так напугало голубку при встрече с Алисой? 1) Её рост2) Её вес3) Её длинная шея Где в море можно взять мед?1. У Морского Медведя2. У Медузы 3. У Рака-Отшельника4. У Морских пчёл Какие предметы держал в руках кролик? 1) Шляпу2) Чашку3) Перчатки4) Перчатки и веер Все приключения Алисы были… 1) явью2) сном3) сказкой, написанной Алисой


Приложенные файлы

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Медведь на воеводстве", "Соседи", "Карась - идеалист", "Баран непомнящий", "Чижиково горе", "Дикий помещик". Урок состоит из 4 этапов, на которых учащимся предстоит решать, отгадывать, рассуждать, обобщать. Класс работает в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК - ВИКТОРИНА

ПО СКАЗКАМ М.Е. САЛТЫКОВА – ЩЕДРИНА.

Задачи : повторить такие понятия, как сатира, юмор, гипербола, гротеск;

Проверить учащихся на знание произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина,

Учить делать обобщения и заключения, отвечая на проблемные вопросы;

Развивать познавательную активность, творческое мышление, внимание

Оборудование : портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, плакаты, обозначающие этапы викторины, рисунки к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина, карточки для этапа «Размышляйка».

Ход урока .

Класс поделен на команды. В каждой – капитан, фиксирующий активность каждого в процессе викторины. Все ответы учащиеся вносят в бланки.

1 ЭТАП. «ПРИПОМИНАЙ-КА!»

1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »? (пятак серебром)

2. До какого чина дослужился чижик в «Чижиковом горе»? (майор)

3. Назовите идеал генерала Крокодилова? (кутузка)

4. В какой сказке изображены душевные страдания породистого мериноса, которому во сне несколько раз привиделся вольный баран, чего было достаточно, чтобы довести несчастного барана до смертного конца? («Баран непомнящий»)

5. Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке? (100 с лишком)

6. Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц? (перед волком)

7. Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном и северном климатах», «менее доступен великодушию»? (волк, «Бедный волк»)

8. Чему радовалась вяленая вобла из одноименной сказки? («Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести»)

9. С кем и о чем спорил карась – идеалист? (С ершом. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. «Карась – идеалист»)

10. Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орел – меценат»?

(«Думалось: орел ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами украсит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать…»)

11. Как звали соседей в сказке «Соседи»? (Иван Богатый, Иван Бедный)

12. В чем мужик готовил суп для генералов? (В пригоршне)

13. Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (собственный сапог)

14. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

15.Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? (с неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

2 ЭТАП. «РАЗГАДАЙ – КА!»

Чтение учителем отрывков из сказок. Существительные заменены словом «ку-ку».

Узнать в таком виде сказку М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1. Однажды Ку-Ку перед Ку-Ку провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего Ку-Ку, а Ку-Ку увидел его и кричит: «Ку-Ку! Остановись, миленький!»

А Ку-Ку не только не остановился, а еще пуще Ку-Ку прибавил. («Самоотверженный заяц»)

2. И начал Ку-Ку на Ку-Ку разводить, как бы ему своих Ку-Ку порадовать за то, что они его,Ку-Ку, жаловали и мужицким его Ку-Ку не гнушалися! И выстроил он Ку-Ку не Ку-Ку, а такую Ку-Ку, чтоб можно было Ку-Ку переплыть вплоть до самой ку-ку. («Повесть о том, как 1 мужик 2-х генералов прокормил»)

3. Узнала лесная ку-ку, к ку-ку к ним в ку-ку едет, и задумалась.

Такая в ту пору ку-ку между лесными ку-ку шла, что всякий по – своему норовил. Ку-ку рыскали, ку-ку летали, ку-ку ползали, а в ку-ку никто маршировать не хотел.

(«Медведь на воеводстве»)

3 ЭТАП. «УТОЧНИ-КА!»

Уточнить название сказки. Учитель называет одно слово, учащиеся – остальные.

  1. Медведь…(на воеводстве)
  1. Премудрый …(пискарь)
  1. Бедный…(волк)
  1. Дикий…(помещик)
  1. Верный…(Трезор)
  1. Орёл…(меценат)
  1. Недреманное…(око)
  1. Соседи(-)
  1. Здравомысленный…(заяц)
  1. Баран…(непомнящий)

4 ЭТАП. «РАЗМЫШЛЯЙ-КА!»

  1. Что такое сатира? Чем отличается от юмора? Что такое гипербола, гротеск, аллегория?
  1. С какой целью Салтыков-Щедрин прибегал в своём творчестве к форме сказки?
  1. Сказочны ли по сути и по форме персонажи, населяющие его сказки, или же это аллегории, сатирические маски?
  1. Что указывает на родство сказок Салтыкова-Щедрина с народными: язык, герои, ситуации, стилистика?
  1. Какое место в сказках отводится действиям персонажей и какое – их рассуждениям?
  1. В чём писатель видел главные беды своего времени? Как это отразилось в его сказках?
  1. В каких сказках Салтыков-Щедрин выразил обобщённое представление о жизни народа?
  1. Тургенев считал, что в «Салтыкове-Щедрине есть нечто свифтовское », Гаршин дает название статье о «сказках» Салтыкова-Щедрина «Русский Свифт». Какие основания есть у критиков сближать творчество Салтыкова-Щедрина с творчеством прославленного английского писателя?



Вверх