Вазари джорджокартины и биография. Джорджо вазари и его таланты

Джорджо Вазари (1511—1574) родился в небольшом, очень древнем городке Тосканы Ареццо, который находился недалеко от Флоренции. Он остался в веках как архитектор и как человек, положивший начало искусствоведению.

Учеба и начало работы

Родившись в семье горшечника, смышленый и способный подросток в 12 лет стал подмастерьем который делал витражи в церкви в Ареццо, Гильома де Марсилья. Рост будущего художника происходил на фоне постоянных войн в Италии. В ней существовали города-государства, а на ее земли кто только не претендовал. И германцы, и испанцы, и французы. Но в стране шло формирование национальной идеи, образование итальянского языка из многочисленных диалектов, в ней гордились великими живописцами и скульпторами, которых знала образованная Европа. Уже были созданы шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля. Еще творил великий Микеланджело. Уже за двести лет до рождения Джорджо Вазари Италия воспитывалась на идеалах гуманизма. Такое «бурление» в стране сказалось на становлении молодого человека, жадно впитывавшего все новейшие веяния, появлявшиеся в стране, и дух свободолюбия.

Встреча с Микеланджело

На способного тринадцатилетнего подростка обратили внимание. Благодаря заметившему его Микеланджело Джорджо Вазари направлен к известному художнику Андреа дель Сарто. На этого художника оказал влияние в первую очередь Леонардо, он был дружен с Тицианом и Рафаэлем. Он обладал прекрасным чувством цвета и колорита и чрезвычайно умело работал со светотенью. У других учителей Джорджо приобретет опыт в черчении и построении композиции и перспективы. Вазари Джорджо позже будет критиковать своего учителя. Он полагал, что Андреа не хватало вдохновения, чтобы создавать великие творения. Описывая его жизнь, Вазари расскажет о своего учителя, которая хорошо отравляла жизнь и ему, и его ученикам. Также он расскажет, что дель Сарто умрет во время эпидемии чумы. Однако сам Вазари, овладев рисунком, не сможет воспринять от своего учителя умение пользоваться цветом. Архитектуре и скульптуре Вазари будет учиться у пятидесятилетнего Микеланджело. Вазари станет биографом и другом великого художника. Во всяком случае, очень замкнутый и мрачный художник расскажет своему юному другу, что на его становление как творца повлиял Тосканы и глина, с которой он начинал работать в первые годы своего ученичества.

Скитания

Молодому Вазари Джорджо покровительствуют Медичи, но в 1529 году их изгоняют из Флоренции, и семнадцатилетний художник возвращается в родной город. И что же его ждет? Отец умер, надо заботиться о семье, о младших братьях и сестрах. Здесь он получает заказы на роспись фресками и картины. Нужда в деньгах заставляет его покинуть Ареццо, направиться в Пизу и далее скитаться по Италии в поисках работы. Счастье улыбнулось молодому художнику — он встретил Ипполито Медичи, одного из своих покровителей во Флоренции, и герцог взял Вазари вместе с собой в Рим.

Возвращение во Флоренцию

Здесь он работает под покровительством Алессандро Медичи и в 1534 году пишет его портрет.

Именно в этом портрете видна колористическая слабость живописца. Художники как правило, применяли три цвета — алый, синий, золотой (желтый). А у Джорджо Вазари на коричневом табурете, покрытом алой драпировкой, сидит рыцарь в доспехах. Небо в глубине картины, скорее, сероватое, закрытое угрюмыми тучами. Фон, на котором изображена фигура, однородно темен. Волосы полностью с ним сливаются, не хватает мягких переходов теней. Ярче всего сияют латы. Рисунок великолепен, виртуозен, но он имеет самодовлеющее значение. Да, видно, что это решительный рыцарь, проводящий жизнь в седле и сражениях, но в целом портрет мрачен и темен, проникнут трагизмом. Но именно так видит своего покровителя живописец. В целом Вазари не следует природе, не ищет гармонии, а все вкладывает в точность линий, которые дают объем, и в преувеличенную выразительность. Этими приемами постоянно пользуется Вазари Джорджо. Картины у современников имеют популярность. Но они не выдержали проверки временем и сейчас представляют не столько художественный, сколько исторический интерес.

После гибели Алессандро Медичи Вазари уже в Болонье создает одно из своих лучших полотен «Трапеза св. Георгия», на котором изображены портреты его современников. Они войдут в его «Жизнеописания».

Великое творение Вазари во Флоренции

Козимо I Медичи заказал Вазари постройку дворца, который объединит многие службы города с набережной реки Арно. С 1560 года началось строительство здания, которое нам знакомо под названием

Здание обладает монументальной колоннадой и имеет модульную конструкцию с блоками, которые разделены пилястрами. При жизни Вазари строительство велось четырнадцать лет. Оно было закончено спустя семь лет после его смерти.

История искусств

Наибольшую ценность для потомков составили у Вазари Джорджо книги. Это огромный пятитомный труд.

Он делится на части, посвященные архитектуре, живописи, скульптуре и представляет собой трактат о технических методах, которые используются в различных видах искусств, и собственно биографиях творцов. Первое издание опубликовано во Флоренции в 1550 году. Оно начинается с посвящения великому герцогу тосканскому Козимо I Медичи. В этой книге Вазари первый вводит понятие «Ренессанс», а также «Раннее, Среднее и Высокое Возрождение» и их истоки — «Античность, Средневековье».

Как построил Джорджо Вазари жизнеописания

На базе новеллы, уже хорошо знакомой читателю-современнику, Вазари пишет биографии деятелей искусства, представляющих гордость итальянской нации. Он сообщает биографию скульптора, художника или архитектора и дает анализ и особенности его творчества. Обязательно указываются все произведения творца. Так как Джорджо Вазари сам художник, то, выступая как искусствовед, он со знанием дела анализирует рисунок, школу, манеру исполнения. Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. В каждой статье имеется портрет, иногда выполненный самим Вазари. Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. Если он описывает образы библейских персонажей, созданных тем или иным мастером, то Джорджо Вазари стремится связать эти образы с повседневной жизнью художника. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает — Микеланджело. Но второе издание, вышедшее восемнадцать лет спустя, дополнено поправками, уточнениями и новыми биографиями. Всего их опубликовано около двухсот. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки. Не потерял актуальности его взгляд на искусство и в наши дни.

Скончался мастер во Флоренции в 1574 году.

Биография

Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо ». Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо. В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто , Микеланджело и Баччо Бандинелли . Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески .

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо , находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 30 июля
  • Родившиеся в 1511 году
  • Родившиеся в Ареццо
  • Умершие 27 июня
  • Умершие в 1574 году
  • Умершие во Флоренции
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники XVI века
  • Историки искусства
  • Искусствоведы Италии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вазари, Джорджо" в других словарях:

    - (Vasari) (1511 1574), итальянский архитектор, живописец, историк искусства. Представитель маньеризма. В постройках (Палаццо дели Кавальери в Пизе, 1562, ансамбль Уффици во Флоренции, 1560 85) эклектически сочетал элементы ренессансной и… … Художественная энциклопедия

    - (Vasari) (1511 1574), итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555 1571); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). «Жизнеописания… … Энциклопедический словарь

    Вазари, Джорджо - Джорджо Вазари. Улица Уффици. ВАЗАРИ (Vasari) Джорджо (1511 1574), итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555 71, архитектурный ансамбль Уффици, с 1560, оба во Флоренции). Автор… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Вазари (Vasari) Джорджо (30.7.1511, Ареццо, ≈ 27.6.1574, Флоренция), итальянский архитектор, живописец, историк искусства. Представитель маньеризма. Учился у Б. Бандинелли во Флоренции, сформировался под влиянием Микеланджело. Основал во… … Большая советская энциклопедия

    Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино 30 июля 1511, Ареццо 27 июня 1574, Флоренция) итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания. Джорджо Вазари … Википедия

    - (Vasari, Giorgio) (1511 1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма, родился в Ареццо 30 июля 1511. Около 1524 уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело. После поездки в Рим Вазари… … Энциклопедия Кольера

    Вазари, Джорджо Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино 30 июля 1511, Ареццо 27 июня 1574, Флоренция) итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного… … Википедия

    - (1511 74) итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555 71); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). Жизнеописания наиболее… … Большой Энциклопедический словарь

    Вазари - Джорджо (Vasari, Giogio) 1511, Ареццо 1574, Флоренция. Итальянский архитектор и живописец, историк искусства, автор Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Мастер флорентийской школы. Придерживался широких гуманистических … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино 30 июля 1511, Ареццо 27 июня 1574, Флоренция) итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания. Джорджо Вазари … Википедия

(1574-06-27 ) (62 года) Место смерти: Влияние на: Работы на Викискладе

Биография

Отец Вазари, Антонио, работал гончаром . Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо ». Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья , расписывавший витражи церкви в Ареццо. В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто , Микеланджело и Баччо Бандинелли . Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи , которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески .

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо , находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция , где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу , и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполито Медичи, который взял его с собой в Рим , где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину «Благовещение ». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique ), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория ». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины - портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.

Вазари-живописец

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма . Первая дошедшая до нас картина Вазари - «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.

Вазари-архитектор

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции , начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

«Жизнеописания»

Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих » (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti» ), который был окончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании… » в истории итальянского искусства был бы большой пробел.

К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро , который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах Маттео Фаэтани , обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников. Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников.

Напишите отзыв о статье "Вазари, Джорджо"

Примечания

Источник

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вазари, Джорджо

– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.

Джорджо Вазари при жизни был весьма известным и популярным живописцем и архитектором . В наши дни он, прежде всего, известен как основатель искусствоведения. Его грандиозная энциклопедия «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который обычно кратко называют «Жизнеописания», является ценным источником сведений (и забавных анекдотов) о великих мастерах прошлого.

Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Еще ребенком, благодаря рекомендации своего родственника Луки Синьорелли, стал учеником известного мастера витражей, Гильома де Марсилья. В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца Андреа дель Сарто. Был близким другом , чье влияние отразилось на собственном живописном стиле Вазари. Большинство живописных работ мастера, в том числе фрески Вазари, сохранились до наших дней. Художник отличался энергичностью и скоростью; картины , выполненные в стиле маньеризма, пользовались успехом у публики, хотя современные критики отмечают в них некоторые ошибки. В качестве архитектора он работал как над перестройкой и модификацией уже существующих сооружений, так и возводил здания по собственным проектам. К примеру, в 1562 Вазари построил купол для собора Богородицы Смирения в Пистое, который считается одним из выдающихся архитектурных сооружений Высокого Возрождения. В Риме он построил здание для Папы Юлия III, известное как Вилла Джулия - сейчас это национальный музей этрусского искусства.

Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. «Жизнеописания» были впервые изданы в 1550 году. Именно Джорджо Вазари впервые в литературе использовал термин «Возрождение»; он также ввел в обиход выражение «готическое искусство». Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью - большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству; основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам). Перед изданием второй редакции своего труда Вазари посетил Венецию и внес кое-какие корректировки и дополнения в «Жизнеописания». Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Второе издание «Жизнеописаний» было опубликовано в 1568 году.

Карьера Джорджо Вазари сложилась успешно; он заработал солидное состояние и выстроил себе роскошную виллу в родном Ареццо. Был избран гонфалоньером и при финансовой поддержке Козимо Медичи основал первую Академию живописи во Флоренции. Джорджо Вазари коллекционировал живописные полотна и другие произведения искусства, и теперь его вилла превращена в музей, посвященный его памяти.

Художник Джорджо Вазари картины

Аллегория непорочного зачатия

Благовещение

Джорджо Вазари автопортрет

Искушения Св. Джерома

Джорджо Вазари (прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо - 27 июня 1574 года, Флоренция) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания.

Биография Джорджо Вазари

Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо».

Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо.

В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо Бандинелли. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы.

Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения.

Творчество Мондриана

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.

Первая дошедшая до нас картина Вазари - «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.

Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.


После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины - портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа.

Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.

Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 году.

Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел.

К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца.



Вверх