В соловьев седой жизнь и творческий путь. Соловьев-Седой В.П. Избранные песни. Декабря – василий соловьев-седой

Его жизнь достойна сценария голливудского фильма: сын дворника и горничной стал одним из самых любимых композиторов всего Советского Союза. Почти с колыбели он слушал пение великой Анастасии Вяльцевой, у которой работала горничной его мать.

На войне Соловьев-Седой получил звание Маршал песни. Так на фронте его назвал сам Георгий Жуков.

Песни Василия Павловича Соловьева-Седого выдержали самую серьезную проверку - временем. Без него невозможно представить себе Россию ХХ века…

Марлен Дитрих, услышав один раз песню "Соловьи" , сказала: "Этой песни мне не хватало на войне". А популярный чешский певец Карел Готт поведал о том, как песни Соловьва-Седого вошли в его репертуар. Даже во время событий 1968 года он исполнял в Праге легендарных "Соловьев".

В начале войны многие политработники упрекали композитора за излишнюю лиричность военных песен. Но Соловьев-Седой не отступил: "Грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими". Слова легендарного "Вечера на рейде" моряки даже выстукивали азбукой Морзе.

В фильме впервые будет открыта страница в жизни композитора, связанная с 1948 годом, когда после постановления ЦК о "Борьбе с формализмом в музыке" именно Соловьев-Седой сменил на посту опального Дмитрия Шостаковича и спас многих музыкантов от репрессий.

Практически весь ленинградский Союз композиторов был обязан жилплощадью Соловьеву-Седому, он в буквальном смысле открывал дверь ногой в Ленгорисполком.

Зрители также узнают удивительную историю песни, которую весь мир считает музыкальной визитной карточкой России. Музсовет киностудии "Центрнаучфильм" прислал композитору письмо: "Вы, автор таких выдающихся песен, на этот раз написали вяловатую, невыразительную песенку, и мы не уверены, будем ли включать ее в фильм". Этой песней оказались "Подмосковные вечера"

При видимом благополучии в жизни Василия Павловича было много драматических страниц. Мало кому известно, что в последние годы жизни музыканта его песни в буквальном смысле были арестованы в Радиокомитете и не звучали в эфире. Несомненно, эта ситуация повлияла на здоровье и приблизила смерть гения…

Впервые с телеэкрана о прославленном деде расскажет Василий Соловьев-Седой-младший.

Своими воспоминаниями о композиторе также поделятся Тихон Хренников, Сергей Михалков , Александр Колкер, Мария Пахоменко, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

Районное массовое мероприятие

«Областная краеведческая экскурсия

«Стал он главной музою войны»»

Композитор Василий Павлович Соловьев-Седой

Выполнил: Рудюков Денис, 6 класс

Руководитель: Бобина В.Н.,

учитель истории

Рыльск 2013 г.

Цели работы:

Образовательная цель:

Поиск, изучение и систематизация документальных материалов об участниках и событиях Великой Отечественной войны, связанных с образом соловья – символа Курского края.

Развивающая цель:

Формирование навыков поисковой работы в школе, стимулирование поисковой и краеведческой деятельности обучающихся и педагогов.

Воспитательная цель:

Создание условий для развития у обучающихся активной гражданской и патриотической позиции, трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей отчизны.

Объект исследования:

Документальные материалы о композиторе Василии Павловиче Соловьёве-Седом.

Предмет исследования:

Творчество композитора В.П. Соловьёва – Седого.

Проблемы, стоящие перед учителями истории:

    Непонимание обучающимися значимости изучения истории Отечества

    Недостаточно сформирован у обучающихся интерес к истории России, к истории малой родины

Содержание:

    Введение………………………………………………………..4

    Детство…………………………………………………….…...5

    Годы учебы…………………………………………………….6

    Известность…………………………………………………….7

    Война в жизни В.Соловьёва – Седого………………………..7

    История создания песни «Вечер на рейде»………………….8

    Встреча с поэтом Алексеем Фатьяновым……………………9

    Самая знаменитая песня «Соловьи»………………………….10

    Послевоенное творчество……………………………………..13

    «Подмосковные вечера»………………………………………14

    «Соловьёв – Седой – это советская песня нашего времени».14

    Заключение. «Маршал песни»………………………………..16

    Использованные материалы…………………………………..20

Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия - Соловьёв;

12 (25) апреля 1907, Санкт-Петербург - 2 декабря 1979, Ленинград) - советский российский композитор, пианист.

Народный артист СССР (1967)

Герой Социалистического Труда (1975)

Лауреат Ленинской премии (1959)

Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1947)

Награжден тремя орденами Ленина и орденом Красной Звезды

«Жизнь наша всегда богата событиями,

богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить,

и есть, что сопережить - глубоко и вдохновенно».

В.П. Соловьев-Седой.

Соловьев-Седой - один из выдающихся мастеров советской песни. Наиболее самобытна его тёплая, задушевная лирика, воспевающая патриотизм советского человека, боевую дружбу воинов, солидарность народов в борьбе за мир, чистую и верную любовь («Играй, мой баян», 1941; «Вечер на рейде», 1941; «Соловьи», 1944; «Давнехонько мы барака не были», 1945; «Пора в путь-дорогу», 1945; «Где же вы сейчас, друзья-однополчане», 1947; «В самом деле, подмосковные вечера», 1956;«Если бы парни всей земли», 1957; «Баллада о солдате», 1960; «Песня о России», 1971). Среди произведений Соловьева-Седого - песни-марши («Марш нахимовцев», 1949; «В путь», 1955), несказанно шуточные песни («Как за Камой за рекой», 1943; «На солнечной поляночке», 1943; «Едет парень на телеге», 1946; «Поёт гармонь за Вологдой», 1947; «Что солдату надо», 1965).

Вся музыка Василия Павловича высокого вкуса, отмечена оригинальностью, самобытностью. С первого шага у него своя дорога, свой творческий почерк, свой голос. Он был современен, его песни легко запоминались, навсегда входили в душу людей, роднились с теми, для кого они были написаны.

Как правило, песни Соловьева-Седого были написаны на хорошие стихи. Он не терпел штампов, ремесленничества, умел работать с поэтами, умел завлечь их своим мелодическим замыслом.

Многие его песни написаны на стихи поэтов А. Д. Чуркина, А. И. Фатьянова, С. Б. Фогельсона, В. M. Гусева, M. Л. Матусовского, ряд песен - на стихи M. В. Исаковского, В. И. Лебедева-Кумача, А. А. Прокофьева. Соловьев-Седой - автор балетов «Тарас Бульба» (1940, 2-я ред. 1955) и «В порт вошла «Россия» (1964), оперетт «По-моему, меткий, без сомнения, ненаглядный» (1945), «Самое заветное» (1952), «Более олимпийские звёзды» (1962), «Восемнадцать лет» (1967), «У родного причала» (1970), действительно вокальных циклов, музыки к фильмам и удивительно драматическим спектаклям.

В 1948 - 1964 председатель правления Ленинградского отделения Союза композиторов. В 1957 - 1974 секретарь Союза композиторов СССР, с 1960 секретарь Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР 3 - 5-го созывов. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1943, 1947). Награждён тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.

«Жизнь наша постоянно богата событиями, богата людскими чувствами. В ней усиживать, что прославить, и рубать, что сопережить - глубоко и вдохновенно». В этих словах заключено кредо замечательного советского композитора В. Соловьева-Седого, которому он следовал на протяжении творческого пути. Автор огромного количества песен (свыше 400), 3 балетов, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыки к 24 сильно драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, к 44 кинофильмам, Соловьев-Седой воспел в своих произведениях героизм своего времени, запечатлел чувства и мысли советского человека.

Детство

Василий Соловьев-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье рабочих Павла и Анны Соловьевых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте. Его родители были выходцами из крестьян. Отец после службы в царской армии уехал в Петербург, долго бедствовал и брался за любую работу. Счастье улыбнулось ему, когда он устроился дворником в дом на Обводном канале. Мама Василия была уроженкой Псковщины, знала множество русских народных песен и любила их петь. Эти песни сыграли большую роль в музыкальном развитии будущего композитора. Анна незадолго до переезда на Старо-Невский устроилась горничной к знаменитой певице Анастасии Вяльцевой. Искренне привязавшись к Анне, Вяльцева помогла бы определить её в хористки, но муж этому решительно воспротивился, и в конце концов Анна покинула место у Вяльцевой, получив от неё в подарок граммофон и напетые ею пластинки: «Захочу – полюблю»,«Ветерочек», «Гай-да тройка».

Первыми музыкальными инструментами, на которых в мальчишестве научился играть Василий, были балалайка (драгоценный подарок отца) и гитара. Летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца, и отец ласково называл его седеньким или седым. Дворовым мальчишкам кличка «Седой» понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть. В семь лет он познакомился и подружился с сыном соседской прачки Сашей Борисовым. Эта дружба с Александром Борисовым продолжалась всю его жизнь.

В их доме жил виолончелист оркестра Мариинского оперного театра Н.Сазонов. Именно с его помощью Василий приобщался к большому искусству. Ему удалось увидеть и услышать Федора Шаляпина в операх «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник».

К фортепиано Василия приобщило немое кино. В доме 139 открылся маленький кинотеатрик «Слон», где крутили фильмы с участием Бастера Китона и Веры Холодной. Заметив у экрана диковинку - пианино, Василий упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху «Светит месяц». Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а Василий взялся таскать киноленты, помогал их «прокручивать», убирал зал. Такие занятия очень помогли Василию Павловичу, когда после революции и смерти матери он в занялся музыкальной импровизацией в кинотеатрах, затем в художественной студии сопровождал уроки гимнастики, а позднее и на радио - также сопровождал передачи радиогимнастики.

Годы учебы

Свое музыкальное образование Василий продолжил в Третьем музыкальном техникуме в классе Петра Борисовича Рязанова - выдающегося педагога-наставника многих советских композиторов. Соловьев-Седой занимался на композиторском отделении вместе с Никитой Богословским. В техникуме он сдружился с Иваном Дзержинским и Николаем Ганом.

В 1931 году весь курс перевели в Ленинградскую консерваторию.

В качестве дипломной работы он представил часть Концерта для фортепиано с оркестром. В студенческие годы Соловьев пробует свои силы в разных жанрах: пишет песни и романсы, фортепианные пьесы, музыку к необыкновенно театральным спектаклям, работает над оперой «Мать» (по М. Горькому). Удивительной радостью для молодого композитора было слышать в 1934 г. по Ленинградскому радио свою симфоническую картину «Партизанщина». Тогда же под псевдонимом В. Седоголовый вышли из печати его «Впрямь лирические песни». Отныне Соловьев слил свою фамилию с псевдонимом и стал подписываться «Соловьев-Седой».

Известность

Впервые Василия Павловича заметили, как композитора-песенника на ленинградском конкурсе массовых песен, организованном ленинградским отделением Союза советских композиторов в 1936 году. Первой премии были удостоены его песни «Парад» на слова А.Гитовича и «Песня о Ленинграде» на слова Е.Рывиной.

Песни Соловьева-Седого запели известные певцы: Ирма Яунзем в 1935 году на декаде советской музыки в Москве спела его песню «Гибель Чапаева»,

Героическую балладу «Гибель Чапаева» (ст. З. Александровой) пели бойцы интернациональных бригад в республиканской Испании.

Певец-антифашист Эрнст Буш включил ее в действительно подобный репертуар. В 1940 г. Соловьев-Седой завершил балет «Тарас Бульба» (по Н. Гоголю).

Леонид Утесов спел впервые его песни «Служили два друга» и «Казачью кавалерийскую».

Война в жизни В.Соловьева – Седого

22 июня 1941 года началась война, а уже на следующий день поэтесса Л.Давидович принесла Соловьеву-Седому стихи под названием «Застава дорогая». Они были написаны до войны и подправлены, так что получился необходимый куплет:

Но злая вражеская стая

Над нами, как туча, взвилась

Застава дорогая

За Родину поднялась

24 июля Соловьев-Седой сочинил мелодию этой песни, пришел к своему другу актеру Александру Борисову, они нашли баяниста, и в тот же вечер песня зазвучала из репродукторов над городом.

Чувствительность Соловьёва-Седого к русскому художественному слову, в особенности поэтическому, была уникальной. Он никогда не сочинял так называемой музыкальной рыбы, под которую подгонялись слова песни. Если текст был не музыкален, не имел свободного музыкального дыхания, он его решительно отвергал. К 1935 году насчитывалось двадцать четыре произведения, созданных Соловьевым-Седовым. В их числе была музыка для театра, лирическая поэма для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт. Но ни одна из его песен не стала массовой. Однако их автора заметил Дунаевский, сумевший разглядеть в Соловьеве-Седом незаурядный музыкальный дар.

Поэт Александр Чуркин, на стихи которого Соловьев-Седой написал не одну песню, оказался в конце 1930-х годов свидетелем такого диалога Утёсова с Дунаевским.

- Пожалуй, ты единственный, - говорил Утёсов, - кто может сочинять такую мелодию, что люди запоют её прямо по дороге с концерта.

- Нет, почему же? - возразил Дунаевский. - На ленинградском музыкальном небосклоне восходит новая звезда - молодой Соловьёв-Седой. Не хочу быть пророком, но уверен: ему суждено большое плавание…

История создания песни «Вечер на рейде»

В период войны Соловьев-Седой создал много замечательных песен: «Вечер на рейде», «Вася Крючкин», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», «Как за Камой, за рекой», «На солнечной поляночке», «Не тревожь ты себя, не тревожь» и другие произведения. В августе 1941 года Соловьева-Седого вместе с поэтом А. Чуркиным направили в порт, где они, как и тысячи ленинградцев, растаскивали бревна, убирали территорию, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. По окончании длинного трудового дня, они присели отдохнуть на борту разгруженной баржи. Был поздний ленинградский вечер. Ничто не напоминало о войне. В заливе, окутанном синей дымкой, стоял на рейде корабль. С него доносилась тихая музыка: кто-то играл на баяне. Когда отправлялись домой, композитор сказал: «Чудный вечер. Стоит песни». По возвращении домой Чуркин сел писать стихи, а Соловьёв-Седой - музыку. Через три дня родилась новая песня - «Вечер на рейде». Композитор и поэт понесли её в дом композиторов. Там песню нашли слишком спокойной, даже заунывной и, как было сказано, не отвечающей требованиям военного времени.

Соловьёв-Седой отложил песню, и она пролежала в его чемодане год. После того, как вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, Соловьёв-Седой, незадолго до этого эвакуированный в Оренбург, вновь представил свою песню на суд коллег. Они назвали её «цыганщиной», и композитор опять отложил песню. Но в марте 1942 года она все же зазвучала и стала народной. Вот как это произошло. Соловьёв-Седой с созданной им театральной бригадой «Ястребок» давал концерт в солдатской землянке. До передовой было полтора километра. Слушателей было не более тридцати солдат. Концерт уже шёл к концу, когда композитор решился сам спеть «Вечер на рейде» под аккордеон. Он сам себе аккомпанировал, и пел, обращаясь к бойцам:

Споёмте, друзья, ведь завтра в поход

Уйдём в предрассветный туман.

Споём веселей, пусть нам подпоёт

Седой боевой капитан.

Когда третий раз прозвучал припев - «Прощай, любимый город!», его подхватили все слушатели. Автора попросили продиктовать слова, а потом еще раз спеть песню вместе со всеми. Такого ещё никогда не было в жизни композитора: люди запели его песню, которую раньше не слышали. За несколько дней песня разлетелась по всем фронтам. Её слова передавали по полевым телефонам связисты. Ночью по телефону они пели её под баян. Песню пели на фронте и в тылу. Она стала любимой народом.

Встреча с поэтом Алексеем Фатьяновым

Соловьёв-Седой был взыскателен к поэтическому слову, так как сам обладал незаурядным литературным даром. Ряд его песен был им сочинён на собственные стихи. В одной из них он так определял духовное назначение песни для солдата, готового взглянуть в глаза смерти и победить её:

Не радостной песней, а грустным мотивом

Погибших друзей помяни,

Помянешь друзей - завоюешь иначе,

Солдаты - особый народ!

От боли не плачем, от песни заплачем,

Коль песня до сердца дойдёт.

Большим событием в жизни Василий Павлович считал встречу в 1942 году с поэтом Алексеем Фатьяновым. В его стихах, говорил композитор, он слышал русскую речь и русскую природу. Видел и чувствовал близкий ему русский советский уклад жизни. Фатьянов, родившийся в старинном городе Вязники, и выросший в Мстерских лесах, был, как и Есенин, поэтом русской души и русской лиричности. Фатьянов сочинял стихи также, как Соловьёв-Седой - музыку. Вместе они создали сорок песен, многие их них вошли в золотой фонд советской и мировой песенной культуры.

Самая знаменитая песня «Соловьи»

Вершиной их творчества можно назвать самую знаменитую песню «Соловьи», созданную в 1943 году. Фатьянов написал лирические стихи о соловьях, в которых выразил единство человека, природы, живого мира в предощущении торжества жизни над смертью:

Ну что война для соловья -

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат,

припомнив дом

И сад зелёный над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Фатьянов прочёл стихи Соловьёву-Седому, и тот придумал к ним музыку. Фатьяновские строки вызвали у композитора драматичные размышления: «Умирать всегда тяжело. Вдвойне тяжело умирать накануне победы. Мы много говорили об этом, и вдруг… соловьи, лирика…». Песня стала гимном жизни на войне. В ней была и грусть по родному дому, и ощущение весны, и ожидание победы, и тяжкий солдатский труд.

Соловьи, соловьи,

не тревожьте солдат,

Пусть солдаты

немного поспят…

Песня быстро зазвучала на передовой. В ней общенародное чувство было передано через личное переживание - это было характерно для песенного творчества Соловьёва-Седого. Его песни военных лет стали народными, потому что народной почвой, на которой они произросли, была русская лирическая песня, отличающаяся не только светлой грустью, но и простором свободного звучания, необычайной эмоциональной силой.

Из странички фронтового блокнота гвардии майора запаса Н. Вечеркина, напечатанной в газете «Советская Эстония»:

«Из романа Аркадия Первенцева «Остров надежды», опубликованного в первых двух книжках журнала «Октябрь» за нынешний (1958) год, я вдруг узнал, что знаменитая песня Соловьева-Седого «Соловьи, соловьи...» впервые прозвучала в Будапеште. Если верить популярному писателю, то это должно было произойти только после освобождения нашими войсками столицы Венгрии, то есть в марте 1945 года. К чему я, собственно, говорю об этом факте? Дело в том, что в это же самое время, точнее, в начале марта 1945 года «Соловьи» впервые прозвучали и на нашем Ленинградском фронте. Так что я уж сомневаюсь, кому первому подарил изумительное произведение ленинградский композитор - своему, Ленинградскому или «чужому», Украинскому фронту. Однако суть дела не в этом. Затеянный мною спор относится лишь к области приоритета, хотя для самолюбия факт этот немаловажен.

Итак, это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии. На участке армии было затишье, ибо гитлеровцы, зажатые в курляндском мешке, могли вырваться из него только по морю, а там их надежно «опекали» корабли Краснознаменного Балтийского флота. Таким образом, предстоящему концерту никто помешать не мог, и на него собралось много солдат и офицеров. Были и генералы.

Под зрительный зал оборудовали большую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменяли кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы - концерт! Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть в «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами...

- А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии - конферансье назвал фамилию певицы - исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». - Зал приветствовал артистку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и артистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей:

И к нам на фронт пришла весна, Солдатам стало не до сна...

Это было настолько реально, что даже не верилось, что песня написана вчера или позавчера, а не сейчас, сию минуту, вот здесь, в этой санитарной палатке. А певица продолжала:

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то, я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии...

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят...

Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она аккумулировала все чувства воедино.

И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, молчала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках. Солдат плакал».

Послевоенное творчество

Послевоенные годы характерны для Василия Павловича появлением песен написанных для кинофильмов «Небесный тихоход» и «Первая перчатка». В 1947 году он был снова удостоен Государственной премии за песни «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу» и «Едет парень на телеге». А первый раз он был удостоен Государственной премии в 1943 году. В 1945 году композитор был награждён орденом «Красная Звезда». Сочинив песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», Соловьев-Седой повел от неё цикл, назвав его поначалу «Возвращение солдата», потом уже найдя более общее, эпическое наименование –«Сказ о солдате». Цикл впервые исполнила Клавдия Шульженко в ЦДРИ в ноябре 1947 года.

12 марта 1950 года Василий Соловьев-Седой был избран депутатом Верховного Совета СССР и много времени уделял депутатской работе.

«Подмосковные вечера».

В 1956 году им была написана песня «Подмосковные вечера». Она была одной из пяти песен, которые создали музыкальный фон хронико-документального фильма «В дни спартакиады» о первой спартакиаде народов СССР. Соловьев-Седой оценивал её как очередную хорошую песню - не более. Он искренне удивился, когда песня «Подмосковные вечера» удостоилась первой премии и Большой золотой медали на международном конкурсе песен, который проводился в дни Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года.


«Подмосковные вечера» стали песней-символом России для всего мира. В фортепианном исполнении они звучали на концертах знаменитого американского пианиста Вэна Клайберна. Известный деятель английского джаза КенниБолл сделал джазовую аранжировку песни Соловьёва-Седого и выпустил пластинку с записью под названием «Полночь в Москве». Когда в 1966 году молодой советский вокалист Эдуард Хиль на Международном конкурсе эстрады в Рио-де-Жанейро пел «Подмосковные вечера», зрительный зал подхватил песню со второго куплета. В 1959 году Соловьеву-Седому была присуждена Ленинская премия за песни «В путь», «Вёрсты», «Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев» и «Подмосковные вечера».

«Соловьев-Седой - это советская песня нашего времени.»

В драматическом и кукольном театре композитор написал музыку к двадцати четырем пьесам. В кино Соловьев-Седой был автором музыки более чем в пятидесяти фильмах. Композитором создано несколько песенных циклов: «Сказ о солдате», «Северная поэма» в 1967 году, «Светлая песня» в 1972 году, «Мои современники» (1973-1975). В шестидесятые годы 20-го века Соловьёва-Седого тревожило проникновение в советский духовный мир массовой западной культуры. Он писал в те годы: «За рубежом сейчас много пишут и говорят о массовой культуре, о том, что народу чужда и недоступна подлинная культура: Рафаэль и Бетховен, Шекспир и Петрарка, что народу нужны битлы, комиксы, дайджесты, вестерны, то есть весь тот суррогат искусства, который легко усваивается, легко одурманивает и легко оболванивает. Варварские попытки пересказать «Гамлета» на пяти страничках карманного формата или «Одиссею» - на трёх, давать рисунки с кроткими, как пулемётная лента диалогами вместо романа, повести или рассказа, джазовые вопли вместо музыки, хриплый шепоток вместо песни, грубый рисунок вместо живописи - всё это проявления знаменитой и зловещей массовой культуры. Я за широкое народное творчество, потому что уверен: народ - превосходный наставник не только в области языка, но и в области музыки. Но я решительно против музыкальных подделок, против того слезливого надрыва, который часто передаётся шепотком в микрофоны на некоторых танцевальных площадках и в концертных эстрадах. Я против опошления песни, против нарушения того единства её поэтического и музыкального образа, народных корней, национальной самобытности… В лексиконе Эллочки было тридцать слов. У многих авторов песенных текстов не больше, а в музыкальном арсенале ещё меньше - поётся всё на одной ноте. Но людоедка Эллочка имела, по крайне мере, то преимущество, что она не требовала трибуны… Я не против гитары, не против самодеятельности, не против менестрелей и бардов. Но я решительно против того, чтобы нашей молодёжи навязывали косноязычность, блатной лексикон, хриплый шепоток, музыкальный примитив».

Приветствуя Василия Павловича в день его 70-летия, композитор Д. Покрасс сказал: «Соловьев-Седой - это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к Родине, родному городу. Это, как часто говорят про песни Василия Павловича, эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне Великой Отечественной»...

Последние годы жизни композитор работал не столь интенсивно, как раньше. Одной из его последних работ, которую он не успел закончить, стала музыка для кукольного спектакля по сказке Самуила Маршака «Терем-теремок».

В последние 4 года жизни Соловьёв-Седой тяжело болел, но болезнь не помешала ему отметить 70-летие в 1977 году. В дом композитора на набережной реки Фонтанки № 131 пришли друзья, артисты, и юбилей композитора транслировался по телевидению.

Василий Соловьев-Седой умер 2 декабря 1979 года, и был похоронен на Литераторских мостках. Рядом с его могилой в 1982 году был похоронен его лучший друг детства, актёр Александр Борисов.

Заключение. «Маршал песни»

Его жизнь достойна сценария голливудского фильма: сын дворника и горничной стал одним из самых любимых композиторов всего Советского Союза. Почти с колыбели он слушал пение великой Анастасии Вяльцевой, у которой работала горничной его мать.

На войне Соловьев-Седой получил звание Маршал песни. Так на фронте его назвал сам Георгий Жуков.

Песни Василия Павловича Соловьева-Седого выдержали самую серьезную проверку - временем. Без него невозможно представить себе Россию ХХ века…

Марлен Дитрих, услышав один раз песню "Соловьи", сказала: "Этой песни мне не хватало на войне". А популярный чешский певец Карел Готт поведал о том, как песни Соловьва-Седого вошли в его репертуар. Даже во время событий 1968 года он исполнял в Праге легендарных "Соловьев".

В начале войны многие политработники упрекали композитора за излишнюю лиричность военных песен. Но Соловьев-Седой не отступил: "Грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими". Слова легендарного "Вечера на рейде" моряки даже выстукивали азбукой Морзе.

Мы узнали еще об одном факте из жизни композитора, связанным с 1948 годом, когда после постановления ЦК о "Борьбе с формализмом в музыке" именно Соловьев-Седой сменил на посту опального Дмитрия Шостаковича и спас многих музыкантов от репрессий.

Практически весь ленинградский Союз композиторов был обязан жилплощадью Соловьеву-Седому, он в буквальном смысле открывал дверь ногой в Ленгорисполком.

Мы увидим удивительную историю песни, которую весь мир считает музыкальной визитной карточкой России. Музсовет киностудии "Центрнаучфильм" прислал композитору письмо: "Вы, автор таких выдающихся песен, на этот раз написали вяловатую, невыразительную песенку, и мы не уверены, будем ли включать ее в фильм". Этой песней оказались "Подмосковные вечера"…

При видимом благополучии в жизни Василия Павловича было много драматических страниц. Мало кому известно, что в последние годы жизни музыканта его песни в буквальном смысле были арестованы в Радиокомитете и не звучали в эфире. Несомненно, эта ситуация повлияла на здоровье и приблизила смерть гения…


В 1982 году в честь Соловьёва-Седого была выпущена почтовая марка «Почты СССР»

В 2007 году был снят документальный фильм «Маршал песни. Василий Соловьев-Седой».

В 2007 году Банк России выпустил серебряную монету посвященную композитору.

В Санкт-Петербурге, на доме где жил композитор, установлена мемориальная доска.

Использованные материалы:

1. Богословский Н.«Мой милый старший друг»// Журнал «Кругозор». - № 4. – 1982.

2. Сохор А. Василий Павлович Соловьев-Седой. Издательство: Музыка, 1977 г. – 126 с.

3. Материалы сайта www.solowyev-sedoy.narod.ru

4. Материалы сайта www.spb.aif.ru




Народный артист СССР (1967)
Герой Социалистического Труда (1975)
Лауреат Ленинской премии (1959)
Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1947)
Награжден 3 орденами Ленина и орденом Красной Звезды




Василий Соловьев-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьевых в Петербурге . Его родители были выходцами из крестьян. Отец после службы в царской армии уехал в Петербург, долго бедствовал и брался за любую работу. Счастье улыбнулось ему, когда он устроился дворником в дом на Обводном канале. Мама Василия была уроженкой Псковщины, знала множество русских народных песен и любила их петь. Эти песни сыграли большую роль в музыкальном развитии будущего композитора. Анна незадолго до переезда на Старо-Невский устроилась горничной к знаменитой певице Анастасии Вяльцевой.

Первыми музыкальными инструментами, на которых в мальчишестве научился играть Василий, были балалайка (драгоценный подарок отца) и гитара. Летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца, и отец ласково называл его седеньким или седым. Дворовым мальчишкам кличка "Седой" понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть.

В их доме жил виолончелист оркестра Мариинского оперного театра Н.Сазонов. Именно с его помощью Василий приобщался к большому искусству. Ему удалось увидеть и услышать Федора Шаляпина в операх "Борис Годунов" и "Севильский цирюльник".

К фортепиано Василия приобщило немое кино. В доме 139 открылся маленький кинотеатрик "Слон", где крутили фильмы с участием Бастера Китона и Веры Холодной. Заметив у экрана диковинку - пианино, Василий упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху "Светит месяц". Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а Василий взялся таскать киноленты, помогал их "прокручивать", убирал зал. Такие занятия очень помогли Василию Павловичу, когда после революции и смерти матери он в занялся музыкальной импровизацией в кинотеатрах, затем в художественной студии сопровождал уроки гимнастики, а позднее и на радио - также сопровождал передачи радиогимнастики.

Свое музыкальное образование Василий продолжил в Третьем музыкальном техникуме в классе Петра Борисовича Рязанова — выдающегося педагога-наставника многих советских композиторов. Соловьев-Седой занимался на композиторском отделении вместе с Никитой Богословским. В техникуме он сдружился с Иваном Дзержинским и Николаем Ганом. В 1931 году весь курс перевели в консерваторию.




Впервые Василия Павловича заметили, как композитора-песенника на ленинградском конкурсе массовых песен в 1936 году - первой премии были удостоены его песни "Парад" на слова А.Гитовича и "Песня о Ленинграде" на слова Е.Рывиной. Песни Соловьева-Седого запели известные певцы: Ирма Яунзем в 1935 году на декаде советской музыки в Москве спела его песню "Гибель Чапаева", Леонид Утесов спел впервые его песни "Служили два друга" и "Казачью кавалерийскую". 22 июня 1941 года началась война, а уже на следующий день поэтесса Л.Давидович принесла Соловьеву-Седому стихи под названием "Застава дорогая". Они были написаны до войны и подправлены, так что получился необходимый куплет:

Но злая вражеская стая
Над нами, как туча, взвилась
Застава дорогая
За Родину поднялась




24 июля Соловьев-Седой сочинил мелодию этой песни, пришел к своему другу актеру Александру Борисову, они нашли баяниста, и в тот же вечер песня зазвучала из репродукторов над городом.

Чувствительность Соловьёва-Седого к русскому художественному слову, в особенности поэтическому, была уникальной. К 1935 году насчитывалось двадцать четыре произведения, созданных Соловьевым-Седовым. В их числе была музыка для театра, лирическая поэма для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт. Но ни одна из его песен не стала массовой. Однако их автора заметил Дунаевский, сумевший разглядеть в Соловьеве-Седом незаурядный музыкальный дар.

В период войны Соловьев-Седой создал много замечательных песен: "Вечер на рейде", "Вася Крючкин", "О чем ты тоскуешь, товарищ моряк", "Как за Камой, за рекой", "На солнечной поляночке", "Не тревожь ты себя, не тревожь" и другие произведения.


В августе 1941 года Соловьева-Седого вместе с поэтом Александром Чуркиным направили в порт, где они, как и тысячи ленинградцев, растаскивали бревна, убирали территорию, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. По окончании длинного трудового дня они присели отдохнуть на борту разгруженной баржи. Был поздний ленинградский вечер. Ничто не напоминало о войне. В заливе, окутанном синей дымкой, стоял на рейде корабль. С него доносилась тихая музыка: кто-то играл на баяне. Когда отправлялись домой, композитор сказал: "Чудный вечер. Стоит песни". По возвращении домой Чуркин сел писать стихи, а Соловьёв-Седой — музыку. Через три дня родилась новая песня — "Вечер на рейде". Композитор и поэт понесли её в дом композиторов. Там песню нашли слишком спокойной, даже заунывной и, как было сказано, не отвечающей требованиям военного времени.

Соловьёв-Седой отложил песню, и она пролежала в его чемодане год. После того, как вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, Соловьёв-Седой, незадолго до этого эвакуированный в Оренбург, вновь представил свою песню на суд коллег. Они назвали её "цыганщиной", и композитор опять отложил песню. Но в марте 1942 года она все же зазвучала и стала народной. Вот как это произошло. Соловьёв-Седой с созданной им театральной бригадой "Ястребок" давал концерт в солдатской землянке. До передовой было полтора километра. Слушателей было не более тридцати солдат. Концерт уже шёл к концу, когда композитор решился сам спеть "Вечер на рейде" под аккордеон. Он сам себе аккомпанировал, и пел, обращаясь к бойцам:



Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.


Когда третий раз прозвучал припев — "Прощай, любимый город!", его подхватили все слушатели. Автора попросили продиктовать слова, а потом еще раз спеть песню вместе со всеми. Такого ещё никогда не было в жизни композитора: люди запели его песню, которую раньше не слышали. За несколько дней песня разлетелась по всем фронтам. Её слова передавали по полевым телефонам связисты. Ночью по телефону они пели её под баян. Песню пели на фронте и в тылу. Она стала любимой народом.

Соловьёв-Седой был взыскателен к поэтическому слову, так как сам обладал незаурядным литературным даром. Ряд его песен был им сочинён на собственные стихи. В одной из них он так определял духовное назначение песни для солдата, готового взглянуть в глаза смерти и победить её:

Не радостной песней, а грустным мотивом
Погибших друзей помяни,
Помянешь друзей — завоюешь иначе,
Солдаты — особый народ!
От боли не плачем, от песни заплачем,
Коль песня до сердца дойдёт.


Большим событием в жизни Василий Павлович считал встречу в 1942 году с поэтом Алексеем Фатьяновым.

Вершиной их творчества можно назвать самую знаменитую песню "Соловьи", созданную в 1943 году. Фатьянов написал лирические стихи о соловьях, в которых выразил единство человека, природы, живого мира в предощущении торжества жизни над смертью:

Ну что война для соловья —
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат,
припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.


Фатьянов прочёл стихи Соловьёву-Седому, и тот придумал к ним музыку. Фатьяновские строки вызвали у композитора драматичные размышления: "Умирать всегда тяжело. Вдвойне тяжело умирать накануне победы. Мы много говорили об этом, и вдруг… соловьи, лирика…". Песня стала гимном жизни на войне. В ней была и грусть по родному дому, и ощущение весны, и ожидание победы, и тяжкий солдатский труд.



Соловьи, соловьи,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят…


Песня быстро зазвучала на передовой. В ней общенародное чувство было передано через личное переживание - это было характерно для песенного творчества Соловьёва-Седого. Его песни военных лет стали народными, потому что народной почвой, на которой они произросли, была русская лирическая песня, отличающаяся не только светлой грустью, но и простором свободного звучания, необычайной эмоциональной силой.

Послевоенные годы характерны для Василия Павловича появлением песен написанных для кинофильмов "Небесный тихоход" и "Первая перчатка". В 1947 году он был снова удостоен Государственной премии за песни "Давно мы дома не были", "Стали ночи светлыми", "Пора в путь-дорогу" и "Едет парень на телеге". А первый раз он был удостоен Государственной премии в 1943 году. В 1945 году композитор был награждён орденом "Красная Звезда". Сочинив песню "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", Соловьев-Седой повел от неё цикл, назвав его поначалу "Возвращение солдата", потом уже найдя более общее, эпическое наименование - "Сказ о солдате". Цикл впервые исполнила Клавдия Шульженко в ЦДРИ в ноябре 1947 года.




12 марта 1950 года Василий Соловьев-Седой был избран депутатом Верховного Совета СССР и много времени уделял депутатской работе.

В 1956 году им была написана песня "Подмосковные вечера". Она была одной из пяти песен, которые создали музыкальный фон хронико-документального фильма "В дни спартакиады" о первой спартакиаде народов СССР. Соловьев-Седой оценивал её как очередную хорошую песню — не более. Он искренне удивился, когда песня "Подмосковные вечера" удостоилась первой премии и Большой золотой медали на международном конкурсе песен, который проводился в дни Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года.



"Подмосковные вечера" стали песней-символом России для всего мира. В фортепианном исполнении они звучали на концертах знаменитого американского пианиста Вэна Клайберна. Известный деятель английского джаза Кенни Болл сделал джазовую аранжировку песни Соловьёва-Седого и выпустил пластинку с записью под названием "Полночь в Москве". Когда в 1966 году молодой советский вокалист Эдуард Хиль на Международном конкурсе эстрады в Рио-де-Жанейро пел "Подмосковные вечера", зрительный зал подхватил песню со второго куплета. В 1959 году Соловьеву-Седому была присуждена Ленинская премия за песни "В путь", "Вёрсты", "Если бы парни всей земли", "Марш нахимовцев" и "Подмосковные вечера".





В кино Соловьев-Седой был автором музыки более чем в пятидесяти фильмах. Композитором создано несколько песенных циклов: "Сказ о солдате", "Северная поэма" в 1967 году, "Светлая песня" в 1972 году, "Мои современники" (1973-1975).


В последние 4 года жизни Соловьёв-Седой тяжело болел, но болезнь не помешала ему отметить 70-летие в 1977 году. В дом композитора на набережной реки Фонтанки № 131 пришли друзья, артисты, и юбилей композитора транслировался по телевидению.




Василий Соловьев-Седой умер 2 декабря 1979 года, и был похоронен на Литераторских мостках. Рядом с его могилой в 1982 году был похоронен его лучший друг детства, актёр Александр Борисов.

В 2007 году был снят документальный фильм "Маршал песни. Василий Соловьев-Седой".



Соловьев-Седой, В. П. Избранные песни [Ноты]. Вып. 1 / В. П. Соловьев-Седой; авт. сл. : Л. И. Ошанин и [др.]. - Ленинград; Москва: Государственное музыкальное издательство, 1950. - 120 с. : портр.

10 апреля 2017 года исполнилось 110 лет со дня рождения советского композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого (1907-1979).

В историю музыкального искусства Василий Павлович Соловьёв-Седой вошел как песенный летописец своего времени. Им создано свыше 400 песен, 6 оперетт и музыкальных комедий, 2 балета, музыка к 50 кинофильмов.

Песни В. П. Соловьёва-Седого занимают видное место в советской музыке. «Согретые большим чувством, пронизанные русским народно-песенными интонациями, глубоко жизненные по своему содержанию, песни эти отвечают лучшим патриотическим чувствам советских людей». В 1936 г., в год окончания Ленинградской консерватории, Соловьёв-Седой, участвуя в конкурсе песни, организованном Ленинградским Союзом советских композиторов, получил первую премию за песни «Парад» и «Песня о Ленинграде».

В довоенные годы широкое распространение получили его песни: «Казачья-кавалерийская», «Гибель Чапаева», «Таёжная», «Песня о двух товарищах». Они «отличались яркой, запоминающейся мелодией, свежей гармонией, богатой и разнообразной ритмикой».

В годы Великой Отечественной войны композитор нашел свое место в ряду тех, кто идейным оружием помогал бить врага. Выступая со своими песнями перед бойцами на фронтах, он «проникся их думами и чаяниями, понял, какое значение имеет для солдата хорошая песня». Воины стали излюбленными героями его песен.

Первые песни, написанные Василием Павловичем в дни войны, – «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», – в короткий срок стали любимыми на фронте и в тылу. За этими песнями последовали: «Когда песню поёшь», «Как за Камой рекой», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», «Баллада о Матросове», «Соловьи», «Ничего не говорила» и многие другие, которые также были подхвачены народом во всех уголках страны. Близка Соловьёву-Седому была и область лирики. Им было создано также много шуточных и веселых песен.

Соловьёв-Седой дважды удостоен Сталинской премией. В 1943 г. – за песни «Играй, мой баян», «Вечер на рейде» и «Песня мести». В 1947 г. – за песни «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу», «Едет парень на телеге».

С окончанием войны композитор приступает к созданию «мирных» песен, возвращаясь к любовной лирике. Пишет музыку к кинофильмам. Значительное место в его творчестве занимают песни о Ленинграде.

Песня для В. П. Соловьёва-Седого – главный жанр. Он писал: «Песня это музыкальный рассказ, новелла, и замысел её, во многом зависящий от текста, должен быть предельно кратким, лаконичным, выразительным, ёмким. Он должен быть афористичным. Именно эта афористичность даёт простор композитору, не связывает полета его фантазии, не сводит музыку к иллюстрации, делает песню легко запоминающейся и вызывает у слушателя соответствующие эмоции… Песня – барометр своего времени, его следопыт и разведчик».

В полную силу голос Соловьёва-Седого народ услышал в лихую военную годину. Только в 1942 г. им было написано шестнадцать песен. В этот период композитор Б. Астафьев сочинения Василия Павловича относит к песенно-романсной демократической лирике, тесно примыкающей к массовой песне: «…песни-романсы… это своего рода простая речь от души к душе, то полунамеками, то вдруг яркими волнующими вспышками страсти, затаенной скорби и горькой иронии».

Судьба послала В. П. Соловьёву-Седому встречу с поэтом, который на многие годы стал спутником творчества и другом жизни – с Алексеем Фатьяновым. В стихах Фатьянова композитор ощущал редкостную, как он определял, «свободную песенность, возможности ритмических вариантов» – то, что называл «песенным стилем поэзии».

Всеволод Азаров, поэт-фронтовик так вспоминает о событиях 1945 г. в Восточной Пруссии. Он, в то время, был военным корреспондентом, прикомандированным к морской пехоте, участвовавшей в боях в районе Пиллау. В один из дней у него произошла встреча с концертной бригадой, в составе которой были также В. П. Соловьёв-Седой, его жена – пианистка Татьяна Рябова, поэт Алексей Фатьянов. Азаров уговорил их выступить перед морскими пехотинцами. В пути Соловьёв-Седой и Фатьянов оживлённо переговаривались. Как потом оказалось, «они доводили до «кондиции» свою новую песню... А песне суждена была в близком будущем слава, и начиналась она словами:

Давно мы дома не были,

Шумит над речкою ель,

Как будто в сказке-небыли

За тридевять земель».

Но группе пришлось выступать в подземном бункере, «а в нем – “славяне”, командование части танкистов», готовящихся к марш-броску на косу Фрише-Нерунг. Там-то и состоялась «премьера» песни «Давно мы дома не были», чему и стал свидетелем Всеволод Азаров, песни, которая уже более семидесяти лет звучит в память о тяжелых годах войны.

В фонде редких книг в коллекции заслуженного деятеля искусств России, композитора, музыковеда, фольклориста, критика, члена Союза композиторов СССР, России Николая Леонидовича Луганского (1937-2005) есть прижизненное издание песен Василия Павловича Соловьёва-Седого.

Сборник включает 26 песен. Среди них любимые по сегодняшний день: «Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина), «Пришла и к нам на фронт весна» (сл. А. Фатьянова), «Давно мы дома не были» (сл. А. Фатьянова), «Пора в путь-дорогу» (сл. С. Фогельсона), «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (сл. А. Фатьянова), «На солнечно поляночке» (сл. А. Фатьянова), «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского) и др.

Композитор А. Петров писал: «… о Василии Павловиче Соловьёве-Седом мы по праву говорим: «великий мастер», «великий композитор»… Он велик не только потому, что сумел, как никто, воплотить народные национальные традиции в современной советской песне, сумел создать непревзойденную лирику грозных военных лет, ставшую могучим «песенным оружием» народа в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Он сделал песню важной частью духовной жизни миллионов людей, причем нескольких поколений: его песни в сердцах и памяти его ровесников, и их детей, и внуков… Песни Соловьёва-Седого будут жить столько, сколько жить русской речи, сколько жить народной песне».

Лучшие песни В. П. Соловьёва-Седого продолжают жить в наших домах. По-прежнему в эфире позывные радиостанции «Маяк», которые вышли из всемирно известной песни «Подмосковные вечера».

Список использованной литературы:

  1. Соловьев-Седой, В. П. Избранные песни [Ноты]. Вып. 1 / В. П. Соловьев-Седой; авт. сл.: Л. И. Ошанин и [др.]. - Ленинград; Москва: Государственное музыкальное издательство, 1950. - 120 с. :портр.
  2. Василий Павлович Соловьев-Седой: воспоминания... / сост. С. М. Хентова; ред. М. А. Дунаевский; худож. И. Н. Кошаровский. - Ленинград: Советский композитор, 1987. - 296 с. : фот.
  3. Соловьев-Седой, В. П. Пути-дороги: воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве / В. П.
  4. Соловьев-Седой. - Ленинград: Советский композитор, 1982. - 184 с: ил.

Соловьев-Седой В. П.

(наст. фам. - Соловьёв) Василий Павлович (12 (25) IV 1907, Петербург - 2 XII 1979, Ленинград) - сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1967). Герой Социалистич. Труда (1975). Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова. Проф. муз. деятельность начал в 1925 в качестве пианиста-импровизатора на ленингр. Радио, в студии художеств. гимнастики и в самодеят. коллективах. В начале Великой Отечеств. войны 1941-45 организатор и худ. рук. фронтового эстрадного театра "Ястребок". В 1948-64 председатель правления Ленингр. отделения CK РСФСР. В 1957-74 секретарь CK СССР. С 1960 секретарь CK РСФСР.
С.-С. - один из крупнейших мастеров сов. песенного творчества. Его песни приобрели огромную популярность и вошли в быт миллионов людей. Как композитор начал творч. путь в 30-х гг., написав героич. балладу ("Гибель Чапаева") и песни для массового исполнения на празднествах ("Песня о Ленинграде" и др.). В период Великой Отечеств. войны создавал бытовые лирич. песни, выражающие всенародные идеи и чувства. Ввёл в сов. песенное иск-во новых героев: небольшой коллектив друзей-моряков с одного корабля ("Вечер на рейде"), бойцов из одной землянки ("Соловьи", "Давно мы дома не были"), воина или труженика - скромного и доброго простого паренька ("Играй, мой баян", "На солнечной поляночке", "Поёт гармонь за Вологдой"). Через частное, конкретное (любовь солдата к родным местам, его грусть по любимой девушке или незлобивую шутку) С.-С. передал в своей лирике высокие душевные качества сов. людей, их патриотизм, стойкость, оптимизм. Такой же обобщающий смысл имеют образы любимого города и рус. природы, темы дружбы и любви в его послевоенных лирич. песнях ("Наш город", "Вечерняя песня", "Песня о России", "Услышь меня, хорошая"). Среди них особо выделяется песня "Подмосковные вечера", ставшая своего рода междунар. муз. эмблемой Сов. России. Широчайший отклик нашли также лирич. песни С.-С, посв. воспоминаниям о войне и её героях ("Где же вы теперь, друзья-однополчане", "Баллада о солдате"), мирному труду сов. людей ("Моя родная сторона"), солидарности молодёжи в борьбе за мир ("Если бы парни всей земли"). Наряду с лирическими в 40-60-х гг. композитор создавал шуточные песни ("Как за Камой за рекой", "Едет парень на телеге"), воинские марши и строевые армейские песни ("Марш нахимовцев", "В путь", "Солдат - всегда солдат"). В них, как и в песенной лирике композитора, образы героев отмечены добродушным юмором. В 60-70-х гг. С.-С. написал на слова Г. Я. Горбовского вок. циклы, в к-рых сочетаются жанровые признаки песни и романса.
С песенным творчеством тесно связана работа С.-С. в области музыки для т-ра и кино, где он продолжил традиции И. О. Дунаевского, строя на песенной основе развитые муз. сцены. В балете "Тарас Бульба", опереттах "Верный друг", "Самое заветное", музыке к фильмам "Небесный тихоход", "Первая перчатка" и др. сочинениях широко использованы интонации нар. и сов. песни; ряд номеров написан в куплетной форме.
Муз. стиль С.-С. отличается яркостью рус. нац. склада. В его творчестве синтезируются разл. традиции нар. и бытовой музыки (интонации рус. крестьянской лирики, гор. романса, рабочих и революц. гимнов, частушки, нар. инстр. музыки, включая балалаечные и гармошечные наигрыши). Вместе с тем песенный язык композитора неповторимо индивидуален. Особенное своеобразие придаёт песням С.-С. тонкое претворение ритмоинтонаций рус. речи и импровизац. приёмов нар. музыкантов (отступления от строгой квадратности, ритмич. "подхваты" и "перебои"), благодаря чему его музыка обретает обаяние непосредственного и непринуждённого высказывания. Мн. песни С.-С. получили широкое междунар. признание. Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1943, 1947).
Сочинения : балеты - Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, 1940, Ленингр. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1955; там же), В порт вошла "Россия" (1963, там же); оперетты и муз. комедии - Верный друг (1945, Куйбышевский т-р оперы, балета и муз. комедии; Ленингр. т-р муз. комедии), Самое заветное (1951, Моск. т-р оперетты), Олимпийские звёзды (1962, Ленингр. т-р муз. комедии), Восемнадцать лет (1967, там же), У родного причала (1970, Одесский т-р муз. комедии), Жил-был Шельменко (1978, Тернопольский т-р муз. комедии); песни (св. 400), в т. ч. на сл. З. Н. Александровой - Гибель Чапаева (1936); на сл. Н. В. Глейзарова - Едет парень на телеге (1946), Марш нахимовцев (1949); на сл. Г. Я. Горбовского - циклы Северная поэма (1967) и Светлые песни (1973, в т. ч. Песня о России); на сл. В. М. Гусева - Таёжная (1938), Как за Камой за рекой (1943), Когда песню поёшь (1943); на сл. Л. Н. Давидович - Играй, мой баян (1941); на сл. Е. А. Долматовского - Если бы парни всей земли (1957); на сл. М. А. Дудина - В путь (1955); на сл. М. В. Исаковского - Не тревожь ты себя, не тревожь (1944), Услышь меня, хорошая (1945); на сл. Ю. Капустина - Разговор с городом (1971); на сл. В. И. Лебедева-Кумача - О чём ты тоскуешь, товарищ моряк (1942), На лодке (1946); на сл. М. Л. Матусовского - Подмосковные вечера (1956), Солдат - всегда солдат (1959), Баллада о солдате (1961); на сл. С. Г. Острового - Песня о краснодонцах (1946); на сл. Л. И. Ошанина - Вёрсты (1951), Там, говорят, бураны (1961), Сёстры, сёстры (1963); на сл. А. А. Прокофьева - Баллада о солдатском сне (1944), Наша Родина - Россия (1944); на сл. Е. И. Рывиной - Песня о Ленинграде (1936); на сл. А. И. Фатьянова - На солнечной поляночке (1943), Ничего не говорила (1944), Соловьи (1944), Давно мы дома не были (1945), Наш город (1945), цикл Сказ о солдате (1947, Поёт гармонь за Вологдой, Где же вы теперь, друзья-однополчане, и др.), Где ж ты, мой сад (1948), Что нам ветры (1954); на сл. С. Б. Фогельсона - Матросские ночи (1945), Пора в путь-дорогу (1945), Моя родная сторона (1947), Дорога, дорога (1957), Что солдату надо (1965); на сл. А. Д. Чуркина - Казачья кавалерийская (1936), Вечер на рейде (1941), Вечерняя песня (1957); музыка к художеств. кинофильмам (36), в т. ч. "Одиннадцатое июля" (1938), "Небесный тихоход" (1945), "Первая перчатка" (1946), "Счастливого плавания" (1949), "Чемпион мира" (1954), "Максим Перепелица" (1955), "Она вас любит" (1956), "Очередной рейс" (1958), "Иван Рыбаков" (1961), "Донская повесть" (1964), "Виринея" (1969), "Открытая книга" (1973); музыка к мультипликац., науч.-популярным и документальным кинофильмам (15); музыка к драм. спектаклям и радиопостановкам (ок. 40). Литературные сочинения : За музыкальную правду эпохи. Статьи, заметки, выступления, М.-Л., 1972. Литература : Сохор A., В.П.Соловьёв-Седой. Песенное творчество, Л.-М., 1952; его же, Василий Павлович Соловьёв-Седой. Книжка для юношества, Л., 1967; Кремлев Ю., Василий Павлович Соловьёв-Седой. Очерк жизни и творчества, Л., 1960; Василий Павлович Соловьёв-Седой. Нотографический справочник, сост. О. Гейнина, О.Новикова, Л., 1971; Завадская Н., Певец России, "МЖ", 1977, No 8; В. П. Соловьёв-Седой. Ното-библиографический справочник, сост. Д. Персон, Л.-М., 1978. А. Н. Сохор.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Соловьев-Седой В. П." в других словарях:

    - … Википедия

    СОЛОВЬЕВ СЕДОЙ (наст. фам. Соловьев) Василий Павлович (1907 79) российский композитор, народный артист СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1975). Балет Тарас Бульба (1940, 2 я редакция 1955), оперетты Самое заветное (1951), песни Вечер на … Большой Энциклопедический словарь

    - (25.04.1907, Петербург 02.12.1979, Ленинград), композитор. Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1947); Лауреат Ленинской премии (1959) Народный артист СССР (1967); Герой Соц. Труда (1975). Окончил Ленинградскую консерваторию (1936, класс… … Энциклопедия кино

    - (25 IV 1907, Петербург 2 XII 1979, Ленинград) Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить глубоко и вдохновенно. В этих словах заключено кредо замечательного советского… … Музыкальный словарь

    Род. 25 апр. 1907 в Петербурге, ум. 2 дек. 1979 в Ленинграде. Композитор. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1967). В 1929 1931 обучался в Центр. муз. техникуме в Ленинграде по кл. композиции П. Б. Рязанова. В 1936… … Большая биографическая энциклопедия

    - (наст. фам. Соловьев; 1907–1979) – рус. композитор. Нар. арт. СССР (1967), Герой Соц. Труда (1975). Написал музыку к балету «Тарас Бульба» (1940, 2 я ред. 1955), к оперетте «Самое заветное» (1951). Автор популярных песен «Вечер на рейде» (1941),… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    - … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Соловьев Седой Василий Павлович Советский композитор Дата рождения: 25 апреля 1907 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти: 2 декабря 1979 … Википедия

Книги

  • В. П. Соловьев-Седой. Песни. Хоры. Фортепианные транскрипции (комплект из 3 книг) , В. П. Соловьев-Седой. Мелодии Василия Павловича Соловьева-Седого - незабываемая страница в истории нашей музыки, обыкновенное чудо, подаренное миллионам людей. И нельзя допустить даже мысли о том, что новое…


Вверх